Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности женщин, занимающихся фехтованием'

Психофизиологические особенности женщин, занимающихся фехтованием Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
663
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОКО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК-ФЕХТОВАЛЬЩИЦ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF FEMALE FENCERS

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Ткачук Владимир Григорьевич, Ягелло Владислав, Ясински Тадеуш

Авторы сделали попытку найти ответ на один из вопросов, связанных с особенностями психофизиологических процессов у спортсменок-фехтовальщиц высокой квалификации. Для этой цели применена комплексная компьютерная методика, содержащая батарею физиологических и психических тестов. В результате получены общегрупповые и индивидуальные модельные характеристики таких спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological features of female fencers

The authors attempt to get an answer to one of questions concerning psychophysiological processes in the high-class female fencers. A complex computer-assisted methodology was used, including several physiological and psychological tests. The study enabled to determine group and individual model characteristics of the competitors.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности женщин, занимающихся фехтованием»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФЕХТОВАНИЕМ

Владимир Ткачук1, 2, Владислав Ягелло3, Тадеуш Ясински4 1 Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова (Украина),

2Высшая школа Физического воспитания и туризма им. Г. Конопацкой (Польша),

3Академия Физического Воспитания в Г данске (Польша),

4Польский Институт Авиационной медицины в Варшаве

Аннотация. Авторы сделали попытку найти ответ на один из вопросов, связанных с особенностями психофизиологических процессов у спортсменок-фехтовальщиц высокой квалификации. Для этой цели применена комплексная компьютерная методика, содержащая батарею физиологических и психических тестов. В результате получены общегрупповые и индивидуальные модельные характеристики таких спортсменок.

Ключевые слова: психофизиологические характеристики высоко квалифицированных спортсменок-фехтовальщиц.

Анотація. Ткачук В., Ягелло В., Ясінскі Т. Психофізіологічні особливості жінок, які займаються фехтуванням. Автори зробили спробу знайти відповідь на одне з питань, пов’язаних з особливостями психофізіологічних процесів у спортсменок - фехтувальниць високої кваліфікації. Для вирішення такої мети використана комплексна компьютерная методика, до складу якої входить батарея фізіологічних та психічних тестів. У результаті отримані групові та індивідуальні модельні характеристики спортсменок Ключові слова: психофизиологические характеристики высоко квалифицированных спортсменок-

фехтовальщиц.

Annotation. Tkaczuk W., Jagidlo W., Jasinski T. Psychophysiological features of female fencers. The authors attempt to get an answer to one of questions concerning psychophysiological processes in the high-class female fencers. A complex computer-assisted methodology was used, including several physiological and psychological tests. The study enabled to determine group and individual model characteristics of the competitors.

Key words: psychophysiological features of female fencers.

Adnotacja. Tkaczuk W., JagieHo W., Jasinski T. Wlasciwosci psychofizjologiczne kobiet trenuj^cych szermierk^. Autorzy podj?li pr ob? uzyskania odpowiedzi na jedno z pytan, zwi^zanych z wlasciwosciami procesow psychofizjologicznych zawodniczek wysokiej klasy trenjcych szermierk?. W tym celu zastosowano kompleksow metodyk? komputerow^, skladaj^ca si? z baterii testow fizjologicznych i psychicznych. W rezultacie badan okreslono grupowe oraz indywidualne charakterystyki modelowe zawodniczek.

Slowa kluczowe: wlasciwosci psychofizjologiczne kobiet trenujcych szermierk?.

Введение.

Практически - нет ни одного движения человека и, тем более, ни одного вида спорта, которые бы не требовали от спортсменов высокоточного выполнения координированного двигательного акта. Это положение в еще большей мере относится и к такому виду спорта как фехтование. И хотя это положение практически признают и теоретики спорта, и тренеры, тем не менее, в научном обосновании таких проблем сложно координированных видов спорта как селекция, организация и планирование учебно-тренировочного процесса, выбор методов и средств обучения реабилитации спортсменов и т.д., имеются многочисленные пробелы в этих знаниях. Поэтому авторы сделали попытку найти ответ на один из многочисленных вопросов, связанных с особенностями психофизиологических процессов у спортсменок-фехтовальщиц.

Управление движениями человека. Все произвольные и непроизвольные движения человека совершаются в пространстве и во времени при определенном (дозированном) напряжении скелетных мышц. Такое подразделение движения на пространственную, временную и силовую компоненты является условным, т.к. в реальной жизни они всегда выступают вместе [Анохин П.К., 1968]. Однако для понимания физиологических механизмов управления движениями их удобно выделять как отдельные компоненты движения.

Установлено [Фарфель В.С., 1976], что точность воспроизведения перечисленных компонент движения различна. Так, ошибки при выполнении заданного усилия во много раз превышают ошибки при репродукции заданного пространства. Такой результат можно связывать с тем, что обратная связь между работающими мышцами и ЦНС при дозировании усилия, осуществляется сухожильными рецепторами и кожными рецепторами давления. В то время как при выполнении пространственного компоненты участвуют суставные рецепторы, которые дают информацию о величинах суставного угла, амплитуде угловых перемещений, скорости и ускорении движений, плюс кожная рецепция давления.

