Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / УСПЕШНОСТЬ / ТЕСТ ТУЛУЗ-ПЬЕРОНА / ПРОСТАЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макунина О.А., Быков Е.В., Харина И.Ф., Светлакова М.В.

Цель исследования - выявить психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов. Методика и организация исследования. У студентов-спортсменов, имеющих признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), были оценены уровень стресса (тест Люшера), функциональный уровень системы (по Лоскутовой) (ФУС) по показателям простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), реактивность и напряженность регуляторных систем по вариабельности сердечного ритма и уровень социальной адаптации по академической и спортивной успеваемости. Результаты исследования и выводы. Установлено, что в группе студентов с признаками СДВГ имеется тенденция к образованию стресса. Регрессионный анализ подтвердил, что показатель стресса, функциональный уровень нервной системы, индекс напряжения являются критериями социальной адаптации студентов-спортсменов. Полученные результаты характеризуют значимость проблемы социальной адаптации студентов с признаками СДВГ и определяют практическую значимость работы в направлении разработки программы по помощи социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макунина О.А., Быков Е.В., Харина И.Ф., Светлакова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF SPORTING STUDENTS: PSYCHO-PHYSIOLOGICAL HEALTH TESTS AND ANALYSIS

Objective of the study was to test benefits of the sporting students’ social adaptation profiling psychophysiological health test system. Methods and structure of the study. We run the psychophysiological health testing educational experiment at the Environmental Stressors and Adaptation Research Laboratory of the Ural State University of Physical Culture’s Physiology Department in 2016 through 2020. We sampled, on a voluntary random basis, the first-, second- and third-year sporting Ural State University of Physical Culture students (n=254) and tested them for ADHD symptoms by the Toulouse-Pieron test. Conclusion. The study data and analyses found the ADHD-diagnosed sporting students more exposed to stressors. A regression analysis showed the stress tolerance and nervous system functionality tests being beneficial for the sporting students’ social adaptation profiling purposes. The study findings demonstrate the need of the ADHD-diagnosed sporting students for an efficient social adaptation tracking service. Regular physical activity is recommended as beneficial for their emotional and social adaptation progress proved associated with the academic and competitive progress. The physical education faculties are recommended using a wide range of efficient individualized training methods, models and tools customizable for the psycho-physiological test data of the health group.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов

УДК/UDC 612.821+57.024+57.026

Поступила в редакцию 01.03.2021 г.

Информация для связи с автором: oamakunina@mail.ru

Кандидат биологических наук, доцент О.А. Макунина1 Доктор медицинских наук, профессор Е.В. Быков1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Ф. Харина1 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Светлакова1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CRITERIA OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS-ATHLETES

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor O^. Makunina1 Doctor of Medical Sciences, Professor Е.У. Bykov1 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor I.F. Kharina1 PhD, Associate Professor М.У. Svetlakova1

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Аннотация

Цель исследования - выявить психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов.

Методика и организация исследования. У студентов-спортсменов, имеющих признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), были оценены уровень стресса (тест Люшера), функциональный уровень системы (по Лоскутовой) (ФУС) по показателям простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), реактивность и напряженность регуляторных систем по вариабельности сердечного ритма и уровень социальной адаптации по академической и спортивной успеваемости.

Результаты исследования и выводы. Установлено, что в группе студентов с признаками СДВГ имеется тенденция к образованию стресса. Регрессионный анализ подтвердил, что показатель стресса, функциональный уровень нервной системы, индекс напряжения являются критериями социальной адаптации студентов-спортсменов.

Полученные результаты характеризуют значимость проблемы социальной адаптации студентов с признаками СДВГ и определяют практическую значимость работы в направлении разработки программы по помощи социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками СДВГ.

Ключевые слова: психофизиология, социальная адаптация, студенты-спортсмены, успешность, тест Тулуз-Пьерона, простая зрительно-моторная реакция, вариабельность сердечного ритма.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of the sporting students' social adaptation profiling psychophysiological health test system. Methods and structure of the study. We run the psychophysiological health testing educational experiment at the Environmental Stressors and Adaptation Research Laboratory of the Ural State University of Physical Culture's Physiology Department in 2016 through 2020. We sampled, on a voluntary random basis, the first-, second- and third-year sporting Ural State University of Physical Culture students (n=254) and tested them for ADHD symptoms by the Toulouse-Pieron test.

