Научная статья на тему 'Психолингвистические мотивы формирования прозвищ-жаргонизмов по гендерному принципу'

Психолингвистические мотивы формирования прозвищ-жаргонизмов по гендерному принципу Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАРГОН / ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / JARGON / LANGUAGE SITUATION / LINGVOECOLOGY / YOUTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федотова Татьяна Васильевна, Сахно Ольга Сергеевна

Рассматривается жаргонная лексика современной молодежи, выполняющая роль прозвищ, употребляемых не в целях фатической коммуникации, а для характеризации отдельных членов сообщества. Описываются гендерная тематизация и признаки формирования прозвищ жаргонного типа. Определяются психолингвистические мотивы создания данной лексики. Основное внимание уделяется принципам номинации, используемым в ситуации карнавализации языка современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the principles of nomination used in the situation of carnivalization of the language of modern youth. The authors consider the role nicknames play in the slang vocabulary of modern youth emphasizing the fact that nicknames are used not for the purpose of phatic communication, but for characterization of individual members of the community. Gender topicalization and signs of the formation of slang type nicknames are described. Psycholinguistic motives for creating this type of vocabulary are determined.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические мотивы формирования прозвищ-жаргонизмов по гендерному принципу»

языкознание

8. Смирнова У.В. Знак «Hitler» как маркер времени культуры «The Crisis of Multicultura-lism» // Вестн. Моск. гос. ун-та. 2015. № 17(728). С. 45-57.

9. Ricoeur P. The Conflict of Interpretations: Essays in Hermeneutics (Studies in Phenomenology and Existential Philosophy). Evanston: Northwestern University Press, 2007.

* * *

1. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 65 t. / pod red. S.A. Vavilova. M.: Sov. jencikl., 1953. T. 24.

2. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 30 t. / pod red. A.M. Prohorova. M.: Sov. jencikl., 1973. T. 14.

3. Vol'f E.M. Funkcional'naja semantika ocenki. M.: URSS, 2002.

4. Ignat'eva E.P. Jenciklopedicheskij antroponim kak chast' semioticheskogo prostranstva: avtoref. ... kand. filol. nauk. Majkop, 2018.

5. Kazydub N.N. Aksiologicheskaja strela vre-meni: cennostnye smysly v istoricheski izmenjaju-shhemsja diskurse // Vestn. Irkut. gos. lingv. un-ta. 2012. # 2(18). S. 90-95.

6. Lotman Ju.M. Vnutri mysljashhih mirov. M.: Jaz. rus. kul'tury, 1999.

7. Novaja rossijskaja jenciklopedija: v 12 t. / pod red. V.I. Danilova-Danil'jana. M.: OOO «Jenciklopedija», INFRA-M, 2013. T. IX(2).

8. Smirnova U.V. Znak «Hitler» kak marker vremeni kul'tury «The Crisis of Multiculturalism» // Vestn. Mosk. gos. un-ta. 2015. # 17(728). S. 45-57.

Interpretation of the value characteristics of the encyclopedic anthroponym in semiotic space

The article analyses the value characteristics of the encyclopedic anthroponym, which are formed under certain historical conditions. Based on the material taken from encyclopedias, the authors demonstrate that the value characteristics of the encyclopedic anthroponym depend on the interpretation which is given by the expert community and thus contains the manipulative component.

Key words: encyclopedic anthroponym, semiotic space, value characteristic, value reference points, interpretation.

(Статья поступила в редакцию 20.12.2018)

О Федотова Т.В., Сахно О.С., 2019

т.в. ФЕДОТОВА, О.С. САХНО (Краснодар)

психолингвистические мотивы формирования прозвищ-жаргонизмов по тендерному принципу

Рассматривается жаргонная лексика современной молодежи, выполняющая роль прозвищ, употребляемых не в целях фатической коммуникации, а для характеризации отдельных членов сообщества. Описываются ген-дерная тематизация и признаки формирования прозвищ жаргонного типа. Определяются психолингвистические мотивы создания данной лексики. Основное внимание уделяется принципам номинации, используемым в ситуации карнавализации языка современной молодежи.

Ключевые слова: жаргон, языковая ситуация, лингвоэкология, молодежная субкультура.

