Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ КАРЬЕРНОГО РОСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ КАРЬЕРНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СДЕРЖИВАЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / КАРЬЕРА / СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АЛЕРТНОСТЬ / КАДРОВОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катанский Сергей Анатольевич, Колобаев Сергей Андреевич

Проблема обеспечения психологического здоровья в процессе построения карьеры и профессионального роста является значимой задачей научно-практической работы. Автоматизация бизнес-процессов диктует перестройку не только структуры и потоков данных, но также предъявляет повышенные требования к защищённости и устойчивости рабочего состояния сотрудника. Человек как член команды или самостоятельная единица в различные периоды жизненного цикла может испытывать неблагоприятные воздействия социодинамики. Особенностью научного анализа является рассмотрение проблемы в рамках карьерного роста, то есть, динамически развёртывающего процесса труда в организации с множество входящих и исходящих данных. Предлагается понятие «сдерживающие механизмы» как способ защиты личности от деструктивных явлений современного бизнеса на психологическое здоровье человека. Сдерживающие механизмы - это социально-психологические состояния, свойства и процессы обеспечения психологической, социальной, финансовой, ментальной и иной безопасности. К ним относятся переход из одного социального класса в другой или выход на новый социально-профессиональный и материально-экономический уровень как результат смены места работы, накопление "критической массы" опыта, позволяющий делать переходы в новые места работы, приобретение нового опыта социального взаимодействия, новый уровень возможностей в преодолении географических расстояний, способность формировать баланс по времени и усилиям на рабочую деятельность и личное время, рефлексия себя и происходящих социальных процессов, нахождение новых контактов со старым прежним кругом общения, нахождение новой картины мира и др. Таким образом, показаны аспекты психологической безопасности личности в процессах карьерного развития и предложены направления её формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Катанский Сергей Анатольевич, Колобаев Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL IN THE SOCIAL PROCESSES OF CAREER GROWTH

The problem of ensuring psychological health in the process of building a career and professional growth is a significant task of scientific and practical work. Automation of business processes dictates the restructuring of not only the structure and data flows, but also imposes increased requirements on the security and stability of the employee's working condition. A person as a member of a team or an independent unit in different periods of the life cycle may experience adverse effects of sociodynamics. A feature of scientific analysis is the consideration of the problem within the framework of career growth, that is, dynamically deploying the labor process in an organization with a lot of incoming and outgoing data. The concept of "restraining mechanisms" is proposed as a way to protect the individual from the destructive phenomena of modern business on the psychological health of a person. Deterrent mechanisms are socio-psychological states, properties and processes of ensuring psychological, social, financial, mental and other security. These include the transition from one social class to another or reaching a new socio-professional and material-economic level as a result of changing jobs, the accumulation of a "critical mass" of experience that allows you to make transitions to new places of work, the acquisition of new experience of social interaction, a new level of opportunities in overcoming geographical distances, the ability to form a balance in terms of time and effort for work activities and personal time, reflection on oneself and the ongoing social processes, finding new contacts with the old former circle of communication, finding a new picture of the world, etc. Thus, the aspects of psychological security of the individual in the processes of career development are shown and the directions of its formation are proposed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ КАРЬЕРНОГО РОСТА»

Национальная безопасность / nota bene

Правильная ссылка на статью:

Катанский С.А., Колобаев С.А — Психологическая безопасность личности в социальных процессах карьерного роста // Национальная безопасность / nota bene. - 2022. - № 4. - С. 25 - 34. DOI: 10.7256/24540668.2022.4.38299 EDN: BDFDFZ URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=38299

Психологическая безопасность личности в социальных процессах карьерного роста

Катанский Сергей Анатольевич

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра физического воспитания, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный

университет «МИФИ»

115409, Россия, г. Москва, шоссе Каширское, 31 assakat@rambler.ru

Колобаев Сергей Андреевич

ORCID: 0000-0002-0764-9035 Аналитик

119034, Россия, г. Москва, пер. Турчанинов, д. 6 стр. 2 sergeykolobaeff@mail.ru

Статья из рубрики "Гуманитарное обеспечение национальной безопасности"

DOI:

10.7256/2454-0668.2022.4.38299

EDN:

BDFDFZ

Дата направления статьи в редакцию:

