Konstantinov A. V.
http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)
Очерк
УДК 329.78:93/94(47+57)
DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-3-155-162
Прозвучит ли сигнал пионерского горна?
Александр Васильевич Константинов
Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9509-0130
Автором предпринята попытка рассмотреть историю развития детского движения в стране и его проблемы в год 100-летия пионерского движения (2022). Актуальность темы обусловлена вниманием к проблеме исследователей, широкой общественности, а также необходимостью проведения государственной политики в отношении детских и молодёжных организаций. Отмечается, что эта тема имеет междисциплинарный характер и находится на стыке различных научных направлений. Политика государства относительно детского движения не раз кардинально менялась. Важнейшими вехами в данном отношении является 1922 г. - запрет скаутского движения и создание пионерской организации и 1991 г -роспуск пионерской организации и переход к многообразию форм детских организаций. Современный период развития детского движения характеризуется многообразием форм детских организаций, но и за это время политика государства по отношению к детскому движению заметно эволюционировала. В 2015 г. вновь была предпринята попытка создания массовой детской организации (Всероссийское движение школьников). Юбилей обозначил различия в позициях государства и общества, в то же время он стимулировал процесс решения накопившихся проблем в новых политических условиях. Именно 19 мая 2022 г. Председатель Совета Федерации Российской Федерации В. И. Матвиенко сообщила, что группа депутатов и сенаторов внесла в Думу законопроект о российском движении детей и молодёжи. Возможно, детское движение в стране находится на пороге нового этапа своего развития. По мнению автора, история детского движения в целом и пионерского в частности стала одной из наиболее проблемных явлений отечественной истории. Особое внимание в статье уделено развитию детского движения на территории Забайкалья. В заключении статьи автором приводятся предложения по организации нового массового детского движения.
Ключевые слова: детское движение, детские организации, скаутское движение, пионерская организация, И. Н. Жуков
Feature article
The author made an attempt to study the history of the development of the children's movement in the country and its problems in the year of the 100th anniversary of the pioneer movement (2022). The relevance of the topic is due to the attention to the problem of researchers, the public, as well as the need for state policy in relation to children's and youth organizations. It is noted that this topic is interdisciplinary in nature and is at the junction of various scientific areas. The policy of the state in relation to the children's movement changed dramatically more than once. The most important milestones in this regard are 1922 - the prohibition of the scout movement and the creation of a pioneer organization and 1991 - the dissolution of the pioneer organization and the transition to a variety of forms of children's organizations. The current period in the development of the children's movement is characterized the diversity of forms of children's organizations. But even during this time, the policy of the state in relation to the children's movement has evolved markedly. In 2015, an attempt was again made to create a mass children's organization (the All-Russian Movement of School students). The anniversary marked the differences in the positions of the state and society, at the same time it stimulated the process of solving accumulated problems in the new political conditions. It was on May 19, 2022 that V. N. Matvienko Chairman of the Federation Council of the Russian Federation said that a group of deputies and senators had submitted to the Duma a bill on the Russian movement of children and youth. Perhaps the children's movement in the country is on the threshold of a new stage of its development. According to the author, the history of the children's movement and the pioneer movement in particular has become one of the most problematic phenomena in the
Will the Pioneer Horn Sound?
Alexander V. Konstantinov
Transbaikal State University, Chita, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9509-0130
© Константинов А. В., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International
Константинов А. В.
Russian history. Particular attention is paid to the development of the children's movement in the territory of Transbaikalia. In conclusion, the author presents proposals for organizing a new mass children's movement.
Keywords: children's movement, children's organization, scout movement, pioneer organization, I. N. Zhukov
Рисунок Л. В. Болотова1 A figure made by L. V. Bolotov
Введение. В статье мы рассматриваем историю развития детского движения в стране (ХХ - начало XXI в.), его проблемы в год 100-летия пионерской организации. Юбилей пионерии мог послужить поводом для активизации изучения истории и обсуждения современных проблем детского движения.
Тема имеет междисциплинарный характер и находится на стыке различных научных направлений (история, педагогика, история педагогики). Историография проблемы очень обширна и может быть предметом отдельного изучения по периодам, регионам и т. д. [1; 2]. В то же время, по мнению автора, история детского движения в целом и пионерского в частности стала одной из наиболее проблемных явлений отечественной истории.
