Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 1. С. 95-105. УДК 159.922
DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.95-105
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ СТУДЕНТА ПРИ ПЕРВИЧНОМ И ПОВТОРНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
А. И. Мосунов
Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия)
В статье рассматриваются психические состояния, возникающие у студентов при первичном и повторном профессиональном самоопределении (на примере состояний астении и тревоги). В настоящее время глобальная автоматизация процессов, используемых в обществе, приводит к динамическому изменению областей человеческой деятельности. Личность находится в состоянии неопределенности, «изменчивости» своего профессионального пути, испытывает тревогу и невозможность прогнозировать, что формирует определенные психические состояния, которые влияют на психическое здоровье человека и сказываются на социально-экономических аспектах развития страны. Возникает необходимость рассмотрения психических состояний в процессе профессионального самоопределения и инструментов их саморегуляции. Респондентами проводимого нами исследования выступили 43 студента бакалавриата и 50 студентов магистерских программ и программ переподготовки. Возраст респондентов -от 18 до 50 лет. Для выявления психических состояний и уровня осознанности студентов был использован клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич) и пятифакторный опросник осознанности (FFMQ). Обработка велась методом одно-факторного дисперсионного анализа. В результате исследования было определено, что у студентов бакалавриата наблюдается повышенный уровень астении и тревоги в сравнении со студентами магистратуры и студентами профессиональной переподготовки. У студентов профессиональной переподготовки проявляется способность к описанию своего опыта и способности к рефлексии, они после пробы себя в профессиональной деятельности понимают дальнейший профессиональный путь развития и не сомневаются в правильности выбора, в отличие от студентов бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; повторное профессиональное самоопределение; кризис профессионального становления; психические состояния; осознанность.
THE MENTAL STATES THAT ARISE IN STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR INITIAL AND SUBSEQUENT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
A. I. Mosunov
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
The article discusses the mental states that arise in students during the initial and repeated professional self-determination (on the example of asthenia and anxiety states). At present, the global automation of the processes used in society is leading to a dynamic change in the areas of human activity. A person is in a state of uncertainty, "changeability" of his professional path, experiences anxiety and the inability to predict, which forms certain mental states that affect the mental health of a person and affect the socio-economic aspects of the country's development. There is a need to consider mental states in the process of professional self-determination and tools for their self-regulation. The respondents of our study were 43 undergraduate students and 50 students of master's and retraining programs. The age of the respondents ranges from 18 to 50 years. To identify mental states and the level of awareness of students, a clinical questionnaire was used to identify and evaluate neurotic states (K. K.Yakhin, D. M.Mendelevich) and a five-factor questionnaire of awareness (FFMQ). The results were processed using the method of univariate analysis of variance. As a result of the study, it was determined that undergraduate students have an increased level of asthenia and anxiety regarding graduate students and professional retraining students. Students of professional retraining show the ability to describe their experience and the ability to reflect. After testing themselves in professional activities, students of professional retraining understand their further professional path of development and do not doubt the correctness of their choice, unlike bachelor's and master's students.
Keywords: professional self-determination; repeated professional self-determination; crisis of professional formation; mental states; mindfulness.
© Мосунов А. И., 2024
1. Введение
За последние десятилетия рынок профессий как в мире, так и в России значительно изменился. Стремительное развитие искусственного интеллекта и нейросетей приводит к появлению новых форм профессиональной деятельности, которые ставят под сомнение актуальность выбора студентами своего направления обучения. По результатам опроса, среди 1 400 соискателей выявлено, что 76 % верят в возможность замены их профессии нейросетями.
Данные события усложняют период адаптации на этапе профессионального становления, что может приводить к формированию внутриличностного конфликта. При отсутствии действий по решению внутрилич-ностного конфликта возникающее эмоциональное напряжение способствует формированию стресса и развитию негативных психических состояний.
Отличительной особенностью взрослых при повторном профессиональном самоопределении становится формирование устойчивого отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности посредством испытания своих возможностей и способностей в профессиональной среде. Данная особенность позволяет соотнести свой образ профессиональной Я-концепции со сформированными в течение профессионального становления ценностями. К сожалению, готовность решиться на смену профессии растягивается во временном промежутке, что сопровождается эмоциональным напряжением, которое в дальнейшем может сформировать негативные психические состояния. По результатам ежегодных опросов, проводимых для соискателей, наблюдается устойчивая тенденция смены сферы деятельности теми сотрудниками, которые имеют опыт работы по своей специальности.