21-06-2022

Аннотация: Проблема обеспечения психологического здоровья в процессе построения карьеры и профессионального роста является значимой задачей научно-практической работы. Автоматизация бизнес-процессов диктует перестройку не только структуры и потоков данных, но также предъявляет повышенные требования к защищённости и устойчивости рабочего состояния сотрудника. Человек как член команды или самостоятельная единица в различные периоды жизненного цикла может испытывать неблагоприятные воздействия социодинамики. Особенностью научного анализа является рассмотрение проблемы в рамках карьерного роста, то есть, динамически развёртывающего процесса труда в организации с множество входящих и исходящих данных. Предлагается понятие «сдерживающие механизмы» как способ защиты личности

от деструктивных явлений современного бизнеса на психологическое здоровье человека. Сдерживающие механизмы - это социально-психологические состояния, свойства и процессы обеспечения психологической, социальной, финансовой, ментальной и иной безопасности. К ним относятся переход из одного социального класса в другой или выход на новый социально-профессиональный и материально-экономический уровень как результат смены места работы, накопление "критической массы" опыта, позволяющий делать переходы в новые места работы, приобретение нового опыта социального взаимодействия, новый уровень возможностей в преодолении географических расстояний, способность формировать баланс по времени и усилиям на рабочую деятельность и личное время, рефлексия себя и происходящих социальных процессов, нахождение новых контактов со старым прежним кругом общения, нахождение новой картины мира и др. Таким образом, показаны аспекты психологической безопасности личности в процессах карьерного развития и предложены направления её формирования.

Ключевые слова:

безопасность, сдерживающие механизмы, компетенции, выученная беспомощность, карьера, стратегии, социальный класс, бизнес-процессы, алертность, кадровое дело

Проблема

Карьера как целенаправленное движение к вершинам профессионального развития и социального статуса никогда не уменьшает свою ценность и значимость в современном информационном обществе. Для обеспечения бесперебойной трудовой деятельности сотрудники должны обладать не только соответствующими компетенциями, но также гибкими навыками, а именно и прежде всего, состоянием защищённости от неблагоприятных социальных процессов. К неблагоприятных процессам можно относить негативное воздействие информации, непропорционально распределённые трудовые обязанности, преобладание определённого эмоционального фона в коллективе.

Особым образом обозначается проблема психологической безопасности - состояния защищённости психологических свойств, состояний и процессов личности от деформирующих влияний экстремальных и дестабилизирующих факторов социодинамики.

Задача

Для описания психологической безопасности и способов её обеспечения необходимо предложит способы увеличения защищённости личности перед неблагоприятными социально-психологическими факторами.

Литературный обзор

Костюк А.В. отмечает наличие информационного шума и информационной среды. В аспекте психологической безопасности человека крайне актуальна адекватная информационная среда, что называется, держать руку на пульсе событий. Существует особого рода триггеры, способные всхолыхнуть эмоциональное состояние индивида -особые политические, военные, экономические, религиозные и иные факторы.

Основой психологической безопасности является правильно подаваемая информация, проверка источников информации, а также увязка в сознании поступившей информации

соответствующей картине мире и знаниям.

«<...> Проведённый анализ свидетельствует, что информационная культура личности может стать одним из краеугольных камней в формировании информационной безопасности личности. <...> Непосредственно показателем информационной грамотности следует принять способность личности отвергать или принимать информацию на основе своих знаний, опыта или опыта других людей, которые пользуются доверием». 121

Волохова В.И. показывает семантическую конструкцию информационного пространства. Многие социальные категории заданы человеком. «Мода, особенности поведения, манера одеваться, перемещаться, отношение ко времени, способы передачи информации, навыки и многое другое - не просто данность, которая задана изначально. Это некие конструкции, которые благодаря социально-психологическим механизмам передаются и сохраняются, при этом видоизменяются и трансформируются в зависимости от условий развития общества (стр. 310-311). «Социально-сконструированное понятие -это трансформация взглядов, норм, ценностей по отношению к измеряемой категории или понятию, которое охватывает социальные, культурные, исторические, экономические условия развития общества, имеющую объективную и субъективную составляющую в репрезентации данного конструкта» (стр. 311). Автор отмечают цели и задачи психологической безопасности в противостоянии и защите от ряда неблагоприятных внешних факторов. «Способы психологического воздействия на личность могут включать как открытые формы (оскорбления, угрозы, убеждение, уговоры), так и скрытые формы (психологическое манипулирование, косвенное влияние, моральное и материальное стимулирование)»

