Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурыкин И.М., Ибрагимов Т.М., Хафизьянова Р.Х.

Улучшение качества жизни - одна из главных задач современной системы здравоохранения. На качество жизни влияет как физическое, так и психическое благополучие человека. Студенты высших учебных заведений подвергаются воздействию существенных психоэмоциональных нагрузок, связанных с учебным процессом, и поэтому являются группой риска. С 2019 г в России зарегистрирована пандемия COVID-19, которая сопровождается как медицинскими, так и социально-экономическими последствиями. Для того чтобы понять, как снижение физической активности, тревожность и депрессия в условиях пандемии COVID-19 повлияли на качество жизни студентов, нами было проведено исследование, в котором принял участие 241 студент трех факультетов медицинского университета. Первый этап исследования проведен в ноябре-декабре 2020 г., второй - в ноябредекабре 2021 г. Оценку качества жизни проводили на основе опросника SF-36. Физическую активность оценивали на основе международного опросника IPAQ (International Physical Activity Questionnaire). Уровень тревожности и депрессии оценивали на основе опросника HADS (The Hospital Anxiety and Depression Scale). Данные обработаны с использованием методов параметрической и непараметрической статистики. Индекс массы тела, соответствующий норме, зафиксирован только у 78% лиц мужского пола и у 75% лиц женского пола, за период исследования он не изменился. Зафиксированы изменения качества жизни по различным шкалам SF-36. Анализ изменения интегральных показателей анкеты качества жизни SF-36 показал, что у лиц женского пола значимо улучшается интегральный индекс психического (на 14,9%) и физического (на 2,4%) здоровья. В отношении лиц мужского пола регистрировалось значимое улучшение качества жизни по интегральной шкале физического здоровья - на 6,1%. На начальном этапе исследования выявлена гиподинамия у 42,1% юношей и 54,1% девушек. За исследуемый период ни у юношей, ни у девушек не было зарегистрировано значимого изменения средних баллов физической активности и распространенности гиподинамии. По шкале HADS зарегистрировано уменьшение степени тревожности за исследуемый период среди лиц как мужского, так и женского пола. Результаты исследования показали значимую взаимосвязь между интегральным психологическим компонентом качества жизни по опроснику SF-36 и изменением показателя тревожности и депрессии по опроснику HADS. Эти данные свидетельствуют об актуальности диагностики и профилактики психического здоровья среди студентов высших учебных заведений. Качество жизни является важнейшим показателем эффективности реализуемых программ профилактики среди студентов. Необходимо широкое внедрение программ психологической реабилитации, в особенности в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурыкин И.М., Ибрагимов Т.М., Хафизьянова Р.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITY, ANXIETY AND DEPRESSION ON THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY AMID THE COVID-19 PANDEMIC

Improving the quality of life is one of the main tasks of the modern healthcare system. The quality of life is affected by both physical and mental well-being of a person. Students of higher educational institutions are exposed to significant psychoemotional stress associated with the educational process, and therefore they are at the risk group. Since 2019, the COVID-19 pandemic has been registered in Russia, which is accompanied by both medical and social and economic consequences. In order to understand how the level of physical activity, anxiety and depression amid the COVID-19 pandemic affected the quality of life of students, we conducted a study in which 241 students from three faculties of the medical university took part. The first stage of the study has been conducted in November-December 2020, the second - in November-December 2021. The assessment of the quality of life has been carried out on the basis of the Survey SF-36. Physical activity has been assessed on the basis of the international questionnaire IPAQ (International Physical Activity Questionnaire). The level of anxiety and depression has been assessed on the basis of the HADS Scale (Hospital Anxiety and Depression Scale). The data have been processed using the methods of parametric and nonparametric statistics. The body mass index that meets standards has been recorded only in 78% of males, in 75% of females, and did not change during the study period. Changes in the quality of life have been recorded according to various SF-36 scales. Analysis of changes of the integral indicators of the SF-36 Quality of Life Survey showed that the integral index of mental (by 14,9%) and physical (by 2,4%) health significantly improves in female individuals. In relation to males, a significant improvement in the quality of life has been recorded on the integral scale of physical health - by 6,1%. Hypodynamia has been found in 42,1% of men and 54,1% of women at the initial stage of the study. Neither in men nor in women have been registered a significant change in the average scores of physical activity and the prevalence of hypodynamia during the study period. According to the HADS Scale, a decrease in the degree of anxiety during the study period has been registered among both male and female individuals. The results of the study showed a significant link between the integral psychological component of the quality of life according to the SF-36 Survey and the change of the indicator of anxiety and depression according to the HADS Scale. These data demonstrate the relevance of the diagnosis and prevention of mental health among students of higher educational institutions. The quality of life is the most important indicator of the effectiveness of implemented prevention programs among students. It is necessary to widely introduce psychological rehabilitation programs, especially amid the pandemic.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

© Бурыкин И.М., Ибрагимов Т.М., Хафизьянова Р.Х., 2023

УДК 61:378.661]-057.875:330.59 DOI: 10.56685/18120555_2023_76_1_62

^^ ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ = НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА = В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Игорь Михайлович Бурыкин, руководитель УМЦ «Бережливые технологии», д-р мед. наук, доцент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 49; e-mail: igorburykin@outlook.com]

Тимур Маратович Ибрагимов, студент педиатрического факультета ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России [e-mail: Ibragimov.20024@mail.ru]

Рофия Хафизьяновна Хафизьянова, д-р мед. наук, профессор кафедры фармакологии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России [e-mail: rofija_kh@mail.ru]

Реферат. Улучшение качества жизни - одна из главных задач современной системы здравоохранения. На качество жизни влияет как физическое, так и психическое благополучие человека. Студенты высших учебных заведений подвергаются воздействию существенных психоэмоциональных нагрузок, связанных с учебным процессом, и поэтому являются группой риска. С 2019 г. в России зарегистрирована пандемия COVID-19, которая сопровождается как медицинскими, так и социально-экономическими последствиями. Для того чтобы понять, как снижение физической активности, тревожность и депрессия в условиях пандемии COVID-19 повлияли на качество жизни студентов, нами было проведено исследование, в котором принял участие 241 студент трех факультетов медицинского университета. Первый этап исследования проведен в ноябре-декабре 2020 г, второй - в ноябре-декабре 2021 г. Оценку качества жизни проводили на основе опросника SF-36. Физическую активность оценивали на основе международного опросника IPAQ (International Physical Activity Questionnaire). Уровень тревожности и депрессии оценивали на основе опросника HADS (The Hospital Anxiety and Depression Scale). Данные обработаны с использованием методов параметрической и непараметрической статистики. Индекс массы тела, соответствующий норме, зафиксирован только у 78% лиц мужского пола и у 75% лиц женского пола, за период исследования он не изменился. Зафиксированы изменения качества жизни по различным шкалам SF-36. Анализ изменения интегральных показателей анкеты качества жизни SF-36 показал, что у лиц женского пола значимо улучшается интегральный индекс психического (на 14,9%) и физического (на 2,4%) здоровья. В отношении лиц мужского пола регистрировалось значимое улучшение качества жизни по интегральной шкале физического здоровья - на 6,1%. На начальном этапе исследования выявлена гиподинамия у 42,1% юношей и 54,1% девушек. За исследуемый период ни у юношей, ни у девушек не было зарегистрировано значимого изменения средних баллов физической активности и распространенности гиподинамии. По шкале HADS зарегистрировано уменьшение степени тревожности за исследуемый период среди лиц как мужского, так и женского пола. Результаты исследования показали значимую взаимосвязь между интегральным психологическим компонентом качества жизни по опроснику SF-36 и изменением показателя тревожности и депрессии по опроснику HADS. Эти данные свидетельствуют об актуальности диагностики и профилактики психического здоровья среди студентов высших учебных заведений. Качество жизни является важнейшим показателем эффективности реализуемых программ профилактики среди студентов. Необходимо широкое внедрение программ психологической реабилитации, в особенности в условиях пандемии.

Ключевые слова: качество жизни, психическое здоровье, тревожные расстройства, депрессивные расстройства.

