Научная статья на тему 'ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В НЕФТЯНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ'

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В НЕФТЯНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / FOREIGN CAPITAL / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT FOREIGN INVESTMENTS / НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / OIL INDUSTRY / НЕФТЯНОЙ КОМПЛЕКС / OIL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшикова Е.П.

Эффективное освоение и развитие нефтяных месторождений в России требует значительных финансовых, управленческих и технологических ресурсов. В условиях нехватки внутреннего капитала появляется объективная потребность в привлечении прямых иностранных инвестиций в реализацию нефтяных проектов.Effective research and development of oil deposits in Russia requires considerable financial, administrative and technological resources. Under the shortage of internal capital there is an objective requirement for attraction of direct foreign investments into implementation of oil projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В НЕФТЯНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ»

УДК 339.727.22 Е.П. Меньшикова

Прямые иностранные инвестиции в нефтяную промышленность России

Международный институт энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России; k. menschikowa@gmail. com

Эффективное освоение и развитие нефтяных месторождений в России требует значительных финансовых, управленческих и технологических ресурсов. В условиях нехватки внутреннего капитала появляется объективная потребность в привлечении прямых иностранных инвестиций в реализацию нефтяных проектов.

Ключевые слова: инвестиции, иностранный капитал, прямые иностранные инвестиции, нефтедобывающая промышленность, нефтяной комплекс.

Effective research and development of oil deposits in Russia requires considerable financial, administrative and technological resources. Under the shortage of internal capital there is an objective requirement for attraction of direct foreign investments into implementation of oil projects.

Keywords: investments, foreign capital, direct foreign investments, oil industry, oil complex.

За последние десять лет среднегодовой объем инвестиций в нефтяной комплекс составлял 10-20 млрд дол., а по оценкам российских экспертов только для стабилизации добычи нефти требуется не меньше 30 млрд дол., тогда как общая потребность в инвестиционных ресурсах равна 90-100 млрд дол. Несоответствие уровня внутреннего накопления капитала потребностям в инвестиционных ресурсах, требуемых для оздоровления производства и структурной перестройки нефтяного хозяйства, обуславливает необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нефтяную промышленность. В связи с этим исследование условий и возможностей притока ПИИ в данный сектор экономики является достаточно актуальным.

В исследовании выявлены основные проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в нефтяной сектор России. Предложен комплекс мер рекомендательного характера, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата для прямых иностранных инвесторов в российской нефтяной промышленности. В 2010 г. на нефтяную промышленность пришлось почти 11 инвесторов.

Таблица 1. Прямые иностранные инвестиции в нефтяную промышленность, млн дол.

Вид деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Добыча нефти 3811,9 4053,4 4025,0 3875,2 2306,6 1443,7

Производство нефтепродуктов 3555,3 7,8 20,7 14,9 0,9 17,2

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам 90,9 - 74,6 29,4 27,3 27,5

Снижение притока прямых иностранных инвестиций в добычу нефти связано с ограничением деятельности иностранных инвесторов в этой сфере после принятия в 2008 г. Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Резкое падение объемов прямых иностранных инвестиций в производство нефтепродуктов в 2006 г. было вызвано начавшимся ростом цен на нефть, а соответственно и с увеличением доходов российских нефтяных компаний, что позволило им расширять инвестирование в нефтепереработку без привлечения иностранного капитала.

Колебания объемов прямых иностранных инвестиций в транспортировку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам обусловлены особенностями и стадией реализации ряда крупных инвестиционных проектов в этой сфере.

Кризисные процессы, начавшиеся в 2008 г., охватили производство и обращение, финансовую и денежную системы, внешнеэкономическую деятельность. Это привело к усилению общеэкономических рисков осуществления инвестиций.

Платежеспособный спрос ограничивается падением реальных доходов населения в условиях инфляции, спадом производства и ростом взаимных неплатежей предприятий. В этих условиях для потенциального иностранного инвестора возрастают неопределенность сбыта продукции на российском рынке и связанный с ней риск неплатежа.

