Научная статья на тему 'Проявления радикализма в информационном пространстве сети Интернет как угроза национальной безопасности(на материалах Южного федерального округа)'

Проявления радикализма в информационном пространстве сети Интернет как угроза национальной безопасности(на материалах Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / POLITICAL RISKS / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / POLITICAL RADICALISM / ЧЕРКЕССКОЕ ДВИЖЕНИЕ / CIRCASSIAN MOVEMENT / КАЗАЧИЙ СЕПАРАТИЗМ / COSSACK SEPARATISM / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / REGIONAL POLITICAL CONSCIOUSNESS / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кутилин С. А.

В статье речь идет о проявлениях политического радикализма в информационном пространстве Юга России (на примере черкесского и казачьего движений). Проанализированы политические риски Олимпиады в Сочи, создаваемые радикальными черкесскими организациями. Указана роль Интернета в радикализации этнополитических движений в качестве канала политизации этничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reveals expressions of political radicalism in the informational field of the South of Russia (evidence from Circassian and Cossack movements). Political risks of the Olympic Games in Sochi created by radical Circassian organizations are analyzed. The role of the Internet in radicalisation of ethnopolitical movements is specified as a channel of ethnic politicization.

Текст научной работы на тему «Проявления радикализма в информационном пространстве сети Интернет как угроза национальной безопасности(на материалах Южного федерального округа)»

ПРОЯВЛЕНИЯ РАДИКАЛИЗМА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

С . А . Кутил ин1

В статье речь идет о проявлениях политического радикализма в информационном пространстве Юга России (на примере черкесского и казачьего движений). Проанализированы политические риски Олимпиады в Сочи, создаваемые радикальными черкесскими организациями. Указана роль Интернета в радикализации этнополитических движений в качестве канала политизации этничности.

Ключевые слова: национальная безопасность, политические риски, политический радикализм, черкесское движение, казачий сепаратизм, региональное политическое сознание, интернет-пространство.

The author reveals expressions of political radicalism in the informational field of the South of Russia (evidence from Circassian and Cossack movements). Political risks of the Olympic Games in Sochi created by radical Circassian organizations are analyzed. The role of the Internet in radicalisation of ethnopolitical movements is specified as a channel of ethnic politicization.

Key words: national security, political risks, political radicalism, Circassian movement, Cossack separatism, regional political consciousness, Internet space.

Политический анализ рисков национальной безопасности предполагает выяснение роли политических механизмов в обеспечении устойчивости социальной системы к неблагоприятным воздействиям, создающим угрозы личности, обществу и государству. На Юге России значительны политические риски национальной безопасности в виде радикальных этнополитических и религиозных движений.

Цель работы — определить проявления политического радикализма в информационном пространстве Юга России (на примере черкесского и казачьего движений).

1 Кутилин Сергей Анатольевич - аспирант кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected].

Политические риски национальной безопасности нами понимаются в рамках социально-управленческого подхода как вероятность наступления нежелательных для национальной безопасности последствий в результате определенной последовательности событий в развитии политического процесса. [4]

Политический радикализм — это приверженность крайним взглядам и методам достижения групповых целей различных организаций, при этом этнический, религиозный и другие компоненты выступают в неразрывной связи друг с другом [14]. Он проявляется в ЮФО на уровне социальных групп и этноэлиты, обуславливая негативные модели поведения и формы политического участия части населения макрорегиона. Основаниями проявлений радикализма служат определенные теоретические концепции, последователи которых критически относятся к политической ситуации в макрорегионе и считают, что она может быть изменена при помощи радикальных политических действий.

В адыгейской среде существует ряд влиятельных умеренных организаций, а общественное мнение в Республике Адыгея имеет потенциал толерантности и лояльности конституционному порядку, что подтверждают результаты соцопроса, проведенного Адыгейским республиканским институтом гуманитарных исследований в 2010 г. [5].

Радикальный вариант лозунгов черкесского движения представлен в виде требований к Российской Федерации официально признать геноцид адыгов в годы Кавказской войны и мухаджирства XIX в., призывы к репатриации адыгской диаспоры с преференциями при получении гражданства и приобретении собственности, а также проекты создания укрупненного адыгского субъекта РФ, объединяющего Адыгею, КЧР, КБР и, возможно, часть Краснодарского и Ставропольского краев [16, с. 97-107]. Определенный риск для национальной безопасности РФ представляют негативные оценки черкесскими организациями Олимпиады в г. Сочи как готовящейся «на земле геноцида», а также призывы к бойкоту проведения Олимпиады.

