Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГИПОКСИЧЕСКОГО СТИМУЛА'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГИПОКСИЧЕСКОГО СТИМУЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПОКСИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / КИБЕРСПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сечин Дмитрий Иванович, Тамбовцева Ритта Викторовна

В статье рассмотрены психофизиологические изменения умственной работоспособности киберспортсменов, специализирующихся в жанре экшен после воздействия экспериментальным гипоксическим стимулом (газовая смесь 10 % О2). Представлены результаты статистической обработки полученных результатов, а также их интерпретация. Приведены авторские заключения о возможности использования гипоксических факторов в спортивной подготовке киберспортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сечин Дмитрий Иванович, Тамбовцева Ритта Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHANGES IN THE MENTAL PERFORMANCE OF CYBER-SPORTSMANS UNDER THE INFLUENCE OF HYPOXIC STIMULUS

The article deals with the psychophysiological changes in the mental performance of cybersportsmen specializing in the Action genre after exposure to an experimental hypoxic stimulus (gas mixture 10 % O2). The results of statistical processing of the obtained results, as well as their interpretation are presented. The author's conclusions about the possibility of using hypoxic factors in the sports training of cybersportsmen are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГИПОКСИЧЕСКОГО СТИМУЛА»

УДК 57.045

DOI 10.25688/2076-9091.2020.40.4.3

Д. И. Сечин, Р. В. Тамбовцева

Психофизиологические изменения умственной работоспособности киберспортсменов под влиянием гипоксического стимула

В статье рассмотрены психофизиологические изменения умственной работоспособности киберспортсменов, специализирующихся в жанре экшен после воздействия экспериментальным гипоксическим стимулом (газовая смесь 10 % О2). Представлены результаты статистической обработки полученных результатов, а также их интерпретация. Приведены авторские заключения о возможности использования гипоксиче-ских факторов в спортивной подготовке киберспортсменов.

Ключевые слова: гипоксия; психофизиология; умственная работоспособность; киберспорт.

Введение

Гипоксический стимул, заложенный в основу научного направления «Гипоксическая тренировка», характеризуется избирательным воздействием на различные стороны работоспособности человека. Современная информационная база по данному направлению содержит большие объемы сведений о влиянии гипоксического стимула на физическую сторону работоспособности спортсменов [2]. Рассматривая работоспособность спортсмена, можно проследить ее разделенность на две части: физическую и умственную.

Широкая вариативность существующих видов спорта и представленные положения порождают следующий вопрос: «Рационально ли использовать гипоксические факторы в видах спорта с малой степенью влияния физической работоспособности на спортивную результативность?». Научный ответ на данный вопрос представлен лишь фрагментарно, однако существующие сведения лишь актуализируют исследования в данном направлении.

Цель исследования — определение устойчивости психофизиологических показателей умственной работоспособности у киберспортсменов, специализирующихся в жанре экшен (а^ши), к воздействию гипоксическим стимулом.

© Сечин Д. И., Тамбовцева Р. В., 2020

Методы и организация исследования

Достижение поставленной цели осуществлялось следующими методами: методом исследования интеллектуального автоматизма и мышления; методом гипоксических проб; математико-статистическими методами исследования.

В соответствии с программой лабораторного исследования предполагалось проведение следующих этапов: этапа предварительного психофизиологического тестирования, основанного на тестах интеллектуального автоматизма и мышления; 30-минутного гипоксического воздействия на гипоксикаторе «Эверест-1, мод.07m» (нормобарическая гипоксия — 10 % О2); повторного психофизиологического тестирования, идентичного по своей программе предварительному. Оценка изменений умственной работоспособности осуществлялась на основании показателей интеллектуального автоматизма и мышления, полученных при помощи психофизиологических методов [1].

Сбор экспериментального материала осуществлялся в период с ноября 2018 года по март 2019 года. Экспериментальное исследование проводилось в лаборатории кафедры биохимии и биоэнергетики спорта им. Н. И. Волкова (РГУФКСМиТ). В рамках исследования было протестировано 10 действующих мужчин киберспортсменов, предоставивших письменное согласие на участие в экспериментальном исследовании. Возраст исследуемых киберспортсменов варьировался от 18 до 20 лет.

Специализацией обследованных киберспортсменов является жанр экшен. Для киберспортсменов, специализирующихся в данном жанре, характерна зависимость соревновательной результативности от таких качеств работоспособности, как скорость реакции, способность к восприятию текущей обстановки и перестройке тактического замысла при продолжительной концентрации внимания на игровых ситуациях, определяющих исход игрового поединка.