Донцов А.Н. показывает субъективную роль доверия в процессах построения информационной безопасности.111

Матяш Н.В. показывает устойчивость к негативным видам информации. «Важной задачей в деятельности психолога становится формирование психологической готовности личности к распознаванию ситуаций психологической опасности и небезопасности, умение управлять небезопасной и опасной ситуацией, принимать адекватные решения

для избегания выявленной опасности или защиты от неё». 131

Харламенкова Н.Е. автор показывает академический паноптикум дискурсов и определений психологической безопасности. Автор описывает безопасность как способность и возможность защиты человеком себя как объекта и такие характеристики, как собственные интересы, стабильность и ценности. Происходит деление общей безопасности на биологическую и социальную, в последнем понятии может заключаться идея психологической безопасности. Итогом понимается определение безопасности как «конструируемое субъектом пространство жизни, имеющее временные границы и наделённое смыслом, благодаря которому создаются ресурсы для сохранения целостности, стабильности и развития человека, принятия и осознания им на

индивидуальном уровне проблемы жизни и смерти» 141 Автор констатирует: «Психологическая безопасность обозначает собой только ту часть широкого диапазона проявлений психологического благополучия, которая соотносима с активными действиями субъекта по организации своего психологического благополучия, т.е. с изменением отношения к ситуации, с переоценкой событий и своего состояния и др.» 141

Решение

В рамках трудового процесса смена места работы - это перемещение из одного социального класса в другой, или можно выразить точнее, переход на новый социально-профессиональный и материально-экономический уровень. Вход в новый социальный класс - это процессы коммуникации с референтной группой, включающих уважение, внимание, взаимный интерес, эмпатию, коррекция профессиональных интересов с точки зрения интересов Компании.

В плане обеспечение не только физической, но и психологической, ментальной, душевной и духовной, энергетической безопасности нужно уметь «постоять за себя», как это часто говорится в детских играх. Требование защитить свою территорию обеспечивается моторным, схематизированным, а также визуальным опытом защиты от нарушения своих границ. Безусловно, опыт и феноменология восстановления здоровых, адаптивных, правильных границ сложен и иногда поступательное движение годами может вернуть личности здоровые, некогда нарушенные границы «я - мир - Другие». Границы - это особого рода мембраны на пути «личность - внешний мир», которые выполняют роль таможенного пункта, - кого пропустить, кого задержать, а кого просто отбросить назад, не допустить нарушения жизненного пространства личности. Контекст жизненного пространства личности актуален в силу карьерных, профессиональных устремлений молодого специалиста. В сущности, тему жизненного пространства требуется рассматривать с верного ракурса, суть которого экология мозга, экология души и «обживание» территории именно социального пространства. Неуловимость реальности социума можно продемонстрировать неким ландшафтом физическим с возможностью его обозрения и оценки географических параметров. Однако смелость, обживание, широта охвата поведения личности в социуме задаётся буквально детскими паттернами поведения в типовой детской игре - салки, догонялки, прятки и иные подвижные, мыслительные, состязательные игры. Причём параллели и аналогии нельзя проводить с сугубо механическими играми, в которых играют роль двигательные и психические стереотипы, как то, догнать, обогнать, вывести из положения равновесия или, как крайность, показать свою силу, своё превосходство или слабость и хитрость. Возвращаясь к обсуждению проекции психологической безопасности при построении карьеры на умение защищать свою территорию, которая обживается, исследуется и насыщается ресурсами, которые создаёт сама личность как субъект труда. Паттерн «постоять за себя» является проекцией базового биологического инстинкта самосохранения в социумный континуум «опасности - безопасности». Социальные процессы, как наиболее жёсткие или лёгкие, требуют умения личности сопротивляться неблагоприятным фактором и сохранять свою целостность. В детских играх на «постоять за себя» или «каждый сам за себя» проявляется важнейшее качество человеческой сущности и телесности, которую описал советский писатель-фантаст Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы» - алертность. Если говорить о дословном переводе с английского «alert» как «тревога», «готовность к опасным, эмержентым ситуациям», то в романе Ивана Ефремова главный герой Иван Гирин говорит о древнегреческой скульптуре как о куске глины, содержащей и несущей душу - энтелехию и обладающей алерностью. Алертность в таком случае близка к понятию витальности, жизненности, спонтанности, и открытой (раскрытой, тотальной) телесности. Любое животное, дикое и не-домашнее, обладает этим качеством. В сущности, и домашние животные могут продемонстрировать алертность на моторном уровне. Живость реакции, подвижность, гибкость и грациозность походки, реакций выдают их невыученность, а прямую проекцию их биологических паттернов живой системы. Алертность как способ обеспечения психологической безопасности играет роль в невыученности реакций, способности противостоять нарушению территории жизненного пространства в молниеносном

