УДК 725.1:78/79+72.023
Т.С. Баландина Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (Новосибирск)
«Прозрачные одежды» новосибирского концертного зала имени А.М. Каца и другие материалы в его отделке
Аннотация
Здание концертного зала им. А.М. Каца в г. Новосибирске являет собой пример удачного включения объекта нового строительства в сложившийся исторический ансамбль. Немалую роль в этом успехе играют использованные в оформлении фасадов отделочные материалы, в частности стеклянный фасад. Подход, заложенный во внешнем облике здания, находит логическое продолжение в его интерьерах.
Ключевые слова: архитектура, различные функции стекла, графика в камне
T.S. Balandina
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk) [email protected]
Transparent Facades of Novosibirsk A.M. Kats Concert Hall and Other Finishing Materials
Abstract
A.M. Kats Concert Hall in Novosibirsk is an example of good inclusion of a new object into existing historical ensemble. A significant role in this success is played by the decoration materials used in the decoration of the facades, in particular, the glass facade. A concept of the building exterior continues in the interior.
Key words: architecture, different functions of glass, stone graphic
В Новосибирске завершился грандиозный пятый «Транссибирский арт-фестиваль», концерты которого за двадцать дней посетило около 17 тысяч зрителей.
Только что завершившийся более чем успешный V Транссибирский фестиваль рождает желание дополнить ранее написанную статью [Баландина, 2015] и сказать еще несколько слов о здании концертного зала Новосибирской филармонии и его влиянии на восприятие окружающей среды.
Итак, нынешнее здание — продукт архитектурной реконструкции, вписанный в весьма малое пространство. И, казалось бы, ожидать от него чего-либо, кроме возможности «вписаться» в компактную окружающую среду, не следует. В фасаде здания появляется материал, уже столетиями используемый в строительстве — стекло. Но это стекло с новыми, современными свойствами: разнообразие размеров и форм, светопреломление и светопрозрачность, замечательный «зеркальный» эффект и т.д. С его применением вполне ординарное здание концертного зала и его уникальный сосед — памятник архитектуры Стоквартирный дом — буквально обретают новый образ. Вот об этом «чудодейственном» стекле и связанных с ним проектных решениях следует ска-
Новая Сибирь. 2018. 6 апреля (№ 14)
зать несколько слов.
Проект нового зала разработан ООО «Новоси-бирскградострой 2002», руководитель — Владимир Ермишкин. Зал — основная концертная и репетиционная площадка Новосибирской государственной филармонии, рассчитанная на 1080 зрителей. Общая площадь концертного зала — 21,5 тыс. кв. м, общая площадь фойе — 1080 кв. м, в том числе балкон — 115 кв. м.
Эксклюзивность концертному залу придают огромные стеклянные витражи фасада из гнутого голубого стекла (ил. 1а, б, 2а, б). Проектированием и изготовлением фасадного витража занималась компания Glassbel (г. Барселона, Испания), специализирующаяся на изготовлении стеклопакетов и архитектурного стекла. Компания очень серьезно отнеслась к будущим условиям эксплуатации уникальных стеклянных изделий. Так как размеры стеклянных пакетов составляли 5880 х 2100 мм, и потому нельзя было использовать закаленное стекло, были ужесточены все другие необходимые испыта-
ния уникальных стекол, в частности расчет вероятности термошока. Доказано, что она минимальна. Произведено успешное тестирование проектируемого образца реального максимального размера, подтвердившее правильность принятых решений. Для получения высоких энергосберегающих свойств применялось заполнение стеклопакетов аргоном и низкоэмиссионное внутреннее стекло в составе триплекса. С учетом места строительства испанская компания также ужесточила технологические параметры, таким образом расширив температурный интервал эксплуатации стекла в пределах -40—+30о С! Таким образом, витраж с изогнутым стеклопакетом, изготовленный в Барселоне и являющийся одним из крупнейших в мире, сегодня украшает концертный зал Новосибирской филармонии, придавая зданию уникальность и неповторимость.
Несколько слов о каменном декоре вестибюля. Прежде всего обращает на себя внимание лестница, занимающая центральное положение в интерьере фойе (ил. 3). Мажорностью ее образ обязан прекрасному облицовочному камню — лабрадориту,
одному из немногих обладающих уникальным свойством иризации (т.е. радужной окраской за счет светопреломления) и издавна любимому в России. Лабрадоритовая лестница выступает торжественным акцентом в остальной, преимущественно светлой цветовой гамме использованных пород: белые, кремовые мраморы, очень светлые белые и серые, граниты. Фактурная обработка — шлифование, полирование — подчеркивает декоративную выразительность этих пород (ил. 4, 5).
Еще один декоративный акцент вестибюля — витраж-портрет создателя филармонии — маэстро А.М. Каца — символ признания его имени любителями музыки (ил. 6).
Список литературы
1. Баландина Т.С. История использования природного камня в архитектурных объектах г. Новосибирска // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чт. памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад., 2015. — Т. X. — Ч. 2. — С. 98—106.
/
чо.
б
Ил. 1. Концертный зал им. А.М. Каца, г. Новосибирск: а — общий вид. б — стеклянный фасад — многообразие отражений. Снимки из архива кафедры строительного производства НГАХА
а
б
Ил. 2: Концертный зал им. А.М. Каца: а — город сквозь стеклянный витраж (начало Красного проспекта); б — за «окном» Стоквартирный дом. Снимки из архива кафедры строительного производства НГАХА
Ил. 3. Концертный зал им. А.М. Каца, главный лестничный марш вестибюля, лабрадорит. Снимок из архива кафедры строительного производства НГАХА
Ил. 4. Концертный зал им. А.М. Каца, фойе. Снимок из архива кафедры строительного производства НГАХА
Ил. 5. Концертный зал им. А.М. Каца, гардероб. Мраморная отделка стен, пол — светлый гранит. Снимок из архива
кафедры строительного производства НГАХА
Ил. 6. Маэстро А.М. Кац. Витраж-портрет. Снимок из архива кафедры строительного производства НГАХА