Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ'

ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕПРИВАЦИЯ / ANXIETY / EMOTIONAL STATE / DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Светлана Алексеевна, Верхотурова Наталья Юрьевна, Сигида Евгений Антонович, Лукьянова Инна Евгеньевна, Утенкова Светлана Николаевна

В статье рассматривается проявление тревожности в эмоциональной сфере учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Предметом нашего исследования стал ряд структурных компонентов состояния тревожности у различных гендерных групп - девочек и мальчиков 7-8-летнего возраста, обучавшихся в школе - интернате для детей с нарушениями развития и имевших диагноз «задержка психического развития церебрально - органического генеза». В качестве темы исследования была избрана тревожность, являющаяся серьезной проблемой в деле обучения и воспитания, и особенности ее проявления у ребенка с ЗПР. Методом исследования был избран психологический рисуночный тест М. А. Панфиловой, с помощью которого выявлялись изучаемые характеристики предмета нашего исследования. Целевой установкой исследования стало изучение особенностей и глубины тревожности как важного аспекта психического состояния детей, дифференциация и сравнение ее показателей у различных гендерных групп, что в дальнейшем должно стать основой для разработки средств и методов коррекционного воздействия на эмоциональное состояние испытуемых. В результате нашей работы были выявлены наиболее информативные параметры тревожности; ими оказались величина рисунка и особенности его штриховки, которые можно рекомендовать психологам в диагностике тревожности как мальчиков, так и девочек 7-8-летнего возраста, имеющих задержку психического развития. В качестве заключения констатируется, что глубина состояния тревожности является важным компонентом наличия социальной депривации изучаемого контингента детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Светлана Алексеевна, Верхотурова Наталья Юрьевна, Сигида Евгений Антонович, Лукьянова Инна Евгеньевна, Утенкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF ANXIETY IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT UNDER THE CONDITIONS OF SOCIAL DEPRIVATION

The article discusses the manifestation of anxiety in the emotional sphere of primary school children with disorders of psychological development (DPD). The scope of the study includes a number of structural components of the state of anxiety in different gender groups - girls and boys of 7-8 years of age, who learn at a boarding school for children with developmental disabilities and have a diagnosis of “mental retardation of cerebral - organic genesis”. Anxiety and the peculiarities of its manifestation in a child with DPD, which is a serious problem of education and upbringing, were chosen as the object of research. The graphic test of M. A. Panfilova was chosen as a research method for the study of the object under investigation. The goal of the study was to explore the characteristics and degree of anxiety as an important aspect of the psychological state of the children and to differentiate and compare its indicators in different gender groups, which should become a basis for the development of the means and methods of rehabilitative intervention in the future. As a result of the work, the authors have identified the most informative parameters of anxiety. They turned out to be the size of the pattern drawn and the kind of its hatching, which can be recommended to psychologists in the diagnostics of anxiety of both boys and girls of 7-8 years of age with disorders of psychological development. By way of conclusion it is stated that the degree of anxiety is an important component indicating the presence of social deprivation of the group of children under study.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ»

УДК 376.4 ББК Ч456

DOI 10.26170/sp20-02-03 ГСНТИ14.29.23 Код ВАК 13.00.03

С. А. Дмитриева S. A. Dmitrieva

Мытищи, Россия Mytishchi, Russia

Н. Ю. Верхотурова N. Yu. Verkhoturova

Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia

Е. А. Сигида E. A. Sigida

И. Е. Лукьянова I. E. Luk'yanova

С. Н. Утенкова S. N. Utenkova

Москва, Россия Moscow, Russia

ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ

деприваЦии

Аннотация. В статье рассматривается проявление тревожности в эмоциональной сфере учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Предметом нашего исследования стал ряд структурных компонентов состояния тревожности у различных гендер-ных групп — девочек и мальчиков 7—8-летнего возраста, обучавшихся в школе-интернате для детей с нарушениями развития и имевших диагноз «задержка психического развития церебрально-органического гене-за». В качестве темы исследования была избрана тревожность, являющаяся серьезной проблемой в деле обучения и воспитания, и особенности ее проявления у ребенка с ЗПР. Методом исследования был избран психологический рисуночный тест М. А. Панфиловой, с помощью которого выявлялись изучаемые характеристики предмета нашего исследования. Целевой установкой исследования стало изучение особенностей и глубины тревожности как важного аспекта психического состояния детей, дифференциация и сравнение ее показателей у различных гендерных групп, что в дальнейшем должно стать основой для разработки средств и методов коррекционного воздействия на эмоциональное состояние испытуе-