^^ STUDY OF THE IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITY, ANXIETY AND DEPRESSION = ON THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY = AMID THE COVID-19 PANDEMIC

Igor M. Burykin, Head of the EMC «Lean Technologies», Doctor of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of General Hygiene of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [420012 Kazan, Butlerova str., 49; e-mail: igorburykin@outlook.com]

Timur M. Ibragimov, student of the Faculty of Pediatrics of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [e-mail: Ibragimov.20024@mail.ru]

Rofiya Kh. Khafiziyanova, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Pharmacology of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [e-mail: rofija_kh@mail.ru]

Abstract. Improving the quality of life is one of the main tasks of the modern healthcare system. The quality of life is affected by both physical and mental well-being of a person. Students of higher educational institutions are exposed to significant psychoemotional stress associated with the educational process, and therefore they are at the risk group. Since 2019, the COVID-19 pandemic has been registered in Russia, which is accompanied by both medical and social and economic consequences. In order to understand how the level of physical activity, anxiety and depression amid the

COVID-19 pandemic affected the quality of life of students, we conducted a study in which 241 students from three faculties of the medical university took part. The first stage of the study has been conducted in November-December 2020, the second - in November-December 2021. The assessment of the quality of life has been carried out on the basis of the Survey SF-36. Physical activity has been assessed on the basis of the international questionnaire IPAQ (International Physical Activity Questionnaire). The level of anxiety and depression has been assessed on the basis of the HADS Scale (Hospital Anxiety and Depression Scale). The data have been processed using the methods of parametric and nonparametric statistics. The body mass index that meets standards has been recorded only in 78% of males, in 75% of females, and did not change during the study period. Changes in the quality of life have been recorded according to various SF-36 scales. Analysis of changes of the integral indicators of the SF-36 Quality of Life Survey showed that the integral index of mental (by 14,9%) and physical (by 2,4%) health significantly improves in female individuals. In relation to males, a significant improvement in the quality of life has been recorded on the integral scale of physical health - by 6,1%. Hypodynamia has been found in 42,1% of men and 54,1% of women at the initial stage of the study. Neither in men nor in women have been registered a significant change in the average scores of physical activity and the prevalence of hypodynamia during the study period. According to the HADS Scale, a decrease in the degree of anxiety during the study period has been registered among both male and female individuals. The results of the study showed a significant link between the integral psychological component of the quality of life according to the SF-36 Survey and the change of the indicator of anxiety and depression according to the HADS Scale. These data demonstrate the relevance of the diagnosis and prevention of mental health among students of higher educational institutions. The quality of life is the most important indicator of the effectiveness of implemented prevention programs among students. It is necessary to widely introduce psychological rehabilitation programs, especially amid the pandemic.

Key words: quality of life, mental health, anxiety disorders, depressive disorders.

Целью здравоохранения, помимо увеличения продолжительности жизни, является ее качество, которую ВОЗ определяет, как «восприятие человеком своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в том числе физического, психического и социального благополучия» [23]. Улучшение качества жизни - комплексная проблема, поскольку на качество жизни оказывает влияние большое количество факторов: уровень дохода, образ жизни, психическое благополучие. Воздействие на модифицируемые факторы на уровне здравоохранения позволяет существенно улучшить качество жизни населения. Последние годы актуальность вопросов по сохранению психического здоровья населения стала крайне высокой. Это связано с воздействием целого комплекса новых факторов, включая увеличение информационной нагрузки на человека, ухудшение социально-экономической обстановки, снижение уровня доходов.

Существенный вклад в нарушение психического здоровья внесла пандемия СОУЮ-19, которая сопровождалась социальной изоляцией людей, негативным потоком новостей, ограничением двигательной активности и коммуникации [19]. По оценке ВОЗ, униполярная депрессия будет занимать к 2030 г. первое место в структуре болезней, опережая сердечно-сосудистые заболевания, превалирующие на настоящий момент [13]. До 10% населения стран Европы страдает от депрессивных расстройств [15]. Психические заболевания увеличивают экономическое бремя болезней, и в структуре потерь их доля оценивается в 60-85% от ВВП [20]. Поэтому разработка мер по ранней диагностике психического неблагополучия и мер по ее коррекции - одно из приоритетных направлений системы здравоохранения РФ.

Среди различных категорий населения студенты высших учебных заведений являются одной из уязвимых групп, поскольку помимо общепопуляционных факторов риска испытывают дополнительные психические нагрузки, связанные с учебным процессом, в том числе сложностью и длительностью обучения [9]. Данные исследований свидетельствуют о неблагополучном воздействии психогенных нагрузок, связанных с учебой, на состояние психического здоровья студентов [2, 9]. Однако закономерности формирования структуры заболеваемости и роли различных факторов до конца не сформулированы, что обосновывает дальнейших поиск направлений совершенствования мероприятий повышения качества жизни у этой группы населения. Поэтому целью нашей работы явилось изучение влияния физической активности, тревожности и депрессии на уровень качества жизни у студентов медицинского университета в условиях пандемии COVID-19.

Материал и методы. В соответствии с поставленными задачами было проведено проспективное ко-гортное клиническое исследование 241 студента III и IV курсов трех факультетов медицинского университета. Исследование проведено в два этапа: первый этап - в ноябре-декабре 2020 г., а второй - в ноябре-декабре 2021 г. В составе исследуемой группы 15,7% юношей (n=38) и 84,2% девушек (n=203). Медиана возраста составила 20 лет.

В исследовании использованы медико-социологические методы на основе анкетирования с использованием авторского опросника, включающего вопросы в отношении возраста, пола, специальности обучения. Психометрические методы имели целью оценить тревогу и депрессию с помощью госпитальной шкалы (HADS), качество жизни - на основе использования опросника SF-36. Физическую активность и

гиподинамию оценивали с использованием международной шкалы физической активности (IPAQ).

Для оценки психического здоровья применена русскоязычная версия госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS (The Hospital Anxiety and Depression Scale). HADS является одним из методов ранней оценки распространенности тревожных и депрессивных расстройств среди пациентов, эффективна преимущественно для скрининга, может быть применена специалистами первичного звена любого профиля [25]. Данная шкала валидизирована и обладает высокой чувствительностью [15, 21, 22]. Данные, полученные с помощью шкалы HADS, интерпретировали по структуре нарушений: 0-7 баллов - норма, 8-10 - субклинически выраженная тревога и депрессия, более 11 - клинически выраженная тревога или депрессия.

Для оценки регулярности и частоты физической нагрузки у исследуемых студентов был использован опросник физической активности IPAQ (International Physical Activity Questionnaire), который валидизи-рован и широко используется в реальной практике [24]. Критерием гиподинамии считали число баллов по шкале менее 21.

На основе данных сформирована аналитическая база данных. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными частотами в %; для количественных переменных определялись следующие величины: среднее арифметическое, стандартное отклонение, минимальное и максимальное значения.

Для оценки значимости различий между показателями на различных этапах исследования использовали параметрический критерий Стьюдента (t) и непараметрический критерий Манна - Уитни (Mann -Whitney U test) для связанных выборок. Для дихотомических переменных с повторами использовался критерий МcNemar. Данные представлены в виде M ± SE (средняя ± ошибка средней). Критический уровень значимости при проверке гипотез был выбран р<0,05. Статистическая обработка материала проводилась с использованием пакета Statistica 12.0 (Statsoft Inc, США) [18].

Результаты и их обсуждение. Социально-демографические показатели исследуемой группы студентов представлены в табл. 1.

В исследуемой выборке превалировали лица женского пола - их доля 84,2%. Медиана возраста исследуемой группы студентов составила 20 и 21 год. На начальном этапе исследования индекс массы тела составил 22,4 и 20,7 соответственно для мужчин и женщин. За исследуемый период данный показатель значимо не изменился. Индекс массы тела, соответствующий норме, был зафиксирован только у 78,9% лиц мужского пола и у 75,3% лиц женского пола. Статистически значимых изменений структуры распределения по индексу массы тела за исследуемый период зафиксировано не было.