Как показали многолетние исследования В.С. Фарфеля [1976] и его учеников «...в память запечатлевались не параметры усилий, развиваемых мышцами, а параметры пространства и времени. Именно восприятие информации о пространственных перемещениях в суставах и о скорости этих перемещений позволяло сознательно совершать броски одинаковой дальности, т.е. такие, в которых траектория полета мяча и сообщенное ему начальное ускорение сохранялись постоянными) [В.С. Фарфель 1976, стр. 82]. Однако исследованиям было четко продемонстрировано что как раз постоянства воспроизведения параметров движения как раз и не существует [Ткачук В.Г., 1986, 1993; Ткачук В.Г., и

соавт., 2002, 2003]. Все основные параметры точностных двигательных актов обладают свойством значительной вариативности [Анохин П.К., 1968, 1975, 1978]. И эта вариативность генерируется на разных структурных уровнях организма различными метаболическими механизмами [Ткачук В.Г., 1977, 1987, 2004]. Подобные мнения высказаны у специалистов, исследующих представителей различных видов спорта (борцов - 7, 24, 25; гимнастов - 11, 27; футболистов- 5, 6; гандболистов - 26; баскетболистов - 33 и др.).

В связи с изложенным и возникает потребность сравнительного анализа вариативности репродукции основных параметров движения у представителей различных видов спорта.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ

В исследовании принимала участие национальная команда Польши по фехтованию (п = 11). Возраст спортсменок находился в пределах от 16 до 22 лет (X = 19 ±2,32), масса тела находилась в границах от 52 до 78 кг (X = 59,7 ± 7,39), а длина тела - 158-181см (X = 167,5 ± 6,10). Тренировочный стаж значительно отличался и лежал в границах от 3 до 13 лет (X = 7,64 ± 3,47).

Спортсменки представляли различные спортивные клубы со всей Польши. Исследования были проведены во время сборов в г. Спала на базе Олимпийского Центра 12 мая 2004 года.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Тестирование избранных психомоторных способностей фехтовальщиц проводились с помощью комплексной компьютерной методики, созданной и проверенной на огромной группе спортсменов в научно-исследовательскойлаборатории профессионального футбольногоклуба «Динамо» (Киев) [Зеленцов А.М. и соавт., 1989; Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Ткачук В.Г., Коуэрвер Б., 1993]. Эти тесты были использованы как количественные критерии отбора для избранной спортивной дисциплины или спортивной специализации, также для избранных психомоторных способностей спортсменов. Со временем использованные в исследованиях тесты систематически совершенствовались, и это привело к созданию комплекса специальных психомоторныхи психических методов тестирования, взаимодействующих между собой.

Для сравнения результатов тестирования и получения целостной оценки состояния организма спортсмена, все показатели представлялись в единой шкале (от 0 до 1 с точностью до 0,01). Указанный метод позволял оценить: о реакцию на движущийся объект, о скорость реакции (простой, сложной и выбора); о различные виды зрительной и двигательной памяти, о скорость единичного движения, о максимальную частоту движений,

о точность воспроизведения заданных показателей пространства и времени (проприорецепции), о сопротивляемость к утомлению

Реакция на движущийся объект

Исследуемая функциональная система. На основании общей оценки эта проба позволяет получить информацию о функциональном состоянии зрительной и двигательной сенсорных систем, а также центральной нервной системы.

На этом основании раскрывается важная характеристика вышеприведенных функций нервной системы человека, на основе соотношения процессов возбуждения и торможения Далее имеем возможность получать количественную оценку способности человека к выполнению прецизионных движений и скорости мыслительного процесса.

Описание теста. Испытуемый, нажимая на клавишу клавиатуры компьютера дает старт для начала движения на экране монитора шарика, который движется с переменной скоростью по линии. Для регуляции скорости движения использован генератор случайных сигналов. Повторным нажатием клавиши испытуемый должен стараться остановить движущийся объект в точно обозначенном месте («щель»). Испытуемый выполняет такое действие 24 раза. После каждого выполнения задания на экране появляется информация о точности попадания. Если шарик задерживается точно в «щели» (ошибка движения равна 0) на экране появляется сигнал - «очень хорошо». В других случаях подается информация о величине отклонения от заданного места.

После выполнения этого теста рассчитываются следующие показатели: о количество точных попаданий, о процент точных попаданий, о количественная оценка (от 0 до 1),

о соотношение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

Если при выполнении теста результат попадания в заданную цель близок к 0, то это свидетельствует о равновесии процессов возбуждения и торможения в ЦНС. В случае, если испытуемых преждевременно останавливает шарик, то это свидетельствует о повышенной возбудимости ЦНС, а если останавливается поздно - о преимущественном развитии состояния торможения

Скорость зрительно-двигательной реакции (простая реакция)

Исследуемая функциональная система. Оцениваются те же функциональные системы, что и в предыдущем тесте с акцентом на скорости восприятия, преобразования информации, принятия решения и самого действия. Эта проба часто интерпретируется как время информационного поиска, так называемого, интервала времени между моментом появления ситуации и началом реализации плана движения.

