Научная статья на тему 'Психологическая диагностика стиля управления транспортным средством с помощью личностного опросника оценки надёжности водителя'

Психологическая диагностика стиля управления транспортным средством с помощью личностного опросника оценки надёжности водителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ / DANGEROUS DRIVING / СКЛОННОСТЬ К ОПАСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / TENDENCY TO DANGEROUS DRIVING / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS / ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ОЦЕНКИ НАДЁЖНОСТИ ВОДИТЕЛЯ / INDIVIDUAL QUESTIONNAIRE FOR CHECKING RELIABILITY OF A DRIVER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров В.Е.

Статья посвящена исследованию возможностей психодиагностической оценки склонности водителей к опасному стилю управления транспортным средством. В качестве методики диагностики применялся авторский личностный опросник оценки надёжности водителя. Стиль управления транспортным средством (Style) прогнозируется на основе изучения таких характеристик как дисциплинированность, самоконтроль, ответственность, агрессивность, склонность к риску, стремление к самоутверждению, энергичность, самонадеянность, тревожность. Эмпирически доказано, что показатель Style позволяет статистически достоверно дифференцировать водителей, отличающихся надёжным стилем управления транспортным средством, и водителей с опасным стилем управления автотранспортом. Предлагаемый подход может применяться при допуске водителей к управлению транспортным средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF A STYLE OF DRIVING A VEHICLE WITH THE HELP OF A PERSONAL QUESTIONNAIRE FOR ASSESSING THE RELIABILITY OF THE DRIVER

The study does a psycho-diagnostic assessment of the propensity of drivers to a dangerous style of driving. The diagnostic techniques used in the research is the author's own personal questionnaire for assessing the reliability of the driver. The style of driving a vehicle is projected on the basis of the characteristics, such as discipline, self-control, responsibility, aggressiveness, risk tolerance, desire for self-assertion, energy, confidence, anxiety. The work empirically proves that the rate of the style allows significantly differentiate the statistics between the drivers, who have a reliable style of driving, and the drivers from a risk group. The author of the technique determines normative data for the diagnostic scales for different age groups. The proposed approach can be applied to the admission of drivers to driving a vehicle. The widespread use of the technique is in driving with individualization of training and correction of the driving style of a vehicle.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика стиля управления транспортным средством с помощью личностного опросника оценки надёжности водителя»

Библиографический список

1. Murray C, Lopez A. The Global Burden of Disease. Harvard University Press; Cambridge: 1996.

2. Partonen T, Magnusson A. Seasonal Affective Disorder. Oxford University Press; Oxford: 2001.

3. Benca RM, Obermeyer WH, Thisted RA, Gillin JC. Sleep and psychiatric disorders. A meta-analysis. Arch Gen Psychiatry. 1992; 49: 651 - 668.

4. Gjessing R. Contribution to the Somatology of Periodic Catatonia. Pergamon; Oxford: 1976.

5. Benca RM, Obermeyer WH, Thisted RA, Gillin JC. Sleep and psychiatric disorders. A meta-analysis. Arch Gen Psychiatry. 1992; 49: 651 - 668.

6. Dunlap JC. Molecular bases for circadian clocks. Cell. 1999; 96: 271 - 290.

7. Albrecht U, Eichele G. The mammalian circadian clock. Curr Opin Genet Dev.2003; 13: 271 - 277.

8. Hirota T, Fukada Y. Resetting mechanism of central and peripheral circadian clocks in mammals. Zoolog Sci. 2004; 21: 359 - 368.

9. Hosoda H, Motohashi J, Kato H, Masushige S, Kida S. A BMAL1 mutant with arginine 91 substituted with alanine acts as a dominant negative inhibitor. Gene. 2004; 338: 235 - 241.

10. Li J. Z., Bunney B.G., Meng F., Hagenauer M.H., Walsh D. M., et al. Circadian patterns of gene expression in the human brain and disruption in major depressive disorder NeuroscienceProc Natl Acad Sci U S A. 2013; Jun 11; 110 (24): 9950 - 9955.

