Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ'

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4803
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Ключевые слова
Тифлопсихология / слепые / слабовидящие дети / нарушение зрения / неполноценность. / Typhlopsychology / blind children / visually impaired children / visual impairment / inferiority.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адолат Абдурасул Кизи Абдуламинова

В статье кратко и в общем виде освещаются физиологическое, психическое развитие слепых и слабовидящих детей, их особенное психолого – педагогическое состояние и специфика, а также процессы их развития и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адолат Абдурасул Кизи Абдуламинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

The article briefly and generally covers the physiological and mental development of blind and visually impaired children, their psychological and pedagogical state and specifics, as well as the processes of their development and upbringing.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ»

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Адолат Абдурасул кизи Абдуламинова

Студент 1 курса специальности Специальная педагогика Ташкентский Государственний университет имени Низами abdulaminovaadolat@gmail. com

АННОТАЦИЯ

В статье кратко и в общем виде освещаются физиологическое, психическое развитие слепых и слабовидящих детей, их особенное психолого - педагогическое состояние и специфика, а также процессы их развития и воспитания.

Ключевые слова: Тифлопсихология, слепые, слабовидящие дети, нарушение зрения, неполноценность.

MENTAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF BLIND AND VISUALLY

IMPAIRED CHILDREN

Adolat Abdurasul qizi Abdulaminova

Student of Special pedagogical Faculty of Tashkent State Pedagogical University named

after Nizami abdulaminovaadolat@gmail .com

ABSTRACT

The article briefly and generally covers the physiological and mental development of blind and visually impaired children, their psychological and pedagogical state and specifics, as well as the processes of their development and upbringing.

Keywords: Typhlopsychology, blind children, visually impaired children, visual impairment, inferiority.

ВВЕДЕНИЕ

По данным ВОЗ в мире насчитывается 42 млн. слепых и слабовидящих. Ежегодно наблюдается увеличение этого показателя, и прирост составляет 3-6% в год.

Нарушение зрения у детей могут быть наследственными, врожденными и приобретенными.

Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения. В настоящее время тифлопсихология изучает не только слепых, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения. Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, влияния этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

Незрячий ребенок, воспринимают мир по-другому, используют другие способы познания по сравнению со зрячими людьми. У них происходит перестройка всей системы функций, с помощью которых осуществляется познание. Своеобразным становится и сам процесс психического развития детей с нарушениями зрения.

МЕТОДОЛОГИЯ

После двух-трех месяцев у младенца глубокими нарушениями зрения патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности. У них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.

Снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие. Выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости и это приводит к игнорированию контактов с другими детьми и сверстниками. Безусловно-рефлекторные выразительные движения , сопровождающие состояние горя, гнева, радости и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в ослабленном виде.

Слепые дети с остаточным зрениям и слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.

У слепорожденных наблюдаются отставание в развитии образного мышления, затруднения в движениях. Но некоторые умственные деятельности, например, внимание, логическое мышление, речь, память развиваются нормально. Наблюдаются нарушения, связанные с трудностями в учении, игре, быте, неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции или раздражение, возбудимость, агрессивность.

Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, происходит постепенное стирание зрительных образов. Нормальная мыслительная деятельность слепых детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе

развиваются произвольное внимание, мышление, речь, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации.

Для слабовидящих детей характерны ограниченность и искажение представлений, замедляются процессы запоминания, мыслительные процессы, ориентация в пространстве. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны также замкнутость, негативизм, раздражительность и все это связаны с неудачами.

ОБСУЖДЕНИЕ

При тяжелых нарушениях зрения происходит перестройка взаимоотношений между анализаторными системами: при отсутствии зрения внешние информации получаются через анализаторы слух, обоняние, осязание и другие сохраненные виды чувствительности. При слепоте гораздо быстрее и эффективней, чем в условиях нормального зрения, развивается различительная чувствительность сохранных анализаторов. Это объясняется тем, что в своей жизнедеятельности слепым чаще и интенсивнее, чем зрячим, приходится использовать слух, осязание, обоняние - это и дает эффект повышения различительной чувствительности.

В ориентировочной деятельности зрение уже с первых дней жизни ребенка играет ведущую роль. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно - поисковую деятельность, так как первоначально активность имеет исследовательский характер ( рефлекс " Что это такое?").

В обычной школе слабовидящие дети не видят написанного на доске. При таких случаях такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению умственной и физической работоспособности. При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия; трудности в различении строк, сходных по написанию букв и цифр ведущие к невозможности овладения счетом и чтением.

При обучении в школе для слабовидящих используются специальные оптические средства: специальные очки, контактные линзы, лупы, проекторы, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом или книги специальные для слабовидящих и незрячих, которые написано на брайле.

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Снижается количество получаемой информации и изменяется ее качество.

РЕЗУЛЬТАТ

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимавшие и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии.

Глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрения, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

В.Ф. Матвеев выделяет три типа неблагоприятных условий воспитания слепого или слабовидящего ребенка в семье:

1. Гиперопека, в ходе которой ребенок растет в щадящей обстановке, огражден от трудностей, изолирован от своих сверстников. У него подавляется инициатива, стремление к самостоятельности.

2. " Кумир семьи" - в этом случае все внимание членов семьи сосредоточено на ребенке, от ребенка скрывается его физическая неполноценность.

3. Гипоопека и безнадзорность, проявляющиеся в равнодушии, безучастности к потребностям и интересам ребенка, в жестокости, в напоминаниях о его физической неполноценности.

Для слепых свойственны также страх перед неизвестным неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.

В дошкольный период у детей наблюдаются фобии ( страх остаться в одиночестве, кажущееся присутствие чужих людей и т.п.), недоверчивость, настороженность в отношениях с окружающими.

К школьному возрасту у слепых и слабовидящих могут возникать отчетливые патохарактерологические черты личности психогенного происхождения. Они - результат осознания ребенком своей неполноценности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование учебной деятельности у слепых у слабовидящих младших школьников является длительным и сложным процессом. Основа этого процесса -формирование готовности сознательно и преднамеренно овладевать знаниями.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Постепенно, в процессе компенсации, благодаря систематическим педагогическим воздействием отражательная деятельность слепых активизируется и может достигать достаточно высокого уровня.Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний и семейный уход и внимание за таким ребенком и обучение в

специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

REFERENSES

1. А.Г. Литвак. Психология слепых и слабовидящих. КАРО Санкт-Петербург 2006-23-24 с.

2. Психическое развитие детей с нарушением зрения. Статья. Павлова В.М. учитель-дефектолог высшей категории.

3. Особенности развития детей с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.