Научная статья на тему 'Психофизиологические аспекты производственной деятельности технологов сельскохозяйственного производства'

Психофизиологические аспекты производственной деятельности технологов сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПРОФЕССИОГРАММА / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарева Г.В.

В данной статье рассматривается значимость психофизиологического компонента в профессиональной деятельности технологов сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарева Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические аспекты производственной деятельности технологов сельскохозяйственного производства»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

© Пономарева Г.В.*

Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

В данной статье рассматривается значимость психофизиологического компонента в профессиональной деятельности технологов сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: двигательные способности, физическая нагрузка, профессиограмма, перерабатывающая промышленность

Динамичный характер развития современного производства, увеличение в них доли наукоёмких технологий вызывают значительные изменения в характере трудовой деятельности, профессионально-квалификационной структуре и подготовке специалистов, возрастают требования к профессиональной компетентности, количественным и качественным показателям труда, физической, психической и функциональной готовности человека [1, 2, 4, 5, 8, 9, 10]. В этом отношении именно физическая подготовка обладает большими возможностями для обеспечения готовности будущего специалиста [6, 7]. В данной ситуации возрастает значимость целенаправленной, многопрофильной и вместе с тем комплексной подготовленности специалиста, что в свою очередь определяется эффективностью профессионально-прикладной физической подготовки студентов в конкретном вузе [1].

В качестве теоретической основы в рамках нашего исследования нами взято понимание двигательных способностей как «системы организации управляемости двигательного аппарата» (по Н.А. Бернштейну, 1957), поскольку данное определение представляется наиболее общим, включающим в себя все многообразие двигательных способностей, возможностей их формирования и развития в рамках физической подготовки современного студента любой специализации в условиях вуза.

Изучение психофизиологических нагрузок на производстве - одно из основных направлений исследований при определении основных моментов содержания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов в соответствии с требованиями определенных специальностей [3, 8, 9].

Именно данные об уровне и характере нагрузок специалистов позволяют решить вопрос не только о необходимых прикладных физических и специальных качествах и подборе средств физической культуры и спорта в це-

* Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук.

лях ППФП студентов соответствующих факультетах, но и о необходимом уровне функциональных нагрузок на специально организованных занятиях, а также о перечне и уровне зачетных нормативов по отдельным упражнениям ППФП [9].

В наших изысканиях мы основывались на том, что объектами профессиональной деятельности технологов по переработке сельскохозяйственной продукции являются технологические процессы производства и переработки продукции растениеводства и животноводства.

Для конкретизации наших дальнейших исследований целесообразно уточнить наиболее важные для нашего исследования задачи, которые решают специалисты в ходе их производственной деятельности.

Этими задачами являются:

1. обоснование методов, способов и режимов переработки продукции растениеводства и животноводства;

2. эффективное использование материальных ресурсов при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции; организация контроля за качеством сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;

3. организация хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и принятие оптимальных технологических решений [3].

Вся деятельность технологов и её эффективность во многом определяется уровнем функционирования различных систем.

Одна из специфических особенностей труда технолога состоит в том, что ему приходится наряду с операциями, требующими высоко профессиональных навыков и умений, совершать и значительную физическую работу.

Труд специалистов - технологов сельскохозяйственного производства характеризуется значительной продолжительностью рабочего дня и недостаточным восстановлением организма в процессе производства; высокой постоянной двигательной активностью; сезонной неравномерностью общей рабочей и специфической двигательной нагрузкой в течение года; использованием различных средств производства (и вместе с тем их численной и функциональной ограниченностью), большой (как статической, так и динамической) нагрузкой на опорно-двигательный аппарат. Все выше сказанное предъявляет очень высокие требования к функциональной и, в частности, к физической готовности специалистов-технологов [3].

Проведенные нами изыскания показали, что работа технолога сельскохозяйственного производства физическая и умственная одновременно, напряжённая, ненормированная, с высокой долей ручного труда. Основная рабочая поза, преимущественно стоя. Иногда производственная деятельность проходит при смешанном режиме (стоя-сидя), при этом отмечается значительное утомление мышц ног, спины. Основными рабочими движениями являются разнообразные, быстрые и точные движения рук, что приводит к

утомлению мышц рук и плечевого пояса. Это в свою очередь свидетельствует о необходимости наличии таких физических качеств, как специальная выносливость, быстрота, точность и координация движений.

По оттенку окраски корки изделия опытный технолог судит о том, не нарушена ли рецептура теста и изделий из него, ощупывая их поверхность, квалифицированный специалист судит о доброкачественности сырья, о степени созревания теста, о характере химических и микробиологических процессов, протекающих в тесте. Таким образом, под преимущественной нагрузкой находятся зрительная и тактильная анализаторные системы, и следовательно, они имеют наиболее важное значение для обеспечения успешной работы.

На производстве иногда могут возникать аварийные ситуации, даже возможность которых провоцирует большую эмоциональную напряжённость у технолога, при этом надо принимать оптимальное решение по выходу из сложившейся ситуации и осуществлять необходимые действия. Возможность возникновения таких ситуаций предопределяет практически постоянное психическое напряжение специалиста, что требует от него высокой эмоциональной устойчивости.

Изучение этих особенностей, позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные, волевые навыки, физические и психические качества; уровень функционирования и надёжности отдельных органов и систем организма.