Conclusion. The study data and analyses found the ADHD-diagnosed sporting students more exposed to stressors. A regression analysis showed the stress tolerance and nervous system functionality tests being beneficial for the sporting students' social adaptation profiling purposes. The study findings demonstrate the need of the ADHD-diagnosed sporting students for an efficient social adaptation tracking service. Regular physical activity is recommended as beneficial for their emotional and social adaptation progress proved associated with the academic and competitive progress. The physical education faculties are recommended using a wide range of efficient individualized training methods, models and tools customizable for the psycho-physiological test data of the health group.

Keywords: psychophysiology, social adaptation, student athletes, success, Toulouse-Pieron test, simple visual-motor reaction, heart rate variability.

Введение. Системный подход, являющийся основой исследования мониторинга здоровья студентов [4, 8], позволил обратиться к изучению психофизиологических критериев социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками синдрома дефицита внимания.

Под социальной адаптацией будем понимать «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой» [3].

Образовательная деятельность для студентов-спортсменов предъявляет высокие требования к психофизиологическим ресурсам организма и проявляется в тенденции к формированию стресса, в низких показателях функционального уровня нервной системы, напряжении системы кровообращения. Эти показатели отражают реактивность физиологических систем организма на предъявляемые сочетанные умственные и физические нагрузки [7].

Считаем, что для студентов-спортсменов в условиях со-четанных умственных и физических нагрузок необходимо выработать стратегию адаптивно-компенсаторного поведения. Гармоничное взаимодействие физиологических и психологических систем будет способствовать благоприятной социальной адаптации.

Цель исследования - выявить психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация организма человека к экстремальным факторам среды» кафедры физиологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» в период с 2016 по 2020 г На основании добровольного согласия с соблюдением всех принципов Хельсинкской декларации и с учетом рекомендаций Этического комитета УралГУФК [1] было проведено обследование

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

Психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов (М±5)

Группа Показатель стресса, балл ФУС, у.е. ИН, у.е. Академическая успешность, балл Спортивная успешность, балл

С признаками СДВГ 18,2±3,3*** 4,2±0,3 97,4±25,1*** 3,3±0,2 2,8±0,2*

Без признаков СДВГ 7,0±5,0 4,9±0,2** 58,2±23,2 4,3±0,7* 1,5±0,5

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Примечание: р - значения статистических различий показателей между группами: * - р<0,05; ** - р< 0,01;

- p<0,001.

случайной выборки студентов-спортсменов I, II, III курсов обучения университета физической культуры (n=254) с целью выявления признаков синдрома дефицита внимания (СДВГ) тестом Тулуз-Пьерона [6]. По результатам проведенного обследования было выявлено 25 человек (8,7 %) с признаками СДВГ, которые составили основную группу обследуемых в исследовании психофизиологических критериев социальной адаптации студентов-спортсменов. Для сравнения из числа студентов без признаков СДВГ была сформирована случайная выборка в составе 25 человек.

Применялась основная батарея тестов, предложенная в аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», г Иваново) [5], предварительно был проведен устный инструктаж перед выполнением каждого теста. Для оценки показателя стресса использовали тест Люшера и простую зрительно-моторную реакцию (ПЗМР) для определения функционального уровня системы (по Лоскутовой) (ФУС) -является интегральным расчетным показателем разброса времени реакции за все время тестирования. Программа автоматически производит оценку индивидуального значения ФУС [5]. Реактивность и напряженность регуляторных систем исследовали с применением аппаратно-программного комплекса «Полиспектр-ВНС» (ООО «Нейрософт», г Иваново) методом вариабельности сердечного ритма [6]. Показатели ЧСС регистрировались в течение пяти минут записи (300 кардиоциклов). Анализ электрокардиограммы проводился автоматически с предварительной обработкой артефактов. На основании проведенного обследования был рассчитан индекс напряжения - коэффициент, показывающий степень централизации в управлении сердечным ритмом [1].

Критериями социальной адаптации стали результаты спортивных достижений и учебных сессий. Спортивную успешность студентов оценивали по результатам опроса «Самооценка спортивной успешности».

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты отражены в таблице.

Показатель стресса свидетельствует о тенденции к образованию стресса в группе студентов с признаками СДВГ, в отличие от студентов без признаков СДВГ

У студентов спортсменов с признаками СДВГ низкие значения по показателю функционального уровня системы (ФУС), который оценивает текущее функциональное состояние центральной нервной системы. В группе студентов без признаков СДВГ обнаружены высокие значения ФУС. У студентов с признаками СДВГ на основании индекса напряжения регуляторных систем выявлена симпатикотония, у второй исследуемой группы - нормотония.