неотложенном виде. Слово, поступок, письмо - в рамках Закона и Права - создают особую реальность защиты своего жизненного пространства. Однако современное состояние общества, которое, безусловно, меняется и эволюционирует, не всегда создаёт условия для созревания такой алертности.

Карьера как поступательное движение личности к вершинам профессионального мастерства и искусства, которое может быть между делом и ремеслом, что не умаливает, навыки, полученные годами и отшлифованные на практике, - карьера делает человека человеком, даже если тот не декларирует построение карьеры смыслом всей своей жизни. Как в подходе экзистенциальной психотерапии: «Не делая выбор, мы всё равно делаем выбор», - поэтому выбор надо делать, так и в любой профессиональной деятельности или деятельности по поддержанию экономической жизни, личность всё равно строит карьеру - срабатывает правило «кумулятивного эффекта». Все поступки, акции и интеракции накапливаются в один большой жизненный опыт, который может и не именоваться портфолио или брендбуком личности, однако за всем за этим стоит жизненный ресурс, кредо и базовые установки на труд.

Алертность в построении карьеры наводит на спонтанность и построение особых миров личности - не виртуальных или инфернальных миров, - а миров осознанного проектирования себя-в-будущем. Психологическая безопасность заключается в состоянии защищённости этих сконструированных миров от посягательств иных психологических свойств, процессов и состояний индивидуумов, составляющих социальную респондентную группу. Лозунг «Не слушать посторонних» может не сработать в ситуации жажды личности общественного мнения и мнения о себе. Здесь особенно необходимо подчеркнуть то давление базовой человеческой потребности по иерархии Маслоу о принадлежности к значимой социальной группе, которое не просто написано в учебники или читается студентам на лекциях (или циклически транслируется в бизнес-семинарах), а упорный паттерн обращения на себя общественного мнения или мнения круга общения для обеспечения аффилации «я-группа».

Интерпретация результатов

Особенность научного подхода является устранение из лексикона так называемой «пейоративной» лексики, что означает её негативной окрас и отрицательную коннотацию в применении речи человека. Если использовать нейтральный лексикон и стараться также не использовать возвышенную, торжественную лексику, то можно превратить научный анализ любого сложного, комплексного, комбинированного явления в широкий паноптикум. Иными словами, древнегреческое понятие визуального просмотра явления с разных сторон, причём нейтрально, позволяет достигнуть и получить самые неожиданные, возможно, трудноуловимые наблюдения. Бесспорно, научный паноптикум, состоящий в применении нейтрального лексикона к самым сложным неоднозначным или рутинным явлениям, не исключает и дополняется правилами логики и правильного рассуждения. В данном рассмотрении факторов риска нарушения психологической безопасности карьерного развития требуется построения рекомендаций к защите и обживанию карьерного ландшафта.

К основополагающим рекомендациям психологической безопасности карьерного развития следует относить:

1. Экологичность карьерного развития - ненарушения и отслеживания этого ненарушения границ Других, даже при активной наступательной активности. Медицинский слоган «Не навреди» в принципе экологичности раскрывается совсем с

другой стороны паноптикума, который буквально охватывает принцип построения живых систем. Не одна живая система не может зарождаться и развиваться в деструктивных патогенных средах. Любые повреждающие факторы внешней среды стирают все предпосылки для диалектического развития живой системы, как человек или его психики, или его карьера. Карьера тоже живая система, как живой организм простраивается во времени, имеет свой цикл жизни и обладает характеристиками проекта и проектной деятельности.