MANIFESTATION OF ANXIETY IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH DISORDERS

OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT UNDER THE CONDITIONS OF SOCIAL DEPRIVATION

Abstract. The article discusses the manifestation of anxiety in the emotional sphere of primary school children with disorders of psychological development (DPD). The scope of the study includes a number of structural components of the state of anxiety in different gender groups — girls and boys of 7-8 years of age, who learn at a boarding school for children with developmental disabilities and have a diagnosis of "mental retardation of cerebral-organic genesis". Anxiety and the peculiarities of its manifestation in a child with DPD, which is a serious problem of education and upbringing, were chosen as the object of research. The graphic test of M. A. Panfilova was chosen as a research method for the study of the object under investigation. The goal of the study was to explore the characteristics and degree of anxiety as an important aspect of the psychological state of the children and to differentiate and compare its indicators in different gender groups, which should become a basis for the development of the means and methods of rehabilitative intervention in the future. As a result of the work, the authors have identified the most informative parameters of anxiety. They turned out to be the size

мых. В результате нашей работы были выявлены наиболее информативные параметры тревожности; ими оказались величина рисунка и особенности его штриховки, которые можно рекомендовать психологам в диагностике тревожности как мальчиков, так и девочек 7—8-летнего возраста, имеющих задержку психического развития. В качестве заключения констатируется, что глубина состояния тревожности является важным компонентом наличия социальной деприва-ции изучаемого контингента детей.

Ключевые слова: тревожность; эмоциональное состояние; депривация.

Сведения об авторе: Дмитриева Светлана Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: внештатный научный сотрудник Международной лаборатории по сопровождению детей с ОВЗ; кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии, Московский государственный областной университет.

Контактная информация: 141014, Росс

E-mail: dmitrieva.72@mail.ru.

of the pattern drawn and the kind of its hatching, which can be recommended to psychologists in the diagnostics of anxiety of both boys and girls of 7-8 years of age with disorders of psychological development. By way of conclusion it is stated that the degree of anxiety is an important component indicating the presence of social deprivation of the group of children under study.

Keywords: anxiety; emotional state; deprivation.

About the author: Dmitrieva Svetlana Alekseevna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Freelance Researcher at the International Laboratory for the Support for Children with Disabilities; Department of Clinical Foundations of Defectology and Special Psychology, Moscow State Regional University. i, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24.

Сведения об авторе: Верхотурова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: внештатный научный сотрудник Международной научно-практической лаборатории по сопровождению детей с ОВЗ, Московский государственный областной университет; кафедра специальной психологии, Красноярский

About the author: Verkhoturova Natal'ya Yur'evna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Freelance researcher at the International Laboratory for the Support for Children with Disabilities, Moscow State Regional University; Department of Special Psychology, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after Astafyev.

государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Контактная информация: 660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89. E-mail: verhotyrovs@mail.ru.

Сведения об авторе: Сигида Евгений Антонович, доктор медицинских наук, профессор.

Место работы: кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии; Международная научно-практическая лаборатория по сопровождению детей с ОВЗ, Московский государственный областной университет.

About the author: Sigida Evgeniy Antonovich, Doctor of Medicine, Professor.

Place of employment: Department of Clinical Foundations of Defectology and Special Psychology; International Laboratory for the Support for Children with Disabilities, Moscow State Regional University.

Контактная информация: 141014, Россия, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24. E-mail: kaf-kod@mgou.ru.

About the author: Luk'yanova Inna Evgen'evna, Doctor of Medicine, Professor.

Сведения об авторе: Лукьянова Инна Евгеньевна, доктор медицинских наук, профессор.