Этот тест позволяет оценить вторую важную характеристику в деятельности ЦНС - подвижность нервных процессов. Кроме этого с помощью данного теста можно количественно оценить один из трех компонентов двигательного качества быстроты - время зрительно-моторной реакции.

Описание теста. Испытуемый должен как можно быстрее реагировать на неожиданный сигнал, появляющийся на экране монитора в виде желтого квадрата. Появление и гашение (возвращение экрана в исходное состояние - отсутствие объекта) объекта на экране спортсмен выполняет самостоятельно, нажимая на соответствующую клавишу. Время появления на экране квадрата от времени нажатия клавиши выбирается при помощи генератора случайных чисел. Испытуемый выполняет 10 проб. После каждой из них на экране высвечивается время реакции в миллисекундах. Преждевременное нажатие клавиши, так называемое, нажатие перед появлением объекта зачитывается как неудачная попытка

Самое короткое и продолжительное время считается несущественным (неточные реакции). Оценка выполняется на основании трех самых быстрых реакций.

Скорость зрительно-двигательной реакции (сложная реакция)

Исследуемая функциональная система. В данном тесте оцениваются те же функциональные системы, что и предыдущем тесте. Отличие состоит в том, что испытуемый последовательно выбирает 1 из 3 раздражителей - цвет, форму, цвет + форма.

Описание теста. Тест состоит из трех вариантов.

Вариант первый. Испытуемому следует реагировать нажатием соответствующей клавиши на клавиатуре на конкретный цвет квадрата неожиданно появляющегося на экране монитора Используются три цвета - красный, голубой и зеленый. Очередность появления цветов случайная. Квадраты указанных цветов появляются 50 раз.

Вариант второй. Испытуемому следует реагировать нажатием соответствующей клавиши на клавиатуре на конкретную фигуру, появляющуюся на экране монитора - квадрат, треугольник и круг. Очередность появления фигур случайная. Фигуры появляются 50 раз.

Вариант третий. Испытуемому следует реагировать нажатием соответствующей клавиши на клавиатуре на конкретную фигуру или цвет, появляющуюся на экране. Это вариант сложный, представляющий собой объединение первого и второго вариантов.

Т ест позволяет оценить важный показатель деятельности ЦНС - подвижность нервных процессов.

Точность воспроизведения пространства и времени (проприорецепция)

Исследуемая функциональная система. Оценивается синергия работы нервной и мышечной систем (способность кинестетического различия движения) [81аго81а ”^, 1985, 2003]. Этот тест позволяет оценить так же параметры движения как пространство и время, а также комплексно синергию между ними.

Описание теста. Во время выполнения теста испытуемый должен сидеть перед компьютером в удобном положении В правой руке, опираемой на стол, должен держать «мышку» компьютера Нажимая и придерживая левую кнопку мышки, испытуемый должен переместить предплечье на точно обозначенное расстояние - 100 мм между двумя белыми колечками находящимися на экране монитора Движение должно быть точным и постоянным по выбираемым испытуемым времени. Задание состоит в запоминании этого движения (заданного пространства и выбранного времени движения).

Исследование начинается с выполнения 10 пробных движений. После этого второе колечко исчезает с экрана монитора и испытуемый должен повторить заданное движение 10 раз, не видя конечной точки движения, т.е. только на основе проприоцептивной чувствительности Непосредственно после выполнения последнего движения на экране монитора появляются количественные и качественные оценки выполненного теста.

Теппинг - тест

Исследуемая функциональная система. Тест позволяет получить целый блок показателей, характеризующих различные состояния нервной и мышечной систем. Кроме простоты и доступности этого теста он дает объективную информацию о состоянии нервно-мышечной системы и дополняет информацию о двух составляющих двигательного качества быстроты - время одиночного движения и частоты движений. Помимо этого тест позволяет оценить сопротивляемость утомлению и характер его и динамики.

Описание теста. Испытуемый, сидя в удобной позе перед компьютером, должен максимально часто нажимать определенную клавишу в течение 40 секунд.

В результате можно получить следующие показатели: о максимальную частоту движений по формуле (1):

МЧД = Е N/40 сек. (1),

где: МЧД - максимальная частота движений,

£ N - сумма выполненных движений за 40 сек.,

40 сек. - общее время работы.

о время одиночного движения по формуле (2):

ВОД = 40 сек. /Е N (2),

где: обозначения те же, что и в формуле 1.

