Научная статья на тему 'Психоанализ и искусство'

Психоанализ и искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
425
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мигунов Александр Сергеевич, Хлопотникова Вера Владимировна

The article is devoted to International Conference "Psychoanalysis and Art" held by Aesthetics Sub-faculty of Moscow University. Participants: Boguemskaya K.G., Kolosova I.A., Migunov A.S., Patricia Janody, Domenic de Misco, Nikitin V.N. discussed actual problems of Marginal art and Art therapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoanalysis and Art

The article is devoted to International Conference "Psychoanalysis and Art" held by Aesthetics Sub-faculty of Moscow University. Participants: Boguemskaya K.G., Kolosova I.A., Migunov A.S., Patricia Janody, Domenic de Misco, Nikitin V.N. discussed actual problems of Marginal art and Art therapy.

Текст научной работы на тему «Психоанализ и искусство»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2008. № 2

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ПСИХОАНАЛИЗ И ИСКУССТВО

8 декабря 2007 г. кафедра эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова провела международную научную конференцию «Психоанализ и искусство». На конференции обсуждались проблемы использования инструментария психоанализа при объяснении маргинального искусства (творчество душевнобольных, наивов или примитивов, детей и др.). Конференция проходила одновременно с презентацией на философском факультете изданного во Франции альбома известного русского художника-аутсайдера А.П. Лобанова, страдавшего душевными заболеваниями (аутизм, речевая афазия и др.).

Эстетика обнаружила в творчестве маргинального художника целый ряд особенностей, среди которых поглощение творчеством при полном безразличии к результату, использование нетрадиционных (подручных) материалов, трудности с дефинициями, границы использования психоанализа. Последнее, а именно вопрос о том, насколько эффективен психоанализ при объяснении природы маргинального искусства, и стало главным на конференции. Разговор получился вполне предметным, повернутым на А. Лобанова; его творчество было признано в высокой степени репрезентативным при обсуждении подобных вопросов.

Основными докладчиками на конференции были издатель альбома, известный фотограф Доменик де Миско и врач-психиатр Патриция Жаноди. От России на конференции выступили доктор искусствознания, известный специалист в области наивного и аутсайдерного искусства К. Г. Богемская, а также практикующие арт-терапевты — доктор психологических наук В.Н. Никитин и И.А. Колосова. Вел заседание зав. кафедрой эстетики, профессор А.С. Мигунов

Доменик де Миско активно участвует в работе влиятельной международной организации по изучению психопатологической экспрессии и арт-терапии (СИПЭ), организует выставки Ар-Брют (французское название искусства аутсайдеров) по всему миру. При ее непосредственном участии в Лозанне (Франция) весной 2007 г. состоялась персональная выставка творчества А. Лобанова. Еще в 1998 г., когда Доменик приезжала со своей выставкой в г. Ярославль, она случайно обнаружила работы тогда еще неизвестного широкой публике художника. Эти работы потрясли ее. В тот же год Доменик знакомится с Лобановым лично, а позже возникает идея организации выставки творчества русского художника и выпуска альбома-каталога его работ во Франции. Авторами теоретических статей в альбоме стали наиболее известные ученые в России и за рубежом, специализирующиеся на изучении творчества Ар-Брют.

Патриция Жаноди как психоаналитик обратила внимание на одну деталь в творчестве Лобанова — оружие, которое встречается практически во всех его картинах. Возникает вопрос: является ли это оружие полноценной психоаналитической симптоматикой вытесненных в подсознание желаний художника? Художник-аутсайдер, как правило, не сталкивается с такими явлениями, как психическая задержка и вытесненное желание — все это атрибуты культурного художника. Лобанов как душевнобольной выключен из культуры, и его творчество следует измерять особой маргинальной эстетикой, основные признаки которой нами уже были названы. Тем не менее оружие на картинах Лобанова мы видим в руках не только охотников, но и вождей (Ленина и Сталина). Это говорит о достаточно высоком уровне символизации в мышлении душевнобольного. Дискутируя с Патрицией, участники конференции пришли к выводу, что Лобанов не вписывается полностью

в рамки маргинальной эстетики, образно говоря, он лишь одной ногой стоит вне поля культуры. Знаки культуры в творчестве Лобанова можно обнаружить и со стороны присутствия вербального ряда в его картинах. Опорные части речевого текста (морфемы и др.) здесь присутствуют неискаженными (культурный ряд), хотя со стороны синтаксиса и других норм построения предложения в тексте имеется много нарушений (внекультурный ряд). Лобанов, таким образом, подтверждает версию авторитетных лингвистов о наличии в актах коммуникации некоего простейшего языкового фундамента, на котором строится все дальнейшее культурное разнообразие (см.: Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений//Теория метафоры. VI.. 1999; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. VI.. 1996). Прорыву в философских рефлексиях может способствовать осмысление повторов (рекуррентный ряд) в творчестве маргинального художника. У Лобанова мы видим портреты с двумя одинаковыми лицами. В культурном искусстве аналог этому — музыкальный примитивизм и серийная техника в изобразительном искусстве. В философии исследования на данную тему практически отсутствуют. Не однозначно воспринято философами и фундаментальное исследование Ж. Делёза «Различие и повторение» (СПб., 1998). Между тем это одно из перспективных направлений, в изучении которого могли бы с успехом соединиться усилия со стороны как науки, так и искусства.

К. Г. Богемская в своем докладе обратила внимание на проблему защищенности маргинального искусства. Еще недавно, 15—20 лет назад, на такое искусство не обращали внимания. Картины Лобанова, по мнению докладчицы, не могли бы попасть в число 15000 произведений самодеятельного искусства, которые экспонировались на ВДНХ в 1980-х гг. по той причине, что критерием отбора являлось наличие «правильного» изображения, основанного на навыках и определенной школе.

Доклад В.Н. Никитина «Онтология голосового звучания» был целиком повернут в сторону арт-терапии. Аудитории был представлен фильм. Голосовым сопровождением к нему было фольклорное исполнение нескольких народных песен. Тембр голосов способствовал психологическому расслаблению аудитории. Наступала полнейшая релаксация. Хотелось снова и снова вслушиваться в звуки и улавливать их лечебный тембр.

В докладе И.А. Колосовой «Фото-терапия как рефлексия и инсайт» обсуждалась проблема закрытости детей от внешнего мира. Автор доклада работает в детской клинической больнице, в отделении трансплантации почки. Фото-сессии, в которых участвуют больные дети, способствуют возвращению им радости общения и постепенной их реабилитации. Все начинается с "цветовой разминки", а заканчивается сюжетными играми. Драма-терапия в соединении с элементами интерактивности помогают, таким образом, преодолеть барьер аутизма и раскрыть творческие способности ребенка.

Здесь отмечена лишь часть проблем, возникающих при осмыслении маргинального искусства. Хотелось бы надеяться, что инициатива философского факультета МГУ в обращении к данным проблемам будет поддержана учеными Института искусствознания Министерства культуры РФ, Института философии РАН, а также исследователями из региональных научных и образовательных центров. Совместные усилия не только будут способствовать обнаружению неизвестного в области креативных способностей человека, но и помогут дальнейшему развитию теории и практики арт-терапии как одному из перспективных направлений в лечении болезней XXI века.

A.C. Мигунов, В.В. Хлопотникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.