Место работы: кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии; Международная научно-практическая лаборатория по сопровождению детей с ОВЗ, Московский государственный областной университет.

Контактная информация: 141014, Россия, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24, E-mail: kaf-kod@mgou.ru.

Place of employment: Department of Clinical Foundations of Defectology and Special Psychology; International Laboratory for the Support for Children with Disabilities, Moscow State Regional University .

Сведения об авторе: Утенкова Светлана Николаевна, кандидат биологических наук, доцент.

Место работы: кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии; Международная научно-практическая лаборатория по сопровождению детей с ОВЗ, Московский государственный областной университет.

Контактная информация: 141014, Россия, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24, E-mail: kaf-kod@mgou.ru.

About the author: Utenkova Svetlana Nikolaevna, Candidate of Biology, Associate Professor.

Place of employment: Department of Clinical Foundations of Defectology and Special Psychology; International Laboratory for the Support for Children with Disabilities, Moscow State Regional University.

Как известно, эмоциональная сфера характеризуется такими компонентами, как душевное состояние личности, стрессоустойчивость к проявлениям тревожности, рефлексия, поведенческие реакции, продуктивность жизнедеятельности, ответы на вызовы окружающей среды, эмоциональное реагирование, работоспособность и пр. [7; 11; 15; 2; 3; 21].

Дети с различными отклонениями развития по своей природе, к сожалению, имеют широкую гамму нарушений эмоциональной сферы, что мешает их адекватной социализации [19; 18; 9].

Актуальность нашей работы подчеркивается важностью и необ-

© Дмитриева С.

Лукьянова И.

ходимостью социальной адаптации учащихся с задержкой психического развития, формированием у них жизненно важных компонентов развития, таких как эмоциональная устойчивость, адекватное реагирование на замечания, восприимчивость, социальная ответственность и др. Такие дети, как правило, имеют значительные трудности при выполнении различных заданий, проявляющиеся в нарушении темпа выполнения действий, процессов анализа и синтеза, недостаточности регуляции и контроля со стороны эмоциональной сферы [10].

Эмоциональное состояние таких детей подвержено разнообразным . А., Верхотурова Н. Ю., Сигида Е. А., Е., Утенкова С. Н., 2020

негативным воздействиям со стороны окружающей среды, в результате чего у них наблюдаются эмоциональная неустойчивость, лабильность, низкий уровень самоконтроля, неуравновешенность и другие сим-птомокомплексы [17; 18; 20; 4; 5].

В нашем исследовании изучалось состояние тревожности как один из показателей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза (по данным ПМПК) на примере учащихся первого класса школы-интерната для детей в возрасте 7—8 лет. В исследовании участвовало 11 мальчиков и 7 девочек.

Целью нашего исследования стало изучение проявлений эмоциональной сферы ребенка — тревожности, ее глубины и характерных особенностей, что в дальнейшем предполагало построение пси-хокоррекционной работы по ее устранению, сглаживанию и в целом улучшению эмоционального состояния данного контингента испытуемых.

Для выявления различных проявлений тревожности мы использо-

вали такие проективные методики, как «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Незаконченные предложения», методику М. А. Панфиловой «Кактус» [12; 13], показатели которой рассматриваются в данной статье. С помощью данной методики можно выявлять различные эмоциональные состояния, влияющие на тревожность: глубину, особенности агрессивности поведения, экстравертность, интровертность, защищенность, одиночество, самостоятельность, эгоцентризм, импульсивность, вспыльчивость, скрытность, осторожность, демонстративность, зависимость, неуверенность, оптимизм, дружелюбие, открытость, эмоциональный комфорт, потребность в любви, заботе и поддержке. Мы изучали только ряд параметров, представленных в таблице.

Дети на обычном листе бумаги А4 изображали растение «кактус» так, как представляли его, после чего исследователем анализировались различные параметры рисунков, характеризующие состояние эмоциональной сферы, как показатели их тревожности.

Таблица1

Итоговые показатели применения проективной методики «Кактус» у исследуемых групп детей, %

Группы Наличие Линии Крупный Маленький Цвета, Дикий

иголок нажима рисунок рисунок штриховка кактус

Девочки 28,6 42,9 0 100,0 71,0 28,6

(2 чел.) (3 чел) (7 чел.) (5 чел.) (2 чел.)

