УДК-159.91
И.Г. Станиславская1, Н.Л. Изварина2, А.В. Дуеанина1
1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Учреждение Российской академии наук Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АКУСТИЧЕСКОЙ НЕЙРОМОДУЛЯЦИИ (АНМ) ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ высокой КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация. В тексте статьи представлена схема применения метода акустической нейромодуляции (АНМ) для коррекции эмоциональных состояний спортсменов борцов греко-римского стиля высокого уровня квалификации. Идея применения аппарата АНМ заключается в гармонизации эмоционального состояния спортсменов в предсоревновательный и соревновательный период. Авторская группа приводит практические рекомендации для спортсменов и тренерского состава.
Ключевые слова: психология спорта, коррекция эмоциональных состояний, борцы греко-римского стиля высокой квалификации, метод акустической нейромодуляции.
I.G.Stanislavskaya1, N.LIzvarina2, A.V.Duvanina1
1 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg",
2 Pavlov Institute of Physiology Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia
APPLICATION OF ACOUSTIC NEUROMODULATION METHOD (ANM) FOR CORRECTION OF EMOTIONAL CONDITIONS OF GREEK AND ROMAN STYLE WRESTLERS OF HIGH QUALIFICATION
Annotation. The scheme of application of acoustic neuromodulation method (ANM) for correlation of emotional conditions of Greek and Roman style wrestlers of high qualification is presented in the article for correction of emotional conditions of athletes of the Greek-Roman style fighters of a high skill level. The idea of usage of the device
ANM consists in harmonization of the emotional condition of athletes during the precompetitive and compétitive periods. The author's group provides practical recommendations for athletes and trainer's structure.
Keywords: sports psychology, correction of emotional conditions, Greek and Roman style wrestlers of high qualification, acoustic neuromodulation method.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в обществе и науке возрос интерес к спорту высших достижений. Спортивные мероприятия общемирового уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира, всемирные спортивные конгрессы) требуют особого внимания к главным участникам этого действа - спортсменам высокого уровня квалификации. Проблема психологического сопровождения спортсменов высокого класса стоит в психологии спорта очень остро и требует разработки и практического внедрения новых методов, консолидирую-щихзнания из психологии, физиологии, нейробиоло-гии, и позволяющих оказать комплексную и эффективную помощь спортсмену. Именно эти факторы и определяют актуальность исследования эффективности коррекции эмоциональных состояний спортсменов борцов греко-римского стиля высокой квалификации методом акустической нейромодуляции.
Новизна исследования обусловлена тем, что авторский аппаратный метод акустической нейромодуляции ранее не применялся для коррекции эмоциональных состояний спортсменов.
Целью нашего исследования явилась коррекция эмоциональных состояний борцов греко-римского стиля методом акустической нейромодуляции.
Задачи исследования:
1 Осуществить коррекцию эмоциональных состояний спортсменов высокой квалификации, используя аппаратный метод АНМ.
2 Определить эффективность применения аппаратного метода АНМ при коррекции эмоциональных состояний спортсменов борцов.
3 Развить навыки саморегуляции у борцов греко-римского стиля высокой квалификации, при использовании аппарата АНМ.
Выборку в эксперименте составили 10 спортсменов борцов греко-римского стиля высокой квалификации (участники сборной РФ). Эксперимент проводился в течений 4 недель подготовительного этапа к соревнованиям. Занятия с аппаратом акустической нейромодуляции проводились 2 раза в неделю.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
а) аппаратный метод акустической нейромодуляции (получение данных о ЭЭГ, ЧСС, пульсе, функциональной ассиметрии полушарии головного мозга спортсменов).
б) тестирование («Свойства нервной системы» (ПАйзенк), «Самочувствие. Активность. Настроение», «Ситуативная и личностная тревожность» (Т.Спилберг)).
в) наблюдение.
г) беседа.
д) эксперимент.
е) ппаратный метод акустической нейромодуля-ции (АНМ)
Эксперимент проводился совместно кафедрой психологии имени А.Ц.Пуни НГУ имени П.Ф. Лес-гафта и специалистами Института физиологии имени И.П. Павлова РАН.