Данная тема теснейшим образом связана с современностью, проблемами воспитания детей и молодёжи, проблемами современного детского движения. Изложенные вопросы особенно волнуют в год 100-летия пионерской организации. Юбилей обозна-
1 См.: Партизаны: сборник статей. - Чита: Печатное дело, 1929. - 204 с.
чил определённые различия в позициях государства и общества, вместе с тем стимулировал процесс решения накопившихся проблем в новых политических условиях.
День рождения пионерии: опыт становления и борьбы. Накануне 100-летия пионерской организации в адрес федеральных и региональных органов власти направлялись письма и от различных детских объединений, и от ветеранских организаций с предложениями широко отметить эту дату, были обращения и от частных лиц. Два десятка губернаторов заявили о готовности поддержать данную идею. Предполагалось 19 мая, в День рождения пионерии, организовать большой детский праздник, провести всероссийский концерт, встречи с ветеранами, провести обсуждение проблем современного детского движения. Предложения были вполне логичны: пионерская организация действовала почти 70 лет (с 1922 по 1991 г.), и те, кому в настоящее время за сорок, а это значительная часть российского населения, помнят своё пионерское детство. Ожидалось, что этот юбилей подтолкнёт власть к иному взгляду на детское движение, а именно - созданию массовой детской организации и оказанию ей реальной поддержки.
За время, что в России существует детское движение (с 1909 г.), накоплен большой опыт как по его организации, так и (как это ни странно звучит) по борьбе с ним. Напомним, что детское движение в форме скаутского пришло в Россию из Англии и успешно развивалось. Ситуация изменилась после революции с укреплением позиций советской власти и появлением коммунистической молодёжной организации - комсомола (РКСМ). В 1920 г. в ЦК РКСМ был разработан план «абсолютного уничтожения враждебного нам буржуазного скаутизма», вскоре оно было запрещено официально советской властью: учило не тому, чему надо. Многие его руководители были арестованы и отправлены «на перевоспитание» на Соловки.
На смену скаутизму пришла пионерская организация, созданная в 1922 г. комсомолом. С 1926 г. она стала называться Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Ленина и вскоре монополизировала
KonstantinovA. V.
поле детского движения. Провозгласив лозунг уничтожения скаутизма, на практике пионерская организация использовала многие его практические наработки, начиная с девиза, символики и т. д. Как бы сейчас ни относились к пионерской организации, следует признать, что ею был накоплен гигантский положительный опыт работы с детьми, и успех её работы в значительной степени связан с комсомолом. В 1991 г. после новой революции пионерская организация была распущена. История повторилась: новая демократическая власть (по сути антисоветская) «в период активного строительства капитализма» не смирилась с существованием детской советско-коммунистической организации (тоже учит не тому, чему надо). С пионерской организацией поступили более сурово, чем с компартией. Партия продолжает свою деятельность и имеет определённую государственную финансовую поддержку, а пионерская организация её лишена. Деятелей пионерии, конечно, не сослали на Соловки, как некогда скаут-мастеров, но и они «как-то все разбрелись». В очередной раз дети стали заложниками политических «игр» взрослых. Возникает вопрос: «При чём здесь дети? Что они получили взамен?» На всём постсоветском пространстве только в Белоруссии пионерская организация осталась массовой и пользуется поддержкой со стороны государства.
Вопрос о памяти и забвении. Современные дети и зачастую и организаторы детского движения не имеют представления об истории детского движения, хотя этот материал может и должен быть включён в учебный курс. В настоящее время нужно позаботиться и написать объективную историю детского движения. В современных учебниках истории школьники не найдут материала ни о скаутах, ни о пионерах. В одном из них осталось упоминание о пионерах - Героях Советского Союза Марате Казее и Вали Котике. В другом, более «продвинутом» учебнике, этих же пионеров называют подростками-партизанами без упоминания о присвоении им этого высокого звания. Ещё в одном издании лишь намёк о пионерах: благодаря репродукции с картины С. Я. Светлова «Пионеры поймали английского шпиона» (1939). На картине девочка и мальчик в пионерских галстуках с пистолетами в руках ведут английского шпиона со связанными руками. Как же узнать совре-
менным школьникам о пионерах? Получается, что возникли ниоткуда и ушли в никуда. Выходит, в этом незнании кто-то заинтересован. Остаётся нашим детям листать семейные альбомы, рассматривать школьные фотографии родителей в красных галстуках и спрашивать: а что это? Для них те времена стали совсем далёкими, легендарными.
