Научная статья на тему 'ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, ПЕРЕНЕСШИХ COVID-19'

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, ПЕРЕНЕСШИХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / COVID 19 / depression / anxiety / students / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прохоров П.Ю., Путилин Л.В., Кожевникова Т.Н.

Цель работы - изучение влияния коронавирусной инфекции на уровень тревожности и депрессии у молодых людей. Материалы и методы исследования. Весной 2022 года в рамках занятий по пропедевтике внутренних болезней 163 студента (111 девушек и 52 юноши 2 - 3 курсов медицинского института ТулГУ, средний возраст 21,5±2,8 и 21,3±1,7 лет соответственно) заполнили анкету, где отметили факт перенесения/отсутствия коронавирусной инфекции, а также оценили свой уровень тревожности и депрессии. Для оценки уровня тревожности и депрессии применялась госпитальная шкала тревожности и депрессии (HADS; A.S. Sigmond, R.P. Snaith, 1983). Результаты и их обсуждение. Средний балл шкалы HADS был выше у переболевших девушек (12,1±0,9 балла) в сравнении с не болевшими студентками (9,6±0,9 балла при p=0,03). В свою очередь, у юношей этот показатель составил 11,3±1,3 и 7,8±1,1 балла соответственно (p<0,05). Уровень депрессии был ниже у не болевших девушек по сравнению с девушками, перенесших заболевание (4,3±0,5 б и 5,5±0,5 балла при p<0,05). Выраженность тревожности также оказалась ниже среди не болевших студенток: 5,4±0,4 балла и 6,5±0,5 балла при p<0,05. Среди юношей достоверные различия наблюдались только в уровне депрессии (3,7±0,6 балла у не болевших и 6,1±0,8 балла у переболевших; p=0,03). Заключение. Новая коронавирусная инфекция способна негативно влиять на психическое здоровье молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прохоров П.Ю., Путилин Л.В., Кожевникова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF MEDICAL STUDENTS AFTER COVID-19

The aim of the work was to study the influence of coronavirus infection on the level of anxiety and depression in young people. Materials and Methods. In the spring of 2022, 163 students of 2 - 3 years (111 girls and 52 boys) in the classes of propaedeutics of internal medicine filled in the questionnaire, where the fact of having had/not having had coronavirus infection as well as their anxiety and depression levels were noted. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS; A.S. Sigmond, R.P. Snaith, 1983) was used to assess the level of anxiety and depression. Results. The mean score of the HADS scale was higher in those with Covid - 19 females (12.1±0.9) compared with those without (9.6±0.9 at p=0.03). In turn, this index was 11.3±1.3 and 7.8±1.1, respectively (at p<0.05) in males. Depression levels were lower in non - disease - exposed females compared with disease - exposed female (4.3±0.5 and 5.5±0.5 at p<0.05). Anxiety severity was also lower among the female students who had not been ill: 5.4±0.4 and 6.5±0.5 at p<0.05. Significant differences in males were observed only in the level of depression (3.7±0.6 among the healthy and 6.1±0.8 among the once - infected at p=0.03). Conclusion. A new coronavirus infection is capable of adversely affecting the mental health of young people.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, ПЕРЕНЕСШИХ COVID-19»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 3 - P. 23-25

УДК: 612.821 DOI: 10.24412/1609-2163-2023-3-23-25 EDNKVEMOK ^^

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА,

ПЕРЕНЕСШИХ COVID-19

П.Ю. ПРОХОРОВ, Л.В. ПУТИЛИН, Т.Н. КОЖЕВНИКОВА

ФГБОУ ВО Тульский государственный университет, Медицинский институт, ул. Болдина, д. 128, г. Тула, 300012, Россия

Аннотация. Цель работы - изучение влияния коронавирусной инфекции на уровень тревожности и депрессии у молодых людей. Материалы и методы исследования. Весной 2022 года в рамках занятий по пропедевтике внутренних болезней 163 студента (111 девушек и 52 юноши 2-3 курсов медицинского института ТулГУ, средний возраст 21,5±2,8 и 21,3±1,7 лет соответственно) заполнили анкету, где отметили факт перенесения/отсутствия коронавирусной инфекции, а также оценили свой уровень тревожности и депрессии. Для оценки уровня тревожности и депрессии применялась госпитальная шкала тревожности и депрессии (HADS; A.S. Sigmond, R.P. Snaith, 1983). Результаты и их обсуждение. Средний балл шкалы HADS был выше у переболевших девушек (12,1±0,9 балла) в сравнении с не болевшими студентками (9,6±0,9 балла при p=0,03). В свою очередь, у юношей этот показатель составил 11,3±1,3 и 7,8±1,1 балла соответственно (p<0,05). Уровень депрессии был ниже у не болевших девушек по сравнению с девушками, перенесших заболевание (4,3±0,5 б и 5,5±0,5 балла при p<0,05). Выраженность тревожности также оказалась ниже среди не болевших студенток: 5,4±0,4 балла и 6,5±0,5 балла при p<0,05. Среди юношей достоверные различия наблюдались только в уровне депрессии (3,7±0,6 балла у не болевших и 6,1±0,8 балла у переболевших; p=0,03). Заключение. Новая коронавирусная инфекция способна негативно влиять на психическое здоровье молодых людей.