11. Jenkins CD, Stanton BA, Niemeryk SJ, Rose RM. A scale for the estimation of sleep problems in clinical research. J Clin Epidemiol. 1988; 41: 313 - 21.

12. WHO MONICA psychosocial optional study. Suggested measurement instruments. Copenhagen : World Health Organization, 1988.

13. WHO MONICA Project prepared by Kuulasmaa K. et al. Baseline population survey data book. MONICA Memo 178 A. Helsinki, 1990.

14. Bühl A., Zöfel P. SPSS Version 10. Einführung in die moderne Datenanalyse unter Windows, 2005.

15. Epi Info 7 is public domain statistical software for epidemiology developed by Centers for Disease Control and Prevention (CDC) in Atlanta, Georgia (USA). Available at: [http://wwwn.cdc.gov/epiinfo/]

16. WTCCC. Genome-wide association study of 14,000 cases of seven common diseases and 3,000 shared controls. Nature. 2007. Jun 7; 447 (7145): 661 - 78.

References

1. Murray C, Lopez A. The Global Burden of Disease. Harvard University Press; Cambridge: 1996.

2. Partonen T, Magnusson A. Seasonal Affective Disorder. Oxford University Press; Oxford: 2001.

3. Benca RM, Obermeyer WH, Thisted RA, Gillin JC. Sleep and psychiatric disorders. A meta-analysis. Arch Gen Psychiatry. 1992; 49: 651 - 668.

4. Gjessing R. Contribution to the Somatology of Periodic Catatonia. Pergamon; Oxford: 1976.

5. Benca RM, Obermeyer WH, Thisted RA, Gillin JC. Sleep and psychiatric disorders. A meta-analysis. Arch Gen Psychiatry. 1992; 49: 651 - 668.

6. Dunlap JC. Molecular bases for circadian clocks. Cell. 1999; 96: 271 - 290.

7. Albrecht U, Eichele G. The mammalian circadian clock. Curr Opin Genet Dev.2003; 13: 271 - 277.

8. Hirota T, Fukada Y. Resetting mechanism of central and peripheral circadian clocks in mammals. Zoolog Sci. 2004; 21: 359 - 368.

9. Hosoda H, Motohashi J, Kato H, Masushige S, Kida S. A BMAL1 mutant with arginine 91 substituted with alanine acts as a dominant negative inhibitor. Gene. 2004; 338: 235 - 241.

10. Li J. Z., Bunney B.G., Meng F., Hagenauer M.H., Walsh D. M., et al. Circadian patterns of gene expression in the human brain and disruption in major depressive disorder NeuroscienceProc Natl Acad Sci U S A. 2013; Jun 11; 110 (24): 9950 - 9955.

11. Jenkins CD, Stanton BA, Niemeryk SJ, Rose RM. A scale for the estimation of sleep problems in clinical research. J Clin Epidemiol. 1988; 41: 313 - 21.

12. WHO MONICA psychosocial optional study. Suggested measurement instruments. Copenhagen : World Health Organization, 1988.

13. WHO MONICA Project prepared by Kuulasmaa K. et al. Baseline population survey data book. MONICA Memo 178 A. Helsinki, 1990.

14. Bühl A., Zöfel P. SPSS Version 10. Einführung in die moderne Datenanalyse unter Windows, 2005.

15. Epi Info 7 is public domain statistical software for epidemiology developed by Centers for Disease Control and Prevention (CDC) in Atlanta, Georgia (USA). Available at: [http://wwwn.cdc.gov/epiinfo/]

16. WTCCC. Genome-wide association study of 14,000 cases of seven common diseases and 3,000 shared controls. Nature. 2007. Jun 7; 447 (7145): 661 - 78.

