Научная статья на тему 'Психическая причинность как вид информационной причинности'

Психическая причинность как вид информационной причинности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
509
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПРИЧИННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИЧИННОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ / СИНХРОНИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ / CAUSALITY / INFORMATIONAL CAUSALITY / MENTAL CAUSATION / SYNCHRONIC CAUSALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Апаева Сабина Шабановна

В статье раскрывается действие механизмов причинения в информационных и психических процессах, относящихся к, так называемым, формам некаузального или непричинного детерминизма. Даются их характеристики, отличающие от физического или причинного детерминизма, связанного с вещественно-энергетическими метаморфозами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental causation as a species of information causality

The article reveals the mechanisms causing in the information and mental processes that are related to the so-called forms necaonline or repricing determinism. Given their characteristics, different from physical or causal determinism associated with real energy metamorphosis.

Текст научной работы на тему «Психическая причинность как вид информационной причинности»

MENTAL CA USA T/ON AS A SPECIES OF INFORMA T/ON CA USAL/TY

Apaeva Sabina Shabanovna, Under-graduate student, Dagestan State University, Makhachkala E-mail: [email protected]

The article reveals the mechanisms causing in the information and mental processes that are related to the so-called forms necaonline or repricing determinism. Given their characteristics, different from physical or causal determinism associated with real energy metamorphosis.

Keywords: causality; informational causality; mental causation; synchronic causality.

УДК 001 ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ КАК ВИД

ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИЧИННОСТИ

© Апаева С.Ш.,201б В статье раскрывается действие механизмов причинения в информационных

и психических процессах, относящихся к, так называемым, формам некаузального или непричинного детерминизма. Даются их характеристики, отличающие от физического или причинного детерминизма, связанного с вещественно-энергетическими метаморфозами.

Ключевые слова: причинность; информационная причинность; психическая причинность; синхроническая причинность.

АПАЕВА Сабина Шабановна, магистрант, Дагестанский государственный университет, Махачкала sabi.aniollaiS>mail.ru

Причинность (каузальность; от лат. causa - причина) является важнейшим принципом научности, поскольку одна из главных задач любой науки состоит в раскрытии существенных и устойчивых причинно-следственных связей и зависимостей. Поэтому категория причинности всегда была в фокусе внимания науки и философии и раскрыта достаточно полно. Причина - определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина - это явление, вызывающее к жизни др. явление; результат действия причины - следствие.

Категория и принцип причинности до последнего времени разрабатывались, в основном, представителями естествознания и методологии науки, под влиянием, прежде всего, физики. И важнейшие, рубежные вехи в понимании специфики действия этого принципа в классической, неклассической и постнеклассической науке связаны именно с физикой. Поэтому под причинностью, как правило, подразумевается физическая или каузальная причинность, под которую подводится вся объяснительная база естественных наук. Только в последние годы все чаще и чаще стали говорить о нефизической, некаузальной причинности, например, об информационной, психической, ментальной и т.д. причинности, сущность которых невозможно объяснить действием физических, материальных и энергетических составляющих[1,2,3].

В данной статье речь о некоторых из этих нефизических или некаузальных форм зависимостей, а именно - информационной и психической причинности.

Отличие информационной причины от физической причины определяется существующим безразличием информации по отношению к физическим свойствам ее носителя. Поэтому в подобных процессах причинный эффект вызывается именно самой информацией на основе сложившейся кодовой и смысловой зависимости, а не самими по себе физическими свойствами носителя этой информации, которые могут быть произвольными, разными, что наглядно выступает в языковой коммуникации.

