Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток МГТУ га как основа будущей трудовой деятельности. . '

Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток МГТУ га как основа будущей трудовой деятельности. . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS / DEVELOPMENT / QUALITY OF MOVEMENT / HEALTH / SPORTS PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журбина Александра Даниловна

Рассматриваются особенности физической подготовки студенток, определяется роль физического воспитания в формировании личностных качеств специалистов ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбина Александра Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS MSTUCA

The article deals with the role of physical training in modern society.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток МГТУ га как основа будущей трудовой деятельности. . »

2012

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 182

УДК 378:316

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК МГТУ ГА КАК ОСНОВА БУДУЩЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Д. ЖУРБИНА

Статья представлена кандидатом философских наук, профессором Козловым А.С.

Рассматриваются особенности физической подготовки студенток, определяется роль физического воспитания в формировании личностных качеств специалистов ГА.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, развитие, двигательные качества, здоровье, спортивная психология.

Подготовка работников гражданской авиации к профессиональной деятельности и поведению в экспериментальных ситуациях, которые являются элементом данной профессии - одна из важнейших задач системы физического воспитания. Каждая профессия предъявляет высокие специфические требования к физическим и психическим качествам и прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодёжи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП). В содержании и организации ППФП студентов МГТУ ГА решается широкий круг специальных задач, для реализации которых отбираются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического воспитания.

Специфика деятельности инженеров служб гражданской авиации

Работа, связанная с управлением автоматами в технических системах, требует высокого уровня различных видов двигательной реакции, наблюдательности, устойчивости внимания, оперативного мышления. При широком использовании в работе вычислительных машин необходима тонкая координация пальцев рук. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимо чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченной зоне, в вынужденной позе (например, стоя в наклоне, сидя) требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, утомляемость и динамика работоспособности, оперативная память.

Особенностью трудовой деятельности инженеров специальности «Менеджмент» является продолжительное нахождение в малоподвижной позе (в основном сидя), монотонность операции, выполнение мелких ручных действий, что связано с использованием клавишной и кнопочной вычислительной техники, восприятие через зрительный анализатор и переработка огромного количества информации, повышение функциональной утомляемости. Поэтому инженеру необходимо развитие выносливости к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания и памяти, статическая выносливость мышц спины, туловища, живота, шеи, большая точность движений рук и пальцев, эмоциональная стабильность, т.к. монотонность труда вызывает большую напряженность зрительных и слуховых анализаторов.

Будущая инженерная деятельность студенток специальности ЭВМ и ПМ предъявляет высокие требования к объему, распределению, устойчивости внимания, важно наличие хорошей реакции, общей ловкости, координации движений, специальной мышечной выносливости, а также тонкой координации пальцев рук. Продолжительная работа стоя, в вынужденной позе (например, сидя) требует статистической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Студенткам необходимо развивать оперативное мышление и память, они должны уметь быстро анализировать поступающую информацию, выбрать правильное решение и эффективно его реализовать. Особая нагрузка падает на такие психофизические функции, как сообразительность, динамичность нервных процессов, умение преодолевать повышенную утомляемость, а также работа на ЭВМ требует существенного напряжения зрительного анализатора.

Для работы инженеров специальности БТП (безопасность технологических процессов) характерно чередование периодов действия небольшой физической нагрузки и высокой двигательной активности.

180

А.Д. Журбина

Большой объем разнообразных двигательных действий развивает у инженеров общую выносливость, т.е. способность длительное время выполнять разнообразную динамическую работу средней и умеренной интенсивности. Им постоянно приходится действовать в меняющейся обстановке, использовать различные измерительные приборы, что требует от них способности быстро перестраивать двигательные действия в меняющейся ситуации. Необходима общая выносливость к разнообразной динамической работе, устойчивость к гиподинамии, высокая координация и точность движений. Поэтому специалистам данной профессии важно развивать следующие физические качества: статическая и силовая выносливость мышц рук, ног, спины; умение тонко согласовывать движение рук и ног, хорошая реакция на движущийся объект; устойчивость к воздействиям неблагоприятных метеорологических факторов (высокая и низкая температура, сквозняки); хорошее чувство пространства, широкое поле зрения; динамическая, статическая сила и силовая выносливость; точная моторная реакция; четкая координация движений; умение распределять внимание; стабильность нервных процессов и эмоциональная устойчивость; самообладание.

При большой напряженности специалистам по связям с общественностью СО необходимо развивать общую выносливость, навыки в рациональной ходьбе, хорошее состояние сердечно-сосудистой и дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата, так как у них много передвижений. Современному специалисту нужно иметь хорошую оперативную и долговременную память - способность запоминать значительный объем информации и оперировать ею при общении со специалистами. Их отличает хороший уровень развития статической силы и выносливости мышц, динамической гибкости для сохранения осанки, длительного нахождения в положении стоя (например, на шпильках). Также координация и точность движений рук, умение концентрировать внимание, восприимчивость информации. У них достаточно хорошо развиты подвижность нервных процессов, сообразительность, самообладание и инициативность, а также осмотрительность и наблюдательность, и высокая установка на выполнение трудовой задачи.

