Научная статья на тему 'Психические состояния мужчины и женщины в ситуации переговоров'

Психические состояния мужчины и женщины в ситуации переговоров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / ПОЛ / ТЕНДЕР / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Танасов Георгий Георгиевич

Рассмотрены вопросы: какие психические состояния возникают у мужчин и женщин перед переговорами и после них и какое влияние эти состояния оказывают на исход переговоровI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article two questions are considered: what mental states arise at men and women before and after negotiations and what influence on the outcome of negotiations they have

Текст научной работы на тему «Психические состояния мужчины и женщины в ситуации переговоров»

форме самодиагностики исследователя и эффективная антирисковая программа для каждого уровня исследовательской деятельности как в условиях ее свободного выбора (самообразование педагога), так и в условиях обяза-

СПИСОК Л

1. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании [Текст]: практ. пособие для работников органов управления образованием. — М., 1996.

2. Абрамова, И.Г. Теория педагогического риска [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : защищена 1996 : утв. 1996 / Абрамова Ирина Георгиевна. — СПб., 1996. - 381 с.

тельной определенности (профессиональное образование любого уровня, послевузовское образование и т. д.) позволяют оптимизировать процесс исследования и добиться более значительных результатов.

ГЕРАТУРЫ

3. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Дом учителя, 2000. — 236 с.

4. Михайлова, Е.Н. Праксеологический подход в исследовательской деятельности педагога [Текст] / Е.Н. Михайлова //Вестн. ТГПУ. - 2006. - Вып. 10. -С. 25-27.

УДК 316.6:159.923

Г.Г. Танасов

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СИТУАЦИИ ПЕРЕГОВОРОВ

Возрастающая роль переговоров в разнообразных жизненных ситуациях обусловливает повышенный интерес к их изучению. Как предмет психологического исследования переговоры занимают особое место, соприкасаясь со многими областями психологического знания, но в настоящее время в отечественной науке проблема переговоров еще не оформилась в самостоятельную область психологических изысканий с необходимой опорой на теоретико-методологические конструкции и эмпирические достижения психологии общения и психологии личности [1, 2]. На Западе в науке сложилась сеть подходов к изучению переговоров. Наиболее значимые среди них: гарвардская школа (Р. Фишер, У. Юри), игровая концепция (О.Дж. Бартос, Дж.К. Харсани, П.Р. Янг), нормативный подход (С.Б. Бачарач, Э.Дж. Лавьер, М.Р. Берман, Дж. Брокк, У. Зарт-ман, Д.Г. Пруит, Г. Раиффа), когнитивный подход (М.Х. Базерман, Г.О. Фор, К. Джонсон) и др. В отечественной науке, несмотря на практическую востребованность и значимые достижения в смежных областях психологического

знания, работ, обращенных именно к проблеме переговоров, заметно меньше. Наиболее известны работы А.Г. Асмолова, Г.В. Солдатовой, В.А. Кременюк, М.М. Лебедевой, Р.И. Мок-шанцева, М.А. Хрусталева, Н.Ю. Белоусовой, Г.Г. Танасова, А.С. Евдокименко и др.

В связи с возросшей активностью женщин на деловом, общественном, политическом поприще они все чаще становятся партнерами в переговорах. Несмотря на деловую ориентированность этой ситуации, и в деловом общении оппоненты остаются мужчинами и женщинами, вовлекая в обсуждаемую тему свойственный им более общий дискурс, отражающий отношение полов. Этот аспект, иногда оставаясь не проявленным, не артикулируемый собеседниками, не может не обусловливать все, что происходит между общающимися. При этом фактор пола характеризуется двойной нагрузкой. Пол субъекта переговорной ситуации обусловливает его поведение, и одновременно поведение обусловливается тем, к оппоненту какого пола адресуется субъект. Гендерный статус как существенное измерение личности, пронизывает все

уровни и пространства ее бытийности [3—5]. Но, как показывают исследования, в различных ситуациях бытийности он проявляется с различной степенью очевидности. Есть нейтральные ситуации, где маскулинное/феминное не выражены ярко, а есть ситуации, провоцирующие личность на более очевидную демонстрацию мужского/женского. К таким ситуациям относится конфликт интересов, в разрешение которого включены мужчина и женщина как оппоненты, противники и одновременно партнеры, заинтересованные в конструктивном выходе из сложной ситуации [6]. Однако научных исследований, связывающих результаты частных рассмотрений переживаний и поведения личности в ситуации деловых переговоров с психологией пола, явно недостаточно.