У студентов как мужского, так и женского пола отмечается проблема, связанная с недостаточностью или избыточностью массы тела, норма регистрируется в среднем только у 75% студентов. Это поднимает вопрос об эффективности диспансеризации, в рамках которой этот фактор должен выявляться, а лица из группы риска - вовлекаться в участие в различных мероприятиях в рамках программы по нормализации массы тела. За время исследования мы не выявили значимой динамики, свидетельствующей об эффективности профилактики. Данные, полученные нами, сопоставимы с результатами другого исследования, в котором распространенность избыточной массы тела и ожирения среди студентов составила соответственно 9,7 и 2,1% [14].

Результаты оценки качества жизни студентов за исследуемый период с использованием опросника SF-36 представлены в табл. 2.

При рассмотрении на начальном этапе исследования различий между лицами мужского и женского пола в качестве жизни отмечен более его низкий уровень у студенток по шкалам УТ (на 16,8%), КБ (на 25,4%), МН (на 19,6%).

По показателю шкалы, отражающему объем повседневной физической нагрузки (PF), выполнение которого не ограничено состоянием здоровья, выявлено, что показатели студентов соответствуют по-пуляционным. Соответственно физическая активность обследованных студентов не ограничена их здоровьем.

Отмечено, что за исследуемый период качество жизни у юношей и девушек изменилось неоднозначно. Так, у студентов зарегистрировано значимое снижение качества жизни по шкале общего состояния здоровья (ОН) на 14,8%, у студенток зафиксировано значимое улучшение качества жизни по шкалам КР

Т а б л и ц а 1 Возраст, индекс массы тела и степень ожирения исследуемой выборки студентов на различных этапах исследования

Показатель 2020 г. 2021 г.

Мужчины 38 (15,7%)

Женщины 203 (84,2%)

Медиана возраста, лет 20 21

Индекс массы тела: - мужчины - женщины 22,4±0,50 20,7±0,20 22,6±0,55 20,8±0,22

Критерии индекса массы тела

Мужчины:

- норма

- избыточная масса тела

- ожирение

- дефицит

Женщины:

- норма 75,з 66,5

- избыточная масса тела 59 93

- ожирение 0 9 14

- дефицит__177__22,6

78,9 76,3

10,5 7,8

5,2 7,8

5,2 7,8

Т а б л и ц а 2

Качество жизни студентов по данным опросника БР-Эб на начальном и конечном этапах исследования

Шкалы SF-36 Студенты Студентки Общепопуляционные оценки [11]

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

PF 94,87±1,76 92,37±3,02 91,63±1,09 91,67±1,14 77,02

RP 84,21±4,36 92,11±3,00 76,35±2,24 80,79±2,20* 53,8

BP 81,13±3,41 82,74±3,42 76,63±1,61 79,42±1,57* 61,3

GH 70,68±3,27 61,55±2,64* 66,06±1,31 64,47±0,93 56,56

VT 63,68±2,96 65,66±3,58 52,91±1,45# 60,79±1,46* 55,15

SF 81,58±3,29 84,54±3,28 73,89±1,62 76,79±1,54 69,67

RE 71,93±5,11 85,09±4,98 53,69±2,98# 66,50±2,77* 57,23

MH 69,26±2,42 67,79±3,18 55,65±1,49# 63,67±1,44* 58,82

TPH 54,38±0,99 57,75±0,93* 55,83±0,44 57,19±0,43* -

TMH 45,57±1,79 48,15±2,30 36,76±1,12# 42,25±1,10* -

*р<0,05 по отношению к исходным данным; #р<0,05 по отношению к лицам мужского пола.

на 5,8% и BP на 3,6%. Значимые изменения по шкалам RP и BP за исследуемый период у студенток отражают улучшение возможности вести повседневную деятельность, которая ограничена здоровьем, в том числе за счет снижения болевого синдрома.

По шкале VT только у лиц женского пола фиксировалось значимое повышение качества жизни - на 3,9%. Нами не было зарегистрировано значимого изменения качества жизни по шкале SF. По шкале RE, которая отражает ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, у студенток отмечено значимое улучшение - на 23,8%. Сходная положительная динамика значимого улучшения -на 14,4% у студенток отмечена по шкале «психическое здоровье» (MH), которая отражает наличие депрессии, тревоги, негативных мыслей.

Анализ изменения интегральных показателей, полученных на основе анкеты качества жизни SF-36, показал, что у лиц женского пола значимо улучшается интегральный индекс психического (на 14,9%) и физического (на 2,4%) здоровья. У лиц мужского пола регистрировалось значимое улучшение качества жизни по интегральной шкале физического здоровья - на 6,1%.

Качество жизни - важный интегральный показатель, который свидетельствует о благополучии организма как на психическом, так и физическом уровне. Высокое качество жизни позволяет людям реализовать свои творческие способности, быть полноценным участником социального взаимодействия. Полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют о наличии системных проблем. Несмотря на общую тенденцию улучшения показателей качества жизни, нами зафиксировано снижение качества жизни по шкале общего состояния здоровья (General Health, GH) у студентов мужского пола, отражающей субъективную оценку своего состояния и перспективы дальнейшего улучшения. Этот факт требует дополнительного изучения для понимания механизма формирования данного явления.

Получены позитивные сдвиги по шкале VT, которая позволяет оценить степень ощущения себя пол-

ными сил и энергии у студенток-медиков. Низкие баллы, полученные в начале исследования, свидетельствовали об утомлении студенток, снижении их жизненной активности.

По шкале SF, которая дает возможность оценивать уровень удовлетворенности социальной активностью, значимых изменений не было выявлено. Это свидетельствует о том, что социальная активность в исследуемой группе не изменилась.

Студентки отметили улучшение качества жизни по шкале RE, которая отражает степень влияния эмоционального состояния на повседневную деятельность. По нашему мнению, это подтверждает тот факт, что эпидемия COVID-19 в большей степени повлияла на эмоциональный фон, чем на физический. Изменения характерны для лиц женского пола и требуют отдельного изучения. Сходная закономерность выявлена и по данным шкалы психологического здоровья (МН) - отражены негативность эмоций, пониженное настроение, наличие депрессивных расстройств, тревожности. Исходно у студенток выявлены пониженные показатели по данной шкале, но к концу исследования они улучшились.

В исследовании, проведенном в 2013 г., также были выявлены различия качества жизни у студентов мужского и женского пола. Студентки имели сниженный уровень качества по шкалам VT, RE и MH [4]. Снижение качества жизни может быть вызвано влиянием соматических заболеваний. В группе у 257 студентов (I-II курсы) выявлены статистически значимые различия по качеству жизни при заболеваниях нервной системы [10]. Изучение показателей качества жизни 500 студентов I и 350 студентов II курсов выявило снижение качества жизни на II курсе и более низкие показатели качества жизни у девушек [17]. Гендерные особенности качества жизни оказались аналогичными таковым по данным другого исследования [12].

Результаты оценки распространенности гиподинамии на основе опросника IPAQ представлены в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Оценка уровня физической активности студентов на различных этапах исследования в зависимости от пола

Показатель Студенты Студентки

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

IPAQ, баллы 22,34±1,16 22,11±1,30 20,48±0,46 20,95±0,49

Гиподинамия (<21 балла), %* 42,1 47,3 54,1 47,7

*По отношению к исходным данным.

На начальном этапе исследования выявлено, что гиподинамия фиксировалась у 42,1% студентов и 54,1% студенток. За исследуемый период у лиц обоего пола зарегистрировано значимое изменение средних баллов физической активности и распространенности гиподинамии.

Гиподинамия - общемировая проблема, которая, являясь фактором риска, усугубляет течение многих заболеваний. Популяционные исследования показывают, что низкую физическую активность имеют 15,1% людей [5]. По данным опроса, 60,8% респондентов не занимаются спортом [14]. Это согласуется с данными настоящего исследования, в котором было выявлено, что более 40% студентов мужского и женского пола имели гиподинамию. Эти данные обосновывают необходимость реализации мероприятий, направленных на совершенствование профилактики низкой физической активности у студентов.

Результаты оценки средних баллов по шкале HADS на начальном и конечном этапах исследования и оценка степени тревожных и депрессивных расстройств представлены в табл. 4.

