одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа: полицейский, врач, строитель, клерк, таксист, железнодорожник и пр. [3; 4]. Учитель может применять такие тематические наборы в качестве вспомогательного материала при написании сочинений, чтобы учащиеся смогли полностью погрузиться в творческий процесс.
При изучении тем, раскрывающих вопросы толерантности младшим школьникам раздаются строительные кубики, доска для выкладывания конструктора и тематические мини-фигурки. Учащимся предлагается собрать слово толерантность, а также образную конструкцию, которая характеризует данное понятие.
Использование образовательной робототехники позволяет сделать уроки русского языка мобильными, интерактивными и красочными. Так, в блок управления NXT 2.0 Lego Mindstorms можно загрузить программу, которая поможет проверить знания младших школьников на знание правил и орфограмм. При неБиблиографический список
правильно нажатой кнопке на экране появляется сообщение о допущенной ошибке и звуковой сигнал.
Учитель может проводить занятия, посвященные толерантности, на которых младшие школьники делятся предложениями по созданию роботов, объединяющих людей. Затем наступает процесс конструирования и программирования роботов. В итоге младшие школьники защищают творческие проекты.
Опытно-поисковая работа позволила зафиксировать следующее: подобные занятия с применением образовательного конструктора и робототехники позволяют сплотить учебный коллектив, повысить учебную мотивацию, увеличить познавательный интерес к окружающему миру, создают условия для освоения и понимания всех правил, норм, ценностей, закономерностей русского языка, его связи с историко-культурным наследием, а это предполагает значительный уровень практической познавательной языковой деятельности, непрерывное применение языковых и толерантных знаний в процессе коммуникации.
1. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М., 2004.
2. Братченко, А.Ф. Изографы. Пособие для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Братченко, Л.Ф. Сербина. - Ставрополь, 1998.
3. LEGO DUPLO «Городские жители» (9222) [Э/р]. - Р/д: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=58&id=932
4. LEGO DUPLO LeGo DUPLO «Люди мира» (9171, 9222[Э/р]. - Р/д: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=461&m2=2&id=845
Bibliography
1. Belikov, V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyateljnostnihyj aspekt: monografiya. - M., 2004.
2. Bratchenko, A.F. Izografih. Posobie dlya pedagogov i roditeleyj po preduprezhdeniyu disgrafii u deteyj doshkoljnogo i mladshego shkoljnogo
vozrasta / A.F. Bratchenko, L.F. Serbina. - Stavropolj, 1998.
3. LEGO DUPLO «Gorodskie zhiteli» (9222) [Eh/r]. ? R/d: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=58&id=932
4. LEGO DUPLO LEGO DUPLO «Lyudi mira» (9171, 9222[Eh/r]. ? R/d: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=461&m2=2&id=845
Статья поступила в редакцию 26.03.13
УДК 159.9.072
Prikhodko I.I. PSYCHODIAGNOSTICS INSTRUMENTS DETERMINE THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PERSONALITY OF SPECIALIST OF EXTREME PROFESSIONAL ACTIVITIES. Given the results of the design methodology, «Express diagnosis of psychological safety of personality» of specialist of extreme professional activities on the basis of the developed transformational model of psychological safety of personality using methodology of specialized denotational semantic differential.
Key words: transformational model, the psychological safety of personality, extreme activities.
И.И. Приходько, канд. психол. наук, с.н.с., начальник научно-исслед. центра Академии внутренних войск
МВД Украины, г. Харьков, Е-mail: [email protected]
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлены результаты разработки методики «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности на основе разработанной трансформационной модели психологической безопасности личности с использованием методики специализированного денотативного семантического дифференциала.
Ключевые слова: трансформационная модель, психологическая безопасность личности, экстремальная деятельность.
