3. Луков В.А. Социальное проектирование / В.А.Луков. - М.: Флинта. - М.: 2007. - 397 с.
4. Попов А.А. Открытая модель дополнительного образования региона / А.А. Попов, И.Д. Про-скуровская. - Томск: Издательство ТГПУ, 2004. - 277 с.
5. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 285 с.
6. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М., 2004.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е С. Полат. - М., 2000.
И.И. Приходько
РАЗРАБОТКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: психологическая безопасность, экстремальные условия, специалист экстремального вида деятельности.
Условия выполнения служебных задач персоналом экстремальных видов деятельности характеризуются отрицательным влиянием на психику человека широкого спектра неблагоприятных, дискомфортных и угрожающих факторов, вызывающих профессиональный стресс у личного состава. Персонал подвергается не только физической угрозе (личному здоровью и жизни), а в большей мере значительному риску возникновения различных психических расстройств, реакций и состояний. Последние часто становятся непосредственной причиной нарушения профессиональной деятельности вплоть до ее отказа, значительного снижения или потери трудоспособности, возникновения межличностных конфликтов, нарушений дисциплины и других отрицательных явлений. Сохранение безопасности личного состава экстремальных видов деятельности является основной задачей руководителей всех уровней. Неотъемлемой частью безопасности человека является психологическая составляющая, которая на сегодняшний день находится в центре внимания большого количества научных исследований, в которых делается попытка с разных позиций описать условия формирования и развития психологической безопасности человека, создать ее модель, выявить основные факторы и детерминанты, положительно и отрицательно влияющие на нее. Однако на сегодня отсутствует психодиагностический инструментарий определения уровня психологической безопасности личности, в частности, специалиста экстремального вида деятельности, поэтому данная тема исследования является актуальной.
Проведенный анализ научных исследований по данной проблеме показал, что выбор психодиагностических методик по комплексному изучению психологической безопасности личности ограничен, поэтому возникла необходимость в разработке такой методики, которая была бы валидным и надежным диагностическим инструментом для изучения психологических составляющих данного феномена.
© Приходько И.И., 2013
Выполненное автором эмпирическое исследование с использованием методики семантического дифференциала позволило разработать трансформационную модель психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности, состоящую из:
- четырехфакторной структуры психологической безопасности личности в обычных условиях жизнедеятельности, в которую входят следующие компоненты: морально-коммуникативный, мотивационно-волевой (жизнестойкость), ценностно-смысловой и внутреннего комфорта;
- четырехфакторной структуры психологической безопасности личности в экстремальных условиях деятельности, которую составляют такие компоненты: морально-волевая урегулированность (нормативность), стратегии совладания со стрессовыми ситуациями (копинги), ценностно-смысловой, посттравматический рост.
Результаты этих исследований стали основой для разработки структуры и содержания методики «Диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности, которая предназначена для выявления того, насколько образ (стиль) жизни как результирующая отношений к окружающим, миру, к себе способствует поддержанию психологической безопасности личности. Поскольку структура психологической безопасности личности в обычных условиях была разработана на основе факторного анализа оценок экспертов с использованием процедуры упрощения факторной структуры, обеспечивающего ее высокую воспроизводимость на других группах обследуемых, то именно эти четыре фактора стали основой для разработки структурных компонентов (блоков) методики «Диагностика психологической безопасности личности». Таким образом, она состоит из следующих четырех блоков: морально-коммуникативный, мотивационно-волевой (жизнестойкость), ценностно-смысловой, внутренний комфорт. Учитывая то, что анализ структурных компонентов психологической безопасности личности в экстремальных условиях показал возможность определенной трансформации под влиянием действия экстремальных событий, то при разработке концепции каждого структурного блока методики были внесены соответствующие изменения [1]. Так, создавая стимульный материал методики, мы исходили из следующего содержания этих блоков.
Блок 1 (морально-коммуникативный) отражает действие такого механизма обеспечения психологической безопасности личности, как свободное использование морально-коммуникативных норм для поддержания необходимого комфортного уровня отношений, их гибкая контролируемость и открытость, межличностная толерантность.
