Выявленные в исследованиях проблемы управления временем и использования коппинг-стратегий как у студентов, так и у работающих специалистов могут стать основой разработки содержания программы обучения студентов тайм-менеджменту, и использования его как метода эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления будущих специалистов.
Л. М. Колпакова
Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности
В условиях кризиса требуется поддержка населения и использование его ресурсов без нанесения ущерба психике и здоровью. Важной стороной наших научных интересов является изучение механизмов, определяющих качество жизни людей с точки зрения наличия психологических преград. Известно, что неумение преодолевать трудные ситуации приводит к дезадаптации. Трудная ситуация определяется отношением человека к событиям, нарушающим привычный образ жизни, вызывающим переживания и необходимость изменения поведения.
Психологическая адаптивность - это такое свойство, структура которого влияет на функционирование личности, определяет варианты преодоления ею трудностей. Психологическая адаптивность -основа для проявления в социальной жизни способности позитивного перехода от уровня «приспособления» к уровню «восходящего равновесия». Она играет важную роль в структуре целостной индивидуальности, показывая позитивный личностный облик. И это неслучайно по многим обстоятельствам. Во-первых, психологическая адаптивность людей является резервом человеческой цивилизации, актуализация которой существенно может влиять на качество любых общественных и социальных реформ. Во-вторых, психологическая адаптивность, будучи неотъемлемым условием личной свободы людей, выступает тем самым социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в обществе. В-третьих, изучение психологической адаптивности определяет полипредметность научных исследований, интеграцию возможностей специалистов различных направлений, объединяя их через идею создания сети центров поддержки и развития ресурсов по всей территории России. И, наконец, в-четвертых, психологическая адаптивность людей обнаруживает энергетические предпосылки не только для приспособления к условиям среды, но и предпочтения тех действий, результат которых не предрешен. Однако именно они определяют психологию созидания в соответствии (несоответствии) с целями этих действий и результатами деятельности (Петровский В.А., 1992).
352
Одним из источников нарушения психологической адаптивности являются отношения, провоцирующие появление ценностных барьеров. Чаще всего они связаны с непониманием, конфликтами в семье и профессиональной деятельности, с интимными отношениями, прогнозированием будущего, с отношением к настоящему, социальной оценкой. Совокупность переживаний в условиях рассогласования между ожидаемым достижением ценностей и механизмами их реализации порождает психические состояния, с которыми зачастую человек справиться не может. И тогда депривация значимых ценностей начинает заново актуализировать базовые потребности в идентификации и самосохранении, неудовлетворение которых может привести к нарушениям в сферах личности.
Чаще всего исследователи акцентируют внимание на вариантах развития нарушений личности. Однако правомерно поставить другой вопрос, можно ли найти варианты адаптивности, сохраняя стабильность личности? Анализ различных источников в медицинской, социальной психологии, девиантологии позволяет утверждать, что такими вариантами являются различные средства преодоления барьеров. Возможность пересилить себя, справиться с чем-то, преодолеть трудности объективного характера со временем приобретает статус качества, затем называемого чувством компетентности, самоэффективности.
Наши исследования матерей, имеющих трудноизлечимых детей, постоянно оказывающихся в трудной ситуации из-за нехватки лекарств, длительного лечения, желания добиться скорейшего выздоровления своего ребенка и пр., обнаружили так называемую психологию преодоления и силу духа. Тот, кто постоянно преодолевал страхи, сомнения, нерешительность, усталость, слабость, боль, находили варианты деятельности, чтобы справиться с препятствиями социального характера. Они находили те виды деятельности, в которых чувствовали себя компетентными, значимыми, тем самым улучшая представление о себе.
Психологически это объясняется тем, что приобретение новых навыков улучшает Я-концепцию, усиливает ощущение внутренней свободы. Тогда как у тех, кто занимался ограниченной деятельностью, используя только имеющиеся навыки своего опыта, лишь поддерживали существующую Я-концепцию. Способность к преодолению - это та отличительная особенность, которая составляет симптомокомплекс психологической адаптивности.
Адаптивность определяет содержательный характер отношений личности, является основой формирования тех форм поведения, которые способствуют ее самоэффективности. Однако важно, чтобы человек, попадая в трудную ситуацию, не стал «чужим самому себе». И здесь важна психологическая профилактика прохождения
353
кризисов, чтобы избежать деперсонализации, психосоматических заболевании и деформаций личности.
