Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА РАЗНОЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕГИОНА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА РАЗНОЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ / УДАЛЕННОСТЬ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баева Ирина Александровна, Кондакова Ирина Владимировна

Введение. Психологическое здоровье и благополучие обучающихся, их сохранение на всех этапах развития является одной из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед системой образования. Особенно важно это для учащихся коррекционных школ, которым требуется особое, бережное отношение, возможное только в психологически безопасных условиях образовательной среды. Доказано, что состояние психологической безопасности образовательной среды влияет на психологическое благополучие педагогических работников, а через них и на психологическое состояние обучающихся. Установлено, что уровень психологической безопасности педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования имеет достоверно значимые различия в зависимости от удаленности от территориального центра региона. Педагоги среднего профессионального образования из более удаленных образовательных организаций имеют более высокий уровень психологической безопасности. Важно выявить связь удаленности от территориального центра коррекционной школы и уровня психологической безопасности работающих в ней педагогов. Материалы и методы. В статье приводится анализ эмпирических данных, полученных на выборке педагогических работников коррекционных школ. Респондентами выступили 555 педагогов, реализующих адаптивные образовательные программы. Респонденты были разделены на две группы в зависимости от удаленности их образовательной организации от территориального центра региона. Уровень психологической безопасности измерялся с помощью методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой. Результаты исследования. Все респонденты оценивают свой уровень психологической безопасности в образовательной среде как высокий. Сравнительный анализ показал достоверно значимые различия по большинству компонентов психологической безопасности между педагогами, работающими в коррекционных школах, расположенных на разной удаленности от территориального центра региона. Уровень психологической безопасности педагогических работников, работающих в менее удаленных коррекционных школах, достоверно более высокий, чем у педагогов из более отдаленных от центра образовательных организациях. Дисперсионный анализ подтвердил наличие зависимости уровня психологической безопасности педагогических работников от удаленности расположения от территориального центра региона коррекционной школы: чем дальше расположена школа, тем ниже уровень психологической безопасности. Заключение. Проведенное исследование говорит о важности учета фактора вида образовательной организации и ее удаленности от территориального центра при подготовке программ психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баева Ирина Александровна, Кондакова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF TEACHERS OF SPECIAL NEEDS SCHOOLS LOCATED AT DIFFERENT DISTANCES FROM THE TERRITORIAL CENTER OF THE FEDERAL SUBJECT (REGION)

Introduction. The psychological health and well-being of students at all stages of their development is a priority task of the education system. This is particularly important for students of special needs schools, who require a special and careful attitude which is possible only in a psychologically safe educational environment. There is evidence that the degree of psychological safety of the educational environment affects the psychological well-being of teachers and, through them, the psychological state of students. Prior research established that the level of psychological safety of teachers of secondary vocational schools has significant differences depending on the distance from the territorial center of the region. Teachers of secondary vocational schools from more remote educational organizations have a higher level of psychological safety. The present study aims to ascertain if such differences apply to teachers of special needs schools. Materials and Methods. The sample included 555 teachers of special needs schools. The respondents were divided into two groups depending on the distance of their school from the territorial center of the region. The level of psychological safety was measured using the Psychological Safety of the School Educational Environment test by I. A. Baeva. Results. All respondents report a high level of psychological safety in the educational environment. The level of psychological safety of teachers working in less remote special needs schools is significantly higher than that of teachers from more remote schools. The analysis of variance confirmed that the level of the teachers’ psychological safety depends on the remoteness of the special needs school from the territorial center of the region. Conclusions. The results indicate that it is important to take into account the type of educational institution and its remoteness from the territorial center in the development of psychological support programs for teachers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА РАЗНОЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕГИОНА»

Психология человека в образовании, 2023, т. 5, № 2 Psychology in Education, 2023, vol. 5, no. 2 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

Психологическая безопасность образовательной среды

УДК 159.922.26

EDN UXLUWG

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-185-193

Научная статья

Психологическая безопасность педагогов коррекционных школ, расположенных на разной удаленности от территориального

центра региона

И. А. Баева1, И. В. Кондакова01

Сведения об авторах

Ирина Александровна Баева, SPIN-код: 9821-0273, Scopus AuthorlD: 56662208400, ReseacherlD: Q-1687-2015, ORCID: 0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Ирина Владимировна Кондакова, SPIN-код: 2190-1993, Scopus AuthorlD: 57221619955, ReseacherlD: AAA-2353-2019, ORCID: 0000-0001-6320-5757, e-mail: kondakovaiv@herzen.spb.ru

Для цитирования: Баева, И. А., Кондакова, И. В. (2023) Психологическая безопасность педагогов коррекционных школ, расположенных на разной удаленности от территориального центра региона. Психология человека в образовании, т. 5, № 2, с. 185-193. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-185-193 EDN UXLUWG

Получена 13 декабря 2022; прошла рецензирование 11 января 2023; принята 14 февраля 2023.

Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © И. А. Баева, И. В. Кондакова (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Психологическое здоровье и благополучие обучающихся, их сохранение на всех этапах развития является одной из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед системой образования. Особенно важно это для учащихся коррекционных школ, которым требуется особое, бережное отношение, возможное только в психологически безопасных условиях образовательной среды. Доказано, что состояние психологической безопасности образовательной среды влияет на психологическое благополучие педагогических работников, а через них и на психологическое состояние обучающихся. Установлено, что уровень психологической безопасности педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования имеет достоверно значимые различия в зависимости от удаленности от территориального центра региона. Педагоги среднего профессионального образования из более удаленных образовательных организаций имеют более высокий уровень психологической безопасности. Важно выявить связь удаленности от территориального центра коррекционной школы и уровня психологической безопасности работающих в ней педагогов.

Материалы и методы. В статье приводится анализ эмпирических данных, полученных на выборке педагогических работников коррекционных школ. Респондентами выступили 555 педагогов, реализующих адаптивные образовательные программы. Респонденты были разделены на две группы в зависимости от удаленности их образовательной организации от территориального центра региона. Уровень психологической безопасности измерялся с помощью методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой.

Результаты исследования. Все респонденты оценивают свой уровень психологической безопасности в образовательной среде как высокий. Сравнительный анализ показал достоверно значимые различия по большинству компонентов психологической безопасности между педагогами, работающими в коррекционных школах, расположенных на разной удаленности от территориального центра региона. Уровень психологической безопасности педагогических работников, работающих в менее удаленных коррекционных школах, достоверно более высокий, чем у педагогов из более отдаленных от центра образовательных организациях. Дисперсионный анализ подтвердил наличие зависимости уровня психологической безопасности педагогических работников от удаленности расположения от территориального центра региона коррекционной школы: чем дальше расположена школа, тем ниже уровень психологической безопасности.

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Заключение. Проведенное исследование говорит о важности учета фактора вида образовательной организации и ее удаленности от территориального центра при подготовке программ психологического сопровождения.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, педагоги, коррекционные школы, удаленность от территориального центра

Research article

Psychological safety of teachers of special needs schools located at different distances from the territorial center of the federal subject (region)

I. A. Baeva1, I. V. Kondakova01

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Authors

Irina A. Baeva, SPIN: 9821-0273, Scopus AuthorlD: 56662208400, ReseacherlD: Q-1687-2015, ORCID: 0000-0003-24578221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Irina V. Kondakova, SPIN: 2190-1993, Scopus AuthorlD: 57221619955, ReseacherlD: AAA-2353-2019, ORCID: 0000-00016320-5757, e-mail: kondakovaiv@herzen.spb.ru

For citation: Baeva, I. A., Kondakova, I. V. (2023) Psychological safety of teachers of special needs schools located at different distances from the territorial center of the federal subject (region). Psychology in Education, vol. 5, no. 2, pp. 185-193. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-185-193 EDN UXLUWG Received 13 December 2022; reviewed 11 January 2023; accepted 14 February 2023. Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © I. A. Baeva, I. V. Kondakova (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. The psychological health and well-being of students at all stages of their development is a priority task of the education system. This is particularly important for students of special needs schools, who require a special and careful attitude which is possible only in a psychologically safe educational environment. There is evidence that the degree of psychological safety of the educational environment affects the psychological well-being of teachers and, through them, the psychological state of students. Prior research established that the level of psychological safety of teachers of secondary vocational schools has significant differences depending on the distance from the territorial center of the region. Teachers of secondary vocational schools from more remote educational organizations have a higher level of psychological safety. The present study aims to ascertain if such differences apply to teachers of special needs schools.

Materials and Methods. The sample included 555 teachers of special needs schools. The respondents were divided into two groups depending on the distance of their school from the territorial center of the region. The level of psychological safety was measured using the Psychological Safety of the School Educational Environment test by I. A. Baeva.