Блок 2 (мотивационно-волевой (жизнестойкость) отражает действие такого механизма обеспечения психологической безопасности личности, как гибкая перестройка отношений с окружающей средой, позволяющая всегда быть главным в этих отношениях (активность как типологическое свойство), развитое целеполагание, активное планирование как умение вписать новые задачи в уже созданный план, а также способность его изменять под влиянием неблагоприятных обстоятельств, интенсивность в постановке целей и гибкость в их коррекции и средствах достижения.
Блок 3 (ценностно-смысловой) отражает действие такого механизма обеспечения психологической безопасности личности, как осмысленность жизни, которая при необходимости позволяет подняться над конкретной экстремальной травматической ситуацией и не быть аффективно поглощенной ею, найти дополнительный психологический ресурс в других сферах своей жизни для преодоления последствий данной травматической ситуации.
Блок 4 (внутреннего комфорта) отражает действие такого механизма обеспечения психологической безопасности личности, как поиск ситуаций психологического комфорта, ощущение благополучия, отсутствие тревоги, отображает уверенность в себе, в собственных силах, в том, что нравишься окружающим [2].
Согласно разработанной концепции психологической безопасности личности для каждого блока было сформулировано по 25 утверждений (всего - 100). Две трети их было с отрицательным полюсом, однако, когда все утверждения сформулированы только отрицательно, обследуемые довольно быстро дистанцируются от поставленной задачи отвечать относительно собственных ощущений, впечатлений, мыслей и часто вырабатывают стратегию полного отрицания предложенных диагностических ситуаций. Далее из этих утверждений был составлен опросник, для чего они были перемешаны между собой.
Выбирая форму ответов, нами учитывалось, что в каждом блоке предполагается определенная трансформация, связанная не только с опытом пребывания у экстремальной ситуации, но и с возрастом, профессиональным опытом, специальным обучением и т.п. Поэтому была избрана шкала ответов, содержащая семь градаций (см. табл. 1). Кроме того, наличие такой градации в ответах положительно отражается на диагностическом процессе, когда в качестве стимульного материала используются отрицательные утверждения. Согласно форме разработанной методики и процедуры работы с ней, была разработана инструкция. Так как при подсчете баллов по каждому блоку и по методике в целом диагностически значимыми являются в одних случаях положительные полюса ответов, а в других отрицательные, это предусматривает соответственно прямой и обратный пересчет баллов, поэтому была разработана таблица для перевода ответов обследуемого в баллы.
Таблица 1
Перевод ответов в баллы при прямом и обратном подсчете
Варианты ответов Прямой подсчет Обратный подсчет
1. Это точно про меня 6 0
2. Это на меня похоже 5 1
3. Это похоже на меня, но нет уверенности 4 2
4. Не решаюсь отнести это к себе 3 3
5. Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне 2 4
6. Мне это несвойственно в большинстве случаев 1 5
7. Это ко мне совершенно не относится 0 6
Подсчет по каждой шкале методики осуществляется путем суммирования всех ответов на утверждения, образующих шкалу, переведенных по таблице в баллы. Общий балл по методике интегративный показатель, или индекс психологической безопасности личности, подсчитывается суммированием баллов по четырем шкалам методики.
Поскольку в основу разработанной методики была заложена четырехфакторная модель психологической безопасности личности, то важным условием надежности полученных с ее помощью результатов является соответствие критерия внутренней согласованности. Для достижения внутренней согласованности методику, предварительно содержащую 100 утверждений, предложено было пройти 191 военнослужащему вну-
тренних войск МВД Украины. На этом эмпирическом материале определялось, как балл каждого ответа коррелирует с суммарным баллом по каждой шкале и общим суммарным баллом. Почти все полученные коэффициенты были статистически значимыми (р < 0,01). Но для повышения надежности полученных результатов было решено оставить только те утверждения, которые коррелируют с суммарным баллом по шкале и общим суммарным баллом по методике не меньше, чем на высоком уровне достоверности (г > 0,70) для отрицательных утверждений и не меньше, чем на среднем уровне (г > 0,50) для положительных, которые менее плотно связаны с недостатками механизмов, обеспечивающих психологическую безопасность, тем не менее важных для определения индивидуальных особенностей обеспечения психологической безопасности личности. В результате такого отбора было оставлено 88 утверждений, из которых был окончательно сконструирован опросник и ключи к нему, которые полностью приводятся ниже. Повторное исследование, проведенное на выборке стандартизации, которую составили офицеры и военнослужащие по контракту внутренних войск МВД Украины в общем количестве 102 человека, показало, что разработанный опросник полностью отвечает критерию внутренней согласованности: все утверждения, связанные с суммарным баллом по шкале или общим суммарным баллом, не ниже, чем на среднем уровне достоверности (г > 0,50).
