Научная статья на тему 'Психофизиологический аспект профессиональной деятельности оператора инспекционно досмотрового комплекса'

Психофизиологический аспект профессиональной деятельности оператора инспекционно досмотрового комплекса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ОПЕРАТОР / АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЙ / XRAY INSPECTION SYSTEM / OPERATOR / IMAGE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зубов Валерий Алексеевич, Минасян Артур Рубенович

В статье дается обоснование важности психофизиологических качеств в профессиональной деятельности оператора ИДК и доказывается, что анализ рентгеновских изображений требует особой тренировки психофизиологического статуса оператора. Авторами рассмотрены необходимые психофизиологические качества для эффективной работы оператора по анализу изображений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Зубов Валерий Алексеевич, Минасян Артур Рубенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECT IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF X-RAY INSPECTION SYSTEM OPERATOR

The article justifies importance of psychophysiological qualities in the professional activities of the xray inspection system operator. The authors prove that the analysis of xray images requires special training in the psychophysiological status of the operator. The authors examined the necessary psychophysiological qualities for the effective operation of the image analysis operator

Текст научной работы на тему «Психофизиологический аспект профессиональной деятельности оператора инспекционно досмотрового комплекса»

УДК 159.9.072

психофизиологический аспект профессиональной деятельности оператора инспекционно-досмотрового комплекса

Зубов Валерий Алексеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенного дела, e-mail: stkidk@mail.ru

Минасян Артур Рубенович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенного дела, e-mail: stkidk@mail.ru

В статье дается обоснование важности психофизиологических качеств в профессиональной деятельности оператора ИДК и доказывается, что анализ рентгеновских изображений требует особой тренировки психофизиологического статуса оператора. Авторами рассмотрены необходимые психофизиологические качества для эффективной работы оператора по анализу изображений

Ключевые слова: инспекционно-досмотровый комплекс; оператор; анализ изображений

psychophysiological aspect in professional activity of x-ray inspection system operator

Zubov Valerii A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Customs Affairs, e-mail: stkidk@mail.ru

Minasyan Artur R.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Customs Affairs, e-mail: stkidk@mail.ru

The article justifies importance of psychophysiological qualities in the professional activities of the x-ray inspection system operator. The authors prove that the analysis of x-ray images requires special training in the psychophysiological status of the operator. The authors examined the necessary psychophys-iological qualities for the effective operation of the image analysis operator

Keywords: x-ray age analysis

inspection system; operator; im-

Для цитирования: Зубов В.А., Минасян А.Р. Психофизиологический аспект профессиональной деятельности оператора инспекционно-досмотрового комплекса // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 16-19.

Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) - это важнейшее и наиболее эффективное техническое средство таможенного контроля (ТСТК), обеспечивающее возможность неинтрузивным способом выявлять нарушения таможенного законодательства и обнаруживать товары, перемещаемые через границу Российской Федерации (РФ) с сокрытием от таможенного контроля (ТК). В таможенных органах РФ по состоянию на октябрь 2019 г. в эксплуатации находятся 72 ИДК: 17 - стационарных и 55 мобильных (из них 13 - Российского производства МИДК СТ-2630М с дополнительными функциями анализа рентгеновских изображений по идентификации материалов объектов контроля по цветовому окрашиванию, а также оценки весовых характеристик товаров, транспортных средств или их фрагментов). Применение ИДК таможенными органами РФ осуществляется только в рамках системы управления рисками (СУР). ИДК является важным сдерживающим фактором по предупреждению недостоверного декларирования и перемещению через таможенные границы ЕАЭС предметов контрабанды.

За 2018 г. таможенными органами проведено 11 063 эффективных таможенных осмотров

с применением ИДК. Значение показателя эффективности использования ИДК в целом по ФТС России составило 2,25 %, а показателя интенсивности (загруженности) применения ИДК - 2,62 объекта контроля в час.

Учитывая всевозрастающие темпы внедрения инспекционно-досмотровых комплексов в таможнях (ИДК внедряются от Калининграда до Владивостока), одним из основных ключевых направлений повышения эффективности применения ИДК является совершенствование системы подготовки и повышения квалификации операторов ИДК.

Работа на ИДК - это новый вид профессиональной деятельности в РФ. На данный момент проблема внедрения ИДК недостаточно освещена в отечественной литературе.

Следует отметить, что за счет реализации инновационных образовательных технологий путем внедрения системы тестирования и развития необходимых психофизиологических качеств операторов ИДК при прохождении обучения обеспечивается совершенствование и повышение эффективности подготовки и переподготовки операторов ИДК в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии. Для обеспечения качественной

профессиональной подготовки оператор ИДК, наряду с прочной базой теоретических знаний и устойчивыми практическими навыками, должен обладать развитыми психофизиологическими качествами, которые позволят ему в условиях высокой интенсивности трудового процесса обеспечить вместе с высокой работоспособностью максимально эффективное оперативное применение ИДК в практике работы таможенных органов.

Авторами в процессе исследования данной темы был составлен портрет «идеального» оператора ИДК и определен набор ключевых психофизиологических качеств.

