Научная статья на тему 'ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПСИХИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТАННЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНО ХОЛОДНЫМИ МАТЕРЯМИ'

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПСИХИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТАННЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНО ХОЛОДНЫМИ МАТЕРЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объектные отношения / психоанализ / психосексуальное развитие / развитие личности / материнство / эмоциональная недоступность / object relations / psychoanalysis / psychosexual development / personal development / maternity / emotional coldness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саурина Анастасия Витальевна

Психология в целом и психоанализ в частности во главу угла ставят изучение психических механизмов человека, влияние на него различных переживаний, травм и фрустраций, которые приводят к формированию невроза, тем самым препятствуя нормальному функционированию и получения удовольствий. Огромное множество мужчин и женщин испытывают сомнения в себе, сталкиваются с проблемами, которые их словно парализуют и замораживают, но не способны справиться с этим самостоятельно. И для того, чтобы помочь нашим клиентам справиться с подобным поведением, преодолеть разрушительные конфликты внутри себя важно понимать и анализировать источник подобных нарушений. Формирование пограничной и психотической личности связано, в том числе, с недостаточной способностью перерабатывать аффекты и тревоги, что приводит к патологиям поведения и формированию неадекватных адаптивных механизмов психики. Статья посвящена проблеме объектных отношений с первичным объектом в условиях эмоциональной холодности и отстраненности материнского объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PSYCHOANALYTIC VIEW OF ABNORMAL DEVELOPMENT AND CHILDREN’S MENTAL TRAUMA PARENTED BY COLDFISH MOTHERS

In psychology in general and psychoanalysis in particular focus the main focus is a human mental mechanisms, the influence on it of various experiences, traumas and frustrations that lead to the formation of neurosis and preventing normal functioning and pleasure. A huge number of men and women experience self-doubt, face problems that seem to paralyze and freeze them, but they are not able to cope with it on their own. And in order to help our clients to cope with such behavior and overcome destructive conflicts within themselves, it seems to be important to understand and analyze the core of such violations. The formation of a borderline and psychotic personality is associated, among other things, with an insufficient ability to process affects and anxieties, which leads to pathologies of behavior and the formation of inadequate adaptive mechanisms of the psyche. The article is devoted to the problem of object relations with the primary object in conditions of emotional coldness and detachment of the maternal object.

Текст научной работы на тему «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПСИХИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТАННЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНО ХОЛОДНЫМИ МАТЕРЯМИ»

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПСИХИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТАННЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНО ХОЛОДНЫМИ МАТЕРЯМИ

Саурина Анастасия Витальевна, Психолог, психоаналитический психотерапевт, супервизор ОЧУ ВО «Московская международная академия»

Аннотация. Психология в целом и психоанализ в частности во главу угла ставят изучение психических механизмов человека, влияние на него различных переживаний, травм и фрустраций, которые приводят к формированию невроза, тем самым препятствуя нормальному функционированию и получения удовольствий. Огромное множество мужчин и женщин испытывают сомнения в себе, сталкиваются с проблемами, которые их словно парализуют и замораживают, но не способны справиться с этим самостоятельно. И для того, чтобы помочь нашим клиентам справиться с подобным поведением, преодолеть разрушительные конфликты внутри себя важно понимать и анализировать источник подобных нарушений. Формирование пограничной и психотической личности связано, в том числе, с недостаточной способностью перерабатывать аффекты и тревоги, что приводит к патологиям поведения и формированию неадекватных адаптивных механизмов психики.

Статья посвящена проблеме объектных отношений с первичным объектом в условиях эмоциональной холодности и отстраненности материнского объекта.

