Научная статья на тему 'ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ И ИППОВЕНЦИИ'

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ И ИППОВЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ИППОВЕНЦИЯ / ИНТЕРНАТ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матиозова А.Н.

в статье анализируется психоэмоциональное состояние воспитанников школ-интернатов с ОВЗ в процессе иппотерапии и ипповенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матиозова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ И ИППОВЕНЦИИ»

психологической защищенности). Необходимо отметить, что меры профилактики должны осуществляться как самим преподавателем, так и образовательной организацией.

Подводя итог, отметим, что проблема профессионального выгорания преподавателей оказывает существенное влияние не только на самого педагога, но и на весь образовательный процесс, и на субъектов, в нем задействованных, что требует более пристального внимания к проблеме и более серьезного отношения к мерам профилактики.

Список литературы

1. Коунтесс Д'са И.П. Профессиональное выгорание преподавателей // Современная наука: новые подходы и актуальные исследования, 2020. С. 288-291.

2. Кряжева Е.В. Особенности профессионального выгорания преподавателей профессиональных учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования, 2016. № 53-3. С. 235-243.

3. Мессинева Е.М. Проблема профессионального выгорания у преподавателей Вузов // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. Т. 9. № 2.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1972.

5. Березовская Р.А. Особенности отношения к работе и синдром выгорания у руководителей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2016. №4. С. 39-46.

6. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. «Экономические науки», 2019. № 1 (7).

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ И

ИППОВЕНЦИИ Матиозова А.Н.

Матиозова Анастасия Николаевна - студент, специальность: клиническая психология, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье анализируется психоэмоциональное состояние воспитанников школ-интернатов с ОВЗ в процессе иппотерапии и ипповенции. Ключевые слова: иппотерапия, ипповенция, интернат, дети.

Современное научное сообщество в полной мере уже изучило эффективность методов иппотерапии и ипповенции. Многие страны пользуются этим нетрадиционным методом воздействия. Чаще всего его применение изучается на детях с различными нарушениями, особой категории, которая называется «категория с ограниченными возможностями здоровья». Также, во многих исследованиях принимали участие дети с ОВЗ, находящиеся в учреждениях интернатного типа.

Однако, в городе Владивостоке, в силу слабой развитости конного спорта данный метод слабо востребован, несмотря на его доказанную эффективность, которая не вызывает сомнений согласно отечественным и зарубежным исследованиям. Во Владивостоке более 10 коррекционных школ, в которых находятся дети с различными нарушениями, которые нуждаются в дополнительной помощи, направленной на социализацию, реабилитацию и коррекцию имеющихся нарушений. Программа иппотерапии и ипповенции, как

эффективные методы реабилитации детей с нарушениями оказала бы влияние не только на участников и их психоэмоциональное благополучие, но и на развитие города в целом.

Проект «Не бойся, я с тобой!», в рамках которого проводилось данное исследование, первый проект, выигравший в конкурсе президентских грантов, благодаря которому была организована совместная работа конного клуба «ROSSO» и школ-интернатов коррекционного типа. Данное исследование, направленное на изучение психоэмоционального состояния воспитанников школ интернатов с ОВЗ является одним этапов полной реализации программы для таких детей. Благодаря ему актуальные для воспитанников негативные психоэмоциональные состояния будет возможность изучить и поспособствовать его улучшению.

Психоэмоциональное состояние включает в себя и физиологические изменения, и когнитивные процессы, и поведенческие реакции на ситуацию субъективно важную для человека. А.Г. Маклаков [Ошибка! Источник ссылки не найден.] (2012 г.) дает определение психоэмоционального состояния - «особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты». Другими словами, это эмоциональное реагирование с изменением психических состояний соответственно ситуации.

Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», а также меры защиты и социальной поддержки данной категории, в целом, не предусмотрены законом. Однако существует понятие в федеральном законе от 29.12.2012 «273-Ф3 «Об образовании», согласно которому «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий». Для таких детей утверждено обучение по программам дошкольного, начального и общего среднего образования.