о общее количество движений за 40 сек. работы (выносливость),

о степень утомления (% от максимального уровня). В зависимости от уровня подготовленности но независимо от возраста и пола, выделяются следующие количественные оценки:

неудовлетворительно - более 45 %, удовлетворительно - от 35 % до 45 %, хорошо - от 25 % до 35 %, отлично - до 25 %;

о сопротивляемость утомлению - заключительное количество движений (% от начального показателя).

РЕЗУЛЬТА ТЫИССЛЕДОВАНИЙ

Анализ результатов проведенных исследований, представленный в табл. 1 свидетельствует; что общая оценка скорости реакции на двигающийся объект составляет 0,399 ± 0,076 усл ед. Разброс этого показателя в исследуемой группе фехтовальщиц составляет 192,6 %. Это свидетельствует о значительных индивидуальных особенностях данной реакции у спортсменок.

Таблица 1

Результаты тестирования членов сборной команды Польши по фехтованию (п = 11)

№ Статистические показатели X ± д V % min max

РЕАКЦИЯ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ

1 Общая оценка, усл. ед. 0,399 0,076 19,16 0,270 0,520

СКОРОСТЬ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ

2 Лучшее время, мс 141,6 28,59 20,19 85,0 175,0

3 Среднее время, мс 163,0 8,225 5,045 156,7 178,3

4 Общая оценка, усл. ед. 0,615 0,030 4,901 0,560 0,640

СКОРОСТЬ СЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ

Цвет:

5 Общая оценка, усл. ед. 0,487 0,050 10,270 0,396 0,537

6 Лучшее время, мс 319,6 44,55 13,940 264,0 397,0

Форма:

7 Общая оценка, усл. ед. 0,465 0,045 9,686 0,369 0,516

8 Лучшее время, мс 337,5 39,61 11,740 291,0 423,0

Цвет и форма:

9 Общая оценка, усл. ед. 0,403 0,049 12,19 0,329 0,457

10 Лучшее время, мс 391,4 43,56 11,13 344,0 450,0

ПРОРИОРЕЦЕПЦИЯ

Оценка пространства:

11 Средняя пространства, мм 135,2 81,35 60,16 34,4 306,1

12 Оценка пространства, усл. ед. 0,229 0,163 71,10 0,0 0,600

Оценка времени:

13 Средняя времени, мс 345,3 243,3 70,47 110,6 858

14 Оценка времени, усл. ед. 0,299 0,260 87,09 0,0 0,76

15 Общая оценка, усл ед 0,245 0,154 62,60 0,0 0,44

ТЕППИНГ-ТЕСТ

16 Максимальная частота, п- сек-1 8,818 0,874 9,910 7,50 10,0

17 Общее число движений за 40 сек 277,2 30,15 10,88 240,0 326,5

18 Степень утомления, % 22,31 3,619 16,22 16,70 28,10

19 Сопротивляемость утомлению, усл. ед. 0,371 0,058 15,56 0,290 0,470

Другой вид двигательной реакции - скорость простой зрительно-двигательной реакции так же свидетельствует о значительном индивидуальном разбросе изучаемого показателя (рис. 1). Так, лучшее время реакции варьирует на 205,8 % усл. ед. В то же время среднее время реакции группы испытуемых отличается значительно меньшим диапазоном разброса (114,1 %). Таким же разбросом характеризуется разброс между оценкой наилучшего времени и среднего времени реакции - 114,7 %. И хотя средние данные расположены весьма близко коэффициенты, вариативности свидетельствуют о том, что вариации наилучшего времени реакции почти в 4 раза больше, чем средние реакции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

180 -г 170 о 160 s | 150

CD СО

CD 140

0

1

I 130

го

^ 120 110 100

Лучшее время Среднее время

Параметры

Рис. 1. Время простой зрительно-двигательной реакции у фехтовальщиц

Результаты статистического анализа третьего временного показателя - времени сложной двигательной на «цвет», «форму» и «цвет + форма» представлены на рис. 2.

Лучшее в ремя (форма) Показатели

Лучшее в ремя (цвет и форма)

Рис. 2. Время сложной зрительно-двигательной реакции на «цвет», «форму» и «цвет + форма» у

высококвалифицированных фехтовальщиц

Как свидетельствую представленные данные, время сложной зрительно-двигательной реакции возрастает в такой последовательности раздражителей: о время реакции на «цвет» раздражителя, о время реакции на «форму» раздражителя, о время реакции на «цвет + форма» раздражителей.

Такие изменения можно описать с мощью уравнения (3) регрессии 1-й степени в виде:

у = 35,9х + 277,7 (3);

при Я2 = 0,9227; где:

у - время простой зрительно-двигательной реакции группы фехтовальщиц, мс;

х - время простой зрительно-двигательной реакции группы фехтовальщиц на определенный раздражитель, мс.

Приведенное уравнение представляет собой регрессионную модель изучаемого показателя и свидетельствует, что с коэффициентом правдоподобия 0,9227 может утверждать, что с возрастанием сложности раздражителя время выбора (время сложной реакции) также линейно возрастает.

