ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЙ РУК ФЕХТОВАЛЬЩИЦ С АМБИДЕКСТРАЛЬНЫМ ВИДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
Д.Г. ТОЛАСОВА, И.В. СТРЕЛЬНИКОВА, МГАФК
Аннотация
Исследованы межгрупповые различия динамических характеристик движений рук у 20 рапиристок-правшей и амбидекстров с помощью теппинг-теста. Обнаружены достоверные различия в количестве движений при работе в удобном темпе между группами правшей и амбидекстров, а также между скоростью работы правой и левой руками в обеих группах. Полученные данные позволяют сделать предположение о более высоких скоростных характеристиках правой руки вне зависимости от характера функциональной асимметрии и о превосходстве в скорости амбидекстров над правшами при работе в удобном режиме.
Abstract
The intergroup distinctions of dynamic characteristics of movements of hands at 20 right-handed and ambidextrous female foil fencers with the help of the теппинг-test are investigated. The authentic distinctions in quantity (amount) of movements are found out at work in convenient rate between groups of the right-handed persons andambidexters, and also between speed of work by the right and left hands in both groups. The received data allow to make the assumption of higher high-speed characteristics of the right hand without dependence from character of functional asymmetry and about the superiority in speed in ambidexters above the right-handed persons at work in a convenient mode.
Ключевые слова: фехтование, амбидекстральный тип, динамические характеристики, функциональная асимметрия.
Эффективность спортивной деятельности зависит от сложного комплекса психофизиологических факторов. Поэтому изучение психофизиологических аспектов двигательной деятельности играет важную роль в решении проблемы построения адекватного тренировочного процесса, способствующего наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей спортсмена.
Все разнообразие движений сводится к небольшому числу основных типов: обеспечение позы и равновесия, локомоция и произвольные движения. К произвольным движениям относятся самые разные движения, совершаемые человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, в том числе и в спорте. В современных науках о человеке произвольные движения рассматриваются в качестве одной из форм высших психических функций, которые имеют свой операциональный состав и динамические характеристики (скорость, темп и др.). Именно динамические характеристики движений нередко являются решающими для успешной спортивной деятельности.
Во многих видах спорта, в том числе и в фехтовании, основным рабочим органом является рука. Динамические характеристики ее деятельности исследуются многими специалистами. При этом авторы отмечают наличие индивидуально-типологических различий в проявлении этих характеристик (О.Б. Степанова, 2000). В частности, одна из ведущих ролей в индивидуализации особенностей произвольных движений принадлежит
функциональной асимметрии человека. Изучению динамических характеристик произвольных движений рук спортсменов с разными типами функциональной асимметрии посвящены работы разных авторов (Е.Д. Хомская, 1997; Н.В. Поликарпова, 1998 и др.). Основное количество работ рассматривают только дихотомию «правша - левша», при этом не учитывая амбидекстральный тип функциональной организации. Подобный подход имеет свой смысл, так как при выполнении некоторых видов деятельности право-левая асимметрия прослеживается очень четко. В частности, в фехтовании спортсмен в процессе деятельности не меняет стойки, основная роль при этом падает на одну определенную руку. Однако, как справедливо указывает Е.М. Бердичевская (2004), «... ведущая рука - очень важный фактор, определяющий многое в межполушарной асимметрии, но она не может выступать единственной мерой мозговой латерализации. Усреднение данных при включении в экспериментальные группы исследуемых с разным типом межполушарной организации (парциальным, амбидекстральным) может привести к искажению индивидуальных «двигательных портретов»» (с. 641).
В связи с этим целью настоящей работы явилось определение особенностей скоростных характеристик движений рук фехтовальщиц с амбидекстральным видом функциональной асимметрии. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Определить частоту и скоростную устойчивость движений правой и левой рукой у фехтовальщиц с правосторонним и амбидекстральным типом асимметрии при работе в удобном для них темпе.
2. Определить частоту и скоростную устойчивость движений правой и левой рукой у фехтовальщиц при работе в максимально быстром темпе.
3. Выявить различия рассматриваемых параметров у спортсменок с разным типом асимметрии.
В исследовании приняли участие 49 высококвалифицированных фехтовальщиц-рапиристок. Характер асимметрии определялся с помощью комплекса методик, широко представленных в литературе (Е.Д. Хомская, 1997; Н.В. Поликарпова, 1998 и др.). Для каждого испытуемого определялся индивидуальный профиль латеральной организации, отражающий моторную (руки и ноги) и сенсорную (слух и зрение) асимметрию. В результате были выделены две группы спортсменок: 10 человек относились к группе «чистых» правшей (имеющих правостороннюю асимметрию по всем исследуемым системам) и 10 человек - к группе амбидекстров. Выделить группу «чистых» амбидекстров оказалось достаточно сложно, поэтому при формировании этой группы мы включили в нее испытуемых со смешанным характером асимметрии, однако обязательным условием было наличие мануальной амбидекстральности и отсутствие
правого доминирования в зрительной системе и системе нижних конечностей.
Испытуемым предлагалось сначала правой, а затем левой рукой в течение двух минут работать телеграфным ключом в двух режимах: вначале задание выполнялось в удобном для испытуемого темпе - а затем - в максимально быстром. Каждые 10 с работы фиксировалось количество сделанных движений с помощью счетчика движений, смонтированного с телеграфным ключом. Регистрировались традиционные показатели скорости движений, степень разброса показателей частоты движений, динамика частоты движений за каждые 10 с работы.
Рассмотрим общее количество движений, произведенных испытуемыми за 2 мин работы. Представленные на рис. 1 данные свидетельствуют, что при работе в удобном режиме у правшей отсутствует разница между количеством движений, сделанных правой и левой руками. У амбидекстров правая рука совершает больше движений, чем левая (в среднем на 30 ударов, р < 0,05). В целом же количество движений, сделанных амбидек-страми, больше, чем сделанных правшами, на обеих руках, и здесь разница и для правой, и для левой рук является достоверной. То есть в удобном режиме амбидекстры выполняют работу с большей скоростью, чем правши, при этом их правая рука быстрее, чем левая.
Рис. 1. Количество движений, сделанных руками испытуемых за 2 мин
Другая картина наблюдается при работе в ускоренном режиме. В этом случае и у правшей, и у амбидекст-ров наблюдается достоверная разница между количеством движений, сделанных правой и левой рукой. Так, у правшей правая рука выполнила в среднем 618±12 движений, а левая только 571±11 движений, у амбидекстров эти показатели соответственно 632±13 и 589±14 движений, то есть в среднем правая рука за две минуты работы в ускоренном темпе выполняет приблизительно на 40-50 ударов больше, чем левая, вне зависимости от типа латерализации. В то же время достоверных различий между количеством движений, сделанных правой
рукой правшами и правой рукой амбидекстрами, не обнаруживается. То же можно сказать и отношении левых рук правшей и амбидекстров, то есть скоростные характеристики правшей и амбидекстров в ускоренном режиме являются одинаковыми.
Разница между общим количеством движений, сделанных испытуемыми в удобном и максимальном режимах (то, что некоторые авторы называют «эффектом ускорения»), позывает, что этот «эффект» больше выражен у амбидекстров, чем у правшей. Это согласуется с результатами, полученными в работе О.Б. Степановой (2000). Однако, на наш взгляд, говорить о большей сте-
пени произвольной регуляции у правшей на основании только этого факта было бы преждевременным. Подобное утверждение было бы правомерным, если бы исходные показатели (количество движений в удобном темпе) в обеих группах были бы одинаковыми, а конечные (количество движений в максимальном темпе) разными. Однако мы наблюдает противоположную картину. Не исключено, что тот ускоренный темп, который демонстрируют обе группы испытуемых, является в принципе максимально возможным, и дальше он расти не может. Меньшая величина «эффекта ускорения» у амбидекст-ров может быть обусловлена именно тем, что ни они, ни кто-либо другой не могут преодолеть этот физиологический барьер. Поэтому говорить о меньшей произвольной регуляции движений у амбидекстров в этом случае мы не можем.
Рассмотрим динамику количества движений, сделанных испытуемыми за каждые 10 с работы.
Как свидетельствуют представленные на рис. 2 данные, при работе в оптимальном темпе более высокая скорость движения у амбидекстров держится на протяжении почти всего времени работы, и это характерно для обеих рук. Лишь к концу второй минуты (за 20 с до кон-
ца работы) показатели левой руки амбидекстров падают почти до уровня правшей. Что же касается устойчивости выбранного испытуемыми ритма, то здесь наблюдается следующая картина. В первые 10 с в группе правшей количество движений, сделанных ведущей рукой, несколько больше, чем неведущей. Однако в течение 2 мин работы эта ситуация не удерживается. При этом неустойчивость темпа в ведущей руке больше, чем в неведущей: падение скорости больше на правой руке (разница между максимальным и минимальным количеством движений составляет 4,5 ударов, р < 0,05). У ам-бидекстров в первые 10 с количество движений, сделанных обеими руками, почти совпадает, но в последующем скорость движений на левой руке снижается (разница между максимальным и минимальным количеством движений составляет 9,5 ударов, р < 0,05), а на правой, хотя и колеблется, но сохраняет в целом свой исходный уровень. Таким образом, правая рука правшей хуже удерживает темп оптимальной работы, чем правая рука амбидекстров, а левая рука правшей удерживает темп лучше, чем левая рука амбидекстров.
Рассмотрим данные, представленные на рис. 3, которые отражают количество движений и их динамику при
5 6 7 8
интервалы
правая рука у правшей —»— левая рука у правшей
правая рука у амбидекстров —А— левая рука у амбидекстров
Рис. 2. Динамика числа движений в 10-секундные интервалы при работе в удобном режиме
работе в максимальном темпе. Здесь, в первую очередь, следует отметить, что разница между группами в первые 10 с работы стала заметно меньше, чем при работе в удобном темпе, при этом правая рука правшей оказывается более «скоростной», чем правая рука амбидекст-ров (это различие достоверно). Между левыми руками такой разницы не наблюдается.
Удержание темпа как у правшей, так и у амбидек-стров оказывается в этом случае более проблематичным, чем при работе в удобном темпе: размах колебаний количества движений за 10 с более выражен, чем на рис. 2. В то же время у правшей на правой руке этот размах составляет 9 ударов, на левой - 11 ударов. У амбидекстров размах колебаний на правой руке
составил 5 ударов, а на левой - 9 ударов (все представленные различия достоверны). То есть в целом у амбидекстров устойчивость темпа максимальной работы больше, чем у правшей, однако в обеих группах на левой руке устойчивость чуть меньше, чем на правой.
Таким образом, исследование показало, что существуют определенные различия в выполнении теппинг-теста между правшами и амбидекстрами. Различие в скорости движений определяется изначально выбранным темпом дятельности: если темп является наиболее удобным, то в этом случае амбидекстры превосходят в скорости правшей, если же темп задан максимальный, то различий в скорости между группами нет. Удержание
Рис. 3. Динамика числа движений в 10-секундные интервалы при работе в максимальном режиме
же максимального темпа лучше у амбидекстров, но в отношении оптимального темпа этого сказать нельзя, здесь картина сложнее.
Сравнительный анализ работы отдельных рук показывает, что в удобном темпе правая рука амбидекстров работает быстрее, чем левая, а у правшей обе руки работают одинаково. При работе в максимальном темпе правая рука работает быстрее у обеих групп испытуемых. Удержание оптимального темпа у правшей хуже на правой руке, а у амбидекстров - на левой. Удержание максимального темпа в обеих группах лучше на правой руке, чем на левой.
Исходя из полученных результатов, можно предположить, что фехтовальщицы-амбидекстры, использующие правую стойку, оказываются в более выигрышном положении по сравнению с правшами, использующими
правую стойку. Их рука, держащая оружие, либо превосходит, либо оказывается равной по скорости руке соперника, но не уступает ей. То же касается и устойчивости темпа ее работы. Для правшей картина менее благоприятная: они могут быть только равными сопернику-амбидекстру или уступать ему.
Конечно, делать такой вывод однозначным на основании полученных данных нельзя. Представленные результаты только лишь ставят проблему, но не решают ее. Требуется дальнейшее разностороннее и углубленное изучение этого аспекта. Тем не менее полученные нами данные могут лечь в копилку сведений для создания комплексных двигательных портретов представителей различных типов функциональной асимметрии и их использования в выборе право- или левосторонней стойки.
Выводы
1. Выявлены более высокие скоростные характеристики правой руки по сравнению с левой вне зависимости от характера функциональной асимметрии рапиристок.
2. Обнаружено, что в удобном режиме амбидекстры выполняют работу с большей скоростью, чем правши,
в то же время скоростные характеристики правшей и амбидекстров в ускоренном режиме являются одинаковыми.
3. Показано, что удержание максимального темпа во время 2-х мин работы лучше у амбидекстров.
Литература
1. Бердичевская Е.М. Функциональная межполушар-ная асимметрия и спорт // Функциональная межполушар-ная асимметрия. - М.: Научный мир, 2004. - С. 636-671.
2. Поликарпова Н.В. Влияние психомоторных асимметрий на динамику спортивных результатов у фехтовальщиков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 20 с.
3. Степанова О Б. Произвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - М., 2000. - 20 с.
4. Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 281 с.