За исследуемый период нами не было выявлено изменений по балльной оценке, за исключением значимого снижения среднего балла по шкале тревожности у лиц женского пола - на 9,1%. По структуре степени тревожности и депрессии на начальном этапе исследования не было выявлено различий между юношами и девушками (р<0,05). Однако зарегистрировано уменьшение степени тревожности за исследуемый период как среди лиц мужского, так и женского пола. Среди студенток зафиксирована значи-

мая (р<0,05 по критерию МсЫетаг) позитивная динамика, увеличение доли лиц с нормальными показателями степени депрессии.

В литературе используется общепринятое определение депрессии как изменение настроения, которое характеризуется пессимизмом, печалью, унынием, тоской, чувством неопределенной безысходности, ожиданием какого-то приближающегося несчастья [9]. Анализ литературных данных показывает наличие существенных разбросов показателей распространенности тревожности и депрессии в различных группах респондентов. По данным И.С. Джериевой с соавт., субклиническая тревога регистрировалась в 24% случаев, а клинически выраженная - в 16% [2]. При этом субклиническая депрессия фиксировалась у 12% обследованных, а клиническая депрессия - у 4% [2]. Опрос студентов по шкале HADS выявил субклиническую и клиническую тревожность соответственно у 13 и 3,2% опрошенных. Депрессивная субклиническая и клиническая характеристика отмечена у 25 и 8,7% респондентов [14]. В другом исследовании студентов клиническая степень тревожности фиксировалась у 24% юношей и 17% девушек, а клинически выраженная депрессия - соответственно у 3 и 7% [9]. Полученные нами данные сопоставимы с данными по общей популяции, зафиксированными в рамках исследования «КОМПАС». В этом исследовании, охватившем в 2002 г. 35 городов России, депрессивные расстройства обнаружены у 10,4% обследованных, а тревожные - у 10% [6].

Для оценки взаимосвязи между изменением показателей качества жизни и изменением психическо-

Т а б л и ц а 4

Средние показатели шкалы HADS (в баллах) и степени тревожных и депрессивных нарушений в исследуемой группе студентов на различных этапах исследования

Показатели шкалы HADS 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Мужчины Женщины

Тревожность, баллы 5,82±0,47 4,97±0,50 7,19±0,25 6,53±0,25*

Депрессия, баллы 8,55±0,27 8,32±0,41 8,61±0,15 8,50±0,14

Степень тревожности:

- норма, % 73,6 84,2** 61,0 64,5**

- субклиническая, % 18,4 10,5** 23,6 22,6**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- клинически выраженная, % 7,8 5,2** 15,2 12,8**

Степень депрессии:

- норма, % 34,2 39,4 29,5 36,4**

- субклиническая, % 52,6 42,1 52,7 48,2**

- клинически выраженная, % 13,1 18,4 17,7 15,2**

*р<0,05 по отношению к исходным данным; **р<0,05 по отношению к исходным данным по критерию МсЫетаг.

го статуса по шкале НАйБ нами был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 5.

Результаты настоящего исследования показали значимую взаимосвязь между интегральным психологическим компонентом качества жизни студентов по опроснику БР-36 и изменением показателя тревожности и депрессии по опроснику НАйБ (см. табл. 5). Аналогичных связей между интегральным физическим компонентом качества жизни и изменениями уровня тревожности и депрессии мы не выявили. Полученные данные позволяют сделать заключение о значимом влиянии тревожности и депрессии на качество жизни студентов.

Результаты оценки уровней ситуационной и личностной тревожности (табл. 6) демонстрируют снижение среднего балла оценки личностной тревожности как у мужчин (на 6,3%), так и у женщин (на 4,7%). Средний балл показателя ситуационной тревожности за исследуемый период значимо не изменился. Отмечено значимое повышение степени реактивной тревожности у лиц женского пола на начальном этапе исследования, тогда как различия степени личностной тревожности у лиц разного пола были незначимы. Анализ изменений за исследуемый период не выявил значимых различий у мужчин по критерию МсЫетаг. Однако среди лиц женского пола фиксировалось значимое снижение доли лиц с высокой степенью личностной (на 5,9%) и реактивной (на 5,9%) тревожности.

Данные анализа свидетельствует о том, что в наблюдаемом снижении показателя тревожности суще-

ственную роль играет личностная тревожность, которая отражает эмоциональное состояние человека [7]. Незначительное изменений ситуационной тревожности, которая отражает эмоциональные реакции непосредственно на угрожающее воздействие или ситуацию, позволяет предположить, что в условиях пандемии существенную роль играет не сам фактор опасной ситуации как таковой, а личностное восприятие студентами событий вокруг пандемии на эмоциональном уровне. По нашему мнению, это может быть связано с широким освещением событий в средствах массовой информации, воздействие которого усиливало уровень тревожности без существенных на это объективных факторов. При этом рост тревожности по шкале Спилберга также ассоциируется со снижением качества жизни [7].

Высокие уровни тревожности и депрессии среди студентов требуют применения адекватных методов противодействия, их хроническое воздействие может приводить к дезадаптации и развитию различных заболеваний [3]. Показано, что депрессия и тревожность являются факторами риска ожирения [16], метаболического синдрома [2], нарушения функции эндотелия и активации воспаления [1], нарушения сна [2]. В условиях хронического течения депрессивные и тревожные расстройства будут способствовать повышению риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца [6, 8, 15]. Из факторов, противодействующих психическому неблагополучию, следует отметить наличие образования и высокий уровень достатка, которые

Т а б л и ц а 5

Результаты корреляционного анализа изменений показателей качества жизни по шкале БР-Эб и изменения уровня тревожности по шкалам тревожности и депрессии опросника НАРБ

Показатель НАйБ (тревожность) НАйБ (депрессия)

ТРН, интегральный физический компонент качества жизни БР-36 0,1164 0,0744

р= 0,071 р= 0,250

ТМН, интегральный психологический компонент качества жизни БР-36 -0,3056 -0,1306

р= 0,001 р= 0,043

Показатель Мужчины Женщины

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Личностная тревожность, баллы 41,21±1,44 38,58±1,39* 43,19±0,73 41,13±0,70*

Реактивная тревожность, баллы 45,68±1,48 45,76±1,46 51,59±0,57 51,02±0,60

Степень личностной тревожности: - низкая, % - умеренная, % - высокая, % 18,4 52,6 28,9 18.4 60.5 21,0 8,8 53,2 37,9 11,8 56,1# 32,0#

Степень реактивной тревожности - низкая, % - умеренная, % - высокая, % 5,2 31,5 63,1 50,0 50,0 1,4** 14,7** 83,7** 1,9 20,1# 77,8#

*р<0,05 по отношению к исходным данным; **р<0,05 по отношению к лицам мужского пола; #р<0,05 относительно исходного показателя по критерию МсЫетаг.

Т а б л и ц а 6

Результаты оценки уровней личностной и ситуационной тревожности на основе использования опросника Спилберга

снижают риск возникновения тревожных и депрессивных расстройств [15].

Период настоящего исследования совпал с моментом ограничений в связи с пандемией; данные, полученные на конечном этапе исследования, соответствуют времени воздействия, связанного с COVID-19 на протяжении двух лет. Фиксируемое улучшение качества жизни позволяет предположить, что негативные факторы среды, связанные с COVID-19, в которой студенты находились в течение исследуемого периода, снизили свое влияние. Можно предположить, что изменения показателей связаны с адаптацией студентов к стрессовым факторам, появлением уверенности в решении проблем пандемии благодаря разработке вакцины.

К сожалению, по данным литературы, среди лиц, страдающих тревожными и депрессивными расстройствами, наблюдается неконструктивное поведение при преодолении стресса, в том числе потреб-

При выявлении лиц с пограничными психическими расстройствами целесообразно направлять их на дополнительное обследование. Мы поддерживаем мнение других исследователей о необходимости проведения различных мероприятий по улучшению качества жизни на основе оптимизации расписания, учебной нагрузки, реализации программ аутогенной тренировки и «тайм менеджмента» [16].

