Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
177
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСПОРТ / ФИДЖИТАЛ-СПОРТ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карвунис Ю.А., Карвунис Н.А., Калинникова Ю.Г., Капилевич Л.В.

Цель исследования - провести сравнительный анализ психофизиологических характеристик у киберспортсменов и неподготовленных лиц при напряженной игровой деятельности. Методика и организация исследования. Всего в работе приняло участие 40 спортсменов, из них 20 человек киберспортсмены и 20 спортсменов различных видов спорта, являющиеся студентами факультета физической культуры НИ ТГУ. Исследование было направлено на первичную оценку стрессоустойчивости спортсменов и специфики их реакций для прогнозирования и дальнейшего предотвращения «тильт-эффекта». Результаты исследования и выводы. По данным психофизиологического исследования были выявлены у киберспортсменов низкий уровень тревожности и отсутствие дискомфорта, что объясняется их нахождением в свойственной им среде, в то время как новички были частично нестабильны и чувствовали тревогу и дискомфорт. По данным теста на помехоустойчивость был установлен достаточно высокий уровень среднего времени реакции киберспортсменов, но также выявлено большое количество ошибок, в первую очередь ошибок опережения. Включение в режим тренировок психологических практик также позволит снизить уровень стресса киберспортсменов и позволит выработать индивидуальные методики выхода из состояния «тильт-эффекта» для каждого спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карвунис Ю.А., Карвунис Н.А., Калинникова Ю.Г., Капилевич Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CYBERSPORTSMEN DURING INTENSE GAME ACTIVITY

Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the psychophysiological characteristics of cybersportsmen and unprepared persons during intense gaming activity. Methods and structure of the study. A comparative analysis of the psychophysiological characteristics of e-sportsmen and unprepared persons during intense gaming activity was carried out. In total, 40 athletes took part in the work, 20 of them are cybersportsmen and 20 athletes of various sports, who are students of the Faculty of Physical Education of the National Research Tomsk State University. The study was aimed at the primary assessment of the stress resistance of athletes and the specifics of their reactions in order to predict and further prevent the "tilt effect". Results and conclusions. According to the psychophysiological study, cybersportsmen showed a low level of anxiety and lack of discomfort, which is explained by their presence in their own environment, while beginners were partially unstable and felt anxiety and discomfort. According to the test for noise immunity, a fairly high level of the average reaction time of cybersportsmen was established, but a large number of errors were also revealed, primarily errors of lead. The inclusion of psychological practices in the training regimen will also reduce the level of stress among esports athletes and will allow developing individual methods for getting out of the “tilt effect” state for each athlete.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.334.2

Поступила в редакцию 16.05.2023 г.

Информация для связи с автором: juliakarvounis@gmail.com

Ю.А. Карвунис1 Н.А. Карвунис1

Кандидат медицинских наук, доцент Ю.Г Калинникова1 Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1 1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CYBERSPORTSMEN DURING INTENSE GAME ACTIVITY

Yu.A. Karvounis1 N.A. Karvounis1

PhD, Associate Professor Yu.G Kalinnikova1 Dr. Med., Professor L.V. Kapilevich1

1National Research Tomsk State University, Tomsk

Аннотация

Цель исследования - провести сравнительный анализ психофизиологических характеристик у киберспортсменов и неподготовленных лиц при напряженной игровой деятельности.

Методика и организация исследования. Всего в работе приняло участие 40 спортсменов, из них 20 человек киберспортсмены и 20 спортсменов различных видов спорта, являющиеся студентами факультета физической культуры НИ ТГУ. Исследование было направлено на первичную оценку стрессоустойчивости спортсменов и специфики их реакций для прогнозирования и дальнейшего предотвращения «тильт-эффекта». Результаты исследования и выводы. По данным психофизиологического исследования были выявлены у киберспортсменов низкий уровень тревожности и отсутствие дискомфорта, что объясняется их нахождением в свойственной им среде, в то время как новички были частично нестабильны и чувствовали тревогу и дискомфорт. По данным теста на помехоустойчивость был установлен достаточно высокий уровень среднего времени реакции киберспортсменов, но также выявлено большое количество ошибок, в первую очередь ошибок опережения. Включение в режим тренировок психологических практик также позволит снизить уровень стресса кибер-спортсменов и позволит выработать индивидуальные методики выхода из состояния «тильт-эффекта» для каждого спортсмена.

Abstract

Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the psychophysiological characteristics of cybersportsmen and unprepared persons during intense gaming activity.

