Научная статья на тему 'Проявления коррупции в органах государственной власти: причины возникновения и методы борьбы'

Проявления коррупции в органах государственной власти: причины возникновения и методы борьбы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2313
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / CORRUPTION / PUBLIC AUTHORITIES / ANTICORRUPTION MECHANISMS / CORRUPTION COUNTERACTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Угровитцкий Вадим Викторович, Вдовенко Евгений Олегович

В условиях глобализации коррупция приобрела широкое распространение во всех сферах деятельности. В статье представлен анализ эффективности современных мер по минимизации коррупционных преступлений в органах государственной власти и по предупреждению возможных прецедентов в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES: CAUSES AND METHODS OF STRUGGLE

In the context of globalization, corruption has become widespread in all sectors of social interaction. The article gives a comprehensive analysis of the effectiveness of current measures, which would minimize the crimes of corruption in government and would prevent the possibility of the same cases in the future.

Текст научной работы на тему «Проявления коррупции в органах государственной власти: причины возникновения и методы борьбы»

УДК 328.185

В.В. Угровитцкий Е.О. Вдовенко

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125047, Москва, Миусская площадь, дом 9

kafekonom@muctr.ru

ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ

В условиях глобализации коррупция приобрела широкое распространение во всех сферах деятельности. В статье представлен анализ эффективности современных мер по минимизации коррупционных преступлений в органах государственной власти и по предупреждению возможных прецедентов в будущем.

Ключевые слова: коррупция, органы государственной власти, антикоррупционные механизмы.

Коррупция, как одна из фундаментальных проблем современного цивилизованного социума, достаточно широко исследована с позиций различных аспектов жизнедеятельности общества. Однако, в условиях всемирной глобализации, исследование коррупции, как транснациональной угрозы, дискредитирующей авторитет органов государственной власти, нарушающей права физических и юридических лиц, представляется актуальным, равно, как разработка и имплементация эффективных мер противодействия коррупционным составляющим во всех сферах взаимодействия власти и общества.

Современное развитие общества неразрывно связано с глобальными процессами трансформации мировой системы и социально-экономических отношений направленными от индустриального развития к информационной организации всей системы общественных отношений. Трансформированные изменения функционирования информационного общества определяются формированием необходимых условий перехода в состояние устойчивости на базе эффективного развития.

В рыночной экономике экономики одними из наиболее коррумпированных структур являются органы государственной власти различных уровней, а также органы местного самоуправления, что обусловлено наличием у государственных гражданских служащих особых полномочий, позволяющих им становиться посредниками между органами государственной власти и гражданским обществом, влиять на определенные нюансы осуществления государственных услуг.

В условиях глобальных изменений экономики по мнению ученых, одними из наиболее коррумпированных структур являются органы государственной власти различных уровней, а также органы местного самоуправления, что обусловлено наличием у государственных гражданских служащих особых полномочий, позволяющих им становиться посредниками между органами государственной власти и гражданским обществом, влиять на определенные нюансы осуществления государственных услуг. [3]

Кроме того, отметим, человеческий капитал является важнейшей ценностью в глобализирующемся мире. От его качественного состава, интеллектуального уровня и физических данных напрямую зависит благосостояние и здоровье нации в целом. Поэтому задачей номер один в любом сообществе должно стать

воссоздание благоприятных социальных, политических, экономических, экологических условий для воспитания здоровой и телесно и духовно, высокообразованной личности. Научный прогресс должен быть подчинен именно этой задаче.

Однако в реальной действительности: в условиях насыщенных рынков и роста у части населения располагаемых доходов, а также усиления соперничества на всех уровнях, развитие науки и техники все чаще отходит от направлений, содействующих решению первоочередных проблем человечества. Большая часть научных исследований направлена на получение сверхдоходов. По сути наука сейчас подчинена капиталу, а не человеку. Крупные ТНК и инвестиционные фонды вкладывают денежные средства только в те проекты, которые дают сверхприбыли. В этом контексте научно-технические исследования форсируются с целью укрепления позиций, получения выгодных для лидера патентов и обеспечения дополнительного дохода компании. В условиях конкуренции инновации часто формируют у людей новые потребности, которые насаждаются через рекламу, кинофильмы и не служат первоочередным потребностям жизнеобеспечения человека. В результате, ученые отмечают, формируется общество сверхпотребления и мир обездоленных изгоев. [1, с. 141]

