Научная статья на тему 'История использования природного камня в архитектурных объектах г. Новосибирска'

История использования природного камня в архитектурных объектах г. Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
571
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕНЬ В АРХИТЕКТУРЕ / НОВОСИБИРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Баландина Татьяна Сергеевна

Применение природного камня в архитектуре Новосибирска рассматривается на двух объектах: Новосибирском метрополитене 1980-1990-х гг. и Концертном зале им. А.М. Каца Новосибирской филармонии, в 2013 г. открывшемся после реконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Applying Natural Stone in Architectural Objects of Novosibirsk

The author of the article considers application of natural stone in Novosibirsk architecture on two examples: Novosibirsk subway of the 1980-s-1990-s and new Arnold Kats State Concert Hall of Novosibirsk Philharmonic Society which was opened after reconstruction in 2013

Текст научной работы на тему «История использования природного камня в архитектурных объектах г. Новосибирска»

Т.С. Баландина, г. Новосибирск

История использования природного камня в архитектурных объектах г. Новосибирска

Аннотация

Применение природного камня в архитектуре Новосибирска рассматривается на двух объектах: Новосибирском метрополитене 1980-1990-х гг. и Концертном зале им. А.М. Каца Новосибирской филармонии, в 2013 г. открывшемся после реконструкции.

Ключевые слова: камень в архитектуре, Новосибирский метрополитен.

И камни говорят...

А. Ферсман

Молодой, даже юный возраст нашего города и сами годы его формирования определили практическое отсутствие в нем сооружений, в которых использовался бы природный камень как декоративный отделочный материал. И вот в 1980-х гг. принимается решение о строительстве в Новосибирске (первом сибирском городе) метрополитена. 1981 г. — начало строительства, декабрь 1985 г. — пуск первой очереди, в декабре 2015 г. наше метро будет отмечать тридцатилетие.

Начало строительства, кажется, не оставляло равнодушным не одного настоящего новосибирца. Этот энтузиазм заряжал и гостей города. Каким бы кратковременным не был их визит в наш город, посещение строящихся станций метрополитена, казалось, было обязательным (рис. 1).

Хотелось бы подчеркнуть, что у нас в стране уже сложилась счастливая традиция использования природного камня (в отличие от зарубежного метростроительства) в городах, ранее Новосибирска обзаведшихся метро (Москва, Ленинград и т.д.). Эта традиция была подхвачена и в Новосибирске, несмотря на трудности того времени, прежде всего экономические. Первоначальным проектом предусматривалось применение гранитов, мраморов разных отечественных месторождений от Карельской АССР до Узбекской ССР (см. Приложение). На станции Карла Маркса был применен совсем «родной» мясокрасный мрамор Искитим-ского месторождения.

Конечно, за последние годы сильно изменилась ситуация и с добычей, и с доставкой камня. Все чаще среди поставщиков появляются иностранцы: финны, китайцы. Счастье, что город пока преодолевает эти сложности. Что касается «правильности» назначения породы камня с учетом условий эксплуатации той или иной облицовываемой конструкции, то в основном принимаемые решения были правильными. Я, пожалуй, назвала бы один неудачный опыт: неуютно и недолго жила наружная мраморная облицовка павильона станции «Речной вокзал». Постоянные колебательные воздействия от железнодорожного и автомобильного транспорта, агрессивная воздушная среда и, как результат, через два года эксплуатации плитка с павильона стала отлетать.

Судьба внутренней облицовки станций значительно более благополучна. Во-первых, грамотное назначение пород: полы — гранит, стены и колонны — мрамор. Во-вторых, строгие, даже аскетичные архитектурно-конструктивные решения многих станций при ограниченно-

сти высот и объемов благодаря камню приобретают определенную торжественность и парадность (рис. 27).

Камень в метро — не только рядовая облицовка, но и средство живописи. Станция «Студенческая» демонстрирует варианты «римской» (иначе «византийской») мозаики на темы, отвечающие названию станции. Саму живопись я бы отнесла к достаточно обыденной. Другое дело мозаики станции «Сибирская», заслуживающие особого внимания. Станция, наиболее технологически загруженная функцией пересадочной, получила уникальный декор в виде «флорентийских» мозаик, выполненных ленинградскими художниками. Это, во-первых, высокохудожественные «картины», а во-вторых, чрезвычайно интересное использование громадного разнообразия декоративного отечественного камня. Настоящая «малахитовая шкатулка»: чароит, лазурит, малахит, мрамор, габбро и еще много-много наименований.

Говоря о современном применении природного камня, нельзя не назвать Концертного зала им. А.М. Каца, совсем недавно открывшегося после реконструкции. Своей светлой, оптимистичной цветовой гаммой фойе прежде всего обязано каменному наряду. Обработан камень по самым совершенным современным технологиям, максимально «обнажающим» его декоративную суть: белый мрамор стен, светлые граниты пола и совершенно замечательный аккорд — черный иризирующий лабродорит на центральной лестнице фойе (рис. 3). Каменная облицовка зазвучала особенно гармонично благодаря открывшейся высоте помещения.