Results. All respondents report a high level of psychological safety in the educational environment. The level of psychological safety of teachers working in less remote special needs schools is significantly higher than that of teachers from more remote schools. The analysis of variance confirmed that the level of the teachers' psychological safety depends on the remoteness of the special needs school from the territorial center of the region.

Conclusions. The results indicate that it is important to take into account the type of educational institution and its remoteness from the territorial center in the development of psychological support programs for teachers.

Keywords: psychological safety, educational environment, teachers, special needs schools, remoteness from the territorial center

Введение

Психологическое здоровье подрастающего поколения — одна из приоритетных и общих задач, стоящих перед системой образования на разных ее ступенях. Сохранить и восстановить психологическое здоровье можно только в психологически безопасной образовательной среде.

Одной из важнейших задач педагога-психолога в любой образовательной организации является создание психологически безопасной образовательной среды. Психологически безопасные условия работы способствуют открытому и полному озвучиванию педагогическими работниками профессиональных проблем и поиску их решений вместе с коллегами, установлению хороших взаимоотношений в педагогических коллективах. В этом случае коллектив рассматривается как важный социальный ресурс для педагогов. В школах с низким уровнем психологической безопасности педагоги опасаются обсуждать с коллегами собственные профессиональные затруднения (Bas, Tabancali 2020; Sagnak 2017), что может приводить к снижению эффективности их деятельности. Показана медиативная роль психологической безопасности в инновационном поведении учителей. Она опосредует влияние морального лидерства на инновационное поведение учителей физической культуры, на их возможность подбирать и применять индивидуальные способы построения взаимоотношений с обучающимися (Chen et al. 2022). В исследованиях было выявлено, что состояния психологической безопасности обучающихся и педагогов взаимосвязаны, поэтому важно работать не только с состоянием самих учеников, но и с состоянием их педагогов (Лактионова 2013; Суннатова 2020). Особенно важно это для коррекционных школ, где обучаются дети с особенностями развития, к которым требуется индивидуальный подход, учет личностных особенностей и возможностей, поиск путей объединения их в группы. Все это предъявляет особые требования к личности и состоянию педагога коррек-ционной школы и возлагает на него особую профессиональную ответственность.

Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание рассматриваются как наиболее частые проблемы, встречающиеся у педагогических работников коррекционных школ. Изучаются их влияние на мышление, а следовательно, и на восприятие, на поведение педагогов, а также возможные пути преодоления и профилактики данных состояний (Малыгина, Кудрявцев 2020; Торикова 2021). Одним из вариантов решения

данных проблем может выступать создание психологически комфортных и безопасных условий в коррекционных школах (Апанасенко, Хоженоева 2021), так как доказано взаимовлияние психологической безопасности образовательной среды и физического и психологического благополучия педагогов коррекционных школ (Баева, Кондакова 2020).

В последнее время усиливается интерес к региональному аспекту исследуемых феноменов. Например, благополучие было исследовано на выборке сразу трех субъектов РФ (Киселева 2020). Проведенное исследование на выборке педагогических работников одного из субъектов РФ показало, что уровень психологической безопасности педагогов в образовательных организациях среднего профессионального образования достоверно значимо различается в зависимости от расположения самой образовательной организации в регионе. Более высокий уровень психологической безопасности педагогами отмечается в образовательных организациях, более удаленных от центра региона, чем в менее удаленных (Тарасов и др. 2022). Можно предположить, что схожая тенденция, проявляющаяся в связи уровня психологической безопасности и расположения образовательной организации, будет и в коррекционных школах, что важно учитывать при разработке и апробации профилактических программ, программ сопровождения развития субъектов образовательной среды на региональном уровне.

Организация и методы исследования

Целью эмпирического исследования выступил поиск взаимосвязи между уровнем психологической безопасности педагогических работников коррекционных школ в образовательной среде и удаленностью самих школ от территориального центра региона, где они расположены. Рассматриваемые коррекционные школы расположены в городах с численностью до 100000 жителей, в поселках городского типа или небольших поселениях на территории муниципального округа. Города, поселки городского типа и поселения расположены на разном удалении от территориального центра исследуемого региона. Количество педагогов, работающих в городских школах, составило 317 человек (57%), количество педагогов из сельских школ — 238 человек (43%). Все исследуемые коррекционные школы относятся к школам-интернатам, реализующим адаптированные образовательные программы. Большинство — это школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Для выявления уровня психологической безопасности педагогических работников использовался опросник И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (Баева 2006). Респондентами выступили педагоги коррекционных школ, общее количество которых составило 555 человек, из них 27 мужчин (средний возраст — 49 лет, от 23 до 69 лет) и 528 женщин (средний возраст — 46,6 лет, от 20 до 75 лет). Для достижения цели исследования все испытуемые были поделены на две группы в зависимости от расположения их образовательной организации по отношению к территориальному центру региона. В первую группу вошли педагоги, чьи коррекционные школы удалены до 150 км от центра субъекта,

