Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 339 с.
3. Воробьев, A. M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1978. - 20 с.
4. Грановская, Р. М., Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994. - С. 123-124.
5. Давыдов, В. П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе пограничных войск: Курс лекций. - М.: Академия ФПС, 1995. - 272 с.
6. Диагностика и активизация творческих способностей: Учебно-методическое пособие. -СПб.: СПбГТУ, 2002. - 55 с.
7. Коротков, Э. Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. - М.: ВПА, 1988. - 202 с.
8. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970. - 114 с.
9. Михайловский, В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: Монография. - М.: РАГС, 1995. - 260 с.
10. Платонов, А. В. Использование технологии развития критического мышления в педагогическом процессе вуза // Актуальные проблемы развития высшей школы: Материалы международной научно-методологической конференции. // Труды Санкт-Петербургской лесотехнической академии.- СПб., 2006. - С. 344 - 347.
Literature
1. Altshuller, G. S. To find the idea: Introduction into the solution theory of inventive tasks. -Novosibirsk, 1991. - 225 p.
2. Ananyev, B. G. About modern knowledge of mankind problems. - SPb., 2001. - 339 р.
3. Vorobyov, A. M. Development of auditory intellectual qualities in the education process: Thesis self-abstract. - Moscow, 1978. - 20 p.
4. Dranovskaya, R. M., Krizhanskaya, J. S. Creative work and overcoming of stereotypes. -SPb., 1994.
5. Davydov, V. P Questions of pedagogical psychology at frontier forces higher school: Course of lectures. - Moscow, 1995. - 272 p.
6. Diagnostics and making more active creative abilities: Training-methodical text-book. - SPb., 2002. - 55 p.
7. Korotckov, E. N. Development of officers creative thinking in the education process. - Moscow, 1988. - 202 р.
8. Kuzmina, N. V. Investigation methods of pedagogical activity. - Leningrad, 1970. - 114 p.
9. Mikhailovsky, V. G. Acmeological bases of personnel professional formation: Monograph. -Moscow, 1995. - 260 p.
10. Platonov, A. V. Use of critical thinking development technology in the university pedagogical process // St. Petersburg Forest-Technical Academic. Actual problems of Higher School development: Material of international scientific-methodological conference. - SPb., 2006. - P. 344-347.
УДК 612.821:796-057.8:351.4(045)
Ю.В. Епонишников*
Психофизиологическая оценка развития ловкости у курсантов образовательных учреждений МВД России
(по материалам исследований курсантов Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России)
В статье изложены результаты исследований интегрального профессионально-значимого качества - ловкости - штатным прибором «Активациометр АЦ 6». Дана оценка психодинамическим
* Епонишников, Юрий Валерьевич, аспирант кафедры спортивных дисциплин Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник милиции. Адрес: 163062, Архангельск, ул. 2-я линия, д. 9. Тел. (8182) 45-18-76; 8-911-556-98-49. E-mail: [email protected].
* Eponishnikov, Yury Valeryevich, a post graduate student of sports disciplines department of the Pomor State University name M.V. Lomonosov, senior lecturer of social-humanitarian disciplines department of St Petersburg University (the Arkhangelsk branch) of the Ministry of the Interior Affairs of Russia, the lieutenant colonel of militia. Russia, Arkhangelsk, the 2-line street, 9. Ph. (8182) 45-18-76; 8-911-556-98-49. E-mail: [email protected].
функциям, результаты исследований представлены в сравнении с показателями других испытуемых. Предложены методы развития качеств.
Ключевые слова: ловкость, психодинамические функции, психологические свойства, курсанты.
Y. V. Eponishnikov. Psycho-physiological evaluation of the students’ dexterity development among the militia school students (on the materials of the students research in the Arkhangelsk Special Secondary Militia School).
The investigations results of integral professionally significant quality «dexterity» with the help of the device «Activationmeter AZ 6» have been set out in this article. The appraisal for psycho-dynamic functions has been given here as well. The author of the article compares the investigations results to the characteristics of some other probationers. Some methods of qualities development have been also suggested in this work.
Keywords: dexterity, psychodynamic functions, psychological characteristics, students.