Ключевые слова: депрессия, тревожность, студенты, COVID-19.

PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF MEDICAL STUDENTS AFTER COVID-19 P.YU. PROKHOROV, L.V. PUTILIN, T.N. KOZHEVNIKOVA Tula State University, Medical Institute, Boldin Str., 128, Tula, 300012, Russia

Abstract. The aim of the work was to study the influence of coronavirus infection on the level of anxiety and depression in young people. Materials and Methods. In the spring of 2022, 163 students of 2-3 years (111 girls and 52 boys) in the classes of propaedeutics of internal medicine filled in the questionnaire, where the fact of having had/not having had coronavirus infection as well as their anxiety and depression levels were noted. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS; A.S. Sigmond, R.P. Snaith, 1983) was used to assess the level of anxiety and depression. Results. The mean score of the HADS scale was higher in those with Covid-19 females (12.1±0.9) compared with those without (9.6±0.9 at p=0.03). In turn, this index was 11.3±1.3 and 7.8±1.1, respectively (at p<0.05) in males. Depression levels were lower in non-disease-exposed females compared with disease-exposed female (4.3±0.5 and 5.5±0.5 at p<0.05). Anxiety severity was also lower among the female students who had not been ill: 5.4±0.4 and 6.5±0.5 at p<0.05. Significant differences in males were observed only in the level of depression (3.7±0.6 among the healthy and 6.1±0.8 among the once-infected at p=0.03). Conclusion. A new coronavirus infection is capable of adversely affecting the mental health of young people.

Keywords: depression, anxiety, students, COVID-19.

Введение. Последствия новой коронавирусной инфекции могут выражаться в психосоматических расстройствах, в том числе в нарушении функционирования отдельных органов или целых систем организма, с чем уже сталкиваются врачи разных специальностей в лечебных учреждениях всех профилей [3]. В свою очередь, информационное сопровождение пандемии COVID-19 может усиливать выраженность тревоги и беспокойства [1].

Постковидные проявления могут в том числе негативно отражаться и на психическом здоровье студентов. Шкала депрессии и тревожности HADS (Л^. Sigmond, R.P. Snaith, 1983) способна выявить и оценить влияние на психоэмоциональное состояние студентов самой инфекции, а также связанных с нею ограничений [2].

Подобные исследования представляются очень

важными: во время пандемии COVID-19 студенты тайваньского университета медицины чаще всего указывали депрессию (52%), страх (41%), тревожность (32%), а также стресс (30%) и нарушения сна (27%) как основные факторы, снизившие их уровень здоровья [6].

Подобные влияния пандемии обнаруживались и в Ливане: дистанционное обучение на онлайн-платформах увеличило уровень эмоциональных расстройств среди студентов, что выражалось в существенной корреляции удовлетворенности обучающихся с выраженностью депрессии, тревоги и стресса [5].

Высокая ответственность за будущих пациентов, профессиональное выгорание ещё до первого дежурства, а также ежедневный стресс от недосыпания делают студентов медицинских университетов особенно уязвимой группой для возникновения ментальных

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2023 - Т. 30, № 3 - С. 23-25 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 3 - P. 23-25

расстройств [4], именно поэтому своевременное выявление изменений в психоэмоциональной сфере молодых врачей является актуальной задачей.

Целью работы явилось изучение влияния ко-ронавирусной инфекции на уровень тревожности и депрессии у молодых людей.

Материалы и методы исследования. Весной 2022 года в рамках занятий по пропедевтике внутренних болезней 163 студента (111 девушек (Д) и 52 юноши (Юн), средний возраст 21,5±2,8 и 21,3±1,7 лет соответственно) 2-3 курсов медицинского института ТулГУ заполнили анкету, где отметили факт перенесения/отсутствия коронавирусной инфекции, а также оценили свой уровень тревожности и депрессии. Для оценки уровня тревожности и депрессии применялась госпитальная шкала тревожности и депрессии (HADS; A.S. Sigmond, R.P. Snaith, 1983), в которой отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии принимаются при сумме баллов меньше 7, субклинически выраженная тревога или депрессия - от 8 до 10 баллов, а клинически выраженная тревога или депрессия - больше 11 баллов [7].