Феномен развития современного общества, именуемый как «глобализация», предполагает превращение человечества в социальную целостность, что, безусловно, особенно ярко проявляется в языке. Социокультурное пространство постсоветской России впитывает все веяния, особенно ярко проявляющиеся в языке.

В лингвистике появилось такое обозначение языковой ситуации в россии, как демократизация речи, которая, в свою очередь, связывается не только с обновлением языковых норм, но и с наводнением речи просторечием, жаргонизмами, диалектизмами [6]. Молодежный социолект отличается экстремальным антропоцентризмом - почти все, что выражается им, связано с человеком [8].

На сегодняшний день складывается тенденция к сниженности и одновременно к экспрессивности речи во всех видах коммуникации. Особенно ярко этот процесс проявляется в жаргонизации речи молодого поколения, а именно в среде студенчества. Демократизация речи, о чем писал в свое время В.Г. Костомаров в своей работе «Языковой вкус эпохи», ориентирована прежде всего на обновление литературного канона, что приводит к новому балансу разных речевых слоев.

По мнению многих исследователей, жаргонная лексика отражает творческий под-

ход номинатора и является важным источником обновления экспрессивных средств языка. Д.С. Лихачев отмечал: «Обывательское мнение определяет жаргон как грубый, вульгарный, озорной, циничный. Сами арготирующие склонны воспринимать его как язык хлесткий, удалой, лихой и остроумный» [4].

В современной молодежной субкультуре формируются определенные ценностные ориентации, собственная статусная структура, свои вкусы и предпочтения, которые особенно ярко проявляются в жаргоне. Исследование молодежного жаргона всегда актуально в силу быстроты динамики процессов, происходящих в нем. в языкознании сформировалось направление эколингвистика (лингвоэколо-гия). Она позволяет изучать молодежный жаргон «через взаимодействие языка со средой» [7, с. 20]. Кроме того, исследование молодежного жаргона актуально в интралингвальном аспекте, связанном с культурой речи, стилистикой, риторикой и включающем исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств речи [2, с. 123].

Несмотря на достаточно большой объем исследований в области жаргонизации языка молодежной среды, в настоящее время образовались лакуны относительно некоторых вопросов тематизации, происхождения и т. д. жаргонной лексики. К числу наиболее популярных тем для анализа молодежного жаргона относится вопрос мотивации и причины стремления молодых людей создавать нестандартную лексику. Так, в исследовании И.В. Пели-ха [5] описаны основные причины употребления жаргонизмов. К ним он относит:

- желание коммуникантов общаться друг с другом, оставаясь непонятыми для посторонних;

- тенденцию к речевой выразительности, которая чаще достигается при помощи нелитературных слоев языка;

- сформировавшуюся языковую дифференциацию между поколениями, возрастающий темп жизни, на который не успевают реагировать люди старшего поколения.

Кроме того, лингвистами описаны и другие причины появления жаргона в молодежной среде [9]:

- желание проявить остроумие, чувство юмора;

- стремление выделиться в умении подметить какую-либо характерную черту того или иного объекта;

- выразительно высказать свою оценку;

- привлечь к себе внимание необычным выражением;

- избежать клише;

- смягчить грубое выражение;

- снизить пафосность определения;

- сократить длинное определение, данное характеризуемому объекту;

- создать дружеский тон общения;

- стимулировать установление дружеских отношений;

- показать, что говорящий разделяет определенное направление, входит в некий коллектив, объединенный общими интересами;

- обозначить, что говорящий «в курсе дела», «свой», и тем самым способствовать установлению контакта;

- закодировать смысл, если в группе присутствует человек из другой социальной или иной группы.

Другими словами, жаргонизация молодежной речи представляет собой результат динамических изменений лексической системы языка, которая отражает в первую очередь социокультурные изменения современного общества.

Одним из результатов такого отражения является жаргонизация наименований юношей и девушек в процессе коммуникации не для реализации фатической функции, а для обозначения субъектов в бесконтакной коммуникации. в качестве основной цели использования прозвищ-жаргонизмов в такой коммуникации выступает создание физиологического или психологического портрета обсуждаемого объекта.

Цель данной статьи - рассмотреть основные психолингвистические мотивы формирования жаргонизмов по тендерному принципу для номинации в молодежной среде.

в качестве источника и методов исследования выступают опрос студентов-первокурсников Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина (500 чел.) в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» и психолого-лингвистический анализ собранного материала.