В свете актуальности имеющихся в современной психологической науке и социальной практике проблем представляется важным выявление закономерных связей пола личности с комплексом эмоциональных переживаний и состояний, испытываемых субъектом как в момент осознания необходимости участия в предстоящих переговорах, так и непосредственно в процессе переговоров и после завершения этапа активного обсуждения, спора и осознания достигнутого результата. Это поможет не только осознать проблемные для личности переживания и ощущения, но и найти способы преодоления трудностей.

Задачи исследования: определить влияние психических состояний на исход переговоров и выявить различия в переживаемых мужчиной и женщиной психических состояниях. В экспериментальных исследованиях, включавших опросные диагностические процедуры, принимала участие группа студентов, состоящая из 52 человек в возрасте 18—20 лет. Группа была разделена на 14 женских и 12 смешанных пар.

Выбор эксперимента как метода исследования был обоснован тем, что при изучении конфликтного взаимодействия в естественных условиях значительные трудности представляет контроль влияния различных трудно учитываемых факторов. Ситуация индуцированного конфликта интересов в эксперименте позволяет устранить сложности, связанные с контролем исследуемых переменных.

Общая схема процедуры по сбору экспериментального материала выглядела следующим образом. Преподаватель в студенческой аудитории делает объявление о содержании предстоящего занятия. Он говорит о том, что в связи с завершением семестра на занятии будет проведена аттестационно-зачетная форма работы по пройденному учебному курсу «Психология личности». Планируемая работа предполагает соревновательный характер и будет проводиться в парах. Преподаватель в случайном порядке соединяет студентов в пары и рассаживает в аудитории по два человека за рабочий стол.

Далее предлагается следовать инструкции, отражающей содержание предстоящей работы. Студенты должны индивидуально (каждый на отдельном листе) сформулировать и записать семь тезисов, по их мнению, отражающих основное в содержании концепции З. Фрейда. Завершив индивидуальную работу, студенты начинают работать в парах. Они сравнивают по очереди тезисы, образующие пары (1-й тезис, сформулированный одним из студентов, с 1-м тезисом, сформулированным другим студентом), и в результате каждого сравнения формулируют заключение о «выигрыше». Выигрывает тезис, более точно отражающий сущностную особенность концепции З. Фрейда. Возможна ситуация, при которой два тезиса аналогичны по точности и весомости. В результате сравнения семи пар тезисов формулируется общий итог, дающий возможность выявить победителя. Победитель получает зачет по учебному курсу. Проигравший сдает зачет преподавателю во время сессии в назначенное по расписанию время. Сложно представить ситуацию, при которой все семь сопоставлений не создали возможность для выявления победителя. Тем не менее, если все-таки это происходит, студенты возвращаются к своим индивидуальным листам с сформулированными тезисами и дополняют их еще двумя тезисами. После этого вновь в паре обсуждают то, что сформулировали, и определяют победителя. Это можно повторять столько раз, сколько необходимо.

Эксперимент проводился в различных студенческих аудиториях (в зависимости от факультета, специальности и изучаемого предмета задание формулировалось по-разному), и во всех случаях наблюдалась соревновательность,

азарт и стремление договориться, так как решение о победившем тезисе принималось внутри пары. Нередко участники эксперимента пытались освободить себя от проблемы поиска договоренности и обращались к преподавателю с просьбой, чтобы он принял решение. После отказа преподавателя сделать это пары приходили к какому-то собственному решению. В некоторых парах это потребовало нескольких этапов в работе с индивидуальными листами и последующих обсуждений, но в итоге победитель был определен во всех парах. Следует добавить, что в последующем преподаватель познакомился с содержанием всех индивидуальных листов и, конечно, поставил зачет тем студентам, которые в паре «проиграли», но при этом содержание сформулированных ими тезисов было корректным, полным и отражало самое существенное в концепции З. Фрейда.

В качестве диагностического инструментария использовался опросник самооценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности [7]. Методика предполагает оценку респондентом полярных суждений (например, самочувствие хорошее/плохое), характеризующих отдельные составляющие состояния, и направлена на измерение преимущественно краткосрочных, во-латильных, реактивных составляющих общего психического состояния. Это позволяет получить оперативную характеристику протекания конкретных психических состояний [8].