Проблема «незавершенности» профессионального самоопределения студентов оказывает негативное воздействие на кадровый потенциал организаций и возможное развитие психосоматических заболеваний. В нашем исследовании представлен сравнительный анализ психических состояний (астении и тревоги) и аспектов осознанности (навыка описания опыта и навыка осознанной активности), наблюдаемых в период профессионального самоопределения у групп студентов разного уровня образования: бакалавриата, магистратуры и профессиональной переподготовки.
2. Обзор литературы
Проблема профессионального самоопределения не нова. Особенности профессионального самоопределения личности рассматривались многими авторами (Н. А. Богдан, Е. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Щеколдина и др.) [1-4]. Разнообразие взглядов, представленных в научных работах, подчеркивает сложность и многогранность данной проблемы в разных научных контекстах.
Профессиональное самоопределение -это процесс, который протекает на протяжении всей сознательной жизни человека, начиная с формирования интересов в детском возрасте и заканчивая выбором профессии после получения высшего образования с возможными изменениями в профессиональной деятельности в зрелом возрасте [5].
Н. А. Богдан рассматривает профессиональное самоопределение студентов на этапе обучения в вузе как «процесс самоосознания своих профессиональных ценностей, смыслов и возможностей, характеризующийся возникновением психологического состояния удовлетворенности или неудовлетворенности результатами своего профессионального обучения, который способствует выбору направления и динамике дальнейшего профессионального становления будущего специалиста» [1, с. 11].
Важно отметить, что профессиональное самоопределение является более узким понятием, чем профессиональное становление, и рассматривается в двух аспектах - «как обусловленный теми или иными факторами выбор и как непрекращающийся процесс» [1].
Т. Ю. Ломакина определяет профессиональное самоопределение как «форму личностного выбора, отражающего процесс развития профессионально важных качеств на основе личностного ресурса, формирование отношения к профессиональной деятельности и проектированию карьеры» [6, с. 87].
В нашем исследовании под первичным профессиональным самоопределением мы понимаем процесс, при котором человек впервые сталкивается с выбором профессиональной траектории и принимает решение о будущей карьере, основываясь на своих интересах, убеждениях и навыках [7].
Повторное профессиональное самоопределение представляет собой процесс анализа человеком своих профессиональных целей, пересмотра существующей карьерной траек-
тории или смены профессии в ответ на изменения в личной жизни, общественных условиях или на рынке труда.
Повторное профессиональное самоопределение взрослых относительно недавно стало темой психологических исследований и обычно рассматривается с позиции социальной значимости и личностной направленности профессиональной деятельности.
Во многих исследованиях основные проблемы повторного профессионального самоопределения сводятся к смене сферы деятельности в связи с неудовлетворенностью профессией, конфликту ценностных ориента-ций на занимаемой должности, отсутствием карьерного роста (см., напр.: [8]).
По результатам исследования К. М. Гайдара, большинство студентов, получающих второе высшее образование, не продолжают обучение по своему первому направлению обучения. У таких студентов сформирован личный профессиональный план обучения, целостность и непротиворечивость системы ценностей [9].
В работе Е. Е. Магакян под профессиональным самоопределением взрослых, которые окончили вуз, понимается «профессиональный выбор как финальный элемент процесса, выражающийся в обосновании выбора наиболее предпочтительной альтернативы на основе оценки ее последствий» [10].
Ситуацию повторного профессионального самоопределения взрослых связывают с незавершенностью профессионального самоопределения, включающей неудовлетворенность профессиональной деятельностью, процессом продолжительного стресса и психосоматическими заболеваниями [3].
Авторы, занимающиеся проблемой самоопределения как части профессионального становления и направленности личности, подчеркивают, что один из этапов профессионального самоопределения заключается в возникновении кризиса и пути его разрешения, т. е. способности к личностному росту через преодоление кризиса. Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк выделяют ситуативные и инициативные стратегии преодоления кризисов. Инициативная стратегия свидетельствует о зрелости личности и характеризуется «проявлением активности, целенаправленностью действий, ответственностью за принятые решения и поступки» [11, с. 196].
