Научная статья на тему 'Прозелитизм в исламе'

Прозелитизм в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2877
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ПРОЗЕЛИТИЗМ / МИССИОНЕРСТВО / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ / КОРАН / ISLAM / PROSELYTISM / MISSIONARY / RELIGIOUS CONFLICTS / THE KORAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кимпаев С. К., Измайлова С. И.

В статье рассматриваются проблемы прозелитизма в исламе, а именно, как данный феномен отражён в Коране и законодательствах тех стран, большая часть населения которых исповедуют ислам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of proselytism in Islam, namely, as this phenomenon is reflected in the Koran and the laws of those countries, a large part of the population practice Islam.

Текст научной работы на тему «Прозелитизм в исламе»

СОЦИОЛОГИЯ ИСЛАМА

УДК 28-67

С.К. Кимпаев, С.И. Измайлова

Прозелитизм в исламе

Дагестанский государственный университет; kimpas1970@rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы прозелитизма в исламе, а именно, как данный феномен отражён в Коране и законодательствах тех стран, большая часть населения которых исповедуют ислам.

Ключевые слова: ислам, прозелитизм, миссионерство, межрелигиозные конфликты, Коран.

The article considers the problem of proselytism in Islam, namely, as this phenomenon is reflected in the Koran and the laws of those countries, a large part of the population practice Islam.

Keywords: Islam, proselytism, missionary, religious conflicts, the Koran.

Ислам как религиозное течение всегда сопровождался прозелитизмом. В качестве примеров можно вспомнить массовую исла-мизацию территорий, ныне составляющих периферийную зону ислама, в числе которых и северокавказский регион. Ислам, удивительно гармонично вписавшись в традиционные обычаи самых разных народов, значительно расширил ареал своего влияния, в том числе через встраивание в западноевропейский сегмент мировой цивилизации*. Данный феномен, с одной стороны, вызывает обеспокоенность у рядовых обывателей, ратующих за светский либеральный социальный порядок, с другой, западная ультралиберальная идеология также рассматривается многими как тупиковая. Особенно комичной выглядит зарегистрированная в разное время в Канаде и США Церковь марихуаны, чье вероучение и культ включали разведение марихуаны, ее выращивание и уход за растениями, распространение, почитание и поклонение ей. При этом устроители ссылались на пресловутое право на свободу религиозного вероисповедания. Нам же в этом диалоге

* Так, федеральная земля Гессен в Германии введет в 25 школах уроки ислама со следующего 2013-2014 учебного года. Вести уроки будут те учителя, которые уже работают в школах и на немецком языке. Как подчеркивают местные власти, основы ислама будут объяснять в контексте немецкой конституции, то есть первоклассникам из мусульманских семей вместе с основами их религии собираются прививать толерантность к исповедующим другие религии, а также убеждать их в

равноправии мужчин и женщин._________________________________

любопытным представляется факт прозелитизма в мусульманских общинах, позволяющий называтьэту общину одной из самых динамично развивающихся в мире.

Прозелитизм (от гречproselytos - принявший новую веру, новый и горячий приверженец, сторонник чего-либо) - это деятельность приверженцев определённой конфессии, преследующая цель обратить в свою веру лиц иного вероисповедания, первоначально - язычников в единобожие. В этом смысле первые сподвижники Мухаммеда также были прозелитами (неофитами). В отличие отмиссионерской проповеди, предполагающей «обращение к разуму человека», прозелитизм опирается на животные инстинкты, «будь то страх, желание выгоды и так далее»[12]. Именно поэтому (и здесь мы согласимся с Е.А. Тара-пановой) прозелитизм представляет серьезную угрозу межконфессио-нальной стабильности в целом, поскольку конфликты в этой сфере возникают зачастую именно «из-за переманивания или попыток переманивания верующих из одной религии в другую»,приводят к конкуренции за паству [13,с. 139].