Выводы. Полученные в настоящем исследовании результаты подтверждают актуальность исследования качества жизни студентов высших учебных заведений. Следует отметить комплексность проблемы улучшения качества жизни, поскольку негативные факторы не существуют изолированно, а формируют набор взаимодействующих факторов риска, которые могут усиливать действие друг друга. В исследова-

ление алкоголя, прием седативных настоев, использование нерецептурных лекарственных препаратов, потребление никотина [16]. Выявленные в настоящем исследовании факты свидетельствуют об отсутствии эффективной системы профилактики и противодействия стрессовым факторам среди студентов. Работа по выявлению психических расстройств возложена на психиатрическую службу, что обусловливает нежелание студентов обращаться к медицинским работникам для решения возникающих проблем. Это объясняет низкий уровень диагностики депрессии в реальной практике, и почти в половине случаев она остается недиагностированной [9].

Для решения вышеизложенных проблем оптимально, по нашему мнению, на базе высшего образовательного учреждения создание кабинета (офиса) психического здоровья. Цели, задачи, базовые процессы и ключевые показатели эффективности представлены в табл. 7.

нии показана существенная роль психического благополучия как элемента качества жизни.

Результаты исследования подтверждают положение о том, что шкала HADS является хорошим и эффективным инструментом мониторинга психического благополучия студентов и может быть рекомендована для скрининга. Данные исследования свидетельствуют, что показатели этой шкалы коррелируют с показателями качества жизни.

На базе полученных нами данных обоснованы разработка и реализация мероприятий, направленных на противодействие низкой физической активности, тревожности и депрессии среди студентов медицинского университета. Осуществление этих мероприятий позволит значительно повысить качество их жизни.

Т а б л и ц а 7

Рекомендуемые цели, задачи, процессы, проекты и ключевые показатели эффективности офиса психического здоровья на базе высшего учебного заведения

Цель и задачи Базовые процессы

Цель: улучшение психического здоровья студентов Задачи: • мониторинг психического здоровья; • проведение профилактики психических расстройств; • раннее выявление психических расстройств; • выполнение мероприятий по повышению сопротивляемости психическим расстройствам; • содействие в решении психологических проблем Анкетирование студентов с использованием опросников. Консультирование групповое. Консультирование индивидуальное. Обучающие семинары и курсы среди студентов

Рекомендуемые проекты: • программа адаптации для студентов первого курса; • реализация профилактических программ по целевым группам (по возрасту и полу); • адаптация учебных программ; • разработка программы по совершенствованию организации учебного процесса и отдыха Ключевые показатели эффективности (№!): • доля лиц с депрессивными и тревожными расстройствами, по данным анонимного анкетирования; • доля лиц с низким качеством жизни, по данным анонимного анкетирования; • число консультаций (на одного учащегося); • доля вовлеченных студентов; • доля лиц с неконструктивным поведением по преодолению стресса (курение, низкая физическая активность, низкая приверженность спорту, нерациональное питание)

Литература

1. Депрессивная симптоматика ухудшает прогноз сердечно-сосудистых заболеваний и снижает продолжительность жизни больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца / Р.Г. Оганов, Г.В. По-госова, И.Е. Колтунов [и др.] // Кардиология. - 2011. -Т. 2. - С. 59-66.

2. Джериева, И.С. Ассоциация между депрессией и метаболическим синдромом / И.С. Джериева, Н.И. Волкова, С.И. Рапопорт // Клиническая медицина. - 2015. - Т. 93, № 1. - С. 62-65.

3. Карнаухова, Е.В. Исследование уровня тревоги и депрессии среди студентов 3 и 4 курса ИГМА / Е.В. Карнаухова, А.И. Мирзашаехова, В.Н. Савельев // Modern science. - 2020. - № 11-1. - С. 348-351.

4. Качество жизни студентов Тверского медицинского колледжа / Н.А. Агаджанян, И.И. Макарова, А.В. Аксенова, К.А. Страхов // Экология Человека. - 2014. - № 7. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21953049 (дата обращения: 15.04.2022).

5. Купаев, В.И. Роль опросников по оценке физической активности и субоптимального статуса здоровья для первичного скрининга сердечно-сосудистых заболеваний / В.И. Купаев, И.А. Крылова, А.Л. Слободянюк // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2019. -Т. 18, № 4. - С. 47-52.

6. Ларева, Н.В. Тревога и депрессия у больных пожилого возраста, страдающих артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца / Н.В. Ларева, Т.В. Ва-лова // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2013. - Т. 117, № 2. - С. 53-56.

7. Лопацкая, Ж.Н. Показатели качества жизни студентов медицинского института с разным уровнем тревожности / Ж.Н. Лопацкая, А.Н. Поборский, М.А. Юрина // Вестник СурГу. Медицина. - 2018. - № 2 (36). - С. 69-73.

8. Мкртчян, В.Р. Тревога и депрессия в патогенезе атеросклероза и ишемической болезни сердца / В.Р. Мкртчян, Н.Г. Бенделиани, Л.З. Кожокова // Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сердечно-сосудистые заболевания. - 2014. - Т. 15, № 2. - С. 10-16.

9. Молчанова, Ж.И. Исследование показателей тревоги и депрессии у студентов Ханты-Мансийской государственной медицинской академии / Ж.И. Молчанова, А.М. Исрафилова, Д.Р. Мизамировна // Научный медицинский вестник Югры. - 2020. - Т. 25, № 3. - С. 22-27.

10. Отавина, М.Л. Самооценка состояния здоровья и качество жизни студентов 1-2 курсов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета / М.Л. Отавина, И.Л. Елкина, О.А. Суслина // Здоровье семьи - 21 век. - 2013. - № 1. - С. 155-163.

11. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «Мираж») / В.Н. Амирджанова, Д.В. Горячев, Н.И. Коршунов [и др.] // Научно-практическая ревматология. - 2008. - № 1. - С. 36-48.

12. Применение показателей качества жизни студентов медицинского университета для диагностики нарушений здоровья / Т.Р. Зулькарнаев, А.И. Лукманова, Е.А. По-варго, А.Т. Зулькарнаева // Медицина труда и экология человека. - 2015. - № 4. - С. 123-127.

13. Психическое здоровье населения мира: эпидемиологический аспект (зарубежные исследования 2000-2010 гг.) / И .А. Митихина, В.Г. Митихин, В.С. Ястребов, О. В. Ли-

манкин // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2011. - Т. 111, № 6. - С. 4-14. (Психическое здоровье населения мира).

14. Рагель, А.С. Оценка сердечно-сосудистого риска у студентов старших курсов медицинского вуза / А.С. Рагель, И.Н. Рямзина // Здоровье семьи - 21 век. - 2013. -№ 1. - С. 164-174.

15. Распространенность тревоги и депрессии в различных регионах Российской Федерации и ее ассоциации с социально-демографическими факторами (по данным исследования ЭССЕ-РФ) / С.А. Шальнова, С.Е. Евсти-феева, А. Д. Деев [ и др.] // Терапевтический архив (архив до 2018 г.). - 2014. - Т. 86, № 12. - С. 53-60.

16. Руженкова, В.В. Учебный стресс и аффективные расстройства у студентов 1 курса медицинского и педагогического институтов (сравнительный анализ) / В.В. Руженкова, В.А. Руженков // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2018. - № 7. - С. 21-31.

17. Субъективная оценка состояния здоровья студентами / А.А. Сухинин, Л.В. Горбов, М.И. Богрова, Я.В. Фомина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 9. - С. 79-82.

18. Хафизьянова, Р.Х. Математическая статистика в экспериментальной и клинической фармакологии / Р.Х. Хафизьянова, И.М. Бурыкин, Г.Н. Алеева. - Казань: Медицина, 2006. - 374 с.

19. Hick, J.L. Novel coronavirus and old lessons - preparing the health system for the pandemic / J.L. Hick, P.D. Biddinger // New England journal of medicine. - 2020. - Vol. 382, № 20. - P. 55.

20. Scott, J. Global burden of depression: the intersection of culture and medicine / J. Scott, B. Dickey // The British journal of psychiatry. - 2003. - Vol. 183, № 2 (Global burden of depression). - P. 92-94.

21. Snaith, R.P. The hospital anxiety and depression scale / R.P. Snaith // Health and quality of life outcomes. - 2003. -Vol. 1. - Р. 29.

