Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ПОДРОСТКИ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУТБОЛ / СПОРТ ГЛУХИХ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна

В статье исследуются психофизические особенности слабослышащих подростков. Целью исследования явилась разработка комплекса коррекционных занятий для снижения уровня проявления стресса в предстартовом периоде у слабослышащих подростков 13-15-летнего возраста посредством специально адаптированных для данной категории лиц групповых упражнений. Проблемы нарушения слуха у подростка влияют на развитие его личности, ограничивая коммуникативную функцию, что в конечном итоге оказывает воздействие на его интеграцию в общество. У слабослышащих подростков происходят изменения двигательной памяти и произвольного внимания. Эти отклонения в развитии влекут за собой снижение уровня моторных функций, что проявляется в нарушениях в двигательной и психической сферах. Слабослышащие подростки отстают от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSICAL PECULIARITIES OF HARD OF HEARING TEENAGERS

The article studies psychophysical peculiarities of hard of hearing teenagers. The objective of the study is to develop a set of remedial exercises in order to decrease the level of stress in the pre-start period for 13-15-year-old hard of hearing teenagers by means of group exercises adapted for this category of people. Hearing loss affects the development of a teenager’s personality by limiting his communicative function, which finally affects his integration into the society. Hard of hearing teenagers experience changes in the motor memory and active attention. These deviations cause the decrease of the level of motor functions, which is revealed in disorders in physical and mental spheres. Hard of hearing teenagers lag behind their peers in physical development and physical fitness.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ»

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

Научная статья УДК 159.922.7

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ

ПОДРОСТКОВ

Ирина Евгеньевна Янкевичш, Алевтина Павловна Ярошинская2

1 2 Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия 1rigicc@mail.ruH, orcid 0000-0001-6930-4916 2ayaroshinskaya@mail.ru, orcid 0000-0002-2793-8811

Аннотация. В статье исследуются психофизические особенности слабослышащих подростков. Целью исследования явилась разработка комплекса коррекционных занятий для снижения уровня проявления стресса в предстартовом периоде у слабослышащих подростков 13-15-летнего возраста посредством специально адаптированных для данной категории лиц групповых упражнений. Проблемы нарушения слуха у подростка влияют на развитие его личности, ограничивая коммуникативную функцию, что в конечном итоге оказывает воздействие на его интеграцию в общество. У слабослышащих подростков происходят изменения двигательной памяти и произвольного внимания. Эти отклонения в развитии влекут за собой снижение уровня моторных функций, что проявляется в нарушениях в двигательной и психической сферах. Слабослышащие подростки отстают от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

Ключевые слова: стресс, слабослышащие подростки, нарушения слуха,

спортивная деятельность, футбол, спорт глухих, коррекционные занятия,

адаптированная программа, психофизические особенности, предстартовое

состояние

Для цитирования: Янкевич И. Е., Ярошинская А. П. Психофизические особенности слабослышащих подростков // Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30.

Remedial Pedagogics (Surdopedagogics and Tiflopedagogics, Oligophrenopedagogics and Logopedia)

Original article

PSYCHOPHYSICAL PECULIARITIES OF HARD OF HEARING

TEENAGERS

Irina E. Yankevich13, Alevtina P. Yaroshinskaya 2

1 2Astrakhan State University, Astrakhan, Russia 1rigicc@mail.ru3, orcid 0000-0001-6930-4916 2ayaroshinskaya@mail. ru, orcid 0000-0002-2793-8811

Abstract. The article studies psychophysical peculiarities of hard of hearing teenagers. The objective of the study is to develop a set of remedial exercises in order to decrease the level of stress in the pre-start period for 13-15-year-old hard of hearing teenagers by means of group exercises adapted for this category of people. Hearing loss affects the development of a teenager's personality by limiting his communicative function, which finally affects his integration into the society. Hard of hearing teenagers experience changes in the motor memory and active attention. © Янкевич И. Е., Ярошинская А. П., 2021

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

These deviations cause the decrease of the level of motor functions, which is revealed in disorders in physical and mental spheres. Hard of hearing teenagers lag behind their peers in physical development and physical fitness.

Keywords: stress, hard of hearing teenagers, hearing loss, sports activity, football, deaf sport, remedial classes, adapted program, psychophysical peculiarities, pre-start condition

For citation: Yankevich I. E., Yaroshinskaya A. P. Psychophysical Peculiarities of Hard of Hearing Teenagers. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2021;(4):15-30. (In Russ.).

Исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме отклонений в развитии детей в последние годы являются актуальными для изучения процессов в области педагогики и физиологии. Развитие медицины и физиологии способствовало более глубокому пониманию различных нарушений слуха у подростков [1]. Особенностям механизмов стрессовых реакций у подростков с нарушением слуха и зрения до сих пор не уделялось внимания. У слабослышащих подростков проявляются стрессогенные факторы в предстартовом периоде соревнований по футболу, что оказывает негативное воздействие на физиологические параметры организма слабослышащих подростков.

Использование разработанного и экспериментально обоснованного комплекса занятий позволяет слабослышащим подросткам, занимающимся спортом, снизить уровень негативной стрессорной реакции в предстартовом периоде и тем самым повысить уровень их физиологической адаптации к физическим нагрузкам, а также значительно улучшить их технико-тактическую подготовку.

Психофизические отклонения различаются по:

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

нозологии поражения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного

аппарата, центральной нервной системы и др.;

структуре и тяжести нарушения, времени его возникновения;

характеру и причинам возникновения, прогнозу, присутствию

сопутствующего заболевания, состоянию сохранных функций;

социальной интеграции.

Мышление, память и восприятие как основа психофизических и психоэмоциональных особенностей страдают при снижении слуха, вследствие чего нарушается речевая функция. Это приводит к уменьшению объема получаемой информации и в дальнейшем накладывает отпечаток на развитие двигательных навыков и качеств [2].

Причин, вызывающих нарушений слуха, несколько. Например, известно, что при воспалительных заболеваниях среднего уха (это звукопроводящий аппарат) может развиться легкая и средняя степень нарушения слуха [3].

Слуховые нарушения бывают врожденные и приобретенные. Процент врожденных поражений значительно меньше, чем приобретенных. Большую роль в причинах врожденных нарушений слуха играет наследственность.

Подростки с нарушением слуха утрачивают навыки общения, что, несомненно, негативно сказывается на психофизических особенностях ребенка: происходит ограничение количества входящей информации, это в свою очередь приводит к ухудшению памяти, притупляет воображение. Нередко у подростков с нарушением слуха страдает вся познавательная сфера.

Для того чтобы осознать степень нарушений физического и психического состояния детей с нарушением слуха, необходима классификация нарушений [4]. Она важна как для врачей, так и для сурдопедагогов. Такая классификация была предложена Л. В. Нейманом [5]. Согласно ей, восприятие в диапазоне от 500 до 3500 Гц становится затруднительным, при частоте 80 дБ наступает глухота, а при диапазоне 15 до 80 дБ - тугоухость. Л. В. Нейман различает

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

четыре степени тугоухости: 125 - 2000 Гц, 125 - 1000 Гц, 125 - 500 Гц, 125 -250 Гц [5].

Педагогами были предложены подходы к обучению детей со слуховыми нарушениями. Широко распространена классификация Р. М. Боскис, разработанная на основе теории компенсации психических функций Л. С. Выготского. В основу легли особенности развития детей, связанные со степенью потери слуха и временем возникновения дефекта [6].

Согласно классификации Р. М. Боскис, дети с нарушениями разделяются на следующие группы: ранооглохшие, позднооглохшие и тугоухие.

Первая - ранооглохшие дети с легкой степенью нарушения развития слуха, врожденного восприятия речи и, как следствие, самостоятельного овладения ею. Они осваивают чтение с губ, а также слухозрительное восприятие словесной речи только при условии специального обучения, используя звукоусиливающую аппаратуру.

Вторая - группа детей, потерявших слух, когда речь была сформирована - позднооглохшие дети («глухие, сохранившие речь»). При этом мы наблюдаем разный уровень сохранности речи, который зависит от степени нарушения. При отсутствии педагогической поддержки речь таких детей ухудшается, но сохраняются навыки словесного общения. На первый план выходит освоение навыков зрительного и слухозрительного восприятия. У таких детей сохранена способность отражения действительности и присутствует речевой запас.

Третья - тугоухие дети с частичной потерей слуха. Они могут самостоятельно овладевать речью, но при этом есть существенные недостатки, которые можно корректировать в процессе обучения. Чем тяжелее нарушения слуха, тем большее значение имеет зрительное восприятие речи.

Существует взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов [7]. Посылаемые слуховые и зрительные сигналы участвуют в регуляции движений. Если нарушен слух как часть системы анализатора, происходит деформация

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

хода развития подростков этой категории: трансформируется функциональная взаимозависимость между слухом, речью и двигательной системой.