Инвестирование в России для западного предпринимателя связано также с рисками, обусловленными нестабильностью рубля. В результате мирового финансового кризиса 20082010 гг. иностранные инвесторы получили курсовой риск по реинвестициям и кредитный риск в виде возможного неисполнения обязательств по уже заключенным форвардным сделкам.

Самая главная проблема для иностранного инвестора - плохое исполнение законов. В ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем его исполнение.

Пробелы в налоговом законодательстве и противоречивость ряда положений законов, множество ограничений создают в России правовую нестабильность.

Дополнительным барьером для участия иностранных инвесторов в нефтегазовом комплексе России стало принятие и вступление в силу с мая 2008 г. Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Закон определяет 42 вида деятельности, которые имеют стратегическое значение. К ним относятся, прежде всего, геологическое изучение недр и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Закон устанавливает ограничения для иностранных инвесторов или группы лиц, в число которых входит иностранный инвестор, на совершение сделок с акциями стратегических предприятий, в результате которых такой инвестор приобретает контроль над предприятием. Сделки, в результате которых иностранные инвесторы приобретают более 25 % голосующих акций, составляющих уставный капитал стратегических предприятий, либо более 5 % голосующих акций, составляющих уставный капитал предприятий, осуществляющих пользование участками недр федерального значения, подлежат предварительному согласованию. Исключение предусмотрено для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно распоряжался более чем 50 % голосующих акций [2].

Существуют и другие проблемы для деятельности иностранных инвесторов в российском нефтяном комплексе.

Во многих отношениях остается неясным распределение полномочий между центральными и местными органами государственной власти и управления. Отсутствует четкая информация о том, кто правомочен заключать контракты, а кто нет.

Особенно актуальна в связи с долгосрочным характером инвестиций в разработку месторождений нефти проблема правовых и финансовых гарантий.

Низкий уровень инфраструктуры в области транспорта, коммуникаций, банков, значительно увеличивает для иностранных инвесторов издержки производства и реализации товаров и услуг.

Государством созданы лишь минимальные предпосылки для того, чтобы иностранные инвесторы осуществляли капиталовложения в нефтяной бизнес. Но оптимальных условий для серьезных инвестиций как не было, так и нет. В результате в России созданы условия, позволяющие на относительно небольших вложениях капиталов зарабатывать большие деньги.

Интерес к российским проектам иностранных инвесторов побудил оценивать российские недра исходя из их рыночной, а не остаточной стоимости. И можно с высокой долей вероятности предположить, что стоимость российских запасов нефти будет в будущем только расти. Это будет обусловлено и тем, что за приобретение нефтяных активов будут конкурировать как иностранные, так и российские инвесторы. Усиление конкуренции приведет к дополнительным сложностям участия иностранных инвесторов в нефтяном комплексе России. При этом политическая власть жестко ограничивает влияние отдельно взятых стран и компаний на нефтяной сектор, придерживаясь разумной диверсификации.

Дело ЮКОСа, начавшееся в 2003 г. и продолжающееся до настоящего времени, дало четко понять всем (и российским и иностранным) предпринимателям, что налоги надо платить. Это увеличивает налоговую нагрузку на нефтяной сектор.

Можно предположить, что с усилением государственного влияния в Россию могут прийти только компании с мощной политической поддержкой своих стран, а это, естественно, ограничивает круг иностранных инвесторов.

Еще одной проблемой участия иностранных инвесторов в нефтяном секторе является то, что в России в настоящее время действует прогрессивная шкала экспортных пошлин, которая изымает все сверхдоходы компаний-нефтеэкспортеров от высоких цен на нефть.

Кроме того, вызывает беспокойство не столько ужесточение правил игры для иностранных инвесторов, сколько отсутствие последовательности в деятельности российских властей. Так, в начале 2003 года была создана компания ТНК-ВР. Сделка получила одобрение у глав государств России и Великобритании. Однако позже у компании возникли проблемы с лицензией на одно из крупнейших своих месторождений - Ковыктинское. Российское правительство обсуждало возможность прекращения данной лицензии. В качестве другого примера можно привести ситуацию с проектом Сахалин-2 (Сахалин Энерджи). В 2006 году компании, участвующие в реализации этого проекта, были поставлены перед выбором: включить в состав участников российскую компанию Газпром или свернуть проект. В результате компаниям пришлось половину своих долей продать компании Газпром, что позволило ей стать оператором проекта. Такая непоследовательность обуславливает нестабильность деятельности иностранных инвесторов и снижает стимулы к осуществлению капиталовложений.