Анализ рентгеновских изображений (РИ) требует особой тренировки психофизиологического статуса человека, так как при работе оператора ИДК необходимы максимальная концентрация внимания, применение образного мышления, хороший уровень зрительной памяти, стрессоустойчивость, ответственность.

В условиях высокой напряженности, вследствие дефицита времени, оператор испытывает предельные нагрузки, выполняя необходимые профессиональные действия. Следует учитывать, что наличие легкой нагрузки оказывает положительное влияние на психику и действия оператора в процессе анализа рентгеновских изображений, если он имеет хорошую профессионально-психологическую подготовку и характеристики его зрительного анализатора находятся на должном уровне. Действия оператора в этом случае отличаются высоким качеством, повышенной четкостью, результативностью. В случае подобных действий у плохо

подготовленных работников в профессиональном и психологическом отношении, с низкими характеристиками зрительного анализатора, напряжение в работе оказывает отрицательное воздействие. В данных обстоятельствах в действиях операторов преобладает замедленная реакция, быстрая утомляемость как психологическая, так и зрительная. Эти отрицательные проявления отражаются на правильности принятия решения.

Существует прямая зависимость качества работы оператора по анализу рентгеновских изображений от интенсивности зрительного напряжения (см. рисунок). Как видно из графика, при переходе через предел полезности напряжения появляется первичная зрительная усталость. При дальнейшем росте интенсивности зрительного напряжения и накопления усталости начинают появляться ошибки в отработанных умениях и навыках, их число постепенно увеличивается, при этом результативность быстро уменьшается. Если перенапряжение продолжает увеличиваться и переходит критическую точку (К), наступает запредельное напряжение и, как правило, происходит срыв деятельности.

При качественной профессионально-психологической подготовке и тренировке зрительного анализатора отрицательное влияние на условия работы оператора может быть снижено.

Важно иметь в виду, что у операторов по анализу рентгеновских изображений часто возникают симптомы зрительного утомления - астенопии. Особые трудности возникают при работе за дисплеем в ночное время; снижение работоспособности в эти часы наступает значительно раньше, выражено

График зависимости качества работы оператора от интенсивности зрительного напряжения

сильнее и в большей степени зависит от особенностей изображения. Все это приводит к снижению эффективности работы оператора и увеличению риска принятия неверного решения.

Тренинг зрительных способностей операторов ИДК является приоритетным направлением в процессе обучения данной профессии. Зрительные возможности - это одна из существенных составляющих эффективной и плодотворной работы оператора ИДК.

С целью построения эталона специальности было отобрано 10 необходимых психофизиологических показателей эффективной работы оператора по анализу изображений:

1. Сила нервной системы.

2. Образное мышление.

3. Аналитичность.

4. Поленезависмость.

5. Рефлективность.

6. Ответственность.

7. Зрительная работоспособность.

8. Память.

9. Внимание.

10. Обучаемость.

В качестве крайне нежелательных показателей в работе следует отметить:

1. Необразное, «нетворческое» восприятие форм и пространства.

2. Неспособность быстро провести анализ.

3. Конфликтность, склонность к агрессии.

Указанные качества, согласно оценке эталона специальности, характеризуются следующими показателями:

1. Сила нервной системы. Сила нервной системы характеризует ее функциональную выносливость или работоспособность. Она проявляется в меньшей утомляемости, в большем самообладании в экстремальных ситуациях и большей сопротивляемости помехам. Вместе с тем сильная нервная система больше подвержена отрицательному влиянию действия однообразных раздражений, поэтому люди с сильной нервной системой плохо справляются с простой монотонной работой. При сильной нервной системе как правило наблюдается низкая чувствительность к слабым раздражителям: при необходимости обнаружения слабых сигналов (зрительных, слуховых) выше вероятность их пропуска [1].

2. Образность-вербальность когнитивного стиля. Человеку свойственно преобладание образности над вербальностью. Он более продуктивно оперирует образной информацией (рисунки, графики и прочее). Образность в познавательных процессах связана с доминированием функций правого полушария, обеспечивающего восприятие образной информации. Людям с преобладанием образности свойственна эмоциональная окраска поведения, у них лучше развито визуальное мышление, они обнаруживают склонность к эстетическому восприятию действительности и художественному творчеству.

Преобладание образности тесно связано с преобладанием функций запечатления над перекодированием памяти. У таких людей лучше развита непроизвольная память.

3. Свойство аналитичности-синтетичности. Аналитичность связана с более строгим критерием принятия решения о сходстве, подобии объектов или процессов, наличии у них общих признаков. Аналитики в большей степени ориентированы на различие объектов, на их специфические особенности, что способствует отбору более качественных вариантов решения задачи, то есть большей избирательности мыслительных процессов [1]. У аналитиков ниже продуктивность непроизвольного запоминания, больше выражен страх эмоционального реагирования.

Аналитичность непосредственно связана с поленезависимостью, рефлективностью, гибкостью когнитивного контроля. В межличностном общении стремление аналитика подчеркнуть различие между собой и окружающими зачастую приводит к ограниченному объему общения, особенно при эмоциональном контакте.