Выделяют следующее особенности двигательной сферы глухих подростков [8]:

неточная координация, неуверенность в движениях, что наблюдается в двигательных навыках;

нарушение овладения двигательными навыками в сторону их замедления; нарушение статического и динамического равновесия; понижение уровня пространственной ориентировки; уменьшение скорости выполнения движений и темпа их выполнения; не развита мелкая моторика рук, нарушена координация движения; плохо развиты скоростно-силовые способности, выносливость. Данные изменения взаимосвязаны, они зависят от глубины поражения слуха и, как следствие, ведут к недостаточному развитию речи, снижают уровень функционирования двигательного и вестибулярного анализаторов [9].

При дефекте сенсорных систем у слабослышащих подростков при выполнении упражнений на координацию нарушаются точность и отчетливость движений [10]. Освоение сложно-координационных движений и точности их выполнения требует больше времени, страдает динамическое и статическое равновесие.

Немаловажную роль в развитии уровня двигательной сферы играет вестибулярный аппарат глухих, особенно при развитии навыка равновесия. Это выражается в замедлении движений и уменьшении их амплитуды. Кроме того, большое значение в тренировке равновесия имеет мышечное чувство.

На точность движения (по теории А. О. Костаняна) влияет не только вестибулярный аппарат, но и степень зрелости двигательного анализатора [5], что непосредственно действует на прямостояние у глухих.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

Не наблюдаются различия при ходьбе с открытыми глазами у глухих и

слышащих детей. Однако при ходьбе с закрытыми глазами у них обнаруживается значительная разница. Если нет зрительного контроля, то расстройство равновесия отмечается у 45,7 % глухих.

В научных исследованиях выделяются особенности развития двигательной сферы, связанные с нарушениями морфофункциональных систем, в особенности со снижением остроты слуха и недостаточным развитием речи. На развитие двигательной сферы большое влияние оказывают речевые нарушения, следствием которых являются ограничения спортивной деятельности слабослышащих подростков.

На основании проведенных нами исследований было выявлено, что у слабослышащих подростков 13-15 лет в период предстартового состояния выявляется повышение уровня стресса на основе изменения функционального состояния и степени физической подготовленности, а также снижение уровня психоэмоционального состояния с последующим воздействием на двигательную сферу слабослышащих подростков-футболистов [11].

С целью изучения влияния комплекса коррекционных занятий для снижения уровня стресса у слабослышащих подростков был проведен эксперимент. Он проходил на базе двух астраханских школ - Областной спортивной школы по футболу (спорт глухих) и Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната II вида для обучающихся с отклонениями в развитии (слабослышащих).

В эксперименте принимали участие 123 испытуемых, в качестве которых выступили слабослышащие подростки 13-15-летнего возраста, составившие две группы: контрольную группу (КГ) (n = 40) и экспериментальную группу (ЭГ) (n = 83), к концу первого этапа разделенную случайным образом на две подгруппы (ЭГ-I и ЭГ-II). КГ состояла из учащихся Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната II вида для воспитанников с

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

отклонениями в развитии (слабослышащих) г. Астрахани. В ЭГ вошли подростки Областной спортивной школы по футболу (спорт глухих).

ЭГ-I проводила запланированные тренировочные занятия, участвовала в соревнованиях. В ЭГ-II (наряду с указанными мероприятиями) в течение пяти месяцев в восстановительный период организовывались групповые коррекционные занятия.

В основе экспериментальной методики по снижению уровня проявления стресса в предстартовом периоде у слабослышащих подростков 13-15-летнего возраста лежали специально адаптированные для данной категории лиц групповые коррекционные занятия, целью которых было повышение уровня психологической и физиологической адаптации слабослышащих подростков к соревновательной деятельности. В нашей программе использовались два коррекционных тренинга: «Анализ поведения» и «Мы вместе».

Цель тренинга «Анализ поведения» - обучение испытуемого позитивно реагировать на смену настроения, контролируя свое поведение. Тренинг рассчитан на 10 занятий по 3-4 упражнения в каждом.

Например, первое занятие «Приветствие» (цель - научить распознавать понятия добра и зла, показывать мимикой, жестами, пантомимой свое эмоциональным состояние) включало следующие упражнения.

1. Упражнение «Знакомство».

В начале занятия происходит знакомство с воображаемыми персонажами (из сказок, мифов, легенд), которые ассоциируются с гневом, обидой, завистью, злобой. Эти качества влияют на человека, делая его недовольным жизнью, злым, причиняющим боль близким ему людям (участники приводят примеры самостоятельно).

К участникам приходят Добро и Зло, которые изображают различные виды поведенческих реакций. Средствами выражения эмоций являются

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

наглядные материалы с изображением положительных и отрицательных эмоций (рис.).

