- «Работа в команде» - оцениваются навыки сотрудничества с коллегами, умение учитывать дух и атмосферу коллектива, готовность оказывать своевременную помощь коллегам в периоды высокой интенсивности трудовой нагрузки;
- «Клиентоориентированность» - оцениваются все стороны взаимодействия с заказчиками, умение прислушиваться и слышать их мнение, а также выбирать способы, направленные на удовлетворение их потребностей, умение проявлять инициативу в вопросах, связанных с разрешением конфликтных ситуаций.
Литература:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - С. 418-425
2. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика. - М.: Юрайт, 2012. - C. 39-40
3. Фитцджеральд Т., Карлсон Г. Как распознать потенциальные способности руководителя: Пер. с англ. // California Management Review. - 2000. - № 2
Психология
УДК 159.9
аспирант кафедры общей психологии и истории психологии, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии Тишкова Альбина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ВУЗА
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов к образовательному пространству вуза. Определены подходы и пути организации психолого-педагогической сопровождения адаптации к обучению в вузе у студентов. Отмечается, что адаптация студентов к условиям обучения в вузе как приспособление человека к условиям социальной среды включает в себя следующие основные компоненты: систему взаимоотношений с окружающими людьми; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других и собственными потребностями; способность к самоорганизации в коллективе.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, образовательное пространство вуза, факторы адаптации, условия адаптации.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the study of the characteristics of social and psychological adaptation of students to the educational space of the university. Approaches and ways of organizing psychological and pedagogical support of students during the period of adaptation to the educational process of the university have been determined. It is noted that the adaptation of students to the conditions of study at the university as the adaptation of a person to the conditions of the social environment includes the following main components: a system of relationships with people around them; the variability of behavior in accordance with the role expectations of others and their own needs; ability to self-organize in a team.
Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, educational space of the university, factors of adaptation, conditions of adaptation.
Введение. Социокультурные трансформации, произошедшие за последний период в России, предъявляют особые требования к психологическому здоровью субъекта, одним из критериев которого является способность адаптироваться к интенсивно изменяющимся условиям внешней окружающей среды. Следствием этого является то, что повышаются требования к личности, обладающей высоким адаптационным потенциалом. В контексте образовательного пространства адаптация рассматривается как системный динамичный процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса сформированных умений и навыков в соответствии с новыми задачами, возникающими в ходе взаимодействия личности с субъектами образовательного пространства.
Значительная часть адаптивных ситуаций возникает под воздействием приспособления личности студента к обучению в новых для него условиях в высшем учебном заведении. Эффективность адаптации студентов к условиям обучения в вузе будет зависеть от множества внутренних и внешних адаптационных факторов. Общеизвестно, что на начальных этапах профессионального обучения студентов в вузе могут возникнуть ряд проблем, обусловленных содержанием и особенностями процесса профессионального и личностного самоопределения, что актуализирует необходимость психолого-педагогической поддержки в контексте социально-психологической адаптации. Таким образом, целью нашего исследования выступило изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов к образовательному пространству вуза и определение подходов и путей организации психолого-педагогической сопровождения по профилактике дезаадаптивных форм поведения.
Изложение основного материала статьи. Значимым аспектом психической адаптации человека выступает социально-психологическая адаптация, которая связана с адаптацией личности к социуму. Понятие «социально-психологическая адаптация» активно используется в психологической и социологической отечественной науке и наиболее подробно рассмотрено в концепциях Ф.Б. Березина, А.А. Налчаджяна и других исследователей.
В настоящее время в психологической и социологической научной литературе не существует общих и единых подходов к определению понятия «социально-психологическая адаптация». Анализируя различные подходы к социально-психологической адаптации в отечественной психологической и социологической науке, авторами отмечаются следующие определения: процесс обеспечения адекватной организации микросоциального взаимодействия и достижения социально значимых целей [2]; равновесие с социальной средой, которая обеспечивает личностное развитие и выживание индивида [12]; процесс, приводящий личность к состоянию адаптированности [11]; активное регулирование взаимодействия со средой [10].