Процесс профессионального самоопределения заключается «в преодолении внутренних или внешних препятствий человеком для построения и реализации нового образа себя в обществе и мире» [12, с. 225].
В научной литературе нет единой точки зрения на проблему соотношения психических состояний и личности, поскольку личность определяют в разных аспектах:
- динамическом, где происходит работа психических процессов между побуждениями, собственной значимостью и их сочетанием;
- структурном, описывающем наличие устойчивых психических процессов, которые могут являться опорой мотивационной сферы личности;
- функциональном, означающем «сочетание психических процессов сознательного самоопределения в формировании активной жизненной позиции» [13, с. 53-72].
В. Е. Левкин определяет психические состояния как «часть психической жизни индивида, включающую субъективно переживаемые психические процессы и их проявления во внешнепрактической деятельности» [14, с. 26].
Н. Д. Левитов выделяет условную классификацию психических состояний: личностные и ситуативные состояния, глубокие и поверхностные, положительные и отрицательные, продолжительные и кратковременные, осознанные и неосознанные [15].
Более четкая взаимосвязь психических состояний в феноменологии личности была представлена в работе А. О. Прохорова как «отражение личностью ситуации в виде совокупности различных характеристик человека, возникающее в динамике психической деятельности и выражающее единство поведения и переживания» [16, с. 66]. Причины возникновения психических состояний связаны с проявлением субъекта направленных действий с обстоятельствами жизнедеятельности [17, с. 96].
Личность проходит стадии развития посредством действия, направленного на поступок, выбором между альтернативными мотивами и способностью формирования активной жизненной позиции [15, с. 67]. Отсутствие решения в дальнейшем вызывает напряжение психофизиологических процессов, «происходит снятие ответственности путем наличия условной выгоды симптома, процесса психосоматики» [18, с. 14-17]. Процесс
самоопределения личности на определенных этапах сопровождается фоном психических состояний.
В научной литературе особенности влияния психических состояний, которые возникают на всех этапах профессионального самоопределения, включающего повторный выбор профессии, остаются за рамками исследований.
В своем исследовании мы придерживаемся взгляда, согласно которому в процессе профессионального самоопределения у личности может наблюдаться «синдром» негативных психических состояний. Под «синдромом» мы будем понимать совокупность психических явлений, в которой находится личность, «как состояние изменения комплекса психических процессов и свойств, возникновения новой структуры, включающей как непосредственные, так и более опосредованные последствия "объемной" перестройки системы психической регуляции, приводящей к трансформации поведения и способов адаптации» [19, с. 70].
Саморегуляция психических состояний посредством определения и осмысления своих интересов и потребностей позволяет снизить степень психической напряженности и способствовать поиску компромиссов в конфликтных ситуациях. Осознанность как инструмент саморегуляции подобна копинг-стратегии, где при проявлении негативных ситуаций «применяется стиль реагирования -совладание» [18, с. 58-59]. Изначально осознанность использовали как медитативную технику, с помощью которой прорабатывались трудности, не поддающиеся медикаментозному лечению [20]. В настоящее время техники осознанности включают в психотерапию в работе с тревожными состояниями личности и для помощи в кризисных и экстремальных ситуациях [21]. Применение техник осознанности способствует снижению уровня негативных психических состояний [22; 23].
В нашем исследовании под негативными психическими состояниями мы будем понимать группу типично отрицательных астенических состояний по классификации Н. Д. Левитова, включающих в себя состояние тревоги и состояние астении. Под саморегуляцией психических состояний мы будем понимать аспекты осознанности: навык описания опыта и навык осознанной активности.
3. Организация исследования
Объектом исследования является профессиональное самоопределение личности, предметом - психические состояния, сопровождающие первичное и повторное профессиональное самоопределение.
Цель: выявить различия психических состояний при первичном и повторном профессиональном самоопределении.
Задачи исследования:
1. Изучить отношение к выбору своей профессии студентов разных уровней обучения на этапе профессионального самоопределения.
2. Выявить различия психических состояний у студентов разных уровней обучения на этапе профессионального самоопределения.
3. Определить различия аспектов осознанности у студентов разных уровней обучения на этапе профессионального самоопределения.