Введение
Одним из приоритетных направлений психофизиологических исследований в настоящее время является проблема адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности. И чтобы облегчить процесс адаптации, необходимо на подготовительном этапе создать предпосылки для успешного перехода к новым условиям жизнедеятельности.
Как один из видов адаптации при переходе на очередной жизненный рубеж, мы рассматриваем образовательный процесс в среднем профессиональном образовательном учреждении, от которого во многом зависят дальнейшие успехи в профессионально-служебной деятельности. Поступление в среднее специальное учебное заведение приходится на один из критических периодов развития личности, связанный с выбором профессии. В зависимости от выбранной профессии, а, следовательно, и места учебы у подростка часть психофизиологических качеств личности становится наиболее важной, требующей более пристального внимания, другая часть качеств уходит на второстепенный план. Правильно подобранные в процессе обучения методики развития профессионально-значимых качеств играют большую роль в дальнейшей трудовой деятельности. Для того чтобы определить эффективность используемых методик и при необходимости провести их целенаправленную коррекцию, необходимо выявить динамику развития наиболее значимых функциональных свойств нервной системы в процессе обучения.
Задачами исследования являются: определение психодинамических функций (координация движений, двигательная память, чувствительность двигательного и зрительного анализаторов, психологические свойства личности), сравнение результатов с показателями других испытуемых. Для решения этих задач в период с февраля по апрель 2007 г. нами были проведены комплексные исследования свойств нервной системы курсантов. В исследовании принимали участие 30 человек 1-го курса. Все 30 человек имели примерно одинаковый уровень физической подготовленности и возраст 17-19 лет.
Исследование проводилось с использованием прибора «Активациометр АЦ 6», рекомендованного приказами МВД России № 273 от 30.04.2004 г. и № 770 от 26.09.2006 г.
При выборе методик исследования мы учитывали значимость психофизиологических качеств в дальнейшей профессиональной деятельности. В профессиограмме профессионально-значимых качеств большинство сотрудников милиции основную роль отводят физическому качеству - ловкости [1], т.е. способности быстрого переключения с одного вида мышечной деятельности на другой, основную часть которого составляет координация движений, т.е. управление согласованностью и соразмерностью движений и удержание необходимой позы [2].
Координированность является интегральным психомоторным качеством, в котором согласованность проявляется в последовательном сокращении и расслаблении мышц, а соразмерность выражается в дозировании параметров движений: амплитуды, усилия, длительности напряжения и расслабления. Кроме того, координация связана с согласованием движений во времени и пространстве в соответствии с возникающей ситуацией, что требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов - зрительных, слуховых, тактильных и сопоставления их с внутренними сигналами - проприорецептивными и вестибулярными.
Координированность как сложное психомоторное качество включает в себя многие психические компоненты. Невозможно соразмерять и согласовывать движения отдельных мышц друг с другом, если человек не имеет эталона этого двигательного акта, следовательно, ему требуется двигательная память. Кроме того, мы считаем, что надежность психомоторной деятельности в экстремальной ситуации, когда задействованы и психические процессы (устойчивость и саморегуляция психических состояний и мышления), также является проявлением ловкости.
Исходя из этого, мы исследовали следующие свойства нервной системы курсантов.
1. Ощущения:
- дифференциальный и абсолютный порог ощущений в двигательном анализаторе;
- глазомер;
- ощущение времени и пространства.
2. Координация движений.
3. Ведущая рука.
4. Двигательная память.
5. Психологические свойства личности (надежность в экстремальной ситуации):
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
- надежность психомоторной деятельности;
- психоэмоциональная устойчивость;
- устойчивость функциональной асимметрии полушарий головного мозга и мышления;
- саморегуляция психических состояний, ФАП и мышления;
- стабильность.
Для определения функциональных свойств нервной системы использовались следующие методы.
1. Ощущения:
- диагностика:
а) дифференциального порога проприоцептивной чувствительности (ДППЧ), которая проводилась на малых (40-60 мм) и больших (180-200 мм) интервалах;
б) абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе, который также проводился на малых (30 мм) и больших (230 мм) интервалах.