Проблема адаптации студентов (в первую очередь первокурсников) к условиям обучения в высшем учебном заведении представляет собой один из наиболее актуальных предметов дискуссии как психологических, так и социологических научных знаний. В первую очередь это связано со сложностью и
многогранностью адаптационного процесса молодежи к студенческой жизни, требующего активации как биологических, так и социальных ресурсов организма. Поступив в новое учебное заведение, еще вчерашний школьник имеет уже некоторые сложившиеся установки и стереотипы, которые в начале обучения могут претерпевать изменения. Новый коллектив, обстановка, требования, а часто проживание вдали от дома, коммуникативные проблемы и многое другое может привести к возникновению проблем личностного, социального и психологического плана. Неумение адаптироваться к новым условиям социальной среды у студентов часто приводит к неуспешности в учебной деятельности, а также к различным вариантам отклоняющегося поведения [13]. Как отмечают С.Б. Перевозкин, А.С. Тишкова, Т.В. Паньшина, изучение процесса адаптации включает не только изменения в социальном статусе личности, но и в системе взаимоотношений, установок и представлений о социальных ролях, релевантных условиям образовательного пространства [14, 20].
Рассмотрим подходы к определению социально-психологической адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении. По мнению А.А. Жаренковой, адаптация студентов к условиям обучения в вузе характеризуется как целостное явление, включающее психофизиологический, педагогический, психологический, социальный, социально-психологический и социально-профессиональный аспекты. Психофизиологический аспект связан с перестройкой поведения и формированием привычек в новых условиях учебной и социальной среды у обучающихся. Целью педагогического аспекта выступает подготовка студентов к новым формам и способам работы, способствующим выработке навыков самоконтроля, самообразования и самостоятельности. Психологический аспект зависит от адаптивных процессов и психологических особенностей личности, а социальный аспект способствует усвоению социальной значимости индивидуальной деятельности и выработке практических навыков в коммуникативной сфере. За установление определенного социального статуса индивида в новой социальной среде студенческого коллектива отвечает социально-психологический аспект адаптации. Тогда как социально-профессиональная сторона адаптации предполагает изменение психологических качеств личности в зависимости от требований профессиональной деятельности [5].
Как отмечает Ю.Ю. Кушнерова, под адаптацией студентов к образовательному пространству высшего учебного заведения понимается процесс содержательного и творческого приспособления обучающегося к профессиональной деятельности и активное освоение системы ролей и форм деятельности [8]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский отмечают, что адаптация студенческой молодежи к условиям обучения в вузе как приспособление человека к условиям социальной среды включает в себя следующие основные компоненты: систему взаимоотношений с окружающими людьми; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других и собственными потребностями; адекватное восприятие окружающего пространства и самого себя; способность к самоорганизации в коллективе [15].
Проводя анализ адаптационного процесса студентов младших курсов, Т.П. Браун выделила четыре адаптационных периода. На первом предадаптационном периоде происходит формирование жизненных планов относительно специальности и выбора учебного заведения, формирование представления о будущей учебной деятельности. Второй ориентировочный период связан с начальным этапом обучения в вузе и отличается противоречием между идеальным представлением о процессе обучения, о коллективе студенческой группы и реальным положением дел. В процессе третьего периода истинной адаптации в идеале должно произойти усвоение и принятие требований и норм к процессу обучения, улучшение успеваемости по учебе. Четвертым периодом адаптации выступает нормативный период, характеризующийся появлением относительно устойчивых жизненных планов и личных отношений, стабилизацией учебных показателей, включением в основные сферы внутривузовской жизни [3].
Результатом эффективной адаптации студентов к условиям обучения в вузе, как отмечает Д.Н. Дубровин, выступает такая категория, как «адаптированность», которая складывается из следующих составляющих: адаптация, в процессе которой обучающийся принимает ценности и нормы социальной среды и строит на их основе собственную деятельность и взаимоотношения с окружающими; самопринятие, отражающее уровень доверия самому себе, способность личности оценивать свои достоинства и недостатки; принятие других, отражающее степень критичного или доброжелательного отношения к другим людям, ожидание позитивного или негативного отношения к себе со стороны окружающих; эмоциональное благополучие, отражающее характер преобладающих положительных или отрицательных эмоций субъекта; интернальность, отражающая степень ощущения себя активным или пассивным субъектом собственной деятельности, уровень ответственности за свою жизнь; стремление к доминированию, отражающее уровень стремления индивида занимать в межличностных отношениях позицию подчинения или превосходства над другими людьми [4].
