Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ОСОЗНАННОСТЬ / ГИПОПРЕССИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ХОДЬБА / ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чжан Ц., Лисицкая Т.С., Маркарян В.С.

Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности и улучшение психоэмоционального состояния студентов. Методика и организация исследования. В процессе эксперимента были выделены содержание и средства обеспечения улучшения состояния здоровья студентов на основе комплекса инновационных новейших фитнес-технологий, в частности психофизического тренинга, в основу которого вошли оздоровительная ходьба, дыхательные упражнения, в частности, гипопресcивные упражнения на основе хатха-йоги и китайская гимнастика таоли (ушу тао или тао). Следует особо отметить, что каждое направление проводилось с применением принципа осознанности (майндфулнесс). В эксперименте приняло участие 45 человек, разделенных на две группы: контрольная группа - 16 человек, экспериментальная - 29 человек (КНР, провинция Хэнань, Хэнаньский университет), в возрасте от 18 до 20 лет. Результаты исследования и выводы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной психофизической тренировки для студентов нефизкультурных вузов, компилирующая такие виды фитнеса, как оздоровительная ходьба, гипопрессивные практики с элементами йоги и китайской гимнастической системы Тао, показала существенные изменения дыхательных показателей испытуемых, таких как МПК, задержка дыхания на вдохе и выдохе, а также уровень развития физических качеств. Архитектура предложенной программы, построенная на осознанности при выполнении упражнений, позволяет наблюдать и управлять собственным телом и разумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Objective of the study was to increase the level of physical fitness and improve the psycho-emotional state of students. Methods and structure of the study. In the course of the experiment, the content and means of ensuring the improvement of the health status of students were identified on the basis of a complex of innovative latest fitness technologies, in particular, psychophysical training, which was based on health walking, breathing exercises, in particular, hypopressive exercises based on hatha yoga, and Chinese taoli gymnastics (wushu tao or tao). It should be especially noted that each direction was carried out using the principle of awareness (mainfulness). The experiment involved 45 people divided into two groups: the control group - 16 people, the experimental group - 29 people (PRC, Henan Province, Henan University), aged 18 to 20 years. Results and conclusions. An experimental verification of the effectiveness of the developed psychophysical training for students of non-athletic universities, compiling such types of fitness as health walking, hypopressive practices with elements of yoga and the Chinese Tao gymnastic system, showed significant changes in the respiratory parameters of the subjects, such as BMD, holding the breath on inhalation and exhalation, and as well as the level of development of physical qualities. The architecture of the proposed program, built on awareness during exercise, allows you to observe and control your own body and mind.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

УДК/UDC 159.94:378.147.38-053.6

Аспирант Чжан Цзинвэй1

Кандидат педагогических наук, профессор Т.С. Лисицкая1 Кандидат технических наук, доцент В.С. Маркарян1

1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности и улучшение психоэмоционального состояния студентов. Методика и организация исследования. В процессе эксперимента были выделены содержание и средства обеспечения улучшения состояния здоровья студентов на основе комплекса инновационных новейших фитнес-технологий, в частности психофизического тренинга, в основу которого вошли оздоровительная ходьба, дыхательные упражнения, в частности, гипопрессивные упражнения на основе хатха-йоги и китайская гимнастика таоли (ушу тао или тао). Следует особо отметить, что каждое направление проводилось с применением принципа осознанности (майндфулнесс). В эксперименте приняло участие 45 человек, разделенных на две группы: контрольная группа - 16 человек, экспериментальная - 29 человек (КНР, провинция Хэнань, Хэнаньский университет), в возрасте от 18 до 20 лет.

Результаты исследования и выводы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной психофизической тренировки для студентов нефизкультурных вузов, компилирующая такие виды фитнеса, как оздоровительная ходьба, гипопрессивные практики с элементами йоги и китайской гимнастической системы Тао, показала существенные изменения дыхательных показателей испытуемых, таких как МПК, задержка дыхания на вдохе и выдохе, а также уровень развития физических качеств. Архитектура предложенной программы, построенная на осознанности при выполнении упражнений, позволяет наблюдать и управлять собственным телом и разумом.

Ключевые слова: студенты, психофизическая тренировка, осознанность, гипопрессивная гимнастика, ходьба, диафрагмальное дыхание.

PSYCHO-PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Postgraduate student Zhang Jingwei1 PhD, Professor T.S. Lisitskaya1

PhD, Associate Professor V.S. Markaryan1 1Russian University of Sports (SCOLIPE), Moscow

Abstract

Objective of the study was to increase the level of physical fitness and improve the psycho-emotional state of students.

