Научная статья на тему 'Пруденциальное регулирование трансграничных валютных потоков в современных условиях'

Пруденциальное регулирование трансграничных валютных потоков в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мехдиев Х. О.

Автор рассматривает пруденциальное регулирование трансграничных валютных потоков как необходимое условие макроэкономической стабильности. Выделены основные причины внедрения такого регулирования в развивающихся странах. Предложена классификация возможных рисков, связанных с такими потоками и инструментов управления этими рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пруденциальное регулирование трансграничных валютных потоков в современных условиях»

ПРУДЕНЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВАЛЮТНЫХ ПОТОКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Мехдиев Х.О.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Автор рассматривает пруденциальное регулирование трансграничных валютных потоков как необходимое условие макроэкономической стабильности. Выделены основные причины внедрения такого регулирования в развивающихся странах. Предложена классификация возможных рисков, связанных с такими потоками и инструментов управления этими рисками.

В условиях недавнего кризиса, когда спрос на иностранную валюту резко вырос, у Банка России было несколько вариантов управления ситуацией на валютном рынке. Во-первых, он мог удерживать курс рубля на избранном уровне за счет валютных интервенций. Во-вторых, ЦБ мог сокращать денежное предложение, проводя рестрикционную денежно-кредитную политику. В-третьих, он имел возможность по введению ограничений на трансграничные операции банков. Проводя плавную девальвацию и повышая ставку рефинансирования, ЦБ РФ воспользовался первыми двумя вариантами управления ситуацией на валютном рынке. В информационных сообщениях Банк России заявлял, что рост ставки рефинансирования диктуется необходимостью «снижения уровня оттока капитала из России». Но современные исследования показывают, что курс рубля слабо чувствителен к разнице процентных ставок по трем ключевым валютам (RUB, USD, EUR) [1]. При этом многие аналитики отмечают, что регулирование валютного курса при помощи процентных ставок в настоящее время полноценно неосуществимо ни в одной экономике мира [2]. Также с точки зрения нерезидента, который в панике выводит капиталы из России, не большое повышение ставки рефинансирования (11 до 12%, с 12 до 13 %) не является столь значимым стимулом, который мог бы это бегство удержать [3].

Анализируя общие итоги проведения ДКП в период кризиса, можно сделать следующие выводы. Во-первых, ЦБ смог поддержать банковский сектор и не допустить в нем возникновения системного кризиса. Во-вторых, несмотря на поддержку финансовой системы, сдержать падение производства мерами ДКП все же не удалось. Отчасти это было связано с тем, что поддержка курса рубля осенью 2008-го - зимой 2009 г. фактически приводило к сокра-

* Аспирант кафедры «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика».

щению денежной массы. Дело в том, что следствием бегства капиталов во время кризиса стало сокращение денежной массы в России (механизм, обратный денежной эмиссии, основанный на валютных поступлениях).

По мнению многих экспертов возможности совершенствования ДКП в кризисный период были, в частности это касается применения валютных ограничений. «Их использование сгладило бы дилемму между двумя различными целями антикризисной ДКП: по поддержке банковской системы и валютного курса. Кроме того, сохранение ряда валютных ограничений в докризисный период снизило бы риски или, по крайней мере, масштабы влияние глобального кризиса на российскую экономику» [4].

Современные исследования показывают, что либерализация валютных потоков оказывает отрицательное воздействие на частное потребление и инвестиции в странах с формирующимися рынками [5]. Такие страны, которые интегрированы в глобальный финансовый рынок, подвержены цикличности международного движения капитала. В хорошие времена они испытывают приток иностранного капитала, а в условиях кризиса оттоку капитала, который обычно приводит к системному финансовому кризису. Механизм возникновения финансового кризиса происходит следующим образом. Когда экономика страны с формирующимся рынком испытывает экономический шок, это приводит к изменению совокупного спроса, курс национальной валюты, и цены активов падают. Это активизирует канал финансового акселератора ДКП, вследствие чего падает расходы, так как внешнее финансирование ограничивается. Вследствие этого возникает кризис ликвидности. Схематически этот процесс отражен на рис. 1. В 2009 экономисты Рейнхарт и Рогофф представили эмпирические доказательства связи либерализации счета капиталов и финансовых кризисов в развивающихся странах [6].

