Научная статья на тему 'Лаборатория самостоятельного развития: стратегии изучения иностранного языка студентов университета'

Лаборатория самостоятельного развития: стратегии изучения иностранного языка студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / STRATEGY / FOREIGN LANGUAGE LEARNING / SECOND LANGUAGE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Тамара Евгеньевна

В статье исследуется развитие стратегий изучения иностранного языка студентов университета в самостоятельной работе как процесс, в центре которого вторичная языковая личность со своими особенностями и предпочтениями. По мнению автора, компетентность в области стратегий изучения иностранного языка студентов условие успешного владения английским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Laboratory of autonomous development: university students’ foreign language learning strategies

The article provides an overview of foreign language learning strategies’ development as a process with the second language personality in the spotlight with its individual features and preferences. The author considers strategic competency to be a factor in successful foreign language learning.

Текст научной работы на тему «Лаборатория самостоятельного развития: стратегии изучения иностранного языка студентов университета»

УДК 81'24:378

Овчинникова Тамара Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский государственный университет

ote@Jmail.ru

ЛАБОРАТОРИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье исследуется развитие стратегий изучения иностранного языка студентов университета в самостоятельной работе как процесс, в центре которого находится вторичная языковая личность со своими особенностями и предпочтениями. По мнению автора, компетентность в области стратегий изучения иностранного языка студентов — условие успешного владения английским языком.

Ключевые слова: стратегия, изучение иностранного языка, языковая личность.

Проблема развития стратегий изучения иностранного языка студентов университета в самостоятельной работе - одна из ключевых для осуществления личностного развития обучаемых с позиции лингводидактики.

Предметом данного исследования являются стратегические аспекты личностно-ориентирован-ного подхода к изучению иностранного языка студентами университета. Теоретической задачей исследования является разработка идей развития личностных стратегий в самостоятельной работе студентов, совершенствования их вторичной языковой личности для формирования иноязычных компетенций будущих профессионалов. Данный подход формирует способность обучающихся взглянуть как бы внутрь процесса формирования собственных стратегий изучения иностранного языка, а точнее внутрь своеобразной лаборатории развития своей вторичной языковой личности, чтобы самим оценить эффективность стратегий или пересмотреть их использование.

Несмотря на важные достижения в реализации отдельных положений личностно-ориентированно-го подхода, еще остается нерешенным ряд задач, среди них - недостаточное внимание к стратегическим предпочтениям студентов, т.к. каждый человек «уникален и неповторим, в ходе его обучения у него формируются индивидуальные познавательные стратегии, которые слабо учитываются педагогом» [7, с. 5].

Что касается прагматической стороны исследования стратегий изучения иностранного языка студентов, то данное знание может рассматриваться как актуальное, потому что в современной России востребована личность, способная находить рациональные пути решения проблем, которыми так богата действительность в условиях неустойчивого равновесия экономики. Осознанное владение иноязычными стратегиями повышает статус будущих профессионалов в научной, коммуникативной деятельности.

О важности формирования социально активной личности свидетельствует ряд документов, принятых на федеральном уровне: Национальная доктрина развития образования в России, Концепция

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Современное лингвообразование призвано обеспечивать условия, направленные на развитие иноязычных компетенций. Развитие данных компетенций студентов следует осуществлять на основе принципа развития вторичной языковой личности. На сформированность иноязычной компетентности несомненное влияние оказывает «уровень развития лингвистических способностей, вербальная активность, а также сфера психотипологических характеристик личности субъекта» [9, с. 10]. Но основная задача педагогики - не оценка обучаемых по их одаренности, а осознание субъектами процесса обучения своих способностей и склонностей, что предполагает активное эксплуатирование заложенных природой задатков к изучению иностранного языка.

«Алгоритм учебных действий, заданный учебником или преподавателем, при котором процессуальная сторона индивидуальной работы студентов остается неосознаваемой как преподавателем, так и студентами, ограничивает освоение языка, хотя все студенты, изучающие иностранный язык, в процессе обработки иноязычной информации и выполнения различных учебных задач сознательно или бессознательно используют личностные стратегии изучения иностранного языка» [4, с. 103].