2. Умения нападать, а не только защищаться - казалось бы противоположное первому принципу экологичности карьеры, однако проводя аналогии с динамикой спортивной борьбы или военной науки, нападение или «наступательная активность», как часто используют это словосочетание в американских шаблонах по сетевому бизнесу, - можно рассмотреть как экологичное нападение, как это происходит в живой природе. Так, хищник, настигающий жертву в саванне, не относится к ней плохо, не рассматривает травоядное животное как врага и никак не относится к нему экзистенциально. Иными словами, соблюдается биологический жизненный цикл, выполняется принцип «биологических часов», когда популяция хищников урежает популяцию не-хищников, те, в свою очередь, могут сократить и свою численность в результате нехватки живого корма, а за счёт урежения теперь числа хищников, будет снова возрастать популяция травоядных животных в безопасной среде ненападения в саванне. Данную метафору часто приводят профессора студентам биологических факультетов, говоря о «волках и зайцах». Конкурентная борьба на рынке труда с приближением можно сравнить с этими «волками и зайцами» таким образом, что сокращение численности профессиональных сотрудников вызывает рост непрофессиональных в их повышении квалификации. Любой дрейф состоявшихся команд в сторону отщепления от них людей или, напротив, усиление команды также можно сравнить как «биологически или социальные часы». Нападение во всём данном контексте является упреждающим действием по нарушению жизненного психологического пространства и повреждению психологических энергетических границ. К психологическим паттернам нападения можно отнести вовремя написанное письмо, правильно поставленный вопрос, умение грамотно договорится, а также тактично сделанный комплимент как начальникам, так и подчинённым. Иными словами, активность в социально пространстве, бодрое отношение к рабочему дню и представляет собой нападение, только на себя-не-сделавшего-карьеру-в-будущем собой-делающим-карьеру-здесь-и-теперь. Личность является таким человеком, который активно делает подступы и напирает сегодня, чтобы создать своё будущее и свою территорию завтра.

3. Свобода в состоянии одиночества. Здесь можно уместно привести слова из произведения немецкой электронной музыки группы Schiller: «Если все покинули тебя, то ты один. Если ты покинул всех, то это одиночество...» Трансляция активной позиции личности к данности одиночества, что можно влиять на ситуацию, на которую нельзя влиять, позволяет рассмотреть защиту карьеры при отказе Других давать положительное подкрепление и мотивацию. Иными словами, одиночество - феномен, самопродуцируемый личностью и имеющий ссылки на то, чтобы быть свободным в, казалось бы, несвободных обстоятельствах. Даже когда никто в тебя не верит, надо верить в себя самому - это не совсем является шаблон для эмоциональной поддержки, а является собой рациональное зерно в плане смелости быть уверенным в-дне-завтрашнем, когда сегодня человек один и без всего, даже на нуле или в глубоком минусе. Свобода быть неуспешным сегодня, когда сегодня обеспечена психологическая безопасность, позволяет как раз защитить жизненное пространство личности, её устремления и горизонты будущего, профессионального развития.

4. Устранения ненужных несостыковок. В данной рекомендации указывается проблема профессиональной идентичности, соответствие выбора профессии и карьеры мечтам, целям и задачам респондента.

Выводы

Состояние психологической безопасности может быть основой работы специалистов по кадрам и высшего управленческого состава организации. Защищённость психологических свойств, состояний и процессов от деструктивного влияния негативных социально-психологических феноменов представляет собой значимую проблему в цифровизации и автоматизации бизнес-процессов. К способам обеспечения здоровья и высокой работоспособности личности можно отнести новое предлагаемое понятие «сдерживающие механизмы».

Сдерживающие механизмы - это социально-психологические состояния, свойства и процессы обеспечения психологической, социальной, финансовой, ментальной и иной безопасности. Проблема психологической безопасности - состояния защищённости психологических свойств, состояний и процессов личности от деформирующих влияний экстремальных и дестабилизирующих факторов социодинамики.