Methods and structure of the study. In the course of the experiment, the content and means of ensuring the improvement of the health status of students were identified on the basis of a complex of innovative latest fitness technologies, in particular, psychophysical training, which was based on health walking, breathing exercises, in particular, hypopressive exercises based on hatha yoga, and Chinese taoli gymnastics (wushu tao or tao). It should be especially noted that each direction was carried out using the principle of awareness (mainfulness). The experiment involved 45 people divided into two groups: the control group - 16 people, the experimental group - 29 people (PRC, Henan Province, Henan University), aged 18 to 20 years.

Results and conclusions. An experimental verification of the effectiveness of the developed psychophysical training for students of non-athletic universities, compiling such types of fitness as health walking, hypopressive practices with elements of yoga and the Chinese Tao gymnastic system, showed significant changes in the respiratory parameters of the subjects, such as BMD, holding the breath on inhalation and exhalation, and as well as the level of development of physical qualities. The architecture of the proposed program, built on awareness during exercise, allows you to observe and control your own body and mind.

Keywords: students, psychophysical training, mindfulness, hypopressive gymnastics, walking, diaphragmatic breathing.

Введение. В настоящее время из-за политических, социальных, климатических изменений в мире, интеллектуальных, эмоциональных нагрузок молодежи требует внимания модернизация физической культуры и спортивно-оздоровительных занятий, включая психофизическую тренировку. Современная психофизическая тренировка, построенная на базе научно-обоснованной системы физической культуры, психологии, использует современные инновационные направления в области фитнес-техно-логий, включая ментальные тренды, специальные дыхательные упражнения в целях повышения функциональных возможностей организма, восстановления здоровья и работоспособности. Благодаря использованию психофизической тренировки, включая самовоспитание и самосовершенствование, человек овладевает искусством управления своими духовными и физическими силами, способствует их росту [1-3].

Психофизическая тренировка - это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного

тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, мысленного, словесного подкрепления двигательной активности с целью повышения психофизического потенциала [4]. Необходимо приобрести простейшие навыки психической саморегуляции и восстановления психоэмоционального равновесия, для этого достаточно заниматься по предлагаемой системе психофизической тренировки, включающей принцип осознанности своих ощущений в единстве с внешней средой и педагогическими установками выполнения заданий.

Публикации по осознанности начали появляться в 1970-х годах, и с тех пор их количество не перестает расти. Рост значительно ускорился в 1990-х годах, и сегодня мы наблюдаем почти экспоненциальный рост таких публикаций [7-10]. Осознанность вызывает огромный интерес в фундаментальных исследованиях, особенно в нейрофизиологии, а также в образовании, поскольку практика осознанности становится мощным

образовательным инструментом. Специальные дыхательные упражнения не только повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, но и способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что важно, повышают эффективность идеомоторных актов (образно представляемых движений).

Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности и улучшение психоэмоционального состояния студентов.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 45 человек, разделенных на две группы: контрольная группа - 16 человек, экспериментальная - 29 человек (КНР, провинция Хэнань, Хэнань-ский университет). Испытуемых выбрали в возрасте от 18 до 20 лет, примерно одной комплекции и с одинаковым уровнем физической подготовки. Испытуемые из контрольной группы продолжали заниматься общей физической подготовкой (ОФП) на гимнастической платформе в университете, в то время как испытуемые экспериментальной группы занимались по предложенной нами программе. Упражнения проводились в течение 17 недель, три раза в неделю по 60 мин. После сбора всех данных было проведено сравнение и анализ полученных результатов. Одним из основных методов исследования являлось тестирование.

Проводилось оценивание физической подготовленности испытуемых по следующим тестам: обхват талии; тест на показатели физической работоспособности -максимальное потребление кислорода (МПК) по пробе PWC170; тест с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча); тест с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге); форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ); тест для оценки гибкости из положения сидя наклон вперед; тест на силу брюшного пресса (количество выполнений «кранч» за 30 с).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научно-методической литературы позволил разработать методику психофизической тренировки для студентов нефизкультурных вузов Китая, включающую: оздоровительную ходьбу различного типа в сочетании с регуляцией дыхательного ритма и типа дыхания; гипо-

прессивной метод тренировки с диафрагмальным типом дыхания; элементы одной из традиционных китайских оздоровительных методик - ушу тао. В табл. 1 приведена классификация типов оздоровительной ходьбы в зависимости от количества шагов в минуту.

По мере освоения техники ходьбы в сочетании с дыханием подключалась осознанность не только движений (правильной постановки стопы, движения рук, осанка), но и любование окружающей природой, красками, ароматами, что влияет на психосоматическое состояние занимающихся.