Статистическая обработка выполнялась с использованием MS Office Excel 2016 и включала описательную статистику, двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями. Данные представлены как M±m. Достоверность различий между группами оценивали по t-критерию Стьюдента при p<0,05.

Результаты и их обсуждение. В зависимости от наличия инфекции в анамнезе все студенты были разделены на четыре группы: перенесших COVID-19 (55 Д и 26 Юн) и не подвергшихся инфекции COVID-19 (56 Д и 26 Юн). Длительность заболевания юношей и девушек достоверно не различалась и составила, соответственно, 10,6±0,8 и 10,8±0,6 дней.

Средний балл шкалы HADS был выше у переболевших Д (12,1±0,9 б) в сравнении с не болевшими Д (9,6±0,9 б при p=0,03). В свою очередь, у Юн этот показатель составил 11,3±1,3 б и 7,8±1,1 б соответственно (при p<0,05).

Уровень депрессии был ниже у не болевших Д по сравнению с Д, перенесших заболевание (4,3±0,5 б и 5,5±0,5 б при p<0,05). Выраженность тревожности также оказалась ниже среди не болевших студенток и составила 5,4±0,4 и 6,5±0,5 б (p<0,05). Среди Юн достоверные различия наблюдались только в уровне депрессии: 3,7±0,6 б у не болевших и 6,1±0,8 б у перенесших COVID-19; p=0,03 (табл. 1).

Клинически выраженные признаки депрессии (11 баллов и выше) чаще встречались у студентов, перенесших коронавирусную инфекцию (у 15%; 8/55 Д и 23%; 6/26 Юн), а среди не болевших - у 5% (3/56) Д и 4% (1/26) Юн соответственно (p<0,05). Сумма баллов по шкале депрессии не превышала 7 баллов у 92% (52/56) не болевших девушек (без клинических проявлений), а среди перенесших инфекцию девушек - лишь у 73%; 40/55 (p=0,07; тенденция к достоверности).

При изучении отдельных проявлений тревоги и депрессии было обнаружено, что Д, перенесшие СОУЮ-19, чаще указывали, что совсем не испытывают чувство бодрости (47%; 26/55), в сравнении с не болевшими студентками (29%; 16/56 при р=0,04). Не болевшие СОУЮ-19 Юн реже отмечали наличие беспокойных и тревожных мыслей (12%; 3/26), в то время как болевшие - в 35%; 9/26 случаев (р<0,05) (табл. 2).

Таблица 1

Показатели баллов шкалы ИЛОЗ у студентов с разным анамнезом СОУЮ-19, М±т

Примечание: p<0,05* - достоверность различий между перенесшими СОУЮ-19 и не болевшими студентами (¡-критерий Стьюдента)

Таблица 2

Распространенность клинически выраженной и субклинической депрессии среди студентов, а также отдельных проявлений тревожности, %

Примечание: p<0,05* - достоверность различий между перенесшими СОУ1Ю-19 и не болевшими студентами (¡-критерий Стьюдента)

Корреляционный анализ не выявил связей проявлений тревоги и депрессии с длительностью заболевания у молодых людей.

Выводы. Новая коронавирусная инфекция способна негативно влиять на психическое здоровье молодых людей. Уровень тревожности и депрессии был выше у студентов, перенесших СОУ1Ю-19. Вне зависимости от пола клинически выраженные признаки депрессии чаще встречались у переболевших студентов.

Девушки, n=111 Юноши, n=52

Перенесшие COVID-19, n=55 Не болевшие COVID-19, n=56 Перенесшие COVID-19, n=26 Не болевшие COVID-19, n=26

ИЛЮБ, баллы 12,1±0,9 9,6±0,9* 11,3±1,3 7,8±1,1*

Уровень депрессии, баллы 4,3±0,5 5,5±0,5* 3,7±0,6 6,1±0,8*

Уровень тревожности, баллы 5,4±0,4 6,5±0,5* 5,2±0,8 4,2±0,6

Девушки, n=111 Юноши, n=52

Перенесшие COVID-19, n=55 Не болевшие COVID-19, n=56 Перенесшие COVID-19, n=26 Не болевшие COVID-19, n=26

Уровень депрессии >11 баллов 15 5s 23 4*

Уровень депрессии <7 баллов 73 92* 70 92

Отсутствие чувства бодрости 47 29s 11 7

Наличие беспокойных мыслей 32 26 35 12*

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 3 - P. 23-25

Литература / References

1. Голубева Н.В., Иванов Д.В., Троицкий М.С. Панические расстройства во внутрисемейных отношениях, как последствия воздействия коронавирусной инфекции (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2020. №2. Публикация 1-5. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/ Bulletin/E2020-2/1-5.pdf (дата обращения 24.04.2020). DOI: 10.24411/2075-4094-2020-16629 / Golubeva NV, Ivanov DV, Troitsky MS. Panicheskie rasstrojstva vo vnutrisemejnyh otnoshenijah, kak posledstvija vozdejstvija koronavirusnoj infekcii (obzor literatury) [Panic disorders in family relations as consequences of the coronavirus effects (literature review)]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2020 [cited 2020 Apr 24];2 [about 7 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2020-2/1-5.pdf. DOI: 10.24411/2075-4094-2020-16629.