Ключевые слова: объектные отношения, психоанализ, психосексуальное развитие, развитие личности, материнство, эмоциональная недоступность

A PSYCHOANALYTIC VIEW OF ABNORMAL DEVELOPMENT AND CHILDREN'S MENTAL TRAUMA PARENTED BY COLDFISH MOTHERS

Anastasia V. Saurina, psychologist, psychoanalytic psychotherapist, supervisor

Abstract. In psychology in general and psychoanalysis in particular focus the main focus is a human mental mechanisms, the influence on it of various experiences, traumas and frustrations that lead to the formation of neurosis and preventing normal functioning and pleasure. A huge number of men and women experience self-doubt, face problems that seem to paralyze and freeze them, but they are not able to cope with it on their own. And in order to help our clients to cope with such behavior and overcome destructive conflicts within themselves, it seems to be important to understand and analyze the core of such violations. The formation of a borderline and psychotic personality is associated, among other things, with an insufficient ability to process affects and anxieties, which leads to pathologies of behavior and the formation of inadequate adaptive mechanisms of the psyche.

The article is devoted to the problem of object relations with the primary object in conditions of emotional coldness and detachment of the maternal object.

Keywords: object relations, psychoanalysis, psychosexual development, personal development, maternity, emotional coldness

Психоанализ - это метод глубинного изучения этапов развития психики и выявления причин возникновения патологий через исследование неосознаваемых индивидом процессов. Основной целью психоаналитического воздействия является трансформация бессознательных процессов в осознаваемые и дальнейшая их проработка через вытесненные воспоминания, детские психотравмы и чрезмерную депривацию со стороны родительского

Саурина А.В.

Объекта, а также преодоление сопротивления, снижение внутренней критики Супер-Эго и разрешение внутриличностных конфликтов. Формирование человека неотделимо от развития его психического аппарата, который проходит определенные этапы формирования тесно связанные с развитием тела. Эту теорию описал Зигмунд Фрейд в 1905г в своей работе «Три очерка по теории сексуальности» разделив процесс взросления на пять стадий психосексуального развития.

В своих работах основатель психоанализа большое внимание уделяет развитию ребенка и подчеркивает, что формирование здоровой психики происходит только через последовательное прохождения фаз психосексуального развития. Либидинозная активность, по мнению Фрейда, в раннем детстве имеет большое значение, а фрустрации в удовлетворении влечений и вызванные ими точки фиксации влечений приводят к нарушениям в психическом развитии ребенка, формировании психопатологии в виде инфантильного невроза и приводят в последствии к неврозу взрослого. Глубинная психоаналитическая работа не мыслима без анализа сновидений, которые по мнению Фрейда являются королевской дорогой к бессознательному и позволяют взглянуть на истинные влечения и конфликты наших пациентов. Детские ночные сновидения и дневные грезы наяву являются формой исполнения ранних инфантильных желаний ребенка по причине неразвитой внутренней цензуры в силу возраста. Основной для детского возраста Эдипов конфликт - универсален, он структурирует детскую, а затем и взрослую психику, поэтому в психоанализе очень активное внимание уделяют фаллической генитальной стадиям, которые являются метафорическим фарватером, разделяющим инфантильность и зрелость личности. В свою очередь фрустрация или трудное прохождение прегенитальных фаз развития приводит к характерологическим изменениям и фиксациям личности ребенка (оральный, анальный характеры).

Именно в детском возрасте формируются инфантильные и зрелые формы защитных психических механизмов, такие как расщепление, сублимация, диссоциация, реактивное образование, вытеснение и пр., которые играют важную роль в психической жизни и адаптации человека. Мелани Кляйн продолжила идеи Фрейда и углубилась в изучение ранних стадий развития ребенка, разделив оральную стадию психосексуального развития на Шизо-параноидную и Депрессивную позиции и тем самым задала вектор изучения ранних патологий и аномалий психики и их взаимосвязи с первичным уходом за ребенком. Она была сторонником теории объектных отношений, которые существуют по ее мнению, с самого начала жизни и первым объектом в жизни ребенка Кляйн называла материнскую грудь, которая может принимать формы хорошей т.е. удовлетворяющей и плохой т.е. фрустрирующей. Данное наблюдение доказывало первичное расщепление психики и указывало на амбивалентные отношения в объекту, разделение на любовь и ненависть. «Я» ребенка с самого рождения находится во власти конфликта между влечениями к жизни и к смерти, между либидо и агрессией. Это порождает тревогу и влияет на формирование отношения к первичным объектам. Агрессивное влечение оказывает значительное влияние на развитие детской психики, согласно стадиям психосексуального развития т.е. на догенитальных стадиях выделяет оральный садизм, уретральную и анальную агрессию, она в свою очередь тесно связана с чувством вины и страха. Любое нападение и причинение зла сразу караются с изощренной жестокостью. Это свидетельствует о том, что архаичное Сверх-Я и агрессивное влечение - связаны между собой. Страхи преследования и поглощения, которые характерны для орально-садистической и анально-садистической фаз, могут приводить к развитиям шизофрении и паранойи, в случае если принимают слишком интенсивные степени переживаний, иными словами, затапливают индивида.