Необходимо отметить, что понятие информационной причинности не противоречит понятию физической причинности, которое сохраняет целиком свое значение, если не претендует на роль универсального средства объяснения всех явлений действительно-

сти, всех без исключения причин, скажем, на объяснение причин последнего мирового экономического кризиса или, чего проще, действий моего приятеля, вызванных моей просьбой. В составе информационного причинного фактора, разумеется, всегда есть физические компоненты и для него остаются в силе физические закономерности, но они недостаточны, неадекватны для объяснения вызываемого им следствия. Понятие информационной причинности существенно расширяет теоретические средства объяснения и становится необходимым в тех случаях, когда собственно физическое объяснение оказывается невозможным или неадекватным. Так обстоит дело, когда предметом исследования служат самоорганизующиеся системы, каковыми являются биологические, социальные, а в ряде отношений и технические системы [4].

Вместе с тем, справедливости ради, необходимо заключить, что информационный детерминизм также выступает как специфическая разновидность физического детерминизма. Хотя бы потому, что любая информация должна иметь своего носителя. Поэтому, как отмечается в литературе, автономность причинных связей носит относительный характер, и, в конечном счете, трансляция информации всегда идет по цепям причинения, в которых одновременно осуществляется перенос вещества и энергии.

Тем не менее, становится очевидным, что информационный детерминизм нельзя однозначно отнести к физическому, так как информационные составляющие причинно-следственных отношений, как уже отмечалось, обладают известной независимостью от вещественно-энергетических носителей. Поэтому возникает возможность в информационном потоке абстрагироваться от них. Действительно, одна и та же информация может передаваться на различной субстратной основе, а ценность информации не эквивалентна массе субстратн ых соста вля ющих.

Нам представляется, что одной из интересных разновидностей информационной причинности является психическая причинность. В литературе она исследуется достаточно давно. Так, например, вопросы, связанные с психической причинностью, рассматриваются в некоторых древних текстах - в трактате Платона "Федон" и трактате Аристотеля "О душе" уже говорится о подобных зависимостях. Однако собственно проблема психической причинности гораздо моложе множества других важнейших проявлений причинности в философии и науке.

Этот вид детерминизма возникает, прежде всего, в живых системах с нервной системой и выражается в переносе информации и передаче разнообразия по цепям причинения. В подобных системах эта информация может не только передаваться, но и храниться, преобразовываться и использоваться в целяхуправ-ления.

Интересной разновидностью психической причинности является, так называемая, синхроническая закономерность, очень хорошо разработанная в аналитической психологии, особенно К.Г. Юнгом. Он назвал ее "синхроничностью", поскольку главным критерием ее действия является одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу, т.е. только функционально. Эти события синхронны в том смысле, что проявляются в форме совпадения во времени двух или более причинно не связанных между собой событий, которые имеют одно и тоже или сходное значение.

В этом аспекте вызывает интерес приведенная Юнгом забавная история тройного совпадения, касающаяся господина Дешампа и его любимого сорта пудинга. Коротко приведем этот рассказ, чтобы понять его суть. В детстве некий г-н де Форжибу угостил этого самого Дешампа кусочком вкусного пудинга. С тех пор ему такой пудинг не попадался ни разу, хотя он прилагал немало усилий, чтобы найти. Спустя много лет он увидел такой же пудинг в меню одного из французских ресторанов и попросил официанта подать его. Но, что вдвойне странно, выяснилось, что это невозможно, поскольку последний кусок этого пудинга уже заказан, - и именно тем самым г-ном де Форжибу, который в тот момент также по странному стечению обстоятельств, случайно оказался в этом же ресторане. А далее происходят еще более странные вещи. Спустя еще несколько лет, г-н Дешамп был приглашен на вечеринку, где этот пудинг подавали как особый изыск. Наслаждаясь им, он про себя подумал, что теперь недостает только г-на де Форжибу. В этот момент дверь открывается, и входит мужчина - тот самый г-н де Форжибу, только несколько постаревший, который, что самое поразительное, попал на эту вечеринку по ошибке, так как ему дали неверный адрес [5].