Примеры «сдерживающих механизмов», стабилизирующих психологическую безопасность:

1. Переход из одного социального-класса в другой (смена работы, предложение новых социальных условий труда и социальных гарантий, прежде всего, компенсации - размер ежемесячного дохода);

2. Накоплена «критическая масса» условий, сопутствующих прорыву на новый уровень социального, а следовательно, личного и профессионального воздействия;

3 . Приобретения нового опыта социального взаимодействий (новый круг общений, успешные люди, достигшие профессиональных высот, ставшими «историей», реализовавшие и реализующие свой личностный и профессиональный потенциал);

4 . Новый уровень возможностей в преодолении географических расстояний (свобода движения в любое время года, на любое расстояние, двигаться и встречать новых людей, обретать новую социальность);

5 . Способность строить бизнес, зарабатывать, привлекать денежные знаки -балансировать личную жизнь (время, когда активно «не работаешь») и время бизнеса -когда оказываешь действие, держишь концентрацию;

6. Нахождение новых контактов со старым прежним кругом общения, с которыми не было общих точек взаимодействия;

7 . Нахождение новой картины мира - более правильной, с точки зрения, её адекватности, ресурсосбережения, энергоэффективности траты своего ресурса;

8 . Возрастание рефлексии - видение себя и своего мира в новых зеркалах общения, опыта, отзыва других людей (как позитивных, так и негативных)

Как ответ на вызов информационного общества предлагается социальная компетенция -навык оперировать информацией без её анализа, руководствуясь только правила синтеза. С одной стороны, реализация философского принципа «бритвы Оккама» -отсутствия умножения сущностей, с другой стороны - умение выстраивать общую картину

без погружения в детали.

Современные отношения сотрудника и работодателя можно представить на трёх уровнях:

1. Персонал - самый низкий уровень психологической культуры, командообразования, аффилиации компании к сотруднику и лояльности сотрудника компании;

2 . Сотрудник - стандартный уровень отношения с соответствующими социальными гарантиями, регламентированными отношением и поведением в организации;

3 . Член команды - высший уровень отношения в организации, при котором сотрудник воспринимает работу как что-то своё личное, характеризуется повышенной ответственности, стремления делать трудовые обязанности как для себя самого.

Таким образом показано корректирующее действие сдерживающих механизмов обеспечения психологической безопасности в социальном процессе карьерного роста.

Библиография

1. Волохова В.И. — К вопросу о современном пространстве социально-сконструированных понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. C. 309-311.

2. Гудяева Л.А., Прыгунова М.И. — Поддержка молодых ученых как ключевой приоритет экономического развития и укрепления устойчивого положения России на глобальном рынке человеческого капитала: региональный аспект // Национальная безопасность / nota bene. - 2021. - № 5. - С. 1-10. DOI: 10.7256/24540668.2021.5.36669 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 36669

3. Донцов А.Н. — Доверие и субъективное благополучие как основание психологической безопасности современного общества / Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 213-578 с.

4. Дружинин А.М. — Перераспределение информации в условиях цифровой экономики. // Тренды и управление. - 2019. - № 2. - С. 1-10. DOI: 10.7256/24540730.2019.2.22066 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 22066

5. Катанский С.А., Есаулов М.Н., Мартынов М.Г., Паперно А.А., Романовский К.А., Климаков А.В. — Психологическое программирование на долгосрочную спортивную и соревновательную деятельность. Научные исследования в современном мире. теория и практика. Сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. СПб, 2021.

6. Колобаев С.А. — Профессиональные риски построения карьеры в условиях мегаполиса // Урбанистика. - 2015. - № 4. - С. 33-48. DOI: 10.7256/23108673.2015.4.17074 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=17074

7. Колобаев С.А., Катанский С.А. — Преодоление феномена «закрытых дверей» при построении карьеры в рамках естественного отбора // Социодинамика. - 2021. - № 7. - С. 13-22. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.7.34610 URL:

https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 34610

8. Костюк А.В. — Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). C. 227-230.

9. Кузнецова Н.В. — Кадровые уязвимости безопасности организации // Вопросы безопасности. - 2018. - № 3. - С. 10-21. DOI: 10.25136/2409-7543.2018.3.26238 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 26238

10- Липинский Д.А., Мусаткина А.А. — О юридической безопасности в сфере трудовых отношений в свете общей теории правовой безопасности // Вопросы безопасности.

- 2019. - № 4. - С. 1-19. DOI: 10.25136/2409-7543.2019.4.30451 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 30451

11. Матяш Н.В. — Устойчивость личности к негативному психологическому воздействию как проблема психологической безопасности личности Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г.Петровского, 2018.C. 63-69.

12. Розин В.М. — Социальное проектирование и социальные технологии // Тренды и управление. - 2019. - № 3. - С. 1-14. DOI: 10.7256/2454-0730.2019.3.30287 URL: https :// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 30287

13. Самойлова Л.К., Литвиненко А.Н. — Индикаторы количества и качества человеческого потенциала как «маркеры» безопасного (псевдобезопасного) состояния экономики территории // Национальная безопасность / nota bene. - 2021.

