MENTAL CA USA T/ON AS A SPECIES OF INFORMA T/ON CA USAL/TY
Apaeva Sabina Shabanovna, Under-graduate student, Dagestan State University, Makhachkala E-mail: [email protected]
The article reveals the mechanisms causing in the information and mental processes that are related to the so-called forms necaonline or repricing determinism. Given their characteristics, different from physical or causal determinism associated with real energy metamorphosis.
Keywords: causality; informational causality; mental causation; synchronic causality.
УДК 001 ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ КАК ВИД
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИЧИННОСТИ
© Апаева С.Ш.,201б В статье раскрывается действие механизмов причинения в информационных
и психических процессах, относящихся к, так называемым, формам некаузального или непричинного детерминизма. Даются их характеристики, отличающие от физического или причинного детерминизма, связанного с вещественно-энергетическими метаморфозами.
Ключевые слова: причинность; информационная причинность; психическая причинность; синхроническая причинность.
АПАЕВА Сабина Шабановна, магистрант, Дагестанский государственный университет, Махачкала sabi.aniollaiS>mail.ru
Причинность (каузальность; от лат. causa - причина) является важнейшим принципом научности, поскольку одна из главных задач любой науки состоит в раскрытии существенных и устойчивых причинно-следственных связей и зависимостей. Поэтому категория причинности всегда была в фокусе внимания науки и философии и раскрыта достаточно полно. Причина - определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина - это явление, вызывающее к жизни др. явление; результат действия причины - следствие.
Категория и принцип причинности до последнего времени разрабатывались, в основном, представителями естествознания и методологии науки, под влиянием, прежде всего, физики. И важнейшие, рубежные вехи в понимании специфики действия этого принципа в классической, неклассической и постнеклассической науке связаны именно с физикой. Поэтому под причинностью, как правило, подразумевается физическая или каузальная причинность, под которую подводится вся объяснительная база естественных наук. Только в последние годы все чаще и чаще стали говорить о нефизической, некаузальной причинности, например, об информационной, психической, ментальной и т.д. причинности, сущность которых невозможно объяснить действием физических, материальных и энергетических составляющих[1,2,3].
В данной статье речь о некоторых из этих нефизических или некаузальных форм зависимостей, а именно - информационной и психической причинности.
Отличие информационной причины от физической причины определяется существующим безразличием информации по отношению к физическим свойствам ее носителя. Поэтому в подобных процессах причинный эффект вызывается именно самой информацией на основе сложившейся кодовой и смысловой зависимости, а не самими по себе физическими свойствами носителя этой информации, которые могут быть произвольными, разными, что наглядно выступает в языковой коммуникации.
Необходимо отметить, что понятие информационной причинности не противоречит понятию физической причинности, которое сохраняет целиком свое значение, если не претендует на роль универсального средства объяснения всех явлений действительно-
сти, всех без исключения причин, скажем, на объяснение причин последнего мирового экономического кризиса или, чего проще, действий моего приятеля, вызванных моей просьбой. В составе информационного причинного фактора, разумеется, всегда есть физические компоненты и для него остаются в силе физические закономерности, но они недостаточны, неадекватны для объяснения вызываемого им следствия. Понятие информационной причинности существенно расширяет теоретические средства объяснения и становится необходимым в тех случаях, когда собственно физическое объяснение оказывается невозможным или неадекватным. Так обстоит дело, когда предметом исследования служат самоорганизующиеся системы, каковыми являются биологические, социальные, а в ряде отношений и технические системы [4].
Вместе с тем, справедливости ради, необходимо заключить, что информационный детерминизм также выступает как специфическая разновидность физического детерминизма. Хотя бы потому, что любая информация должна иметь своего носителя. Поэтому, как отмечается в литературе, автономность причинных связей носит относительный характер, и, в конечном счете, трансляция информации всегда идет по цепям причинения, в которых одновременно осуществляется перенос вещества и энергии.
Тем не менее, становится очевидным, что информационный детерминизм нельзя однозначно отнести к физическому, так как информационные составляющие причинно-следственных отношений, как уже отмечалось, обладают известной независимостью от вещественно-энергетических носителей. Поэтому возникает возможность в информационном потоке абстрагироваться от них. Действительно, одна и та же информация может передаваться на различной субстратной основе, а ценность информации не эквивалентна массе субстратн ых соста вля ющих.
Нам представляется, что одной из интересных разновидностей информационной причинности является психическая причинность. В литературе она исследуется достаточно давно. Так, например, вопросы, связанные с психической причинностью, рассматриваются в некоторых древних текстах - в трактате Платона "Федон" и трактате Аристотеля "О душе" уже говорится о подобных зависимостях. Однако собственно проблема психической причинности гораздо моложе множества других важнейших проявлений причинности в философии и науке.
Этот вид детерминизма возникает, прежде всего, в живых системах с нервной системой и выражается в переносе информации и передаче разнообразия по цепям причинения. В подобных системах эта информация может не только передаваться, но и храниться, преобразовываться и использоваться в целяхуправ-ления.
Интересной разновидностью психической причинности является, так называемая, синхроническая закономерность, очень хорошо разработанная в аналитической психологии, особенно К.Г. Юнгом. Он назвал ее "синхроничностью", поскольку главным критерием ее действия является одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу, т.е. только функционально. Эти события синхронны в том смысле, что проявляются в форме совпадения во времени двух или более причинно не связанных между собой событий, которые имеют одно и тоже или сходное значение.
