Научная статья на тему 'Психолингвистические аспекты в изучении английского языка'

Психолингвистические аспекты в изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Раиса Васитовна, Раджабова Илга Павловна

В статье раскрываются психолингвистические вопросы, касающиеся изучения английского языка студентами. В частности, необходимость дифференцированного и комплексного подхода в обучении, а также учета индивидуального когнитивного стиля познания студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические аспекты в изучении английского языка»

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1 2 Раджабова Р.В. , Раджабова И.П.

1Раджабова Раиса Васитовна - старший преподаватель;

2Раджабова Илга Павловна - старший преподаватель, кафедра языков, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются психолингвистические вопросы, касающиеся изучения английского языка студентами. В частности, необходимость дифференцированного и комплексного подхода в обучении, а также учета индивидуального когнитивного стиля познания студента.

Ключевые слова: психолингвистика, английский язык, когнитивный стиль, речевая деятельность.

Овладение умением свободно общаться на английском языке требует умению воспринимать и воспроизводить речь на неродном языке. На основании исследований и опыта преподавания английского языка можно сделать вывод, что развитие речевых умений гораздо более сложный процесс, нежели последовательное изучение правил грамматики, лексики и фонетики. Следует знать особенности процесса общения и внутренние психологические закономерности, которыми регулируется воспроизведение и восприятие английской речи.

Изучением вышеуказанных закономерностей занимается психолингвистика. Направление находится на стыке двух наук и основывается на изучении закономерностей функционирования речи и языка. Рассмотрим два аспекта, находящихся в круге проблем психолингвистики, которые влияют на качество обучения английскому языку.

Овладение английским языком как способом общения заключается в накоплении лексико-грамматического и фонетического материала вкупе с приобретением специальных навыков, необходимых для речевой деятельности. То есть, усваивать лексику, грамматику и фонетику необходимо параллельно с отработкой механизмов речевого общения - аудированием, чтением, говорением, письмом. Чтобы научить студента воспринимать речь на слух или зрительно, следует применять другие методы обучения, нежели те, что используются для воспроизведения письменной или устной речи. Аудирование и чтение основываются на механизмах опознания языкового материала, а говорение и письмо - на умении правильно и быстро оформлять мысли в иностранную речь [1].

При обучении английскому языку следует использовать два подхода -дифференцированный и комплексный. Дифференцированное обучение подразумевает отдельную проработку навыков аудирования, чтения, разговорной и письменной речи. Комплексное - это взаимосвязанное изучение фонетики, лексики и грамматики, так как в реальных жизненных ситуациях их практическое применение неотделимо друг до друга.

Еще один важный психолингвистический аспект касается психологических особенностей каждого индивидуума, которые влияют на реализацию познавательного процесса. Индивидуальный способ познания называется когнитивным стилем. Психолингвистика определяет следующие основные характеристики когнитивного стиля:

1. Полевая независимость - способность выделять значимый объект среди факторов отвлекающего характера.

2. Толерантность - заключается в терпимости обучаемого, восприятии им даже материала, находящегося в противоречии с его взглядами, а также умении осваивать материал различными путями, в том числе, не характерными для его личности.

3. Импульсивность - характерна для людей, имеющих лабильную нервную систему, ввиду чего ответы бывают быстрыми, необдуманными и зачастую неверными.

4. Рефлективность - свойственна людям, имеющим инертную нервную систему, при этом студент сначала занимается обдумыванием и взвешиванием своего речевого поведения, только после этого приходит к принятию решения и внесению коррективов.

5. Слуховой или визуальный стиль восприятия информации. Студенты, которым свойственен слуховой стиль, легче запоминают материал, прослушивая его. «Визуалам» проще даётся запоминание материала во время чтения, изучения таблиц, рисунков и диаграмм.

Указанные характеристики влияют на скорость усвоения информации, формирования новых навыков, на качество выполнения заданий и количество необходимых повторений, на предпочтительный выбор методов и форм обучения, а также на готовность студента к новшествам и, несомненно, должны учитываться.

Таким образом, знание принципов дифференцированного и комплексного подхода в формировании таких речевых умений как чтение, аудирование, устная речь и письмо, а также учет индивидуальных когнитивных особенностей учащихся помогут преподавателям в выборе эффективных методов обучения английскому языку.

Список литературы

1. Гильбиг Герхард, Воробьева Н.А. Возникновение и тематическая область

психолингвистики / Психолингвистические аспекты изучения речевой

деятельности. № 2, 2004. С. 250-257.

ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Бурибаева А.И.

Бурибаева Азиза Исматуллаевна - преподаватель, кафедра иностранных языков между факультетами, факультет филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящие время особенно актуальным в лингвистике стало понятие «гендер». Известно, что за каждым индивидуумом в обществе закрепилась гендерная роль мужчины или женщины. На их основе позднее сформировались обобщенные представления об особенностях поведения мужчин и женщин, об ожидаемых от них реакциях и действиях, о приемлемых только для мужчин или только для женщин видах деятельности - иными словами, в общественном сознании сформировались гендерные стереотипы, которые касаются языковой, социальной, культурной, образовательной, научной и других сфер жизнедеятельности человека. Ключевые слова: стилистический, противоположный, асимметрия эллипсис, ироническое.

Фактор тендера имеет большую значимость в стилистических исследованиях. Целью нашего исследования является изучения понятия гендерной асимметрии в антитезе на примере английского языка.

Как известно, антитеза строится на контрасте двух противоположных по смыслу высказываний, которые способствуют выражению гендерной асимметрии. Другими словами в антитезе содержится противопоставление гендерных характеристик мужественности и фемининности по их концептуальным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.