Обычно начинающему технологу приходится напрягать внимание и приводить в деятельное состояние различные нервные центры (зрительный, обонятельный), И только со временем, по мере усвоения способов и методов управления технологическими процессами, формируются и закрепляются условные рефлексы, упрочивается рабочий навык. Психическое возбуждение сосредоточивается в основном лишь в тех клетках коры головного мозга, которые дифференцированно руководят, условными рефлексами. Общая и в определенной мере груба деятельность зрительного и вкусового анализаторов по мере накопления опыта приготовления блюд и кулинарных изделий становится более тонкой, дифференцированной. Рабочие движения становятся определенными, четкими, исчезают нерешительность и ошибки. Уменьшается напряженность.

Психофизические требования, которые предъявляются к профессии технолога это - физическая сила и выносливость, способность к концентрации и устойчивости внимания, быстрое зрительное различение предметов, точный глазомер. Черты личности - уравновешенность характера, быстрое восприятие и переработка информации за единицу времени, хорошая память, в том числе зрительная, вкусовая, тактильная, энергичность, хорошее физическое развитие, аккуратность в работе, внимательность, хорошо развитый эстетический вкус, уравновешенность характера. Динамическая работа тех-

нолога сочетается со статической, т.е. такой, которая совершается в неподвижной позе. Уровень утомляемости в этом положении во многом зависит от того, насколько целесообразны приемы и движения технолога. Следует учитывать, что в процессе работы двигательные функции осуществляются не только двигательным аппаратом, но и всем организмом, причем происходит этот процесс под контролем и при координации центральной нервной системы; от нервных окончаний, имеющихся в зрительных, двигательных и других анализаторах, импульсы идут по нервным волокнам к коре больших полушарий, в которых расположен центр, регулирующий двигательные функции организма.

Приведённые особенности деятельности технологов свидетельствуют о важности воспитания у специалистов навыков сохранения высокой работоспособности в условиях длительной статодинамической нагрузки, и подтверждает необходимость развития статической выносливости мышц туловища, спины, ног, мышцы кистей рук, плечевого пояса испытывающих наибольшее напряжение во время продолжительной работы.

Кроме этого, технолог должен обладать высоким уровнем общей и статической выносливостью; быстротой, точностью и координацией движений; достаточным уровнем функционирования зрительной и вестибулярной сенсорных систем; высокой эмоциональной устойчивостью; необходимым уровнем развития морально-волевых качеств - настойчивости, инициативности, находчивости, способности действовать эффективно в условиях умственного, физического и психического напряжения.

На основании проведённого нами исследования психофизиологических особенностей деятельности технолога сельскохозяйственного производства выявлено, что технологи для успешного выполнения своих функций должны обладать не только целым комплексом профессионально важных физических качеств и возможностью выдерживать производственные нагрузки каждый день, но и максимально полно восстанавливаться. Все это предопределяет наличие у них такого уровня развития специальных качеств уже в процессе обучения, который позволил бы будущим специалистам без осложнений влиться уже в конкретные условия их производственной деятельности.

Таким образом, значимость психофизиологического компонента в профессиональной деятельности, анализировалось специалистами, в то же время ощущается большой дефицит работ по анализу значимости психофизиологического компонента для технологов, учитывая их разноплановый вид деятельности.

Список литературы:

1. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия. Ч. 2. - М.: Советский спорт, 2004. - 358 с.

2. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ - М.: Высшая школа, 1982. - 140 с.

3. Пономарев Н.И. О системном подходе в исследовании проблем физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. -1976. - № 7. - С. 5-7.

4. Толстых С.К. Формирование профессионально-прикладных навыков у учащихся ПТУ станочного профиля средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка: МОГИФК, 1992. - 23 с.

5. Токарь Е.В. Технология физического воспитания студентов с использованием автоматизироанной системы управления и ритмической гимнастики / Е.В.Т окарь, С.С. Добровольский. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т. - 2003. - 197 с.

6. Тостев Р.Г. Основные направления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале XXI века / Р.Г. Тостев // Физическая культура молодежи в XXI веке 1-й научно-практ. конф. ЦУР России. - Воронеж: ВГУ 2001. - С. 127-134.

7. Тюленков С.Ю., Зуев С.Н., Крылова Л.М. Технология преподавания физической культуры в вузах // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 5. - С. 50-54.

8. Уваров В.А., Ковалев Н.К., Синани Н.Д., Булавина Т.А. К проблеме оценки физической подготовленности студентов. - Мн.: БГУ 1995. - С. 34-36.

9. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.

10. Филоненко А.И., Кравченко Т.М. Элементы психогигиены и психотерапии в комплексе оздоровительных мероприятий физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем // Матер. междунар. науч. конф. «Совершенствование процесса физического воспитания студентов сельскохозяйственных вузов». - Рязань: РГСХА, 2003 - С. 125-1.

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ

© Пономарева Г.В.*, Левина Е.А.*

Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Целью статьи является анализ изучения здоровья студенческой молодёжи в аграрных вузах.

Ключевые слова: физическое здоровье, диагноз, индивидуальный подход.

В настоящее время на предприятиях агропромышленного комплекса, а также в сельскохозяйственных научных учреждениях и учебных заведениях

* Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук.

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.