Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-5-1117-1120 1117
Здоровье и общество
© ВОРОНИН Р. М., БУЛАТЕЦКИЙ С. В., 2021 УДК 614.2
Воронин Р. М., Булатецкий С. В.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России, 390026, г. Рязань
Целью исследования является определение и оценка психофизиологических факторов, влияющих на частоту обращаемости за медицинской помощью курсантов военных образовательных учреждений. В исследовании принимали участие 79 курсантов мужского пола Академии Федеральной службы исполнения наказаний России. Проведен кластерный анализ по показателям заболеваемости курсантов и психологическим характеристикам. Проведена сравнительная межгрупповая оценка психологических показателей и показателей вариабельности сердечного ритма. Полученные результаты указывают на имеющиеся различия в группах как результат комплексного влияния различных факторов на показатели заболеваемости. Ключевые слова: заболеваемость; курсанты; психологические характеристики; вариабельность сердечного ритма.
Для цитирования: Воронин Р. М., Булатецкий С. В. Психофизиологические аспекты заболеваемости курсантов военных образовательных учреждений. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(5):1117—1120. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1117-1120
Для корреспонденции: Воронин Роман Михайлович, д-р мед. наук, профессор кафедры медицины катастроф и скорой медицинской помощи ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, e-mail: [email protected]
Voronin R. M., Bulatetskiy S. V. THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL ASPECTS OF MORBIDITY OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Academician I. P. Pavlov Ryazan State Medical University" of Minzdrav of Russia, 390026, Ryazan, Russia
The purpose of the study is to determine and to estimate the psycho-physiological factors affecting morbidity of cadets of military educational institutions.
The study was carried put using sampling of 79 male cadets of the Academy of the Federal Penal Service of Russia. The cluster analysis was applied to indices of morbidity and psychological characteristics of cadets. The comparative inter-group evaluation of psychological indices and indices of heart rate variability was implemented. The obtained results specify differences in groups as a result of complex impact of various factors on morbidity indices. Keywords: morbidity; cadet; psychological characteristic; heart rate variability.
For citation: Voronin R. M., Bulatetskiy S. V. The psycho-physiological aspects of morbidity of cadets of military educational institutions. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(5):1117—1120 (In Russ.). DOI: http:// dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1117-1120
For correspondence: Voronin R. M., doctor of medical sciences, professor of the Chair of Disaster Medicine and Emergency Medical Care of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Academician I. P. Pavlov Ryazan State Medical University" of Minzdrav of Russia. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 23.04.2021 Accepted 27.06.2021
Введение
Задача повышения качества кадрового состава Вооруженных Сил и других силовых ведомств Российской Федерации на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Военная служба подразумевает наличие высоких физических, умственных и эмоциональных нагрузок и необходимость значительных адаптационных резервов у военнослужащих [1]. Поэтому проблема объективного определения уровня адаптационных возможностей и их изменения в процессе службы является весьма важной. Одним из значимых индикаторов уровня адаптации человека к окружающей среде являются показатели заболеваемости, поскольку само возникновение заболевания может свидетельствовать о поломке адаптационных механизмов. Вместе с тем объективная
оценка заболеваемости военнослужащих сопряжена с определенными трудностями, так как их профессиональная деятельность отличается высокой специфичностью, что подразумевает изначально высокий уровень здоровья, регулярные медицинские осмотры, наличие спортивных и боевых травм и т. д. [2]. Данные причины не позволяют использовать для достижения этой цели результаты исследований, проводимых на других категориях граждан, и обусловливают необходимость особых методологических подходов к оценке уровня здоровья и адаптационных способностей военнослужащих.
Целью настоящего исследования явилось определение и оценка психофизиологических факторов, влияющих на частоту обращаемости за медицинской помощью курсантов военных образовательных учреждений.
Материалы и методы
В исследовании изучены медицинские карты 79 курсантов мужского пола 20—22 лет Академии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России г. Рязани.
При анализе вариабельности сердечного ритма использовался аппаратно-программный комплекс «Варикард» («Варикард 2.52», «ISCIM 7.3», ИНВТМ «Рамена»), 5-минутная кардиоинтервалометрия. Психологическое тестирование курсантов осуществлялось с помощью тестов-опросников EPI Г. Ай-зенка, Леонгарда-Шмишека, Д. Тейлор [3].
Полученные данные обрабатывались статистической программой Statistica 6.0 и стандартными математическими таблицами Microsoft Excel. Для определения типа распределения изучаемых выборок применялся тест Shapiro-Wilk. В случае несоответствия данных закону нормального распределения для описания использовалась медиана (Me), с указанием межквартильного размаха (LQ, HQ). Для выявления различий между анализируемыми группами применялся непараметрический критерий Mann— Whitney [/-test. В остальных случаях результаты представлялись с помощью среднего арифметического (М) и стандартного отклонения (Std. Dv.), различия между группами определялись с помощью i-критерия Стьюдента. Кроме того, использовался ф*-критерий углового преобразования Фишера.