Социально-психологическая адаптация к вузу - сложный и многогранный процесс, зависящий от множества факторов. Знание этих факторов поможет спрогнозировать трудности и влиять на процесс адаптации студентов. По мнению А.А. Шаститко, на его эффективность оказывает влияние целый ряд факторов: новые условия жизнедеятельности, специфика учебной деятельности студентов, личностные особенности (психологические защиты, черты характера, скорость и качество адаптивных реакций), фактор адаптированности к новой системе. Помимо факторов адаптации, автором выделено два типа адаптационных условий: внешние и внутренние. К внешним условиям адаптации относятся новая социальная ситуация, ситуация взаимодействия с педагогами и одногруппниками, новые условия проживания (для студентов, проживающих в общежитии). Внутренние адаптационные условия включают индивидуально-типологические особенности студента (особенности нервной системы и тип темперамента), уровень сформированности общеучебных умений и навыков, способность к саморегуляции, уровень притязаний и особенности самооценки, степень учебной мотивации [18].
М.Н. Кротова, анализируя работы исследователей, посвященные проблеме адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении, выделяет ряд фактором, оказывающих непосредственное влияние на данный процесс, условно разделяя их на две группы: социальные и индивидуально-личностные. Особенности их проявления, выделенные автором, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Факторы адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении (по М.Н. Кротовой)
Виды факторов Подвиды факторов Особенности проявления
Социальные Вневузовские 1. Макросоциальные факторы: социокультурные условия и экономическое развитие страны. Находят свое отражение в формах досуга студенческой молодежи и оказывают влияние на удовлетворение познавательно-значимых потребностей. 2. Микросоциальные факторы: состав семьи и особенности семейного воспитания, которые оказывают влияние на формирование социальной и коммуникативной компетентности, на формирование личностно-активной позиции.
Внутривузовские 1. Новая дидактичная ситуация: новые методы и формы учебной работы в вузе. Возникновение беззаботного отношения к учебе, переоценка собственных сил, обусловленные отсутствием твердого ежедневного контроля и ощущением мнимой легкости учебы. 2. Личность преподавателя. Влияние стиля преподавания педагога на приоритеты внутренних стремлений студентов. 3. Общение в студенческой группе. Общение со сверстниками и психологический климат в группе в целом, играет большую роль в становлении полноценной адаптации студентов. 4. Уровень развития коллектива. Ориентация на внутригрупповые цели преобладает над деловыми отношениями в учебной деятельности. 5. Социально психологические явления студенческого социума, оказывающие существенное влияние на поведение и личность студента. К ним относят: коллективное настроение и традиции и общественную мысль.
Индивидуально-личностные 1. Индивидуально-типологические особенности личности студента: некоторые психофизиологические свойства нервной системы, которые определяются будущей специальностью. К ним относят: генетические предпосылки (задатки), особенности темперамента, адаптационных возможностей, нервно-психическое напряжение, психическое здоровье личности. 2. Интеллектуальное развитие. Для успешной учебы в вузе необходим достаточно высокий уровень интеллектуального развития. 3. Особенности мотивационной сферы: учебная мотивация и профессиональный интерес. Влияние отношения к избранной профессии на ход и результат процесса адаптации. В процессе адаптации к вузу происходит не просто приспособление старой структуры учебных мотивов и системы целей к новым требованиям, но их коренная перестройка. Низкая удовлетворенность профессией в процессе учебы может привести к ее освоению на поверхностном уровне. 4. Стиль деятельности. Скорость проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента оказывает влияние на адаптацию к новой учебной ситуации. Чем скорее и успешнее студент проявит личностный стиль, тем более легко будет протекать процесс адаптации. 5. Личностные изменения, формирования социально значимых качеств. 6. Система ценностей. Сформированость типичной для студентов системы доминирующих ценностей будет способствовать их успешной социально-психологической адаптации. 7. Профессионально-важные качества, которые способствуют самораскрытию личности и обусловливают активный характер адаптационного процесса. 8. Профессиональная ментальность (способы восприятия, манера чувствовать и думать). Данный феномен определяет отношение человека к миру и выбор того или иного способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. 9. Социальная роль. Принятие условий студенческого коллектива и выполнение роли студента оказывает существенное влияние на адаптацию в вузе
Помимо факторов, М.Н. Кротова выделяет следующие критерии адаптированности студентов к высшему учебному заведению:
1. Отношение к учебе и избранной профессии. Рассматривается с точки зрения заинтересованности и профессиональной ориентировки на выбранную специальность. Если выбор будущей профессии характеризуется студентом как верный и удачный - процесс адаптации будет проходить успешнее.
2. Вхождение в студенческое содружество, предполагающее адаптацию к коллективу студенческой группы.
