Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В АСПЕКТЕ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В АСПЕКТЕ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКУРСНИК / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / FIRST-YEAR STUDENT / STUDENT ENVIRONMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Енгибарян Людмила Сергеевна

В статье рассмотрены особенности психологической адаптации первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве, которая зависит от взаимоотношений «студент-студенты», «студент-педагог», создания оптимальных условий, технологий обучения и личностных особенностей молодых людей, при этом необходима единая адаптационная среда, единая целевая программа, комплекс мероприятий по психологической адаптации к новым условиям жизни, обучения и психологической поддержке студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Енгибарян Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE STUDENT ENVIRONMENT IN THE ASPECT OF PERSONAL FORMATION IN A HIGHER EDUCATIONAL SPACE

In the article the peculiarities of psychological adaptation of freshmen to the University environment in the aspect of personal development in University educational space, which depends on the relationship of "student-students", "student-teacher", to create optimal conditions, training techniques and personal characteristics of young people, with the necessary adaptation of a single environment, a single target program, the complex of measures for psychological adaptation to new life conditions, education and psychosocial support for first-year students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В АСПЕКТЕ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

формирования коммуникативных компетенций хорошо реализуются кейсы трех типов (структурированные, неструктурированные и «первооткрывательские» или исследовательские). Структурированные кейсы - это короткие, точно изложенные ситуации, с определенным количеством правильных ответов. Решение такого типа кейсов, помогает приобрести навык для конкретной ситуации в рамках трудового процесса. Неструктурированные кейсы - это ситуации, которые описаны с большим количеством данных, участников, например многолетний конфликт между структурными подразделениями в организации с несколькими правильными ответами. Данный тип кейсов помогает формировать нестандартное профессиональное мышление, умение отделить главное в ситуации от второстепенного, навыки общения в сложных ситуациях, со «сложными» во взаимодействии людьми. Первооткрывательские кейсы - это могут быть как простые, конкретные ситуации, так и сложные, нестандартные, но в них всегда должен быть исследовательский вопрос и актуальные исследовательские проблемы. Такие кейсы формируют умение работать в команде, развивают творческие способности, помогают проанализировать специфику профессиональной среды, освоить ассертивный тип общения и навыки медиаторства [2].

Метод анализа сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций. Это метод сравнения положительных и отрицательных сторон явления, ситуации, сотрудника, команды и пр. Это изучение различного материала через представление его в виде связанного текста, описания, с выявлением эмоционально- личностной значимости. Затем данный текст необходимо представить с переформулированными суждениями, там где положительные суждения подобрать негативные факторы и наоборот. Данный метод помогает осознавать многогранность оценки любого процесса или явления, входящих в профессиональный функционал. Развитие ораторского мастерства, грамотного использование профессионального глоссария, нестандартное мышление, толерантность.

Выводы. Четкое определение коммуникативных навыков и их перечень необходимо формулировать только с учетом профессионального направления, а развивать их в процессе профессионализации необходимо как элемент soft skills навыков, где все элементы между собой частично взаимосвязаны. Очень важно понимание что, развитие soft skills навыков --это личный мотив каждого современного студента, и только от него зависит, в какой мере коммуникативные компетенции необходимы ему для успешной реализации в профессиональной конкурентоспособной среде. Но также это современный вызов образовательной среде - новые подходы к процессу профессионализации, к воспитанию специалистов общества сверх информационной активности и медиаграмотности, где только специалисты экспертного уровня, будут востребованы на рынке труда.

Литература:

1. Воронина Е.А., Кунгурова И.М., Рындина Ю.В. и др. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в вузе: монография. - Саарбрюккен: LAP LAMBERT, 2013. - 184 с.

2. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. — 2010. — N 4. — С. 22-23.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 239 с.

4. Канардов И. Soft skills и Hard skills - в чем разница? - [Электронный ресурс] 2018. URL: http://www.znai.su/statya/soft-skills-i-nard-skills-%E2%80%93-vchem-raznica (дата обращения: 10.02. 2020).

