Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОВ У СТУДЕНТОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОВ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТУДЕНТЫ / ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ / ПРИЧИНЫ СТРЕССОВ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / STRESS / STUDENTS / FREQUENCY OF OCCURRENCE / CAUSES OF STRESS / PSYCHOPHYSIOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорченко Н.В., Зайцева Е.В., Силенок А.В.

В статье представлены результаты психофизиологического исследования механизмов формирования стрессов у студентов. Будут показаны закономерности проявления стрессовых ситуаций у студентов в зависимости от пола, возраста и места жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF FORMATION OF STRESSES WITH STUDENTS

The article presents the results of a psychophysiological study of the mechanisms of formation of stress in students. The patterns of manifestation of stressful situations in students depending on gender, age and place of residence will be shown.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОВ У СТУДЕНТОВ»

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ БИОЛОГИЯ

УДК 159.0

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СТРЕССОВ У СТУДЕНТОВ

Н. В. Егорченко, Е. В. Зайцева, А. В. Силенок

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»

В статье представлены результаты психофизиологического исследования механизмов формирования стрессов у студентов. Будут показаны закономерности проявления стрессовых ситуаций у студентов в зависимости от пола, возраста и места жительства.

Ключевые слова: стресс, студенты, частота встречаемости, причины стрессов, психофизиология.

Введение. Стресс (стресс-реакция) (англ. «stress» — напряжение) - особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя - физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций [2].

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими [1]. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса [3].

Целью исследования является изучение стрессов и психофизиологических механизмов формирования эмоций у студентов.

Материалы и методы исследования. Исследование на частоту и факторы возникновения стрессов было произведено в феврале - марте 2018 года среди студентов очного отделения естественно-географического факультета (ЕГФ) Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского

Студентам было необходимо проработать опросник на предмет выявления частоты стрессов: 1. Как часто вы подвергаетесь стрессам? Привести примеры. 2. Появились ли хронические заболевания, связанные со стрессами? И если да то, какие? 3. В какое время года вы чаще всего подвергаетесь стрессам? 4. Место проживания: дом, общежитие. 5. Какие методы борьбы со стрессами вы используете? Студенты должны были указать пол и возраст. Данный опрос позволял выявить частоту стрессов от различных факторов: пола, возраста, времени года, места проживания. Всего в опросе приняло участие 74,4% студентов очного отделения ЕГФ. Полученные данные были обработаны и приведены в систему.

Результаты исследования и обсуждения. Для исследования зависимости частоты стрессов от некоторых факторов были взяты показатели наиболее встречающихся категорий частоты стрессов.

В результате исследования было установлено, что наибольшее число студентов (39,4%) подвергаются стрессам «иногда», 15,3% - «редко», 15,1% - «часто», 9,5 - «очень редко», 8,7% - «очень часто» и лишь 2,7% - «постоянно» и 3,9 % «никогда». 4,4% студентов подвергаются стрессам с определённой периодичностью, например два раза в год во время сессии или каждый понедельник. Г. Селье утверждает, что «полная свобода от стресса означает смерть» [1]. Это говорит о том, что 3,9% студентов завышают свою самооценку в отношении стрессов.

Рис. 1. Зависимость частоты стресса от пола Из гистограммы 1 (рис. 1.) видно, что парни реже подвергаются стрессам, чем девушки.

30,00%

20,00%

21,20%

17,30%

10,00% - —

0,00%

17

18

19 20 В часто

21

□ редко

15,30% 20%

22

Рис. 2. Зависимость частоты стрессов от возраста

По гистограмме 2 (рис. 2) видно, что студенты ЕГФ чаще подвергаются стрессам в 17 лет, реже в 20 лет. Гистограмма 3 (рис. 3) указывает на то, что студенты, проживающие в общежитии, наиболее часто подвергаются стрессам, чем студенты, проживающие дома. Это связано, прежде всего, с тем, студенты, проживающие в общежитии, начинают жить, независимо от родителей, и встречаются с массой проблем, которые приходится решать самим.

Рис.3. Зависимость частоты стрессов от места жительства.

Перед исследованием предполагалось, что в связи с деятельность гормонов основной пик стрессов придет на весну. Результаты опроса показали, что чаще всего опрошенные студенты ЕГФ подвергаются стрессам зимой (43,3%). Весной - всего 14,3% - это третий период (второй - осень, 19,9%) (Гистограмма 4, рис. 4)

Рис. 4. Зависимость частоты стрессов от времени года

Выводы:

1. В результате исследования было установлено, что наибольшее число студентов ЕГФ (39,4%) подвергаются стрессам «иногда», 15,3% - «редко»; 15,1% - «часто»; 9,5 - «очень редко»; 8,7% - «очень часто» и лишь 2,7% - «постоянно» и 3,9 % «никогда».

2. В 4,4% случаев студенты подвергаются стрессам с определённой периодичностью. Студенты естественно-географического факультета Брянского государственного университета в 3,9% завышают свою самооценку в отношении стрессов.

Список литературы

1. Жуков Д. А. Стресс // Биология в школе. - 2004. - № 2. - 254 с.

2. Кокс Т. Стресс. Пер. с англ. - М., 2001. - 408 с.

3. Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. - М., 2008. - 176 с.

Сведения об авторах

Егорченко Наталья Владимировна - студент направления подготовки «Педагогическое образование» Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Зайцева Елена Владимировна - доктор биологических наук, профессор кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: z_ev11@mail.ru

Силенок Александр Васильевич - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, главный врач ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр».

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF FORMATION OF STRESSES WITH STUDENTS

N. V. Egorchenko, E. V. Zaitseva, A.V. Silenok

Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky

The article presents the results of a psychophysiological study of the mechanisms of formation of stress in students. The patterns of manifestation of stressful situations in students depending on gender, age and place of residence will be shown.

Keywords: stress, students, frequency of occurrence, causes of stress, psychophysiology.

References

1. Zhukov D. A. Stress // Biology at school. - 2004. - № 2. - 254 p.

2. Cox T. Stress. Per. from English - M., 2001. - 408 p.

3. Chirkov Yu. G. Stress without stress. - M., 2008. - 176 p.

About authors

Egorchenko N. V. - student of the «Pedagogical Education», Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky.

Zaitseva E. V. - Sc.D. in Biology, Professor of Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, e-mail: z_ev11@mail.ru.

Silenok A. V. - PhD in Biological Sciences, Associate Professor of Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, Chief Doctor of the State Autonomous Healthcare.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.