Статья поступила в редакцию 01.12.16

УДК 159.9.07

Petrov V.E., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, leading researcher, Federal State Institution of Research Center of

Road Safety of Russian Interior Ministry (Moscow, Russia), E-mail: v.e.petrov@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF A STYLE OF DRIVING A VEHICLE WITH THE HELP OF A PERSONAL QUESTIONNAIRE FOR ASSESSING THE RELIABILITY OF THE DRIVER. The study does a psycho-diagnostic assessment of the propensity of drivers to a dangerous style of driving. The diagnostic techniques used in the research is the author's own personal questionnaire for assessing the reliability of the driver. The style of driving a vehicle is projected on the basis of the characteristics, such as discipline, self-control, responsibility, aggressiveness, risk tolerance, desire for self-assertion, energy, confidence, anxiety. The work empirically proves that the rate of the style allows significantly differentiate the statistics between the drivers, who have a reliable style of driving, and the drivers from a risk group. The author of the technique determines normative data for the diagnostic scales for different age groups. The proposed approach can be applied to the admission of drivers to driving a vehicle. The widespread use of the technique is in driving with individualization of training and correction of the driving style of a vehicle.

Key words: dangerous driving, tendency to dangerous driving, psychological diagnosis, individual questionnaire for checking reliability of a driver.

В.Е. Петров, канд. психол. наук, доц., вед. науч. сотр. ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности

дорожного движения МВД России», г. Москва, E-mail: v.e.petrov@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ С ПОМОЩЬЮ ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ОЦЕНКИ НАДЁЖНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Статья посвящена исследованию возможностей психодиагностической оценки склонности водителей к опасному стилю управления транспортным средством. В качестве методики диагностики применялся авторский личностный опросник оценки надёжности водителя. Стиль управления транспортным средством (Style) прогнозируется на основе изучения таких ха-

рактеристик как дисциплинированность, самоконтроль, ответственность, агрессивность, склонность к риску, стремление к самоутверждению, энергичность, самонадеянность, тревожность. Эмпирически доказано, что показатель Style позволяет статистически достоверно дифференцировать водителей, отличающихся надёжным стилем управления транспортным средством, и водителей с опасным стилем управления автотранспортом. Предлагаемый подход может применяться при допуске водителей к управлению транспортным средством.

Ключевые слова: опасное вождение, склонность к опасному управлению транспортным средством, личностный опросник оценки надёжности водителя.

Среди актуальных угроз современного российского общества важнейшей, вне всякого сомнения, является проблематика, исходящая из сферы дорожного движения. Последствия дорожно-транспортных происшествий - гибель людей, травмы и увечья - обоснованно обусловливают повышенное внимание к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения как со стороны руководителей органов государственной власти и управления, так и со стороны средств массовой информации, общественных организаций и объединений. Несмотря на множество направлений обеспечения безопасности дорожного движения в триаде «водитель - дорога - транспортное средство», особая роль отводиться субъекту управления транспортным средством - водителю. На первый план выходят такие аспекты как: возможности специальной подготовки водителей, формирование и развитие качеств личности, определяющих надёжность управления транспортным средством. Компетенции успешного водителя (как профессионала, так и любителя) различны. Они проявляются в безаварийности, безопасности и надёжности управления транспортным средством. В качестве интегральной характеристики, отражающей особенности управления транспортным средством, можно рассматривать стиль управления.

Стиль управления - это относительно устойчивая совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства. В нём интегрируется опыт, знания, навыки и умения по управлению транспортным средством, соответствующие стратегия и тактика, отношение к соблюдению правил дорожного движения, уважение или безразличие к другим участникам, социальная ситуация, а также целый набор профессионально важных качеств водителя.

Рассматривая континуум выраженности стиля управления транспортным средством, можно выделить такие противоположные характеристики как «опасный стиль управления» (рискованный, агрессивный стиль управления) и «надёжный стиль управления» (надёжность управления).

Понятие «опасное вождение» впервые нашло нормативно-правовое закрепление в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации». Согласно нововведению, дополнившему пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. Опасный стиль управления определяется как совокупность таких действий водителя по управлению транспортным средством как невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону.

Однако опасность в стиле управления следует рассматривать не только как деятельностный аспект, но и как характеристику личности водителя. В нём, как и во многих других экстремальных ситуациях, проявляется широкий спектр латентных личностных свойств.