Выбор Сочи в качестве олимпийской столицы в 2014 г. актуализировал давно существующие проблемные вопросы, а также способствовал появлению «олимпийского измерения» черкесского вопроса. Сочи занимает особое место в черкесской политической риторике — здесь в июне 1861 г. вожди шапсугов, убыхов и абадзехов создали представительный орган Великое и свободное заседание (меджлис), который через год был ликвидирован десантом русской армии. Это дает повод современным сетевым лидерам общественного мнения, в частности, популярному адыгскому блогеру Андзору Кабарду, известному в сети под ником 2ога КаЬаМ, использовать тему сочинского меджлиса для конструирования образа черкесского Иерусалима [9].

При наличии комплекса проблем, обозначенных черкесскими этноэлитами еще в 1990-е гг., эксплуатация тематики Сочи в качестве места и воплощения черкесской трагедии как черкесскими общественными организациями в РФ, так и внешними политическими акторами, которые заинтересованы в разыгрывании «черкесской карты», неизбежно будет увязана с правомерностью Олимпийских игр в Сочи. Против проведения Олимпиады в Сочи выступает наиболее радикальная черкесская организация в России — Черкесский конгресс, она последовательно продвигает эту тему в медийном пространстве.

Характерной чертой всех черкесских протестных движений, разворачивающихся вокруг Олимпиады, является активное участие представителей зарубежной черкесской диаспоры. Первая волна активности диаспоры приходится на октябрь 2007 г. Перед зданиями российского посольства в Стамбуле, российского консульства и офиса ООН в Нью-Йорке более 200 чел. вышли на одновременные демонстрации протеста под лозунгами «Сочи — земля геноцида!», «Нет Олимпиаде на крови» [17]. В 2010 г. активность диаспоры возросла — американские адыги организовали движение «NoSochi2014», в декларации которого говорится: «Мы, члены Организационного комитета «NoSochi2014», осуждаем проведение Олимпийских игр в Сочи. Мы просим мировое сообщество и МОК не проводить Олимпийские игры в Сочи, так как Сочи — это земля геноцида» [13]. В дни проведения зимней Олимпиады в Ванкувере представители движения организовали три акции — пикет у «Русского дома», шествие со свечами у корабля «Крузенштерн», который рассматривался российской делегацией как один из символов передачи эстафеты от Ванкувера к Сочи, и пикет у Музея искусств. Лозунгами запрета Олимпиады и признания геноцида черкесов сопровождались и акции памяти погибших в Кавказской войне, прошедшие 21 мая 2011 г. в Стамбуле и Аммане [8].

Черкесские организации заявляют о необходимости публичного осуждения и моральной оценки политики Российской империи в регионе до проведения Олимпиады. Вместе с тем лидер Черкесского конгресса М. Берзегов открыто признает, что тема геноцида и бойкот Олимпиады соподчинены задаче создания Черкесской республики, дистанцированию от современной России [18]. В отношении Международной черкесской ассоциации, высказавшейся в поддержку проведения Олимпийских игр в Сочи, на сайте черкесских активистов www.elot.ruведетсяидеологическаяборьба сиспользованием жесткойриторики, квалифицирующей Олимпиаду как направленную на «фальсификацию истории и оскорбляющую память предков», а пророссийские заявления лидеров МЧА как «деятельность, которая наносит вред интересам черкесского народа» [12].

Большую роль в радикализации черкесского движения играет Интернет, который способствует образованию независимых от традиционных общественных организаций молодежных сетевых сообществ, как правило, предлагающих радикальные проекты решения «черкесского вопроса». Сетевые

порталы и форумы служат сегодня каналами политизации этничности. Необходимо отметить участие внешних акторов в деятельности черкесских сетевых ресурсов.

Проявления политического радикализма налицо также в деятельности ряда русских, в том числе казачьих, объединений. В этом отношении показателен кейс о создании так называемой Донской казачьей республики во главе с А. Юдиным. Им разрабатывался проект конституции республики, готовились соответствующие документы для подачи в ООН на признание ДКР полноценным субъектом международных отношений [10]. 14 октября

2009 г. в ст-це Старочеркасской прошел II Общенациональный съезд казачьего народа, на который съехались 360 представителей казачьих округов [7]. 3 июля

2010 г. в г. Армавире состоялся Учредительный большой круг Кавказской казачьей линии Юга России, куда приехали 1143 делегата-казака с Дона, Кубани и Терека. Событие слабо освещалось в СМИ, данные о нем находятся на малопосещаемых новостных ресурсах [6].

Делегаты выступили за необходимость «организоваться и стать хозяевами своей земли и нашей жизни». По заявлению председателя Совета стариков Донской республики Николая Задорожного, у казаков отняли возможность жить в хуторах и станицах, «живем как зеки в поселениях с ограниченными правами. Земля кровью добыта нашими предками и завещана нам, её необходимо вернуть и передать нашим детям» [10].