количество респондентов составило 245 человек. Оставшиеся 310 человек составили вторую группу, чьи коррекционные школы расположены более, чем в 150 км от территориального центра.

Результаты и их обсуждение

Анализ полученных эмпирических данных позволил выявить, что обследуемые педагоги коррекционных школ оценивают свой уровень психологической безопасности в образовательной среде по всем компонентам как высокий или очень высокий (табл. 1).

Полученные данные свидетельствуют о достоверно значимых различиях по всем показателям

Табл. 1. Уровень психологической безопасности образовательной среды в оценках педагогов коррекционных школ

Характеристики образовательной среды Группа 1 Группа 2

Отношение к образовательной среде (референтность) 4,37 ± 0,55** 4,21 ± 0,61**

Когнитивный компонент отношения к образовательной среде 4,50 ± 0,55* 4,34 ± 0,66*

Эмоциональный компонент отношения к образовательной среде 4,46 ± 0,53** 4,25 ± 0,68**

Поведенческий компонент отношения к образовательной среде 4,16 ± 0,93 4,04 ± 0,96

Удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды школы 4,10 ± 0,64** 3,84 ± 0,69**

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учениками 4,10 ± 0,97* 3,88 ± 0,95*

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с коллегами 4,41 ± 0,75** 4,15 ± 0,77**

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с администрацией 4,33 ± 0,90* 4,12 ± 0,95*

Примечание: Группа 1 — коррекционные школы, удаленные до 150 км от центра региона; Группа 2 — коррекционные школы, удаленные более, чем на 150 км от центра региона. Результаты в пределах 3,4-4,1 — высокий уровень, более 4,1 — очень высокий уровень. * — р < 0,01, ** — р < 0,001.

Table 1. The level of the psychological safety of the educational environment in the assessments of teachers of special

needs schools

Characteristics of the educational environment Group 1 Group 2

Attitude to the educational environment (reference) 4.37 ± 0.55** 4.21 ± 0.61**

Cognitive component of the attitude to the educational environment 4.50 ± 0.55* 4.34 ± 0.66*

Emotional component of the attitude to the educational environment 4.46 ± 0.53** 4.25 ± 0.68**

Behavioral component of the attitude to the educational environment 4.16 ± 0.93 4.04 ± 0.96

Satisfaction with significant characteristics of the school's educational environment 4.10 ± 0.64** 3.84 ± 0.69**

Protection from psychological abuse in interaction with students 4.10 ± 0.97* 3.88 ± 0.95*

Protection from psychological abuse in interaction with colleagues 4.41 ± 0.75** 4.15 ± 0.77**

Protection from psychological abuse in interaction with the administration 4.33 ± 0.90* 4.12 ± 0.95*

Note: Group 1—special needs schools up to 150 km away from the center of the region; Group 2—special needs schools more than 150 km away from the center of the region. Results in the range of 3.4-4.1—a high level, more than 4.1—a very high level. *—p < 0.01, **—p < 0.001.

психологической безопасности педагогических работников коррекционных школ, кроме поведенческого компонента отношения к образовательной среде, между выделенными группами респондентов. Более высокие значения по всем показателям характерны для педагогических работников из коррекционных школ, расположенных на удалении до 150 км от территориального центра.

Поведенческий компонент референтности образовательной среды раскрывается в желании/ нежелании педагогов сменить место работы в ближайшие 1-2 года, получении образования по другой специальности и возвращении на прежнее место работы после временного отсутствия. Отсутствие достоверно значимых различий по данному компоненту может свидетельствовать о том, что значимые изменения в жизни педагогических работников, при которых они не смогут длительное время выполнять свою деятельность в той коррекционной школе, где они работают на момент исследования (переезд, длительная болезнь и т. д.), одинаково привел бы к смене образовательной организации. Педагоги не смогли бы остаться работать дальше в своей школе. Также можно предположить, что желание смены работы и получения иного образования не связано с территориальным расположением образовательной организации, а больше связано с индивидуальными планами педагогов. Мы предполагаем, что перечисленные позиции являются основными причинами отсутствия достоверно значимых различий в поведенческом компоненте референтности образовательной среды.