Полученные данные позволяют проверить это допущение следующим образом. Необходимосравнить данные между простой и сложной зрительно-двигательной реакциями (рис. 3).

о

=„400

500 п------------------------

450 У = 76,73х + 105,7

,ПП Я' = 0 836

^350

О

03

150

I I

100

Показатели

Рис. 3. Сравнение времени простой и сложных зрительно-двигательных реакций на «цвет», «форму» и «цвет + форма» у высококвалифицированных фехтовальщиц

Как видно из представленных на рис. 3 данных наша регрессионная модель работает вполне удовлетворительной подтверждает пропорциональную зависимость между сложностью объекта выбора при зрительно-двигательной реакции и временем этой реакции. Причем, если между временем простой реакции и длительностью сложных реакций установлено статистически достоверное различие, то между длительностью различных сложных реакций такого различия не выявлено. Это обстоятельство так же свидетельствует об индивидуальном характере реакций на сложные раздражители. И в этом направлении было бы желательно провести углубленноеисследование на более репрезентативной группе спортсменов

Следующие результаты показывают особенности проявления очень важного в фехтовании «темного мышечного чувства» на основе так называемой проприорецепции Специфической особенностью нашего исследования было то, что и пространство и время репродукции движения задавалось заранее и испытуемая (в соответствии с условиями опыта) могла провести определенный тренинг.

Анализ полученных данных показывает (рис. 4), что точность репродуцируемых параметров сравнительно не высока - в среднем по группе при репродукции: о пространства - 0,229 ± 0,123 усл ед.; о времени - 0,229 ± 0,26; о интегральной оценке - 0,245 ± 0,154.

И это при сравнении с идеальной оценкой, которая составляет 1,0 усл. ед. Другими словами - точность воспроизведения заданных параметров движения составила только 22,9 % при оценке пространства и времени, и при интегральной оценке - 24,5 %.

Таким образом, ошибки достигали 77,1 % при воспроизведении пространства и времени и 77,5 % - по интегральной оценке этих параметров.

Рис. 4. Среднегрупповые оценки точности репродукции заданного пространства в заданном времени (усл.

ед.) высококвалифицированных фехтовальщиц

Данные свидетельствуют; что установлена недостоверная тенденция лучшего (более точного) выполнения временного параметра движения.

Следует обратить внимание и на то, что при задании спортсменкам воспроизводить пространственную компоненту длиной 100 мм они, в среднем по группе, делали 135,2 мм, т.е. переоценивали ее на 35,2 мм и, при этом, не чувствовали этой ошибочной оценки. Практически ошибка составляла 1/3 заданного пространства и это у весьма квалифицированных спортсменок для специальной деятельности, которых точность пространственной компоненты движения является доминирующей особенностью их технического мастерства.

Подобные оценки характерны и для оценки воспроизведения заданного времени. Отличие состояло в том, что спортсменки более чем трехкратно переоценивали заданное время. При необходимостивыполнять движение за 100 мс, они делали движение за 345,3 ± 81,35 мс.

Таким образом, мы вновь наблюдаем те же закономерности - а именно: о невысокую точность репродукции заданных параметров движения, о преимущественную переоценку, как времени, так и пространства,

о высокую индивидуальную вариативность при точном воспроизведения простейшего произвольного движения.

Последний, проведенный нами тест, позволял оценить особенности проявления различных показателей работоспособности спортсменок Результаты приведены на рис. 5.

Анализ изучаемых показателей свидетельствует о том, что наибольшая средняя частота (темп) движения составила 8,818 ± 0,874 движений в секунду При этом коэффициент вариативности составил 9,91. А диапазон индивидуальных показателей лежал в пределе от 7,5 до 10 движений в секунду Как видно из данных, приведенных на рис 5 и табл. 1 при проявлении максимально возможных способностей спортсмена вариативность индивидуальных показателей значительно уменьшается

Рис. 5. Показатели общей работоспособности высококвалифицированных фехтовальщиц

Следует так же отметить, что между всеми приведенными на рис. 5 данными выявлено статистически достоверное различие.

ОБСУЖДЕНИЕ

Фехтование - вид спортивного единоборства на специальном холодном оружии по определенным правилам, базирующимся на системе владения таким оружием Участники схватки пытаются нанести друг другу укол (удар) в установленную правилами поражаемую поверхность. Победа присуждается тому спортсмену, который первым нанесет сопернику определенное правилами количество уколов или нанесет больше уколов за установленный промежуток времени, стараясь самому избежать попадания со стороны противника [Bandach Ь., 1998, Czajkowski 2., 1984].

Фехтование требует от спортсмена определенных физических, психических и интеллектуальных способностей и навыков. Учитывая специфические особенности того или иного вида фехтования, развитие двигательных качеств быстроты и выносливости составляет основу физической подготовки фехтовальщика. К числу наиболее важных для него качеств относятся также меткость, гибкость, хорошая реакция, умение вовремя изменять темп и амплитуду движений, координировать свои действия оружием и маневрирование.

