Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИСТРЕССОВОЙ РЕЛАКСАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИСТРЕССОВОЙ РЕЛАКСАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / АНТИСТРЕССОВАЯ РЕЛАКСАЦИЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боровик О. Н.

В статье рассмотрены возможности применения антистрессовой релаксации в спорте высших достижений, динамика функционального и психоэмоционального состояния спортсменов под влиянием релаксации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИСТРЕССОВОЙ РЕЛАКСАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ»

2. Иванова Е.С. Организация взаимодействия студентов-психологов как условие адаптации первокурсников к обучению в вузе // Научный диалог. -2014. - № 11 (35). - С. 130-139.

3. Иванова Е.С. Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов // Образование и наука. - 2011. - № 7. -С. 65-74.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИСТРЕССОВОЙ РЕЛАКСАЦИИ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

© Боровик О.Н.1

Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва, г. Кисловодск

В статье рассмотрены возможности применения антистрессовой релаксации в спорте высших достижений, динамика функционального и психоэмоционального состояния спортсменов под влиянием релаксации.

Ключевые слова высококвалифицированные спортсмены, динамика функционального и психоэмоционального состояния, антистрессовая релаксация, работоспособность, острый и хронический стресс.

Стресс как психофизиологический феномен неразрывно сопряжен с профессиональной, спортивной деятельностью спортсменов и существенно влияет на возникновение вегетативных и психологических дисфункций [2]. В данном контексте, к наиболее приоритетным факторам для изучения относятся исследования возможностей коррекции функционального и психологического состояния спортсменов, в том числе, немедикаментозных ее форм, так как спортивные условия стимулируют развитие стресса, актуализируют у спортсменов необходимость регулировать свое состояние и возможности антистрессовой релаксации в данном аспекте весьма велики. Несмотря на значительные сдвиги, произошедшие в научной разработке обозначенной проблемы (А.Н. Ерохин, А. Н. Кадочкин, А.Б. Леонова, В.М. Най-данова, А.С. Самойлов, Л.В. Шарапов и др.), практико-ориентированных исследований по комплексному изучению возможностей антистрессовой релаксации в оптимизации функционального и психологического состояния у спортсменов недостаточно. В связи с этим, особую актуальность и значимость приобретают исследования, направленные на изучение данной про-

1 Старший методист по научной работе, кандидат психологических наук, доцент.

блемы у высококвалифицированных спортсменов - студентов училищ олимпийского резерва как спортивного потенциала страны.

Цель нашего исследования - комплексное изучение особенностей динамики функционального и психоэмоционального состояния у высококвалифицированных спортсменов под влиянием антистрессовой релаксации (АР). В качестве объекта исследования выступили характеристики функционального (уровень артериального давления, частота сердечных сокращений, значение индивидуальной минуты) и психоэмоционального состояния (уровень работоспособности, проявления острого и хронического стресса) спортсменов -студентов УОР, предмета исследования - динамика показателей, отражающих функциональное и психоэмоциональное состояние спортсменов под влиянием одного и курса сеансов антистрессовой релаксации. Задачи исследования состоят в разработке теоретических основ исследования, подборе методов и методик, соответствующих цели работы, практической реализации цели исследования и анализе полученных результатов.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что применение антистрессовой релаксации в подготовке высококвалифицированных спортсменов способствует их переходу на более высокий уровень функционального состояния, уровень работоспособности, самочувствия и эмоциональной стабильности, что снижает потенциальные риски для здоровья и оказывает немедикаментозное коррекционное воздействие на спортсменов.

Основными методами исследования стали: теоретический анализ литературы, психодиагностические методики и функциональные измерения, методы математической статистики.

В качестве респондентов исследования выступили 20 студентов ФГБОУ СПО «Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», отделения легкой атлетики, они составили экспериментальную группу (ЭГ). Исследование проводилось по следующей схеме. Вначале измеряли уровень артериального давления, частоту сердечных сокращений (ЧСС) механическим способом, определяли значение индивидуальной минуты, проводили психодиагностическое тестирование. В исследовании использовался надежный психодиагностический инструментарий - компьютерная методика А.Б. Леоновой «Методика интегральной диагностики и коррекции стресса» (ИДИКС), позволяющая определить общий индекс стресса и диагностировать проявление острых и хронических форм стрессовых состояний по характерным симптомокомплексам, компьютерная методика «Экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния человека» М.П. Мороз. Далее проводили сеанс антистрессовой релаксации в течение 20-25 минут. После сеанса повторяли все вышеперечисленные измерения и тестирование. Для анализа статистических различий использовали парный Т-критерий Стьюдента, различия достоверны при 0,01 < р < 0,05.

В качестве АР использовались различные модификации занятий нервно-мышечной релаксацией, основанной на положениях о взаимосвязи стресса и мышечного напряжения с комплексным мультимедийным свето-музыкаль-ным и цветовым воздействием [7].