Мальчики 45,5 63,6 18,2 72,8 81,9 63,6

(5 чел.) (7 чел.) (2 чел.) (8 чел.) (9 чел.) (7 чел.)

При обработке результатов исследования анализу были подвергнуты различные характеристики рисунков в соответствии с рекомендациями разработчиков проективных методов [13; 1; 19]:

- размещение на листе бумаги;

- размер рисунка;

- характеристики линий;

- сила нажима на карандаш. Принималась во внимание также дополнительная информация в виде ответов на уточняющие вопросы экспериментатора, которые иногда задавались детям для уточнения глубины симптомокомплек-сов и рефлексии ребенка в период рисования «кактуса» и выявления их эмоционального состояния, в частности, тревожности в данный момент:

- кактус у тебя домашний или дикий?

- можно ли прикоснуться к нему?

- нравится ли этому кактусу, когда за ним ухаживают, например, поливают, удобряют?

- каким станет твой кактус, когда подрастет?

В процессе реализации процедуры обследования мы также осуществляли наблюдение за детьми. Фиксировалось их внешнее поведение, высказывания и эмоциональные реакции.

Метод М. А. Панфиловой не регламентирует точное время для создания рисунка, но период рисования не должен превышать 30 минут. Методика допускает рисование черно-белого или цветного изображения.

Анализируя результаты исследования, представленные в таблице, можно увидеть, что в работах обеих групп испытуемых выражено большинство параметров, свидетельствующих о наличии тревожности как у мальчиков, так и у девочек младшего школьного возраста с задержкой психического развития. У большинства испытуемых получался рисунок маленького размера, выполненный в темной цветовой гамме линией, получающейся при сильном нажиме на карандаш, а также с наличием штриховки. Анализ графического и цветового изображения дополнялся параметрами, характеризующими наличие в рисунке проективных средств защиты в виде иголок, их размеров и частоты прорисованных линий. Оценку общего эмоционального фона дополнял анализ изображения кактуса в диких или домашних условиях, одиноко растущего или в группе других кактусов. Кроме выявленных общих тенденций в проявлении тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации, нами были обнаружены гендерные различия, о чем свидетельствуют результаты исследования, представленные в таблице.

У мальчиков присутствуют параметры иголок (45,5 %) и линий в рисунке, имеющих сильный нажим (63,6 %). У девочек же эти показатели намного ниже — соответственно 28,6 % и 42,9 %.

Следующий параметр — это размер рисунка, в частности появление крупного рисунка, что у мальчиков проявилось в 18,2 % случаев, в то время как у девочек крупные рисунки отсутствовали.

Затем анализу был подвергнут цвет рисунков. Темные цвета были использованы мальчиками в 81,9 % случаев. У девочек данный параметр был также достаточно высок — 71,0 %. Признаки дикорастущего «кактуса» были отмечены у мальчиков в 63,6 % случаев, у девочек значительно реже — в 28,6 % рисунков.

Тревожность как компонент эмоционального состояния проявляется в душевном самочувствии, в деятельности ребенка. Эмоциональным проявлениям подвластны не только мысли, но и действия, которые вызываются различными ситуациями и воспринимаются как переживание, несущее в себе положительное или негативное чувство, и такое чувство может передаваться как непосредственно в группе, где находится ребенок, так и вне группы.

Например, Володя приступил к работе только после доверительной беседы. Из беседы мы смогли предположить ярко выраженную тревожность, низкую самооценку и неуверенность в себе. После рисования он ответил, что «кактус»: 1) домашний, 2) не колючий, 3) нравится, 4) останется таким, какой он есть, когда подрастет.

Алина при рисовании кактуса, не задумываясь, взяла карандаш синего цвета — это может свиде-

тельствовать о том, что девочка испытывает недостаток отцовского внимания. Изображение цветочного горшка на рисунке подтверждает наше предположение об имеющейся у ребенка потребности в удовлетворении чувства семейного единства. Девочка расположила рисунок в нижней части листа, размер сделанной работы был небольшой, что свидетельствует о выраженной тревожности испытуемой. Ответы на вопросы: 1) он домашний, 2) не колется, его можно потрогать, 3) нравится, 4) он вырастет.