Без активного использования студентами личностных стратегий трудно осуществима академическая мобильность как возможность самостоятельно формировать собственную образовательную траекторию и учебный стиль. По сути, теория развития личностных стратегий изучения иностранного языка может быть рассмотрена в качестве азов теории самостоятельного изучения иностранного языка.

Начало формирования стратегий приходится на школьные годы, их развитие продолжается в течение жизни, пока длится процесс изучения иностранного языка. Следует отметить, что такие субъективные факторы как когнитивный стиль, социальная, гендерная принадлежность, семья, мотивация, стали изучаться в теории обучения иностранному языку сравнительно недавно. Внимание к таким исследованиям обусловлено интересом

© Овчинникова Т.Е., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

121

к антропологическому фактору в лингвистике и лингводидактике. Появление новой области теории обучения - стратегии изучения иностранного языка стало возможным констатировать в 60-е годы XX века.

Проблема овладения стратегиями как важным аспектом формирования навыков самостоятельной учебной деятельности привлекала внимание зарубежных и отечественных исследователей, таких как: A.U. Chamot, L. Dickinson, H. Holec, D. Little, J.M. O'Malley, R.L. Oxford, K. Percy, Rampillon, P. Ramsden, U. Oxford, И.Л. Бим, A.A. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова. Ученые занялись исследованием применяемых стратегий, заинтересовавшись, что и как делают успешно осваивающие язык студенты, достигая прогресса в самостоятельном изучении языка. Появились определения понятия «стратегия изучения иностранного языка».

Исследователи выделяют когнитивные учебные стратегии: подведение итогов или осмысление результатов изучения материала: усвояемость полученной информации, повторение - предварительный просмотр или опережающее повторение лексики; также коммуникативные /эмоциональные стратегии: внутренняя речь, обращенная к себе, для укрепления собственной уверенности в более успешном выполнении задания; метакогнитивные стратегии: идентификация проблемы, определение основных этапов учебной задачи [1, с. 158].

Личностная стратегия изучения иностранного языка - основанный на прогнозе общий план действий (программ) студента, определяющих ближайшую перспективу развития вторичной языковой личности в процессе овладения иностранным языком. Близким содержанию исследования является и определение стратегии как «развитие в себе лингвистической и социолингвистической компетенции средствами изучаемого иностранного языка» [10, с. 9].

Р. Оксфорд выделяет необходимость последовательности введения стратегий, т.е. прежде всего четкое осознание самой стратегии, обсуждение преимуществ использования той или иной стратегии, самооценку и мониторинг своих языковых компетенций, возможность переноса стратегий на новые учебные задания [6, с. 200]. Согласно Дж. Рубин, существуют три типа стратегий, которые влияют на процесс обучения: непосредственно стратегии учения; коммуникационные стратегии; социальные стратегии [12, с. 8].

В различных контекстах термин использует М. Кабардов: «когнитивно-лингвистическая и коммуникативно-речевая стратегия овладения иностранным языком», по его мнению, формирующиеся под влиянием природных факторов и психологических характеристик личности [2, с. 41].

Употребление определения «личностные» к слову «стратегии» принципиально для данного иссле-

дования. Языковую личность Ю.Н. Караулов охарактеризовал как «личность, выраженную в текстах и через язык реконструированную в основных своих чертах на базе языковых средств» [9, с. 38]. Описание модели вторичной языковой личности осуществляется, по мнению И.И. Халеевой, с учётом тех процессов, которые происходят в личности в ходе овладения ею неродным языком. Процесс этот сугубо индивидуализирован, а не нормативен. Своеобразие вторичной языковой личности студентов отражается и находит свое выражение в личностных стратегиях изучения иностранного языка [8, с. 7-11].

Методы, способы, приёмы, т.е. своеобразный технологический инструментарий для самостоятельного изучения языка, выбирает сам обучающийся, но на первом этапе освоения стратегий студентам следует ознакомиться с психологическими механизмами исполняемых ими действий, чтобы лучше осознать свои индивидуальные особенности и способности.