В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль деятельности, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, с исключением создания помех для иных водителей, их уважением, с предсказуемостью поведения на дороге и др. Надёжность детерминирована наличием (в т. ч. степенью выраженности) или отсутствием у водителя определённых индивидуально-психологических характеристик. Несмотря на отсутствие в настоящее время единой точки зрения на перечень таких качеств, правомерно выделять особенности личности, сдерживающие или способствующие опасному вождению.

Принимая во внимание актуальность исследования детерминации и оценки опасного стиля вождения как устойчивой характеристики управления транспортным средством, нами были изучены факторы, потенцирующие и препятствующие соответствующее поведение водителя. Исследование проводилось на теоретическом и экспериментальном уровнях. Теоретический уровень позволил описать факторы, оказывающие влияние на стиль управления транспортным средством [1]. Эксперимент был направлен на уточнения потенциала влияния того или иного фактора (индивидуально-психологической особенности личности) на стиль управления транспортным средством (табл. 1). В качестве диагностического инструментария применялась авторская методика - личностный опросник оценки надёжности водителя (ЛООНВ). Его девять диагностических шкал охватывают базовые индивидуально-психологические особенности личности, детерминирующие опасное или безопасное вождение [2]. Качества группируются в две полярные и одну вариативную группу. В первую группу вошли характеристики две морально-нравственной (дисциплинированность, ответственность) и одна волевой (самоконтроль) сфер, способствующие безопасному вождению. Вторая группа представлена качествами личности, потенцирующими опасное вождение. В ней аккумулированы характеристики моти-вационно-нравственной (агрессивность, склонность к риску), а также сферы самооценки (стремление к самоутверждению). Третья группа условно объединяет параметры, которые по-разному влияют на безопасность управления транспортным средством: могут, как потенцировать, так и сдерживать агрессию водителя. Среди них: тревожность (эмоциональная сфера), самонадеянность (сфера самооценки), энергичность (волевая сфера). Эти качества индивидуализируют личность водителя, модулируют и раскрывают особенности, указанные в первой и второй группах.

Для оценки склонности водителя к опасному (агрессивному) управлению транспортным средством используются значения показателей вышеприведённых диагностических шкал опросника (первичный балл).

Промежуточный показатель («сырой» балл) склонности к опасному управлению транспортным средством (Index) рассчитывается по согласно следующей многофакторной регрессионной модели:

Index = - 0,115 • Dis - 0,005 • Sel - 0,290 • Res - 0,060 • Anx + 0,007 • Agg + 0,134 • Rsk + 0,271 • Sas + 0,245 • Arr + 0,047 • Eng.

Первичный балл Index переводится во вторичную шкалу (Style). Нормативные значения для водителей: среднее значение - «- 1,15», стандартное отклонение - «1,71».

Оценка дифференциальных способностей показателя Style осуществлена в исследовании, проведённом в январе-апреле 2016 года. В нём приняло участие 355 человек (сотрудники ГИБДД, курсанты - 168 чел.; водители - 187 чел.). Было сформировано две группы по 100 чел. в каждой: 1) нормативные водители, надёжное и безопасное управление транспортным средством; 2) водители, склонные к опасному управлению транспортным средством. Опасное вождение связывалось с наличием у водителя нарушений Правил дорожного движения по следующим статьям КоАП РФ: статья 12.9 (Превышение установленной скорости движения), статья 12.12. ч. 1 (Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика),

Таблица 1

Наименование и содержание диагностических шкал опросника

Шкала Наименование шкалы Содержание шкалы

Dis Дисциплинированность (социальная нормативность) ставшая чертой личности готовность индивида соблюдать установленные обществом требования, нормативные предписания (в т.ч. правила дорожного движения), социальные обязательства.