В Институте физиологии им. И.П. Павлова РАН разработан аппаратный комплекс (АК) для реализации метода акустической нейромодуляции, программное обеспечение которого позволяет контролировать биоэлектрическую активность мозга и вариабельность сердечного ритма (ВСР) по регистрируемым параметрам ЭЭГ, ЧСС до, во время и после процедуры (Изварина Н.Л.). Анализ в реальном времени и демонстрация спектральных характеристик ЭЭГ, а именно: соотношение альфа-, бета-, тэта- ритмов, который проводится по амплитуде и процентному содержанию за период времени регистрации, а также анализ ВСР, как показателя вегетативного гомеоста-за человека, по соотношению показателей спектрального анализа (низкочастотных (НЧ) и высокочастотных (ВЧ)).
Эффективность метода АНМ заключается в том, что изменение последовательности предъявляемого звукового сигнала, благодаря его внутренней структуре, организованной по специфическим нелинейным алгоритмам, стимулирует в слуховых зонах ствола головного мозга нейромедиаторный ответ определенного профиля в зависимости от диапазона используемой модулирующей частоты [1].
При исследовании потенциальных возможностей спортсмена изучались психологические показатели (сила и подвижность нервной системы, быстрота мышления, быстрота реакции, индивидуальная минута, переключение и устойчивость внимания, личностная и ситуативная тревожность, самочувствие, активность, настроение, самооценка).
Физиологические показатели - вариабельность сердечного ритма, частота сердечных сокращений, биоэлектрическая активность мозга.
Показатели вариабельности сердечного ритма, с использованием специальных математических методов спектрального анализа частоты сердечных сокращений позволяют провести количественную оценку вегетативного баланса симпатической (СНС) и парасимпатической (ПНС) системы человека.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА
1 Диагностика личностных свойств спортсмена (свойства нервной системы, уровень личной и ситуативной тревожности, ситуативная оценка самочувствия, активности и настроения, определение способов вхождения спортсмена в оптимальное боевое состояние).
2 В ходе тренировочного и соревновательного процесса (совместно с тренером) выявление индивидуального копинга поведения борца в предсо-ревновательный период (когда спортсмен начинает испытывать волнение или страх будущих соревнований).
3 При помощи аппарата АНМ определение ресурсов спортсмена и его актуального состояния (биоэлектрической активности мозга, вариабельность сердечного ритма, ЭЭГ, ЧСС).
4 Обучение спортсменов-борцов способам саморегуляции эмоциональных состояний (работа с аффирмацией, диафрагмальным дыханием).
5 Аппаратная коррекция эмоционального состояния спортсмена борца.
Испытуемому устанавливают 7 датчиков (2 лобные F1,F2 доли, 2 затылочные 01,02, 2 - мочки ушей), еще один датчик измеряет пульс испытуемого.
I Экспресс-оценки регистрируемых в реальном времени физиологических сигналов ЭЭГ (О1 ,О2^1^2), ЧСС (ВСР) в тесте открытые (1 мин) / закрытые (1 мин) глаза.
II Индивидуальный подбор режима звуковой последовательности АНМ в специфическом для данного человека диапазоне частот, который проводится на основании данных экспресс-оценки, а именно: выраженности тэта-, альфа-, бетта1- и бетта2- ритмов и показателей вегетативного баланса.
III Последующая коррекция (9 мин) функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, поскольку именно показатели асимметрии играют ключевую роль в формировании отрицательных эмоций и состояний депрессии, и восстановление баланса симпато-вагальных взаимодействий основных нервных процессов активации и торможения. Прослушивание звуковой последовательности модулированного звука проводится в трех частотных диапазонах (по 3 мин каждый) через наушники с одновременным выполнением идеомоторной тренировки (ИТ).
IV Оценка эффективности АНМ по регистрируемым параметрам. В тесте открытые (1 мин) / закрытые (1 мин) глаза. Диагностика психологических изучаемых показателей. Фиксация динамики показателей.