3. Эмоциональное настроение, влияющее на эмоциональный фон. Отражает значимость эмоциональных процессов в процессе обучения студентов. Негативные эмоции в совокупности с неопределенностью мотивации формируют или усиливают личностную дезадаптацию.
4. Наличие или формирование социально и профессионально значимых качеств (студенту необходимо обладать внутренней самоорганизацией, стимулирующей выявление и осознание жизненных приоритетов и перспективных планов) [7].
Ниже мы разберем некоторые модели сопровождения вузовской адаптации, представленные в современных психологических и социологических исследованиях. Одним из приоритетных направлений в изучении вузовской адаптации студентов выступает психолого-педагогическая поддержка, целью которой является саморазвитие студентов в личностном и профессиональном аспектах. При этом социальная среда вузовского пространства выступает в качестве сферы реализации личностных жизненных планов, стремлений и потребностей студенческой молодежи [6]. М.С. Яницкий выделяет такие взаимосвязанные направления оптимизации адаптационного процесса студентов в вузе, как педагогическое, организационное, психологическое и социальное [19]. По мнению Ю.А. Лобейко, эффективная психолого-педагогическая поддержка студентов должна включать формирование ситуации развития личности студента как субъекта собственной жизни, который будет способен противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы [9]. Е.П. Албитова и Г.И. Рогалева педагогическую поддержку студентов в воспитательном пространстве университета представляют как систему последовательных действий, включающую личностные особенности студентов, выявление трудностей вхождения в студенческую жизнь посредством психологической диагностики, разработки рекомендаций для кураторов и преподавателей, разработки и внедрения технологий педагогической поддержки, а также проведения различных мероприятий с целью педагогической поддержки студентов [1].
Анализируя специфику социально-психологической адаптации студентов первого курса, В.И. Седин и Е.В. Леонова представляют программу психолого-педагогической поддержки, включающую психодиагностику уровня адаптированности студентов и выделение «группы риска»; деловые игры и психологические тренинги, направленные на правильную организацию учебной деятельности, повышение учебной мотивации, приобретение навыков саморегуляции, развитие коммуникативных способностей. Авторы считают, что помимо психологической поддержки студентов-первокурсников необходимо организовывать семинары для преподавателей, которые работают со студентами и создают благоприятный климат для успешной социально-психологической адаптации. Программа семинаров включает следующие приоритетные задачи: изучить возрастные особенности и формы адаптации к обучению в вузе; ознакомиться с психологическими аспектами учебной мотивации и деятельности; сформировать у преподавателей коммуникативную компетентность и профессионально важные качества педагога [16].
Важно отметить, что определяющими факторами успешной социальной адаптации студентов к обучению в вузе, по мнению В.А. Чикер, выступают особенности мотивации и профессиональной ориентации обучающихся. Результатом успешной вузовской адаптации студентов, по мнению автора, будет выступать формирование у обучающихся самостоятельности в построении перспектив собственного (в том числе профессионального) будущего [17].
Выводы. Таким образом, социально-психологическая адаптация студентов к условиям вуза представляет собой сложный, многогранный процесс, связанный с включением молодого человека в новую для него среду, усвоением новых способов деятельности. Выявлены различные трудности, которые испытывают первокурсники в период адаптации: от бытовых условий проживания вдали от дома до включения в социальное взаимодействие в учебной группе. Процесс проходит несколько стадий, отличающихся своеобразием целей и механизмов адаптации, особенностями деятельности студентов. В этой связи, необходимо организовывать специальную психолого-педагогическую работу, направленную на создание благоприятных социально-психологических условий для успешной адаптации студентов к обучению в вузе.
Литература:
1. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 148-151.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
3. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: дисс. ... канд. пед. наук. СПб.: 2007. 179 с.
4. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: 2005. 21 с.
5. Жаренкова А.А. Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза: дисс. ... канд. психол. наук: М.: 2005 185 с.
6. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 2(6). С. 270-273.
7. Кротова М.Н. Специфика социально-психологической адаптации на начальном этапе профессионализации курсантов военного вуза: дисс. ... канд. психол. наук: Ярославль: 2017. 274 с.
8. Кушнерова Ю.Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дисс. канд. психол. наук. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. 24 с.
9. Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период // Наука и современность. 2014. № 29. С. 83-88.
10. Милославова И.А. Структура социальной адаптации // Герценовские чтения. Философия и социальная психология. Л.: ЛГПУ, 1976. С. 109-114.
11. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: ЭПО, 1988. 262 с.
12. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: 1997. 25 с.