Образец бланка методики
Инструкция: в опроснике содержатся высказывания, которые необходимо соотнести с Вашим образом жизни - Вашими переживаниями, мыслями, привычками, стилем поведе-ния, особенностями взаимоотношений с окружающими. В каждой строчке на пересечении со столбцом, который соответствует Вашему варианту ответа, поставьте знак «Х».
п/п № Варианты ответов Критерий оценки
Это точно про меня Это на меня похоже Это похоже на меня, но нет уверенности Не решаюсь отнести это к себе Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне Мне это несвойственно в большинстве случаев Это ко мне совершенно не относится
1 Люди считают меня сдержанным и рассудительным человеком
2 Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком
3 В душе я оптимист и верю в лучшее
4 Я долго переживаю случившийся со мной конфуз, допущенный промах, ошибку в работе
5 Меня легко привести в замешательство
6 Мне не просто брать ответственность на себя и самому принимать решения
Продолжение
п/п № Варианты ответов Критерий оценки
Это точно про меня Это на меня похоже Это похоже на меня, но нет уверенности Не решаюсь отнести это к себе Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне Мне это несвойственно в большинстве случаев Это ко мне совершенно не относится
7 Во многом я разочарован своими достижениями в жизни
8 Я часто испытываю чувство вины, даже когда винить себя, казалось бы, не в чем
9 Меня часто подводят «нервы» в общении с людьми на работе (службе)
10 Я не ожидаю получить от жизни то, чего действительно хочу
11 Мне все быстро надоедает или разочаровывает
12 Я доволен тем, как сложилась моя жизнь
13 Я склонен придерживаться общепринятых правил поведения
14 Я подолгу не могу принять решение, а потом долго сомневаюсь в его правильности
15 Я не очень хорошо осознаю, чего хочу достичь в жизни
16 Люди меня недооценивают
17 Человек, который меня не понимает, вызывает у меня раздражение
18 Если мне не удается дело, успех в котором для меня особенно важен, то мне становится трудно вообще что-либо делать
19 Принимая решение в сложной жизненной ситуации, я думаю, как оно скажется на близких мне людях, коллегах
20 Я часто виню себя за безволие, а сделать с этим ничего не могу
21 Я часто чувствую себя униженным
22 Я довольно быстро могу подстроить свои планы к изменившимся обстоятельствам
23 В своих поступках я не обязан учитывать интересы других людей.
Продолжение
п/п № Варианты ответов Критерий оценки
Это точно про меня Это на меня похоже Это похоже на меня, но нет уверенности Не решаюсь отнести это к себе Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне Мне это несвойственно в большинстве случаев Это ко мне совершенно не относится
24 У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидают какое-то неприятности
25 Мне кажется, что люди равнодушны и безразличны к тому, что со мной случится
26 Я умею рассчитывать свое время так, чтобы все делать в срок
27 Меня не волнуют проблемы других людей
28 Я долго переживаю из-за несправедливости по отношению ко мне
29 Мне трудно поддерживать отношения с людьми, с которыми я только что познакомился.
30 Когда нужно принимать важные жизненные решения, меня охватывает страх, а вдруг я не справлюсь или у меня не получится
31 Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неприятностям и мне трудно направить их в другое русло
32 У меня часто бывает хандра (тоскливое настроение)
33 Мое умение общаться с людьми способствует решению жизненно важных для меня проблем
34 Мне совершенно ясно, как решать стоящие передо мной проблемы
35 Я - невезучий человек
36 Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя
37 Мои друзья и близкие считают меня человеком воспитанным и интеллигентным
38 Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, мне кажется, что он просто не умеет видеть интересное
39 Моя жизнь стоит того, чтобы жить дальше
40 Мне часто приходит в голову мысль, что я живу неправильно.
