The study of the clinical status of newborn infants born prematurely, after IVF, found that the RDS is a severe pathology of the respiratory system and cause high mortality. To address many issues concerning the survival and care of premature infants born after IVF, requires a clear organization of the maternity unit staff, the availability of highly skilled professionals of Perinatology, to ensure timely assistance and treatment of infants of this group in a tertiary institution.
Key words: newborn, IVF, respiratory distress syndrome.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС БЕРЕМЕННЫХ, ПРОШЕДШИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДОРОДОВУЮ ПОДГОТОВКУ
Ж.Х. Имамбаева, Ж.А. Иманбаева, Чепрасова Т.В., Куватова А.Т., Крыма А.И.
Казахский Национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова, ГККП «родильный дом» №5
Беременность, в современных условиях высокого уровня интенсивности производственных процессов темпа жизни, даже при физиологическом ее течении оказывает существенное влияние на психику женщины и является своеобразным стрессовым фактором. Как известно, хронический стресс будет играть роль пускового механизма для начала проявления различных осложнений беременности и перинатального периода [1,2].
В настоящее время мало научных исследований, посвященных изучению психоэмоционального состояния беременных, образа жизни, влияния физических, природных факторов на гестационный период. Существующая в настоящее время психопрофилактическая подготовка, введенная в практику родовспоможения, требует усовершенствования. Возникла потребность укрепления психического здоровья беременных, управления стрессом, снижение чувства беспокойства, страха, что требует изучение данного вопроса с новых позиций. [3,4,5]
Целью исследования явилось: изучение особенностей психоэмоционального статуса беременных под влиянием оздоровительной методики.
Материалы и методы исследования. Изучено состояние психоэмоционального статуса у 60 беременных женщин, состоящих на диспансерном учете в женской консультации №8 и 6 г. Алматы. Из них 30 беременных в процессе всего гестационного периода занимались в оздоровительной группе (основная группа), а 30-не занимались (сравнительная группа). Беременные в исследуемых группах распределялись следующим образом: по возрастному составу: в основной группе средний возраст составил 25,8 лет, в сравнительной - 24,2 года. По паритету: в основной группе первородящих было 64%, повторнородящих - 36%, в контрольной группе соответственно 58% и 42%. Анализ анамнестических данных, касающихся семейного положения, показал: в основной группе обследуемых в зарегистрированном браке состояли 76,7%, гражданском - 16,7% и незамужних-6,6%, в сравнительной группе соответственно: 83,3%, 13,4%, 3,3%. По обращаемости в женскую консультацию, в основной группе ранняя явка составила 73,4% и поздняя - 26,6%, в контрольной группе соответственно: 80% и 20%.
Обращает внимание в обеих исследуемых группах весьма высок процент экстрагенитальной патологии, при этом ведущее место занимает хронический пиелонефрит, у 56% беременных основной и 57% - сравнительной группы. Второй по частоте - эндемический зоб - 26,7 % в основной и 25% - в сравнительной группах; на третьем месте - заболевания бронхолегочной системы в основной 9,5% и 10% в сравнительной группах.
При анализе анамнестических данных отмечено, что акушерский анамнез был отягощен медицинскими и самопроизвольными абортами у 40% исследуемых в основной и 43,7% в контрольной группах. Гинекологический анамнез отягощен воспалительными заболеваниями у 13,3% в основной, у 15,7% - сравнительной группы. Как видно, сравниваемые группы беременных были вполне репрезентативными. Обследуемые нами беременные в процессе диспансерного наблюдения подверглись необходимому декретированному объему обследования, профилактическому лечению, из них 30 беременные, входящих в основную группу, дополнительно прошли оздоровительную дородовую подготовку.
Разработанная нами специально для беременных оздоровительная методика под названием «Физическая психоэмоциональная дородовая подготовка» (ФПЭП) проводилась с пациентками в условиях женской консультации с I триместра беременности в виде десяти ежемесячных семинарских занятий. Каждое занятие продолжительностью 2 часа, состояло из 4-х частей: психоэмоциональной подготовки, физических упражнений, дыхательной гимнастики и закаливающей процедуры - обливание холодной водой. Предложенная методика физической психоэмоциональной подготовки беременных преследует цель самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, систем, словесного подкрепления с целью повышения психоэмоционального потенциала, воспитания активного внимания, воли, формирования самообладания и активной реакции на раздражители. Приобретение беременными простых навыков оздоровления, как показал наш опыт, помогает восстановить им психоэмоциональное равновесие. Этот эффект усиливается если психофизическая тренировка сочетается с закаливающими процедурами, в частности - обливание холодной водой [3,4].