5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта: монография. - М.: Луч, 2016. - 640 с.

6. Кочергина Н. Планирование развития по компетенциям. Развиваемые и не развиваемые компетенции. - [Электронный ресурс] 2019. URL: www.trainings.ru (дата обращения: 15.02. 2020).

7. Cristobal Cobo (2013). Skills for innovation: envisioning an education that prepares for the changing world, The Curriculum Journal, 24:1, p 67-85, DOI: 10.1080/09585176.2012.744330

8. Lee Wing On (2012). Education for future-oriented citizenship: последствия для образования компетенций XXI века, Азиатско-Тихоокеанский журнал образования, 32: 4, p 498-517, DOI: 10.1080 / 02188791.2012.741057

9. Матяш О.И. (2015). Перспективы российских педагогов в области коммуникации и коммуникативного образования в российских вузах: анализ опроса, Russian Journal of Communication, 7: 1, p 1-26, DOI: 10.1080 / 19409419.2015.1008941

10. Отчет World Economic Forum [Электронный ресурс] 2016. URL: https://reports.weforum.org: (Дата обращения: 11.02.2020).

11. Портланд Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? [Электронный ресурс] 2019. URL: http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (Дата обращения: 30.03.2019).

12. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Том 2. - № 4. - С. 222-234.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук Енгибарян Людмила Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В АСПЕКТЕ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности психологической адаптации первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве, которая зависит от взаимоотношений «студент-студенты», «студент-педагог», создания оптимальных условий, технологий обучения и личностных особенностей молодых людей, при этом необходима единая адаптационная среда, единая целевая программа, комплекс мероприятий по психологической адаптации к новым условиям жизни, обучения и психологической поддержке студентов первого курса.

Ключевые слова: психологическая адаптация, первокурсник, студенческая среда, личностное становление, высшее учебное заведение, образовательное пространство.

Annotation. In the article the peculiarities of psychological adaptation of freshmen to the University environment in the aspect of personal development in University educational space, which depends on the relationship of "student-students", "student-teacher", to create optimal conditions, training techniques and personal characteristics of young people, with the necessary adaptation of a single environment, a single target program, the complex of measures for psychological adaptation to new life conditions, education and psychosocial support for first-year students.

Keywords: psychological adaptation, first-year student, student environment, personal development, higher education institution, educational space.

Введение. В настоящее время к системе подготовки студентов предъявляется ряд требований, позволяющих сформировать специалиста нового типа, отличающегося высоким уровнем образованности и всесторонним развитием личности. На начальном этапе становления такого типа специалиста значительная роль принадлежит психологической адаптации первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве.

От того, насколько быстро и легко адаптируется студент-первокурсник к условиям учебного заведения, зависит качество и моральная удовлетворенность обучением, психологический комфорт внутри учебного коллектива и в вузовском образовательном пространстве в целом.

Не вызывает сомнений, что от системы обучения и воспитания студентов вуза, их профессионального и личностного становления зависят судьбы нашей страны. При этом студенческое образовательное пространство - условие формирования этики будущих специалистов, их ценностных ориентаций и норм поведения, деловых и личностных качеств, др.

В этой связи закономерным представляется необходимость изучения психологической адаптации первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве, обусловленного недостаточным уровнем теоретическо-методологической разработанности проблемы, что объясняет наличие противоречий субъективного и объективного характера в системе психологического сопровождения студентов младших курсов в период адаптации к вузовской системе обучения, и определяет актуальность настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Степень научной разработанности проблематики, затронутой нами, предоставляет широкую базу для анализа. Теоретической основой явились труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории и методологии психологической адаптации первокурсников к студенческой среде высшего учебного заведения, в частности труды О.Ф. Алексеевой, В.Н. Дружининой, Н.Г. Живаев, А.В. Карпова, А.Г. Корниловой, Я.Л. Коломинского, Т.Е. Наливайко, С.Ф. Петровой, Ю.П. Поваренкова, А.А. Смирнова, Е.В. Соболевой, Н.П. Фетискина, О.А. Шумаковой и др.