Таким образом, педагоги из коррекционных школ, расположенных на расстоянии до 150 км от территориального центра, оценивают рефе-рентность образовательной среды (среднее значение — 4,37 ± 0,55 балла) и защищенность от психологического насилия во взаимодействии с коллегами (среднее значение — 4,41 ± 0,75 балла) и администрацией (среднее значение — 4,33 ± 0,90 балла) как очень высокие. Удовлетворенность основными характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учениками оцениваются на высоком уровне (табл. 1). Полученные данные свидетельствуют, что образовательная среда способствует профессиональному и личностному росту и развитию педагогов, они не планируют смену как места работы, так и сферы деятельности. Выполняемая работа приносит им удовлетворение и является для них интересной, притягательной.

Педагогические работники из более удаленных коррекционных школ оценивают как очень высокий только уровень референтной значимости образовательной среды (среднее значение — 4,21 ± 0,61 балла). Остальные показатели психологической безопасности (уровень удовлетворенности ее основными характеристиками и уровни защищенности от психологического насилия во взаимодействии со всеми субъектами образовательной среды) оцениваются ими на высоком уровне (табл. 1). Это свидетельствует о большой значимости, важности выполняемой деятельности для педагогов, о стремлении развиваться для более успешного ее выполнения, но при этом о меньшей защищенности от психологического насилия со стороны коллег и администрации.

Полученные различия могут быть связаны с большими трудностями, с которыми встречаются педагоги из более удаленных коррекционных школ. Они чаще расположены в малонаселенных городах, сельских поселениях городского типа, где каждый знает друг друга, и соответственно, работая с более сложным контингентом, чем педагоги из средних общеобразовательных организаций, педагогические работники коррекционных школ чувствуют свою большую ответственность, больше возлагаемых на них ожиданий, чем в менее удаленных от центра коррекционных школах, расположенных в крупных городах. В менее удаленных городах, где количество жителей в городе больше, меньше вероятность столкновения с родителями воспитанников в свободное от работы время, что позволяет больше разделять работу и личную жизнь. Также возможной причиной служит и стиль управления, руководства в самих школах.

Полученные нами данные для педагогов коррекционных школ не соотносятся с данным для педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования. Для них была выявлена обратная ситуация: уровень психологической безопасности педагогов был выше в образовательных организациях, расположенных на удалении более чем в 150 км от территориального центра. Полученные различия могут быть объяснены особенностями контингента обучающихся, с которыми работают педагогические работники в коррекционных школах и организациях среднего профессионального образования, спецификой работы в коррекционных школах.

Для выявления взаимосвязи между уровнем психологической безопасности педагогов в образовательной среде и удаленностью

от территориального центра коррекционных школ, в которых они работают, был проведен однофакторный дисперсионный анализ. Одно-факторный дисперсионный анализ позволяет проверить гипотезу о влиянии исследуемого фактора на зависимую переменную. В нашем исследовании зависимыми переменными выступили компоненты психологической безопасности образовательной среды, а фактором — удаленность школ от территориального центра. Для выявления зависимости уровня психологической безопасности педагогов в образовательной среде от территориального расположения коррекционных школ, в которых они работают, был проведен однофакторный дисперсионный анализ. В результате все показатели психологической безопасности в образовательной среде, кроме поведенческого компонента референтности, показали зависимость от расположения школы относительного территориального центра. Зависимость для всех характеристик имеет одинаковую форму

и направленность, поэтому приведем в пример только одну из них (рис. 1).

Данная зависимость характерна на 99,9 % (р < 0,001) уровне значимости для следующих показателей психологической безопасности образовательной среды: отношение к образовательной среде и ее эмоциональный компонент, удовлетворенность основными характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия во взаимодействии с коллегами. На уровне более 99% (р < 0,01) аналогичная зависимость характерна для когнитивного компонента референтности, а также для защищенности от психологического насилия во взаимодействии с учащимися и администрацией.