Продолжение
п/п № Варианты ответов Критерий оценки
Это точно про меня Это на меня похоже Это похоже на меня, но нет уверенности Не решаюсь отнести это к себе Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне Мне это несвойственно в большинстве случаев Это ко мне совершенно не относится
41 Я знаю, что есть люди, настроенные против меня
42 Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг меня
43 Мне кажется, что жизнь проходит мимо меня
44 Я часто о чем-нибудь тревожусь
45 Я избегаю слишком близких отношений, чтобы не потерять личную свободу
46 Мне часто не хватает упорства закончить начатое дело
47 Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.
48 Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
49 Поддержание близких отношений связано для меня с трудностями и разочарованиями.
50 У меня часто нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
51 Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной
52 В новой обстановке я почти всегда испытываю тревогу
53 Будучи расстроенным, я использую слишком сильные выражения
54 Я упускаю удобный случай из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение
55 Окружающий мир и события в нем часто вызывают у меня растерянность и беспокойство
56 Как правило, я горжусь тем, какой я и какой образ жизни веду
57 Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях
58 В сложных ситуациях я считаю разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.
Продолжение
п/п № Варианты ответов Критерий оценки
Это точно про меня Это на меня похоже Это похоже на меня, но нет уверенности Не решаюсь отнести это к себе Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне Мне это несвойственно в большинстве случаев Это ко мне совершенно не относится
59 В жизни я еще не нашел своего призвания.
60 Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.
61 Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало взглядам различных людей и ситуациям.
62 Я принимаю решения и действую самостоятельно, не надеясь на судьбу.
63 В моей жизни слишком много неопределенности -много зависит от случая.
64 Я чувствую себя ненужным.
65 Я не могу раскрыться перед другими и попросить помощи у них даже в очень затруднительных для меня ситуациях.
66 Как правило, я считаю себя в ответе за то, как я живу.
67 Когда я сталкиваюсь с трудной ситуацией, я стараюсь найти плюсы во всем происходящем.
68 Я падаю духом из-за того, что все против меня.
69 Для меня важно всегда сохранять теплые отношения в моей семье и с моими друзьями.
70 Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.
71 Часто я упрекаю себя в том, что не использую многие свои способности.
72 Я истязаю себя самообвинениями.
73 Нет никого, к кому я мог бы обратиться со своими проблемами.
74 Я склонен к проявлению инициативы.
75 Только рискуя жизнью, я ощущаю ее ценность.
76 Я подолгу помню оскорбления и обиды, которые мне нанесли
Продолжение
п/п № Варианты ответов Критерий оценки
Это точно про меня Это на меня похоже Это похоже на меня, но нет уверенности Не решаюсь отнести это к себе Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне Мне это несвойственно в большинстве случаев Это ко мне совершенно не относится
77 Я не могу ни к кому обратиться со своими проблемами, не испытывая страха, потому что в конце концов это как-то будет использовано против меня
78 У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил
79 Я не всегда задумываюсь над тем, как мои решения отражаются на моих близких, коллегах
80 Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что преодолеть их просто невозможно
81 Я продуктивно работаю в силу собственной целеустремленности, а не из-за внешнего контроля
82 Я считаю, что судьба определенно несправедлива ко мне
83 Масса мелких неприятностей меня выводит из себя
84 Если я рискую, то, скорее, с умом, а не бесшабашно
85 Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу
86 Если со мной случаются неприятности, то мне ничего не хочется делать
87 Попадая в конфликтную ситуацию, я не всегда думаю о том, как мои поступки отразятся на моей жизни в дальнейшем
88 Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко
Ключи методики «Диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности
Шкала 1 (морально-коммуникативная). Прямой подсчет: 1, 13, 33, 37, 69. Обратный подсчет: 5, 9, 17, 21, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 61, 65, 73, 77.
Шкала 2 (мотивационно-волевая (жизнестойкости). Прямой подсчет: 2, 22, 26,
34, 38, 42, 62, 66, 74, 81, 84. Обратный подсчет: 6, 10, 14, 18, 30, 46, 50, 54, 58, 70, 78, 86.
Шкала 3 (ценностно-смысловая). Прямой подсчет: 3, 19, 39, 67, 85. Обратный подсчет: 7, 11, 15, 23, 27, 31, 35, 43, 47, 51, 55, 59, 63, 71, 75, 79, 82, 87.