Рисунок - Наглядные материалы к коррекционному тренингу по анализу поведения

2. Упражнения на эмоции.

Участники демонстрируют следующие позы: игривого мышонка, сердитого мышонка, обиженного мышонка, голодного мышонка, веселого мышонка. Затем следует обсуждение игровых моментов.

3. Иллюстрация на тему «Добро и зло».

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

Участники дорисовывают предложенные портреты для передачи

собственных эмоций. Затем следует анализ полученных рисунков.

Тренинг «Мы вместе» предполагает решение следующих задач: уменьшение напряжения в коллективе, снижение уровня страха и табу, а также тренировку памяти, обучение диагностике уровня двигательной активности у себя и других детей.

Упражнения, представленные в тренинге, имеют следующие особенности: необходимость выбора упражнения, соответствующего цели и задачам тренинга, обязательное объяснение задания участникам перед выполнением упражнения, анализ упражнения.

Структура каждого блока упражнений направлена на формирование работоспособности по принципу от простого к сложному и получение обратной связи ото всех участников процесса.

Тренинг «Мы вместе» включает десять занятий по пять упражнений в каждом.

1. Упражнения, раскрывающее эмоциональное состояние группы для повышения работоспособности, для создания единства и сплоченности. Проведение первого этапа является главным показателем того, что контакт есть, и это является началом любого взаимодействия. На упражнение отводится определенное время, плотность упражнения индивидуальна. Следует стремиться к концентрации внимания и снижению уровня тревоги.

2. Упражнения основного этапа включают использование приемов и способов всех видов коммуникации.

Применение разработанных упражнений приводит к закреплению эмоциональных состояний респондентов, выявляет особенности личности в позитивном самопредставлении собственных проблем, улучшает взаимодействие со всеми членами команды, эмпатию.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

3. Упражнения с обратной связью («Змея», «Мостик»,

«Запаздывающее зеркало» и др.). Они отражают закрепленные навыки коммуникативных способностей участников экспериментального исследования.

Целью разработанной нами коррекционной программы для слабослышащих подростков, занимающихся футболом, является снижение уровня стресса и тревожности в предстартовом состоянии, стабилизация эмоционального фона участников.

На этапах формирующего и констатирующего экспериментов нами проводилось тестирование по выявлению динамики исследуемых показателей психологической и физиологической адаптации слабослышащих подростков к соревновательной деятельности для оценки эффективности применения разработанного комплекса коррекционных занятий. Подобные комплексы, влияющие на психофизические особенности слабослышащих подростков, направлены на повышение уровня самоконтроля, эмпатии, формирование коммуникативных навыков и комфортного психоэмоционального состояния для участников тренингов.

Использование разработанной адаптированной программы «Психофизические особенности слабослышащих подростков» подтвердило ее положительное влияние на снижение уровня стресса и тревожности и на повышение уровня работоспособности участников эксперимента, что нашло непосредственное отражение в результатах соревновательной деятельности.

Список источников

1. Туфатулин Г. Ш., Королева И. В. Организация сурдологической помощи детям: монография. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, 2021. 188 с.

2. Янкевич И. Е. Развитие навыков коммуникативного взаимодействия слабослышащих обучающихся в процессе занятий адаптивной физической культурой // Коммуникативный подход в системе специального и

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно -практической конференции (14-15 мая 2019 г.) / Сост. Приходько О. Г., Павлова А. С., Миронова А. В. М.: ПАРАДИГМА, 2019. С. 290-295.

3. Туфатулин Г. Ш., Королева И. В., Мефодовская Е. К. Эпидемиология нарушений слуха у детей: распространенность, структура, аспекты слухопротезирования и социальные факторы // Вестник оториноларингологии. 2021. Т. 86. № 3. С. 28-35.

4. Федорова Д. А. Адаптивная физическая культура для детей с нарушением слуха // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 5-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 4 томах. Т. 2. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2020. С. 475-477.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2001. 224 с.

6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие. М.: Советский спорт, 2004.

303 с.

7. Швец Р. Р., Гареева А. С., Васильев Э. Р. Особенности физической подготовки спортсменов с нарушением слуха // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования: материалы VII Международной научно-методической конференции, посвященной 100-летнему юбилею Республики Башкортостан (15 марта 2019 г.). Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. С. 247-252.