В содержание профессиональной деятельности современного инженера (РС и АК) включаются операции с небольшими предметами, инструментами. Это требует от них способности выполнять быстрые, точные и экономные движения, ловкости и координации движений рук и пальцев; выносливости мышц спины и шеи. Инженер должен быть физически развит, обладать общей, статической и силовой выносливостью, уметь быстро и правильно принимать решения в вариативных критических ситуациях. Итак, у специалистов РС и АК необходимо развивать следующие физические качества: общую статическую выносливость; общую выносливость - аэробное энергообеспечение; общую силовую выносливость; быструю реакцию в принятии решений у радисток и электриков; гибкость, сложную координацию.

Работы выполняются в ночное время, на открытом воздухе стоя, при метеоосадках, под влиянием низких и высоких температур воздуха, в крайне неудобных положениях тела, что вызывает нервно-эмоциональное и физическое напряжение, приводящее иногда к ошибочным действиям, и тем самым создающие предпосылки к аварийным ситуациям.

Содержание практического раздела учебного плана направлено на формирование единства знаний и практических умений по физической культуре, на развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, которые жизненно необходимы студенткам. Для развития двигательных умений и навыков на учебных занятиях по физической культуре используются: дозированная ходьба; спортивные и подвижные игры; легкая атлетика; лыжная подготовка; элементы ритмической гимнастики; работа по типу круговой тренировки; дифференцированная работа на тренажёрах на ручные группы мышц тела. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа на I - II курсах, один раз в неделю по 2 часа на III - IV курсах.

Повседневная учебная работа, дважды в течение года зачетно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой, учебные и производственные практики - всё это требует от студенток здоровья, хорошей физической и психологической подготовленности, высокой работоспособности. Столь значительная нагрузка, в среднем по 10 - 12 часов в день, на организм молодого человека показывает, что учеба является весьма напряженным трудом, а у большинства студенток добавляется нарушение режима дня и питания.

Биологические особенности девушек

Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении учебных занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. Внутренние органы девушек меньше по размерам и слабее по своим функциональным возможностям, чем у мужчин. По строению мускулатуры женщина - «работник на выносливость». Функциональные возможности ап-

Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток

181

парата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей, поэтому нагрузка на выносливость для девушек должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени. Женщина может сравниться с мужчиной в выполнении больших объемов работы, производимой в умеренном темпе и включающей восстановительные паузы, и объясняется это выраженной у женщин цикличностью и ритмичностью в протекании физиологических процессов, высоким уровнем их слаженности. Если говорить о недостаточности развития физических качеств у девушек, то, прежде всего, надо иметь в виду силу, так как у них значительно ниже степень развития мускулатуры, особенно в области таза и живота. Поэтому в ОФП девушек необходимо предусмотреть систематическое укрепление групп мышц брюшного пресса, которые обтягивают наше тело, как «мышечный корсет». При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощением. Полезны упражнения в положении сидя и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «берёзка», различного рода приседания. Развитие силы у женщин имеет особенно большую специфику. Прежде всего, необходимо рассеять заблуждения, что упражнения на сопротивление вызовут у девушек такие же увеличения мышц, как у мужчин. Зачастую студентки во время учебных занятий отказываются выполнять силовые статистические и динамические упражнения по причине увеличения мышечной массы ног, рук и т.д. Увеличение силы мышц вызывается мужскими гормонами, которые имеются у женщин в относительно маленьких количествах. Некоторое увеличение мышц является результатом потери жира в подкожных клетках. В связи с этим в процессе занятий мышечная сила увеличивается медленнее, чем у мужчин, а также отличаются мышечные показатели относительной, абсолютной силы и силовой выносливости мышечных групп туловища, нижних и верхних конечностей.

Процесс профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) гармонично связан с учебным процессом по физическому воспитанию и охватывает студентов с I - V курсы; её средства и методы подготовки направлены на развитие ведущих двигательных качеств студенток соответствующих специальностей, а система тестирования ППФП является частью общей системы контроля и управления физической деятельностью.

PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS MSTUCA

Jurbina A.D.

The article deals with the role of physical training in modern society.

Key words: physical education, sports, development, quality of movement, health, sports psychology.

Сведения об авторе

Журбина Александра Даниловна, окончила ВГИФК (1971), ВНИИФК (197б), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания МГТУ ГА, автор более 40 научных работ, область научных интересов - физическая культура и спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.