Как-то спросил у студентов-заочников, многие из которых работают в школах, о том, есть ли у них какая-либо детская организация? В некоторых, в основном сельских школах, сохранились пионерские организации (почти все - имени Ю. А. Гагарина). Посильную помощь им оказывает КПРФ. Есть межшкольные объединения - «Юнармия», Республика юных забайкальцев (РЮЗ), «Искра». В последние годы возникло Российское движение школьников (РДШ). Во многих школах вообще нет детских объединений. Вспомнив популярную телепередачу «Угадай мелодию», предлагаю упомянутым студентам послушать наиболее известные пионерские песни. Оказывается - не знают, вообще не слышали! Что же эти молодые учителя расскажут детям о пионерии? Как видим, приложено немало усилий, чтобы пионерское движение (вместе с песнями) ушло в небытие.
Приведённые примеры, на наш взгляд, поднимают важную проблему передачи памяти. В научной литературе, в частности в журнале «Сибирские исторические исследования», поднимался важный вопрос о памяти и забвении, который на первый взгляд может показаться странным. Подводя итоги дискуссии, её организаторы отметили отличительную черту отечественного мемориального дискурса - отсутствие интереса к проблематике забвения [3, с. 113]. Приведённые примеры доказывают, что забвение имеет место быть. Кроме того, в данном журнале в статье С. Г. Маслинской поднимается важный вопрос трансформации культа пионеров-героев [4]. Как видно, история пионерии к её 100-летию стала одной из наиболее проблемных явлений отечественной истории. Объяснение этому можно найти, анализируя историю детского движения. После запрета в стране скаутского движения в советское время о нём фактически было запрещено упоминать. Тема прочно вошла в состав не только не актуальных, но и запрещённых. Как видно, здесь мы явно видим механизмы преднамеренного забывания,
Константинов А. В.
которые исходили от государства. Первые научные исследования истории скаутизма относятся к 1990-м гг. [5; 6]. В то же время «в опалу» попало пионерское движение. История повторилась. Сколько лет должно пройти, чтобы эта тема вышла из зоны забвения?
Подобное отношение даже к подвигу пионеров-героев вошло в явное противоречие с жизнью и принятыми государством нормативными актами, подтверждение тому - постановление Правительства «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях» (2000), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» и т. д. . Как видно, нам с трудом удаётся освободиться от груза 1990-х гг., когда патриотизм в стране фактически был предан забвению.
Несмотря на то что о 100-летнем пионерском юбилее заговорили давно, накануне почти все СМИ оглушительно молчали, в интернете удалили материалы о его подготовке (19 мая официально не является ни праздничным, ни памятным днём). С 18 по 19 мая в Москве в Гостином дворе прошёл «Большой школьный пикник» - фестиваль Российского движения школьников. Министр просвещения Российской Федерации С. С. Кравцов в эти дни отметил, что российское движение школьников помогает ученикам реализовать себя, и взрослые должны максимально поддержать это движение. Как и ожидалось, никаких пионерских и детских песен по официальным каналам 19 мая не звучало. Тем не менее праздник в стране отмечался своего рода «подпольно»: люди поздравляли друг друга, наверное, были миллионы звонков, ре-постов в виде открыток и т. д. Старшее поколение проявило удивительное единство по отношению к юбилею, а молодёжь - интерес и желание что-то изменить в современном детском движении. Но этот день никак нельзя назвать примером единением власти и народа!
Кроме того, 19 мая государство вспомнило о важности массового детского движения. Председатель Совета Федерации Российской Федерации госпожа В. И. Матвиенко сообщила, что группа депутатов и сенаторов внесла в Думу законопроект о российском движении детей и молодёжи «Большая перемена». Но почему такое
название? Как к ним обращаться? «Боль-шепеременщики»?! О 100-летнем юбилее пионерии В. И. Матвиенко не упомянула. Вероятно, позже мы узнаем подробности о том, как заинтересованные лица с мыслью «сейчас или никогда» пробивали идею создания массовой детской организации. Пока же известно, что 20 апреля на заседании наблюдательного совета АНО «Россия -страна возможностей» семиклассница Диана Красовская обратилась с предложением к президенту о создании «общего детского движения», и он данную идею поддержал. Это сработало, и вскоре документы поступили в Думу.