Scl Самоконтроль (волевая регуляция) характеристика индивида, описывающая его способность контролировать свои мысли, эмоции, поведение в различных ситуациях социального взаимодействия и в условиях противоречий, это волевая регуляция индивидуального поведения и подчинение его дозволенному, целесообразному и необходимому

Res Ответственность характеристика человека, описывающая его способность соотносить желаемое с формами индивидуальных поступков и готовностью принять их последствия, как неизбежные свершившиеся факты

Agg Агрессивность устойчивая характеристика личности, выражающаяся в склонности индивида к предпочтению использовать насильственные методы для достижения собственных целей, проявляющаяся в виде злобы, ненависти, недовольства, грубости или хамства

Rsk Склон н остькриску характеристика личности, связанная со склонностью индивида не учитывать все обстоятельства п ноижходнщего, с ориентатонйи смещекием а к— нта с ртционал ьногоь п рогно-стически выверенного на «авось» и авантюризм

Sas Стремление к саооу тиерждкнию усттйчивто,чактодомщьирующанхжрадткексуеко лиыноски,пеоянляющансьв ериента-ции индивида на достижение и поддержание определённого социального статуса, в отста-нваныж кноей значимщсти перед окружакзщкмн(оценкн(и реелозациы«Д»,в сохранении собственной высокой самооценки

Eng Энергичность (актидность) характеристика человвкн.прокылящщнясо вкысокок нтывени иннднсетнести и инициативности деятельности, в склонности изменять окружающую действительность в соответ-нтвкыииюдиыидьaльныюиуoтаeбньcтямс,интepeеaми, кдгкядами иустремлениями, во внутренней мобилизационной готовности к действиям

Arr Самонадеянность кдpalы■кноcтукыричныcжlыcкезaнкея спнеувелвченкям тнениои оцтнки освоих способностях, возможностях, силах, знаниях, опыте, навыках и умениях, в противовес пренебре-женикэрдужоне опдтилииностдтм качрствам,кожотас,пожыщр

Ari2 Тревожнодть характеристика индивида, проявляющаяся в наличии у него постоянных переживаний дкеци й тдввoги,ьоaсуземщкяcдв«eоyлкуaьeвза»жолe»стви я кдгнетиыньиоаффектив-ных и поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях

статья 12.15. ч. 4 (Нарушение правил расположения транспорт-ногосредстванапроезжей частидорогирвстречнтго разъезда или обгона), статья 12.14 (Нарушение правил маневрирования), статья12.10(Нарешениегаавил движения черезжрлегнедо-рожные пути). Все испытуемые были мужчинами, средний возраст- 25,5(групп) 1) иеб,И (группа2)лет.Орванизаlвияиcелe-дования предусматривала 1) проведение психодиагностического обследования по методике ЛООНВ; 2) оценка распределения попазетенейЭ!^ длтрааличнын фуппиднффррезцианьные способностей алгоритма (рис. 1). Сопоставление результатов прпводплосдпошка лестан дйн.

Достоверность различий в группах 1 и 2 оценивалась с при-местиием^кр итнpинЛдсюдeнрa.ДлягтьппывсднтeлeTннндëЖо ным стилем управления транспортным средством среднее значение показателя Style составило 3,65, стандартное отклонение

- 1,72; для группы водителей с опасным стилем управления -6,87 и 1,45 баллов, соответственно. Соответствующие графики распределений, хотя и имеют некоторую область пересечения в объёме около 30 % выборки, визуально близки к независимым нормальным распределениям. При вышеуказанных эмпирических параметрах фактическое значение t-критерия Стьюдента оказалось равным 14.33, что существенно больше критического значения (3,39 при р < 0,001). Таким образом, можно утверждать, что методика ЛООНВ и её показатель Style позволяют статистически достоверно дифференцировать водителей, отличающихся надёжным стилем управления транспортным средством, и водителей с опасным стилем управления автотранспортом.

Для разработки нормативных значений по всем шкалам ЛООНВ использовались психодиагностические данные 3 тыс. человек. Валидных протоколов оказалось 2483 ед. (в т. ч. 2079

10 -

5 -

□ Водители с надёжным стилем управления

□ Водители с опасным стилем управления

Рис. 1. Распределение показателя Style для различных выборок

%

30

27

25

25

20

20

20 -

18

17

15

14

12

10

10

5

4

2

0

Таблица 2

Нормативные значения к диагностическим шкалам, дифференцированные по полу испытуемых

Наименование шкалы Всего (2483 чел.) Муж. (2079 чел.) Жен. (404 чел.) t-критерий Стьюдента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХР Хср Хср