Другим негативнымпоследствием прозелитизма является то, что что неофит зачастую становится фанатиком религии - «специфически направленной личностью» [15,с.48]. Именно среди новообращённых мусульман мы обнаруживаем самых активных поборников ислама. По мнению М.Я. Яхьяева, «специфически направленная личность... на определенной количественной ступени формирования фанатической убежденности может переходить в синдром сверхценной идеи реформаторства» как «ненормальная реакция на обычные, нормальные, некритические жизненные обстоятельства» [15,с.48] с последующим возможным углублением психического расстройства. Выделение группы фанатично настроенных, жаждущих религиозной реформации граждан на всём мусульманском постсоветском пространстве и способствовало расколу общества по принципу «традиционалист - ваххабит». Причём к последним причисляют любого, кто отличается своей религиозной практикой.

Следует отметить, что в последнее время ряд религиоведов [10,11] предлагает разделить понятия прозелитизм и религиозная конверсия. В отличие от прозелитизма, который выражается в религиозной мобильности верующих внутри одной религии, религиозная конверсия -это полный выход из религиозной общины. Религиозная конверсия предполагает перемену религиозной идентичности через отказ верующего от исходной принадлежности к наиболее распространённой автохтонной религии и обращение в религию инокультурного происхождения. Мы же в своих исследованиях не разделяем эти понятия и в категориальном плане применяем понятие прозелитизм, поскольку

считаем, что любой выход за пределы своей религиозной общины предполагает экзистенциальные отличия от предыдущей религиозной практики, и потому нет существенного значения, вышел ли неофит из конфессии полностью или остался в её русле, но уже в качестве представителя иного её направления.

Весьма показательны примеры прозелитизма,связанного не только со сменой культурологического «облика» целых регионов, но и с сопутствующими этому экономическими издержками у местных народов, кризисом власти, закладыванием этнокультурной «бомбы» на отдалённую перспективу и т. д.Например, христианизация Индии, которая, по мнению Н.Б. Дёмченко, «не только не привела к обещанному решению проблемы кастового неравенства, но и способствовала ещё большему расслоению населения (теперь и по религиозному признаку), и уничтожению самобытной культуры, а также стала причиной многочисленных межконфессиональных конфликтов между христианской и индуистской общинами страны, продолжающихся до сих пор» [2,с. 10].

Сама возможность прозелитизма зависит от характера религии. Так, например, то же христианство, распространяемое в Индии, а в последующем и ислам (в северных провинциях Индостана, вошедших в последующем в Пакистан) и сегодня активно поддерживают «положительное сальдо» прозелитизма, всячески ему способствуя. И в то же время традиционные религии Востока (буддизм и т. д.) ограниченно допускают её преимущественно в форме религиозного синкретизма. А представители так называемых этноцентрических религий(иудаисты, друзы, зороастрийцы, йезиды и др.) не приемлют, не одобряют прозелитизм вообще.

Несомненно, в любой религиозной системе этические нормы не поддерживают попытки принуждения адептов к смене религиозной идентичности. Ислам в этом отношении не является исключени-ем.«Нет принуждения в религии», - гласит аят 256 суры 1 (далее -

а.256,с.1). Коран оставляет за человеком право внутреннего осознанного выбора: «Кто хочет, тот уверует (в Него) / Кто хочет, тот останется неверным» (а. 29,с.18). А далее данное положение раскрывается через суру 95 Корана: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу, воспримет его тот, кто страшится, и уклонится от него самый несчастный». При этом сам религиозный выбор немыслим без «отчуждения человеческой сущности» (здесь мы пользуемся терминологией Л.Фейербаха), а по Корану, «отчуждение» сопровождается принятием знания, смысл которого может быть даже до конца не ясен непосвящённому, но требующего покорной терпеливости вплоть до раскрытия самого замысла вещей: «И Я тогда вам сообщу, / Всю

(суть) того, что вы творили» (а. 15,с. 18). По этому поводу в суре 31 упоминается притча об убийстве путником молодого человека в присутствии Мусы, чем вызвал у последнего замешательство. Однако по завершении пути содеянное объясняется тем, что молодой человек нёс в себе опасность правоверным родителям, и «.. .мы хотели, чтоб Г ос-подь их / Дал им взамен другого (сына)» (а. 81 ,с. 18).