Кроме того, 19 мая по центральным каналам прошла информация о том, что в некоторых городах (в основном в архивах и музеях) организованы выставки, прошли встречи школьников с ветеранами пионерского движения, состоялся приём в пионеры! Вместе с тем присутствовало ощущение, что былой детский праздник утратил размах и публичность, приобрёл какой-то закрытый архиво-музейный характер. Более активно в эти же дни по линии министерств просвещения и культуры отмечалось 350-летие Петра I (олимпиада, Ночь в музее и т. д.), прошёл студенческий фестиваль.
Пионерия Забайкалья. Что же в Забайкальском крае? Ранее отмечено: детско-юношеских организаций с различной направленностью у нас достаточно, и работают они «под крышами» Министерства образования и науки Забайкальского края, партий, спонсоров, общественных организаций. Организации могут возникнуть для получения грантовых средств, после чего прекращают деятельность. Некоторые зарегистрированы как юридические лица, другие - нет. О численности организаций судить сложно, например, в РДШ формально можно зачислить всех школьников края. Оценку деятельности организаций дать сложно, поскольку их никто не координирует, нет детских и молодёжных газет, радио- и телевизионных передач.
Как сказано ранее, пионерская организация в Забайкальском крае сохранилась благодаря поддержке КПРФ. В 2020 г. она получила официальный статус - Забайкальская коммунистическая детская пионерская общественная организация «Пионерия Забайкалья». Пионерские отряды и дружины численностью более двух тысяч
KonstantinovA. V.
человек действуют в Чите, Краснокамен-ске, Шелопугинском, Чернышевском и других районах края. В Чите своеобразный памятник пионерской эпохи - здание Дворца пионеров и школьников на улице Журавлёва, расположенное на территории парка, который горожане по-прежнему называют пионерским. На фасаде - художественное панно с пионерской символикой и сюжетами направлений пионерской работы (их ещё не задрапировали и не заштукатурили). В настоящее время Дворец пионеров можно отнести к памятникам советской монументальной пропаганды. Он открылся в 1973 г., около 20 лет считался штабом пионерской работы в городе. Здесь проходили основные пионерские мероприятия. Справа от входа в 1974 г. установили памятную доску с надписью «Дворец пионеров построен в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР за счёт средств, заработанных на коммунистических субботниках». За доской была устроена ниша, где поместили капсулу с обращением забайкальской пионерии 1970-х гг. к пионерам 2000 г. В нём, в частности, были такие слова: «Вы - пионеры 2000 года будете жить при коммунизме!». В то время казалось, что так и будет - пионеры вечны, светлое будущее не за горами.
В обозначенное время капсулу вскрыли. Только уже не было Всесоюзной пионерской организации имени Ленина, как и страны под названием «СССР». Кроме того, в 1982 г. здесь отмечалось 60-летие образования СССР; в 2022 г. - 100-летие образования СССР, дата, которую, как и 100-летие пионерии, стараются не замечать. Коллектив Дворца пионеров был инициатором многих достойных дел. На всю страну стала известна деятельность военно-патриотической бригады мальчишек «Отвага», Забайкальской малой академии наук. Сейчас бывший Дворец пионеров - это городской центр детского творчества. На его базе нет ни одной детской организации, детское творчество ограничивается только кружковой работой. Как сказала одна моя знакомая - «нет здесь детского духа». 19 мая в здании и на территории парка ничего не происходило. Над входом в здание закрепили вывеску с лозунгом «С Днём рождения, любимый город!».
Вместе с тем юбилей у нас отметили. В большом зале военно-исторического центра «Дом офицеров Забайкальского края» собрались ветераны комсомола, пионерии,
те, для кого этот день остался праздником. Были здесь и дети - представители детских движений, в том числе и пионеры. Прозвучал гимн пионеров, написанный ещё в 1922 г.
Взвейтесь кострами, Синие ночи! Мы, пионеры, -Дети рабочих. Близится эра Светлых годов, Клич пионеров: «Всегда будь готов!»