Шкала 4 (внутреннего комфорта). Прямой подсчет: 12, 56, 88. Обратный подсчет: 4, 8, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 60, 64, 68, 72, 76, 80, 83.
Таблица 2
Нормы методики «Диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности
Категория в/с Уровень Шкалы
Морально-коммуникативная Мотива-ционно-волевая Ценност-но-смыс-ловая Внутренний комфорт Индекс психологической безопасности
Офицеры Высокий 112-120 126-138 124-138 122-132 484-528
Средний 74-111 86-125 85-123 80-121 325-483
Низкий 0-73 0-85 0-84 0-79 0-321
В/с - контрактники Высокий 105-120 117-138 117-138 118-132 452-528
Средний 67-104 79-116 76-116 70-117 297-451
Низкий 0-66 0-78 0-75 0-69 0-296
В/с срочной службы Высокий 107-120 122-138 117-138 119-132 460-528
Средний 70-106 80-121 80-116 74-118 309-459
Низкий 0-69 0-79 0-79 0-73 0-308
Все категории в/с Высокий 108-120 122-138 119-138 120-132 464-528
Средний 70-107 82-121 80-118 75-119 309-463
Низкий 0-69 0-81 0-79 0-74 0-308
Кроме того, дополнительно было проверено, насколько установленная последовательность утверждений способствует формированию отрицательной стратегии ответов, т.е. ситуации, когда обследуемый определяет, на что направлена методика и, предусматривая определенные последствия для себя, вырабатывает правильную (удобную для себя) стратегию ответов. Показателем того, что последовательность утверждений в разработанной методике не оказывает формированию такой стратегии, является высокий показатель корреляции между первой и второй половинами методики - надежность частей теста. Так, в разработанной методике результаты тестирования между первой и второй половинами методики коррелируют на очень высоком уровне: г = 0,86. Дополнительным показателем того, что стимульный материал методики не приводит к появлению отрицательной стратегии ответов, являются удовлетворительные показатели дифферен-цированности ответов респондентов на каждое утверждение методики.
Еще одним моментом проверки надежности разработанной методики было установление повторяемости результатов тестирования при одинаковых условиях - ретестовой надежности. Вопреки тому что структурные элементы психологической безопасности личности могут иметь определенную динамику, вызванную возрастными изменениями,
профессиональной подготовкой или значительным влиянием на личность экстремальной ситуации, накопленных в течение жизни человека действия различных стресс-факторов, они являются довольно стабильными. Поэтому для проверки повторяемости результатов с помощью разработанной методики были проведены два обследования группы курсантов (50 человек третьего года обучения) Академии внутренних войск МВД Украины с перерывом между обследованиями в один месяц с одинаковыми условиями служебно-боевой деятельности. Результаты первого и второго обследования коррелируют между собой на высоком уровне г = 0,89 (р < 0,01). Таким образом, разработанная методика отвечает такому критерию, как надежность по показателям внутренней согласованности тестовых задач и повторяемости результата при одинаковых условиях (ретестовая надежность).
Следующим этапом определения качества разработанной методики было исследование ее валидности. Для определения конструктной валидности на выборке офицеров и военнослужащих по контракту внутренних войск в количестве 102 человека вместе с разработанной методикой был использован комплекс методик, которые позволяют довольно полно и качественно диагностировать психологические особенности и черты, связанные с обеспечением психологической безопасности личности. Анализ взаимосвязей разработанной методики с методиками подобранного комплекса должен был содействовать уточнению ее рабочих характеристик - содержания, области применения, ограничений, недостатков и т.п.