Сколь бы интересны ни были собрания примеров подобных событий, особый интерес швейцарского психолога привлекали, в первую очередь, те совпадения, где различные внешние события были значимо связаны с внутренними переживаниями человека. Именно

со

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

к^ С Ё

77

эту разновидность кажущихся совпадений внешних событий и внутренних человеческих переживаний он и называл синхрониями, поскольку они включали в себя многочисленные совпадения в различных аспектах.

Другой интересный пример синхроничности Юнг приводил из собственного психотерапевтического опыта. Во время одного из терапевтических сеансов одна его пациентка рассказывала о необычайно ярком сновидении с золотым жуком, и в этот самый миг золотой жук сел перед ними на оконное стекло. Понятно, что у каждого из этих событий - у сновидения и передвижения жука - своя причинность, и связь двух этих рядов не каузальная, но смысловая.

Таким образом, появляется совершенно новый и продуктивный исследовательский подход - акаузальный (беспричинный) способ объяснения событий, снов, образов, переживаний на основе синхронии, синхроничности явлений. Согласно этому методу, явления не связаны друг с другом причинно-следственными отношениями, но они связаны в сущност-но-смысловом плане. Эта сущностно-смысло-вая связь не предполагает какого-то готового толкования этих явлений, но предлагает самому человеку стать соавтором события (собы-тийствовать).

Кстати, необходимо заметить, что в литературе приводится огромное количество эмпирического материала, доказывающего наличие такого рода обусловливания, в том числе из врачебной практики. Например, вызывает интерес многократно озвученные примеры "дублирования случаев", хорошо известные врачам, когда происходит многократное совпадение фактов, хотя между ними не может быть никакой причинно-следственной связи. Скажем, когда человек сталкивается с тем, что номер его зачетной книжки идентичен регистрационному номеру его автомобиля, а номер телефона девушки, с которой только что по-

знакомился, совпадает с ними. Понятно, причинной связи между этими событиями не может быть совершенно никакой, хотя каждое из них в отдельности обладает своей собственной причиной

Конечно же, подобные совпадения носят не пространственно-временной характер, тут имеется в виду не астрономическая одновременность, временные различия в значительной мере субъективны и эта временная дистанция между двумя событиями может исчисляться многими годами и даже десятилетиями. Тем более, речь не идет о пространственном совпадении: между некоторыми явлениями может быть дистанция в несколько тысяч километров.

Из приведенных примеров, прежде всего, вытекает, что не все можно уложить в рамки каузального или причинного детерминизма. Человеческая жизнь куда сложнее всех теоретических схем, к тому же столь преходящих и изменчивых. Поэтому верить только в последнее слово науки, которое уже завтра устареет, - это очередной человеческий предрассудок. Наука может многое, да не все. Именно такими, как нам представляется, являются феномены информационной и психической причинности.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия : учебник для вузов. - М.: Изд-во Московского университета, 1997. - С. 479-489.

2. Магомедов K.M. О некоторых некаузальных формах детерминизма // Вестник Дагестанского государственного университета, 2013. - Вып. 5. -С. 233-236.

3. Магомедов K.M. О некоторых некаузальных формах детерминизма (статья вторая) // Вестник Дагестанского государственного университета, 2014. - Выпуск 5. - С. 206-210.

4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - Изд. 2-е., доп. - М. : Канон, 2002.

5. См. об этом подробно: ИИр://неоязычество. рф / Обр. 12.09.2016.

FUNCTIONS FRAMING BUDDHIST PARABLES

Bicheev Baazr Alexsandrovich, PhD of Philosophy, Head of department, Institution of Science "Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Elista E-mail: [email protected]

The article analyzes the content and function of a frame of Buddhist parables, which combine with a fascinating exposition instructive. Buddhist tradition considers such texts as a form of preaching doctrine. Home installation preaching lies in the framing portion, and fascinating story is an illustration of the text to her.

Keywords: buddhist literature; proverbs; product structure; functions of the frame; content of the frame.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.