Ряд авторов предлагает дифференцировать состояние тревожности, выделяя низкий, средний или умеренный и высокий уровни. Каждый уровень характеризуется определенными особенностями. Низкий уровень общей тревожности характеризуется, например, адекватными результатами в условиях моделирующих отношений «ребенок — взрослый», что позволяет считать эмоциональное состояние нормативным. При среднем уровне тревожности адекватные параметры отношений могут чередоваться с неадекватными.

Более высокий, чем умеренный или средний уровень тревожности, показатель, часто проявляющийся в группе мальчиков, в данном случае может свидетельствовать о постоянной тревоге, ожидании неприятностей, затруднений. Крайне болезненно реагируют дети на изменение ситуации, наблюдаются срывы в более сложных, необычных условиях среды их пребывания.

Считается, что девочки более реактивны, чем мальчики, однако данные исследования показали неоднозначность такого мнения. В нашем исследовании оказалось, что девочки находятся в состоянии меньшей тревожности, нежели мальчики.

Более высокий уровень тревожности в группе мальчиков свидетельствует о том, что дети постоянно находятся в подавленном настроении, у них сложные взаимоотношения и взаимодействия друг с другом. Они пребывают в состоянии постоянного сомнения, не способны поставить себе цель и достигнуть ее и, как следствие, социально дезадаптивны. Высокая степень тревожности в данной ситуации характеризуется наличием статуса депривированности личности: отрыв от семьи, отсутствие общения с близкими, привычной домашней обстановки, высокая степень соперничества среди мальчиков.

Наши исследования и наблюдения по методике «Кактус», равно как проведенные ранее [6], показали, что девочки менее решительны, чем мальчики, более исполнительны, лучше управляемы, более терпеливы, что, очевидно, и сказывается на уменьшении тревожности. На их статус тревожности очевидно влияет и более ярко выраженное чувство внутренней защищенности, которое позволяет быть менее тревожными. Они лучше приспосабливаются к ситуационным негативным воздействиям, проявляют большую выдержку, более стрессоустойчивы, чем мальчики.

Анализ изучаемых показателей позволил выявить, что наиболее информативными параметрами состояния тревожности как девочек, так и мальчиков являются величина рисунка, цвет и его штриховка.

Подводя итог нашим исследованиям, необходимо подчеркнуть наличие у обеих групп испытуемых высокой степени тревожности, заметной семейной, материнской депривации, подверженности различным депривационным синдромам, что определяет особенности проявления их эмоциональной сферы.

Полученные в процессе исследования результаты свидетельствуют о необходимости разработки специальной психокоррекционной технологии, направленной на снижение показателей тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Разработка данной технологии должна носить дифференцированный характер с учетом выявленных гендерных различий в проявлении тревожности изучаемого контингента детского возраста.

Литература

1. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. — Москва : ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2004. — Текст : непосредственный.

2. Верхотурова, Н. Ю. Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития /

Н. Ю. Верхотурова. — Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета : научный журнал. — Череповец, 2012. — N° 4 (43). — Т. 2.

3. Верхотурова, Н. Ю. Психологическая коррекция эмоционального реагирования младших школьников с нарушением интеллектуального развития : учебное пособие для студентов психолого-педагогических и дефектологических факультетов (квалификация «бакалавр», «магистр») / Н. Ю. Верхотурова ; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск,

2012. — 196 с. — Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дмитриева, С. А. Проблема личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития / С. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал — 2009. — № 4.

5. Дмитриева, С. А. Изучение психологических симптомокомплексов у детей-сирот с задержкой психического развития в процессе оценки их эмоциональной компетентности / С. А Дмитриева, Н. Ю. Вер-хотурова. — Текст : непосредственный // Специальное образование : научно-методический журнал. — Екатеринбург,

2013. — № 3.

6. Дмитриева, С. А. Психологическая коррекция эмоциональной сферы воспитанников детского дома : учебное пособие / С. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Вестник ТОГИРРО. — 2012. — № 2 (20).

7. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И. В. Дубровина. — Москва : Академия, 2000. — Текст : непосредственный.

8. Кузьмичева, М. О. Взаимосвязь уровней тревожности первоклассников с ЗПР с успеваемостью в школе / М. О. Кузьмиче-ва. — Текст : электронный // Молодежный научный форум: гуманитарные науки : электр. сб. ст. по мат. XVI—XVII Между-нар. студ. науч.-практ. конф. — Москва,

2014. — № 9—10 (16). — ШЬ: Ьйрв://па uchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10 (16).^ (дата обращения: 09.12.2019).

9. Лукьянова, И. Е. Адаптивная коррек-ционно-развивающая среда как компонент программы развития высших психических функций у лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. Е. Лукьянова, Е. А. Сигида, С. Н. Утенкова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2017. — № 2 (46).

10. Мамайчук, И. И. Психокоррекцион-ные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — Текст : непосредственный.

11. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — Текст : непосредственный.

12. Панфилова, М. А. Игротерапия общения / М. А. Панфилова. — Москва,

2001. — Текст : непосредственный.

13. Панфилова, М. А. Графическая методика «Кактус» / М. А. Панфилова. — Текст : непосредственный // Обруч. —

2002. — № 5.

14. Ролло, Р. М. Проблема тревоги / Рис Мэй Ролло. — Москва : Класс, 2001. — Текст : непосредственный.

15. Ролло, Р. М. Смысл тревоги / Рис Мэй Ролло. — Москва : Изд. Института общегуманитарных исследований, 2011. — Текст : непосредственный.

16. Ульенкова, У. В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Ульенкова У. В. — Москва, 1983. — Текст : непосредственный.

17. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульен-кова. — Москва : Педагогика, 1990. — 180 с. — Текст : непосредственный.

18. Утенкова, С. Н. К вопросу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках развития системы инклюзивного образования / С. Н. Утенкова. — Текст : непосредственный // Материалы Всерос. конф. с между-нар. участием «Современные реалии создания коррекционно-образовательного

пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья». — Москва, 2016.

19. Хухлаева, О. В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О. В. Хухлаева. — Текст : электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru : электронный журнал. — Москва, 2013. — № 5.

20. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Глава 1. Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения / С. Г. Шевченко. — Москва : Владос, 2001. — Текст : непосредственный.

References

1. Venger, A. L. Psikhologicheskie risuno-chnye testy: illyustrirovannoe rukovodstvo / A. L. Venger. — Moskva : VLADOS-PRESS, 2004. — Tekst : neposredstvennyy.

2. Verkhoturova, N. Yu. Kompleksnaya otsenka emotsional'nogo reagirovaniya ucha-shchikhsya mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellektual'nogo razvitiya / N. Yu. Verkhoturova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Cherepovetskogo gosu-darstvennogo universiteta : nauchnyy zhurnal. — Cherepovets, 2012. — № 4 (43). — T. 2.

3. Verkhoturova, N. Yu. Psikhologiche-skaya korrektsiya emotsional'nogo reagiro-vaniya mladshikh shkol'nikov s narusheniem intellektual'nogo razvitiya : uchebnoe poso-bie dlya studentov psikhologo-pedagogiche-skikh i defektologicheskikh fakul'tetov (kva-lifikatsiya «bakalavr», «magistr») / N. Yu. Verkhoturova ; Krasnoyarsk. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf'eva. — Krasnoyarsk, 2012. — 196 s. — Tekst : neposredstvennyy.

4. Dmitrieva, S. A. Problema lichnostnoy trevozhnosti u vospitannikov detskogo doma, imeyushchikh zaderzhku psikhicheskogo razvitiya / S. A. Dmitrieva. — Tekst : nepos-redstvennyy // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal — 2009. — № 4.

5. Dmitrieva, S. A. Izuchenie psikhologi-cheskikh simptomokompleksov u detey-sirot s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya v

protsesse otsenki ikh emotsional'noy kompe-tentnosti / S. A Dmitrieva, N. Yu. Verkhoturova. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'noe obrazovanie : nauchno-metodi-cheskiy zhurnal. — Ekaterinburg, 2013. — № 3.