Дисциплинированность 14,84 2,71 14,90 2,71 14,48 2,66 2,96*

Самоконтроль 13,72 2,65 14,00 2,49 12,28 2,95 10,98**

Ответственность 12,42 2,29 12,50 2,30 12,08 2,24 3,27**

Агрессивность 5,48 2,77 5,38 2,75 5,98 2,83 3,92**

Склонность к риску 5,13 2,47 5,14 2,43 5,09 2,67 0,35

Стремление к самоутверждению 6,53 2,26 6,69 2,20 5,66 2,38 8,06**

Энергичность (активность) 7,57 2,11 7,70 2,02 6,87 2,41 6,49**

Самонадеянность 6,43 2,50 6,71 2,44 4,95 2,28 14,03**

Тревожность 5,02 2,36 4,62 2,12 7,11 2,41 19,40**

Недостоверность протокола 4,89 1,64 5,06 1,57 4,00 1,68 11,73**

Желательность ответов 3,33 1,54 3,49 1,50 2,52 1,48 12,03**

Непонимание стимула 1,55 0,92 1,57 0,91 1,48 0,96 1,74

Примечание: ' - уровень значимости 0,001;

" - уровень значимости 0,01.

муж. и 404 жен.). Показатели методики имеют выраженную ген-дерную дифференциацию (за исключением шкалы «Склонность к риску»), т. е. типовые (усреднённые) личностные характеристики водителей мужчин и женщин при их управлении транспортным средством проявляются по-разному (табл. 2). Так, у водителей-мужчин повышенные нормативные значения отмечены по таким шкалам как «Самоконтроль», «Ответственность», «Стремление к самоутверждению», «Энергичность», «Самонадеянность», у водителей-женщин - «Агрессивность» и «Трево-

Нормативные значения к диагностическим шкала

жность». Склонность к риску в одинаковой степени выражена у водителей - представителей обоих полов. Имеются различия в значениях, связанных с оценкой валидности протокола обследования (шкалы «Недостоверность протокола» и «Социальная желательность»). Речь идёт именно о нормативных показателях как отправной точке психологического измерения, а не о своеобразии личности.

Для повышения точности измерения нормативные показатели были дифференцированы по возрасту (табл. 3).

Таблица 3

I, дифференцированные по возрасту испытуемых

Шкала 16-18* лет (26 чел.) 18-21* лет (150 чел.) 21-25* лет (202 чел.) 25-30* лет (532 чел.)

Dis 13,58 2,76 13,49 2,66 13,99 3,06 14,85 2,78

Scl 12,42 3,11 11,73 2,87 13,02 2,97 13,97 2,64

Res 11,77 2,07 11,55 2,45 12,14 2,21 12,48 2,28

Agg 6,88 2,86 7,37 2,93 6,31 2,81 5,29 2,85

Rsk 6,77 2,52 6,38 2,89 5,76 2,88 5,12 2,43

Sas 6,62 1,94 6,25 2,14 6,47 2,22 6,52 2,30

Eng 7,73 2,38 7,26 2,24 7,99 2,39 7,79 1,98

Arr 5,69 2,36 5,62 2,35 6,60 2,38 6,96 2,31

Anx 6,81 2,83 6,78 2,55 5,35 2,43 4,74 2,21

Шкала 30-40* лет (1161 чел.) 40-50* лет (359 чел.) 50-60* лет (47 чел.) 60 лет и старше (6 чел.)

Хср Хср Хср Хср

Dis 15,10 2,53 15,04 2,75 15,06 2,62 15,17 4,02

Scl 14,02 2,46 13,91 2,44 12,87 2,62 13,67 1,97

Res 12,61 2,20 12,32 2,45 12,3 2,14 11,17 2,99

Agg 5,29 2,62 5,04 2,62 4,91 2,24 5,83 3,66

Rsk 4,90 2,31 5,06 2,37 4,04 1,91 5,67 3,61

Sas 6,61 2,27 6,42 2,25 6,66 2,32 7,33 3,33

Eng 7,61 2,10 7,19 2,07 6,94 1,95 5,33 1,51

Arr 6,53 2,50 5,91 2,63 4,98 2,75 5,33 1,21

Anx 4,72 2,25 5,09 2,22 6,02 2,61 5,33 2,34

Примечание: * - значение в диапазон не входит

16 14 12 10 8 6 4

2

Возраст, лет

16-18 18-21 21-25 25-30 30-40 40-50 50-60 60-80

Рис. 2. Динамика изменения некоторых показателей опросника в зависимости от возрастной группы