При этом Коран прямо не выделяет в отдельные категории тех, кто находится в лоне ислама, но переходит в иное религиозно-правовое течение, и тех, кто относится к категории «неверующие из людей Писания и многобожников»*. Причём под многобожниками понимаются не только язычники, поклоняющиеся целому пантеону богов, но и те, кто «приобщает сотоварищей» к Всевышнему, возвышают на Его уровень духов (джиннов). Коран объединяет в категорию неверующих и растолковывает в суре 109 аль-Кафирун (Неверующие) как тех, кто не признаёт Аллаха, так и тех, кто совершает религиозные ритуалы иначе, чем это предписано: «Скажи: «О неверующие! /Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы,/ а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я./Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы),/а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я)./ У вас есть ваша религия, а у меня -моя!».

Исходя из этого, любое отклонение даже в религиозных ритуалах может трактоваться как выход за пределы традиционного понимания религии. Как в случае, приведённом в одном из интервью, когда некие дагестанцы, прибывшие в Ингушетию по делам, зашли в местную мечеть помолиться. Произнося молитву, они поднимали руки кверху и были приняты местными прихожанами за ваххабитов, поскольку ингуши подобное у себя не практикуют [1].

Примечательно, что в Сунне отражается понимание опасности самой миссионерской деятельности и даётся упоминание о прозелитизме. По одной из версий, когда Мухаммед и Хадиджа молились, маленький Али увидел это и спросил: «Что вы делаете?» Пророк призвал его к вере в Аллаха и попросил сохранить весь разговор в тайне, не желая раньше времени распространять сведения о новой вере. Нечто подобное можно обнаружить и в Коране. В частности, в суре 18 записано: «..пошлите в город одного из вас / С деньгами, что при вас (остались) / Но чтобы вел себя он скромно / Иникому о вас не сообщал. / Ведь если обнаружат они вас, / То забросают вас камнями / Или принудят веру их принять, - / Тогда вам никогда не знать Господней бла-

* Данное упоминание атеистов и многобожников можно встретить, к примеру, в

аяте 1, суры 98 аль-Баййина (Ясное знамение) Корана._________

годати». Не менее осторожны суры и в вопросах взаимоотношений между родителями и детьми - новообращёнными мусульманами. Религия не требует ухода из семьи по признаку религиозных разногласий, как это делают некоторые секты:«Но если они (родители. - К.С.) будут добиваться, / Чтобы ты Мне соучастников придал, / О чём тебе (из Откровений) неизвестно, / Не повинуйся им, / Но соучаствуй с ними в добром в этом мире» (а.15,с.31).

В то же время существует система предупреждений для удерживания мусульманина в пределах своей конфессии. Как, например, сура 20 «Та-ха»: «Пусть не отворачивает тебя от Него тот, кто не верует в Него и потакает своим желаниям, а не то ты погибнешь» (а.16), «будет наказание для тех, / Кто Его ложью наречёт и отвернётся» (а. 48). В Коране неверующие называются самыми несчастными из всех людей, причём таковыми (неверующими) считаются не только те, кто так и не принял ислам, но и те, кто отрицают Судный День, божественные знамения, а также «те, которые усердствуют против знамений... Пытаясь (всеми силами) ослабить их» (а.5,с.34). За всеми этими деяниями следует не только традиционное для монотеистической религии попадание в ад, но и наказание в виде забвения, прижизненных материальных тягот и т. д.

Понимая, какую опасность для общества представляет прозелитизм, в разные времена разные социальные системы пытались по-своему решить эту проблему. Например, в Российской империи в «Уложении о наказании» предусматривались исключительные права православного миссионерства и система наказаний за прозелитизм. Уголовное наказание наступало за отвлечение и совращение людей из православной в другую веру, из нехристианской в христианскую, воспрепятствование воспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей, расколов и т. д. В современный период к постоянным систематическим нарушителям религиозных свобод относят большей частью мусульманские государства: Саудовскую Аравию, Пакистан, Афганистан, Иран. В этом же списке есть и Китай с Северной Кореей, однако здесь это связано больше с антирелигиозной идеологией самого государства в целом, поскольку эти страны являются коммунистическими.