Таким образом, полученные данные подтверждают связь расположения коррекционной школы в регионе и уровня психологической безопасности педагогов в образовательной среде. Чем более удалена коррекционная школа от территориального центра, тем ниже уровень

удаленность от центра: LS Means Curreriî effect: F(1, 553}=10,570, p=,00122 Effective hypothesis décomposition Vertical bars dénoté 0,95 confidence intervais

4,50 -t-T-

4,45 •

4,40 ■

i 4.35 Ns.

<j> '

0 x

X

1 4,30 \

CL \ __

as \ П^

e- \

к 4.25 ■

4,20 ■ '

4,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,10 -'-*-

1 2

удаленность от центра

Рис. 1. Зависимость отношения к образовательной среде (референтности) от удаленности коррекционной школы от территориального центра региона

Примечание: Группа 1 — коррекционные школы, удаленные до 150 км от центра региона; Группа 2 — коррекционные школы, удаленные более, чем на 150 км от центра региона.

Fig. 1. Dependence of the attitude to the educational environment (reference) on the remoteness of the special

needs school from the territorial center of the region

Note: Group 1—special needs schools up to 150 km away from the center of the region; Group 2—special needs schools more than 150 km away from the center of the region.

психологической безопасности педагогов в образовательной среде. Наиболее сильно удаленность школы связана с отношением к образовательной среде и защищенностью при взаимодействии с коллегами.

Выводы

Психологическое здоровье подрастающего поколения — одна из актуальных тем, исследованием которой занимаются многие ученые из разных областей знаний. Одним из аспектов его сохранения является психологически безопасная образовательная среда, важным субъектом которой является педагог. От его компетенций, состояния, степени удовлетворенности трудом зависит и состояние обучающегося. Особенно значимо это для коррекционных школ.

Было выявлено, что удаленность расположения коррекционной школы от территориального центра влияет на уровень психологической безопасности педагогических работников

в образовательной организации. С большей удаленностью школы от центра региона достоверно значимо снижается уровень психологической безопасности педагогов и всех ее компонентов, кроме поведенческого компонента отношения к образовательной среде. При этом в среднем уровень психологической безопасности педагогических работников сохраняется на высоком или очень высоком уровне вне зависимости от удаленности от центра. Для педагогов средних профессиональных образовательных организаций получена противоположная картина, что показывает важность учета удаленности от центра и специфики образовательных организаций при создании и внедрении программ повышения уровня психологической безопасности субъектов образовательной среды. Проведенное исследование дополняет данные о влиянии социокультурной среды на психический статус и состояние человека.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The authors report that the study complied with the ethical principles for research involving humans and animals.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в подготовку рукописи статьи.

Author Contributions

The authors have made an equal contribution to the preparation of the manuscript of the article.

Литература

Апанасенко, С. С., Хоженоева, А. Н. (2021) Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 3» г. Улан-Удэ. Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество, № 2, с. 4-9. https://doi.org/10.18101/2307-3330-2021-2-4-9

Баева, И. А. (ред.). (2006) Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб.: Речь, 288 с.

Баева, И. А., Кондакова, И. В. (2020) Взаимовлияние психологической безопасности образовательной среды и благополучия педагогов коррекционных школ. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, Вып. № 3. с. 51-58. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-3

Киселева, Л. С. (2020) Факторы благополучия российского населения: региональные особенности. Социодинамика, № 5, с. 69-78. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32984

Лактионова, Е. Б. (2013) Психологическая экспертиза образовательной среды. СПб.: Книжный Дом, 287 с.

Малыгина, Т. А., Кудрявцев, В. А. (2020) Эмоциональное выгорание как один из факторов развития патогенного мышления. Вопросы науки и образования, № 5 (109), с. 36-46.

Суннатова, Р. И. (2020) Личностные и коммуникативные качества педагогов, предопределяющие субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 9, № 3, с. 215-224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224

Тарасов, С. В., Баева, И. А., Кондакова, И. В. (2022) Ценностные ориентации и психологическая безопасность педагогов в образовательных организациях, расположенных на разной удаленности от территориального центра субъекта РФ. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 204, с. 164-178. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-164-178

Торикова, Е. Ф. (2021) Организационно-психологические условия профилактики профессионального стресса педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната. Проблемы современного педагогического образования, № 71-2, с. 465-468.

Bas, S., Tabancali, E. (2020) Correlations between teachers' personality, psychological safety perception and teacher voice. Eurasian Journal of Educational Research, vol. 20, no. 85, pp. 185-204.