Methods and structure of the study. A comparative analysis of the psychophysi-ological characteristics of e-sportsmen and unprepared persons during intense gaming activity was carried out. In total, 40 athletes took part in the work, 20 of them are cybersportsmen and 20 athletes of various sports, who are students of the Faculty of Physical Education of the National Research Tomsk State University. The study was aimed at the primary assessment of the stress resistance of athletes and the specifics of their reactions in order to predict and further prevent the "tilt effect".

Results and conclusions. According to the psychophysiological study, cybersportsmen showed a low level of anxiety and lack of discomfort, which is explained by their presence in their own environment, while beginners were partially unstable and felt anxiety and discomfort. According to the test for noise immunity, a fairly high level of the average reaction time of cybersportsmen was established, but a large number of errors were also revealed, primarily errors of lead. The inclusion of psychological practices in the training regimen will also reduce the level of stress among esports athletes and will allow developing individual methods for getting out of the "tilt effect" state for each athlete.

Ключевые слова: киберспорт, фиджитал-спорт, психофизиология, стресс. Keywords: cybersport, phygital sports, psychophysiology, stress.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Современная эпоха цифровизации общества диктует новые форматы реализации всех сфер человеческой жизни. Спорт как один из важных компонентов социального взаимодействия не остается в стороне от данных изменений. В последнее время все больше внимания уделяется видам спорта с применением новейших технических средств и включением в спортивную и тренировочную деятельность элементов цифровой реальности [1, 3]. Соревнования нового формата актуализируют для науки и практики множество вопросов, связанных с подготовкой кибер- и фиджитал-спортсменов [5, 6].

Цель исследования - провести сравнительный анализ психофизиологических характеристик у киберспортсменов и неподготовленных лиц при напряженной игровой деятельности.

Методика и организация исследования. Работа представляет собой первую подготовительную ступень междисциплинарного исследования фиджитал-спортивной деятельности.

Данный этап реализовывался в период с сентября по декабрь 2022 года на базе НИ Томского государственного университета, с привлечением команд киберспортсменов города и обучающихся факультета физической культуры данного образовательного учреждения. Всего в исследовании приняло участие 40 спортсменов, из них 20 человек киберспортсмены и 20 спортсменов различных видов спорта, являющиеся студентами факультета физической культуры НИ ТГУ. При этом студентам было предложено на время эксперимента освоить игровую деятельность, аналогичную киберспортивной и далее в работе они будут обозначены как «новички».

Следует отметить, что при отсутствии опыта реализации в киберспорте исследуемые данной группы все являлись действующими спортсменами различных видов, таких как футбол, легкая атлетика, плавание и других. Дифференция по виду спорта и гендерная принадлежность на данном этапе

42

http://www.teoriya.ru

№8 • 2023 Август | August

не рассматривались. Возраст всех участников соответствовал периоду от 18 до 22 лет.

Была обозначена одна из центральных задач этапа исследования - поиск решений для предупреждения такого состояния, как «тильт-эффект», который наиболее часто проявляется в командных кибер- и фиджитал-спортивных дисциплинах. Само понятие «тильт» в настоящее время является частью сленга в киберспорте, заимствованное из языка игроков в покер. В дальнейшем требуется теоретическая проработка данного определения, на момент исследования нами была принята терминология «тильт-эффект» для обозначения рассматриваемого состояния игрока. В командных дисциплинах цифрового спорта победа в равной степени зависит от каждого из игроков. Ошибка одного из участников может привести к тому, что другие члены команды начинают следить за действиями союзников, а не за своей собственной игрой. Сначала эмоции захватывают киберспортсмена, а затем «тильт-эффект» заставляет его излишне фокусироваться на деталях и конкретных действиях. Ход игры не вписывается в рамки заготовленных планов, вызывает у игрока негативную реакцию, затрачиваются дополнительные ресурсы, для того, чтобы выстроить новую стратегию поведения. Все это в значительной степени влияет на результативность игры.

Данное исследование было направлено на первичную оценку стрессоустойчивости спортсменов и специфики их реакций для прогнозирования и дальнейшего предотвращения «тильт-эффекта».