И в заключение невозможно не сказать слов похвалы не только камню, но и стеклу. Витражное стекло (кстати, приехавшее из Испании) главного фасада здания филармонии не только организует внутреннее пространство, но и гармонизирует окружающую среду, заставляя по-новому зазвучать во множестве отражений гордость города — 100-квартирный дом архитектора А.Д. Крячкова.

Приложение

ВЕДОМОСТЬ

потребности облицовочных материалов из природного камня (мрамора и гранита) для

отделки станций первой очереди Новосибирского метрополитена («Вокзальная», «Сибирская», «Красный проспект», «Пл. Ленина», «Октябрьская», «Речной вокзал», «Студенческая») 25.11.82 г. (из архива автора)

поставка 1983-1985 гг.

№ п/п Наименование материала, характеристика Количество, кв. м Месторождение

Станция «Пл. Ленина»

1 Плиты гранитные бучардированные, серый гранит 1100,00 Трикратненское

2 Проступи гранитные бучардированные, серый гранит 1800,00 Трикратненское

3 Гранит полированный плитный, красных оттенков 4000,00 «Возрождение» или Шальское

4 Мраморные полированные плиты, белые 3600,00 Коелга

Станция «Вокзальная»

1 Плиты гранитные бучардированные, серый гранит 500,00 Шавазсайское или Ак-Тау

7 Выражаю искреннюю благодарность заведующей Музеем истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина за подборку иллюстративного материала к статье.

№ п/п Наименование материала, характеристика Количество, кв. м Месторождение

2 Проступи гранитные бучардированные, гранит 500,00 Шавазсайское или Ак-Тау

3 Плиты гранитные полированные 2500,00 500,00 Шавазсайское или Ак-Тау «Возрождение» или Шальское

4 Плиты мраморные полированные 1500,00 1500,00 Газган Коелга

Станция «Студенческая»

1 Плиты гранитные бучардированные 500,00 Шавазсайское или Ак-Тау

2 Проступи гранитные бучардированные 600,00 Шавазсайское или Ак-Тау

3 Плиты гранитные полированные 200,00 2900,00 «Возрождение» или Шальское Шавазсайское или Ак-Тау

4 Плиты мраморные полированные 1200,00 500,00 2000,00 Мраморское Уфалей Кибик-Кордонское

Станция «Сибирская»

1 Плиты гранитные бучардированные, серый гранит 500,00 Трикратненское

2 Проступи гранитные бучардированные, красноватых оттенков 500,00 «Возрождение» или Шальское

3 Плиты гранитные полированные 2500,00 500,00 Трикратненское «Возрождение» или Шальское

4 Плиты мраморные полированные 1500,00 1500,00 Слюдянка голубого цвета) Уфалей

Станция «Красный проспект»

1 Плиты гранитные бучардированные 600,00 Сюскюянсаари

2 Проступи гранитные бучардированные 600,00 Сюскюянсаари

3 Плиты гранитные полированные 3000,00 2500,00 500,00 Сюскюянсаари «Возрождение» или Шальское Кутабское

4 Плиты мраморные полированные 2600,00 2000,00 Пуштулимское Коелга

Станция «Октябрьская»

1 Плиты гранитные бучардированные 500,00 «Возрождение» или Шальское

№ п/п Наименование материала, характеристика Количество, кв. м Месторождение

2 Проступи гранитные бучардированные 500,00 «Возрождение» или Шальское

3 Плиты гранитные полированные 600,00 900,00 2900,00 Сюскюянсаари Трикратненское «Возрождение» или Шальское

4 Плиты мраморные полированные 2000,00 1700,00 Буровщина Коелга

Станция «Речной вокзал»

1 Плиты гранитные бучардированные 600,00 «Возрождение» или Шальское

2 Проступи гранитные бучардированные 600,00 «Возрождение» или Шальское

3 Плиты гранитные полированные 1500,00 1500,00 Трикратненское «Возрождение» или Шальское

4 Плиты мраморные полированные 1500,00 1700,00 Кибик-Кордонское Коелга

ИТОГО по первой очереди:

1 Плит гранитных бучардированных 4300,00

2 Проступей гранитных бучардированных 5100,00

3 Плит гранитных полированных 2650,00

4 Плит мраморных полированных 24800,00

Рис. 1. Экскурсия французской делегации на строительство Новосибирского метрополитена

Рис. 2. Интерьеры станций Новосибирского метрополитена. Фотографии В. Степанова. URL: http://gelio.livejournal.com/: а) посадочные платформы и входные вестибюли: станции «Площадь К. Маркса», «Березовая роща», «Маршала Покрышкина»

б) детали посадочных платформ: станции «Площадь Гарина-Михайловского»,

«Площадь К. Маркса»

в) каменная мозаика на станции «Сибирская»

Рис. 3. Концертный зал им. А.М. Каца Новосибирской филармонии: экстерьер, интерьер второго и цокольного этажей. Фотографии В. Дмитриева. URL: www.x-1.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.