22. The validity of the hospital anxiety and depression scale. An updated literature review / I. Bjelland, A.A. Dahl, T.T. Haug, D. Neckelmann // Journal of psychosomatic research. -2002. - Vol. 52, № 2. - Р. 69-77.

23. The World health organization quality of life assessment (WHOQOL): position paper from the World health organization: quality of life in social science and medicine // Social science & medicine. - 1995. - Vol. 41, № 10. (The World health organization quality of life assessment (WHOQOL). -P. 1403-1409.

24. Validity of the International physical activity questionnaire (IPAQ) for assessing moderate-to-vigorous physical activity and sedentary behaviour of older adults in the United Kingdom / C. Cleland, S. Ferguson, G. Ellis, R. F. Hunter // BMC medical research methodology. - 2018. - Vol. 18, № 1. - Р. 176.

25. Zigmond, A.S. The hospital anxiety and depression scale / A.S. Zigmond, R.P. Snaith // Acta Psychiatrica. Scandi-navica. - 1983. - Vol. 67, № 6. - Р. 361-370.

References

1. Depressivnaya simptomatika uhudshaet prognoz serde-chno-sosudistyh zabolevanii i snizhaet prodolzhitel'nost' zhizni bol'nyh arterial'noi gipertoniei i ishemicheskoi bolezn'yu serdca / R.G. Oganov, G.V. Pogosova, I.E. Koltunov [i dr.] // Kardiologiya. - 2011. - T. 2. - S. 59-66.

2. Dzherieva, I.S. Associaciya mezhdu depressiei i meta-bolicheskim sindromom / I.S. Dzherieva, N.I. Volkova, S.I. Rapoport // Klinicheskaya medicina. - 2015. - T. 93, № 1. - S. 62-65.

3. Karnauhova, E.V. Issledovanie urovnya trevogi i depressii sredi studentov 3 i 4 kursa IGMA / E.V. Karnauhova, A.I. Mirzashaehova, V.N. Savel'ev // Modern science. -2020. - № 11-1. - S. 348-351.

4. Kachestvo zhizni studentov Tverskogo medicinskogo kolledzha / N.A. Agadzhanyan, I.I. Makarova, A.V. Akse-nova, K.A. Strahov // Ekologiya Cheloveka. - 2014. - № 7. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21953049 (data obrascheniya: 15.04.2022).

5. Kupaev, V.I. Rol' oprosnikov po ocenke fizicheskoi aktivnosti i suboptimal'nogo statusa zdorov'ya dlya pervichnogo skrininga serdechno-sosudistyh zabolevanii / V.I. Kupaev, I.A. Krylova, A.L. Slobodyanyuk // Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. - 2019. - T. 18, № 4. - S. 47-52.

6. Lareva, N.V. Trevoga i depressiya u bol'nyh pozhilogo vozrasta, stradayuschih arterial'noi gipertenziei i ishe-micheskoi bolezn'yu serdca / N.V. Lareva, T.V. Valova // Sibirskii medicinskii zhurnal (Irkutsk). - 2013. - T. 117, № 2. - S. 53-56.

7. Lopackaya, Zh.N. Pokazateli kachestva zhizni studentov medicinskogo instituta s raznym urovnem trevozhnosti / Zh. N. Lopackaya, A.N. Poborskii, M.A. Yurina // Vestnik SurGu. Medicina. - 2018. - № 2 (36). - S. 69-73.

8. Mkrtchyan, V.R. Trevoga i depressiya v patogeneze ateroskleroza i ishemicheskoi bolezni serdca / V.R. Mkrtchyan, N.G. Bendeliani, L.Z. Kozhokova // Byulleten' NCSSH im. A.N. Bakuleva RAMN. Serdechno-sosudistye zabolevaniya. - 2014. - T. 15, № 2. - S. 10-16.

9. Molchanova, Zh.I. Issledovanie pokazatelei trevogi i depressii u studentov Hanty-Mansiiskoi gosudarstvennoi medicinskoi akademii / Zh.I. Molchanova, A.M. Israfilova, D.R. Mizamirovna // Nauchnyi medicinskii vestnik Yugry. -2020. - T. 25, № 3. - S. 22-27.

10. Otavina, M.L. Samoocenka sostoyaniya zdorov'ya i kachestvo zhizni studentov 1-2 kursov Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta / M.L. Otavina, I.L. Elkina, O.A. Suslina // Zdorov'e sem'i -21 vek. - 2013. - № 1. - S. 155-163.

11. Populyacionnye pokazateli kachestva zhizni po oprosniku SF-36 (rezul'taty mnogocentrovogo issledovaniya kachestva zhizni «Mirazh») / V.N. Amirdzhanova, D.V. Goryachev, N.I. Korshunov [i dr.] // Nauchno-prakticheskaya revmatologiya. - 2008. -№ 1. - S. 36-48.

12. Primenenie pokazatelei kachestva zhizni studentov medicinskogo universiteta dlya diagnostiki narushenii zdorov'ya / T.R. Zul'karnaev, A.I. Lukmanova, E.A. Povargo, A.T. Zul'karnaeva // Medicina truda i ekologiya cheloveka. -2015. -№ 4. - S. 123-127.

13. Psihicheskoe zdorov'e naseleniya mira: epidemiologicheskii aspekt (zarubezhnye issledovaniya 2000-2010 gg.) / I.A. Mitihina, V.G. Mitihin, V.S. Yastrebov, O.V. Limankin // Zhurnal nevrologii i psihiatrii im. S.S. Korsakova. -

2011. -T. 111, № 6. - S. 4-14. (Psihicheskoe zdorov'e naseleniya mira).

14. Ragel', A.S. Ocenka serdechno-sosudistogo riska u studentov starshih kursov medicinskogo vuza / A.S. Ragel', I.N. Ryamzina // Zdorov'e sem'i - 21 vek. - 2013. - № 1. -S. 164-174.

15. Rasprostranennost' trevogi i depressii v razlichnyh regionah Rossiiskoi Federacii i ee associacii s social'no-demograficheskimi faktorami (po dannym issledovaniya ESSE-RF) / S.A. Shal'nova, S.E. Evstifeeva, A.D. Deev [i dr.] // Terapevticheskii arhiv (arhiv do 2018 g.). - 2014. -T. 86, № 12. - S. 53-60.

16. Ruzhenkova, V.V. Uchebnyi stress i affektivnye rasstroistva u studentov 1 kursa medicinskogo i pedagogicheskogo institutov (sravnitel'nyi analiz) / V.V. Ruzhenkova, V.A. Ruzhenkov // Vestnik nevrologii, psihiatrii i neirohirur-gii. - 2018. - № 7. - S. 21-31.

17. Sub'ektivnaya ocenka sostoyaniya zdorov'ya studentami / A.A. Suhinin, L.V. Gorbov, M.I. Bogrova, Ya.V. Fomina // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanii. - 2017. - № 9. - S. 79-82.

18. Hafiz'yanova, R.H. Matematicheskaya statistika v eksperimental'noi i klinicheskoi farmakologii / R.H. Hafiz'yanova, I.M. Burykin, G.N. Aleeva. - Kazan': Medicina, 2006. - 374 s.

19. Hick, J.L. Novel coronavirus and old lessons - preparing the health system for the pandemic / J.L. Hick, P.D. Biddinger // New England journal of medicine. -2020. - Vol. 382, № 20. - P. 55.

20. Scott, J. Global burden of depression: the intersection of culture and medicine / J. Scott, B. Dickey // The British journal of psychiatry. -2003. - Vol. 183, № 2 (Global burden of depression). - P. 92-94.

21. Snaith, R.P. The hospital anxiety and depression scale / R.P. Snaith // Health and quality of life outcomes. - 2003. -Vol. 1. - P. 29.

22. The validity of the hospital anxiety and depression scale. An updated literature review / I. Bjelland, A.A. Dahl, T.T. Haug, D. Neckelmann // Journal of psychosomatic research. -2002. - Vol. 52, № 2. - P. 69-77.

23. The World health organization quality of life assessment (WHOQOL): position paper from the World health organization: quality of life in social science and medicine // Social science & medicine. -1995. - Vol. 41, № 10. (The World health organization quality of life assessment (WHOQOL). -P. 1403-1409.