Учитывая, межличностные отношения спортсменок и напряженные психические условия тренировки и соревнования, от фехтовальщицы так же требуется:

о высокая эмоциональная устойчивость (не только в рамках отдельного боя, но и всего турнира), о умение собраться и

о не терять концентрации при работе на больших скоростях, мгновенно изменяющейся ситуации и постоянном противодействии соперницы - основные психологические компоненты успеха

Сутью спортивного фехтования является борьба двоих одинаково вооруженных противниц в соответствии с определенными правилами. Два основных противоположныхтактических задания, а именно, желания самой точно попасть и одновременно избежать того же от противницы, требуют исключительной дифференциации и подвижности внимания. Поэтому, с целью эффективного проведения схватки обязательно: овладение техникой различных фехтовальных приемов, тактики их применения, развитие специальной физической подготовленности, а так же высокий уровень развития физиологических и психических процессов.

Смысл борьбы в этой спортивной схватке связан с неожиданными сменами тактической ситуации, обязательными и как можно быстрейшими реакциями на происходящие изменения Такие условия соревнования ставят перед спортсменками высокие требования к их физической и психической подготовке [Czajkowski 2., 1986].

Фехтование представляет собой способ борьбы, в котором выступают аритмичные, асимметричные и зачастую очень быстрые действия и большинство из них искусственные.

Одним из ведущих показателей эффективности занятий фехтованием является время сенсомоторных (связанных с быстротой) реакций. Ответ на раздражители или реакции спортсменки в борьбе протекают с участием простой зрительной или различных вариантов сложных сенсомоторных реакций. Сами сенсомоторные реакции отличаются между собой процессами, которые протекают во время, так называемой, скрытой реакции.

Время сенсомоторного ответа зависит от вида раздражителя. Исследования показали, что время ответа на такой смешанный раздражитель как зрительно-тактильный короче, чем время на зрительный раздражитель. Продолжительность времени скрытой реакции (простой или сложной) значительно увеличивается под влиянием утомления

Важную роль в схватке фехтовальщиков играет реакция различения (дифференцировки). Состоит она в том, что тонкие различении отличаются раздражители ему подобные В таких реакциях имеют место непосредственные связи, коррелирующие между собой с соответствующими ответами. Время сенсомоторных и дифференциальных реакций обусловлены физиологически и генетически, но изменяются при систематической тренировке. На успех в занятиях фехтованием существенное влияние имеет так же внимание с его особенностями - сосредоточенностью, принципом делимости и обратимостью [Czajkowski, 1995; Bandach, 1997].

Важным условием борьбы в фехтовании является умение изменять намерения в процессе действия принятом ранее, т.е. как действие, которое может предвидеть соперница Обязательным тактикотехническим элементом поединка в фехтовании является неожиданность,

Неожиданность может быть положительной (когда выполняем действие неожиданное для противницы) и отрицательным (в этом случае противница выполняет неожиданное действие). В фехтовании неожиданность опирается на молниеносную и точную оценку тактической ситуации, применении сенсоморной реакции и мышлении базирующимся на использовании данного случая для выполнения укола Умение использовать неожиданность действий дополнительно связана с быстротой реакции, ее точности, способности к немедленному выполнению действия [Czajkowski 2., 1993, 1995; Bandach, 1997].

Следует помнить, что оборонительная деятельность не приносит положительного эффекта (за оборонные действия не даются очки) и связана с элементом нападения (защита - ответ, отбитие - укол). 2. Czajkowski [1997] анализируя попадания (уколы) в финале индивидуального фехтования на рапирах у мужчин на Первенстве Мира в Мельбурне в 1979 году показал, что более 71 % уколов было произведено в процессе нападения. Свидетельствует это об атакующем характере современного спортивного фехтования Эти условия корреспондируютс личностными показателями и темпераментом: о низкая реактивность - ситуация с высоким стимуляционным уровнем - рискованное положение, о высокая реактивность - ситуация с низким стимуляционным уровнем - положение подстраховки

Подстраховочны нападающий характер фехтования имеет взаимосвязь с уровнем реактивности и стилем деятельности:

о спортсмены с низкой реактивностью страхования имеют низко реактивные основные действия, а о спортсмены с высокой реактивностью - подготовительныедействия.

Соревнования фехтовальщиц продолжаются в течение многих часов и требуют проведения многочисленных схваток с различными соперницами У спех в единичной схватке не определяет общий успех Этот факт с соединении со сложностью психофизиологическихпричин и сильными эмоциональными проявлениями характерными для поединков вызывают то, что в схватке фехтовальщицы проявляется ситуация с высоким уровнем стимуляции. Эти обстоятельства имеют связь с показателем такого темперамента, который отдает предпочтение ситуативности Часто ситуация в схватке является агрессивной, детерминированной стилем борьбы противника, стимулирующим поведением тренеров и болельщиков. Целью такого поведения является демонстрация натиска на противницу (выведение его с равновесия) [Czajkowski 2., 1986]. Исследования показали, что существует зависимость «темперамент - давление окружения).