- № 4. - С. 95-115. DOI: 10.7256/2454-0668.2021.4.36469 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 36469

14. Харламенкова Н.Е. — Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций // Психологический журнал. 2019. № 1 (40). C. 28-37

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Вопрос о психологической безопасности личности можно отнести к актуальным проблемам, которые периодически заставляют современных исследователей обращаться к ним. Автор статьи уточняет проблему: речь идет о том, каким образом психологическая безопасность личности влияет на социальные процессы карьерного роста. Я бы здесь внес уточнение, имея в виду, что скорее всего более подходящим вариантом для исследования являются не социальные процессы карьерного роста, а соответствующие социальные практики; все же о социальных процессах чаще всего идет речь в случаях с макросоциальными изменениями, а вот социальные практики как раз в наибольшей степени отражают конкретные сферы преломления социальных трансформаций. Проблема и задача сформулированы адекватным образом (хотя в формулировке задачи имеется описка в написании слова «предложить»), чего нельзя сказать о разделе «литературный обзор», содержащим отсылки только лишь к 4 источникам. В таком случае мы имеем дело ни с литературным обзором как таковым, а с поверхностным описанием известных автору материала источников. Все же следует учитывать, что литературный обзор направлен на оценку достоинств и недостатков концептуализации проблемы, а значит, необходим полноценный анализ соответствующего научного дискурса, в который следует «вписать» и рассматриваемую в статье проблему. Это даст возможность автору критически оценить имеющийся научный задел. К тому же по итогам литературного обзора автор не делает никаких выводов, поэтому совершенно не понятно, какое значение он имеет для интерпретаций исследуемых автором вопросов. Раздел «Решение» назван не удачно: обычно решение конкретного вопроса строится на основе результатов эмпирического исследования, но у автора этого ракурса нет, поэтому ни о каком решении в статье речи не идет, здесь представлено лишь описание определенного исследовательского направления. Странным образом в этой части работы вообще ни слова не сказано о психологической безопасности, хотя именно она является предметом исследования. О каком тогда решении здесь идет речь: тема статьи

об одном, а решение - о совершенно ином. В целом по ходу статьи обращает на себя внимание тот факт, что автор в большей степени сосредоточен именно на карьерном росте, а не на психологической безопасности, что не следует из объектно-предметного пространства исследования. Акценты должны быть расставлены иначе, и в центре статьи должна быть именно безопасность, которая влияет на социальные практики карьерного ро с та .

С другой стороны, автору следовало бы также отметить специфику практик карьерного роста в разделе «литературный обзор», что позволило бы более предметно обозначить логику исследования и верифицировать полученные итоговые результаты. Раздел «Интерпретация результатов» в статье также начинается с предложения, в котором допущена языковая погрешность (автор крайне невнимателен в вопросе оформления своих суждений), а по сути, здесь мы встречаем набор неких формулировок, которые не подкреплены никакими данными своих или «чужих» эмпирических исследований. По этой причине вызывает недоумение ряд некоторых положений, сформулированных в этой части статьи, например, о «широком паноптикуме», не имеющим отношения к теме всей работы, а выглядящим как некое лирическое отступление от темы. Здесь автором приводятся рекомендации психологической безопасности - бесспорно, нужная вещь, однако из чего проистекают эти рекомендации, как они связаны с результатами исследования - не понятно. Получается, что исследование само по себе, а рекомендации - это уже вольная трактовка автора. Такая трактовка должна подкрепляться соответствующими результатами конкретного (и лучше всего эмпирического) исследования. У автора ничего такого мы не наблюдаем, к сожалению.

Еще более «не вписывающимися в контекст» выглядят итоговые результаты, предложенные автором в разделе «Выводы». Здесь приведены некоторые «сдерживающие механизмы», должные стабилизировать, по словам автора статьи, психологическую безопасность. Но откуда взялись эти механизмы - не понятно. Таким образом, статья не только не раскрывает важнейшие обстоятельства заявленной темы, но еще больше погружает нас в круг сомнений относительно полноты и достоверности полученных автором выводов. Полагаю, что такой материал пока еще с трудом можно назвать полноценной статьей, готовой к опубликованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.