Кажется, слова «близится эра светлых годов» воспринимаются в наше время особенно остро. Встреча оказалась волнующей и тёплой. Нужно отдать должное ветеранам комсомола и пионерского движения, организовавшим мероприятие. За год до юбилея была задумана художественно-публицистическая книга «Все мы из страны Пионерии» [7]. В её создании приняли участие несколько десятков авторов. Она содержит архивные материалы, воспоминания, массу иллюстраций по истории пионерской организации и, несомненно, будет интересна читателям разных возрастов. Книга отражает наш уровень знаний по истории пионерского движения в Забайкалье. Следует признать, что эти знания далеко не полные, с большими «белыми пятнами», предстоит большая работа по изучению истории краевой пионерской организации и в целом детского движения.
Отметим, что пионерская организация в Забайкалье была создана в 2023 г. В этом же году по предложению И. Н. Жукова на базе детского дома ДальОНО была организована детская организация юнисов (юных исследователей) [8; 9]. Для Забайкальского края в плане детского движения и этот год является юбилейным.
Дальнейшие события, связанные с детским движением, развивались стремительно. Государственная Дума 6 июля 2022 г. приняла закон о создании в стране движения детей и молодёжи, 14 июля Президент страны В. В. Путин подписал этот закон; 20 июля в «Артеке» в рамках состоявшегося финала Всероссийского конкурса «Большая перемена» прошло учредительное собрание нового движения, на котором присутствовал Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. В. Кириенко. На собрании присутствовало 46 человек - представители Россий-
ского движения школьников, юнармейцы, участники конкурса «Большая перемена» и 26 региональных организаций и движений. Забайкальский край представляла организация «Республика юных забайкальцев». Главное, что участники собрания решили -детскому движению быть! На конец года намечен общероссийский съезд, где будут приняты окончательные решения о том, какой будет создаваемая организация. Детям предложено подумать, как будет называться организация, можно предложить её девиз, атрибуты и т. д. Обещают, что новое движение станет общедоступным, интересным и современным пространством для детей и подростков. В. В. Путин дал согласие возглавить наблюдательный совет движения.
В качестве заключения. Имперскому, советскому и постсоветскому периодам истории соответствовали различные формы детского движения, которые отличались друг от друга по идеологическому наполнению. Политика государства в отношении детского движения не раз существенно менялась, что связано с кардинальной сменой социально-политической системы. Важнейшими вехами в этом отношении является 1922 г., когда запретили скаутское движение, создали пионерскую организацию, и 1991 г., когда прекратила существование пионерская организация, произошёл переход к многообразию форм детских организаций. Современный период развития детского движения характеризуется отказом от коммунистической идеологии и многообразием форм детских организаций. Но и за это время политика государства по отношению к детскому движению заметно эволюционировала.
Произошедшие события должны быть осмыслены историками и педагогами, вместе с тем необходимо деятельное участие в этом процессе. От нас зависит, каким будет будущее детское движение. Хотелось бы, чтобы оно было не только массовым, но и опиралось на лучший опыт скаутского и пионерского движений. Важно, чтобы в окончательных учредительных документах создаваемой детской организации нашло отражение педагогическое наследие нашего земляка -скульптора и педагога И. Н. Жукова.
И. Н. Жуков успешно руководил детским движением в Чите (фактически во всём Забайкалье и в Сибири) в сложное время революционных потрясений и Гражданской войны (с 1917 по 1921 г.) при пяти различных
политических режимах. В трудные годы он убеждал не втягивать детей в политику (вырастут, сами разберутся), а старался подарить подрастающему поколению детство через участие в деятельности детской организации. Для него главным в воспитании были понятия «Родина», «Отечество». Педагог учил детей заповедям - «Живи для Родины, для ближних», «Будь рыцарем, защитником бедных, слабых и поборником правого дела», «Носи Бога в сердце и помни девиз свой: "Будь готов!"» [10]. После запрета скаутского движения он принял активное участие в создании пионерской организации. Неслучайно его удостоили почётного звания «Старший пионер республики». И. Н. Жуков считал, что не важно, как называется детская организация, главное наполнение её работы и реальные дела. Забайкальцами немало сделано для увековечивания имени своего земляка. На здании бывшего городского училища, где он работал педагог, установлена мемориальная доска. Усилиями И. В. Руденко собраны и опубликованы многочисленные педагогические статьи И. Н. Жукова [11-13]. В упомянутой книге по истории пионерской организации в Забайкалье ему посвящены статьи [14-16].