Диагностика осуществлялась дважды. Первый раз — после объяснения процедуры предстоящей работы и разделения студентов на пары. Предполагалось, что вид работы (соревновательность, обусловленная стремлением выиграть, чтобы получить зачет по предмету), а также то, кто стал конкурирующим партнером, влияют на переживаемое субъектом состояние: эмоциональный тонус, интерес, комфортность и пр.

Второй раз диагностика проводилась после завершения работы и принятия в парах решения «кто выиграл». Это решение должно было быть сформулировано и зафиксировано на индивидуальных листах участников: «Я выиграл» или «Я проиграл». Предполагалось, что в зависимости от того, проиграл или выиграл участник исследования, состояние и его отдельные

составляющие могут различаться. Также предполагалось различие в переживаемом участником состоянии в зависимости от того, кому (партнеру своего пола или противоположного) он проиграл или у кого выиграл.

Характер обработки первичных данных и их анализ несколько отличались от того, как это было рекомендовано в методическом пособии [7]. Использованный в данном исследовании вариант обработки эмпирического материала создавал возможности для получения более дифференцированной и подробной информации о переживаемых опрашиваемыми лицами состояниях. Сначала по каждой черте, включенной в пару полюсных характеристик, рассчитывался средний показатель (например, «самочувствие хорошее» — 1,7 балла; «самочувствие плохое» — 0,16 балла). Затем для расчета общего показателя по отдельному, определяемому методикой, параметру (например, «состояние психической активации») суммировались со знаком «плюс» результаты по чертам, свидетельствовавшим о положительной выраженности этого параметра («самочувствие хорошее» и другие черты) и со знаком «минус» результаты по чертам, свидетельствовавшим об отрицательной выраженности этого параметра («самочувствие плохое» и другие черты).

Четыре категории опрашиваемых на первом этапе были определены с учетом последующего результата:

• женщины, конкурировавшие с женщинами и выигравшие (Жж-в);

• женщины, конкурировавшие с женщинами и проигравшие (Жж-п);

• женщины, конкурировавшие с мужчинами и проигравшие (Жм-п);

• мужчины, конкурировавшие с женщинами и выигравшие (Мж-в).

(Отметим, что во всех смешанных парах выиграли мужчины.)

Результаты первого этапа исследования приведены в табл. 1.

1. Психическая активация (состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности [9]) значимо (р < 0,01) отличается в женских парах. Здесь отмечено значительное превосходство уровня активации у тех респонденток, которые в последствии оказались в выигрыше. Значимого

Таблица 1

Показатели психических состояний респондентов до проведения переговоров

Категория опрашиваемых Психическая активация Интерес Эмоциональный тонус Напряжение Комфортность Активность, запас сил

Жж-в 3,3 4,7 3,84 -1,64 0,46 3,2

Жж-п 0,8 2,26 0,54 -0,16 0,54 1,8

Жм-п 2 0,75 2 -0,75 0,25 3

Мж-в 1,25 1,75 3 2,5 3,25 3,25

различия в уровне психической активации в смешанных парах нет. Мужчины в этих парах выиграли, но уровень их активации ниже, чем у проигравших им женщин. Оценка по отдельным парам определений, формирующих показатель психологической активации, показала следующее.

Между проигравшими и выигравшими женщинами в парах утверждений «отдохнувший — усталый» и «бодрый — вялый» разницы нет. Разница по состоянию психической активации возникает только из-за расхождения оценки утверждений «желание работать — желание отдохнуть». Выигравшие женщины оценили свое состояние по этому параметру на 1,5 балла, а проигравшие в —1 балл (разница 2,5 балла) (р < 0,01). Как видно, высокий (или низкий) уровень «желания работать» оказывает значительное влияние на исход переговоров.

2. Интерес (эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности [9]) значимо различается в женских (р < 0,01) и смешанных (р < 0,05) парах. В обоих случаях респонденты, впоследствии выигрывавшие переговоры, отличаются повышенной оценкой интереса. Рассмотрим ее отдельные составляющие.

В женских парах разница в уровне интереса сконцентрировалась в парах утверждений «внимательный — рассеянный» и «сосредоточенный — отвлекающийся».