Гипотеза исследования: способность к рефлексии и саморегуляции психических состояний у студентов при повторном профессиональном самоопределении способствует преодолению кризиса профессионального становления и снижению уровня негативных психических состояний.
Выборку составили 93 студента психолого-педагогических направлений обучения (87,6 % женского и 12,3 % мужского пола), из которых 43 обучаются на бакалавриате (со 2-го по 4-й курс), 25 - в магистратуре, 25 находятся на профессиональной переподготовке (в возрасте от 18 до 50 лет). Средний возраст студентов бакалавриата - 21,4 лет, стандартное отклонение (далее - СО) - 2,19; студентов магистратуры - 29,1 лет, СО - 8,16; студентов профессиональной переподготовки - 34,8 и 6,3 соответственно. В связи со спецификой обучения студентов по психолого-педагогическому направлению, а также уровню образования нам не удалось сформировать гетерогенность групп по признаку пола.
Методы исследования.
1. Анкетный опрос. В анкету входили вопросы, касающиеся отношения студентов к выбору профессии, осознанности этого выбора, внешних факторов выбора.
2. Психологическое тестирование. Применялся адаптированный опросник невроти-зации, основанный на опроснике невротических состояний К. К. Яхина, Д. М. Менделе-
вича и пятифакторный опросник осознанности (FFMQ) [24; 25, с. 281-289].
Результаты эмпирических данных были обработаны в программе SPSS Statistics 19 методом однофакторного дисперсионного анализа.
4. Результаты исследования, их обсуждение
В результате проведенного нами анкетного опроса была собрана первичная информация об удовлетворенности выбором профессии. Отвечая на вопрос анкеты «Можете ли Вы считать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии?», 46,6 % студентов бакалавриата, 55,56 % магистрантов и 76,9 % студентов профессиональной переподготовки подтвердили уверенность в правильности своего выбора и представления о будущей профессиональной деятельности. 20 % студентов бакалавриата, 16,6 % студентов магистратуры,
3,8 % студентов профессиональной переподготовки ответили, что сомневаются в правильности выбора специальности и будущей профессии. Результаты ответов студентов бакалавриата и магистратуры приблизительно равны. Исходя из этого можно предположить, что студенты бакалавриата после окончания обучения «отдаляют» свое вхождение в профессиональную деятельность и поступают в магистратуру для дальнейшего профессионального самоопределения. Студенты профессиональной переподготовки после пробы себя в профессиональной деятельности понимают свой дальнейший профессиональный путь развития и не сомневаются в правильности выбора.
Результаты, полученные при анализе представлений студентов об удовлетворенности выбором профессии, отражены на рисунке 1.
100% „ 90%
-2- 80%
0
1 70% § 60% | 50% | 40%
0
s 30%
1 20%
СЦ
^ 10% 0%
92 %
96 %
83 % q
63 %
43 %
—.......
33 %
Выбор Вашей
будущей профессии был осознан?
31 %
Если Ваша профессия Вас не удовлетворяет, испытываете ли Вы чувство тревоги?
94 %
83 % 93 %
Р"^'.-"""""" 92 % \
77 %
37 %/
...........-</
17 % /
"'"'О
0 %
Повлияло ли мнение других людей (друзей, родителей, одноклассников) на Ваш выбор профессии?
23 %
V 12 %
47 %
44 % 23 % —
6 % 0'
Ваши интересы Вы готовы сменить Повляет ли выбор Будете ли Вы связаны с будущей профессию, если смены профессии испытывать стресс профессией? поймете, что она на отношение к Вам при совершенном Вас не устраивает? окружающих выборе? (см.
(родителей, друзей, предыдущий знакомых)? вопрос)
-—-0-— бакалавриат —о--— магистратура —в— профессиональная переподготовка Рис. 1. Представления студентов об удовлетворенности выбором профессии
На следующем этапе исследования был проведен сравнительный анализ выборок студентов разного уровня образования: бакалавриата, магистратуры и профессиональной переподготовки. Критерии сравнения: психические состояния (уровень тревоги, уровень астении) и аспекты осознанности (навык описания опыта, навык осознанной активности).
Выбор метода исследования с помощью од-нофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) обоснован наличием более двух выборок. Обоснованность использования метода однофакторного дисперсионного анализа подтвердилось критерием однородности дисперсий (р > 0,05).