Как показывают наблюдения, жаргониза-ция в сфере наименований, как правило, происходит для обозначения лиц мужского или женского пола, когда номинатор не знаком с конкретным лицом либо знаком заочно со слов других людей, но ему необходим некий отличительный знак, которым он выделяет данное лицо. Следовательно, подобные наименования

языкознание

не рассчитаны на общение с носителем жаргонного имени, а нужны только для обсуждения каких-либо положительных (чаще отрицательных) качеств субъекта.

Такие жаргонизмы представляют собой промежуточное звено между жаргонизмом и прозвищем. в отличие от прозвищ, выполняющих как фатическую, так и коммуникативную функцию, прозвища-жаргонизмы способны выступать только в качестве означаемой стороны языкового знака, не участвуя при этом в коммуникации.

в свою очередь, неустойчивость и несфор-мированность молодежного мировоззрения дают богатую почву для впитывания различных явлений, находящихся за пределами литературного языка, как то: просторечия, заимствования, которые и формируют жаргонно-прозвищный запас молодежного лексикона.

На сегодняшний день ситуация в сфере номинации по гендерному принципу складывается таким образом, что примитивное, на первый взгляд, прозвище тёлка по отношению к лицам женского пола выглядит сейчас достаточно безобидно по сравнению с современными обозначениями. в молодежном жаргонном лексиконе для обозначения лиц обоих полов сформировалась целая градационная система, в которой прозвища-жаргонизмы классифицируются не только по физиологическим признакам человека, но и по его интеллектуально-моральному облику. Обратимся к основным параметрам такой классификации.

Формирование прозвищ-жаргонизмов по отношению к лицам женского пола происходит по следующим критериям: внешность, моральные и интеллектуальные качества. Такие прозвища даются чаще всего лицами мужского пола, причем отмечаются признаки рецепции как на положительном, так и на отрицательном уровне.

Наибольшее разнообразие прозвищ жаргонного типа отмечается в результате рецепции красивой, привлекательной внешности девушки, с хорошими манерами, модно одетой. Восприятие таких признаков с позиции молодых людей мужского пола находит отражение в следующих прозвищах-жаргонизмах: чика, зачётная, няшка, самка, бикса, ствол, фитоняшка, милаха, малы-ха, лайба, тян. Стоит заметить, что подобные номинации возникают исключительно при первичной рецепции без ориентации на другие интеллектуально-моральные качества лиц женского пола.

Некрасивая внешность (выделение отличительных негативных признаков на уровне перцепции): плоскодонка, швабра, шланга, селедка (худая), орех (полная), кардан, бампер, подушка (большая грудь), кобыла (высокая), утка (большие губы), дакфэйс (утиное лицо), туз (большие бедра), мазда (брови как эмблема машины), крокодил, бедолага, сайра, тесто, плотва. Отдельно стоит сказать о жаргонизме дичь, которым обозначают девушку, не имеющую никаких выдающихся признаков, т. е. девушка без особенностей.

В данной группе характеристика негативных физиологических особенностей происходит опять же при первичной рецепции, т. е. для юношей при номинации важен признак «красивая - некрасивая», промежуточный параметр в расчет не берется.

Интеллектуально-моральные качества лиц женского пола отражаются, как правило, в жаргонизмах, где на первый план выходит мнение о девушке лиц мужского пола, которые непосредственно находились в контакте с конкретным лицом. Так, девушки легкого поведения обозначаются следующим образом: шкура, шерсть, шаболда, шельма; не обладающая большим интеллектом в глазах лиц мужского пола - ТП (тупая простушка). В данной позиции уже не имеет значения физиологический фактор «красивая - некрасивая», на первый план выходит моральный облик девушки, а соответственно, созданный жаргонизм есть некий сигнал о том, насколько девушка доступна, насколько отвечает нормам морали.

Таким образом, психологический портрет современной девушки в глазах юношей формируется в первую очередь по физиологическим отличительным признакам. Остальные признаки как отличительный знак для выделения определенного субъекта отражаются в прозвище-жаргонизме, безусловно, позже, при более длительном контакте молодых людей. Иначе говоря, на первых стадиях общения у молодых людей складывается некий шаблон на перцептивном уровне, где любое отклонение от физиологического стандарта способствует формированию прозвища-жаргонизма, которое будет служить опознавательным знаком при обсуждении того или иного лица женского пола.