Chen, J., Zheng, W., Jiang, B. (2022) The impact of moral leadership on physical education teachers' innovation behavior: The role of identification with leader and psychological safety. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 1030245. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1030245

Sagnak, M. (2017) Ethical leadership and teachers' voice behavior: The mediating roles of ethical culture and psychological safety. Educational Sciences: Theory and Practice, vol. 17, no. 4, pp. 1101-1117. https://doi.org/10.12738/estp.2017.4.0113

References

Apanasenko, S. S., Khozhenoyeva, A. N. (2021) Obespechenie psikhologicheski bezopasnoj i komfortnoj sredy v "Spetsial'noj (korrektsionnoj) obshcheobrazovatel'noj shkole № 3" g. Ulan-Ude [Providing psychologically safe and comfortable environments in Special (remedial) Secondary General School no. 3]. Vestnik BGU. Obrazovaniye. Lichnost'. Obshchestvo — BSU Bulletin. Education. Personality. Society, no. 2, pp. 4-9. https://doi.org/10.18101/2307-3330-2021-2-4-9 (In Russian)

M. A. Baesa, M. B. K0HdaK0Ba

Baeva, I. A. (ed.). (2006) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Ensuring

psychological safety in an educational institution]. Saint Petersburg: Rech Publ., 288 p. (In Russian) Baeva, I. A., Kondakova, I. V. (2020) Vzaimovliyanie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy i blagopoluchiya pedagogov korrektsionnykh shkol [Mutual influence of psychological security of the educational environment and well-being of special education school teachers]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 3, pp. 51-58. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-3 (In Russian) Bas, S., Tabancali, E. (2020) Correlations between teachers' personality, psychological safety perception and teacher

voice. Eurasian Journal of Educational Research, vol. 20, no. 85, pp. 185-204. (In English) Chen, J., Zheng, W., Jiang, B. (2022) The impact of moral leadership on physical education teachers' innovation behavior: The role of identification with leader and psychological safety. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 1030245. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1030245 (In English) Kiseleva, L. S. (2020) Faktory blagopoluchiya rossijskogo naseleniya: regional'nye osobennosti [Factors of well-being of the Russian population: Regional features]. Sotsiodinamika — Socio dynamics, no. 5, pp. 69-78. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.5.32984 (In Russian) Laktionova, E. B. (2013) Psikhologicheskaya ekspertiza obrazovatelnoj sredy [Psychological examination of the

educational environment]. Saint Petersburg: Knizhnyj Dom Publ., 287 p. (In Russian) Malygina, T. A., Kudryavtsev, V. A. (2020) Emotsional'noe vygoranie kak odin iz faktorov razvitiya patogennogo myshleniya [Emotional burnout as one of the factors in the development of pathogenic thinking]. Voprosy nauki i obrazovaniya — Problems of Science and Education, no. 25 (109), pp. 36-46. (In Russian) Sagnak, M. (2017) Ethical leadership and teachers' voice behavior: The mediating roles of ethical culture and psychological safety. Educational Sciences: Theory and Practice, vol. 17, no. 4, pp. 1101-1117. https://doi.org/10.12738/estp.2017.4.0113 (In English) " Sunnatova, R. I. (2020) Lichnostnye i kommunikativnye kachestva pedagogov, predopredelyayushchie sub'ekt-sub'ektnoe vzaimodejstvie s obuchayushchimisya [Personal and communicative qualities of teachers, defining the subject-subject interaction with students]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 9, no. 3, pp. 215-224. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-215-224 (In Russian)

Tarasov, S. V., Baeva, I. A., Kondakova, I. V. (2022) Tsennostnye orientatsii i psikhologicheskaya bezopasnost' pedagogov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh, raspolozhennykh na raznoj udalennosti ot territorial'nogo tsentra sub'ekta RF [Values and psychological safety of teachers in educational organisations located at different distances from the administrative centres of russia's regions]. Izvestiya Rossijskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 204, pp. 164-178. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-164-178 (In Russian) Torikova, E. F. (2021) Organizatsionno-psikhologicheskie usloviya profilaktiki professional'nogo stressa pedagogov spetsial'noj obshcheobrazovatel'noj (korrektsionnoj) shkoly-internata [Organizational and psychological conditions for the prevention of professional stress for teachers of a special general education (correctional) boarding school]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 71-2, pp. 465-468. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.