В результате сравнения групп по уровню образования и психическим состояниям были выявлены статистически значимые различия (р < 0,05) по шкале тревоги (р = 0,01) и шкале астении (р = 0,04). У студентов бакалавриата наблюдаются более высокие показатели
уровня тревоги и уровня астении относительно студентов магистратуры и студентов профессиональной переподготовки. Показатели больше 1,28 указывают на уровень здоровья, меньше 1,28 - на болезненный характер выявляемых расстройств (рис. 2).
4
переподготовка
бакалавриат магистратура
Уровень образования —в—Шкала астении --о-- Шкала тревоги
Рис. 2. Тревога и астения обучающихся с разным уровнем образования
Данные результаты подтверждают, что у студентов при первичном профессиональном самоопределении имеется повышенный уровень тревоги, опосредованный нарастающим стрессом в период обучения со 2-го по 4-й курс, где возникает первая проба профессиональной деятельности в рамках освоения специальных дисциплин и проявления внут-риличностных конфликтов с трудностью их решения.
При сравнении групп по уровню образования и аспектам осознанности были выявлены статистически значимые различия (р < 0,05) по шкале навыка описания опыта ^ = 0,01). У студентов бакалавриата наблюдается низкий уровень навыка описания опыта относительно студентов профессиональной переподготовки (рис. 3). Можно предположить, что студенты профессиональной переподготовки проявляют способность к описанию своего опыта вследствие его накопления и дальнейшей рефлексии. Большинство студентов ба-
калавриата не сталкивались с профессиональной деятельностью и способностью оценить свое состояние в этой деятельности, что, возможно, влияет на низкий уровень навыка описания опыта.
В результате сравнения по возрасту между группами «от 18 до 24» и «от 25 до 33» статистическая значимость отсутствует; различия не обнаружены. При сравнении групп «от 18 до 24» и «от 34 до 50» были выявлены статистически значимые различия (р < 0,05) по шкале тревоги ^ = 0,04) и шкале астении ^ = 0,03). Можно предположить, что отсутствие различий между первой и второй выборками связано с преодолением стадий кризисов профессионального становления личности. Так, кризис профессиональной адаптации и первичной профессионализации может приводить к психической напряженности, состоянию астении из-за несовпадения ожиданий с реальной деятельностью, отсутствием быстрого профессионального роста.
сц сц го ю
о а;
о го сц го
30,64
32,00 31,00 30,00 29,00 28,00 27,00 26,00
3 25,00 -
24,00 -
23,00 -
бакалавриат магистратура переподготовка
Уровень образования
Рис. 3. Навык описания опыта у обучающихся с разным уровнем образования
25,60
В опроснике осознанности мы рассмотрели две шкалы: «Описание опыта» и «Осознанная активность». Выборка включала 3 группы с низкими (0-25), средними (26-33) и высокими показателями (34-40) шкал. Результат од-нофакторного дисперсионного анализа показал, что шкала «Описание опыта» статистически достоверно коррелирует со шкалой «Тревога» и шкалой «Астения», статистическая значимость p < 0,05, данные представлены в таблице и изображены на рис. 4.
Низкий уровень навыка описания опыта свидетельствует о трудностях описания своих эмоций, состояний, ожиданий и зацикливании на негативных событиях в прошлом. Недостаточность представлений и ожиданий о своей будущей профессиональной деятельности с учетом низкого уровня навыка описания опыта формирует тенденцию к проявлению высокого уровня тревоги и астении.
Множественные сравнения психических состояний студентов и навыка описания опыта
Зависимая переменная (I) Шкала описания опыта (Ц) Шкала описания опыта Стандартная ошибка Значимость
Шкала тревоги низкий уровень средний уровень 0,86 0,38
высокий уровень 1,07 0,01
высокий уровень низкий уровень 1,07 0,01
средний уровень 1,06 0,03
Шкала астении низкий уровень средний уровень 0,90 0,92
высокий уровень 1,12 0,04
высокий уровень низкий уровень 1,12 0,04
средний уровень 1,12 0,08
5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1 1,50 1,00 0,50 0,00
о
с
>
низкии уровень средним уровень высоким уровень Шкала описания опыта —е— Шкала тревоги --□--• Шкала астении
Рис. 4. Тревога и астения обучающихся с разным уровнем развития навыка описания опыта
Результат однофакторного дисперсионного анализа показал, что шкала «Осознанная активность» статистически достоверно коррелирует со шкалой «Тревога» ф = 0,04) и шкалой «Астения» ^ = 0,01), статистическая значимость p < 0,05. Можно предположить, что студенты с низким уровнем описания опыта по этой шкале не придают особого значения своим действиям и поступкам на этапе обучения, находятся в состоянии пассивности и неготовности к планированию своей будущей профессиональной деятельности, что приводит к повышению уровня астении. Повышенный уровень тревоги может быть связан с периодически возникающими навязчивыми мыслями о необходимости совершить выбор между альтернативными мотивами для понимания своей будущей профессиональной деятельности.