Методологические аспекты социально-психологических проблем обучения и воспитания рассмотрены в исследованиях М.А. Данилова, Ф.Ф. Королева, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского и др.

Психологическая готовность к обучению в высшем учебном заведении исследуется в работах российских ученых: С.Н. Кусакина, И.В. Чикова, Г.П.Шолохова и др.

Общие социальные и психологические аспекты становления личности освещены в «Социальной психологии» Г.М. Андреевой, «Психологии личности и общения» А.В. Батаршева, «Психологии общения» и «Восприятие и взаимопонимание человека человеком» А.А. Бодалева, «Психологии мировоззрения и убеждения личности» Г.Е. Залесского, «Человек развивающийся» В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова, «В поисках себя. Личность и ее самосознание» И.С. Кона, «Деятельность, сознание, личность» А.Н. Леонтьева и др.

Психологические особенности молодежи, составляющей большинство современного контингента студентов, рассмотрены в работах следующих ученых: В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс, М.А. Гусарова, А.Г. Асмолов и др.

В разработку теоретических основ личностного становления студентов существенный вклад внесли Е.А. Бурдуковская, Н.В. Гришина, Н.Л. Москвичева, Е.Ю. Орехова, В.Е. Погребицкая, М.В. Салитова, С.И. Розум, С.А. Русинова, А.А. Шклярова и др.

Рассмотрению отдельных проблем функционирования студенческой среды высшего учебного заведения как среды развития личности посвящены работы В.В. Андронатий, И.А. Баева, Ю.М. Кондратьев, О.Ю. Маркова, Н.Л. Москвичева, И.М. Слободчиков, В.В. Суворова, В.А. Ясвина, и др.

Различным аспектам психологической адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности в вузе посвящены работы Т.Н. Афониной, Г.В. Брындиной, З.А. Даниловой, Л.С. Елгиной, Т.А. Иваненко, Л. Демина, В.П. Казначеева, В.И. Ковалева, В.И. Медведева, В.И. Уваровой, А.А. Реан, В.Г. Шуметова и др.

Однако, специальных работ, посвященных изучению психологической адаптации первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве недостаточно.

Психологическая адаптация первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве рассмотрено нами в рамках системного подхода, использованы принципы научности и объективности информации. Так же применялся междисциплинарный подход, так как адаптация первокурсников к вузовской системе обучения изучалась с точки зрения педагогики и психологии личности.

Важным фактором успешной психологической адаптации первокурсников являются студенческая среда высшего учебного заведения и личностные особенности молодых людей.

Высшее учебное учреждение (вуз) - «это учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность» [31.

Студенческая среда - среда развития личности, к значимым компонентам которой можно отнести: мотивационнно-ценностный (основополагающие ценности как мотивация для их достижения участниками образовательного процесса), информационно-знаниевый (информационный ресурс образовательной деятельности учебного заведения), валеологический (формирование здоровьесберегающего поведения студентов), гуманитарный (личность студента как главная ценность вузовского образовательного пространства).

«Личностные особенности - это не только и не столько способности, темперамент, психологический характер и рисунок тела, сколько мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность» [6, с. 120].

Интеллектуальные, коммуникативные и эмоционально-волевые особенности личности молодого человека - залог быстрой адаптации к вузу и укреплению психического здоровья студента.

Перечислим некоторые особенности личностного становления студентов первого года обучения в вузовском образовательном пространстве: «сензитивность возраста для наиболее полного, непрерывного ценностно-ориентированного саморазвития; специфичность образа жизни и системы ценностей; поиск своего места в жизни и определение жизненной стратегии; переходность, кризисность, противоречивость во всех гранях бытия; потребность переустройства и самоутверждения; активность жизненных позиций и актуализация целенаправленного самоопределения в личностно-социальных ролях на фоне профессионального выбора» [1].

Традиционно адаптация рассматривается как процесс (временные характеристики, адаптационные стадии) и как результат (успешность адаптационных процессов).