В современных исследованиях ученые, обращаясь к явлению безопасности, указывают на его чрезвычайную важность для установления гармоничных отношений между человеком и окружающей социальной средой. Эта проблема становится актуальной в связи с тем, что количество экстремальных событий, включая локальные военные конфликты, террористические акты, техногенные и природные катастрофы, межнациональные и религиозные противоречия, неудовлетворенность условиями жизни людей, приводящих к активному сопротивлению власти, резко возросло. Следствием этого является увеличение количества лиц, получивших травматический жизненный опыт и вынужденных приспосабливаться к постоянно меняющейся среде, заново создавать свое социальное и личностное пространство. Часто психологические последствия экстремальных ситуаций оказываются более весомыми по своим социально-психологическим последствиям, чем сами события. Все это имеет непосредствен-
ное отношение к нарушению одной из основных потребностей человека - безопасности и диктует необходимость поиска эффективных путей обеспечения и поддержания психологических аспектов жизнестойкости, сопротивляемости человека и общества к отрицательным внешним и внутренним угрозам.
Анализ последних исследований и публикаций. Сегодня понятие «психологическая безопасность» учеными используется в разных аспектах исследования жизнедеятельности человека: при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, которые характеризуются значительными материальными и социальными следствиями (Л.А. Александрова, Т.М. Краснянская [1], Т.Б. Мельницкая и др.); исследования проблем информационной, информационно-психологической и организационной безопасности человека и общества (И.А. Баева [2], Г.В. Грачев [3], С.К. Рощин, Н.Л. Шлыкова [4] и др.); в новой области знаний -рискологии, в которой изучаются различные ее аспекты (психо-
логические, социальные, политические, технологические, финансовые, экологические и другие риски, прогнозируются их последствия); решение проблемы психологической защиты личности и общества, а также культуры безопасности как процесса сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества (Т.С. Кабаченко [5], Т.И. Колесникова, А.М. Столяренко и др.). Однако в них не нашла отражения проблема психологической безопасности личности (ПБЛ) специалиста экстремального вида деятельности, разработан инструментарий определения психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева) и методика исследования психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности (Н.Л. Шлыкова).
Цель статьи - разработать психодиагностический инструментарий определения психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности.
Обсуждение результатов исследования. Анализ научных исследований по данной проблеме показал, что выбор психодиагностических методик по комплексному изучению психологической безопасности личности ограничен, поэтому возникла необходимость разработки такой методики, которая была бы валидным и надежным инструментом для изучения психологических составляющих данного феномена. Проведенное автором эмпирическое исследование [6] с использованием методики семантического дифференциала позволило разработать трансформационную модель психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности, состоящей из:
• четырехфакторной структуры психологической безопасности личности в обычных условиях жизнедеятельности, в которую входят следующие компоненты: морально-коммуникативный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой, внутреннего комфорта;
• четырехфакторной структуры психологической безопасности личности в экстремальных условиях деятельности, которую составляют такие компоненты: морально-волевая урегули-рованность, стратегии совладания со стрессовыми ситуациями, ценностно-смысловой, посттравматический рост.
Результаты этих исследований стали основой для разработки структуры и содержания методики «Диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности. Она состоит из таких шкал: «морально-коммуникативной»; «мотивационно-волевой»; «ценностно-смысловой»; «внутреннего комфорта». Для каждой шкалы первоначально было сформулировано по 25 утверждений (всего 100), из них был составлен опросник. Выбирая форму ответов, учитывалось, что каждая шкала имеет определенную динамику, связанную не только с опытом пребывания в экстремальной ситуации, но и с возрастом, профессиональным опытом, специальным обучением и т.п. Поэтому была выбрана шкала ответов, содержащая семь градаций: «Это точно обо мне»); «Это на меня похоже»; «Это на меня похоже, но нет уверенности»; «Не отваживаюсь отнести это к себе»; «Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне»; «Мне это не свойственно в большинстве случаев»; «Это ко мне абсолютно не относится». Кроме того, наличие такой градации в ответах положительно отражается на диагностическом процессе, когда в качестве стимульного материала используются отрицательные утверждения. Подсчет по каждой шкале осуществляется путем сложения всех ответов на утверждения, которые образовывают шкалу. Общий балл по методике - интегративный показатель или индекс психологической безопасности личности, подсчитывается сложением баллов по четырем шкалам методики.