Аналогичным образом складывается ситуация при формировании прозвищ-жаргонизмов девушками при обозначении лиц мужского пола. различие заключается только в том, что юноши оцениваются по таким принци-

пам, как внешность (телосложение, рост, вес и т. п.), интеллект, порядочность по отношению к девушкам. По сравнению с юношами, девушки не очень охотно стремятся придумать прозвища юношам в силу большей скромности, а где-то и воспитания.

Девушки практически не используют прозвища, имеющие отношение к привлекательной внешности. спортивное телосложение характеризуется как качок. Наблюдается использование универсального прозвища-жаргонизма при описании привлекательной внешности и девушек, и юношей - няшка.

Непривлекательная внешность отражается в номинативных единицах, где на первый план выходит отсутствие спортивного телосложения, которое ценится у девушек больше всего: дрыщ, штрих (высокий и худой), жи-робас (полное телосложение), корявый, лу-пастый.

Интеллект и чувство юмора - это единственный критерий, где затрагиваются не физиологические признаки: затупошный, петро-сян (плохое чувство юмора). Анализ собранного материала показывает полное игнорирование молодежью (девушками) этой стороны восприятия при формировании прозвища-жаргонизма.

особо стоит выделить отношение юношей к девушкам. Этот признак достаточно значим в женском коллективе, т. к. он формируется не при первичном восприятии, а на основе опыта общения с конкретными лицами мужского пола. Отсюда возникает ряд номинативных единиц, где главным критерием выступает «порядочность / непорядочность» поведения по отношению к женскому полу: пафосный (высокомерный), кульный (классный), альфач (по аналогии с альфонсом), ворс, вафля, ушле-пок (непорядочный).

На данных примерах мы продемонстрировали лишь самые распространенные прозвища-жаргонизмы, которые использует молодежь для номинации конкретных людей в ситуации их характеристики для удобства распознавания и общения между собой.

Многие лингвисты считают, что главный признак жаргона заключается в его «вторичном» характере для замены нейтральной лексики. в отношении номинации лиц в молодежной среде важным признаком выступает не столько замена официального имени и фамилии или каких-то других обозначений для конкретного лица, сколько характеризация субъекта по определенным признакам, по кото-

рым он выделяется среди определенной группы студентов. в данном случае такие признаки содержат не только указание на объект речи, но также отношение к нему определенного круга лиц.

Формирование гендерных прозвищ-жаргонизмов отчасти служит подтверждением мысли М.М. Бахтина о существовании карнавального мироощущения [1, с. 84-85], результатом которого является стремление создать свой язык, часто основанный на использовании приема языковой игры, что связано с распространенной игровой концепцией культуры [3, с. 14]. Ограниченность функционирования прозвищ жаргонного типа определенной социальной группой свидетельствует о стремлении молодежи иметь некий пароль (связь с крип-толалией), по которому члены данной социальной группы легко определяют субъект обсуждения.

Таким образом, анализ молодежной речи в аспекте формирования прозвищ жаргонного типа позволяет выделить следующие особенности.

1. «Бесконфликтное» соединение языковых средств противоположной стилевой и функциональнойпринадлежности выступает как объективная норма современной языковой деятельности [Там же, с. 17].

2. Создание жаргонной гендерной лексики отражает стремление молодежи вкладывать в номинацию по возможности характеризующую черту для объекта речи, который не участвует в коммуникации, а является предметом разговора.

3. Для номинации используются не только физиологические характеристики, но и морально-этические признаки обсуждаемого субъекта для формирования мнения о нем другими членами молодежной группы.

4. Наибольшую фантазию при создании прозвищ названного типа проявляют юноши; девушки чаще ограничиваются характеристикой физиологического плана.

5. Притягательность инвективной лексики, к которой мы относим прозвища-жаргонизмы, основывается на стремлении не только к экспрессивному выражению своих эмоций и чувств, но и к экономии языковых средств, где в одной номинативной единице сфокусирован целый комплекс подтекстов по отношению к потенциальному носителю прозвища жаргонного типа.