Во многих странах предупредить прозелитизм стремятся законодательно. В Исламской Республике Иран запрещается переход из одной религии в другую, что приравнивается к государственной измене и может служить основанием даже для вынесения смертного приговора. В апреле 2010 г. к ст. 19Конституции Исламской Республики Пакистан была принята 18-я поправка,по которой должность Премьер-министра доступна лишь для мусульманина. В этой же стране каждый мусульманин обязан в своем заявлении на получение паспорта торжественно заявить, что он не признает «никого, кто провозглашает себя пророком в любом смысле слова и в любом понимании, после Му-

хаммеда (мир ему) и не признает мусульманином никого, кто провозглашает себя пророком или религиозным реформатором», и он счита-ет«Мирзу Г улама Ахмада Кадиани самозваным наби, а его последователей, принадлежащих к лахорской или кадианитской группе, нему-сульманами».

На Мальдивских островах немусульмане не могут получить мальдивское гражданство согласно ст. 2Закона о гражданстве. 19 ноября 2007 г. здесь была принята поправка к Конституции страны, предусматривающая требования ко всем гражданам Мальдивских Островов быть мусульманами. То же можно обнаружить и в Саудовской Аравии, кроме того, в стране разрешена лишь деятельность мечетей* [3]. Примечательно, что в Коране допускаются столь жёсткие меры по преодолению прозелитизма. В частности, в суре 71 упоминается обращение Нуха к Всевышнему: «О мой Господь! / Не сохрани на сей земле / Ни одного неверного под кровом. /Коль Ты оставишь хоть кого-нибудь из них, / Они в Твоих служителях посеют смуту, / И никого не смогут породить, / Кроме неверных и распутных».

В Северной Африке государства также стремятся сохранить свой этноконфессиональный облик, однако причина там несколько иная, и связана, по наблюдениям экспертов, с так называемым «христианским бумом» - по данным на 2008 год, в христианство там перешло 5 млн мусульман. Сегодня достаточно сложно выявить достоверные цифры перехода из мусульманства в иную конфессию и, наоборот, перехода в мусульманство, поскольку подобные сведения могут носить идеологический характер и зачастую преувеличиваются. К примеру, в послереволюционном Египте на рынке вакансий, особенно в социальной сфере, интересуются не только именем соискателя, но и именами близких родственников, и если в них не упоминается Мухаммед, тогда их идентифицируют как христиани и могут отказать в приёме на работу. В Алжире в марте 2006 г. был принят закон, по которому виновные в прозелитизме подвергаются наказанию в административном и уголовном порядке, лишением свободы на срок от 2 до 5 лет или штрафом от полумиллиона до миллиона динар /от (50 тыс. долл. до 100 тыс. долл. США) [9].

Однако нельзя сказать, что столь жёсткие меры характерны только для мусульманских государств. Так, например, мусульмане не могут получить гражданство в Японии, продолжительное время находиться на её территории, там нет ни одного посольства из арабских стран, а мусульманский прозелитизм уголовно наказуем. В Швейцарии для

* Например, в марте 2009 года три индийца-христианина были задержаны после проведения частного религиозного собрания в Восточной провинции, во время которого была совершена облава сотрудниками Комиссии по поощрению добродетели и предотвращению греха. Эти сотрудники, как сообщается, конфисковали религиозные материалы. Трех задержанных индийцев-христиан отпустили через несколько дней.

получения гражданства, необходимо пройти местный референдум, и чаще всего отказывают именно мусульманам. В Турции официально запрещено ношение хиджабов в учебных заведениях. И таких примеров достаточно много.