Результаты исследования
Учитывая наличие определенного числа работ, в которых отмечается многофакторность влияний на уровень обращаемости за медицинской помощью [4, 5], нами было сделано предположение о том, что психологические особенности курсантов военных образовательных учреждений в большей мере определяют величину данного показателя, нежели их действительное функциональное состояние.
Для подтверждения гипотезы было произведена кластеризация курсантов по четырем признакам: частота обращаемости за медицинской помощью в течение года, тест-опросник EPI Г. Айзенка (шкала интроверсия—экстраверсия и шкала невротизм— стабильность), а также тест личностной тревожности Д. Тейлор. Перед кластеризацией проводилась процедура стандартизации данных. В результате предварительной оценки полученного иерархического дерева визуально определялись два основных кластера. После проведении кластеризации по методу К-средних полученные группы статистически значимо различались по всем выбранным признакам.
В первом кластере (n=55) отмечалась низкая частота обращаемости за медицинской помощью в течении года — Me=1,3 (LQ=0,8; UQ=2,0), во втором (n=24) — высокая — Me=2,9 (LQ=2,0; UQ=3,6). При анализе полученных данных оказалось, что психологические особенности лиц, чаще других обращающихся в медицинскую службу военного образовательного учреждения, вполне соответствуют обще-
Health and Society
Психологические характеристики различных групп курсантов (Mann—Whitney U-test)
Показатель, баллы Первый кластер (n=55) Второй кластер (n=24) U Z p
Me LQ UQ Me LQ UQ
Тест Айзенка:
экстраверсия—ин-
троверсия 17,0 16,0 19,0 15,0 14,0 16,5 586,5 4,0 0,000
невротизм—ста-
бильность 5,0 2,0 8,0 11,0 9,0 13,0 68,5 -6,3 0,000
Тест Тейлор:
тревожность 14,0 13,0 17,0 22,0 18,0 24,5 135,5 -5,6 0,000
Тест Леонгарда—
Шмишека:
демонстративность 16,0 12,0 18,0 13,0 10,0 17,0 456,0 2,2 0,030
застревание 12,0 10,0 14,0 14,0 12,0 16,0 505,0 -1,7 0,098
педантичность 8,0 4,0 10,0 10,0 7,0 14,0 435,0 -2,4 0,016
возбудимость 6,0 3,0 6,0 9,0 6,0 12,0 256,0 -4,3 0,000
гипертимность 18,0 18,0 21,0 18,0 13,5 20,0 504,0 1,7 0,096
дистимность 9,0 6,0 9,0 6,5 6,0 9,0 634,0 0,3 0,782
тревожность 3,0 0,0 6,0 9,0 6,0 12,0 225,0 -4,6 0,000
экзальтированность 12,0 12,0 12,0 18,0 12,0 24,0 395,0 -2,8 0,005
эмотивность 12,0 9,0 12,0 12,0 10,5 15,0 515,0 -1,5 0,122
циклотимность 9,0 6,0 12,0 15,0 12,0 18,0 255,5 -4,3 0,000
му направлению имеющихся представлений об «ипохондрическом дискурсе» [6]. Так, в группе с высокой обращаемостью, отмечались низкий уровень экстраверсии, а также высокие уровни невротизма и тревожности. Данные свойства личности могут быть связаны с психологической дезадаптацией и могут являться важными, а в некоторых случаях — определяющими факторами посещения врача. Группа с низкой обращаемостью, напротив, характеризуется высоким уровнем экстраверсии, низкими уровнями невротизма и тревожности [7].
Для подтверждения предположения о различиях в психологическом профиле курсантов с различной частотой обращаемости за медицинской помощью нами был проведен сравнительный анализ данных теста Леонгарда—Шмишека в выделенных группах. Обобщенные показатели представлены в таблице.
Обращают на себя внимание выраженные межгрупповые различия психологических показателей. Эти различия имеются в шести шкалах из десяти , составляющих тест Леонгарда—Шмишека, причем интерпретация величины этих показателей вполне укладывается в общую канву нашей гипотезы. Так, лица с высокой частотой обращаемости за медицинской помощью обладают более высоким уровнем возбудимости, тревожности, экзальтированности по сравнению с другой группой.