К комплексным программам данного направления относится и входящий в моду гипопрессивный метод (Low Pressure Fitness), в основу которого положены дыхательная гимнастика, йога, европейские ментальные оздоровительные системы, а также традиционные китайские направления, в частности, таоли (тао или ушу тао).

В табл. 2 приведены результаты контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента; оценка достоверности различий между показателями проводилась по t-критерию Стьюдента (таблица 2). Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп до проведения эксперимента показало отсутствие достоверных различий между изучаемыми показателями, что свидетельствует об однородности двух групп. Оценка достоверности различий между данными тестирования двух групп после проведения эксперимента доказало наличие статистически значимых различий (с вероятностью 0,95) между всеми показателями контрольной и экспериментальной групп, что свидетельствует об эффективности предложенной нами психофизической тренировки.

Выводы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной психофизической тренировки для студентов нефизкультурных вузов, компилирующая такие виды фитнеса, как оздоровительная ходьба, гипо-прессивные практики с элементами йоги и китайской гимнастической системы Тао, показала существенные изменения дыхательных показателей испытуемых, таких как МПК, задержка дыхания на вдохе и выдохе, а также уровень развития физических качеств. Архитектура предложенной программы, построенная на осознанности при выполнении упражнений, позволяет наблюдать и управлять собственным телом и разумом.

Литература

1. Броуд У. Научная йога. Демистификация / У. Броуд. - М.:

Рипол классик, 2013. - 416 с.

2. Лисицкая, Т.С. Теория и методика занятий оздоровительными видами фитнеса / Т.С. Лисицкая // Сборник трудов

Таблица 1. Классификация типов оздоровительной ходьбы

Тип ходьбы Количество шагов в минуту Скорость (км/ч)

Медленная 70-90 3-4

Средняя 90-120 4-5,5

Быстрая 120-140 5,5-6,5

Очень быстрая Более 140 Свыше 6,5

Таблица 2. Показатели контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Тесты

Тестирование Группа Обхват талии (см) МПК (мл/ кг/мин) Задержка дыхания на выдохе (с) Задержка дыхания на вдохе (с) ФЖЕЛ (%) Тест на гибкость (см) Тест на пресс 30 с(раз)

—± о —± о —± о —± о —± о —± о —± о

До эксперимента ЭГ 79,75±4,4 39,7±4,1 39,31±4,9 86,5±9,3 3,86±0,5 8,2±0,9 30±4,78

КГ 80,2±7,7 40,7±4,5 39,4±4,9 86,6±9,8 3,88±0,6 8±0,8 30±4,8

Достоверность различий p>0,05

После эксперимента ЭГ 76±4,3 49,2±4,1 53,46±4,7 115,6±8,6 4,07±0,8 13±0,6 43±4,46

КГ 80,4±7,7 39,3±5,6 39,1±5,2 86,2±9,1 3,86±0,6 8±0,6 35±4,7

Достоверность различий p<0,05

ученых РГУФКСиТ: материалы научной конференции профессорско-преподавательского и научного состава РГУФК-СиТ, 14.11. 2009 г. / Светотон. - Москва, 2009. - С. 20-31.

3. Лисицкая Т.С. Теория и методика современных фитнес-технологий: учебник / Т.С. Лисицкая, С.И. Кувшинникова, Л .А. Новикова, К.Г. Клецов. - Москва: КНОРУС, 2022. -214 с. - (Бакалавриат).

4. Малявин В.В. Тайцзицюань: Классические тексты. Принципы. Мастерство / В. В. Малявин. - Москва: Кнорус, 2011. -528 с.

5. Сизоненко К.Н. Развитие физических качеств в процессе физического воспитания студентов / К.Н. Сизоненко // Амурский государственный университет. - Благовещенск, 2020. - 51 с.

6. Смирнов С.С. Сравнительный анализ современных видов фитнеса [Электронный ресурс] / С.С. Смирнов // Современный ученый. - 2021. - № 3. - С. 67-72. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=4575586333 (дата обращения: 10.09.2022).

7. Уильямс М. Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире / М. Уильямс, Д. Пенман: пер с анг. Ю. Щы-бышевой; науч. Ред. Н. Никольская. - 8 изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 228 с.

References

1. Broad W. Nauchnaya yoga. Demistifikatsiya [Scientific yoga. Démystification]. Moscow: Ripol klassik publ., 2013. 416 p.

2. Lisitskaya T.S. Teoriya i metodika zanyatiy ozdorovitelnymi vi-dami fitnesa [Theory and methodology of health-improving types of fitness]. Proceedings scientific conference of the faculty and scientific staff of RGUFKSiT, 14.11. 2009. Svetoton. Moscow, 2009. pp. 20-31.

