Научная статья на тему 'Коррупция в органах государственной власти'

Коррупция в органах государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2822
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / CORRUPTION / PUBLIC AUTHORITIES / ANTI-CORRUPTION MECHANISMS / CORRUPTION COUNTERACTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Угровитцкий Вадим Викторович, Вдовенко Зинаида Владимировна

В условиях глобализации коррупция приобрела широкое распространение во всех сферах деятельности. В статье представлен анализ эффективности современных мер по минимизации коррупционных преступлений в органах государственной власти и по предупреждению возможных прецедентов в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AND GOVERNMENT

In the context of globalization, corruption has become widespread in all sectors of social interaction. According to the author, the public authorities are one of the most bribable tool of interaction between the government and civil society. The article gives a comprehensive analysis of the effectiveness of current measures, which would minimize the crimes of corruption in government and would prevent the possibility of the same cases in the future.

Текст научной работы на тему «Коррупция в органах государственной власти»

УДК 328.185

Угровитцкий В.В., Вдовенко З.В.

КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Угровитцкий Вадим Викторович, магистрант 2-го года обучения кафедры экономической теории;

Вдовенко Зинаида Владимировна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории, e-mail:

kafekonom@,muctr. ru;

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

В условиях глобализации коррупция приобрела широкое распространение во всех сферах деятельности. В статье представлен анализ эффективности современных мер по минимизации коррупционных преступлений в органах государственной власти и по предупреждению возможных прецедентов в будущем.

Ключевые слова: коррупция; органы государственной власти; методология управления, антикоррупционные механизмы.

CORRUPTION AND GOVERNMENT

Ugrovitskiy V.V., Vdovenko Z.V.

In the context of globalization, corruption has become widespread in all sectors of social interaction. According to the author, the public authorities are one of the most bribable tool of interaction between the government and civil society. The article gives a comprehensive analysis of the effectiveness of current measures, which would minimize the crimes of corruption in government and would prevent the possibility of the same cases in the future.

Key words: corruption; public authorities; anti-corruption mechanisms; corruption counteraction measures.

Коррупция, как одна из фундаментальных проблем современного цивилизованного социума, достаточно широко исследована с позиций различных аспектов жизнедеятельности общества. Однако, в условиях глобализации мирового пространства, исследование коррупции, как транснациональной угрозы, дискредитирующей авторитет органов

государственной власти, нарушающей права физических и юридических лиц, представляется актуальным, равно, как разработка и имплементация эффективных мер противодействия коррупционным составляющим во всех сферах взаимодействия власти и общества.

Современное развитие общества неразрывно связано с глобальными процессами трансформации мировой системы социально-экономических отношений. Трансформационные изменения функционирования нового информационного общества определяются формированием необходимых условий перехода в состояние оптимальности на базе эффективного развития. Однако, в реальной действительности, в условиях рыночной экономики, роста у части населения сверх доходов, а также усиления конкуренции на всех уровнях развития экономических отношений в обществе, включая и научные открытия, и применение инноваций в области техники и технологий, и личность индивида, не являются приоритетными направлениями в исследованиях ученых. Большая часть научных исследований преследует в первую очередь получение сверхдоходов. По сути, наука направлена на приумножение капитала, а не на решение проблем общества в целом, и человека, в частности. Так, например, крупные транснациональные корпорации, инвестиционные и венчурные фонды вкладывают капитал только в те проекты, которые сверхприбыльны. В этом контексте научно-технические исследования форсируются для укрепления позиций, получения выгодных патентов, а

также получения маржинальной прибыли для обеспечения сверхдоходов корпораций и компаний.