5. Выводы и заключение
Сформулируем следующие основные выводы:
1. Представления студентов бакалавриата о своей будущей профессии недостаточно определены. Студенты после окончания обучения не готовы к профессиональной деятельности и поступают в магистратуру для дальнейшего профессионального самоопределения. Студенты профессиональной переподготовки после пробы себя в профессио-
нальной деятельности понимают свой дальнейший профессиональный путь развития и не сомневаются в правильности своего выбора.
2. У студентов бакалавриата наблюдается повышенный уровень психических состояний астении и тревоги относительно студентов магистратуры и студентов профессиональной переподготовки.
3. Студенты профессиональной переподготовки проявляют способность к описанию своего опыта вследствие его накопления и дальнейшей рефлексии. Большинство студентов бакалавриата не сталкивались с профессиональной деятельностью и способностью оценить свое состояние в этой деятельности, что влияет на низкий уровень навыка описания опыта.
В процессе профессионального самоопределения студент проходит через ряд внутри-личностных конфликтов, которые могут приводить к возникновению негативных психических состояний. Неспособность личности к решению внутренних конфликтов, возникающих на этапах профессионального самоопределения, приводит к кризису профессионального становления. Для преодоления кризиса требуется рефлексия возникшего конфликта, его осознанная оценка для разработки дальнейшего сценария профессиональной жизни. В случае высокой активности личности и спо-
собности к совершению поступка проявляется возможность преодолеть конфликт и сформировать способы саморегуляции своего состояния. В ситуациях, когда отсутствуют решения данных конфликтов, может проявиться повышенный уровень состояния тревоги и астении. Способность студентов к описанию своего опыта, своих эмоций, чувств, состояний и проявление личностной силы к преодолению конфликта позволяет снизить уровень негативных психических состояний.
Результаты данного исследования могут быть полезны как для профориентационного консультирования в работе с кризисом профессионального выбора у будущих абитуриентов, так и для специалистов центров тью-торского сопровождения в работе со студентами в период адаптации в университете и в процессе формирования индивидуальных образовательных траекторий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богдан Н. А. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2009. - 178 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М. : Академия, 2006. - 240 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
4. Щеколдина Н. В. Профессиональное самоопределение взрослых, включенных в повторный выбор профессии : дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2006.- 167 с.
5. Веюкова П. А. Профессиональное самоопределение студентов // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 1 (30). -С. 452-456.
6. Ломакина Т. Ю., Крыжановская И. В. Проблема профессионального самоопределения студентов технических вузов // Образовательная панорама. - 2019. - № 2 (12). -С. 85-89.
7. Фирер Н. Д., Колланг Е. Р., Суслова Д. В. Факторы профессионального самоопределения студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 68-4. - С. 320-323.
8. Плеханова Н. П., Подымахина К. Т. Профессиональное самоопределение взрослых в ситуации смены профессиональной деятельности // Психология. Историко-крити-ческие обзоры и современные исследования. - 2020. - Т. 9, № 2А. - С. 254-266. -DOI: 10.34670MR.2020.87.44.029.
9. Гайдар К. М. Особенности профессионального самоопределения работающих специа-
листов и выпускников бакалавриата, повторно выбирающих профессию // Вестник ВГУ. - 2016. - № 4. - С. 28-32.
10. Магакян Е. Е. Профессиональное самоопределение взрослых, его социальные и психологические факторы (на примере выпускников бакалавриата) : дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2019. - 222 c.
11. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога // Мир психологии. - 2002. -№ 4. - С. 194-203.