2. Игнатенков К.А., Соболенкова В.С., Федоров С.Ю., Атя-шева В.С., Грачев Р.В. Курение в среде студентов-медиков // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2023. №2. Публикация 1-2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/ E2023-2/1-2.pdf (дата обращения: 17.03.2023). DOI: 10.24412/20754094-2023-2-1-2. EDN RFSIIT / Ignatenkov KA, Sobolenkova VS, Fedorov SY, Atyashevа VS, Grachev RV. Kurenie v srede studentov-medikov [Smoking among medical students]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2023 [cited 2023 Mar 17];2 [about 7 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-2/1-2.pdf. DOI: 10.24412/2075-4094-2023-2-1-2. EDN RFSIIT.

3. Назарьев Н.В., Чахнашвили М.Л., Иванов Д.В., Ли-щук А.Н., Колтунов А.Н. Психосоматические расстройства после вспышки коронавирусной инфекции (клинические случаи) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2020. №3. Публикация 1-1. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/ Bulletin/E202 0-3/1- 1.pdf (дата обращения 08.05.2020). DOI: 10.24411/2075-4094-2020-16640 / Nazariev NV, Chakhnashvili ML, Ivanov DV, Lischuk AN, Koltunov AN. Psihosomaticheskie rasstrojstva posle vspyshki koronavirusnoj infekcii (klinicheskie sluchai) [Psychoso-

matic disorders after an outbreak of coronavirus infection (clinical cases)]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2020 [cited 2020 May 08];3 [about 10 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2020- 3/1 -1 .pdf. DOI: 10.24411/2075-4094-2020-16640.

4. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Shanafelt T.D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students // Acad Med. 2006. Vol. 81, N4. P. 354-373. DOI: 10.1097/00001888-200604000-00009 / Dyrbye LN, Thomas MR, Shanafelt TD. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students. Acad Med. 2006;81(4):354-73. DOI: 10.1097/00001888-200604000-00009.

5. Fawaz M., Samaha A. E-learning: Depression, anxiety, and stress symptomatology among Lebanese university students during COVID-19 quarantine // Nurs Forum. 2021. Vol. 56, N1. P. 52-57. DOI: 10.1111/nuf.12521 / Fawaz M, Samaha A. E-learning: Depression, anxiety, and stress symptomatology among Lebanese university students during COVID-19 quarantine. Nurs Forum. 2021;56(1):52-7. DOI: 10.1111/nuf.12521.

6. Mulyadi M., Tonapa S.I., Luneto S., Lin W.T., Lee B.O. Prevalence of mental health problems and sleep disturbances in nursing students during the COVID-19 pandemic: A systematic review and metaanalysis // Nurse Educ Pract. 2021. Vol. 57. P. 103228. DOI: 10.1016/j.nepr.2021.103228 / Mulyadi M, Tonapa SI, Luneto S, Lin WT, Lee BO. Prevalence of mental health problems and sleep disturbances in nursing students during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. Nurse Educ Pract. 2021;57:103228. DOI: 10.1016/j.nepr.2021.103228.

7. Zigmond A.S., Snaith R.P. The hospital anxiety and depression scale // Acta Psychiatr Scand. 1983. Vol. 67, N6. P. 361-370. DOI: 10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x / Zigmond AS, Snaith RP. The hospital anxiety and depression scale. Acta Psychiatr Scand. 1983;67(6):361-70. DOI: 10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x.

Библиографическая ссылка:

Прохоров П.Ю., Путилин Л.В., Кожевникова Т.Н. Психоэмоциональное состояние студентов медицинского института, перенесших ШУТО-19 // Вестник новых медицинских технологий. 2023. №3. С. 23-25. Б01: 10.24412/1609-2163-2023-3-23-25. ББМ КУБМОК.

Bibliographic reference:

Prokhorov PYu, Putilin LV, Kozhevnikova TN. Psikhoemotsional'noe sostoyanie studentov meditsinskogo instituta, perenesshikh COVID-19 [Psychoemotional status of medical students after COVID-19]. Journal of New Medical Technologies. 2023;3:23-25. DOI: 10.24412/1609-2163-2023-3-23-25. EDN KVEMOK. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.