Различия в диагностических показателях связаныс возрастной динамикой (закономерностями) изменений в личности человека (рис. 2). Заслуживают особого внимания следующие тенденции-рост дисциплинированности (Dis) и снижение энергичности (Eng) с возрастом. Динамика показа-телятиеиожноити(Апх) имцет«и»обрннную фнцму-ирет вожность снижается к 30-40 годам, после чего наблюдается её рост.Снижеииеун-вннтрево-иости м пожил-1иводетиоей (60-80 лет), по нашему мнению, можно объяснить падением крикечноити и вноприеииидоркжной кбст«новки,своиобни-зием функционирования интеллектуально-познавательной сферы.

Библиографический список

Полученные нормативные значения охватывают широкий диапазон диагностических возможностей методики. Предлагаемая диагностическая технология может применяться как в рамках профессионального психологического отбора специалистов профессий особого риска, так и при допуске водителей к управлению специальным транспортным средством. Широкое использование методики прогнозируется в автошколах при индивидуализации подготовки слушателей. Таким образом, привлечения прикладного психологического знания в работе с водителями позволяет повысить надёжность управления транспортным средством и культуру вождения, снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

1. Петров В.Е., Безруков Ю.Г. Изучение склонности водителей к опасному (агрессивному) управлению транспортным средством в ходе их подготовки. Автотранспортное предприятие. 2016; 8: 20 - 24.

2. Петров В.Е. Методика психологической диагностики надёжности водителя по управлению транспортным средством. Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2015; 4 (36):91 -96.

References

1. Petrov V.E., Bezrukov Yu.G. Izuchenie sklonnosti voditelej k opasnomu (agressivnomu) upravleniyu transportnym sredstvom v hode ih podgotovki. Avtotransportnoe predpriyatie. 2016; 8: 20 - 24.

2. Petrov V.E. Metodika psihologicheskoj diagnostiki nadezhnosti voditelya po upravleniyu transportnym sredstvom. Vestnik Vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del RossijskojFederacii. 2015; 4 (36): 91 - 96.

Статья поступила в редакцию 06.12.16

УДК136.6

Grigoricheval.V., Cand.ofSciences(Psychology),seniorlecturer, AltaiStatePedagogicalUniversity (Barnaul,Russia),

E-mail: grigoritcheva@yandex.ru

Melnikova Yu.A.,Cand.ofSciences(Psychology),seniorlecturer, AltaiStatePedagogicalUniversity(Barnaul,Russia),

E-mail: jamelnikova@list.ru

INTERACTIVE METHODES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC SUPPORT OF FORMING COMPETENCIES OF A SUMMER CAMP LEADER. Various points of view on how to form competencies of a summer camp leader are analyzed in the study. The psychological and pedagogic supports of the process of forming these competences are reviewed through an approach of I.A. Zimnaya. The importance of the psychological training of a leader, when he works with children, is shown. The authors define features of psychological work that should become part of the training of leaders, including theory and practice approaches. In the research the authors review theoretical aspects that determine the importance of psychological features of the age of the child, who has a rest in a camp, and features of interaction between the camp leader and the children. Practical aspects show the relevance of interactive methods that enable effectively to pass knowledge and experience from one person to another on the same the horizontal level in the hierarchy.

Key words: competence, competency of a camp leader, interactive methods.

И.В. Григоричева, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: grigoritcheva@yandex.ru

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: jamelnikova@list.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ВОЖАТОГО

В работе проанализированы различные точки зрения на понимание компетенций в образовании. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования компетенций вожатого рассматривается через призму подхода И.А. Зимней. Авторами раскрываются особенности содержания психологической работы по подготовке вожатых, включающего теоретический и практический аспекты. Среди теоретических моментов обосновывается необходимость знаний о психологических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.