12. Зубкова Д. В., Еремкина О. В. Кризисы профессионального самоопределения как стимул развития личности // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании : материалы VII Международной научно-практической конференции (Рязань, 810 октября 2015 г.). - Рязань : Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2015. - С. 223-226.
13. Доценко Е. Л. Психология личности : учебное пособие. - Тюмень : ТюмГУ, 2009. -512 с.
14. Левкин В. Е. Психические состояния : учебное пособие. - М. : Юрайт, 2023. - 231 с.
15. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М. : Просвещение, 1964. -344 с.
16. Прохоров А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности : учебное пособие для студентов и преподавателей. - Самара : СПИ им. В. В. Куйбышева, 1991. - 113 с.
17. Прохоров А. О., Валиуллина М. Е., Габдрее-ва Г. Ш. и др. Психология состояний. - М. : Когито-Центр, 2011. - 624 с.
18. Богданова М. В., Доценко Е. Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. - Тюмень : Мандр и Ка, 2010. - 204 с.
19. Поляков Ю. Ф. Потенциальное богатство научного наследия А. Р. Лурия // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия : c6. докл. - М. : Российское психологическое общество, 1998. - С. 68-72.
20. Kabat-Zinn J. An outpatient program in behavioral medicine for chronic pain patients based on the practice of mindfulness meditation: Theoretical considerations and preliminary results // General Hospital Psychiatry. -Amsterdam : Elsevier, 1982. - P. 33-47.
21. Keng S. L., Smoshi M. J., Robins C. J. Effect of mindfulness on psychological health: A review of empirical studies // Clinical Psychology Review. - 2011. - Vol. 31, iss. 6. - P. 10411056. - DOI: 10.1016/j.cpr.2011.04.006/.
22. Calin M. F., Ginara D. M. The effects of mindfulness practices on well-being //
Technium Social Sciences Journal. Constanta. Romania. - 2023. - № 46 (1). - P. 268-278. - DOI: 10.47577/tssj.v46i1.9358.
23. Baer R. A. et al. Using self-report assessment methods to explore facets of mindfulness // Assessment. - 2006. - Т. 13, № 1. - P. 2745. - DOI: 10.1177/1073191105283504.
24. Яхин К. К., Менделевич Д. М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний // В. Д. Менделевич. Клиническая и медицинская психология : учебное пособие. - СПб. : Речь, 2005. - 445 с.
25. Worthington D. L., Bodie G. D. The Sourcebook of Listening Research (Methodology and Measures). - Hoboken : Wiley, 2017. - 415 p. - DOI:10.1002/97811 19102991.ch26.
REFERENCES
1. Bogdan N.A. Psychological and pedagogical aspects of professional self-determination of psychology students, PhD thesis. Samara, 2009. 178 p. (In Russian).
2. Zeer E.F. Psychology of professional development. Moscow, Academy publ., 2006. 240 p. (In Russian).
3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Moscow, Academy publ., 2004. 304 p. (In Russian).
4. Shchekoldina N.V. Professional self-determination of adults included in the repeated choice of a profession, PhD thesis. Samara, 2006. 167 p. (In Russian).
5. Veyukova P.A. Professional self-determination of students. Nauka i obrazovanie: novoe vremya = Science and education: new time, 2019, no. 1 (30), pp. 452-456 (In Russian).
6. Lomakina T.Yu., Kryzhanovskaya I.V. The problem of professional self-determination of students of technical universities. Educational panorama, 2019, no. 2 (12), pp. 85-89. (In Russian).
7. Firer N.D., Kollang E.R., Suslova D.V. Factors of professional self-determination of students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education, 2020, no. 68-4, pp. 320-323. (In Russian).
8. Plekhanova N.P., Podymakhina K.T. Professional self-determination of adults in a situation of changing professional activities. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2020, Vol. 9, no. 2A, pp. 254-266. DOI: 10.34670/AR. 2020.87.44.029. (In Russian).
9. Gaidar K.M. Features of professional self-determination of working specialists and undergraduate graduates who repeatedly choose a profession. Vestnik VGU, 2016, no. 4, pp. 28-32. (In Russian).
10. Magakyan E.E. Professional self-determination of adults, its social and psychological factors (on the example of undergraduate graduates), PhD thesis. St. Petersburg, 2019. 222 p. (In Russian).