8. Сафаралиев Р. Ю., Дремков А. Ю. Особенности тренировочного процесса глухих и слабослышащих спортсменов в адаптивном спорте // Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте: материалы Международной научно-практической конференции. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2019. С. 98-101.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

9. Сятова А. А. Выполнение нормативов физической подготовки в

спортивно-адаптивных школах // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. В 3-х томах. (24 апреля 2018 г.). Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2018. С. 195-197.

10. Головко А. А. Закономерности развития основных двигательных качеств у инвалидов с нарушением слуха // Физическая культура студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2019. С. 400-404.

11. Янкевич И. Е. Учет психомоторных нарушений как ресурс для проектирования коррекционной программы занятий футболом со слабослышащими подростками // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений (Одинцово, 21 февраля 2015 г.) / Отв. ред. В. Е. Цибульникова. М.: Издательство «Перо», 2015. С. 307-312.

References

1. Tufatulin G. Sh., Koroleva I. V. Organization of audiology aid for children. Monograph. Saint-Petersburg: North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov; 2021. 188 p.

2. Yankevich I. E. Development of communicative interaction skills of hard of hearing students during adaptive physical education classes: Communicative approach in the system of special and inclusive education of children with disabilities: collection of scientific articles on the proceedings of the Interregional

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

scientific and practical conference (May 14-15, 2019). Comp. Prihodko O. G., Pavlova A. S., Mironova A. V. Moscow: PARADIGMA; 2019. P. 290-295.

3. Tufatulin G. Sh., Koroleva I. V., Mefodovskaya E. K. Epidemiology of children's hearing loss: prevalence, structure, aspects of hearing aid and social factors. Vestnik otorinolaringologii = Otorhinolaryngology Journal. 2021;(86(3)):28-35.

4. Fedorova D. A. Adaptive physical education for hard of hearing children: Science of the youth is the future of Russia: collection of scientific articles of the 5 th International scientific conference of the promising developments of young scientists: in 4 volumes. V. 2. Kursk: the Southwest State University; 2020. P. 475-477.

5. Neiman L. V. Anatomy, physiology and pathology of hearing and speech organs: textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Vlados; 2001. 224 p.

6. Boskis R. M. Deaf and hard of hearing people. Moscow: Soviet Sport; 2004.

303 p.

7. Shvets R. R., Gareeva A. S., Vasiliev E. R. Peculiarities of physical training of athletes with hearing disorders: Physical education and sport in the system of higher and professional education: materials of the 7th International scientific and methodic conference dedicated to the 100th anniversary of Republic of Bashkortostan (March 15, 2019). Ufa: USPTU Publishing; 2019. P. 247-252.

8. Safaraliev R. Y., Dremkov A. Y. Peculiarities of the training process of deaf and hard of hearing athletes in adaptive sport: Development of modern methods and innovations in physical culture and sport: proceedings of the International scientific and practical conference. Astrakhan: Publishing house «Astrakhan University»; 2019. P. 98-101.

9. Syatova A. A. Fulfillment of physical training standards in sports-adaptive schools: Actual problems of theory and practice of physical education, sport and tourism: proceedings of the 6th All-Russian scientific and practical conference of

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

young researches, post-graduate, MA and BA students dedicated to the 10th anniversary of the victory of Kazan in the bid campaign for the right to host 27th World Summer Student Games of 2013 and the 5 th anniversary of the 2013 Student Games. In 3 volumes. (April 24, 2018). V. 2. Kazan: The Volga Region Academy of Sports and Tourism; 2018. P. 195-197.

10. Golovko A. A. Regularities in the development of basic motor skills in hard of hearing people. Physical education of students: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Saint-Petersburg; 2019. P. 400-404.

11. Yankevich I. E. Consideration of psychomotor disorders as a resource for designing a remedial football program for hard of hearing teenagers: Psychological and pedagogical support for a person in education: collection of articles of the 3rd International scientific and practical conference, of Odintsovo psychological and pedagogical readings (Odintsovo, February 21, 2015). Ex. editor V. E. Tsibulnikova. Moscow: Pero Publishing; 2015. P. 307-312.

Информация об авторах И. Е. Янкевич - спортивный директор ООО «Федерация спортивной хореографии России».

А. П. Ярошинская - доктор биологических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания.

Information about the authors I. E. Yankevich - Sports Director, All-Russian Non-Governmental Organization «Russian Sport Choreography Federation».

A. P. Yaroshinskaya - Doctor of Science in Biology, Associate Professor, Professor of Russian Academy of Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

© Янкевич И. Е., Ярошинская А. П., 2021

Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15-30. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 15-30.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 8.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was published 29.10.2021; approved after reviewing 8.12.2021; accepted for publication 16.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.