В качестве основных методов были использованы три стандартных тренировочных теста киберспортсменов: точное прицеливание (exactaiming), прицеливание с обратной фиксацией (Аюкашпд), реакция нажатия (pressreaction) и изучены их показатели. Подобранный комплекс нейрофизиологических исследований был направлен на выявление различий между профессиональными киберспортсменами и спортсменами «новичками» киберспорта. Были использованы такие методики, как тест Люшера, теппинг-тест, тесты на помехоустойчивость и простую зрительно-моторную реакцию.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам теппинг-тестирования у новичков была обнаружена выраженная слабость нервной системы, у киберспортсменов при этом показатели были лучше. При этом среднее число ударов у респондентов отличалось незначительно. По результатам тестирования простой зрительно-моторной реакции наблюдалась более высокая скорость сенсомоторной реакции у киберспортсменов, но несколько более низкий уровень функциональных возможностей. По нашему мнению, это может быть связано с истощением резервов на излишнюю суетливость в некоторых действиях. Тест «прицеливание с обратной фиксацией» позволяет оценить скорость движения руки с обратным возвращением в точку начала движения. Респондент должен попасть в мишень и вернуться обратно курсором в центр экрана.

По итогам тестирования было установлено, что у кибер-спортсменов достаточно высокая скорость поражения цели и высокий процент попаданий, но и количеств промахов и потерь мишеней оставалось высоким. Это объясняется достаточно высокой скоростью реагирования на появление мишеней, но недостаточной точностью ее поражения.

Следующим тестом было точное прицеливание, где необходимо поразить увеличивающуюся в размере мишень, которая может появиться в любом месте экрана. По итогам подтвердился высокий уровень промахов у профессионалов при достаточно высокой скорости поражения мишеней.

В тесте «реакция нажатия» вычисляется скорость нажатия на кнопки компьютерной мыши при неожиданном появлении мишени, и киберспортсмены в нем также показали высокий уровень реагирования (см. рисунок).

Результаты проведения теста «реакция нажатия» * - достоверность различи между группами, p<0,05

По данным психофизиологического исследования были выявлены у киберспортсменов низкий уровень тревожности и отсутствие дискомфорта, что объясняется их нахождением в свойственной им среде, в то время как новички были частично нестабильны и чувствовали тревогу и дискомфорт. По данным теста на помехоустойчивость был установлен достаточно высокий уровень среднего времени реакции киберспортсменов, но также выявлено большое количество ошибок, в первую очередь ошибок опережения.

Выводы. По итогам исследования были выдвинуты основные гипотезы о поведении киберспортсменов в рамках тренировочного процесса. Были даны рекомендации по дальнейшему развитию тренировочного процесса, а именно включению в режим подготовки дополнительных средств физической активности, таких как занятия настольным теннисом, баскетболом, аэробикой, тренировок с применением VR-технологий. Включение в режим тренировок психологических практик также позволит снизить уровень стресса ки-берспортсменов и выработать индивидуальные методики выхода из состояния «тильт-эффекта» для каждого спортсмена. Добавление в дальнейшие этапы исследования новых методов, таких как окулография (айтрекер), фотоплетизмография (оценка уровня тревожности и стресса), ЭЭГ (синхронизация внутри команды), КИГ (отслеживание излишней реакции) позволит значительно улучшить тренировочный процесс ки-бер- и фиджитал-спортсменов и увеличит эффективность применения и точность диагностики наступающего «тильт-эффекта».

Исследование выполнено при поддержке Программы развития Томского государственного университета (Приори-тет-2030). Литература

1. Карвунис Ю.А. Сравнительная оценка спортивной деятельности в реальном и виртуальном пространстве / Ю.А. Карвунис, Н.А. Карвунис, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 11. - С. 40-42.

References

1. Karvunis Yu.A., Karvunis N.A., Kapilevich L.V. Sravnitelnaya otsenka sportivnoy deyatelnosti v realnom i virtualnom prostranstve [Comparative evaluation of sports activity in real and virtual space]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 11. pp. 40-42.

2. Al-Badri M.T., Hussein H.M., Abdel-Jubouri A.H. The Effectiveness of Digital Sports Communication in Mental Motivation and Some Volleyball Skills For Female Students. Indian Journal of Forensic Medicine & Toxicology. 2021. 15(3). pp. 4777-4781. doi.org/10.37506/ijfmt. v15i3.16205.

3. Sandhya U., Graham B., Fraser O.D., John R., Scott O.D. Efficacy of a Digital Sports Vision Training Program for Improving Visual Abilities in Collegiate Baseball and Softball Athletes. Optometry and Vision Science. 2021. 98(7). pp 815-825, DOI: 10.1097/0PX.0000000000001740.

4. Yuce A., Aydogdu V., Yuce S., Katirc H. Phygitally Yours: Examination of Virtual Reality Experiences in Digital Sports and Recreational Games. Jurnal The Messenger. 2011. Vol 13 (1). DOI 10.26623/ themessenger.v13i1.2481.

№8 • 2023 Август | August

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.