11. Zeer E.F., Simanyuk E.E. Emotional component in the professional formation of a teacher. Mir psikhologii = World of psychology, 2002, pp. 194-203. (In Russian).
12. Zubkova D.V., Eremkina O.V. Crises of professional self-determination as a stimulus for personal development, in: Pedagogy and psychology as a resource for the development of modern society: problems of network interaction in inclusive education, materials of the international scientific and practical conference. Ryazan, Ryazan State University named S.A. Yesenin publ., 2015, pp. 223226. (In Russian).
13. Dotsenko E.L. Psychology of personality, textbook. Tyumen, TSU publ., 2009. 512 p. (In Russian).
14. Levkin V.E. Mental states, textbook. Moscow, Yurayt publ., 2023. 231 p. (In Russian).
15. Levitov N.D. On mental states of a person. Moscow, Prosveshchenie publ., 1964. 344 p. (In Russian).
16. Prokhorov A.O. Theoretical and practical aspects of the problem of mental states of personality, textbook for students and teachers. Samara, SPI named V.V. Kuibyshev publ., 1991. 113 p. (In Russian).
17. Prokhorov A.O., Valiullina M.E., Gabdreeva G.Sh. Psychology of states. Moscow, Kogito-Center publ., 2011. 624 p. (In Russian).
18. Bogdanova M.V., Dotsenko E.L. Self-regulation of personality: from protection to creation. Tyumen, Mandr and Ka publ., 2010. 204 p. (In Russian).
19. Polyakov Yu.F. The potential richness of A.R. Luria's scientific heritage, in: I International Conference in memory of A.R. Luria, collection of reports. Moscow, Russian Psychological Society publ., 1998, pp. 68-72. (In Russian).
20. Kabat-Zinn J. An outpatient program in behavioral medicine for chronic pain patients based on the practice of mindfulness meditation: Theoretical considerations and preliminary results, in: General Hospital Psychiatry. Amsterdam, Elsevier publ., 1982, pp. 33-47.
21. Keng S.L., Smoshi M.J., Robins C.J. Effect of mindfulness on psychological health: A review of empirical studies. Clinical Psychology Review, 2011, Vol. 31, iss. 6, pp. 1041-1056. DOI: 10.1016/j.cpr.2011.04.006.
22. Calin M.F., Ginara D.M. The effects of mindfulness practices on well-being. Technium
Social Sciences Journal. Constanta. Romania, 2023, no. 46 (1), pp. 268-278. DOI: 10.47 577/tssj.v46i1.9358.
23. Baer R.A. et al. Using self-report assessment methods to explore facets of mindfulness. Assessment, 2006, Vol. 13, no. 1, pp. 27-45. DOI: 10.1177/1073191105283504.
24. Yakhin K.K., Mendelevich D.M. Clinical questionnaire for the identification and evaluation
Информация о статье Дата поступления 20 сентября 2023 Дата принятия в печать 15 января 2024
Сведения об авторе
Мосунов Артем Иванович - ассистент Академического департамента (Управление индивидуальных образовательных траекторий) Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). Адрес для корреспонденции: 625003, Россия, Тюмень, Ленина, 23. E-mail: [email protected]. ORCID: 00000003-1850-6344.
Для цитирования
Мосунов А. И. Психические состояния, сопровождающие студента при первичном и повторном профессиональном самоопределении // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 1. - С. 95-105. -DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.95-105.
of neurotic states, in: Mendelevich V.D. Clinical and medical psychology, textbook. St. Petersburg, Speech publ., 2005. 445 p. (In Russian).
25. Worthington D.L., Bodie G.D. The Sourcebook of Listening Research (Methodology and Measures). Hoboken, Wiley publ., 2017, pp. 281-289. DOI: 10.1002/9781119102991. ch26.
Article info
Received
September 20, 2023 Accepted January 15, 2024
About the author
Mosunov Artem Ivanovich - Assistant of the Academic Department (Department of Individual Educational Trajectories), Tyumen State University. Postal address: 23 Lenina ul., Tyumen, 625003, Russia. E-mail: [email protected]. ORCHID: 0000-00031850-6344.
For citations
Mosunov A.I. The Mental States that arise in Students in the Process of their Initial and Subsequent Professional Self-Determination.
Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 1, pp. 95-105. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.95-105. (In Russian).