Одно из исходных оснований психологической адаптивности -именно преодоление как способ отношения личности к себе и другим. Изучение феномена адаптивности предполагает учет следующего:
• преодоление включает в себя эмоциогенные свойства отношений, которые могут быть созидательными, тормозящими и подавляющими. Для того чтобы направленность была созидательная, необходимо управлять эмоциями. Благодаря этому можно определить жизненный вектор человека, направленный или на развитие и раскрытие творческого потенциала личности, или на регрессию;
• преодоление - это не просто действия, направленные на препятствия. Его специфика определяется не только эмоциогенны-ми факторами, но когнитивными и поведенческими. Они влияют на успешность преодоления, что определяет адаптивность как характеристику личности. Когнитивный компонент отвечает за организацию преодоления как системы, отражая специфику и требования условий ситуации, в которых находится человек. Преодоление требует организации поведения, а направленность действий личности определяется ценностными отношениями. Преодоление оптимизирует процесс удовлетворения потребностей жизнедеятельности, что стимулирует сохранение состояния устойчивости;
• адаптивность - это динамическое образование, которое отражает уровень развития субъекта преодоления. Это связано с тем, что характеристики личности изменяются в зависимости от условий ее жизнедеятельности. Мера этих изменений неодинакова и соответствует разным типам личности.
На основе адаптивности формируются привязанности, ценностные ориентации, увлечения и отношения субъекта в соответствии с выполняемой им социальной ролью и спецификой конкретных условий ее самореализации.
Такой подход к адаптивности и преодолению может выступить необходимым условием для понимания механизмов раскрытия личностного потенциала, способности личности быть субъектом своего развития (самореализации). Он целесообразен, так как указывает направление развития человека, умеющего «принять» ответственность перед обществом за свои качества, способности к преодолению жизненных неудач на основе индивидуального жизненного пути.
В качестве подтверждения вышесказанного можно указать на наши экспериментальные исследования, которые легли в основу подтверждения концепции адаптивности и уже отражены в научных публикациях.
354
Нами специально был изучен личностный генезис на примере матерей, имеющих трудноизлечимого ребенка, с применением метода наложения схемы временной динамики на многокомпонентное понятие «адаптивность. Это позволило выявить структуру и силу «Я» личности в процессе ее позитивного самодвижения. Нами прежде всего учитывалась реальная трудная ситуация на уровне индивидуального осознания - острая эмоциональная составляющая в сочетании с неясностью характера и способов ее изменения. Основной вывод заключается в том, что эмоциогенный факт в кризисной ситуации возрастает и приобретает первостепенное значение для проявления таких форм самосознания личности, как рефлексия, самооценка, мотивационно-смысловые особенности. Эмоциональная составляющая определяет уровень адаптивного фона и придает определенность осознанию личностного смысла происходящих событий и выбору способа преодоления трудностей. Эмоциональный компонент выступает как «запускной» механизм выбора направленности активности личности, определения смысла преодоления, в результате которого могут возникать системные качественные изменения в сфере сознания, деятельности и социальных отношений.
Т. Н. Кондюхова, Е. А. Бочка
Клинические и социально-психологические аспекты симптоматической конфигурации психического состояния пациентов с гипертонической болезнью
Проблема гипертонической болезни (ГБ) актуальна, поскольку сердечно-сосудистая патология в настоящее время является основной причиной смертности и инвалидизации больных.
Связь артериальной гипертонии с различными психоэмоциональными перенапряжениями и личностными особенностями больных была показана в ряде работ отечественных ученых (Ланг Г.Ф., 1950; Анохин П.К., 1965; Мясников А.Л., 1965; Чазов Е.И., 1975). Известно, что установки личности и положение человека в его профессиональном и семейном окружении влияют на функцию кровообращения и его физиологическую регуляцию. В связи с этим особенно актуальным становится изучение психологических особенностей лиц с ГБ.
Целью исследования явилось выявление взаимосвязей между проявлениями симптомов заболевания и типами отношения к болезни, компонентами самоотношения, социальным и соматическим статусом пациентов, особенностями их межличностных отношений и локусом контроля.
355