Для определения надежности методики было проведено исследование 191 военнослужащего ВВ МВД Украины. Практически все полученные коэффициенты были статистически значимыми (р < 0,01). Для повышения надежности были оставлены только те утверждения, которые коррелируют с суммарным баллом по шкале и индексом ПБЛ не менее высокого уровня достоверности (г > 0,70) для негативных утверждений и не менее среднего уровня (г > 0,50) для позитивных утверждений, которые тесно связаны с недостатками механизмов, обеспечивающих ПБЛ. В результате такого отбора осталось 88 утверждений, из которых была сконструирована окончательно методика «Диагностика психологической безопасности личности» и ключи к ней. Полученные результаты тестирования первой и второй половины методики (внутренней согласованности), коррелиру-
ют на очень высоком уровне - г = 0,86 (р < 0,01). Для установления воспроизводимости результатов тестирования при одинаковых условиях - ретестовой надежности были проведены два обследования с перерывом в один месяц с одинаковыми условиями служебно-боевой деятельности группы курсантов (50 человек третьего года обучения) Академии ВВ МВД Украины. Результаты первого и второго обследования коррелируют между собой на высоком уровне г = 0,89 (р < 0,01).
Для определения конструктной валидности на выборке военнослужащих ВВ в количестве 102 человека вместе с методикой «Диагностика психологической безопасности личности» был использован психодиагностический комплекс, состоящий из 13 общеизвестных методик, позволяющий полно и качественно диагностировать индивидуально-психологические особенности, связанные с обеспечением ПБЛ. Он подбирался таким образом, чтобы максимально охватить и, по возможности, перекрыть несколькими шкалами все структурные компоненты разработанной трансформационной модели ПБЛ. Полученные результаты показали, что все шкалы коррелируют с показателями комплекса методик на достаточно высоком уровне корреляции г = 0,81 (р < 0,01). Для определения критериальной валидности нами была разработана шкала экспертной оценки ПБЛ обследуемого по каждому структурному компоненту (по 10 утверждений на шкалу, всего 40). Экспертами были непосредственные командиры обследуемых, т.е. лица, постоянно контролирующие адекватность выполнения служебно-боевых задач (СБЗ) обследуемых, особенности поведения, знающие их лучше всех и критичнее других оценивающие. В результате были получены статистически значимые показатели корреляции между оценками экспертов и результатами обследования с помощью методики «Диагностика психологической безопасности личности» на уровне г = 0,76, (р < 0,01), что позволяет использовать данную методику для прогнозирования психологически небезопасного поведения (низкого уровня ПБЛ) специалиста экстремального вида деятельности при выполнении СБЗ в экстремальных условиях.
Для психодиагностики военнослужащих, выполнявших СБЗ в стрессовых (экстремальных) ситуациях, нами была разработана методика «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности». Для этого данные, полученные с помощью основной методики «Диагностика психологической безопасности личности» в группе военнослужащих, которые недавно пребывали в экстремальной ситуации, были подвергнуты факторному анализу и определены вопросы, наиболее плотно коррелирующие с каждым фактором ПБЛ. Факторный анализ на этой специфической выборке в целом подтвердил заложенную в методику структуру ПБЛ, тем не менее, он также позволил указать и на определенные особенности в этой структуре. Так, наибольший вес в данной структуре имело само ощущение психологического комфорта, защищенность, а наименьшую - моральнокоммуникативные составляющие ПБЛ, другие составляющие имели вес, который одинаково соотносится с весом этих компонентов в общей структуре ПБЛ. Отметим, что на морально-волевую составляющую в группе, пережившей экстремальные события, работают два фактора - доверие и уважение к другим. Изменение веса структурных компонентов ПБЛ, связанных с ощущениями и внешней активностью, является целиком оправданным - после определенной фрустрации эти лица сосредотачиваются на своих ощущениях и уменьшают внешнюю активность.
