Научная статья на тему 'Психоэмоциональное благополучие матерей детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями'

Психоэмоциональное благополучие матерей детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИ / БОЛЕЗНЬ РЕБЕНКА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрова Ольга Викторовна, Дерманова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональное благополучие матерей детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

37

психоэмоциональное благополучие матерей детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями

© Александрова Ольга Викторовна, Дерманова Ирина Борисовна

Российский Государственный Педагогический Университет А.И. Герцена, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки д.48 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, наб. Макарова д.6. E-mail: [email protected] Ключевые слова: матери; болезнь ребенка; психоэмоциональное благополучие

Введение. Родители детей с тяжелыми хроническими заболеваниями находятся в ситуации «родительского стресса», истощающего как физически, так и эмоционально. Симптоматика истощения ресурсов проявляется на соматическом, психическом и поведенческом уровнях (Хазова и др. 2012). В связи с этим, целью данного исследования является изучение психоэмоционального благополучия (неблагополучия) матерей, воспитывающих детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями в сравнении с матерями, воспитывающих условно здоровых детей на разных уровнях психического — аффективном, личностном и когнитивном. Психоэмоциональное благополучие рассматривается как интегративное образование, включающее личностные, когнитивные, и аффективные компоненты (Трошихина, Ма-нукян, 2017, 2018).

Материалы и методы. Выборка 93 женщины от 23 до 55 лет (М=37,06 лет) с детьми от 1 до 17 лет. Группа №1 — матери с детьми с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями (п=52; М=34,98 лет). Группа №2 (контр. группа) представлена женщинами, воспитывающих условно здоровых детей (п=41; М=39,07). Исследуемые подгруппы являются равноценными по большинству параметров, за исключением изучаемых. Методики: «Шкала удовлетворённости жизнью» Динера (в адапт. Осина, Леонтьева), «Удовлетворенность условиями жизни» (ПЭН) (Копина), авторская методика «Семантический дифференциал жизненной ситуации» (СДЖС) (Дерманова с соавт.); «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Немчин с соавт.), интегративный тест тревожности (Бизюк с соавт), Шкала счастья М. Фордиса, Шкалы К. Рифф (в адап. Жуковской с соавт.), «Система жизненных смыслов» (Котляков), авторская биографическая анкета.

Результаты. Исследуя когнитивный компонент психоэмоционального благополучия, мы выявили, что матери болеющих детей в сравнении с матерями в условно нормальной жиз-

ненной ситуации (жС) воспринимают себя менее благополучными, удовлетворенными и позитивными (М=19,69 и М=24; при р<0,01) (ШУДЖ). В целом оценивают условия своей жизни как удовлетворительные (М=42,15 и М=46; при р<0,05), но менее удовлетворены жилищными условиями, использованием денег, медицинским обслуживанием, возможностью общения с искусством (р<0,05) (мет-ка Копиной). ЖС воспринимается скорее как определенная и разрешимая (М=4,19 и М=3,74; при р<0,05), но при низких позитивных ожиданиях (М=3,58 и М=4,39; при р<0,01) (СДЖС).

Анализ аффективного компонента показал, что у матерей в трудной ЖС в сравнении с матерями в нормальной ЖС, показатели психической активации (по самооценке) (М=9,9 и М=12; при р<0,01), комфортности (М=13,05 и М=12), эмоционального тонуса (М=12,63 и М=11), интереса (М=10,82 и 9,4) — снижены (при р<0,05) (Немчин). Женщины в большую часть времени ощущают себя несчастными (М=28,62 и М=20; при р<0,05) (Фордис); тревожными (М=8,56 и М=6; при р<0,01); испытывают эмоциональный дискомфорт (М=7,93 и М=7), социальная среда воспринимается как источник тревожных напряжений (М=6,11 и М=5; при р<0,05), выражены астенический (М=8,40 и М=6) и фобический (М=7,09 и М=6) компоненты (при р<0,01) (ИТТ).

Изучение личностных показателей благополучия показало, что для матерей в трудной ЖС, значимо доминирующими являются семейные ценности (М=8,39 и М=11; при р<0,05), а менее значимыми — смыслы, связанные с реализацией собственных способностей и возможностей (М=15,02 и М=11; при р<0,01) (СЖС). Отмечается значимость наличия целей и занятий, придающих жизни смысл (М=12,56 и М=11; при р<0,05) (Рифф).

Заключение. Психоэмоциональное благополучие матерей, воспитывающих детей с тяжелыми заболеваниями, значимо отличается от такового у матерей, воспитывающих условно здоровых детей, по всем исследуемым компо-

MEDiOiNE: THEoRY AND PRACTiCE

том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019

eiSSN 2658-4204

38

ABSTRACTS

нентам — аффективном, личностном, когнитивном. Данная трудная ЖС в некоторой степени активизирует у женщин личностные ресурсы, способствуя осознанию целей, придающих жизни смысл отсечению главного в данный момент жизни от второстепенного. Вероятно, ведущую роль в этой ситуации играет активизация семейных смыслов, направленных на поддержку (спасение) ребенка, за счет сниженного стремления к самореализации в целом. для данной ситуации характерно ослабление психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности; наличие тревожности; снижение удовлетворенности жизнью в целом; восприятие ситуации как разрешимой и определенной, при низких позитивных ожиданиях. То есть, матери в трудной ЖС в большей степени нуждаются в профессиональной психологической поддержке в осмыслении (переосмыслении) и в когнитивной переработке ситуации, а также ее эмоциональном переживании и принятии.

РФФИ, №°16-06-00307-0гн

Список литературы.

1. Александрова О.В., Дерманова И.Б. Семантический дифференциал жизненной ситуации // Консультативная психология и психотерапия.2018. Т. 26. № 3. С. 127-145.

2. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

3. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): методические рекомендации. СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 23 с.

4. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.

5. Копина О. С. Есть в жизни счастье? // Неделя. 1992. № 7. С. 5.

6. Котельникова Ю.А. Жизненные стремления как личностный конструкт. Методика диагностики. [Электронный ресурс]. URL:http://www.b17.ru/ article/14186/ (дата обращения: 01.07.2016).

7. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 1. № 2 (54). С.148-153.

8. Курганский Н.А., Немчин Т.А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева — 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2003. С. 303-309.

9. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник Материалов III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии рАН, российское общество социологов, 2008. С. 17.

МЕдицинА: теория и практика

тоМ 4 спецвыпуск 2019

iSSN 2658-4190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.