6. Dmitrieva, S. A. Psikhologicheskaya korrektsiya emotsional'noy sfery vospitan-nikov detskogo doma : uchebnoe posobie / S. A. Dmitrieva. — Tekst : neposredstven-nyy // Vestnik TOGIRRO. — 2012. — № 2 (20).

7. Dubrovina, I. V. Psikhicheskoe zdorov'e detey i podrostkov / I. V. Dubrovina. — Moskva : Akademiya, 2000. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Kuz'micheva, M. O. Vzaimosvyaz' urov-ney trevozhnosti pervoklassnikov s ZPR s uspevaemost'yu v shkole / M. O. Kuz'mi-cheva. — Tekst : elektronnyy // Molodezh-nyy nauchnyy forum: gumanitarnye nauki : elektr. sb. st. po mat. XVI—XVII Mezh-dunar. stud. nauch.-prakt. konf. — Moskva, 2014. — № 9—10 (16). — URL: https:// nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (data obrashcheniya: 09.12.2019).

9. Luk'yanova, I. E. Adaptivnaya korrekt-sionno-razvivayushchaya sreda kak kompo-nent programmy razvitiya vysshikh psikhi-cheskikh funktsiy u lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / I. E. Luk'ya-nova, E. A. Sigida, S. N. Utenkova. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2017. — № 2 (46).

10. Mamaychuk, I. I. Psikhokorrektsionnye tekhnologii dlya detey s problemami v razvi-tii / I. I. Mamaychuk. — Sankt-Peterburg : Rech', 2006. — Tekst : neposredstvennyy.

11. Maslou, A. Motivatsiya i lichnost' / A. Maslou. — 3-e izd. — Sankt-Peterburg : Piter, 2003. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Panfilova, M. A. Igroterapiya obshche-niya / M. A. Panfilova. — Moskva, 2001. — Tekst : neposredstvennyy.

13. Panfilova, M. A. Graficheskaya metodika «Kaktus» / M. A. Panfilova. — Tekst : neposredstvennyy // Obruch. — 2002. — № 5.

14. Rollo, R. M. Problema trevogi / Ris Mey Rollo. — Moskva : Klass, 2001. — Tekst : neposredstvennyy.

15. Rollo, R. M. Smysl trevogi / Ris Mey Rollo. — Moskva : Izd. Instituta obshchegu-manitarnykh issledovaniy, 2011. — Tekst : neposredstvennyy.

16. Ul'enkova, U. V. Psikhologicheskie osobennosti doshkol'nikov s zaderzhkoy psi-khicheskogo razvitiya i korrektsionno-pedagogicheskaya rabota s nimi : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk / Ul'enkova U. V. — Moskva, 1983. — Tekst : neposredstvennyy.

17. Ul'enkova, U. V. Shestiletnie deti s zader-zhkoy psikhicheskogo razvitiya / U. V. Ul'en-kova. — Moskva : Pedagogika, 1990. — 180 s. — Tekst : neposredstvennyy.

18. Utenkova, S. N. K voprosu sotsializatsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v ramkakh razvitiya sistemy inklyuzivnogo obrazovaniya / S. N. Uten-kova. — Tekst : neposredstvennyy // Ma-

terialy Vseros. konf. s mezhdunar. uchastiem «Sovremennye realii sozdaniya korrektsion-no-obrazovatel'nogo prostranstva dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya». — Moskva, 2016.

19. Khukhlaeva, O. V. Klassifikatsiya narusheniy psikhologicheskogo zdorov'ya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov / O. V. Khukhlaeva. — Tekst : elektronnyy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru : elektronnyy zhurnal. — Moskva, 2013. — № 5.

20. Shevchenko, S. G. Korrektsionno-razvi-vayushchee obuchenie. Organizatsionno-pedagogicheskie aspekty. Glava 1. Problemy shkol'noy neuspevaemosti v teorii i praktike obucheniya / S. G. Shevchenko. — Moskva : Vlados, 2001. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.