В заключение хочется заметить, что жар-гонизация в молодежной среде - явление ди-

языкознание

намичное, постоянно изменяющееся. Молодежь сама выбирает, на каком языке ей общаться, дружить, признаваться в любви, выяснять отношения. Каждый человек делает свой выбор самостоятельно, исходя из своих предпочтений, языкового вкуса, воспитания, уровня сформированности уважительного / неуважительного отношения к противоположному полу.

В свою очередь, использование гендерных жаргонизмов - это не слишком распространенное явление, в отличие от других видов молодежного жаргона. Применение жаргонных номинативных единиц не имеет широкого функционирования в речи молодежи, поскольку не является в полной мере престижным и необходимым средством для самовыражения современной молодежной языковой культуры.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990.

2. Бернацкая A.A. О трех аспектах экологии языка // Вестн. Краснояр. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Филология и журналистика. 2003. № 4. С. 122-125.

3. Кудинова Т.А. Онтология и функционирование жаргона // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2010. № 10. С. 13-17.

4. Лихачев Д.С. Арготические слова профессиональной речи // Развитие грамматики и лексики русского языка. М., 1964.

4. Пеллих И.В. Молодежный сленг как социальная разновидность речи // Вестн. Адыг. гос. унта. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/molodezh nyy-sleng-kak-sotsialnaya-raznovidnost-rechi (дата обращения: 31.10.2018).

5. Федотова Т.В. Формирование жаргонной лексики в молодежной среде на основе // Язык в различных сферах коммуникации: материалы II Междунар. науч. конф. / сост. Т.Ю. Игнатович, Ю.В. Биктимирова. Краснодар, 2016. С. 53-55.

6. Шамне Н.Л. Теоретические и прикладные аспекты эколингвистического мониторинга региона // Пространство в языке и речи: эколингвисти-ческие и лингвокультурологические проблемы изучения и описания. Волгоград: Изд-воВолГУ, 2010. С. 17-28.

7. Шемчук Ю.М. Переименование в молодежном социолекте [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. URL: http://ej.kubagro. ru/2013/02/pdf/17.pdf (дата обращения: 31.10.2018).

8. Partridge E. Slang Today and Yesterday. L., 1979.

* * *

1. Bahtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaja kul'tura Srednevekov'ja i Renessansa. M.: Hudozh. lit., 1990.

2. Bernackaja A.A. O treh aspektah jekologii jazy-ka // Vestn. Krasnojar. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Filologija i zhurnalistika. 2003. # 4. S. 122125.

3. Kudinova T.A. Ontologija i funkcionirovanie zhargona // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2010. # 10. S. 13-17.

4. Lihachev D.S. Argoticheskie slova profes-sional'noj rechi // Razvitie grammatiki i leksiki rus-skogo jazyka. M., 1964.

4. Pellih I.V. Molodezhnyj sleng kak social'naja raznovidnost' rechi // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 2: Filologija i iskusstvovedenie. 2008. # 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-sleng-kak-sotsialnaya-raznovidnost-rechi (data obrashhe-nija: 31.10.2018).

5. Fedotova T.V. Formirovanie zhargonnoj leksi-ki v molodezhnoj srede na osnove // Jazyk v razlich-nyh sferah kommunikacii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. / sost. T.Ju. Ignatovich, Ju.V. Biktimi-rova. Krasnodar, 2016. S. 53-55.

6. Shamne N.L. Teoreticheskie i prikladnye as-pekty jekolingvisticheskogo monitoringaregiona // Prostranstvo v jazyke i rechi: jekolingvisticheskie i lingvokul'turologicheskie problemy izuchenija i opisanija. Volgograd: Izd-voVolGU, 2010. S. 17-28.

7. Shemchuk Ju.M. Pereimenovanie v molo-dezhnomsociolekte [Jelektronnyj resurs] // Nauch-nyj zhurnal KubGAU. 2013. # 86. URL: http:// ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/17.pdf (data obrashhenija: 31.10.2018).

Psycholinguists motives of the formation of slang nicknames by gender

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is focused on the principles of nomination used in the situation of carnivalization of the language of modern youth. The authors consider the role nicknames play in the slang vocabulary of modern youth emphasizing the fact that nicknames are used not for the purpose of phatic communication, but for characterization of individual members of the community. Gender topica-lization and signs of the formation of slang type nicknames are described. Psycholinguistic motives for creating this type of vocabulary are determined.

Key words: jargon, language situation, lingvo-ecology, youth subculture.

(Статья поступила в редакцию 09.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.