В смешанных парах указанные пары утверждений оценивались практически идентично, а основная разница в пользу мужчин возникла в паре утверждений «увлеченный — безучастный».

Таким образом, для успешного исхода переговоров важно наличие интереса, выраженного в высоких показателях внимания и сосредоточенности (для респондентов-женщин) и увлеченности (для респондентов-мужчин).

3. Эмоциональный тонус — состояние бодрости, преобладание эмоций позитивного характера, отсутствие соматической симптоматики, связанной со стрессом, напряжением, подавленностью, т. е. это противоположный полюс депрессивного состояния. Как и в случае с рассмотренными ранее психическими характеристиками состояния, оценка эмоционального тонуса значимо различается (р < 0,01) в женских парах между будущими победителями и проигравшими. В смешанных парах эмоциональный тонус выше у мужчин, но эта разница статистически не значима.

Суммируя, нужно отметить, что успешное протекание переговоров предполагает у субъекта превышение уровня тонуса по сравнению с оппонентом.

4. Напряжение (нервное напряжение) по своему влиянию предстает скорее отрицательным психическим параметром состояния в отличие от рассмотренных выше. Поэтому можно предположить, что повышенный уровень напряжения является предвестником неудачных переговоров. Это предположение подтвердилось в смешанных парах: выигравшие переговоры мужчины характеризуются отсутствием напряжения. В женских парах, наоборот, будущие победительницы имели существенно более высокий уровень напряжения (р < 0,01). Мужчины значительно (р < 0,01) отличались более слабым уровнем напряжения в сравнении со всеми тремя группами женщин.

Более подробный анализ показал:

• в женских парах основа разницы кроется в оценке пары утверждений «равнодушный — взволнованный»: будущие победительницы ощущали себя более взволнованными;

• практически такой же разрыв и в смешанных парах, но большая взволнованность женщин привела их к проигрышу в переговорах с мужчинами.

Таким образом, если в женских парах победе в переговорах способствует большее волнение и связанное с этим напряжение, то в смешанных парах большее волнение женщинам в переговорах с мужчинами повредило.

5. Комфортность (отсутствие напряжения, наличие удобств, хорошее физическое и психологическое состояние субъекта) является антиподом напряжения. Это в полной мере подтверждают полученные результаты. Все три группы женщин, характеризуя свое состояние, отметили более высокий уровень напряжения (по сравнению с мужчинами), испытывая при этом и меньший уровень комфортности. Мужчины заметно уступают женщинам по ощущению напряженности перед переговорами и соответственно ощущают себя значительно комфортнее (р < 0,01) перед их началом.

Более подробный анализ показал, что дискомфорт, переживаемый женщинами из смешанных пар, связан с оценкой утверждений «довольный — недовольный». Женщины недовольны тем, что им приходится договариваться с мужчинами.

У мужчин высокие результаты по ощущению комфортности связаны с оценкой утверждений «беззаботный — озабоченный» и «довольный — недовольный». Мужчины довольны и беззаботны в преддверии ситуации конкурирования и переговоров с женщинами.

Проанализировав оценки состояния комфортности, можно сделать определенные выводы. Во-первых, одинаково невысокие показатели у женщин по уровню комфортности позволяют предположить некоторое общее, скорее отрицательное, отношение к конкурсной ситуации и переговорам, независимо от пола оппонента. Во-вторых, мужчины перед переговорами с женщинами чувствуют себя скорее комфортно. Можно заключить, что мужчины больше приспособлены к конкурентным отношениям и переговорам.

6. Активность (уровень активности, запас сил, спокойствие, с большим акцентом на физиологических аспектах состояния респондента) оказалась практически одинаковой во всех категориях участников эксперимента, кроме женщин в женских парах, которые в последующем проиграли. У них наблюдалась сниженная активность (р < 0,01).

Далее переходим ко второму этапу и проанализируем произошедшие после переговоров изменения состояния (см. табл. 2).

1. Показатели психической активации снизились ступенчато от максимального значения (—3) у выигравших женщин до минимального (—1) у выигравших мужчин. Максимальная динамика психической активации у выигравших женщин в женских парах (цена за выигрыш?), минимальная у выигравших мужчин.

2. Оценка интереса также снизилась наиболее резко у выигравших женщин.