Основные результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей функционального и психоэмоционального состояния экспериментальной группы под влиянием одного сеанса антистрессовой релаксации (АР)

№ п.п Наименование показателя Экспериментальная группа (среднее значение) ^критерий Стьюдента

До сеанса АР После сеанса АР

1 Систолическое давление (мм рт. ст.) 133,35 119,2 7 94***

2 Диастолическое давление (мм рт. ст.) 68,55 64,9 3,68**

3 Частота сердечных сокращений (уд./мин) 64,9 61,5 3,71**

4 Индивидуальная минута (с) 62,5 60,05 5,00***

5 Уровень работоспособности (методика Мороз М.П.) 1,87 1,95 -4 90***

6 Методика ИДИКС Острый стресс Физиологический дискомфорт 52,75 47,9 815***

7 Эмоциональная напряженность 64 52 12,18***

8 Общее самочувствие 47 54,85 -6,80***

9 Хронический стресс Тревога 48 44,9 4,34***

Примечание: * - 0,01 < р < 0,05; ** - 0,001 < р < 0,01; *** - р < 0,001.

Статистически достоверные изменения под влиянием АР произошли с показателями систолического артериального давления. Исходный уровень систолического давления был 133,35 мм рт., а после сеанса АР снизился до 119,2 мм рт.ст. Показатели диастолического давления незначительно изменились: до сеанса 68,55 мм рт.ст. и после него - 64,9 мм рт.ст. Динамика наблюдается и в изменении ЧСС. Так, в исходном состоянии ЧСС была 64,9 уд ./мин., а после сеанса АР - снизилась до 61,5 уд./мин., что свидетельствует о том, что подобные изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы под воздействием АР являются более энергетически выгодными.

Показатель «Индивидуальной минуты» респондентов перед сеансом АР немного превышал реальную минуту и был равен 62,5 с, после сеанса значение статистически достоверно снизилось до 60,05 с, что показывает большую сбалансированность процессов возбуждения и торможения в ЦНС после сеанса АР.

Оценка уровня работоспособности по методике М.П. Мороз показала, что изначально ее показатели у респондентов располагались в диапазоне

незначительно сниженной - 1,87 (числовых значений), после сеанса АР он повысился до 1,95 и достиг границы оптимальной работоспособности.

Среди симптомокомплексов стресса по методике ИДИКС наиболее показательные изменения произошли в оценке проявлений острого стресса -физиологический дискомфорт, эмоциональная напряженность, общее самочувствие. Результаты после сеанса АТ статистически достоверно с высоким уровнем значимости различий снизили проявления физиологического дискомфорта, эмоциональной напряженности, повысили показатели общего самочувствия, достигнув границы оценок высокого диапазона. Проявления тревоги как симптомокомплекса хронического стресса по методике ИДИКС статистически достоверно понизились и достигли границы умеренной выраженности.

Следовательно, динамика показателей, отражающих функциональное и психоэмоциональное состояние спортсменов под влиянием одного сеанса АР, свидетельствует об оптимизирующем характере системных сдвигов, что способствует переходу на более высокий уровень работоспособности, самочувствия и эмоциональной стабильности, т.е. оказывает комплексную немедикаментозную коррекцию спортсменов. Таким образом, выдвинутые положения гипотезы исследования подтвердились.

Достоверность результатов проведенной работы обеспечивалась использованием комплекса надежных методов исследования, а также применением методов математико-статистической обработки данных. Практическая и научная значимость исследования, способы решения проблемы, состоят в комплексном изучении показателей функционального и психоэмоционального состояния спортсменов - студентов УОР, их динамики под воздействием одного и курса сеансов АР и в разработке рекомендаций спортсменам, тренерам по их учету в преодолении стрессовых, спортивно-тренировочных нагрузок и достижении результативности спортивной деятельности.

Полученные в нашем исследовании результаты не претендуют на исчерпывающее рассмотрение излагаемой проблемы, а являются взаимодополняющими в практике научных исследований по заявленному кругу вопросов.

В качестве перспектив дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы, нам представляется возможным исследовать более широкий спектр показателей вегетативного и психоэмоционального обеспечения высококвалифицированных спортсменов под влиянием разных видов АР.

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма / Н.А. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 1983.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: природа и преодоление. - М.: МГУ 2006.

3. Губа В.П., Маринич В.В., Хорунжий А.А. Исследование вариабельности ритма сердца при оценке переносимости физических нагрузок у спортсменов // Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Г.Н. Греца, Ю.А. Глебова. - Смоленск: СГУОР, 2015.

4. Данилова Н.Н. Функциональные состояния. Механизмы и диагностика. - М., 2005.

5. Ерохин А.Н. Антистрессовая релаксация в системе подготовки борцов греко-римского стиля // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 3.

6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во МГУ 1984.

7. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. - М.: Смысл, 2009.

8. Фролов В.М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения. - Л.: Медицина, 1999.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ПРОЦЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

© Кузнецова С.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются психологические аспекты обучения иностранным языкам. Акцент поставлен на особенности данного процесса, возникающие при психических нарушениях детей.

Ключевые слова: иностранный язык, овладение языком, речь, социализация, психическое нарушение, эмоционально-волевая сфера.

Умение человека мыслить является базой для рефлексии, освоения социальных норм. Эдисон Т.А. говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить. Человек, способный мыслить, владеет наблюдательностью, следовательно, может самостоятельно выбирать, чему учиться. Вершиной мыслительного процесса, по нашему мнению, необходимо считать речь, так как она является важным механизмом интеллектуального процесса. Изучением «рождения» речи у отдельно взятого человека занимается молодая,

1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.