Группы стратегий в исследовании составлены в соответствии с когнитивным, метакогнитивным, тезаурусным и прагматическим уровнями владения языком, с различными видами речевой деятельности (чтением, письмом, аудированием, говорением, речевым общением) и аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой, теорией иноязычной коммуникации).

«Анализируя стратегические модели учебной деятельности, студенты имеют возможность осознавать собственные стратегии и выбирать те из представленных им эксплицитно, которые в большей степени соответствуют их индивидуальным особенностям, эффективны для успешности в изучении иностранного языка», а также создавать собственные стратегические линии [4, с. 105].

Подход диктует необходимость знания лингвистики, когнитивной педагогики, психолингвистики, которыми на доступном уровне следует владеть преподавателям и обучающимся. Например, встает вопрос о знаниях видов памяти и ее свойствах, т.е. о мнемонике, мнемотехнике, в той или иной степени востребованных для формирования собственных мнемических стратегий на различных этапах изучения языка.

Проводя исследование, автор немало времени уделил изучению вопроса, связанного с личностными стратегиями изучения иностранного языка студентов разных гендерных типов личности, которые определяются как гендерно-детерминирован-ные, т.е. в значимой степени обусловленные тендерным фактором в личности студентов. Решение данной задачи мы связываем с повышением иноязычной и методической компетенций студентов разных гендерных типов личности (фемининных и маскулинных), индивидуальным информированием о том, что следует предпринять, чтобы полу-

чить желаемый результат, самостоятельно развивая свои стратегии по принципу «познай себя и изменись к лучшему».

Среди студентов был проведен опрос с использованием анкеты по 65 позициям из составленной автором таблицы гендерно обусловленных стратегий, а также опросника С. Бэм для определения фемининности / маскулинности личности. Выбор данных групп стратегий был обусловлен их связью с основными компонентами учебной деятельности студентов - когнитивным, эмотивным и коммуникативно-речевым. Гендерный фактор, проявляющийся в предпочтениях к различным видам речевой деятельности и аспектам языка, находил выражение в количественных и качественных показателях стратегий. Был сделан вывод о влиянии на выбор стратегий изучения иностранного языка ген-дерных типов личности студентов. Метакогнитив-ные стратегии как «учебные навыки более высокого порядка: проектирование, планирование, управление, оценка своей учебной деятельности» у студентов фемининного типа личности были более развиты, чем у маскулинного, (Ф - 77%, М - 65%). Результат проведенной экспериментальной работы на основе изучения личностных стратегий показал, что гендерные особенности юношей студентов факультета информационных технологий проявляются в процессе обучения иностранному языку в стремлении к самостоятельности, предпочтении работать с компьютером как средством обучения (78%), данный результат сравним с результатом исследования, проведенного в университете Рэдфорда (США) [4, с. 98].

Для использования и развития личностных стратегий студентов в самостоятельной работе со студентами I курса, начиная с первого семестра, проводился стратегический тренинг студентов на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в группах направления подготовки бакалавров факультета информационных технологий. Стратегический тренинг - консультирование по вопросам теории стратегий, упражнения по развитию учебных, коммуникативных и универсальных стратегий, система комплексных заданий со свободой выбора студентов в учебной деятельности в соответствии с их стратегическими предпочтениями, рефлексия.

В начале тренинга проводилась вводная беседа, которая может быть охарактеризована в теоретическом плане как эксплицитное представление знаний о стратегиях изучения иностранного языка. Требуется также ознакомление студентов-первокурсников с программными требованиями по дисциплине «Иностранный язык» о нормах чтения, говорения, аудирования.

В настоящее время авторы учебников иностранного языка начали встраивать стратегии в свой план, например, издан учебник К. Гуд и Дж. Уайл-

дмен "Matrix" (издательство Oxford University Press). Такие учебники усиливают использование стратегий через задания и тренировку умений.

Автором были разработаны и опубликованы два учебно-методических пособия ''We study English'' и «Учимся работать в команде», в содержание которых вошли стратегические тренинг и таблицы личностных стратегий изучения иностранного языка студентов [5; 6]. Это обстоятельство значимо, т.к. обеспечение такого рода пособиями, содержащими стратегии, конкретизируют знание о стратегиях, обеспечивая их реализацию в речевой практике студентов.