В результате факторного анализа из общей методики было отобрано по 7 утверждений для каждой шкалы (всего 28). Укажем, что все они имели отрицательную формулировку. Однако для диагностики лиц, только что переживших стрессовые события, более легким является определения тех особенностей, которых у них нет, чем самоидентификация. Тем не менее, выбор только отрицательных вопросов заставил оставить всю линейку ответов, содержащую 7 градаций. Упрощение шкалы ответов к «да» или «нет» значительно снизило бы диагностический потенциал разработанной методики. Однако в таком упрощении не было необходимости из-за того, что все утверждения были сформулированы отрицательно, семь градаций ответов воспринимаются как удобная линейка оценки. Небольшое количество вопросов позволило разработать бланк методики, полностью вмещающийся на одном листе формата А4 или А5, что еще сильнее подчеркивает эффект линейки, кроме того, такой формат удобно использовать в полевых условиях.
№ Утверждения 1 2 3 4 5 6 7
1 Мне часто приходит мысль, что я живу неправильно.
2 Меня легко взволновать.
3 Я не считаю себя интересным, значимым человеком.
4 Я мучаю себя самообвинениями.
5 Мне кажется, что жизнь проходит мимо меня.
6 Мне не просто брать ответственность на себя и самому принимать решение.
7 Мне сложно быстро перестроить свои планы к изменившимся обстоятельствам.
8 Я не могу ни к кому обратиться со своими проблемами, не ощущая страха, которые как-то будут использованы против меня.
9 Поддержка близких отношений связано для меня с трудностями и разочарованиями.
10 У меня часто возникает чувство вины, даже когда предъявлять обвинение себе, казалось бы, не в чем.
11 Трудности в общении с окружающими мешают мне в решении жизненно важных проблем.
12 Я считаю, что судьба полностью несправедливая ко мне.
13 Моя жизнь кажется мне крайне бессмысленной.
14 Я долго не могу принять решение, а потом долго сомневаюсь в его правильности.
15 Меня мало интересует то, что происходит вокруг меня.
16 Мне кажется, что люди не заинтересованы и равнодушны к тому, что со мной происходит.
17 Я часто ощущаю, что ничего не могу изменить в отношениях, сложившихся с окружающими.
18 Если со мной происходят неприятности, то мне ничего не хочется делать.
19 Когда я сталкиваюсь с трудной ситуацией, я начинаю воспринимать все в черном цвете.
20 Если кто-то ведет себя со мной грубо, я отвечаю тем же.
21 В сложных ситуациях я считаю целесообразным подождать, пока проблемы решатся сами собой.
22 Мне тяжело поддерживать отношения с людьми, с которыми я только что познакомился.
23 Я не склонен к проявлению инициативы.
24 В своих поступках я не обязан учитывать интересы других людей.
25 Я чувствую себя ненужным.
26 Когда нужно принимать важные жизненные решения, меня охватывает страх, вдруг я не справлюсь или у меня не получится.
27 Моя импульсивность толкает меня на необдуманные, рискованные поступки
28 Человек, непонимающий меня, вызывает у меня раздражение.
Бланк методики
Инструкция: в опроснике содержатся высказывания, которые необходимо соотнести с Вашими ощущениями, переживаниями, мыслями, привычками, особенностями взаимоотношений с окружающими. Для этого в каждой строке на пересечении со столбцом, отвечающим Вашему варианту ответа, поставьте знак «Х». Старайтесь максимально использовать предложенные градации ответов: «Это точно обо мне» (1); «Это на меня похоже» (2); «Это на меня похоже, но нет уверенности» (3); «Не отваживаюсь отнести это к себе» (4); «Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне» (5); «Мне это не свойственно в большинстве случаев» (6); «Это ко мне абсолютно не относится» (7).
Ключи обработки: 1 шкала - морально-волевая урегу-лированность. Баллы по методике подсчитываются, как сумма по шкалам: 1.1. доверие (обратный подсчет по вопросам: 4, 8, 12, 16). 1.2. уважение к другим (обратный подсчет по вопросам: 20, 24, 28). 2 шкала - стратегии совладания со стрессовыми ситуациями. Обратный подсчет баллов по вопросам: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26. 3 шкала - ценностно-смысловая. Обратный подсчет баллов по вопросам: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27. 4 шкала - посттравматического роста. Обратный подсчет баллов за вопросами: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25. Интегративный показатель - индекс психологической безопасности личности рассчитывается как сумма по всем 4 шкалам.