И всё же наиболее болезненно воспринимается нами обстановка в сфере прозелитизма на мусульманском постсоветском пространстве, которая рассматривается в качестве каузального дестабилизирующего фактора. В бывших среднеазиатских республиках, как и в Дагестане, линия разногласий проходит между так называемыми традиционалистами и исламскими фундаменталистами. Причём методы пропаганды применяются самые разные, не только через традиционные видео- иа-удионосители или агитацию среди друзей и родственников. В Киргизии практикуется открытая пропаганда в общественных местах, как, например, во время бесплатной раздачи плова и подарков для детей 10 января 2006 г. на праздник «Курбан айта» в г. Ош, или проведение лотереи на розыгрыш автомобиля (29 декабря 2007 г.), которые организовывались членами запрещённой в республике экстремистской организацией Хиз бут-Тахрир и завершились массовыми беспорядками в городе. Ещё одним характерным эпизодом является захват строящейся мечети в г. Оше лидером дааватистов «Таблиг жамаат» с 50 соратниками, который провозгласил себя её имамом хатибом. В результате муфтию Кыргызстана лишь оставалось подтвердить данный статус [5,с.140-141].

Повышенная активность религиозных организаций вынудила правительство Кыргызстана издать в 2008 году в новой редакции закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР». В нём в п.4 ст. 5 введено понятие «прозелитизм» для установления запрета на «настойчивые действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие». Главным недостатком этого документа является то, что в нём никак не растолковывается само понятие «настойчивости» и потому его интерпретация сугубо субъективна, хотя именно за «настойчивость» лица, виновные в обращении в другую веру, несут ответственность [4,с.54].

В Азербайджане 30 июня 2009 г. Милли Меджлис республики утвердил поправки к Закону о свободе вероисповедания. Статья 21 гласит, что «исламские религиозные обряды и церемонии должны проводиться только гражданами Азербайджанской Республики, получившими образование в Азербайджанской Республике». Однако самыми жёсткими законами о религии на всём постсоветском пространстве являются законы, принятые в Узбекистане и Туркменистане. Правительства Туркменистана и Узбекистана в целом не вмешиваются в религиозную практику верующих, осуществляемую в официально разрешенных мечетях, и декларируют в статьях Конституции свободу вероисповедания, однако на практике эти свободы распространяются лишь на зарегистрированные религиозные организации. Для регист-

рации религиозная организация в Узбекистане должна передать в местное отделение Минюста список по крайней мере, 100 своих членов, а в Туркменистане - 500 (для сравнения в соседнем Казахстане - 10 чел.) в каждой местности, где регистрируется организация. В результате здесь функционируют только мусульманская суннитская религиозная организация и православная церковь, все остальные преследуются государством [14,с.31].

В Узбекистане Закон запрещает религиозным группам подготовку религиозных деятелей, если отсутствует зарегистрированный центральный административный орган. Подобная регистрация возможна, если религиозная группа имеет представительства в 8 из 13 областей республики, что достаточно затруднительно для большинства религиозных меньшинств. В обоих государствах Закон допускает религиозное обучение только в официально разрешенных религиозных школах, где работают утвержденные государством преподаватели, запрещает частное религиозное обучение, прозелитизм и преподавание религиозных дисциплин в средних школах, а также отправление религиозных ритуалов в незарегистрированных религиозных организациях, не разрешает ношение «культовой одежды» в общественных местах всем, кроме тех, кто «служит в религиозных организациях».

В Туркменистане сегодня действует единственное богословское учебное заведение, которое ежегодно выпускает лишь 15 богословов. И даже те религиозные организации, которые соблюдают все нормативные предписания,находятся под пристальным контролем государства. Так, известен случай, когда в Узбекистане 3 января 2010 года должностные лица прервали проходившее в частном доме в Янгиюль-ском районе Ташкентской области празднование Рождества членами зарегистрированной протестантской церкви Полного Евангелия. Должностные лица рассудили, что, хотя церковь зарегистрирована в этом районе, собрание не было зафиксировано в селе, где состоялось празднование. За нарушение действующего законодательства УК Узбекистана предусматривает санкции от высоких штрафов до тюремного срока от 3 до 20 лет [8].