Диагностика проводилась на кинематометре Активациометра АЦ-6. Задачей испытуемого было с закрытыми глазами: в первом случае - выставить ползунком расстояние (40-60 мм, 180-200 мм), затем попытаться выставить расстояние чуть больше (желательно на 1 мм), после этого чуть меньше и так на каждый интервал по 4 раза; во втором случае - после нескольких перемещений на определенное расстояние (30 мм, 230 мм) выставить его 5 раз подряд;
- диагностика восприятия пространственных отрезков (глазомера). В этом тесте задачей испытуемого было установить правый ползунок Активациометра симметрично левому относительно центральной риски;
- определение ощущения времени и пространства. Косвенно данные об этом мы получали при определении реакции на движущийся объект при помощи программного компьютерного обеспечения к Активациометру. Задачей испытуемого было установить как можно точнее бегущий на экране монитора шарик в момент его пересечения с точкой на шкале.
2. Координация движений.
Для определения координации движений испытуемому дается десять команд на симметричное сведение и разведение ползунков Активациометра обеими руками на определенное расстояние. Причем начало следующего движения совпадает с окончанием предыдущего. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.
3. Ведущая рука.
Диагностика ведущей руки заключалась в воспроизведении десяти заданных интервалов обеими руками с закрытыми глазами. Высчитывалась средняя ошибка левой и правой рук, коэффициент доминирования руки. Необходимость диагностики ведущей руки заключается в определении типа мышления [11].
4. Двигательная память.
Диагностика двигательной памяти проводилась на трех интервалах: малые (30-40 мм), средние (120-130 мм) и большие (220-240 мм). Испытуемый должен был как можно точнее воспроизвести заданное движение с закрытыми глазами. Высчитывалась характеристика показателей двигательной памяти на разных интервалах, общий показатель двигательной памяти.
5. Психологические свойства личности (надежность в экстремальной ситуации).
Диагностика надежности в экстремальной ситуации предполагает выполнение поставленной задачи
по возможности более точно и устойчиво в условиях экстремальной ситуации. Испытуемому предлагалось провести процедуру диагностики глазомера, но, в отличие от замера в фоновой ситуации, испытуемый работает в напряженном (максимально быстром) темпе, выполняет каждое задание одним быстрым движением и не имеет права на какую-либо последующую корректировку местоположения ползунка после остановки движения. Кроме этого, на испытуемого постоянно оказывается вербальное воздействие. Все это существенно усложняет выполнение заданий, повышает напряженность, создает помехи и ставит испытуемого в экстремальную ситуацию. При этом высчитывалась надежность психомоторной деятельности, психоэмоциональная устойчивость, устойчивость функциональной асимметрии полушарий головного мозга и мышления, саморегуляция психических состояний, ФАП и мышления, стабильность. Т.е. мы получали данные о ряде профессионально-значимых качеств, по которым можно было составить психофизиологический портрет испытуемого.
Результаты исследований сравнивались с диагностическими 25-бальными шкалами -приложениями к учебному пособию по Активациометру, начинающимися от 1 балла (низкий уровень) до 25 баллов (очень высокий).