24. Validity of the International physical activity questionnaire (IPAQ) for assessing moderate-to-vigorous physical activity and sedentary behaviour of older adults in the United Kingdom / C. Cleland, S. Ferguson, G. Ellis, R.F. Hunter // BMC medical research methodology. - 2018. - Vol. 18, № 1. -P. 176.

25. Zigmond, A.S. The hospital anxiety and depression scale / A.S. Zigmond, R.P. Snaith // Acta Psychiat-rica. Scandinavica. - 1983. - Vol. 67, № 6. -P. 361-370.

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОПИСЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Научно-практический журнал « Общественное здоровье и здравоохранение» («Public Health and Health Care») является регулярным печатным изданием, выходит 4 раза в год. Публикует научные статьи по проблемам здоровья населения, организации здравоохранения, развития системы медицинского образования, медицинского страхования, науки (см. разделы). В журнале публикуются аналитические статьи, отражающие передовой опыт и результаты деятельности ведущих организаторов здравоохранения, наиболее значительные материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам общественного здоровья и здравоохранения, краткие заметки из практики, сообщения о юбилярах. С 2005 г. журнал входит в список ведущих рецензируемых журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации результатов кандидатских и докторских диссертационных исследований.

Имеет свой сайт (www.ozizdrav.ru), полную электронную версию, архивы находятся на сайте Научной электронной библиотеки (www.elibrary.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статьи принимаются по ходатайству организации, которую представляет автор (авторы). Принятые к рассмотрению рукописи, содержащие все необходимые элементы, направляются на рецензирование внешним рецензентам. Окончательное решение о публикации статьи принимается редакционной коллегией с учетом мнения рецензентов.

Моностатьи аспирантов публикуются бесплатно. Общие правила. Рукопись должна быть представлена в двух экземплярах на белой бумаге формата А4. Электронный вариант статьи прилагается в обязательном порядке, форма представления — CD-диск без повреждений и вирусов. Поля сверху и снизу — 2 см, справа — 2 см, слева — 3 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта (кегль) — 14 пунктов, через 1,5 интервала в формате Word. Рукопись статьи должна включать: титульный лист; индекс УДК;

реферат и ключевые слова;

основной текст;

список литературы;

таблицы;

иллюстрации;

подписи к рисункам.

Каждая часть рукописи печатается на отдельной, пронумерованной странице. На первой странице статьи должны быть виза и подпись руководителя, заверенная печатью учреждения, на последней странице — подписи всех авторов.

Авторы должны хранить копии всего представленного материала.

Титульный лист. Первая страница рукописи (титульный лист) должна содержать:

• фамилию, имя и отчество каждого из авторов на русском и английском языках;

• сведения об ученой степени, о звании, должности и месте работы каждого из авторов [полное название отдела, кафедры, лаборатории, научного или лечебного учреждения, города (села), где выполнена работа; обращаем внимание авторов на необходимость указания названий учреждений (организаций), в которых они работают, в полном соответствии с названиями, приведенными в Уставах указанных организаций, без каких-либо произвольных сокращений];

• контактную информацию (адрес электронной почты или номер телефона) по каждому автору;

• название статьи на русском и английском языках.

Реферат и ключевые слова. Размещаются на второй странице рукописи (объем не менее 600 символов).

Реферат включает следующие сведения:

тему, цель работы;

методы проведения работы (исследования);

результаты (желательно с использованием количественных измерителей);

область применения;

краткие выводы.

Все аббревиатуры в реферате нужно раскрывать (несмотря на то, что они должны быть объяснены в основном тексте статьи).

Ключевые слова (от 3 до 10) на русском и английском языках помещаются под рефератом.

Текст. Оригинальные статьи должны иметь следующую структуру:

• введение (актуальность);

• материал и методы;

• результаты и их обсуждение;

• заключение;

• список литературы.

Таблицы. Все таблицы должны быть упомянуты в тексте. Каждая таблица печатается на отдельной странице через 1,5 интервала и нумеруется соответственно первому упоминанию ее в тексте. Каждый столбец (колонка) должен иметь короткий заголовок (в нем могут быть использованы сокращения, аббревиатуры). Разъяснения терминов, аббревиатур помещаются в сноске (примечаниях), а не в названии таблиц. Для сноски применяется символ «*». Если используются данные из другого опубликованного или неопубликованного источника, должно быть полностью приведено его название.

Иллюстрации. Все иллюстрации — рисунки, диаграммы, фотографии нумеруются и представляются

в двух экземплярах черно-белого изображения. Опись иллюстраций и подпись к ним даются на отдельном листе с указанием названия статьи и фамилии автора. В тексте должна быть ссылка на соответствующую таблицу или рисунок.

Принимаются растровые иллюстрации в виде отдельных файлов в формате tif или jpg, разрешением не менее 300 dpi. Названия и детализированные изменения должны содержаться в подписях к иллюстрациям, а не на самих иллюстрациях.

Каждая фотография должна иметь приклеенный сзади ярлычок, содержащий номер рисунка, фамилию автора и обозначение верха.

Если рисунки ранее уже публиковались, укажите оригинальный источник и представьте письменное разрешение на их воспроизведение от держателя прав на публикацию. Разрешение требуется независимо от автора или издателя, за исключением документов, находящихся в общественном владении.

Ссылки, список литературы. Ссылки в тексте статьи даются в квадратных скобках номерами в соответствии с пристатейным списком литературы. Не следует ссылаться на резюме докладов (abstracts), на «не-

опубликованные наблюдения» и «личные сообщения». Ссылки на статьи, принятые в печать, но еще не опубликованные, допустимы; укажите журнал и добавьте «в печати» (in press). Информация из рукописей, представленных, но еще не принятых в печать, должна обозначаться в тексте как «неопубликованные наблюдения» (в скобках). Ссылки должны быть сверены автором (авторами) с оригинальными документами.

Список литературы размещается в конце статьи и включает библиографическое описание всех работ, которые цитируются в тексте.

Список литературы должен быть напечатан через 1,5 интервала после текста статьи под заголовком «Литература».

В списке все работы перечисляются в алфавитном порядке (сначала работы отечественных авторов, затем иностранных). Работы отечественных авторов, опубликованные на иностранных языках, помещаются по алфавиту среди работ иностранных авторов. Работы иностранных авторов, опубликованные на русском языке, помещают по алфавиту среди работ отечественных авторов.

Примеры библиографических записей документов

Книга одного автора

Низамов, И.Г. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности и оптимизация управления охраной здоровья трудовых коллективов / И.Г. Низамов. — Казань, 1993. —143 с.

Гланц, С. Медико-биологическая статистика: пер. с англ. / С. Гланц. — М.: Практика, 1998. — 459 с.

Книга двуи авторов

Зыятдинов, К.Ш. Очерки истории медицины Татарстана (до 1917 г.) / К.Ш. Зыятдинов, Я.Г. Павлухин. — Казань: Медицина, 2005. — 272 с.

Книга трен авторов

Чечулина, О.В. Медико-социальные факторы осложнений беременности, родов и состояния здоровья плода у юных женщин / О.В. Чечулина, И.Г. Низамов, Е.В. Уварова. — Казань: Акварель-принт, 2006. — 144 с.

Книга четырех авторов

Современная терапия герпесвирусных инфекций: рук. для врачей / В.А. Исаков, С.А. Сельков, Л.К. Мо-шетова, Г.М. Чернакова; НИИ акуш. и гинекол. им. Д.О. Отта (Санкт-Петербург), Рос. мед. акад. после-

диплом. образования (Москва). — СПб.; М.: [б. и.], 2004. — 167 с.

Книга, имеющая более четырех авторов

Казанский государственный медицинский университет (1804—2004 гг.): заведующие кафедрами и профессора: биограф. словарь / В.Ю. Альбицкий, М.Э. Гу-рылева, Н.Х. Амиров [ и др.]; под ред. В.Ю. Альбицко-го, Н.Х. Амирова; М-во здравоохранения Рос. Федерации. — Казань: Магариф, 2004. — 472 с.