3. Эмоциональный тонус изменился очень разнонаправленно у разных групп респондентов. Для формулирования выводов по поводу изменений этого психического состояния, видимо, требуются дополнительные исследования. Мы

Таблица 2

Изменения, произошедшие в значениях показателей психических состояний респондентов

после проведения переговоров

Категория опрашиваемых Психическая активация Интерес Эмоцииональный тонус Напряжение Комфортность Активность, запас сил

Жж-в -3 -2,2 -2,94 1,84 -0,76 -3,1

Жж-п -2 -2,26 0,46 -0,24 -1,14 -2,7

Жм-п -1,25 -1,5 -1 -1,75 -2,25 -4

Мж-в -1 -1,25 0,75 -0,5 0 0

же только обратим внимание на очень серьезное снижение оценки эмоционального тонуса у выигравших женщин в женских парах.

4. Результаты изменения напряжения демонстрируют неоднозначность произошедших изменений. У выигравших женщин напряжение резко снижается (р < 0,01), а у выигравших мужчин, напротив, отмечено его небольшое повышение.

5. Уровень комфортности, характеризовавшийся невысокими значениями на первом этапе во всех группах женщин, еще более снизился. У мужчин сохранился высокий уровень комфортности. Здесь отметим максимальное среди всех групп снижение уровня комфортности у проигравших женщин в смешанных парах (р < 0,01), что (если учесть еще максимальный среди всех групп рост напряжения и снижение активности), вероятно, свидетельствует об определенной тяжести ведения переговоров с мужчинами.

6. Снижение активности (запаса сил) по прошествии процесса переговоров зафиксировано только у женщин в разной степени. Мужчины оценили свои затраты сил и полученную усталость в 0 баллов. А женщины серьезно снизили свои энергетические запасы. Максимально тяжело переговоры дались женщинам в смешанных парах.

Таким образом, зафиксированы отличия в психическом состоянии мужчин и женщин:

• перед переговорами: а) высокий уровень напряжения у женщин и практически его отсутствие у мужчин; б) разница в уровне комфорта — у мужчин он высокий, у женщин пограничное состояние с дискомфортом;

• после переговоров: а) у выигравших женщин в женских парах отмечено сильное снижение уровня психической активации, а у мужчин наблюдалось минимальное изменение психической активации; б) у выигравших женщин напряжение резко снижается, а у выигравших мужчин, напротив, отмечено его небольшое повышение.

Участие в переговорах приводит к снижению активности у женщин и усилению у них чувства дискомфорта, тогда как у мужчин высокий уровень комфортности не изменяется.

Максимальное снижение активности (запаса сил) отмечено у женщин в смешанных парах, т. е. переговоры с мужчинами наиболее энергозатратны для них.

В итоге можно констатировать, что переговорная ситуация воспринимается мужчинами более естественно и органично, чем женщинами, поэтому напряжение у них существенно меньше, чем у женщин, следовательно, и устают мужчины меньше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Танасов, Г.Г. Личность как субъект переговорного процесса: бытийный подход [Текст] / Г.Г. Танасов // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. - С. 279-294.

2. Евдокименко, А.С. Диагностика мотивацион-ного профиля личности в переговорной ситуации [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.С. Евдокименко. - М., 2010.

3. Знаков, В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. - 2004. -№ 1. - С. 41-51.

4. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика [Текст] / И.С. Клецина. -СПб.: Алетейя, 2004.

5. Ожигова, Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации [Текст]:

автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.Н. Ожигова — Краснодар, 2006.

6. Танасов, Г.Г. Особенности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «заострение» черт в сложных жизненных ситуациях [Текст] / Г. Г. Танасов // Теория и практика обществ. развития. — 2010. — № 4.

7. Прохоров, А.О. Практикум по психологии состояний [Текст]: учеб. пособие / А.О. Прохоров. — СПб.: Речь, 2004.

8. Спивак, Д.Л. Религиозно-психологические аспекты старения: новые данные [Текст] / Д.Л. Спивак, А.Г. Захарчук, А.Е. Павлов [и др.] // Религиоведение. - 2007. - № 4. - С. 104-110.

9. Кондаков, И.М. Психология-2000 [Электронный ресурс]: иллюстрир. справ. / И.М. Кондаков // Столичн. гуманитарн. ин-т. - М., 2000. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.