2. Журавлев, Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. - М., 2009.
3. Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений. -М., 2012.
4. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта. - М., 2012.
5. Смоленцева В.Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте. - Омск, 2008.
6. Стёганцев А.В. Управление стрессом: системный подход // Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. - СПб., 2007.
7. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб., 2006. - 256 с.
8. Цзен Н.В, Пахомов Ю.В. Психотехнические игры и упражнения в спорте. - М., 2009.
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
© Гавриков В.А.*, Боровик О.Н.Ф
Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва,
г. Кисловодск
В статье раскрываются особенности работоспособности и проявлений психоэмоционального стресса у студентов-спортсменов.
Ключевые слова работоспособность, острый и хронический стресс, корреляционные показатели.
В настоящее время проблема реформирования профессионального образования на всех его уровнях, поиска его ценностных ориентаций, обновления содержания и форм приобрела большое значение. Мы полагаем, что задача учреждений средней профессиональной школы при подготовке специалистов в области физической культуры состоит не только в обеспечении профессиональной подготовки в соответствии с современными требованиями, но и в создании условий для их профессионально-личностного развития.
В современной отраслевой системе СПО в области физической культуры и спорта функционируют два основных вида учреждений - училища олимпийского резерва, обычно в статусе техникумов, и колледжи физической культуры. Безусловно, наиболее квалифицированными в сфере физической куль-
* Директор.
* Методист по научной работе, кандидат психологических наук, доцент.
туры и спорта, становятся те специалисты, которые в течение многих лет до начала профессионального обучения связаны со спортом высших достижений. К числу таковы относятся студенты училищ олимпийского резерва, спортивный и профессиональный опыт которых складывается в соответствии с принципом многоуровневого профессионального образования (В.И. Пунгин).
Подготовка высококвалифицированных спортсменов представляет собой многосторонний процесс целесообразного использования всей совокупности факторов: средств, методов, условий, инновационных технологий, обеспечивающих правильное воздействие на спортсмена и необходимый контроль степени его готовности к спортивной деятельности.
Современный спорт предъявляет серьезные требования к организму спортсмена, который выражается как в больших тренировочных нагрузках, с одной стороны, так и в постоянных стрессах - с другой. Чтобы реализовать в полной мере физические, технико-тактические способности спортсмена, необходимо изучение его психологических, резервных возможностей в спортивной деятельности. На современном этапе развития спорта проблема повышения эффективности научного исследования значимых для спорта психологических детерминант занимает одно из первых мест.
В связи с этим, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение данной проблемы у студентов училищ олимпийского резерва как спортивного потенциала страны.
К наиболее значимым факторам для изучения относятся, исследование работоспособности и особенностей проявления психоэмоционального стресса у спортсменов, так как спортивная деятельность связана с нервно-эмоциональным напряжением, возникновением стрессовых ситуаций.
Несмотря на значительные сдвиги, произошедшие в научной разработке обозначенной проблемы (М.П. Мороз, В.И. Медведев, В.П. Малышев, А.Б. Леонова, Т.Д. Лоскутова и др.), практико-ориентированных исследований по изучению взаимосвязи работоспособности и проявлений психоэмоционального стресса у спортсменов недостаточно. Работоспособность человека определяется функциональным состоянием его организма, величиной его резервных возможностей, профессиональным опытом и подготовленностью, направленностью личности (В.И. Медведев).
Цель нашего исследования состояла в изучении взаимосвязей работоспособности и содержания психоэмоционального стресса у спортсменов-студентов училищ олимпийского резерва.
В качестве респондентов исследования выступили 23 студента ФГБОУ СПО «Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», отделения легкой атлетики. В исследовании использовались методика М.П. Мороз «Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека», предназначенная для оценки работоспособности спортсменов на основе статистического анализа времени простой зри-
тельно-моторной реакции и методика А.Б. Леоновой «Методика интегральной диагностики и коррекции стресса (ИДИКС)».
Анализируя результаты исследования, отметим, что работоспособность студентов-спортсменов по методике М.П. Мороз оказалась отрицательно связана с результатами субшкал по компонентам острого и хронического стресса (по методике ИДИКС) (табл. 1).
Таблица 1
Корреляционные показатели работоспособности и компонентов стресса
Характеристики стресса Работоспособность
Острый стресс Физиологический дискомфорт -0,44*
Эмоциональная напряженность -0,45*
Хронический стресс Агрессия -0,54**
Депрессия -0,58**
Астения -0,41*
Психосоматические реакции -0,80***
Общий индекс стресса ИДИКС -0,54**
Примечание: * - 0,01 < р < 0,05; ** - 0,001 < р < 0,01; *** - р < 0,001.
Полученные данные показывают, что чем выше показатели стресса, тем ниже работоспособность спортсменов. Работоспособность связана и во многом определяется функциональным состоянием организма, возможностями нервной системы и состояния здоровья, т.е. ресурсными показателями спортсменов.
Постоянное нахождение спортсменов в условиях психоэмоционального напряжения потребовало изучения корреляционных связей (по методике ИДИКС) между показателями острого и хронического стресса (табл. 2).
Таблица 2
Корреляционные показатели характеристик острого и хронического стресса (по методике ИДИКС)
Хронический стресс 2 « и с ис с -е ч ии ит и § & оа се а ы ке И ЭЭ К к й ас
Острый стресс о в е £ се р ер п е н нет ор хи е а 1 ис ще 8 *
Когнитивная напряженность 0,61** 0,46* 0,61** 0,59** 0,63**
Эмоциональная напряженность 0,60** 0,63** 0,49* 0,48* 0,66***
Трудности в общении 0,49* 0,50* 0 70*** 0,69*** 0,58**
Затруднения в поведении 0,54** 0 75*** 0,48* 0,57**
Примечание: * - 0,01 < р < 0,05; ** - 0,001 < р < 0,01; *** - р < 0,001.
Среди компонентов острого стресса оказалось больше всего значимых связей когнитивной, эмоциональной напряженности, трудностей в общении и поведении с компонентами хронического стресса и проявлением общего индекса стресса.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет констатировать, что психоэмоциональный стресс имеет многокомпонентную основу, проявляющуюся в деструктивной симптоматике острых и хронических стрессовых состояний. Возникновение и развитие стресса является индивидуализированным процессом, на протекание которого существенное влияние оказывают индивидуально-психологические особенности спортсмена и специфика конкретной ситуации.
Достоверность результатов проведенной работы обеспечивалась использованием комплекса надежных методов исследования, а также применением методов математико-статистической обработки данных. Практическая значимость результатов работы состоит не только в диагностике работоспособности и проявлений стресса, но и в разработке индивидуальных рекомендаций для студентов-спортсменов по психологическому сопровождению и коррекции негативных проявлений стресса.
Список литературы:
1. Бодров В.А. Психологический стресс: природа и преодоление. - М.: МГУ, 2006.
2. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во МГУ; 1984.
3. Леонова А.Б., Качина А.А. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
4. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Вып. 4 / Под ред. А.О. Прохорова. - Казань: КГУ, 2002. - С. 136-166.
5. Мороз М.П., Удалова Г.П., Захаров А.В. Межполушарная ассиметрия при изменениях функционального состояния человека // Физиология человека. - 1996. - Т. 12, № 2. - С. 179-186.
6. Хамбергер Л.К., Лоор М. Формирование навыков контроля стрессовых состояний // Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. -М.: Радикс, 2008. - С. 243-260.