Предварительное исследование влияния АНМ на психофизиологическое состояние спортсменов показали позитивное влияние на психоэмоциональное состояние, которое коррелировало с оптимизацией вегетативного баланса и сглаживанием межпо-лушарной ассиметрии [2].
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ
Обеспечить более высокий уровень готовности к соревнованиям спортсмена-борца может:
1 Психологическое изучение борцом самого себя, соперников, анализ конкретной деятельности, своего опыта и опыта других.
2 Педагогическое воздействие в процессе совершенствования технических, тактических, волевой, психологической подготовок.
3 Воздействие на формирование положительных отношений с ближайшими помощниками спортсмена.
4 Психологические аспекты индивидуальной
подготовки (формирование спортивно важных качеств, пути развития способной личности).
Борьба вызывает у спортсмена разнообразные эмоциональные состояния, на качество которых влияют:
а) интенсивность схватки — при больших напряжениях спортсмен испытывает прилив энергии, чувство спортивной злости; при слабых мышечных напряжениях, а также в состоянии утомления часто наблюдается вялость, инертность, потеря интереса к борьбе и ее исходу;
б) темп схватки — при быстром темпе, с которым борец справляется, он испытывает эмоциональное возбуждение; медленный темп часто приводит к снижению эмоциональной насыщенности спортивных действий;
в) общее физическое состояние борца — чрезмерная сгонка массы перед соревнованием нередко является источником неблагоприятных эмоциональных состояний, резко нарушающих действия борца;
г) особенности соперников, с которыми приходится бороться;
д) успех или неуспех в ходе схватки.
Эмоциональные состояния нередко колеблются
в процессе схватки в зависимости от хода борьбы. Стеническое возбуждение может быстро смениться отрицательными эмоциями, когда борец попадает в положение моста, связанное с сильным раздражением вестибулярного аппарата, неприятными органическими ощущениями и требующее больших мышечных напряжений. В процессе длительного спортивного опыта у борца вырабатывается способность управлять своими эмоциями и поддерживать их устойчивый стенический характер.
Однако большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными состояниями. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, спортсмен не может подчинить их собственной воле.
Следя за своим поведением, он способен заметить, что у него возникло то или иное чувство или эмоциональное состояние. Но он не может по одному лишь желанию вызвать его, подобно тому, как он может управлять своими представлениями, вниманием, мыслями, а также движениями. От воли человека не зависит появление или сохранение того или иного чувства. Очень трудно подавить или прекратить возникшую эмоцию, и лишь в известной мере можно задержать внешнее проявление эмоций (например, сдержать радость, скрыть тревогу). Для того чтобы подавить возникшую эмоцию, требуются более длительные усилия или изменения объективных условий, вызвавших эмоцию, изменение личного отношения к определенному явлению.
Непреднамеренность возникновения эмоций, непосредственный характер переживаний, инертность и стойкость, часто навязчивость и автоматич-
ность ряда эмоциональных реакций (страха, смущения, неуверенности), а также сложности их осозна-вания значительно затрудняют разработку приемов сознательного овладения своими эмоциями, развитие навыков саморегуляции.
Эмоциональные состояния представляют собой комплексные, интегральные психофизиологические явления, при которых кроме реакций секреторного и двигательного характера возникают многообразные изменения в протекании процессов, управляемых корой мозга (ощущения, восприятия, представления, мышление, воображение, внимание, память). Например, состояние страха характеризуется изменениями не только в деятельности вегетативных функций (дыхание, сердечнососудистая, эндокринная системы), но и в функциях высшей нервной деятельности, что проявляется в торможении речи, расстройстве сознательного самоконтроля и т. п.