Методика имеет высокие показатели внутренней согласованности. Поскольку методика «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» является параллельной (сокращенной) формой основной методики «Диагностика психологической безопасности личности», то использовалась упрощенная процедура проверки валидности данной методики - определялась валидность параллельных форм методики. Для этого с помощью корреляционного анализа устанавливалось соответствие результатов, полученных по шкалам основной методики, с результатами, полученными по шкалам параллельной методики. Исследование проводилось в двух группах курсантов старших курсов Академии ВВ МВД Украины (30 и 29 человек). В одной группе первой проводилась методика «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности», второй - основная методика, во второй группе наоборот первой проводилась методика «Диагностика психологической безопасности личности», второй - параллельная методика.
Анализ полученных результатов исследования показал, что шкалы «Морально-коммуникативная» в основной и «Моральноволевая урегулированность» в экспресс-методике коррелируют в группах с разным порядком предъявления методик на уровне г5=0,75 и 0,78 соответственно для первой и второй группы, р <0,01 для обоих показателей. Шкалы «Мотивационно-волевая» и «Стратегии совладания со стрессовыми ситуациями» - г5=0,76 и 0,77 соответственно для первой и второй группы, р<0,01 для обоих показателей. Шкалы «Ценностно-смысловая» - г5=0,75 и 0,77 соответственно для первой и второй группы, р<0,01 для обоих показателей. Шкалы «Внутреннего благополучия» и «По-сттравматического роста» - г5=0,86 и 0,88 соответственно для первой и второй группы, р<0,01 для обоих показателей. Индекс психологической безопасности личности в обеих методиках -г5=0,85 и 0,87 соответственно для первой и второй группы, р<0,01 для обоих показателей.
Создавая стимульный материал методики «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности», мы исходили из следующего содержания этих шкал. Шкала 1 «Морально-волевая урегулированность» отображает действие такого механизма обеспечения ПБЛ, как свободное использование морально-волевых норм для поддержания необходимого комфортного уровня отношений, их гибкий контроль, открытость к новым отношениям, помощи, межличностную толерантность. Шкала 2 «Стратегии совладания со стрессовой ситуацией» отображает действие такого механизма обеспечения ПБЛ, как гибкая перестройка отношений с окружающей средой, которая позволяет всегда быть главным в этих отношениях (активность как типологическое свойство), способность к активному планированию как умению вписать новые задачи в уже созданный план, а также возможность его изменять под влиянием неблагоприятных обстоятельств, интенсивность в постановке целей и гибкость в их коррекции и средствах достижения. Шкала 3 «Ценностно-смысловая» отображает действие такого механизма обеспечения ПБЛ, как осмысленность жизни, которая позволяет при необходимости подняться над конкретной экстремальной травматической ситуацией и не быть аффективно поглощенной ею. Шкала 4 «Посттравматический рост» отображает действие такого механизма обеспечения ПБЛ, как поиск ситуаций психологического комфорта, ощущение благополучия, отсутствие тревоги, способность найти дополнительный психологический ресурс в других сферах своей жизни для преодоления
Таблица 1
Нормы для шкал методики «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности
Шкалы Индекс ПБЛ 1 2 З 4
Военнослужащие ВВ МВД Украины 111,12±З0,01 2З,80±6,97 28,84±8,94 27,56±7,06 З0,92±8,76
последствий травматической ситуации. Интегративный показатель или индекс ПБЛ выводится путем суммирования четырех шкал методики, отображает действие механизма психологической защищенности личности, ее способность поддерживать оптимальный уровень функционирования, возможность устранять возникающие внешние и внутренние угрозы, сохранять на достаточно стойком дееспособном уровне выполнение СБЗ в обычных и экстремальных условиях.
