ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Смирнова М.В., Гребнева Н.Н., Загайнова А.Б.
Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень
Аннотация: Методом М. Люшера обследованы дети 6-7 летнего возраста г. Тюмени. Выявлены более высокие показатели уровня тревожности и стресса у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью по сравнению с контролем.
В последнее десятилетие значительно возрос показатель встречаемости синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Поскольку наиболее ярко этот синдром проявляется в предшкольном и младшем школьном возрасте, остро встает вопрос об адаптации детей с СДВГ к школьному обучению. С этой целью было проведено исследование психоэмоционального и психофизиологического состояния детей по методу М. Люшера, путем предъявления цветных карточек, с соответствующей инструкцией. Расчеты были произведены на основе результатов двух выборок.
В условиях дошкольных образовательных учреждений г. Тюмени было обследовано 50 детей предшкольного возраста (6-7 лет), из них 24 девочки и 26 мальчиков. На основании психоневрологического заключения была выделена группа с СДВГ, численность которой составила 20 человек: 6 девочек и 14 мальчиков; дети без выше обозначенных особенностей составили контрольную группу (12 мальчиков и 18 девочек).
Для детей с СДВГ характерна следующая выборка: красный (27,5%), желтый(20%), фиолетовый (17,5%), синий (15%), зеленый (7,5%), коричневый (5,1%), серый (4,9%), черный (2,5%). Для детей контрольной группы -красный (25%), желтый (18,3%), зеленый (13,3%), синий (11,7%), серый (10%), черный (8,4%), фиолетовый (8,3%), коричневый (5%). Таким образом, при анализе ранжирования цветов детьми с СДВГ, наблюдается перемещение дополнительных цветов на позиции основных (чего у детей контрольной группы не наблюдалось), что позволяет говорить о повышенном уровне тревожности и стресса.
Полученные в результате исследования данные могут быть использованы для расширения и углубления представлений о психофизиологическом и психоэмоциональном состоянии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с целью более успешной адаптации к систематическому школьному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOEMOTIONAL CONDITION OF 6-7 YEARS CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER AND HYPERACTIVITY
M.V. Smirnova., N.N. Grebneva, A.B. Zagajnova
Tyumen State University, department of developmental physiology. Tyumen.
Abstract: Examined 6-7 years old children of Tyumen city by M. Luscher’s method. Revealed higher levels of anxiety and stress levels in group of children with attention deficit disorder and hyperactivity compared to control.
Key words: attention deficit, hyperactivity, level of anxiety, stress level, M. Lusher
In the past decade has significantly increased rate of occurrence of attention deficit and hyperactivity disorder (ADHD).
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва