УДК 159.9:796.8
Павленкович С.С., к.биол.н.
доцент
кафедра теоретических основ физического воспитания ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Токаева Л.К., доктор медицинских наук
профессор
кафедра нормальной физиологии имени И.А. Чуевского ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России»
Россия, г. Саратов ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ
Аннотация: статья посвящена изучению психофизиологических особенностей стрессоустойчивости борцов греко-римского стиля разной спортивной квалификации в тренировочный и соревновательный периоды. Установлено, что борцы более высокой спортивной квалификации характеризуются оптимальным уровнем нервно-психического напряжения и более высоким уровнем психофизиологической устойчивости к соревновательному стрессу.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, личностная тревожность, реактивная тревожность, психологическая подготовка, греко-римская борьба.
Pavlenkovich S.S.
Saratov State University, Russia, Saratov
Tokaeva L.K.
Saratov State Medical University, Russia, Saratov PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE OF YOUNG MEN ENGAGED IN GRECO-ROMAN WRESTLING
Abstract: the article is devoted to the study of psychophysiological features of stress resistance of Greco-Roman wrestlers of different sports qualifications in training and competition periods. It is established that wrestlers of higher sports qualification are characterized by optimal level of neuropsychic tension and higher level of psychophysiological resistance to competitive stress.
Keywords: stress resistance, personal anxiety, reactive anxiety, psychological training, Greco-Roman wrestling.
Греко-римская борьба входит в число популярнейших среди молодежи видов спорта, обеспечивающих укрепление здоровья, высокую физическую подготовку, а также формирование жизненно важных двигательных умений
и навыков. Однако интенсивные физические и психические нагрузки создают у борцов греко-римского стиля в соревновательном периоде чрезмерную психическую напряженность, оказывающую отрицательное влияние на спортивный результат [1, 2, 3].
Поэтому психологическая подготовка борцов греко-римского стиля является одной из важнейших сторон учебно -тренировочного процесса, основной задачей которого является создание психической готовности спортсменов к условиям соревновательной деятельности [4, 5, 6].
В связи с этим была проведена оценка психоэмоционального статуса и стрессоустойчивости 22 юношей 18-22 лет, занимающихся греко-римской борьбой в МБУ «Спортивно-технический центр» г. Энгельса Саратовской области. Все обследуемые юноши были разделены на 2 группы: контрольную (КГ-1 группа) и экспериментальную (ЭГ - 2 группа). В 1 группу вошли лица, не имеющие высокой спортивной квалификации (10 спортсменов), а 2 группу составили кандидаты и мастера спорта (12 спортсменов). Условия и принцип проведения исследований для всех обследуемых групп был идентичным. Тренировки в группах обследования проводились 5 раз в неделю по 2 часа.
Диагностика психоэмоционального статуса и уровня тревожности у юношей-борцов проводилась на основании тестов Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина и САН. Оценка стрессоустойчивости юношей осуществлялась по психофизиологическим показателям тестовых методик Шульте «Красно -черные таблицы» и тест Д.Р. Струпа [7].
Зафиксированные средние значения личностной тревожности (ЛТ) у юношей свидетельствуют о среднем уровне ЛТ в контрольной группе и низком уровне ЛТ в экспериментальной группе (р<0,05) как в период тренировок, так и на этапе соревнований. Уровень реактивной тревожности (РТ) у юношей в обследуемых группах также имел существенные отличия (р<0,05): в период тренировочных занятий в группе контроля установлен средний уровень РТ, тогда как во 2 группе средние показатели РТ соответствовали низкому уровню. В соревновательный период борцы КГ продемонстрировали достаточно высокий уровень РТ (табл. 1).
В ходе исследования у 75% спортсменов высокой квалификации перед схваткой на соревновательном этапе зафиксирован средний уровень РТ, а у 25% - он остался без изменений. После соревнований у спортсменов обеих групп отмечено снижение показателей РТ.
Результаты теста САН свидетельствуют о вариабельности всех категорий у юношей в обеих группах (рис.1, 2).
В период тренировок до занятий большинство юношей КГ свое самочувствие и активность оценивают как средние, а настроение выше среднего (рис.1).
Таблица 1
Показатели стрессоустойчивости юношей-борцов
на различных этапах исследований в баллах_
Показатели Группы Этапы исследования
тренировочный период соревновательный период
до после до после
Личностная тревожность КГ 34,7±2,1 32,8±2,2 37,3±2,0 35,9±2,1
ЭГ 25,7±1,7да 26±1,9да 26,4±1,9да 25,3±1,6да
Реактивная тревожность КГ 40,7±1,4 38±1,2 63,6±1,1 49,6±0,8-
ЭГ 19,3±0,9да 20,6±0,9да 32,2±1,3да 22,3±0,9-да
Самочувствие КГ 3,3±0,07 3,2±0,1 4,2±0,1 3,7±0,2-
ЭГ 6,1±0,1да 5,2±0,1*да 5,2±0,2да 4,7±0,3да
Активность КГ 4,8±0,09 2,8±0,2* 3,5±0,1 2,9±0,2-
ЭГ 5,4±0,06да 5,2±0,2да 5,7±0,1да 5,0±0,05-да
Настроение КГ 4,75±0,1 3,18±0,2* 4,76±0,1 3,3±0,2-
ЭГ 6,4±0,1да 5,87±0,1*да 5,9±0,1да 6,7±0,05-да
* - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей до
тренировок; ■ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей до соревнований; да - р<0,05 - различия достоверны относительно
Большинство юношей ЭГ свое самочувствие и настроение оценивают как высокие, а активность выше среднего (рис.2).
После тренировочных занятий в обеих группах зафиксировано значительное снижение активности. Однако на самочувствие и настроение тренировочные занятия существенного влияния не оказали. Перед соревновательными схватками в КГ установлены средние значения по всем категориям САН, а в ЭГ - выше среднего. После соревновательных схваток независимо от результативности наблюдается крайне низкая оценка активности и настроения, а также средняя оценка самочувствия у юношей в группе контроля. У обследуемых в ЭГ обнаружено незначительное снижение самочувствия и активности, а также улучшение настроения (рис. 1, 2).
80
до тренировок после тренировок до соревновании
Активность
после соревновании
80
^^ 100 ^^^
до тренировок после тренировок до соревновании
после соревновании
80
до тренировок после тренировок до соревновании
средне е
ниже среднег о
после соревновании
выше среднего
Рисунок 1 - Распределение юношей контрольной группы по категориям САН на различных этапах исследований, %
до тренировок после тренировок до соревнований
Активность
100
после соревнований
100
до тренировок после тренировок до соревнований
Настроение
после соревнований
20
80
50
до тренировок после тренировок
Средне __выше
е ' ' среднего
до соревнований
после соревнований
-высокое
Рисунок 2 - Распределение юношей экспериментальной группы по категориям САН на различных этапах исследований, %
При анализе стрессоустойчивости по психофизиологическим показателям выявлена достоверная разница в показателях у борцов КГ и ЭГ (табл.2).
В тренировочный период показатель устойчивости внимания, оцениваемый тестом «Красно-черные таблицы» Шульте в КГ и ЭГ не имел достоверных отличий (р>0,05) в отличие от показателей соревновательного периода у юношей обеих групп (р<0,05).
Таблица 2
Показатели стрессоустойчивости юношей-борцов греко-римского стиля по психофизиологическим показателям_
Показатели Группы Этапы исследования
тренировочный период соревновательный период
Устойчивость внимания (время выполнения пробы, мин) КГ 4,85±0,2 5,92±0,3*
ЭГ 4,62±0,17 4,89±0,27да
Устойчивость внимания (количество ошибок) КГ 3,67±0,4 7,34±0,6*
ЭГ 3,3±0,2 3,6±0,2да
Количество баллов по тесту Шульте КГ 11,4±0,4 7,9±0,2*
ЭГ 12,1±0,27 11,9±0,3да
Зрительная работоспособность по тесту Струпа, с КГ 13,8±0,1 21,6±0,2*
ЭГ 10,4±0,09 да 12,3±0,09*да
* - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей тренировочного периода; да - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей контрольной группы.
Так, юноши контрольной группы на выполнение теста Шульте стали затрачивать на 1,07 минуты больше времени по сравнению с периодом тренировок. При этом количество допущенных ошибок увеличилось в 2 раза. У борцов экспериментальной группы на соревновательном этапе по времени выполнения пробы Шульте и количеству допущенных ошибок статистически значимых отличий не выявлено по сравнению с тренировочным периодом (р>0,05).
В период тренировочных занятий показатель зрительной работоспособности, определяемым тестом Струпа, у борцов ЭГ оказался достоверно выше на 32,7% (р<0,05), чем в группе контроля и соответствовал норме. В период соревнований показатели зрительной работоспособности имели тенденцию к достоверному снижению в обеих группах. Однако в контрольной группе данный показатель снизился на 56,5%, тогда как у борцов экспериментальной группы - на 18,2%.
Таким образом, у борцов экспериментальной группы, имеющих более высокую спортивную квалификацию, выявлен оптимальный уровень нервно-психического напряжения и более высокий уровень психофизиологической устойчивости к соревновательному стрессу по сравнению с показателями спортсменов контрольной группы. Оценка психофизиологических особенностей помогает прогнозировать
предстартовые состояния у борцов и может служить в качестве ориентира при выборе спортсменов для соревнований [8, 9].
Использованные источники:
1. Замятин Ю.П., Левицкий А.Г., Максимов А.В. Греко-римская борьба. М.: Терра-спорт : Олимпия Пресс, 2005. 345 с.
2. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Планирование и контроль. М.: Советский спорт, 2000. 384 с.
3. Иванов И.И., Кузнецов А.С., Самургашев Р.В., Шулика Ю.А. Обеспечение специальной ловкости в спортивной борьбе. Греко-римская борьба. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 800 с.
4. Акопян О.А. Формирование методики подготовки борцов греко-римского стиля в новых условиях соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 21-23.
5. Дахновский В.С. Особенности построения процесса тренировки борцов греко-римского стиля // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 2-7.
6. Павленкович С.С. Роль индивидуально-психологических особенностей студентов-спортсменов в адаптации к соревновательной деятельности // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. ст. по матер. IV Междунар., межвуз., учеб.-метод. и науч.-практ. конф. Саратов: Центр социальных агроинноваций СГАУ. 2016. С. 35-39.
7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М: Эксмо, 2007. 416 с.
8. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно -сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: http://science-education.m/ru/artide/view?id=6054.
9. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Адаптивные реакции на учебный процесс студентов-спортсменов с разным уровнем тревожности // Фундаментальные исследования. 2011. № 9-2. С. 309-313.