3. Lisitskaya T.S., Kuvshinnikova S.I., Novikova L.A., Kletsov K.G. Teoriya i metodika sovremennykh fitnes-tekhnologiy [Theory and methodology of modern fitness technologies]. Textbook. Moscow: Knorus publ., 2022. 214 p. (Bachelor's degree).

4. Malyavin V.V. Taytszitsyuan: Klassicheskiye teksty. Printsipy. Masterstvo. [Taijiquan: Classical texts. Principles. Mastery]. Moscow: Knorus publ., 2011. 528 p.

5. Sizonenko K.N. Razvitiye fizicheskikh kachestv v protsesse fizicheskogo vospitaniya studentov [Development of physical qualities in the process of physical education of students]. Amur State University. Blagoveshchensk, 2020. 51 p.

6. Smirnov S.S. Sravnitelnyy analiz sovremennykh vidov fitnesa [Comparative analysis of modern types of fitness] Sovremennyy uchenyy. 2021. No. 3. pp. 67-72. [Electronic resource]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=4575586333 (date of access: 09.10.2022).

7. Williams M., Penman D. Osoznannost: kak obresti garmoniyu v nashem bezumnom mire [Consciousness: how to find harmony in our crazy world]. Y. Shchybysheva [transl.]. N. Nikolskaya [ed.]. 8th ed. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber publ., 2021. 228 p.

8. Simon V. Mindfulness y neurobiología. Revista de Psicoterapia. 2006; 17 (66-67):5-30.

9. Simon V. Mindfulness y psicología: presente y futuro. Información Psicológica. 2010; 100: 162-70.

10. Khoury B., Sharma M., Rush S. et al. Mindfulness-based stress reduction for healthy individuals: A meta-analysis. J Psychosom Res. 2015; 78(6):519-28.

В Информация для связи с автором: fitfox@mail.ru Поступила в редакцию 02.05.223 г.

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

СОГЛАСОВАНИЕ ДЕЙСТВИИ НАПАДАЮЩЕГО СО СВЯЗУЮЩИМ ИГРОКОМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ

АТАКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ

УДК/UDC 796.015.5: 371.824.2

Кандидат педагогических наук А.В. Дворников1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Ключевые слова: волейбол, тактика, комбинация.

Введение. В волейболе комбинации - это взаимодействия игроков, направленные на создание одному из них оптимальных условий для завершения атаки [1, 2]. Согласование действий игроков в паре взаимодействия связующий-нападающий является актуальной частью любых групповых тактических действий в нападении.

Цель исследования - выявить особенности согласования действий игроков в групповых тактических действиях в нападении в паре взаимодействия связующий-нападающий.

Результаты исследования и их обсуждение. В

групповых тактических действиях нападения выделяют одноступенчатые и двухступенчатые комбинации. При одноступенчатой комбинации атака выполняется одним игроком, в двухступенчатой комбинации в атаке могут участвовать от двух до четырех нападающих. Согласование действий в комбинации осуществляется в парах игроков, которые могут быть следующих типов: связу-ющий-нападающий или нападающий-нападающий. В двухступенчатых комбинациях выделяют нападающего первой и второй очереди. Следует отметить, что в любой комбинации имеется пара взаимодействия - свя-зующий-нападающий. В данной паре взаимодействия лидером как центра согласования действий выступает: • при совершении нападающих ударов с низких передач (в комбинациях «взлет», «зона», «пайп») - нападающий игрок;

• при совершении нападающего удара со средних и высоких передач различных по дальности и направлению - связующий игрок.

При выполнении нападающего удара с низких передач нападающий игрок согласует свой разбег с траекторией полета мяча и действиями связующего таким образом, чтобы поисковый шаг выполнялся до касания мяча рук связующего, в остальных случаях нападающий игрок выполняет поисковый шаг после вылета мяча из рук связующего игрока, что позволяет ему в зависимости траектории и скорости полета мяча приблизиться к оптимальному месту для выполнения своевременного прыжка.

Вывод. В групповых тактических действиях в нападении лидер взаимодействия в паре связующий-нападающий определяется в зависимости от передачи, которую связующий будет выполнять данному игроку. При низкой передаче лидер взаимодействия в этой паре - нападающий игрок, при средних и высоких - связующий. При совершении нападающего удара с низких передач нападающий игрок поисковый шаг совершает до встречи рук связующего с мячом, а при средних и высоких передачах - после.

Использованная литература

1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 176 с.

2. Булыкина Л.В., Губа В.П. Волейбол: учебник / Л.В. Булыкина, В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2020. - 412 с.: ил.

И Информация для связи с автором: dvornikov1991@inbox.ru Поступила в редакцию 23.03.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.