Эдипов комплекс, по мнению Кляйн, возникает в догенитальные фазы развития и первые проявления на оральной, уретральной и анальной стадиях, что идет в разрез с наблюдениями Зигмунда Фрейда и дает новую почву для размышлений над формированиями психических

Психоаналитический взгляд на аномальное развитие и психический травматизм...

патологий. Внутриличностный конфликт порождает страхи, защитные механизмы и способы адаптации к ним. Мелани Кляйн выделила два типа, которые получили название «Шизо-параноидная позиция» и «Депрессивная позиция». Дальнейшие наблюдения привели к изменению представлений о развитии Сверх-Я и Эдипова комплекса. Мелани Кляйн выделила архаичное Сверх-Я и ранний Эдипов комплекс.

В разрезе патологического развития из всего вышеизложенного я бы хотела отметить связь раннего материнского мазохизма и ее способность принимать проекции своего ребенка на этапе Шизо-параноидной позиции. Если чувство страха у младенца слишком интенсивно, то это ведет к усилению и изменению защитных механизмов, а его расщепление не изживается, а, наоборот, нарастает. Под влиянием инстинкта смерти внутри организма возникает высокоамплитудная тревога, что может быть воспринято психикой, как страх аннигиляции и трансформироваться в персекуторный страх. В результате младенец интроецирует вследствие своих проекций крайне опасные объекты, что негативно сказывается на его «Я» и порождает еще более интенсивные страхи, требующие намного более мощных защит. В конечном итоге ребенок прибегает к проективной идентификации, которая делает мир и объекты в нем причудливыми и фантастичными. [Кляйн 2009: 75]

Важную роль в развитии нормы и патологии играет откликаемость матери на аффекты ребенка. Жизненная потребность справляться с тревожными переживаниями стимулирует «Эго» младенца развивать механизмы защиты, при этом ребенок беспокоится, что агрессивными фантазиями и действиями причинил вред матери и испытывает чувство вины, что является важнейшая особенность депрессивной позиции. Вина и беспокойство об объекте формирует установку на возмещение. Частой причиной маниакально-депрессивного психоза является проективная идентификация, т.к. ребенок теряет способность печалиться и перерабатывать депрессивные состояния и интроецировать хороший объект.

В случае, когда детская психика не справляется с переживаниями и затопляется тревогой мы можем наблюдать развитие паталогии на разных этапах развития индивида. Недостаточный материнский мазохизм и слабая эмоциональная инвестированность могут служить почвой для психического травматизма детей и формирования психических аномалий, вплоть до тяжелых расстройств. Психический травматизм может иметь кумулятивный эффект и накапливаться годами, что приводит к аномалиям и патологиям развития в разном возрасте, не всегда в младенчестве. Эмоциональная холодность матери играет большую роль в формировании амбивалетной привязанности и способности к дальнейшей адаптации к фрустрациям у ребенка.

Литература

1. Боулби Д. Привязанность. М.: «Гардарики», 2003

2. Винникотт Д. В. Все мы родом из родительского дома. - Питер, 2020. - 288 с.

3. Кернберг О. (1995) Отношения любви. Норма и патология. - М., 2000.

4. Кляйн М. Психоанализ ребенка. Том 3. - Ижевск: ERGO, 2018.

5. Лейбин В.М. Краткий психоаналитический справочник. - Когито центр, 2015. - 192 с.

6. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности (пер. с нем. А. Вяхирева, И. Полякова). - Москва: "Эксмо", 2020.

7. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд — «OMIKO».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.