Таким образом, иностранным компаниям и инвесторам следует быть готовыми к новым правилам игры. Деятельность Правительства РФ направлена на ужесточение контроля над нефтяным сектором страны посредством создания крупной государственной энергетической компании, политического контроля над процессом перераспределения акционерного капитала в российском нефтяном секторе в пользу зарубежных стратегических инвесторов, изменения законодательства, в частности в области недропользования, в целях обеспечения национальных интересов страны. Поэтому, скорее всего, в среднесрочной перспективе «лимит» на приобретение иностранными стратегическими инвесторами крупных (блокирующего или контрольного) пакетов акций в российских нефтяных компаниях исчерпан.

Однако, несмотря на наличие определенных проблем участия иностранных инвесторов в российском нефтегазовом комплексе, существует ряд перспектив для привлечения иностранного капитала в этот сектор.

С 1 июля 2006 г. в России отменены последние ограничения в валютной сфере, что является стратегической задачей российского руководства по обеспечению конвертируемости рубля. Необходимое условие полной конвертируемости национальной валюты - отсутствие ограничений по текущим и капитальным операциям в стране.

Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранному инвестору предоставляется гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм [3].

Процедура лицензирования в нефтегазовом секторе была признана избыточной, в результате чего было отменено лицензирование следующих видов деятельности: эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта, эксплуатация газовых сетей, эксплуатация нефтегазодобывающих производств, эксплуатация тепловых сетей, переработка нефти, газа и продуктов их переработки, хранение нефти и газа и продуктов их переработки. Но отмена лицензирования не означает отмену регулирования вообще. В современных экономических условиях были подобраны такие механизмы регулирования, которые отвечают критериям экономической эффективности и адекватности применения с точки зрения решения государственных задач. Эти нормы - технические регламенты, содержащие безусловно обязательные требования по безопасности продукции и процессов производства.

Налоговая система в нефтегазовом секторе оказывает значительное влияние на привлекательность отрасли для потенциальных инвесторов.

26 августа 2011 г. Правительство РФ ввело новые (в основном повышенные) ставки вывозных таможенных пошлин на продукты нефтепереработки [4].

Новый режим налогообложения (так называемый режим «60-66») предполагает:

• снижение предельной ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть с текущего уровня 65 % до 60 %;

• одновременную унификацию ставок вывозных таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты с введением единой ставки в размере 66 % от ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть [5].

Основная цель введения режима «60-66» заключается в том, чтобы обеспечить скорейшее повышение доходности в сегменте разведки и добычи за счет перераспределения доходов от первичной переработки нефти, уровень которых сейчас чрезмерно высок. В то же время повышение ставки вывозной таможенной пошлины на мазут повысит доходность вторичных процессов нефтепереработки и будет стимулировать российские и зарубежные нефтяные компании к инвестированию средств в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.

В проекте новой Энергетической стратегии России до 2030 года (ЭС-2030) на период 2013-2020 гг. намечено инвестиционно-инновационное обновление российской экономики в целом и нефтегазового комплекса в частности.

Согласно ЭС-2030 приоритетными направлениями инвестиционной политики в нефтяном комплексе являются:

• развитие рыночных институтов и механизмов трансформации сбережений в инвестиции;

• повышение инвестиционной привлекательности данного сектора экономики за счет снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов инвестора;

• создание условий для переориентации банковской системы на долгосрочное кредитование предприятий нефтегазового комплекса;

• активная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов для выпуска конкурентоспособной продукции газонефтехимии;

• создание благоприятных условий для привлечения в нефтегазовый сектор экономики отечественных и иностранных инвестиций;

• формирование эффективной системы гарантий и страхования иностранных инвестиций [6].

В целом дальнейшее участие иностранных инвесторов в российской нефтяной промышленности будет зависеть от состояния инвестиционного климата.