Итак, состояние «быть в форме», «быть готовым проявить все свои возможности», предусматривает подготовленность спортсмена, т. е. комплексный результат его физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки. Однако при этом необходим еще и настрой спортсмена на показ максимального результата. В связи с этим следует остановиться на психологическом компоненте спортивной формы — готовности к соревнованиям. В психологической литературе имеется различное понимание и терминологическое обозначение этого психологического компонента. А.Ц.Пуни [4] говорит о готовности к соревнованию, болгарский психолог спорта Ф. Генов [5] о мобилизационной готовности. Несмотря на расхождения, можно констатировать, что под этим состоянием авторы имеют в виду довольно устойчивое, длящееся несколько дней состояние, отражающее возникновение целевой доминанты, направляющей сознание спортсмена на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями на предстоящих соревнованиях. Состояние готовности не охватывает промежутки между соревнованиями и может перед некоторыми из них не возникать вообще или проявляться в слабой форме. В то же время это и не оперативное состояние, как стартовое или предстартовое волнение, возникающее за 1-2 дня до соревнований или за несколько часов. Настраиваться психологически спортсмен может несколько недель, и чем ближе день соревнования, тем отчетливее будут проявляться признаки соревновательной доминанты у спортсмена.
Подготовка к соревнованию вызывает у спортсмена нервно-эмоциональное напряжение. Переживание спортсменом предстоящего выступления, настройка на показ предельного на данный момент результата может приводить к тому, что эмоциональный компонент начинает занимать все более весомое место как регулятор поведения спортсмена. Вследствие этого эмоциональное возбуждение, которое обычно проявляется у спортсмена незадолго до соревнований и во время их, из-за стойкой и инерционной доминанты становится постоянным (устойчивым) состоянием. На этом фоне выполнение стан-
дартной нагрузки и дает высокую реактивность, выражающуюся в том, что на прежнюю нагрузку организм реагирует более расточительно, большими вегетативными сдвигами. Эта надбавка связана не с удорожанием физической работы, а с переизбыточностью регулирования из-за повышенного эмоционального фона. Таким образом, энергетическая стоимость работы изменяется у готовящегося к соревнованиям спортсмена в связи с усилением его психической активности.
Материалы исследования [3] позволили установить, что неблагоприятное влияние отрицательных эмоциональных состояний на ход соревновательной борьбы у спортсменов проявляется в следующем:
а) спортсмены теряют уверенность в своих силах;
б) снижается острота тактического мышления спортсменов;
в) возникает чрезмерное возбуждение или, наоборот, торможение, апатия;
г) затрудняется проявление у спортсменов волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, самостоятельности и др.
Таким образом, спортсмены пытаются сознательно преодолеть отрицательные эмоции, уменьшить или совершенно устранить неблагоприятное их влияние на ход соревновательной борьбы, применяя для этого различные приемы словесного воздействия.
Современное научное представление о физиологических механизмах эмоций дает основу для понимания возможностей саморегулирования человеком своих эмоциональных состояний. В сложном нейродинамическом взаимодействии коры головного мозга и подкорки в процессе возникновения и протекания эмоционального переживания ведущую роль играет кора мозга, ее высшая инстанция, регулирующая человеческое поведение, — вторая сигнальная система действительности. Посредством слова облегчается перестройка динамических стереотипов корковых нервных связей, тормозится деятельность подкорки, задерживаются выразительные движения, что приводит к частичному притуплению остроты эмоциональных переживаний.
Обостренность восприятия адекватных стимулов, перевод из долговременной памяти в оперативную необходимой для эффективной деятельности информации, активизация мыслительных процессов (ускорение оперативного мышления) — вот признаки интеллектуальной собранности спортсмена в состоянии готовности к соревнованиям.
Рекомендации по психологической подготовке борцов греко-римского стиля в предсоревнователь-ный период:
- в тренировочном процессе необходимо моделировать соревновательные препятствия, которые можно предвидеть до начала, во время и после поединка;
- создание у спортсмена положительного отношения к преодолению препятствий, выработать у него уверенность в том, что такое необходимо и возможно;
- использование в учебно-тренировочном процес-
се препятствия, характерного для спортивной борьбы;
-сообщение борцу специализированных знаний (причины возникновения неожиданных ситуаций и способы их преодоления);
- спортсмен должен знать - при столкновении с непредвиденным, впервые встречающимся препятствием ему поможет приведение аналогии из прошлого опыта.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты исследований показали, что использование метода АНМ позволило оценить уровень психоэмоционального напряжения и вегетативного баланса спортсмена в динамике, скорректировать эмоциональное состояние на оптимальном уровне эффективности по объективным показателям ЭЭГ и ЧСС, о чем свидетельствуют увеличение индексов альфа ритма в затылках (О1 ,О2) при закрытых глазах (рисунок 1), а также сохранение вегетативного баланса по ходу ИТ (рисунок 2).