И. Н. Жуков до конца остался верен детям и работал в одной из московских школ учителем географии и пионервожатым, дети называли его «дядя Кеша». О назначении ему персональной пенсии ходатайствовала Н. К. Крупская. Он до сих пор остаётся наиболее значимой фигурой как теоретик и практик в российском детском движении [17-19]. В октябре 2022 г. в Чите состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Детское движение: история, современность, инновации», посвящённая памяти И. Н. Жукова. Конференция была инициирована Забайкальской краевой детской общественной организацией «Республика юных забайкальцев».
Вспомнят ли о его заветах на предстоящем съезде, или по-прежнему будем воспитывать юных ленинцев, юных соколов Жириновского и т. д. Правильно ли это? Как отмечено, детям предложено подумать о названии организации, атрибутах и т. д., но для этого надо знать историю развития детского движения в стране. Ведущая роль в этом деле за взрослыми, которые должны помочь ребятам сделать правильный выбор. Остаётся надеяться, чтобы 2022 г.,
KonstantinovA. V.
год 100-летия пионерии, стал переломным в развитии детского движения в стране. Мне бы хотелось, чтобы у новой организации сохранилось название «пионерская» (ведь со-
хранили основу советского гимна), а девиз скаутский - «Будь готов!» - «Всегда готов, за Россию!» и пусть прозвучит сигнал горна -«Слушайте все!».
Список литературы
1. Кудинов В. А., Ярмольчук А. В. История скаутского движения в России в XX веке. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2004. 163 с.
2. Алиева Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2002. 323 с.
3. Куприянов П. С., Соколова А. Д. Забыть и вспомнить: память о советском прошлом в современных исследованиях // Сибирские исторические исследования. 2021. № 4. С. 112-118.
4. Маслинская C. Г. Забыть, чтобы вспомнить (память о пионерах-героях в XXI в.) // Сибирские исторические исследования. 2021. № 4. С. 138-159.
5. Крайнов Т. Скауты в России // Отечественная история. 1993. № 5. С. 207-212.
6. Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение: Исторический очерк. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 1997. 393 с.
7. Все мы из страны пионерии. Чита: Читинская городская типография, 2022. 655 с.
8. Фалилеев В. Н. Педагогическая работа в 1-ой детской экспедиции ДальОНО // Вопросы просвещения на Дальнем Востоке. 1923. № 1. С. 100-121.
9. Константинов А. В., Федосеев А. Ю., Рафибеков Э. М. У истоков детского движения в Забайкалье: от скаутов к юнисам // Народное образование Забайкалья: история и опыт: сб. материалов науч. конф. Чита: Поиск: ЗабГПУ 2000. С. 91-97.
10. Жуков И. Н. Спутник сибирского скаута. Чита, 1921. 79 с.
11. Игра и детское движение: И. Н. Жуков - в помощь организаторам детского движения и педагогам: сборник / сост. И. В. Руденко. М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. 72 с.
12. Игра и детское движение / сост. и авт. вступ. ст. И. В. Руденко. Изд. 2-е, перераб. и доп. Тольятти, 2002. 20 с.
13. Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова / сост. и ред. И. В. Руденко. Тольятти: ТГУ, 2010. 161 с.
14. Руденко И. «Старший пионер» И. Н. Жуков - земляк забайкальцев // Все мы из страны пионерии. Чита: Читинская городская типография, 2022. С. 6-17.
15. Константинов А. «Будь готов!» - «Всегда готов! За Россию!» // Все мы из страны пионерии. Чита: Читинская городская типография, 2022. С. 18-25
16. Иманакова Е. Скульптор Жуков - певец «красногалстучного детства» // Все мы из страны пионерии. Чита: Читинская городская типография, 2022. С. 26-28
17. Руденко И. В. Традиции отечественного внешкольного воспитания в практике современного детского движения // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 14. С. 310-318.
18. Константинов А. В. Скауты и юнисы И. Н. Жукова // Гуманитарный вектор. 2009. № 1. С. 21-25.