Важное влияние на создание благоприятного инвестиционного климата в российском нефтяном комплексе могут оказать меры, предпринимаемые правительством в области макроэкономики, политической и правовой систем, налогов, внешнеэкономической и таможенной политики, бухгалтерского учета, СМИ.

В качестве основных мер и направлений можно предложить следующие. В сфере макроэкономики - обеспечение стабильного роста ВВП, повышение покупательной способности, стабилизация обменного курса, проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий, а также создание хороших транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур.

Основными путями совершенствования политической системы являются обеспечение общей политической стабильности, неизменности политического курса, снижение политических рисков, прекращение частой смены политического руководства, достижение взаимопонимания между регионами и центральным правительством, а также осуществление эффективной борьбы с коррупцией путем проведения дальнейшей либерализации, ограничения возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращения сферы администрирования и регулирования, налаживания активного сотрудничества российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран, присоединения к международным соглашениям по борьбе с коррупцией, подключения средств массовой информации к раскрытию коррупционных дел.

Созданию стабильного и эффективного законодательно-правового регулирования инвестиционной деятельности будет способствовать формирование четкой системы законодательных актов и механизмов правовой защиты иностранных инвесторов, развитие системы гарантий и страхования иностранных инвестиций, обеспечение прозрачности правовых процедур и независимости органов правосудия.

Основным направлением реформирования налоговой системы является создание простой, понятной и стабильной системы налогообложения, которая одновременно удовлетворяла бы на-

логоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы, снижая привлекательность увода доходов из-под налогообложения. В этих целях предлагается ввести «дедушкину оговорку» в отношении всех инвестиций и увеличить период действия стабильных правил налогообложения хотя бы до одного года, а также улучшить информирование налогоплательщиков.

Во внешнеэкономической и таможенной политике необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов, осуществить переход на мировую практику начисления НДС для конечной продукции: облагать экспорт по нулевой ставке, при этом для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС. Кроме того, валютное регулирование в России требует усовершенствования: отмены лицензирования ввоза иностранного капитала на территорию России путем внесения соответствующих поправок в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», введения уведомительного порядка регистрации иностранных инвестиций.

В сфере бухгалтерского учета следует пересмотреть принятые положения по результатам их экспертизы на предмет соответствия международным стандартам финансовой отчетности, внести необходимые изменения с целью устранения несоответствий, внедрить мировые процедуры и стандарты учета (К0-9000).

Наиболее эффективный способ привлечения иностранных фирм связан с предоставлением свободы выхода на рынок путем упрощения процедур по организации бизнеса, снижения избыточных административных барьеров. Возможно создать независимый институт для апелляций.

Что касается СМИ, то в современных условиях можно им порекомендовать проводить рек-ламно-инвестиционные компании с целью информирования потенциальных инвесторов относительно имеющихся в стране инвестиционных возможностей, а не только освещать произошедшие трагедии, которые свидетельствуют о неблагоприятной обстановке в России, что негативно сказывается на привлечении иностранного капитала. Целесообразно создать общенациональную информационную сеть, организовывать выставки инвестиционных проектов, а также провести ряд других мероприятий, направленных на повышение привлекательности российской экономики и нефтяного комплекса.

В целом, необходима продуманная государственная инвестиционная политика в нефтяной сфере, направленная на введение системы гарантирования инвестиций, специальной системы побудительных механизмов для иностранных инвесторов, информационной и коммуникационной систем, консалтинговой сети, системы финансовых инструментов, а также последовательная инвестиционная стратегия, которая позволит создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в российскую нефтяную промышленность.

Литература

1. Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию. Поступление прямых иностранных инвестиций. Федеральная служба государственной статистики РФ [http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2108616]

2. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 01.07.2011).

3. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 г. № 160-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ).

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155» от 26 августа 2011 г. № 716.

5. Последние изменения в налогообложении компаний нефтегазовой отрасли: развитие системы налогообложения нефтяной отрасли Российской Федерации. [http://www.ey.com/RU/ru/Newsroom/PR-activities/Articles/Article_Vedomosti_September-2011]

26 сентября 2011. - с. 1.

6. Энергетическая стратегия России до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.

Поступила в редакцию 02.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.