Материалы конференций, совещаний, семинаров

Вопросы реализации национального проекта «Здоровье» в области медико-социального обеспечения экономически активного населения: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., Казань, 23 нояб. 2006 г. / под ред. И.Г. Низамова. — Казань: Медицина, 2006. — 230 с.

Учебное пособие

Учебное пособие по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 040400 — стоматология / М-во здравоохранения РФ; под ред. Б.Н. Давыдова. — Тверь: Триада, 2004. — 282 с.

Основы социальной профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. / А.М. Карпов, Н.Н. Исланова, В.В. Герасимова, Л.П. Трошина; под общ. ред. К.Н. Новиковой. — Казань: Отечество, 2003. — Ч. 1. — 2003. — 104 с.

Сборник различны» материалов

Опыт применения рибомунила в России: сб. науч. тр. / Рос. мед. акад. последиплом. образования; под ред. Н.А. Коровиной. — М.; Ковров: Бэст-В, 1996. — 69 с.

Анналы: сб. ст. / Рос. науч. центр хирургии РАМН; науч. ред. Н.О. Миланов. — М.: РНЦХ, 1992. — Вып. 13. — 142 с.

О донорстве крови: метод. пособие для мед. работников, организаторов и пропагандистов донорского движения / М-во здравоохранения Респ. Татарстан, Казан. гос. мед. акад., Респ. станция переливания крови Минздрава РТ; сост.: Е.А. Сидорук, Э.Р. Ха-мидуллина, Л.Н. Сибгатуллина. — Казань: Медицина, 2004. — 94 с.

Автореферат диссертации

Токовая, Е.И. Раннее нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоконедоношенными: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.И. Токовая. — М., 2002. — 24 с. — Библиогр.: 4 назв.

Диссертация

Балеева, Л.В. Течение хронической сердечной недостаточности, осложненной фибрилляцией предсердий: дис. ... канд. мед. наук / Л.В. Балеева. — Казань, 2004. — 136 с. — Библиогр.: 179 назв.

Статья одного, двун и трен авторов

Из книги

Латыпов, А.Л. Исследование электрической активности паравертебральных мышц при экспериментальном сколиозе у крыс / А.Л. Латыпов, И.И. Шайхутдинов, А.М. Еремеев // Проблемы физиологии двигательного аппарата. — Казань, 1992. — С.146—152.

Из ежегодников

Козловская, С.Г. Рациональное питание рабочих старшего возраста / С.Г. Козловская, Ю.Г. Григорьев, Т.М. Семесько // Геронтология и гериатрия: ежегодник. — Киев, 1988. — С.121—126.

Шамухамедова, Л.Ш. Эпидемиология, клиника, профилактика чесотки: сб. науч. тр. / Л.Ш. Шамуха-медова; Ташк. гос. мед. ин-т; отв. ред. В.А. Аковбян // Вопросы патогенеза и терапии кожных и венерических заболеваний. — Ташкент, 1989. — С. 58—61.

Из материалов конференций

Богданова, Р.Ф. Анкетирование больных как способ выявления комплаенса / Р.Ф. Богданова, Л.Л. Фомина, Л.Л. Богданова // Здоровье населения и проблемы управления региональным здравоохранением: материалы Юбилейной конф., посвящ. 75-летию каф. общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением, 25 дек. 2001 г. — Казань, 2001. — С.25—26.

Миргазизов, М.З. Измеритель координат в трехмерном пространстве: тезисы / М.З. Миргазизов, Э.К. Скворцов // Материалы конф., посвящ. 70-летию общества стоматологов и 100-летию со дня рождения профессора Е.А. Домрачевой. — Казань, 1992. — С.101—103.

Ефремов, Е.А. Пути совершенствования службы скорой и неотложной медицинской помощи населению в условиях г. Казани / Е.А. Ефремов // Влияние солнечной активности, климата, погоды на здоровье человека и вопросы метеопрофилактики: тез. докл. Респ. науч.-практ. конф., г. Казань, 29—30 но-яб. 1988 г. / ред. Х.С. Хамитов, М.М. Гимадеев. — Казань, 1988. — Т. 1. — С.94—95.

Статья из газеты

Антипенко, Н. Модернизация за свой счет: о здравоохранении / Н. Антипенко // Медицинская газета. — 2004. — 9 июля. — С.4.

Статья из журнала

Статья одного автора

Садыкова, Т.И. Сезонные закономерности амбула-торно-поликлинического обслуживания девушек-подростков / Т.И. Садыкова // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2006. — № 1. — С.10—14.

Статья двух авторов

Кучма, В.Р. Международный опыт организации школьного питания / В.Р. Кучма, Ж.Ю. Горелова // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 2. — С.14—21.

Статья трех авторов

Латышевская, Н.И. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н.И. Латышевская, С.В. Клаучек, Н.П. Москаленко // Гигиена и санитария. — 2004. — № 1. — С.51—54.

Статья четырех авторов

К методике изучения здоровья на основе регистра населения / Г.В. Тарасова, О.С. Цека, М.Ф. Мас-

ленников, И.Д. Ладыгина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — № 1. — С.23—26.

Статья, имеющая более четырех авторов

Методология измерения и оценки качества медицинской помощи: международный опыт / В.З. Кучеренко, С.А. Мартынчик, В.Г. Запорожченко [и др.] // Экономика здравоохранения. — 2005. — № 10. — С.5—18.

Депонированные научные работы

Крукович, Е.В. Состояние здоровья подростков Приморского края / Е.В. Крукович; Владивост. гос. мед. ун-т. — Владивосток, 2004. — 22 с. — Библиогр.: 29 назв. — Рус. — Деп. 06.08.04, № 1377-В2004.

Закон

О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании»: Федер. закон Рос. Федерации от 05.03.2004 № 9-ФЗ // Официальные документы в образовании. — 2004. — № 10. — С.17.

Указ

РФ. Президент (2004: Путин В.В.). О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образова-

ния и культуры: Указ Президента Рос. Федерации от 21.06.2004 № 785 // Российская газета. — 2004. — 23 июня. — С.7.

Постановление

РФ. Правительство. О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием: Постановление Правительства РФ от 04.10.2002 № 749 // Российская газета. — 2002. — 16 окт. — С. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РТ. Кабинет министров. Об организации маршрутных пассажирских перевозок в Республике Татарстан: Постановление Кабинета министров РТ от 31.07.2003 № 401 // Республика Татарстан. — 2003. — 19 авг. — С.2.

Приказ

Российская Федерация. М-во по налогам и сборам. О признании утратившими силу Инструкции Го -сударственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.1995 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» и некоторых нормативных правовых актов Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам: приказ М-ва Рос. Федерации по налогам и сборам от 01.06.2004 № САЭ-3-21/343 // Российская газета. — 2004. — 6 июля. — С.14.

Литературный редактор Л.И. Имханицкая. Корректор В.Н. Тухватуллина. Верстка и техническая редакция М.К. Кузиевой. Переводчик А.В. Евсюкова. Дизайн обложки РМ. Шарафутдинова, С.Ф. Сафаровой

Подписано в печать 24.03.2023. Дата выхода в свет - 31.03.2023. Формат 60*841/8. Усл. печ. л. 8,6. Тираж 200 экз. Заказ 23-13. Цена 800 руб.

Оригинал-макет изготовлен издательством «Медицина» ГАУ «РМБИЦ». 420059 Казань, ул. Хади Такташа, 125. Отпечатано отделом оперативной полиграфии ГАУ «РМБИЦ». 420059 Казань, ул. Хади Такташа, 125

Literary Editor L.I. Imkhanitskaya. Profreader V.N. Tukhvatulina. Layout and technical revision М.К. Kuzieva. Translator A.V. Evsyukova. Cover design R.M. Sharafutdinov, S.F. Safarova

Signed to print 24.03.2023. Release date - 31.03.2023. Format 60*841/8. Convertional printed sheet 8,6. Circulation 200 copies. Order 23-13. Price 800 rubles

Original model was made by publishing house «Medicine» of the SAI «RMLIC». 420059 Kazan, Khadi Taktasha str., 125. Printed by the Department of Operative Polygraphy of the SAI «RMLIC». 420059 Kazan, Khadi Taktasha str., 125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.