Влияние АНМ на индексы Альфа ритма в %
■ А р1>;: 01 Й ИЛ О? %
Рисунок 1 - Динамика влияния АНМ на биоэлектрическую активность мозга в тесте открытые (от.г.) / закрытые (зак.г.) глаза (синий цвет - левое полушарие мозга О1, красный цвет - правое полушарие О2). Индексы Альфа ритма в процентах приведены до проведения процедуры (До), после первого сеанса АНМ (Пос.1). За 1 день до проведения второго сеанса АНМ (До1) и через 1 день после проведения второго сеанса АНМ (Пос.2)
Влияние АНМ на вегетативный баланс.
I нч/вч
}
Рисунок 2 - Динамика влияния АНМ на вегетативный баланс в тесте открытые (от.г.) / закрытые (зак.г.) глаза (синий цвет - левое полушарие мозга О1, красный цвет - правое полушарие О2). Показатели вегетативного валанса, который складывается из соотношения низких (НЧ) и высоких (ВЧ), приведены до проведения процедуры (До), после первого сеанса АНМ (Пос.1), а также за 1 день до проведения второго сеанса АНМ (До1) и через 1 день после проведения второго сеанса АНМ (Пос.2)
По результатам исследований были сформулированы практические рекомендации для спортсменов:
- в процессе тренировки необходимо закреплять положительные эмоциональные переживания и реакции спортсмена на правильно выполненные действия;
- при разборе проведенных соревнований, нужно указывать на допущенные технические, тактические ошибки и недостатки спортсмена, выбирая форму подачи этой информации с учетом свойств его нервной системы;
- необходимо выработать у борца установку на самостоятельный анализ собственных действий, самостоятельное выявление причин неудач в процессе самого соревнования;
- необходимо помочь спортсмену находить слова, наиболее удачно и обобщенно выражающие суть его стремлений и усилий;
- нужно выработать у спортсмена здоровое, правильное отношение к поражению, заключающееся, в понимании того, что в конечном счете важнее всего показать себя мужественным борцом.
В результате исследования эмоциональных состояний борцов греко-римского стиля высокой квалификации было выявлено, что наибольшая эффективность использования аппарата АНМ достигается при работе со спортсменами в предсоревнователь-ный и соревновательный периоды. В ходе эксперимента спортсмены отмечали улучшение сна и самочувствия, повышение настроения и самооценки.
Список литературы
1 Изварина, Н.Л. Исследование некоторых психофизиоло-
гических аспектов саморегуляции с использованием метода акустической нейромодуляции [Текст] / Н.Л. Изварина, М.В. Ленсман // 3-я межд. науч. конф. «Актуальные аспекты современной психофизиологии». - СПб., 2011. -С. 103-108.
2 Изварина, Н.Л. Совершенствование навыков саморегу-
ляции у борцов греко-римского стиля методом акустической нейромодуляции (АНМ) [Текст] / Н.Л. Изварина, И.Г. Станиславская, А.В. Дуванина // Физиология, медицина, фармакология. Высокие технологии, теория, практика: сб. ст. IV-й междунар. науч.-практ. конф. «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине».- СПб., 2012.-С. 50-55.
3 Ильин, Е.П. Психология спорта (серия «Мастера
психологии») [Текст] / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2009. -С. 352.
4 Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959, С.12-14.
5 N.L. ISVARINA, M.V. LENSMAN, V.O. MUROVETS & A.A.
SAVOXIN. Investigation of antidepressants activity of sound beats created with different algorithms of modulation in comparison with antidepressants in forced swim test (FST) on rats. 8th IBRO World Congress of Neuroscience/ Florence-Italy July 14-18, 2011. A493.