Экспериментальная умственная работа, выполняемая киберспортсмена-ми в рамках исследования, базируется на заданиях, связанных с реакциями, восприятием и оценкой времени и пространства. Выполнение тестов, предполагающих оценку интеллектуального автоматизма, осуществлялось обеими руками и ногами. Экспериментальная умственная работа для всех испытуемых была одинаковой в своем содержании и последовательности тестовых заданий. Компонентное описание экспериментальной умственной работы представлено графически на рисунке 1.

■ Сенсомоторные реакции

■ Восприятие и оценка времени

■ Восприятие и оценка пространства

■ Моторные акты

Рис. 1. Характеристика выполняемой умственной работы в рамках проводимого исследования

Результаты, полученные экспериментальным путем, подвергались мате-матико-статистической обработке, благодаря которой были получены такие показатели, как: среднее арифметическое (Х), медиана (Ме), минимальное (Min) и максимальное (Max) значение выборки. Также с целью определения достоверности различий между полученными результатами был применен парный двухвыборочный /-тест для средних значений. Обработка полученных результатов проводилась c использованием Microsoft Excel 2019.

Результаты исследования

С целью обоснования физиологического отклика киберспортсменов на экспериментальное гипоксическое воздействие (10 % О2), на рисунке 2 и 3 представлены показатели ЧСС (уд/мин) и SpO2 (%). Приведенные на графиках статистические показатели отражают адекватные физиологические реакции киберспортсменов на экспериментальное воздействие.

140,00

120,00

я 100,00

& 80,00 и и

" 00,00 40,00 20,00

oœoooocoooooooooocoooooooooooooo

ИСХОД гипоксия восст.

Временной интервал измерения __X Me Min -Max_Полиномиальная (X)_

Рис. 2. Динамика показателей ЧСС у киберспортсменов в состоянии покоя при воздействии острой нормобарической гипоксии (10 % О2)

Среди выборки протестированных киберспортсменов оказались испытуемые как с высокой, так и со средней и низкой устойчивостью к гипоксическо-му воздействию. Данный факт основывается на статистических показателях динамики SpO2, зарегистрированной во время осуществления гипоксического воздействия (см. рис. 3).

Наличие физиологических реакций на гипоксический стимул позволяет предположить, что пребывание в состоянии, вызванном экспериментальным воздействием гипоксического стимула, способно оказывать влияние на умственную работоспособность киберспортсменов.

Рис. 3. Динамика показателей SpO2 у киберспортсменов в состоянии покоя при воздействии острой нормобарической гипоксии (10 % О2)

Одним из компонентов высокой соревновательной результативности у киберспортсменов в жанре экшен является способность к восприятию игрового окружения и последующее использование данной информации для реализации тактических игровых задач. Оценка способности к восприятию киберспортсменов проводилась при помощи психофизиологических тестов на мышление. Описание изменений функции мышления киберспортсменов осуществлялось на основании показателя разности исходных и заключительных результатов тестирования. Разность показателей мышления киберспортсменов представлена на рисунке 4.

После экспериментального гипоксического воздействия у киберспортсменов произошло снижение большинства показателей мышления (при отмеривании отрезков и при узнавании угловой скорости движения объекта), однако данные изменения не имеют статистической достоверности. Данный факт позволяет сделать заключение об устойчивости функций мышления киберспортсменов к пребыванию в состоянии, вызванном нормобарической гипоксией. Отсутствие достоверности произошедших изменений не отменяет факт наличия тенденции к снижению функции мышления у киберспортсменов, что необходимо учитывать при использовании гипоксических факторов в тренировочном процессе. В случае с тренировочными нагрузками, связанными с процессами мышления, использование гипоксических факторов способно оказать интенсифицирующий эффект.

Как было упомянуто ранее, одним из основных факторов соревновательной результативности в жанре экшен является интеллектуальный автоматизм, выражающийся в скорости сенсомоторных реакций. Оценка изменений данного психофизиологического показателя умственной работоспособности осуществлялась путем рассмотрения разности между полученными исходными и заключительными значениями в заданиях, связанных с реакциями на различные стимулы.

Рис. 4. Разность показателей мышления киберспортсменов при различных видах умственной деятельности

Показатели сенсомоторных реакций киберспортсменов имеют наиболее выраженные изменения по отношению к прочим полученным результатам. Статистические показатели сенсомоторных реакций киберспортсменов представлены на рисунке 5.

Примечание. Показатель * —р < 0,05.

Рис. 5. Разность показателей сенсомоторных реакций верхних конечностей

у киберспортсменов

После экспериментального гипоксического воздействия у киберспор-тсменов произошло снижение времени, затрачиваемого на рассматриваемые сенсомоторные реакции, выполняемые обеими руками. Для ведущей руки изменения показателей являются статистически достоверными. Для неведущей руки изменения достоверны лишь для реакции выбора. Блок сенсомоторных реакций является одним из результирующих факторов, определяющих успешность в киберспорте, что позволяет рассматривать гипоксический стимул как эргогенное средство, специфичное для киберспорта.