Результаты диагностики дифференциального и абсолютного порогов проприоцептивной чувствительности, двигательной памяти показывают, что курсанты школы милиции на больших интервалах показывают результаты гораздо лучше, чем на малых интервалах. Вместе с тем общий уровень абсолютной, дифференциальной проприоцептивной чувствительности, двигательной памяти -средний и ниже среднего. Возможно, такие результаты связаны с еще недостаточно развитой мелкой моторикой из-за небольшого количества упражнений на занятиях, связанных с перемещением на небольшие расстояния. Координация движений курсантов составила 12,5±1,5 баллов, что говорит о среднем уровне развития этого качества. Двигательная чувствительность, двигательная память, координация движений курсантов формируется и совершенствуется на практических занятиях в процессе выполнения практических действий, требующих проявления этих качеств: физическая, строевая, огневая подготовка, практическое вождение машины, работа с различными механическими и электронными устройствами (ПЭВМ, фотоаппарат и др.). Методами развития этих качеств являются следующие:
- выполнение двигательных действий в темном помещении или с закрытыми глазами;
- выполнение движений на фоне психической или физической нагрузки; с ограничением времени;
Что диагностируется Результат
Дифференциальный порог проприоцептивной чувствительности (ДППЧ)
ДППЧ на малых интервалах 7±0,9 - ниже среднего
ДППЧ на больших интервалах 15,6±2,2 - средняя
Общая характеристика ДППЧ 10,3±0,9 - ниже среднего
Абсолютный порог проприоцептивной чувствительности
Малый интервал 7,5±2,2 - ниже среднего
Большой интервал 16,6±2,7 - высокая
Абсолютная чувствительность 10,3±2,3 - ниже среднего
Глазомер
Г лазомер 18,3±1,3 - высокий
Двигательная память
Малые интервалы 8,5±1,1 - ниже среднего
Средние интервалы 13,3±1,6 - средняя
Большие интервалы 19,5±1,4 - высокая
Общий показатель 12±0,4 - средняя
Координация движений
Координация движений 12,5±1,5 - средняя
Реакция на движущийся объект (РДО)
Точность РДО 19,7±1,7 - высокая
Надежность в экстремальной ситуации и стабильность
Психоэмоциональная устойчивость 19,2±1,5 - высокая
Устойчивость мышления 14,5±2,7 - средняя
Надежность психомоторной деятельности в экстремальной ситуации 4±0,1 - низкая
Эффективность саморегуляции психических состояний 9±3,8 - ниже среднего
Саморегуляция мышления 14,5±2,3 - средняя
Коэффициент стабильности в фоновой ситуации 23±0,1 - очень высокий
Коэффициент стабильности в экстремальной ситуации 12±2,7 - средний
- создание непривычных игровых ситуаций или необычных двигательных заданий;
- применение идеомоторной тренировки с созданием зрительных и мышечных ощущений.
Диагностика глазомера (одного из основных профессионально-значимых качеств) показала,
что уровень развития этого качества высокий - 18,3±1,3 балла. Развитию этого качества уделяется много внимания на занятиях по огневой подготовке (учебные и практические стрельбы), на физической подготовке (прикладная гимнастика, боевые приемы борьбы, преодоление препятствий, спортивные игры и др.). Методы для развития глазомера предлагаем следующие:
- всевозможные упражнения на прицеливание (стрельба вхолостую, стрельба с использованием компьютерного тренажера, практические стрельбы);
- с помощью методики диагностики глазомера на приборе Активациометр;
- применение комплексного сенсорного метода, при котором одновременно функционирует ряд органов чувств (зрительный и проприоцептивный анализаторы).
Результаты диагностики реакции на движущийся объект курсантов школы милиции высокие и составляют 19,7±1,7 балла. Это говорит о хорошей согласованной работе зрительного и двигательного анализаторов, а также о хорошем уровне ощущений времени и пространства. Развитие реакции на движущийся объект происходит в основном во время занятий по физической подготовке. Методом развития этого качества, помимо повышения общего уровня тренированности, а, соответственно, и согласованности работы зрительного и двигательного анализаторов, видится также применение комплексного сенсорного метода: упражнения с ловлей и бросанием, уклонами, отбивами, спортивные игры, учебно-тренировочные поединки.
Надежность в экстремальной ситуации и стабильность являются интегральным показателем, и диагностика этого свойства показала, что при высокой психоэмоциональной устойчивости (19,2±1,5 балла) и довольно устойчивом мышлении (14,5±2,7 балла) у испытуемых низкая надежность психомоторной деятельности в экстремальной ситуации (4±0,1 балла), ниже среднего эффективность саморегуляции психических состояний (9±3,8 баллов), средняя саморегуляция мышления (14,5±2,3 балла). При очень высоком коэффициенте стабильности в фоновой ситуации (23±0,1 балл) в экстремальной ситуации коэффициент стабильности средний (12±2,7 баллов). Надежность в экстремальной ситуации и стабильность воспитываются в основном на практических занятиях (физическая, тактическая, огневая подготовка, различные учения). Кроме того, на наш взгляд, экстремальные ситуации возникают на каждом зачете или экзамене, причем, чем ответственней зачет или экзамен, тем экстремальней для обучаемого ситуация. Методом развития надежности в экстремальной ситуации может стать моделирование на занятиях типовых ситуаций, на которых
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
будут воспитываться психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, надежность психомоторной деятельности, а также процессы саморегуляции; постепенное повышение степени трудности заданий; использование на занятиях элементов внезапности, неожиданности усложнения упражнений; создание обстановки, в которой обучаемый может и должен проявлять высокую собранность. Важную роль в развитии этих качеств будут играть и знания по общественным наукам, предопределяющие становление мотивации (во имя и для чего выполняются действия).