19. Ефимова Е. А. «Игра в героических пионеров новой культуры»: утопия Иннокентия Жукова // Историко-педагогический журнал. 2018. № 1. С. 96-117.
Информация об авторе
Константинов Александр Васильевич, доктор исторических наук, профессор; Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: konstant1956@ mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-9509-0130.
Для цитирования
Константинов А. В. Прозвучит ли сигнал пионерского горна? // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 3. С. 155-162. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-3-155-162.
Статья поступила в редакцию 25.07.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2022; принята к публикации 30.08.2022.
References
1. Kudinov, V. A. History of the scout movement in Russia in the 20th century. M: Nat. Institute of Business, 2004. (In Rus.)
2. Alieva, L. V. Establishment the country's children's movement as a subject of educational space. Dr. sci. diss. Moscow, 2002. (In Rus.)
3. Kupriyanov, P. S., Sokolova, A. D. Forget and remember: the memory of the Soviet past in modern research. Siberian Historical Research, no. 4, p. 112-118, 2021. (In Rus.)
4. Maslinskaya, S. G. Forget to remember (the memory of pioneer heroes in the 21st century). Siberian Historical Research, no. 4, pp. 138-159, 2021. (In Rus.)
5. Krainov, T. Scouts in Russia. Russian History, no. 5, p. 207-212, 1993.
6. Kudryashov, Yu. V. Russian scout movement: Historical essay. Arkhangelsk: Pomor State University Publishing House, 1997. (In Rus.)
7. We are all from a country of pioneers. Chita: city printing house, 2022. (In Rus.)
8. Falileev, V. N. Pedagogical work in the 1st children's expedition DalONO. Questions of education in the Far East, no. 1, pp. 100-121, 1923. (In Rus.)
9. Konstantinov, A. V., Fedoseev A. Yu., Rafibekov, E. M. At the origins of the children's movement in Transbaikalia: from scouts to youths. Public education of Transbaikalia: history and experience: coll. Of scientific materials. conf. Chita: Search: Publishing House of ZabGPU, 2000: 91-97. (In Rus.)
10. Zhukov, I. N. Companion of the Siberian scout. Chita. 1921. (In Rus.)
11. Game and children's movement: I. N. Zhukov - to help the organizers of the children's movement and teachers: a collection / comp. by I. V. Rudenko. M.: NPTs TsS SPO (FDO), 1992. (In Rus.)
12. Game and children's movement / Author of the introductory article I. V. Rudenko. Ed. 2nd, revised and additional. Tolyatti, 2002. (In Rus.)
13. Pedagogical paradoxes of Innokenty Zhukov / comp. and ed. by I. V. Rudenko. Tolyatti: TSU, 2010. (In Rus.)
14. Rudenko, I. "Senior Pioneer" I. N. Zhukov, fellow countryman of the Transbaikalians. We are all from the country of the pioneers. Chita: City Printing House, 2022: 6-17. (In Rus.)
15. Konstantinov, A. "Be ready!" - "Always ready! For Russia!" We are all from a country of pioneers. Chita: City Printing House, 2022: 18-25. (In Rus.)
16. Imanakova, E. Sculptor Zhukov - the singer of "red-tie childhood". We are all from the country of the pioneers. Chita: city printing house, 2022: 26-28. (In Rus.)
17. Rudenko, I. V. Traditions of the country's out-of-school education in the practice of modern children's movement. Siberian Pedagogical Journal, no. 14, pp. 310-318, 2007. (In Rus.)
18. Konstantinov, A. V., I. N. Zhukov's Scouts and Yunis. Humanitarian vector, no. 1, pp. 21-25, 2009. (In Rus.)
19. Yefimova, E. A. "Playing the Heroic Pioneers of a New Culture": Innokenty Zhukov's Utopia. Historical and Pedagogical Journal, no. 1, pp. 96-117, 2018. (In Rus.)
Information about author
Konstantinov Alexander V., Doctor of History, Professor; Transbaikal State University; 30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-9509-0130.
For citation
Konstantinov A. V. Will the Pioneer Horn Sound? // Humanitarian Vector. 2022. Vol. 17, No. 3. PP. 155-162. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-3-155-162.
Received: July 25, 2022; approved after reviewing August 29, 2022; accepted for publication August 30, 2022.