13. Перевозкина Ю.М., Зиновьева Л.В. Структура ролевой социализации // Социокультурные проблемы современного человека: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 17-18 мая 2018 г.); ФГБОУ ВО «НГПУ». Новосибирск, 2018. С. 206-214.
14. Перевозкин С.Б., Тишкова А.С., Паньшина Т.В. Особенности ролевого поведения студентов в зависимости от уровня социально-психологической адаптации // Актуальные направления научной мысли:
проблемы и перспективы: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической (национальной) конференции. Новосибирск, 2017. С. 199-215.
15. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
16. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 83-89.
17. Чикер В.А. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов. СПб.: Речь, 2007. 368 с.
18. Шаститко А. Факторы и условия адаптации студентов-первокурсников в вузе / Сборник работ 67 научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Минск: В 3 Ч. Ч. 2. 2011. С. 185-187.
19. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 83 с.
20. Tishkova A.S. Specificity of social-psychological adaptation of pupils to the conditions of training in the cadet corps: theoretical review // СМАЛЬТА. 2017. Vol. 5. P. 72-75.
Психология
УДК 159
кандидат экономических наук, доцент Тохчуков Мурат Олегович
ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье раскрываются организационно-содержательные компоненты проектирования индивидуального образовательного маршрута для студентов в вузе. Представлена модель индивидуального образовательного маршрута, включающая концептуальный, содержательный и процессуально-технологический компоненты. Значительное внимание уделено средствам и условиям проектирования индивидуального образовательного маршрута (дидактические, методические и др.). Представлен алгоритм психолого-педагогического сопровождения студентов при выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Ключевые слова: проектирование, индивидуальный образовательный маршрут, управление, образовательная деятельность.
An^tat^. The article reveals the organizational and substantive components of the design of an individual educational route for students at a university. A model of an individual educational route is presented, including conceptual, substantive, and process-technological components. Considerable attention is paid to the means and conditions of designing an individual educational route (didactic, methodical, etc.). An algorithm of psychological and pedagogical support of students is presented when building and implementing an individual educational route.
Keywords: design, individual educational route, management, educational activities.
Введение. Незаменимыми являются индивидуальные образовательные маршруты в организации проектной, творческой и исследовательской деятельности, в случае предоставления детям возможности профессионального выбора. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в системе образования является жизненной необходимостью, позволяющей в полной мере студентам реализовать свои потребности, а также удовлетворить интересы.
Индивидуальные образовательные маршруты выступают в роли некой технологии будущего, способствующей самореализации обучающихся и направленной на развитие и формирование широко образованной, творческой, социально адаптивной личности.
Изложение основного материала статьи. Документы, отражающие модернизацию российского образования, четко прописывают идею необходимости смены ориентиров образования, возможности личности перейти к формированию универсальных ее способностей и компетенций. Достижение этой цели напрямую имеет взаимосвязь с индивидуальными образовательными маршрутами.
Исследователи (С.В. Боборышов, Е.И. Зритнева, Н.В. Кириенкова, Л.А. Саенко, А.Н. Свиридов, С.Н. Фомина и др.) [3, 5, 6, 10] отмечают, что индивидуальный образовательный маршрут является специфическим методом индивидуального обучения, который призван помочь опережающему обучению, а также ликвидации пробелов в знаниях, навыках и умениях студентов, овладению базовыми образовательными технологиями, реализовать психолого-педагогическую поддержку личности, а также повысить учебную мотивацию.
Анализ отечественных научных исследований указывают о целом ряде имеющихся научно-методических подходов к раскрытию содержания индивидуального образовательного маршрута.
Так, в отечественной научной литературе выделилось несколько подходов, которые исследуют вопросы индивидуального образовательного маршрута:
- проектируемая целенаправленная дифференцированная образовательная программа (С.В. Бобрышов, Л.А. Саенко, А.В. Туркина) [1, 9];
- программа деятельности (Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова) [2];
- персональная траектория освоения содержательной части образования (Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич) [8].
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности студентов (уровень готовности к освоению учебного плана), а также существующие стандарты содержания образования [4, 6].
Реализация в вузе индивидуально-образовательных маршрутов студентов является своеобразной попыткой в решении проблем развития личности, её готовности к профессиональному обучению, определению смысла и цели профессиональной деятельности посредствам содержания образования. Это возможность проанализировать учебную деятельность с точки зрения самого обучающегося.
Модель индивидуального маршрута студента направления подготовки «Государственное и