Сразу после съезда, на котором было провозглашено создание Донской республики, в Интернете, в частности в «Живом журнале» и на тематических ресурсах, началась масштабная информационная поддержка [11]. Последовали обвинения в адрес «путинской системы» и призывы «свержения этого преступного строя и формирования свободного от влияния Москвы независимого Донского государства». Выдвинут лозунг формировать вооруженные партизанские отряды и вести борьбу за независимость. На сайтах «Кавказ-Центр» и «Кавказский узел» было анонсировано создание Донской повстанческой армии, а затем регулярно появлялась информация о ее деятельности [1].

Прокуратура Ростовской области провела проверку деятельности организации «Донская казачья республика». По заключению прокуратуры области, распространяемая литература содержит угрозу восстания, а также заявления о намерении нарушить территориальную целостность РФ путем образования самостоятельной административно-территориальной единицы. Тексты формируют в сознании людей конфликтную картину мира, что может стать причиной экстремистских действий. По результатам проверки в феврале

2011 г. прокурор Ростовской области В. Кузнецов вынес предупреждение организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, иначе деятельность этой организации будет запрещена [3]. Но к началу октября

2011 г. ни сайт данной организации, ни материалы «Донской казачьей республики» не включены в Федеральный список экстремистских материалов [15].

В случае казачьих сепаратистских идентификаций налицо элементы мифологизации массового сознания, определенные В. А. Ачкасовой, а также формируется двойная идентичность — «мы вместе с Россией» вместо «мы — Россия» [2].

В заключение необходимо отметить, что в регионах Юга России с преобладанием корпоративных и умеренно-консервативных ориентаций политической культуры радикальные идеи легли на подготовленную социокультурную почву — укорененную в общественном сознании систему региональных ценностей и мифов, несколько сглаженную политической мифологией советского периода, однако полностью ею не искорененную. В условиях пограничного макрорегиона сепаратистские настроения представляют особый риск национальной безопасности, поскольку могут быть использованы общественными движениями, ряд которых действует не без поддержки иностранных структур. Развитие современных средств связи переносит дискурс сепаратизма в новое коммуникационное поле. Если раньше радикальные идеи транслировались преимущественно местной политизированной интеллигенцией или использовались некоторыми представителями этнизированной элиты в предвыборных целях, то сегодня сеть Интернет представляет собой значимый канал политизации этничности. В этой связи нужен системный мониторинг коммуникационной среды — печатной прессы, телевиления, радио, других СМИ и сети Интернет с целью обнаружения и нейтрализации сепаратистских структур. С негативными социокультурными тенденциями невозможно бороться исключительно силовыми методами, поэтому необходимо создание специализированных экспертных групп, доказывающих несостоятельность радикальных сепаратистских проектов, а также противопоставляющих им созидательный проект общероссийской идентичности.

Библиографический список

1. Атаман «Донской казачьей республики» считает предупреждение прокурора Ростовской области необоснованным URL: http://www. kavkaz-uzel.ru/articles/181796.

2. Ачкасова В. А. Региональный политический ландшафт России: столкновение интересов. СПб.: СПбГУ, 2002.

3. Бровкина М. Шашки в ножны // Российская газета. 2011. 21 февр.

4. Быченков Д. Проблема политического риска: понятие и методы оценки // МЭиМО. 2008. № 1.

5. В Адыгее большинство коренного населения поддерживает проведение Олимпиады в Сочи. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/177563.

6. В Армавире возродили Кавказскую казачью линию. URL: http://pan.ru/region. php3? rg=32&tp=2&th=0&bid=31194 &id=30626.

7. Выписка из протокола 2-го Общенационального съезда казачьего народа. URL: http://kazachiikrugdona.forumpro.eu/t235-topic.

8. Выходцы с Кавказа провели акцию памяти и скорби в Стамбуле. URL: http://www.zihia.net/index. php? newsid=96.

9. Кабард А. Черкесская хроника: оптимистическая трагедия. Портал «Адэгэ Хэку». URL: http://www.aheku.org/page-id-2399.html.

10. Коваленко А. Казачество плюс сепаратизм равно. URL: http://evrazia.org/arti-cle/1397.

11. Обращение генштаба Донской повстанческой армии. URL: http://nationalliberal.livejournal.com/249077.html.

12. Открытое письмо Аскеру Сохту. URL: http://www.elot.ru/main/index. php? option=com_content&task=view&id=2592&Itemid=98.

13. Сайт движения «NoSochi2014». URL: http://nosochi2014.com.

14. Смертин А. Н. Политический радикализм: некоторые аспекты определения понятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 9.

15. Федеральный списокэкстремистскихматериалов.URL:http://www.minjust.ru/ru/ac-tivity/nko / fedspisok.

16. Цветков О. М. Адыгский (черкесский) вопрос на Кавказе // Юг России: проблемы, прогнозы, решения. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2010.

17. Черкесская диаспора провела в США и Турции акции протеста против политики России на Северном Кавказе. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/124903.

18. Черкесы выступают против Олимпиады. URL: http://www.elot.ru/main/index. php? option=com_content&task=view&id=355&Itemid=1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.