Средний балл академической успешности студентов с признаками СДВГ был ниже на 23,2 %% в сравнении со студентами без признаков СДВГ. Однако результаты по спортивной успешности были выше на 53,6 % в группе студентов с признаками СДВГ.

Проведенный корреляционный анализ между анализируемыми параметрами позволил установить положительную зависимость между показателями стресса, ФУС, ИН, академической и спортивной успешностью. Установление направления и формы связи между признаками показало прямую корреляцию и подтверждает влияние показателя стресса на показатели реактивности систем жизнеобеспечения (ФУС, ИН), а также на показатели качества умственной и спортивной деятельности.

Выводы. Регрессионный анализ подтверждает, что показатель стресса, функциональный уровень нервной системы, индекс напряжения являются предикторами социальной адаптации студентов-спортсменов. Полученные результаты характеризуют значимость проблемы социальной адаптации студентов с признаками СДВГ и определяют практическую значимость работы в направлении разработки программы по помощи социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками СДВГ Регулярные физические нагрузки положительно влияют на эмоции и социальную адаптацию. Результатом успешной социальной адаптации студентов-спортсменов являются достижения в учебной и спортивной деятельности. В преподавательской деятельности важно применение разнообразных педагогических средств, форм и методов, позволяющих обеспечить индивидуальный подход к студентам-спортсменам с учетом их психофизиологических особенностей.

Литература

1. Баевский Р.М. Введение в донозологическую диагностику / Р.М. Баевский, А.П. Берснева. - М., 2008. - 220 с.

2. Быков Е.В. Особенности организации научного исследования в сфере физической культуры и спорта (работа этического комитета УралГУФК) / Е.В. Быков, О.И. Коломиец, А.Н. Коваленко и др. // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2019. - № 1 (21). - С. 63-69.

3. Лунева О.В. Адаптация социальная / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 3. - С. 240-247.

4. Макунина О.А. Режим дня студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок / О.А. Макунина, Е.В. Быков, О.И. Коломиец и др. // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2018. - № 1 (17). - С. 50-55.

5. Методическое руководство НС-ПсихоТест. http://medresurs 24.ru/d/838330/d/ns-psikhotest.pdf.

6. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб.: ГП «ИМА-ТОН», 1997. - 80 с.

References

1. Baevskij R.M., Bersneva A.P. Vvedenie v donozologicheskuyu diagnostiku [Introduction to prenosological diagnosis]. Moscow, 2008. - 220 p.

2. Bykov E.V., Kolomiec O.I., Kovalenko A.N., Chipyshev A.V., Makunina O.A Osobennosti organizacii nauchnogo issledovaniya v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta (rabota eticheskogo komiteta UralGUFK) [Peculiarities of organization of scientific researches in the sphere of physical culture and sports (the ethics committee UralGUFK)] Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri. 2019. No 1 (21). pp. 63-69.

3. Luneva O.V. Adaptaciya social'naya [Social adaptation]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2018. No 3. pp. 240-247.

4. Makunina O.A., Bykov E.V., Kolomiec O.I, Yakubovskaya I.A Rezhim dnya studentov v usloviyah sochetannogo vliyaniya umstvennyh i fizicheskih nagruzok [The regime of students' day in terms of complex influence of mental and physical loads]. Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri. 2018. No 1 (17). pp. 50-55.

5. Metodicheskoe rukovodstvo NS-PsihoTest [Methodical guidance NS-Psychotest]. http://medresurs24.ru/d/838330/d/ns-psikhotest.pdf.

6. Yasyukova L.A. Optimizaciya obucheniya i razvitiya detej s MMD. Diagnostika i kompensaciya minimal'nyh mozgovyh disfunkcij. Metodicheskoe rukovodstvo [Optimizing learning and development of children with MMD. Diagnosis and rompensation of minor cerebral dysfunction. Methodical guidance]. SPb.: GP «IMATON», 1997. 80 p.

7. Makunina O.A., Bykov E.V., Kharina I.F. Physical culture and sport university students' psycho-physiological predictors of social adaptation. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2020. V. 9. No 10. pp. 116-121.

8. Makunina O.A., Zvyagina E.V., Kharina I.F., Romanova E.V., Bykov E.V. Features of health-oriented behavior in students living in Chelyabinsk and Barnaul: a comparative analysis. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing (ICEDER 2019). 2019. pp. 330-333.

76

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.