Вместе с тем, по мнению профессора Вдовенко З.В. управление представляет собой сложные субъектно-объектные отношения. Для того, чтобы понять сущность этих отношений, необходимо рассмотреть основные категории, касающиеся теоретических основ системного подхода к изучению процессов управления», в том числе и при изучении причин возникновения коррупции в органах государственной власти. [2]

Прежде, чем определить причины возникновения коррупции, определим, что мы понимаем под термином «коррупция». Нам близко определение коррупции, как социально опасное явление, представляющее собой противоправный обмен ресурса полномочий должностного лица (государственного/

негосударственного сектора экономики) на благо, что влечет за собой расширение возможностей ведения бизнеса для участника коррупционных отношений и ограничение для тех, кто не является их участником. [10]

Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что должностные лица, являющиеся

представителями органов государственной или муниципальной власти, используя свое служебное положение, предоставляют преимущества

определенным гражданам или организациям, получая выгоду в той или иной форме. Последствиями таких деяний, на наш взгляд могут стать либо расслоение общества, либо усиление неравенства, а также снижение или отсутствие конкуренции при осуществлении государственных закупок. Кроме того, данные действия чиновников могут повлиять на снижение инвестиционной привлекательности самого

государства, либо снижение доверия к органам государственной власти и др.

Далее, рассмотрим глубинные причины возникновения коррупционных деяний, либо преступлений. Детерминация коррупции зависит от многочисленных факторов, включая и национальный менталитет, и политическую составляющую государственного управления, и особенности институционального устройства государственной власти, и степень имплементации международных антикоррупционных мер применительно к коррупции в мире, и, даже, экономическую составляющую процессов глобализации, в их числе и пропаганда уголовно-наказуемых преступлений в средствах массовой информации, и значительное, в совокупности с постоянными сокращениями, которые в итоге ведут только к увеличение численности бюрократического аппарата. Отметим, в странах с переходной экономикой, либо развивающихся значительно распространены коррупционные связи государственных органов власти и гражданского общества подвержены коррупции. Россию можно в значительной степени отнести к числу таких стран.

Вместе с тем, основной целью государственной и общественной антикоррупционной деятельности следует считать комплексную работу, направленную на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только на ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров.[10] На наш взгляд, основным рычагом воздействия следует считать повышение уровня правосознания гражданского общества, воспитание неприятия коррупционных составляющих и повышение уровня общественного контроля над деятельностью органов государственной власти. Осуществление необходимых мероприятий по просвещению населения и общественных организаций не представляется выполнимым без активного содействия средств массовой информации. Благодаря деятельности СМИ удается повысить транспарентность экономических процессов, проводить независимую экспертизу деятельности чиновников, оперативно реагировать на возникающие прецеденты.

Однако, для соблюдения системного противодействия коррупционной угрозе, необходимо также уделить особое внимание такому неблагоприятному аспекту, как размытые формулировки некоторых законов, регламентирующих деятельность органов государственной власти. Если рассматривать проблему коррупционной составляющей с позиции права можно отметить, что в большинстве случаев она связана не с прямым нарушением

законодательства, а с использованием несовершенств отдельных конкретных законов в своих личных, корпоративных или политических целях. Мы убеждены, что четкая и понятная формулировка полномочий сотрудников органов государственной власти в значительной степени минимизирует мотивацию персонала к противоправным деяниям.[4,5,6,7,8,9,10]

Следует также отметить влияние современной тенденции проведения политики лоббизма, как коррупционной технологии в органах государственной власти. Политологи, юристы, правоведы и другие научные деятели не могут прийти к единому мнению по поводу актуальности этого вопроса. С одной стороны, лоббизм можно рассматривать, как деятельность, направленную на легальное влияние на органы государственной власти и регионального самоуправления. Однако, с другой стороны, институт лоббизма часто сравнивают с институтом коррупции, выделяя его, как неправомерный способ влияния на решения должностных лиц.

Так, например, лоббистские прецеденты, периодически возникающие в Соединенных штатах Америки, Европейском Союзе, Южной Корее и других промышленно развитых странах характерны для высших правительственных структур и, в основном сопровождаются коррупционными схемами, включающими выгодные предложения для чиновников, финансовые выгоды, прибыльные банковские схемы, и, даже, мошенничество, вымогательство и др.

Кроме того, лоббирование интересов физических или юридических лиц при проведении государственных или негосударственных закупок для выполнения государственного заказа, на наш взгляд, является одним из основных и важнейших аспектов коррупционной составляющей. Данное мнение основано на том постулате, что ввиду отсутствия какой либо конкуренции, а также наличии недобросовестности при выполнении государственного заказа, в значительной мере становится провокационным и вызывает массовое недовольство деятельностью органов государственной власти, что влечет за собой снижение эффективности всей экономической системы общества.