Воздействие на психоэмоциональный статус пациенток проводили с применением элементов рациональной и позитивной психотерапии. Применяя методики рациональной психотерапии, преследовалась цель: основываясь на анамнестических данных, особенностях репродуктивной функции, течении данной беременности использовать их в виде логических доводов для преодоления неверного представления пациентками о состоянии своего здоровья, необоснованных страхов, тревоги. Напротив, требовалось убедить в благоприятном течении беременности и родов, необоснованости страхов [5, 6]. Придавалось большое значение установлению доверительного контакта, основанного на безусловном уважении, эмпатии. С помощью беседы выявлялись эмоциональные переживания, проблемы взаимопонимания в социуме. После конкретизации проблемы проводились озвучивание и обсуждение альтернативных вариантов решения эмоциональных проблем. Необходимо подчеркнуть важность инициативы со стороны женщин в решении своих эмоциональных проблем. Обсуждение примеров, случаев из повседневной жизни во многом способствует формированию положительных психологических реакций. Применение элементов позитивной психотерапии основано на позитивном толковании симптомов, жизненных ситуаций с использованием специально подобранных примеров, случаев из повседневной жизни, литературных произведений, кинофильмов, тем самым создавались у пациенток позитивные психологические реакции [7]. Важнейшим компонентом психофизической тренировки явилось приобретение навыков регуляции дыхания, мышечного тонуса и состояния психики. Дыхательная гимнастика, которая является одной из основных частей ФПЭП не только повышает устойчивость организма кислородной недостаточности, но и способствует уравновешиванию нервных процессов и, что очень важно, повышает эффективность идеомотор-ных актов. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению является своеобразной гимнастикой нервных центров [8,9,10,11].
Следовательно, сочетание произвольной мышечной активности и устного убеждения при психофизической подготовке более эффективны, чем изолированное словесное самовнушение. Следовательно, психоэмоциональное состояние тесно связано с мышечным тонусом. Было установлено, что дыхательная и двигательная реакции ослабляют состояние тревоги [9,10,11].
Как видно, отличительной особенностью предложенной нами физической психоэмоциональной дородовой подготовки является сочетание психоэмоционального воздействия с другими оздоровительными мероприятиями, такими как: физические упражнения, дыхательная гимнастика и закаливающие процедуры (обливание холодной водой).
Для объективной оценки психоэмоционального статуса беременных были применены тестовые методы, позволяющие дать количественную и качественную характеристику психоэмоционального состояния пациенток. Нами была использована методика определения реактивной и личностной тревожности по Ч.Спилбергеру и Ю.Л.Ханину [7, 8].
Тестирования проводились в динамике: до занятий по оздоровительной методике и после по триместрам беременности.
Результаты исследования и обсуждения. Результаты исследования показали, что у пациенток, участвующих в наших исследованиях отмечалась высокая степень реактивной и личностной тревожности, начиная с первого триместра беременности. Во втором триместре прослеживается некоторый спад напряженности психоэмоционального состояния пациенток. В третьем триместре беременности вновь усиливается психоэмоциональный дискомфорт. Надо отметить, что в психологическом отношении самыми «критическими» являются первый и третий триместры беременности.
В основной группе, до занятий по ФПЭП - подготовке высокий уровень реактивной тревожности отмечен у 70% и личностной тревожности - 66,6% пациенток. Средняя степень реактивной тревожности выявлена у 20% и личностной - 26,7% беременных. Низкий уровень реактивной тревожности определен только у 10% и личностной - 3,3% пациенток. В первом триместре после прохождения первого цикла занятий по ФПЭП - дородовой подготовке в психологических реакциях беременных существенных изменений не произошло, преимущественно выявляется высокий уровень как реактивной, так и личностной тревожности - по 66,7%. Во втором триместре после прохождения повторных циклов оздоровительной программы прослеживается значительный спад психологического напряжения за счет повышения удельного веса пациенток с низким и средним уровнями реактивной и личностной тревожности. Высокий уровень реактивной тревожности у данной группы пациенток снизился в 3,3 раза и личностной в 1,5 раза по сравнению с показателями реактивной и личностной тревожности у пациенток в первом триместре (Р<0,005). В третьем триместре беременности после более продолжительных занятий по оздоровительной программе (в среднем от 3 до 5 семинаров) у респонденток отмечены более стабильные позитивные сдвиги в пихоэмоциональном состоянии - значительное превышение количества пациенток с низким и средним (60% реактивная и 53,3% личностная тревожность) над высоким уровнем тревожности (соответственно 40% и 46,4%).
Тестирование беременных сравнительной группы, которые не проходили дородовую подготовку, показало, что их психоэмоциональное состояние можно оценить как «критическое». Особенно это выражено в первом и третьем триместре беременности. В частности, в третьем триместрах респонден-ток с низким уровнем реактивной и личностной тревожности вообще не выявлено. В основном превалируют респондентки с высоким уровнем реактивной и личностной тревожности (соответственно 73,4% и 66,6%). При сравнении их данных с пациентками основной группы высокий уровень реактивной тревожности выявлены в 1,8 раз, личностной в 1,4 раз чаще (Р<0,05). Следовательно, у пациенток сравни-
тельной группы создавшийся фон психоэмоционального напряжения в процессе беременности не снижается, напротив имеет четкую тенденцию к усилению.