Для сравнения, в Казахстане максимальный штраф за руководство незарегистрированной религиозной организацией - $ 973. Казахстан более либерален. Здесь ДУМ не только является основным координатором паломнических поездок, но и предоставляет разрешение туристическим агентствам на оказание услуг гражданам в совершении хаджа, чего нет в Дагестане.

Для нас очевидно, что межконфессиональные отношения на мусульманском постсоветском пространстве, проецируемые расколовшейся мусульманской религиозной организацией, проходят начальный этап своего развития - стадию вражды и взаимных обвинений в нарушении религиозных канонов. Если следовать логике А.К.Погасия, показавшего на примере протестантизма, православия и лютеранства

этапы развития межрелигиозных отношений, можно предположить, что следующим в этих сложных исторических перипетиях станет этап поиска точек соприкосновения, возможный при широком распространении идей новой религии в обособившихся больших социальных группах. И завершающим этапом станет, следуя всё той же логи-ке,наступление стадии «понимания и даже сотрудничества» [7,с. 110].

Потому, как нам представляется, урегулирование межконфес-сионального спора и взаимных обвинений в прозелитизме даже внутри единой мусульманской религиозной организации, а также нивелирование острых моментов этого процесса в пределах конкретного общества возможны двумя способами. C одной стороны, это попытки сдержать распространение прозелитизма, увеличение числа его сторонников, и преодоления религиозной гетерогенности общества. C другой, при упущенных возможностях, по прошествии длительного времени и развития самого богословского знания, способного «подкрепить» веру адептов, необходимы социализация и встраивание новой религиозной общины в социальную систему. Последний вариант, если учитывать обстановку в Дагестане, более вероятен.

Литература

1. Войны в Дагестане не будет». Юнус-Бек Евкуров - «Черновику» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ingushetia.m/m-news/archive s/017227. shtm l

2. Дёмченко Н.Б. Взгляды ЖюляМоншанена как попытка инкульту-рации христианства в Индии // Религиоведение. - 2010. - № 3.

3. Доклад Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Гиту Муйгаи / Генеральная Ассамблея ООН. 15-я сессия Совета по правам человека.12.07.2010 //http://www2.ohchr.Org/english/bodies/hrcouncil/docs/15session/A.HRC.1 5.53 ru.pdf

4. Кабак Д., Эсенгельдиев А. Свобода вероисповедания в Кыргызской Республике: обзор правового обеспечения и практики. - Бишкек: Общественный фонд «Открытая позиция», 2011.

5. Козукулов Т.А. Современные проблемы религиозно-политической жизни на юге Кыргызстана // Религиоведение. - 2009. - № 1.

6. Коран / пер. смыслов и коммент. И. Пороховой. - М., 1999.

7. Погасий А.К. Религиозные разделения и межконфессиональные понимания // Религиоведение. - 2009. - № 2.

8. Ситуация со свободой вероисповедания в Узбекистане. //http://www.fergananews.com/article.php?id=6807

9. Свобода вероисповедания и прозелитизм на севере Африки //http://www.rodon.org/relig-080701123419

10. Сосковец Л.И.Религия и церковь в постсоветское время: тенденции и противоречия // Известия Томского политехнического. - Томск, 2003.

11. Смирнов М.Ю. О религиоведении,религии и религиозности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2008. -Т.9,№ 2.

12. Религиозные лидеры России высказались о разнице между проповедью и прозелитизмом //http://www.religare.rU/2 30826.html

13. Тарапанова Е.А. Проблема взаимоотношений религий в цивилизационном развитии народов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 5.

14. Трещины в мраморе: нестабильная диктатура Туркменистана /

Доклад МГПК по Азии № 44. Ош-Брюссель. 2003. //

http://www.crisisgroup.org/~/media/Files/asia^entral-asia/Russian%20translations/044%20%20Cracks%20in%20the%20Marble %20%20Turkmenistans%20%20Russian%20044

15. Яхьяев М.Я. Фанатизм и терроризм: общее и особенное // Исла-моведение. - 2010. - № 4.

Поступила в редакцию 17 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.