Теоретическим основанием, проведенных авторами исследований, служила классическая теория координационных (информативных) двигательных способностей (КДС), рассматриваемых как интегративные психомоторныеособенности, детерминированные функциями центральной нервной системы [Ь^Л W., 1989; Raczek I, 1999; Raczek I i wsp., 2002]. Позволяет она, учитывая различия, происходящие в организации информации, выделить определенные группы форм регулирующих процессов, описывающих возможности в аспекте их точности, быстроты и подвижности. Представляют они, Интегрированный фундамент КДС, который позволяет одновременно описать и единство оперативных процессов (сенсорных, интеллектуальны?) системы организации информации Анализ этих процессов касается и психофизиологических особенностей так называемых реакций на движущийся объект, скорость простой, сложной реакций и реакций с выбором, различий типов зрительной и двигательной памяти, скорости единичного движения, максимальной частоте движений и сопротивляемости утомлению

Данное исследования было проведено с использование батареи компьютерных тестов избранных психомоторных способностей фехтовальщиц высокой квалификации По своей сущности эти тесты относились к группе показателей, которые позволяли оценить такие особенности восприятия движений как изменения поведения в ответ на изменение внешних условий. Эта способность может рассматриваться в контексте такого понятия, как подвижность нервных процессов. Это понятие включает в себя так же и такие

качества как быстроту и темп, а так же удержание и репродукцию движений. Исследования показали, что подвижность нервных процессов играет существенную роль в процессе адаптации, и она связана с познавательными способностями человека [Ciarkowska ”^, 1993].

Показано, что зрительно-двигательная координация составляет основу успеха в обучении фехтовальщиц Это мнение весьма правдоподобно т.к. в двигательной координации очень важным является способность точно оценивать пространственный параметр движения. При этом отражается способность устанавливать эффективные отношения между зрительными формами как способ ориентации положения своего тела и соперницы и одновременно расстояния между ними.

Направляющим эффектом проведенных исследований был поиск количественных оценок мышечной чувствительности (проприорецепции), а в данном случае чувства расстояния и времени. Эта способность имеет существенное значение для успешной борьбы в фехтовании

ВЫВОДЫ

Анализ полученных данных позволил (с определенной долей осторожности с точки зрения сравнительно малого количества испытуемых) сформулировать следующие выводы:

1. Скорость простой зрительно-двигательной реакции у высококвалифицированных фехтовальщиц сборной команды Польши свидетельствует о наличии значительного индивидуального разброса изучаемого показателя. Коэффициенты, вариативности показываю, что вариации наилучшего времени реакции почти в 4 раза больше, чем средниегрупповые реакции.

2. Полученные регрессионные модели изучаемых сенсомоторных показателей (с коэффициентом правдоподобия 0,9227) свидетельствует; что с возрастанием сложности раздражителя время выбора (время сложной реакции) также линейно возрастает.

3. Рассчитанные регрессионные модели работает вполне удовлетворительно, и подтверждают пропорциональную зависимость между сложностью объекта выбора при зрительно-двигательной реакции и временем этой реакции. При этом между временем простой реакции и длительностью сложных реакций установлено статистически достоверное различие, а между длительностью различных сложных реакций такого различия не выявлено. Это обстоятельство отражает индивидуальный характер реакций фехтовальщиц на сложные раздражители.

4. Обращает внимание то обстоятельстве, что при задании спортсменкам воспроизводить пространственную компоненту длиной 100 мм они, в среднем по группе, переоценивали ее на 35,2 %. Ошибка составляла 1/3 заданного пространства и это у весьма квалифицированных спортсменок для специальной деятельности, которых точность пространственной компоненты движения является доминирующей особенностью их технического мастерства. Подобные оценки характерны и для оценки воспроизведения заданного времени.

5. Следовательно, у спортсменок-фехтовальщиц высокого уровня подготовленности наблюдается невысокую точность репродукции заданных параметров движения, с преимущественной переоценкой параметров движения, как времени, так и пространства, а так же высокая индивидуальную вариативность при точном воспроизведения простейшего произвольного движения.

Литература

1. Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и современность. - София, 1963. - С. 10-24.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. - 548 с.

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - 448 с.

4. Анохин П.К. Избранные труды Физиологические аспекты теории функциональных систем. - М.: Наука,

1978. - 366 с.

5. Зеленцов А. М., Лобановский В. В., Ткачук В.Г., Кондратьев А. И. Тактика и стратегия в футболе Киев: Здоровье. - 1989. - 192 с.

6. Зеленцов А. М, Лобановский В. В., Ткачук В.Г., Коуэрвер Б. Уроки футбола Киев: УСХА. - 1993. - 256 с.