Подводя итог исследования, можно констатировать, что психодинамические функции моторнодвигательного аппарата курсантов 1-го курса школы милиции находятся в середине диагностической шкалы. Исключение составляют глазомер и реакция на движущийся объект, показатели которых высокие. Поэтому в процессе учебной деятельности, наряду с продолжением развития зрительного анализатора, необходимо обратить более пристальное внимание на развитие психодинамических функций двигательного анализатора.
Список литературы
1. Бовин, Б. Г., Зыбковец, Л. Я. и др. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : справочное пособие. - М., 1997.
2. Ильин, И. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
3. Кшевин, В. С., Мороз, В. В. Физическая подготовка : учеб. пос. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
4. Лункин, А. Н. Некоторые вопросы профессионального обучения слушателей учебных заведений МВД России и значимость физической подготовки, влияющей на его эффективность // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - № 4. - 2001.
5. Новиков, А. Н., Колеснев, А. В. Повышение квалификации преподавателей по физической подготовке и самбо образовательных учреждений МВД России : блочно-модульное учеб. пос. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2004.
6. Петров, В. Е. Психометрическая адаптация диагностического инструментария профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел : метод. пос. - Казань, 2003.
7. Плахтиенко, В. А., Блудов, Ю. М. Надежность в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
8. Русалов В. М., Голубева Э. А. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. - М.: Наука, 1980.
9. Туманов, В. Д. Психология готовности сотрудников органов внутренних дел к действию в экстремальных ситуациях : лекция. - Домодедово: РИПК МВД России, 1996.
10. Уляева, Л. Г. Психология физического воспитания и спорта. Юнита 5. - Современный гуманитарный университет. - М., 2003.
11. Цагарелли, Ю. А. Системная психологическая диагностика на приборе Активациометр : учеб. пос. - Казань, 2004.
Literature
1. Bovin, B. G., Zybkovets L. Y. and others. Basic Activities and Psychological Aptitude for the Service in the System of the Interior. Reference Appliances. - M., 1997.
2. Ilyin, L. P Psychomotor Structure of a Man: A Textbook for the Higher School. - SPb., 2003.
3. Kshevin, A. N., Moroz, V. V. Physical Training. School-book. - M.: IMTS GUK MVD of Russia, 2003.
4. Lunkin, A. N. Some Questions of Students Professional Training in Educational Establishments of the Ministry of the Interior of Russia and the Meaning of Physical Training, influencing upon its Effectiveness. Herald of Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia. - № 4. - 2001.
5. Novikov, A. N., Kolesnev, A. V. Raising the Level of Teachers Skills at Physical Training and SelfDefence of Educational Establishments of MVD of Russia. Block-modular School-Book. - Domodedovo, 2004.
6. Petrov, V. E. Diagnostic Tools Psychometric Adaptation of Professional Psychological Selection of Candidates for the Service in the Organs of Internal Affairs. Methodic Manual. - Kazan, 2003.
7. Plakhtienko, V. A., Bludov, Y. M. Reliability in Sports. - M., 1983.
8. Rusalov V. M., GolubevaA. A. Psychophysiological Research of Intellectual Self- Regulation and Activity. - M., 1980.
9. Tumanov, V. D. Psychology of Willingness of the Organs of Internal Affairs Officials for the Actions in the Extreme Situations. Lecture. - Domodedovo, 1996.
10. Ulayeva, E. G. Psychology of Physical Education and Sports. Yunita 5. - Modern Humanitarian University. - Moscow, 2003.
11. Tsagarelli, Y. A. The System - Defined Psychological Diagnostics on the Equipment Activatsyometr : Educational Manual. - Kazan, 2004.