Рассмотрим основные формы психологической адаптации первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве: «адаптационная формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, к ее требованиям; общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в ВУЗе» [5, с. 2].

Психологическая адаптация первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве зависит от взаимоотношений «студент-студенты», «студент-педагог», создании оптимальных условий и технологий обучения.

Система психологической адаптации первокурсников к новым для них условиям деятельности в учебном заведении и образу жизни в целом, существующая в высших учебных заведениях, включает кураторство, знакомство с вузом, информирование студентов о принятых в нем правилах и существующих требованиях, контроль посещения ими занятий, привлечение молодых людей к активной внеучебной деятельности, большое разнообразие возможностей для самореализации личности, культурно-досуговые мероприятия, призванные объединять студентов и формировать благоприятный социально-психологический климат коллектива и т.д.

Путь студента к статусу зрелого специалиста начинается с психологической адаптации к новому коллективу, приобщения к общим закономерностям функционирования вуза, характеру студенческой деятельности. На этом пути он может встретиться с трудностями психологического характера.

Так, например, родители, выполнив вместе с ребенком престижную задачу поступления в вуз, очень часто считают свою миссию законченной. Особенно это чувствительно для иногородних студентов-первокурсников. Среда учебного заведения для них становится тем «вторым домом», где они находят помощь и поддержку, понимание и сочувствие. Общежитие, как средство для мощной жизненной закалки, не всегда соответствует домашним условиям проживания первокурсника. Приспособившись к новым условиям проживания, создав приемлемый уют в своей комнате, при хорошей работе студенческого самоуправления, администрации общежитий и внимания со стороны деканов факультетов, первокурсник с меньшими затратами адаптируется к новым условиям.

Подготовительные курсы, проведение «Дней открытых дверей» помогают преодолению психологического барьера перед высшим учебным заведением, облегчают психологическую адаптацию к условиям учебы, что очень важно для самоуважения молодого человека, его личностного становления.

Успешность психологического адаптационного процесса, прежде всего, оценивается вовлеченностью первокурсника в учебную и внеучебную работу, степенью эмоционального самочувствия студента.

Перед адаптационной учебной и внеучебной работой ставятся такие задачи, как знакомство первокурсников друг с другом; создание благоприятного социально-психологического климата в группе, творческой атмосферы; снятие психологических барьеров; осознание студентами собственной мотивации, целей обучения и других жизненных целей; мотивирование студентов на бесконфликтное общение и др.

Психологическая адаптация первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве зависит также от преподавательского состава вуза, который создают позитивный морально-психологический климат коллектива студентов первого года обучения. И здесь важна работа кураторов и наставников академических групп, что обеспечивает ускоренную и менее болезненную психологическую адаптацию к студенческой среде, а также повышение успеваемости и активности первокурсников в общественной жизни вуза.

Для успешной психологической адаптации студентов первого курса к организационной культуре учебного заведения, а также нормам и правилам его жизни повсеместно вводится система тьюторства и студенческого самоуправления. В логике системно-ориентационного подхода систему тьюторства в можно рассматривать как особый тип отношений сопровождения первокурсников в профессионально-образовательной среде, как процесс деятельностного и личностного взаимодействия наставника и подопечного.

На уровне образовательного учреждения возможны такие формы студенческого самоуправления, как профсоюзная организация студентов, орган общественной самодеятельности, общественные объединения.

Для эффективной психологической адаптации первокурсников к студенческой среде необходима открытая, доступная, целостная, гибкая и разноуровневая информационная база учебного заведения в рамках единого образовательного пространства, разработка официального сайта учреждения в сети Интернет, где были бы отражены правила поведения при чрезвычайных ситуациях, внутреннего распорядка (права и обязанности студентов), этические правила поведения в вузе, информация по психологической поддержке и психо-коррекционной деятельности в учебном заведении др.