4. Полезависимость-поленезависимость. Лица, склонные к поленезависимости, обнаруживают в ситуации наиболее существенные, а не более заметные черты. У них легче происходит генерализация и перенос знаний и навыков, им свойственны более рациональные стратегии запоминания и воспроизведения, более развито селективное внимание. Данный показатель имеет очень широкие связи с различными особенностями познавательной сферы, этих людей отличает:

- высокий показатель невербального интеллекта (образного мышления);

- гибкость информационных процессов;

- более высокая обучаемость;

- успешность решения задач на сообразительность;

- лёгкость смены установки.

5. Свойство импульсивности-рефлективности. Рефлективные люди более поленезависимы, чем импульсивные. В разнообразных перцептивных, перцептивно-моторных и мыслительных задачах рефлективные специалисты работают лучше импульсивных: выше устойчивость внимания, успешнее используют различные стратегии внимания, с большей эффективностью воспринимают информацию обратной связи, имеют лучшую зрительную и слуховую кратковременную память.

6. Ответственность - локус контроля. В определенной мере локус контроля отражает субъективную оценку степени ответственности человека, оказывающую влияние на все уровни его психической деятельности. В этой позиции существуют довольно устойчивые различия между людьми. Люди с высокими значениями по данному фактору считают, что их достижения или неудачи зависят главным образом от них самих (их способностей, компетентности, целеустремленности и т.д.), это люди

с внутренним контролем - интерналы. Они организованны, умеют хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой человек действует планомерно и упорядоченно, упорно преодолевает препятствия, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца. Он хорошо осознает социальные требования и старается их аккуратно выполнять. Данный фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с успехами в технике, математике, организаторской деятельности и других сферах, где требуется объективность, уравновешенность и решительность.

7. Зрительная работоспособность. Зрительная работоспособность - характеристика зрительного восприятия в условиях нормального режима работы глазодвигательной системы, то есть без ограничения движений глаз. Показателем зрительной работоспособности является среднее время реакции человека на изменение параметров движущегося объекта. Такие люди характеризуются высоким уровнем зрительной работоспособности.

К характеристикам зрительной работоспособности можно также отнести уровень развития цветовой и контрастной чувствительности, который позволяет оператору отслеживать малейшие изменения цвета и яркости в изображении [2]. Так, нехарактерные изменения плотности товара на снимке (резкий переход от одного оттенка цвета к другому), внутренние вкрапления, фактура поверхности объектов могут свидетельствовать о наличии не указанных в товаросопроводительных документах товарах, скрытых полостей, тайников.

8. Образная память. Образная память - запоминание и сохранение образного материала. Человек, обладающий образной памятью, характеризуется высоким уровнем развития образной памяти.

9. Внимание. Внимание можно подразделить на следущие категории:

а) устойчивость внимания - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами. Устойчивость, определяемая периферическими факторами, не превышает 2-3 с, после чего внимание начинает колебаться. Устойчивость центрального внимания, когда человек активно взаимодействует с объектом, может составлять интервал в несколько минут. Чем интереснее для человека объект, тем выше к нему устойчивость внимания;

б) концентрация внимания - фокусировка внимания на одном объекте или задаче. Именно

способность глубокой концентрации внимания на материале во многом определяет продуктивность запоминания. Нарушения концентрации внимания, отвлекаемость на побочные раздражители могут наблюдаться как в состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего, лобных долей;

в) распределение внимания - способность удерживать в поле внимания определенное число разнородных объектов одновременно или совершать одновременно несколько действий;

г) переключение внимания - возможность более или менее легко переходить от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания всегда сопровождается определенным нервным напряжением. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой [3]. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом. Рассеянность по существу сводится к плохой переключаемости внимания.

10. Обучаемость - активный процесс познавательной деятельности.

Таким образом, в статье рассмотрены основные качества «идеального» портрета оператора ИДК по анализу изображений, которые имеют первостепенное значение для непосредственной работы на ИДК. Отсюда можно сделать вывод, что при качественной профессионально-психологической подготовке и целенаправленной тренировке зрительного анализатора возможно снизить отрицательное влияние психофизиологического напряжения на эффективность работы оператора ИДК.

Библиографический список:

1. Князев В.А. Технология оценки уровня деятельности операторов в человеко-машинных системах: дис. ... к.т.н: 19.00.03 / В.А. Князев; науч. рук. д. т.н., проф. Падерно П.И.; Федерал. гос. унитарное науч.-произв. предприятие «Волна». М., 2005. 159 с.: ил., рис., табл.

2. Овечкин И.Г. Комплексная оценка эффективности современных немедикаментозных средств, улучшающих зрение / И.Г Овечкин [и др.] // Актуал. пробл. восстанов. медицины, курортологии и физиотерапии. М., 2003.

3. Попечителев Е.П. Человек в биотехнической системе: учеб. пособие / Е.П. Попечителев; С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т им. В.И. Ульянова (Ленина) «ЛЭ-ТИ». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.