7. Ткачук В.Г., Приймаков А. А., Радзиевский А. Р. Исследование роли и взаимодействия анализаторных систем при регуляции движений у борцов. Проблемы надежности двигательных действий в ациклических видах спорта. - Киев: КГИФК, 1977. - 25-52.

8. Ткачук В.Г. Механизмы вариативности при управлении точностными движениями человека Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук - Киев, 1987. - 382 с.

9. Ткачук В.Г. Межсистемное взаимодействие при репродукции высокоточных движений человека -оператора Кибернетика и вычислительная техника - 1993. - выпуск 98. - Медицинская кибернетика. -С. 82-86.

10. Ткачук В., Клоссовски М., Чубак К. Динамика дифференциальных порогов проприорецепции при воспроизведении заданного пространства. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. Харків, ХДАДМ (ХІІІ). 2002. - № 8. - С. 48 - 57.

11. Ткачук В., Полищук Т., Петрович Б., Ягелло В., Здешински А. Взаимодействие кинематических и динамических параметров высокоточных движений человека. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту Харків, ХДАДМ (ХХПІІ). 2003. - № 7. - С. 78 - 85.

12. Фарфель В.С., Управление движениями в спорте. - М.: Физкультураи спорт, 1976. - 208 с.

13. Ясинский Т., Ткачук В. Сила реакции нервной системы и устойчивость к переменным ускорениям +Gz. Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сборник научных трудов Харьков: ХХПИ, 2003. - № 3. - С. 76 - 95.

14. Bandach L.: Style walki w szermierce. Sport wyczynowy, 1998, 7-8.

15. Bandach L.: Walka szermiercza. Analiza psychologiczna. Sport wyczynowy, 1997, 1-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Ciarkowska W.: Psychofizjologiczna analiza aktywncsci poznawczej. Ossolineum, Warszawa 1993.

17. Czajkowski Z.: Istota i znaczenie pobudzenia w dzialalnosci sportowej. Sport wyczynowy, 1995, 7-8.

18. Czajkowski Z.: Ksztaltowanie procesow psychicznych szermierza. Sport wyczynowy, 1986, 3-4.

19. Czajkowski Z.: Motywacja w dzialalnosci sportowej. AWF, Katowice 1987

20. Czajkowski Z.: T aktyka i psychologia w szermierce. AWF, Katowice 1984

21. Czajkowski Z.: Trening szermierza. Wybrane zagadnienia. AWF, Katowice Cz. 1, 1988

22. Czajkowski Z.: Zaskoczenie w walce sportowej. Sport wyczynowy, 1995, 11-12.

23. Czajkowski Z.: Znaczenie osobowosci w dzialalnosci sportowej. Sport wyczynowy, 1993, 9-10.

24. Jagiello W., Kalina R. M., Tkachuk W. The development of speed and endurance in judo athletes. Biology of Sports, Vol. 18, N 4, 2001. - 281 - 295.

25. Jagiello W., Kalina R.M., Tkaczuk W. Development of strength abilities in children and youths. Biology of Sport, Vol. 21, Nr 4, 2004, S. 351-368.

26. Kalinski M.I., Norkowski H., Kerner M.S., Tkaczuk W.G. Anaerobic Power Characteristics of Elite Athletes in National Level Team-Sport Games. European Journal of Sport Science, vol. 2, issue 3, 2002.-P. 1 - 14.

27. Klossowski M., Tkaczuk W. Ocena zwi^zku mi?dzy wielkosci^ przemian energetycznych i precyzj^ zautomatyzowanego ruchu u gimnastykow wysokiej klasy. Sport gimnastyczny i taniec w badaniach naukowych // Sekcja Polska mi^dzynarodowego stowarzyszenia motoryki sportowej. - Gdaisk, 2001. - S. 64 -68.

28. Ljach W.I. Koordinacjonyje sposobnosti szkolnikov. Polymja., Minsk 1989.

29. Raczek J. Teoretyczne podstawy treningu koordynacyjnego. Sport Wyczynowy, 1999, 11/12, 9-24.

30. Raczek J., Mynarski W., Ljach W. Kszt^towanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. AWF, Katowice, 2002.

31. Starosta W. Rola koordynacji ruchowej w selekcji i treningu sportowym [w:] Wybrane problemy doboru i selekcji w sporcie. Instytut Sportu, Warszawa, 1985.

32. Starosta W. Motoryczne zdolnosci koordynacyjne: znaczenie, struktura, uwarunkowania, ksztaItowanie; Mi^dzynarodowe Stowarzyszenie Motoryki Sportowej. Wyd. 2 popr. i uzup. Warszawa: Instytut Sportu, 2003.568 s.

33. Tkaczuk W., Rowny A., Jagiello W. Assessment of sensory functional system in managing movement. UGDYMAS. KUNO. KULTURA. SPORTAS. Education Physical Training Sport. Lithuania Academy of Physical Education. № 1, 2004. - С.57-67.

Поступила в редакцию 11.01.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.