Моторный компонент умственной работоспособности оценивается на основе показателей, полученных при помощи 60-секундного теппинг-теста, выполняемого ведущими и неведущими ногами и руками (рис. 6). Показатели моторных функций представлены в виде шести 10-секундных интервальных отрезков.

9,00 8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00 -1,00 -2,00

ТТ1 ТТ2 ТТЗ ТТ4 ТТ5 ТТ61 Интервал тепппнг теста

■ ведущая рука Г ведущая нога Г неведущая рука неведущая нога

Рис. 6. Разность показателей динамики 60-секундного теппинг-теста

у киберспортсменов

При рассмотрении моторных функций киберспортсменов после их пребывания в условиях воздействия нормобарической гипоксии отмечается тенденция к снижению частоты движений в единицу времени. Учет особенностей динамики моторных функций у киберспортсменов в жанре экшен позволяет разрабатывать индивидуальные стратегии ведения игрового поединка, обеспечивающие сохранение оптимального работоспособного состояния на всем его протяжении.

По данным, полученным при использовании парного двухвыборочного ¿-теста, произошедшие изменения моторных функций у киберспортсменов не имеют статистической достоверности. Принимая к сведению факт отсутствия статистической достоверности изменений, произошедших в моторных функциях киберспортсменов, необходимо учитывать тенденцию к снижению количественных показателей данной функции. Учет данной тенденции

необходим для уточнения временных границ, в рамках которых киберспорт-смен способен оптимально демонстрировать способность к поддержанию необходимых темпо-ритмических характеристик в тренировочной и соревновательной деятельности. В контексте тренировки моторных функций кибер-спортсменов гипоксический стимул может выступать в качестве фактора интенсификации тренировочного процесса.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, мы сделали следующие заключения:

• киберспортсмены характеризуются адекватной физиологической реакцией на гипоксический стимул (10 % О2), однако устойчивость к данным стимулам является индивидуальной характеристикой;

• гипоксический стимул (вдыхание газовой смеси 10 % О2 в течение 30 минут) вызывает физиологический отклик у киберспортсменов, оказывает влияние на их работоспособность, а следовательно, может являться потенциально применимым эргогенным средством в спортивной подготовке;

• пребывание киберспортсменов в состоянии, вызванном гипоксическим стимулом, не вызывает выраженных негативных изменений в мышлении и моторных функциях, при этом благоприятно сказывается на сенсомоторных функциях;

• продемонстрированный эффект гипоксического стимула на показатели умственной работоспособности киберспортсменов может быть заложен в основу интенсификации тренировочных нагрузок киберспортсменов.

Литература

1. Корягина Ю. В., Нопин С. В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» (АПК «Спортивный психофизиолог») № 2010617789 // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. 2011. № 1. Ч. 2. С. 308.

2. Тамбовцева Р. В. Эффективность эргогенного воздействия нормобариче-ского гипоксического стимула на работоспособность спортсменов / Р. В. Тамбовцева, Ю. Л. Войтенко, С. А. Лыков, Д. И. Сечин, Е. В. Плетнева // Теория и практика физической культуры. 2020. № 5. С. 61-63.

Literatura

1. Koryagina Yu. V., Nopin S. V. Apparatno-programmnyj kompleks «SportivnyJ psixofiziolog» (APK «Sportivny'j psixofiziolog») № 2010617789 // Programmy' dlya EVM. Bazy' dannyx. Topologii integraFny'x mikrosxem. 2011. № 1. Ch. 2. S. 308.

2. Tambovceva R. V. Effektivnost e'rgogennogo vozdejstviya normobaricheskogo gipoksicheskogo stimula na rabotosposobnost sportsmenov / R. V. Tambovceva, Yu. L. Vojtenko, S. A. Lykov, D. I. Sechin, E. V. Pletneva // Teoriya i praktika fizicheskoj kul tury . 2020. № 5. S. 61-63.

D. I. Sechin, R. V. Tambovtseva

Psychophysiological Changes in the Mental Performance of Cyber-Sportsmans under the Influence of Hypoxic Stimulus

The article deals with the psychophysiological changes in the mental performance of cybersportsmen specializing in the Action genre after exposure to an experimental hypoxic stimulus (gas mixture 10 % O2). The results of statistical processing of the obtained results, as well as their interpretation are presented. The author's conclusions about the possibility of using hypoxic factors in the sports training of cybersportsmen are presented.

Keywords: hypoxia; psychophysiology; mental performance; cybersport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.