Студентам предлагается для заполнения таблица стратегий из 12 групп, включающая 80 стратегий. Графически стратегии маркируются в таблице таким образом: используемые стратегии - знаком «+», неиспользуемые - знаком «-», желательные, но еще неиспользуемые студентом (-кой), -знаком О. Преподаватель фиксирует результаты, представленные студентами добровольно. Представим один из элементов таблицы «Компенсаторные стратегии»:

- пытаюсь догадаться о речевом намерении собеседника;

- использую способы реструктуризации, перифраза, замены;

- пользуюсь невербальными средствами: жестами, мимикой, пантомимой;

- «проскальзываю» сквозь незнакомые слова, сосредотачиваюсь на знакомых языковых формах, мысленно проговариваю фразы [6, с. 98].

Студенты ведут дневник наблюдений и рефлексии, так называемый «портфолио» относительно прогрессирования в развитии стратегий языка за определенный период (напр., за два семестра), что позволяет вносить необходимые коррективы. Рекомендуется раздел «Неудачи», если таковые имеются, с рефлексией и планом овладения той или иной стратегией.

На основании проведенного исследования определяем следующие пути реализации данного подхода в условиях обучения в университете:

- введение в структуру практических занятий по иностранному языку тренинга личностных стратегий (информирование о теоретическом аспекте стратегий; ознакомление с таблицей воспроизведения шагов стратегии);

- демонстрация преподавателем использования стратегии с комментариями (технология самообучения); использование стратегий студентом с совместными комментариями преподавателя и студента;

- самостоятельное заполнение или расширение таблицы;

- рефлексия студентом процесса и результата; внесение результатов в портфолио, выстраивание стратегической траектории на перспективу.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

123

Формирование стратегий суть их качественное и количественное развитие, а также готовность использовать их в самостоятельной работе. Например, начинающие использовали больше стратегий, связанных с переводом (8,5% vs. 6%), больше стратегий, связанных с воображением (10,4% vs. 7,4%), но меньше языковой догадки или компенсаторных стратегий, что характерно для студентов на промежуточном и продвинутом уровнях изучения иностранного языка (2,4% vs. 7,4%). Эти данные отражают количественные и качественные изменения в характеристиках вторичной языковой личности студентов.

Результаты исследования позволили сделать вывод, что осознанное использование студентами личностных стратегий изучения иностранного языка в самостоятельной работе способствует развитию вторичной языковой личности, повышению уровня мотивации, успешности в формировании иноязычных компетенций будущих профессионалов.

Библиографический список

1. Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. - М.: Прогресс, 1988. - С. 153-211.

2. КабардовМ.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии - 1996. - № 1. -С. 34-49.

3. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - С. 3-8.

4. Овчинникова Т.Е. Тендерный подход в современном образовательном процессе университета. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 162 с.

5. Овчинникова Т.Е. Учимся работать в команде. -Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 100 с.

6. Овчинникова Т.Е. We study English. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 102 с.

7. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. - М.: Профит-Стайл, 2007. - 528 с.

8. Халеева И. И. Тендер в теории и практике обучения межъязыковой коммуникации // Доклады Первой международной конференции «Тендер»: язык, культура, коммуникация. - М.: МГЛУ, 2001. - С. 7-11.

9. Bolinge D.L.M. Language, the loaded weapon: the use and abuse of language today. - L.: Linguistics Library Longman, 1980. - 214 с.

10. Farch C., Kasper G. Strategies in interlanguage communication // Applied linguistics and language study [Электронный ресурс]. - Режим доступа: books.google.ru/books?isbn=0878401245 (дата обращения: 6.02.2012).

11. OxfordR. Language Learning Strategies: What every Teacher Should Know. - New York: Newbury House. - 1990. - 216 p.

12. Wenden A., Rubin, J. Learner Strategies in Language Learning. - New Jersey: Prentice Hall, 1987. - 8 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.