Снижение курса и цен

Шок

Падение спроса

активов

ый эффект

Рис. 1. Эффект «финансового акселератора»

Рассмотрим основные риски, связанные с нерегулируемыми трансграничными валютными потоками и возможные инструменты снижения данных рисков.

Теория управления экономическими системами

9

Структура пассивов (риск ликвидности)

Контроль за трансграничными валютными потоками (счет капитала)

Резервные требования

Структура активов (кредитный и валютный риск)

Валютные ограничения

Лимиты на ОВП, повышенные требования по достаточность капитала

Чрезмерный рост кредитования (риск макроэкономическ ой нестабильности)

Инструменты макропруденциаль ного регулирования

ЬТУ Коэффициент, контрциклическое регулирование капитала

Рис. 2. Классификация рисков и инструменты их снижения

В исследованиях МВФ было обнаружено, что надлежащий пруденциальный контроль может снизить накопления избыточного долга (в иностранной валюте) в условиях роста экономики, и тем самым смягчить падения в условиях спада [7]. Следовательно, необходимо внедрение пруденциальных мер в области регулирования трансграничных валютных потоков.

Во-первых, отсутствия регулирования приводит к тому, что банки подвергаются избыточному риску внешних обязательств. Банки чрезмерно доверяют рынку краткосрочной ликвидности (причем обычно банки, привлеченные краткосрочные средства размешают в долгосрочные активы). Для регулирования данного риска можно использовать такие инструменты пруденциального регулирования как коэффициенты ликвидности, дифференцированные по иностранным валютам, или например резервные требования по привлеченным средствам нерезидентов.

Во-вторых, нерегулируемые валютные потоки могут привести к росту рискованных активов банков. В частности растут кредитные риски. Например, если конечный заемщик занимает средства в валюте, но его выручка номинирована в национальной валюте, то заемщик считается не хеджировавшим риск. В недавних исследованиях было выявлено, что выдача валютных кредитов таким заемщикам способно еще более усугубить кризис в стране [8]. Для снижения данного риска могут быть использованы прямой

запрет выдачи таких кредитов или их рационирование, или более строгие требования по учету рисков данных ссуд при расчете достаточности капитала. Отметим, что может быть также риск валютной позиции: банки привлекая средства в валюте генерируют активы в национальной валюте. В данном случае лимиты на открытые валютные позиции являются действенным инструментов регулирования валютного риска.

В-третьих, не регулируемое валютные потоки могут привести к избыточному росту кредитования как в иностранной валюте, так и в национальной валюте. Для регулирования данного риска могут быть использованы инструменты макропруденциального регулирования.

Следовательно, применение пруденциальных мер в области регулирования трансграничных валютных потоков, особенно в условиях макроэкономической стабильности, может существенно снизить риск возникновения финансовой несбалансированности в стране.

Список литературы:

1. Процентная политика как средство управления курсом рубля / Н.В. Уткина, Д.Г. Касимова // Банковское дело. - 2009. - № 4. - С. 35.

2. Перспективы денежно-кредитной политики Банка России / Мнения экспертов // Банковское дело. - 2009. - № 12. - С. 30.

3. Политика рефинансирования и индфяция / Я.М. Миркин // Банковское дело. - 2009. - № 1. - С. 32.

4. Денежно-кредитная политика после кризиса / М.Ю. Головнин // Банковское дело. - 2009. - № 12. - С. 11.

5. Inflation targeting and monetary policy transmission mechanism in emerging market economies // IMF working paper. - October 2011. - Р. 27.

6. Reinhart C.M., Rogoff K.S. This time is different: eight centuries of financial folly. - Princeton University, 2009.

7. Booms, busts and growth / University of Maryland, miemo / Jeanne, O. / November 2011

8. Ranciere, Romain, Aaron Tornell and Athanasio Vamvakidis. Currency mismatch and systemic risk in Eastern Europe // Economic policy. - 2010. -Vol. 25, № 64. - Р. 597-658.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.