Важной составляющей нашего исследования являлся вопрос о степени влияния действительного функционального состояния курсантов на частоту посещения ими врача. Объективная оценка функционального состояния курсантов осуществлялась посредством метода математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР), который прекрасно зарекомендовал себя при выявлении донозо-логических состояний в профессиональных группах с высоким уровнем здоровья (космонавты, военные, сотрудники силовых ведомств) [8]. Учитывая спе-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-5-1117-1120 1119
Здоровье и общество
цифический контингент нашего исследования, это был очевидный выбор.
При пилотном исследовании нам не удалось провести кластеризацию данных с получением статистически достоверных различий между кластерами по признакам обращаемости и показателям ВСР, необходимым для достижения поставленных задач, как это было в случае с психологическими показателями. На основе данного отрицательного результата можно предположить более сильное влияние на частоту обращаемости за медицинской помощью психологических характеристик курсанта, нежели его реального функционального состояния. Поэтому была проведена сравнительная оценка показателей ВСР в кластерах курсантов, уже сформированных нами на основе данных обращаемости и психологических тестов.
Межгрупповое сравнение показателей ВСР не выявило статистически значимых различий. Так, показатель активности регуляторных систем (ПАРС) в группе курсантов с низкой частотой обращаемости составил 4,69±2,01, а в группе с высокой частотой — 4,42±2,17 усл. ед. ПАРС вычисляется по сложному алгоритму, который учитывает совокупность множества кардиоинтервальных показателей (статистических, гистограммы, спектра) и позволяет дифференцировать степень напряжения регулятор-ных систем [9].
Однако структура распределения лиц с различным уровнем адаптационных возможностей по группам несколько различалась. Так, обращает на себя внимание то, что количество курсантов со срывом адаптации (ПАРС 8—10 единиц) в первом кластере составило 7 человек. Во втором кластере таких курсантов не было, т. е. лица, нуждающиеся по своему функциональному состоянию в медицинской помощи, по данным нашего исследования, обращались к врачу реже, чем курсанты другой группы. Данный результат не укладывается в рамки определенной концепции и нуждается в дополнительном осмыслении.
Показатель среднего квадратичного отклонения динамического ряда кардиоинтервалов (SDNN) также не имел статистически значимых межгрупповых различий. В первой группе он составил 66,63±34,60 мс, во второй — 55,08±20,86 мс, т. е. в обоих случаях находился в границах нормы. Однако в группе курсантов с высокой обращаемостью количество лиц с показателем SDNN выше нормы (более 80 мс) было статистически значимо больше, чем в группе с низкой обращаемостью (14 и 2 курсанта соответственно; ф= 1,942; р<0,05). Поскольку SDNN является интегральным показателем, отражающим совокупность симпатических и парасимпатических влияний на синусовый узел [10], в данном случае наблюдается отклонение вегетативного равновесия в сторону преобладания парасимпатической нервной системы в группе курсантов с высокой обращаемостью за медицинской помощью.
Таким образом, в группах курсантов, выделенных нами на основе процедуры кластеризации по признакам обращаемости за медицинской помощью и психологическим характеристикам, наблюдались определенные различия вегетативного статуса.
Заключение
Данные нашего исследования позволяют сделать вывод о наличии сложного, многокомпонентного воздействия на поведение индивидуума, проявляющегося различной частотой обращаемости за медицинской помощью. Очевидно, что показатель обращаемости отражает не только уровень здоровья человека и его адаптационные возможности, но и его медицинскую активность, т. е. отношение к своему здоровью, во многом определяемое психологическими характеристиками [11, 12]. В нашем исследовании именно психологические особенности личности явились основными детерминантами обращаемости за медицинской помощью. По-видимому, специфичностью обследуемого контингента и было обусловлено получение данных результатов.
Так, изначально, при поступлении на службу, молодые люди проходят строгий медицинский отбор, т. е. среди причин обращения к врачу тяжелые хронические заболевания, как правило, отсутствуют. Вместо этого наблюдается определенное количество спортивных травм как результат усиленных занятий физической подготовкой, входящей в расширенном объеме в программы обучения всех военных образовательных учреждений, поэтому структура заболеваемости достаточно сильно отличается от других категорий граждан.
Необходимо отметить вероятность наличия случаев обращения к врачу, которые связаны с аггравацией заболеваний как возможности уклониться от несения наряда, избежать тяжелой физической нагрузки во время учений и т. д. Данные случаи являются весьма специфичными и обусловлены особенностями обучения в военном образовательном учреждении, где процесс обучения необходимо совмещать с несением военной службы, что является значительной нагрузкой для молодого человека.
Представляется, что дальнейшие исследования психофизиологических аспектов заболеваемости курсантов военных образовательных учреждений с точки зрения их адаптации к служебной деятельности позволят прогнозировать профессиональную успешность военнослужащего, особенности его реакций на стрессовые факторы, разработать эффективные программы профилактики состояний дезадаптации.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хадарцев А. А., Стариков Н. Е., Грачев Р. В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы). Вестник новых медицинских технологий. 2020;(2):74—82.