В таблице 1 приводятся результаты нормирования методики.
Выводы
1. Разработанная методика «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремаль-
Библиографический список
ного вида деятельности позволяет определять как отдельные структурные компоненты психологической безопасности личности разных шкал, так и общий интегративный показатель - индекс психологической безопасности личности в целом.
2. Результаты проведенных исследований определения надежности валидности, и стандартизации разработанной методики «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» позволяют ее использовать для прогнозирования возникновения психологически небезопасного поведения специалиста экстремального вида деятельности во время выполнения СБЗ в разных условиях деятельности.
1.
Краснянская, Т.М. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Таганрог, 2006.
Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2002.
Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М., 2003.
Шлыкова, Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004. Кабаченко, Т.С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала: дис. ... д-ра психол. наук. -М., 2000.
Приходько, И.И. Моделирование психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности с использованием психосемантического метода // Научный вестник Львовского гос. университета внутренних дел. - 2012. - Вып. 1. - Сер. Психология.
2.
б.
Bibliography
1. Krasnyanskaya, T.M. Psikhologiya samoobespecheniya bezopasnosti: fenomenologiya, mekhanizmih, strategii: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Taganrog, 2006.
2. Baeva, I.A. Psikhologicheskaya bezopasnostj obrazovateljnoyj sredih: teoreticheskie osnovih i tekhnologii sozdaniya: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - SPb., 2002.
3. Grachev, G.V. Lichnostj i obthestvo: informacionno-psikhologicheskaya bezopasnostj i psikhologicheskaya zathita. - M., 2003.
4. Shlihkova, N.L. Psikhologicheskaya bezopasnostj subjhekta professionaljnoyj deyateljnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2004.
5. Kabachenko, T.S. Narusheniya psikhologicheskoyj bezopasnosti v kontekste aktivnosti professionala: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2000.
6. Prikhodjko, I.I. Modelirovanie psikhologicheskoyj bezopasnosti lichnosti specialista ehkstremaljnogo vida deyateljnosti s ispoljzovaniem psikhosemanticheskogo metoda // Nauchnihyj vestnik Ljvovskogo gos. universiteta vnutrennikh del. - 2012. - Vihp. 1. - Ser. Psikhologiya.
Статья поступила в редакцию 11.04.13
УДК 781.21
Smotrova E.V. INTEGRATIVE OPPORTUNITIES OF MUSIC. The article analyses the matter and content of integrative opportunities of music as a dialectic process that appears to be the incarnation of generic entities of life that are opposed to one another. These are the most universal entities such as good and evil, light and dark, life and death that were given peculiar emblematic realization through music and build up specificity of music as an art. This research topic has not been studied deeply and can be considered as a scientific perspective especially in the field of music philosophy and education.
This article targets a wide range of specialists in musicology and musical education as well as those who aim to perceive the matter of music and adequately comprehend peculiar properties of its content.
Key words: integrative opportunities of music, dialectic duality of content, fusion of arts, emotional modeling, general moral values, artistic holism.
Е.В. Смотрова, учитель музыки и искусства, ГОУ Центр образования «Измайлово» 1811 г. Москвы, Почётный работник общего образования Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ
Статья посвящена анализу сущности и содержания интегративных возможностей музыки как диалектического процесса, воплощающего всеобщие сущности жизни, противопоставленные друг другу. Речь идет о наиболее универсальных оппозициях: добро и зло, тьма и свет, жизнь и смерть, которые получили в музыке своеобразное художественно-образное временное воплощение и составили специфику музыки как искусства. Этот исследовательский ресурс далеко не исчерпан и имеет вполне очевидную научную перспективу, особенно в направлении разработки философии музыки и музыкального образования.
Статья адресована широкому кругу читателей - специалистам в области музыковедения и музыкального образования, а также слушателям, стремящимся постичь сущность музыки и адекватно понимать специфику ее содержания.
Ключевые слова: интегративные возможности музыки, диалектическая двойственность содержания, интеграция искусств, моделирование эмоций, общечеловеческие нравственные ценности, художественная целостность мира.
З1