Таким образом, на основании полученных данных можно утверждать, что применение ФПЭП - дородовой подготовки в процессе диспансерного наблюдения существенно влияет на психоэмоциональное состояние беременных. Из изложенного очевидно, что пациентки с началом беременности находятся в состоянии психоэмоционального напряжения. Наряду с физическими недугами у беременных страдает психическое здоровье. Следовательно, каждой беременной необходима психотерапевтическая помощь. Психическое здоровье женщины влияет не только на течение беременности, но и на состояние плода, новорожденного и на последующую жизнь человека. Заботясь о благоприятном течении беременности, мы заботимся о психическом здоровье будущего поколения. Литература
1.Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - Москва: Медицина,- 1997 - 265 с.
2.Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1998 - С.190 с.
3.Сейтжанова К.Д., Имамбаева Ж.Х., Иманбаева Ж.А., Палтушева Т.П. //Физическая психоэмоциональная дородовая подготовка беременных (методическое пособие).- Алматы. - 2006 - 62 с.
4.Сорокина Т.Т. Роды и психика. - Минск, - 2003г.,- 254 с.
5.Мюррей Энкин, Марк Кейрис, Мери Ренфрью, Джеймс Нейлсон. //Руководство по эффективной помощи при беременности и родах.- Санкт-Петербург,- 1999 - С.145.
6.Филиппов Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - Москва, -2002 - 240 с.
7.Куимова Н.И. Применение психотерапии в акушерстве как один из методов антенатальной охраны плода и новорожденного. Тез.докладов: вопросы охраны здоровья женщины.- Ставрополь- 1977 - 36-38 с.
8.Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. -Москва. - «Медицина».- 1976 - 178 с.
9.Шика Л. Л. Физиология дыхания - Л. 1973. 63 с.
10.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой - Москва, 2002. - 128 с.
11.Динейка К. В. Десять уроков психофизической тренировки. - Москва. 1997. 62 с.
Психоэмоциялык мэртебе сауыктыру TyyFa дешн эзiрлеу еткен аягм ауыр Ж.Х. Имамбаева, Ж.А. Иманбаева, Чепрасова Т.В., Куватова А.Т., Крыма А.И. Б^л гылыми мавдлада салауатты жYЙелердщ непзшде к^растырылган жYктi эйелдердi босануга дайындайтын арнайы физикальщ психо-эмоционалдьщ эдастщ жуктшердщ мазасыздану, эбiржу децгешн темендетш психоеэмоционалдык; жагдайын жаксартып босану эрекетше он эсерш типзетш аны^талды.
The psychoemotional status of the pregnant women, had antenatal training
Z.H.Imambaeva, Z.A.Imanbaeva, Cheprasova T.V., Kuvatova A.T., Crimea А.И.
Physical, non-emotional sanitary preparation for pregnant women reduces the psychic tension and influences on condition of non-emotional pregnant women positively.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФЕРТИЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН СТАРШЕ 40 ЛЕТ
(Обзор литературы)
Тайбагарова Ж.Б.
Институт Репродуктивной Медицины
Тенденция к более позднему рождению детей привела к увеличению числа женщин, требующих проведения терапии бесплодия в зрелом возрасте. Не секрет, что в современном мире увеличивается частота планирования рождения детей женщинами старше 40 лет. Женщины занимаются карьерой, решают жилищные проблемы и просто откладывают вступление в брак, а иногда это повторный брак с желанием рождения совместных детей. Однако способность к зачатию у женщин прекращается в среднем в 41-43 года[3]. Выключение репродуктивной функции не всегда соответствует старению других органов и тканей.
С возрастом растет число женщин с сопутствующими гинекологическими заболеваниями, перенесшими оперативные вмешательства на яичниках, соматическими нарушениями, препятствующими беременности.
Вероятность беременности на один цикл у женщины, живущей регулярной половой жизнью, начинает снижаться с 27-29 лет, что соответствует первому статистически значимому повышению базального уровня ФСГ [3].
К 35-39 годам вероятность зачатия уменьшается в 2 раза по сравнению с возрастом 19-26 лет [3]. Более того, примерно к 42 году жизни происходит полная потеря способности женщины к зачатию - в среднем за 3 года до начала нарушений менструального цикла и за 8 лет до менопаузы [E. te Velde].
Однако, имеются данные, что женщины с 5-10 родами за жизнь чаще сохраняют способность к зачатию к 45 годам по сравнению с нерожавшими и теми, у кого было малое количество родов. Эти наблюдения вписы-