На наш взгляд, для снижения накала лоббистской деятельности, с целью осуществления эффективной антикоррупционной политики необходим надзорный орган, способный проводить профилактические мероприятия на всех уровнях государственной власти, выявлять недобропорядочных чиновников,

разрабатывать дополнительные антикоррупционные меры, предлагать свои коррективы для внесения в соответствующее законодательство, а также осуществлять контроль деятельности органов государственной власти по выявлению коррупционных схем. Такой орган может быть частью служб специального назначения, а может быть и независимым, обособленным, подчиняясь напрямую либо президенту, либо правительству страны. Деятельность подобной структуры требует строгой регламентации, сотрудникам необходимы соответствующие полномочия, что подразумевает тщательную кадровую политику.

В результате проведенного исследования коррупции в органах государственной власти и основных видов ее

проявления, нами определено, что объективно искоренить коррупционную составляющую в рыночных условиях хозяйствования не представляется возможным. Вместе с тем, по мнению специалистов, основной задачей, стоящей перед соответствующими органами, занимающимися антикоррупционной деятельностью, является минимизация прецедентов, связанных с коррупционными действиями чиновников посредством комплексного воздействия на проблему в целом.[11,12]

При этом, во-первых, необходимо исключить из законодательства нечеткие формулировки, косвенно стимулирующие государственных служащих к противоправным коррупционным деяниям, либо позволяющие манипулировать деятельностью сотрудников органов государственной власти в политических, корыстных и иных других целях.

Обязательным условием контроля за

антикоррупционной деятельностью является наличие определенного органа государственной власти, имеющего полномочия на проведение оперативных и стратегических мероприятий по предупреждению и выявлению коррупционных составляющих. Требуется тщательная пропагандистская работа с гражданским обществом, и, населением, в частности, через средства массовой информации. Обязать руководителей новостных программ максимально правдиво, доказательно освещать профессиональную деятельность органов государственной власти, а также деятельность политических партий, общественных некоммерческих и других организаций с целью повышения прозрачности процессов взаимодействия между властью и обществом и снижения возможности возникновения коррупционных схем.

Угровитцкий Вадим Викторович, магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Евгений Олегович, аспирант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Вдовенко З.В., Харченко Н.В. Экономический аспект глобализации с позиций инновационного подхода // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2003. № 6 (37). С. 136-141.

2. Вдовенко З. В. Управление промышленным комплексом. М-во образования и науки РФ, Кемер. гос. ун-т, каф. экон. теории экон. фак., Кемер. ин-т Рос. гос. торг.-экон. ун-та. Кемерово, Кузбассвузиздат. 2004.

3. Вдовенко З.В., ЕфимоваН.С. Безопасность // Транспортное дело России. 2014. № 4. С. 162-165.

4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Текст. [Страсбург. 27.01.1999] : офиц. перевод на рус. яз. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2394.

5. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции Электронный ресурс. URL: Сайт Владивостокского центра исследования организованной преступности, http://www.crime.vl.ru (дата обращения: 12.09.2015).

8. Национальный план противодействия коррупции Текст. Утв. Президентом РФ 31.07.2008. - № Пр-1568 // Российская газета. 05.08.2008. - С. 8.

9. О противодействии коррупции Текст. Федер. закон : [принят ГД ФС РФ 19.12.2008. - №. 273-ФЗ]. //Российская газета. 30.12.2008. - С. 12.

10. Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов Текст: Федер. закон : [принят ГД ФС РФ 03.07.2009. № 172-ФЗ] // Российская газета. 22.07.2009. С. 15.

11. Айрапетян Э. С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, ноябрь 2012). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 68-71.

12. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в органах государственного управления. [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. эконом. наук (08.00.05) / Дронов Роман Владимирович; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, - Спб, 2010, - С. 12.

Ugrovittskii Vadim Viktorovich, * Vdovevko Evgeny Olegovith D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow. Russia kafekonom@muctr.ru

CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES: CAUSES AND METHODS OF STRUGGLE Abstract

In the context of globalization, corruption has become widespread in all sectors of social interaction. The article gives a comprehensive analysis of the effectiveness of current measures, which would minimize the crimes of corruption in government and would prevent the possibility of the same cases in the future.

Key words: corruption; public authorities; anticorruption mechanisms; corruption counteraction measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.