В этом аспекте вызывает интерес приведенная Юнгом забавная история тройного совпадения, касающаяся господина Дешампа и его любимого сорта пудинга. Коротко приведем этот рассказ, чтобы понять его суть. В детстве некий г-н де Форжибу угостил этого самого Дешампа кусочком вкусного пудинга. С тех пор ему такой пудинг не попадался ни разу, хотя он прилагал немало усилий, чтобы найти. Спустя много лет он увидел такой же пудинг в меню одного из французских ресторанов и попросил официанта подать его. Но, что вдвойне странно, выяснилось, что это невозможно, поскольку последний кусок этого пудинга уже заказан, - и именно тем самым г-ном де Форжибу, который в тот момент также по странному стечению обстоятельств, случайно оказался в этом же ресторане. А далее происходят еще более странные вещи. Спустя еще несколько лет, г-н Дешамп был приглашен на вечеринку, где этот пудинг подавали как особый изыск. Наслаждаясь им, он про себя подумал, что теперь недостает только г-на де Форжибу. В этот момент дверь открывается, и входит мужчина - тот самый г-н де Форжибу, только несколько постаревший, который, что самое поразительное, попал на эту вечеринку по ошибке, так как ему дали неверный адрес [5].
Сколь бы интересны ни были собрания примеров подобных событий, особый интерес швейцарского психолога привлекали, в первую очередь, те совпадения, где различные внешние события были значимо связаны с внутренними переживаниями человека. Именно
со
1-й
о си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
77
эту разновидность кажущихся совпадений внешних событий и внутренних человеческих переживаний он и называл синхрониями, поскольку они включали в себя многочисленные совпадения в различных аспектах.
Другой интересный пример синхроничности Юнг приводил из собственного психотерапевтического опыта. Во время одного из терапевтических сеансов одна его пациентка рассказывала о необычайно ярком сновидении с золотым жуком, и в этот самый миг золотой жук сел перед ними на оконное стекло. Понятно, что у каждого из этих событий - у сновидения и передвижения жука - своя причинность, и связь двух этих рядов не каузальная, но смысловая.
Таким образом, появляется совершенно новый и продуктивный исследовательский подход - акаузальный (беспричинный) способ объяснения событий, снов, образов, переживаний на основе синхронии, синхроничности явлений. Согласно этому методу, явления не связаны друг с другом причинно-следственными отношениями, но они связаны в сущност-но-смысловом плане. Эта сущностно-смысло-вая связь не предполагает какого-то готового толкования этих явлений, но предлагает самому человеку стать соавтором события (собы-тийствовать).
Кстати, необходимо заметить, что в литературе приводится огромное количество эмпирического материала, доказывающего наличие такого рода обусловливания, в том числе из врачебной практики. Например, вызывает интерес многократно озвученные примеры "дублирования случаев", хорошо известные врачам, когда происходит многократное совпадение фактов, хотя между ними не может быть никакой причинно-следственной связи. Скажем, когда человек сталкивается с тем, что номер его зачетной книжки идентичен регистрационному номеру его автомобиля, а номер телефона девушки, с которой только что по-
знакомился, совпадает с ними. Понятно, причинной связи между этими событиями не может быть совершенно никакой, хотя каждое из них в отдельности обладает своей собственной причиной
Конечно же, подобные совпадения носят не пространственно-временной характер, тут имеется в виду не астрономическая одновременность, временные различия в значительной мере субъективны и эта временная дистанция между двумя событиями может исчисляться многими годами и даже десятилетиями. Тем более, речь не идет о пространственном совпадении: между некоторыми явлениями может быть дистанция в несколько тысяч километров.
Из приведенных примеров, прежде всего, вытекает, что не все можно уложить в рамки каузального или причинного детерминизма. Человеческая жизнь куда сложнее всех теоретических схем, к тому же столь преходящих и изменчивых. Поэтому верить только в последнее слово науки, которое уже завтра устареет, - это очередной человеческий предрассудок. Наука может многое, да не все. Именно такими, как нам представляется, являются феномены информационной и психической причинности.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия : учебник для вузов. - М.: Изд-во Московского университета, 1997. - С. 479-489.
2. Магомедов K.M. О некоторых некаузальных формах детерминизма // Вестник Дагестанского государственного университета, 2013. - Вып. 5. -С. 233-236.
3. Магомедов K.M. О некоторых некаузальных формах детерминизма (статья вторая) // Вестник Дагестанского государственного университета, 2014. - Выпуск 5. - С. 206-210.
4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - Изд. 2-е., доп. - М. : Канон, 2002.
5. См. об этом подробно: ИИр://неоязычество. рф / Обр. 12.09.2016.
FUNCTIONS FRAMING BUDDHIST PARABLES
Bicheev Baazr Alexsandrovich, PhD of Philosophy, Head of department, Institution of Science "Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Elista E-mail: [email protected]
The article analyzes the content and function of a frame of Buddhist parables, which combine with a fascinating exposition instructive. Buddhist tradition considers such texts as a form of preaching doctrine. Home installation preaching lies in the framing portion, and fascinating story is an illustration of the text to her.
Keywords: buddhist literature; proverbs; product structure; functions of the frame; content of the frame.