В силу нахождения в школе-интернате возможности в получении всесторонней медицинской помощи, социальной поддержки, социализации могут быть ограничены. Тогда на помощь приходят благотворительные программы оказания нетрадиционных методов воздействия и реабилитации. Одним из таких методов являются иппотерапия и ипповенция. Иппотерапия - метод психофизиологического воздействия верховой езды на человека с целью оздоровления и реабилитации. Ипповенция - представляет собой направление психологии, при котором осуществляется педагогическое и психологическое сопровождение развития детей и взрослых с помощью лошади.

В начале исследования психоэмоциональное состояние воспитанников школ-интернатов с ОВЗ было в большей степени тревожным и напряженным, но общий эмоциональный фон был положительный в преддверии уроков иппотреапией и ипповенцией. Основной потребностью, выявленной с помощью предложенных методик, является потребность в поддержке и защите. Также, выявлена фрустрация в общении и защите, что также провоцирует повышение тревожности у респондентов выборки.

Во втором срезе есть положительные изменения в состояниях тревоги, настроения и вегетативного тонуса. Эти данные свидетельствуют о состоянии нервной системы и уровне работоспособности респондентов, так как согласно приближению коэффициента Шипоша к 1, вегетативный тонус стабилизируется и приближается к балансу симпатической и парасимпатической нервной системы, которые регулируют основные виды человеческой деятельности. Без преобладающей активности одной из систем эмоциональные реакции становятся более контролируемыми и адекватными ситуации.

По полученным результатам, можно сказать, что на протяжении работы у исследованных воспитанников школ-интернатов психоэмоциональное состояние до занятий иппотерапией и ипповенцией характеризуется тревогой, нестабильностью настроения, волнением, и неуверенностью в себе. После проведения уроков иппотерапии и ипповенции у большинства респондентов есть положительная динамика, предположительно, связанная с взаимодействием с лошадью. Дети стали увереннее в общении и обращении с животным, их настроение стало более позитивным, показатели тревоги и фрустрации стали ниже, дети

102

стали менее импульсивны и более дисциплинированны. Негативная динамика участников исследования тоже присутствует, она может быть обусловлена тем, что в их жизни происходят важные события, так как, по наблюдениям, все дети при посещении конного клуба, если и были в начале урока серьезными, или хмурыми, через некоторое время общения с лошадью, они начинали улыбаться, и становились активнее, чем в начале урока.

Данное исследование имеет практическую значимость и региональную актуальность. Также следует отметить, что был реализован только первый этап и исследование имеет перспективу расширения количества исследуемых, а также формирования контрольной выборки с целью аргументированного доказательства положительного влияния иппотерапии и ипповенции на психоэмоциональное состояние воспитанников школ-интернатов.

Список литературы

1. Стрельникова А.С., Выселковая Е.А. Методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями, 2015.

2. Третьякова Н.Ю. Проблемы нравственно-правового воспитания глухих учащихся // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2010. № 161.

3. Цверава ДМОдновременные телеметрические исследования деятельности сердца всадника и лошади в условиях спортивной тренировки // Метод, рекоменд. МЗ СССР. Тбилиси, 1985. 196 с.

4. Шатунов Д.А. Формирование показателей физического здоровья, физической подготовленности, снижение тревожности у учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха средствами экспериментальной коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2016. № 1.

5. Clair C.St. a Claire L. Forrest - Early Risk Factors and Emotional Difficulties in Children at Risk of Developmental Language Disorder: A Population Cohort Study Michelle, «Journal of Speech, Language, and Hearing Research», 2019.

6. Fidan T., Kirpinar I., Oral M., Kogak K. Is there a relationship between attention deficit/hyperactivity disorder and manic symptoms among children with mental retardation of unknown etiology. Compare Psychiatry, 2011.

7. Guindos-Sanchez L., Lucena-Anton D., Moral-Munoz J.A., Salazar A. The Effectiveness of Hippotherapy to Recover Gross Motor Function in Children with Cerebral Palsy: A Systematic Review and Meta-Analysis. Children (Basel). 2020.

8. Kumar Indrabhushan et al. "Social development of children with mental retardation." Industrial psychiatry journal, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.