Психодиагностический комплекс подбирался таким образом, чтобы максимально охватить и по возможности перекрыть несколькими шкалами все структурные компоненты разработанной трансформационной модели психологической безопасности личности. Для исследования показателей морально-коммуникативного блока проводились методики: многофакторный личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова, «Индекс толерантности» Г. Солдатовой и соавторов. Для исследования особенностей блока мотивационно-волевого (жизнестойкости) использовались методики: «Жизнестойкость» С. Мадди (в адаптации Д. Леонтьева, Е. Рассказовой); «Локус контроля» в модификации Е. Ксенофонтовой; «Определение мотивационного профиля личности» Ш. Ричи, П. Мартина (в адаптации А. Шмелева); «Опросник мотивации достижений» А. Реана; «Оценивание мотивационной направленности личности» Ю. Куля. Для исследования показателей ценностно-смыслового блока проводились методики: «Смысложизненные ориентации» Д. Леонтьева; «Шкала базовых убеждений» Р. Янов-Бульмана; «Диагностика копинг-стратегий (СОРЕ)» в адаптации Т. Гордеевой и соавторов. Для определения особенностей блока внутреннего комфорта проводились методики: «Тест-опросник самоотношения» В. Столина; «Опросник нервно-психической напряженности» Т. Немчина; «Опросник посттравматического роста» М. Магомет-Эминова. Кроме этого, использовались комплексные методики, диагностирующие по нескольким шкалам индивидуально-психологические качества и особенности поведения для обеспечения психологической безопасности личности: методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Для определения рабочих качеств методики также проводилось определение ее ва-лидности путем сравнения результатов так называемых известных групп (групп, качества которых известны заранее). Данный этап исследования должен был показать, насколько методика «Диагностика психологической безопасности личности» чувствительна к вековым изменениям, наличию специфического профессионального опыта, пребыванию и действию в экстремальных ситуациях. Эта схема исследования предусматривала сравне-
ние результатов группового обследования: возрастных групп (сравнивались результаты обследования молодых офицеров 21-25 лет и офицеров 40-45 лет); групп с разным профессиональным опытом (сравнивались результаты обследования курсантов и офицеров с разным опытом службы в войсках); группы с разным опытом деятельности в экстремальных условиях (сравнивались результаты обследования военнослужащих, сталкивающиеся в своей повседневной службе с реальной угрозой для жизни и здоровья и с военнослужащими, у которых такого опыта не было).
Для определения критериальной валидности, определяющей, насколько по результатам тестирования можно судить об особенностях поведения и, соответственно, прогнозировать психологически опасное поведение личности, полученное с помощью данной методики, было проведено сравнение с оценками экспертов особенностей психологически опасного поведения обследованных. Для чего, исходя из содержания модели психологической безопасности личности и ее структуры, нами была разработана шкала оценок психологической безопасности личности обследуемого по каждому структурному компоненту (всего 40 показателей), которая была предоставлена для оценки экспертам. Последними выступили непосредственные руководители обследуемых, т.е. те лица, которые постоянно контролируют качество профессиональной деятельности обследуемых, адекватность выполнения поставленных задач, поведение и т.п., знают их лучше всего и объективнее их могут оценить. В результате были получены статистически значимые показатели корреляции между оценками экспертов и результатами обследования с помощью методики «Диагностика психологической безопасности личности» на уровне г = 0,76, (р < 0,01), что позволяет ее использовать для прогнозирования достоверности психологически опасного поведения (низкого уровня психологической безопасности личности) специалиста экстремального вида деятельности во время выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях.
Выводы 1. Разработанная методика «Диагностика психологической безопасности личности» специалиста экстремального вида деятельности позволяет определять как отдельные структурные компоненты психологической безопасности личности по разным шкалам, так и общий интегративный показатель - индекс психологической безопасности личности в целом.
2. Результаты проведенных исследований для определения валидности, надежности и стандартизации разработанной методики позволяют ее использовать для прогнозирования достоверности психологически опасного поведения специалиста экстремального вида деятельности во время выполнения служебно-боевых задач в разных условиях деятельности.
Библиографический список
1. Приходько 1.1. Професшний психолопчний в^^р майбутшх офiцерiв внутршшх вшськ МВС Украши: монографiя [Текст] / 1.1. Приходько. - Х.: Акад. ВВ МВС Украши, 2008. -190 с.
2. Автоматизований психодiагностичний комплекс визначення професшно! придатносп кандидапв на вшськову службу у внутршш вшська МВС Украши i навчання у вищих вшськових навчальних закладах МВС Украши: монографiя [Текст] / 1.В. Воробйова, 1.1. Приходько, С.Т. Полторак та ш. - Х.: Акад. ВВ МВС Украши, 2012. - 297 с.