Несмотря на существующую, многократно апробированную, постоянно совершенствующуюся систему психологической адаптации первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве, каждый год на первом курсе есть студенты, которых нельзя

считать адаптировавшимися. Это проявляется и в текущей неуспеваемости, и в их слабой включенности в жизнь своей учебной группы, и в их неудовлетворенности разными сторонами учебного процесса и др.

Поэтому для объединения усилий учебно-воспитательных, научно-исследовательских и административных структур высшего учебного заведения, координации их работы со студентами первого курса необходимо создание единой адаптационной среды, единой целевой программы, а также комплекса мероприятий по психологической адаптации первокурсников к студенческой среде, к новым условиям жизни и обучения в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве, их психологической поддержки. К подобным мероприятиям можно отнести: диагностические методы определения уровня адаптированности первокурсников, морально-психологического климата коллектива, выявления причин дезадаптации, личностных особенностей и личностного становления в вузовском образовательном пространстве, проведение психологических тренинговых занятий и др.

Выводы. Таким образом, в настоящем исследовании обнаружено существенное значение психологических факторов в процессе адаптации первокурсников к студенческой среде, а это значит, что в качестве важного аспекта личностного становления студентов выступает вузовское образовательное пространство при выстраивании взаимоотношений «студент-студенты», «студент-педагог», которые зависят от создания оптимальных условий, технологий обучения и личностных особенностей молодых людей. При этом необходимо создание единой адаптационной среды, единой целевой программы, комплекса мероприятий по психологической адаптации к новым условиям жизни, обучения и психологической поддержке студентов первого курса.

Литература:

1. Бурдуковская Е.А. Социокультурные факторы личностного становления студента в вузе [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsiokultumye-faktory-lichnostnogo-stanovleniya-studenta-v-vuze

2. Дормидонтов Р.А. Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе [Электронный ресурс] // Гаудеамус. 2017. № 2. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze

3. Корнилова А.Г., Петрова С.Ф. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в университете [Электронный ресурс]// Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. -Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-v-universitete

4. Русинова С.А. Концепция личностного становления студентов на основе диагностики [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2010. № 2. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-lichnostnogo-stanovleniya-studentov-na-osnove-diagnostiki

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003.

6. Шклярова А.А. Взаимосвязь личностных особенностей и адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе / А.А. Шклярова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 12. С. 120-124.

Психология

УДК 008

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Иванова Светлана Петровна

ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва); бакалавр Мясоедов Алексей Иванович

ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)

ПРОБЛЕМЫ ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ АТРИБУТОВ И ГЕНДЕРНЫХ

СТЕРЕОТИПОВ

Аннотация. В статье рассмотрены причины и механизмов возникновения психических заболеваний, их диагностики, течения, лечения и, как известно, непосредственно занимается психиатрия как отрасль клинической медицины, выполняя при этом крайне важную функцию по сохранению и укреплению психического здоровья членов общества и минимизации негативных последствий психических болезней, которые поражают в первую очередь лиц молодого и среднего возраста, наиболее продуктивную, работоспособную и обороноспособную часть населения каждой страны. Ключевые слова: стереотипы, психология, здоровье, гендер.

Annotation. The article deals with the causes and mechanisms of mental diseases, their diagnosis, course, treatment and, as is known, is directly involved in psychiatry as a branch of clinical medicine, performing an extremely important function to preserve and strengthen the mental health of members of society and minimize the negative consequences of mental diseases that affect primarily young and middle-aged people, the most productive, efficient and defensible part of the population of each country. Keywords: stereotypes, psychology, health, gender.

Введение. В цивилизованном мире уже давно сформировалось общественное мнение, что культура общества определяется его отношением к психически больным людям, а также обеспечением их социального благополучия, прав и свобод человека [11]. В связи с этим совершенствование клинико-организационных форм и методов психиатрической помощи является одной из актуальных задач государства и государственных органов, которые занимаются этими проблемами.

Однако, как свидетельствуют статистические данные и многолетний опыт большинство стационарных психиатрических заведений системы здравоохранения, социальной политики и других ведомств, предназначенных для стационарного лечения больных, в том числе с длительным пребыванием как в России,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.