Health and Society
2. Воронин Р. М. Оценка состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений. Вестник новых медицинских технологий. 2011;(3):270—2.
3. Бирюкова Е. В., Василюк Н. А., Андрианов В. В. Гендерные особенности вариабельности сердечного ритма и гемодинами-ческого обеспечения учебной деятельности студентов. Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2019;27(2):188—96. doi: 10.23888/PAVLOVJ2019272188-196
4. Севрюгина А. Д., Шевкова Е. В. Личностные и саморегуляционные факторы обращаемости за медицинской помощью. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019;(1):721—9.
5. Armon G., Toker Sh. The Role of Personality in Predicting Repeat Participation in Periodic Health Screening. J. Personality. 2013;5:452—64. doi: 10.1111/jopy.120216
6. Рассказова Е. И., Гульдан В. В., Тхостов А. Ш. Психологическое содержание «ипохондрического дискурса»: связь ценности заботы о здоровье с отношением к телу, болезни и лечению. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016;(2):60—70.
7. Кочорова Л. В., Скрипов В. С., Сливка А. С. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020;8(2):246—53. doi: 10.23888/ HMJ202082246-253
8. Калоев А. Д., Малеванец Е. В., Карпов С. М. Адаптация военнослужащих к военной службе по результатам кардиоинтерва-лографического исследования. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2013;(4):47—50.
9. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации). Вестник арит-мологии. 2001;24:65—87.
10. Heart rate variability: Standards of measurement, physiological interpretation and clinical use. Task Force of European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electro-physiology. Circulation. 1996;5:1043—65.
11. Ткаченко А. И., Платонов Д. А., Третьяков А. А., Апаль-ков А. В. Анализ адаптационных компонентов у курсантов в процессе образовательной деятельности. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):334—9.
12. Коломиец О. И., Петрушкина Н. П., Макунина О. А. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. 2015;(1):97—104.
Поступила 23.04.2021 Принята в печать 27.06.2021
REFERENCES
1. Khadartsev A. A., Starikov N. E., Grachev R. V. Occupational stress in military personnel (literature review). Vestnik novykh meditsin-skikh tekhnologiy. 2020;(2):74—82 (in Russian).
2. Voronin R. M. The estimation of the state of health of cadets of military educational institutions. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;(3):270—2 (in Russian).
3. Biryukova E. V., Vasilyuk N. A., Andrianov V. V. Gender peculiarities of heart rate variability and hemodynamic basis of students' educational activity. I. P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2019;27(2):188—96. doi: 10.23888/PAVL0VJ 2019272188-196 (in Russian).
4. Sevryugina A. D., Shevkova E. V. Personal and self-regulatory factors of seeking medical care. Sotsialnye igumanitarnye nauki: teori-ya ipraktika. 2019;(1):721—9 (in Russian).
5. Armon G., Toker Sh. The Role of Personality in Predicting Repeat Participation in Periodic Health Screening. J. Personality. 2013;5:452—64. doi: 10.1111/jopy.120216
6. Rasskazova E. I., Gul'dan V. V., Tkhostov A. Sh. The psychological content of the «hypochondriac discourse»: the relationship of the value of health care with the attitude to the body, disease and treatment. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2016;(2):60—70 (in Russian).
7. Kochorova L. V., Skripov V. S., Slivka A. S. About anxiety and depression in the youth student community. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) = Science of the young (Eruditio Juvenium). 2020;8(2):246—53. doi: 10.23888/HMJ202082246-253
8. Kaloev A. D., Malevanets E. V., Karpov S. M. Adaptation of military personnel to military service based on the results of a cardioin-tervalographic study. Meditsinskiy vestnik Severnogo Kavkaza. 2013;(4):47—50 (in Russian).
9. Baevskiy R. M., Ivanov G. G. Analysis of heart rate variability using various electrocardiographic systems (guidelines). Vestnik arit-mologii. 2001;24:65—87 (in Russian).
10. Heart rate variability: Standards of measurement, physiological interpretation and clinical use. Task Force of European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electro-physiology. Circulation. 1996;5:1043—65.
11. Tkachenko A. I., Platonov D. A., Tret'yakov A. A., Apal'kov A. V. Analysis of adaptation components of cadets in the process of educational activity. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2020;(3):334—9 (in Russian).
12. Kolomiets O. I., Petrushkina N. P., Makunina O. A. Morbidity and vegetative status of first-year students as indicators of the strategy of adaptation to learning in higher educational institutions. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2015;(1):97—104 (in Russian).