Прежде, чем приступить к исследованию причин возникновения такого негативного явления, как коррупция, определимся, что же за понятие «коррупция». Коррупция - это социально опасное явление, представляющее собой противоправный обмен такого ресурса, как полномочия должностного лица государственного, либо негосударственного сектора экономики на благо, что влечет за собой расширение возможностей ведения бизнеса для участника коррупционных отношений и ограничение для тех, кто не является их участником. [1] Таким образом, некоторые должностные лица, представители органов государственной власти, могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставление привилегий или преимущественного положения определенным гражданам или организациям, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме. Так, например, в случае осуществления государственных закупок,

последствиями коррупционных деяний должностных лиц, представителей государственных органов власти, станут снижение или отсутствие конкуренции. В других случаях, связанных с коррупционными деяниями государственных служащих, возможно углубление, либо политическое расслоение, либо усиление неравенства в обществе. Кроме того, коррупционно направленные действия чиновников могут повлиять на снижение доверия к органам государственной власти, в частности, или на снижение инвестиционной привлекательности страны в целом и т.д.[2].

Задачи, стоящие перед государственными органами власти, в том числе и по снижению коррупционной нагрузки на население, в частности, и государством в целом, требуются новые международные подходы и конкретные решения. Общество нуждается в объединении междисциплинарных усилий результатов научных исследований; разработке новой политики при

решении коррупционных проблем мирового масштаба на базе научных разработок и реализации их с участием правительства и гражданское общества. Новые механизмы такого взаимодействия в области социальных отношений должно учитывать глобальные изменения и быть направлены на принятие решений, вызывать доверие у населения и эффективно информировать всех участников данного процесса. Предлагаем оказывать целенаправленное системное воздействие на сложные взаимосвязи, изменяя систему существующих взаимозависимостей на основе взаимодействия науки и политики в области социальных отношений. Кроме того, необходима смена ориентиров развития общества, направленная на разработку современных моделей экономического и политического поведения, а скорость изменений в обществе рассматривать как функцию темпов эффективного развития общества на образовательной платформе, на основе рационального экономического и политического поведения [3].

Для гармонизации развития общества, общественных отношений между обществом и органами государственной власти необходима новая система отношений, включающей кардинальные изменения существующих институтов в обществе, а также учет интересов и предложений населения для искоренения негативных последствий коррупционных действий чиновников с целью снижения напряженности достижению стабильности в обществе. Кроме того, в период развития мировых экономических и политических трансформаций, череды кризисных ситуаций развития общества, новые условия развития цивилизованного взаимодействия внутри социального развития государств, которое должно строиться на предоставлении возможности для воздействия на власть различным группам граждан и общественным и некоммерческим объединениям. Однако, не смотря на признание того, что бюрократия в любом цивилизованном государстве неистребима, считаем, что в основе целеполагания в сфере государственной и общественной антикоррупционной деятельности, должна стать методология, направленная не только на ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров, но и на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию.

При рассмотрении коррупционной составляющей с позиций правовых особенностей, регламентирующих деятельность аппарата управления органов государственной власти, необходимо отметить, что в большинстве случаев она связана не с прямыми нарушениями законодательных актов, а со знанием и умением воспользоваться несовершенствами отдельных положений законов и подзаконных актов в своих корыстных, либо личных, либо корпоративных или политически направленных целях. Попытки ужесточения наказаний коррупционерам

законодательно нивелируются смягчением через принятие дополнительных нормативных актов за совершение экономических преступлений. Так, например, некоторые деяния, такие как, коммерческий подкуп, отнесены уголовным законодательствам к иной, менее строгой группе экономических преступлений. Кроме того, объективных показателей

коррупционной ситуации в России в открытом доступе, практически отсутствуют. Поэтому, несмотря на активизацию антикоррупционных процессов, можно отметить недостаточность информации о масштабах коррупции в стране. Для того чтобы изменить данную ситуацию в необходимом направлении, необходимо создать централизованную систему государственного мониторинга

коррупционной ситуации [4].

Вместе с тем, постоянное видоизменение коррупционных деяний в системе государственной службы требует и постоянную корректировку системы наказаний за совершение коррупционных правонарушений. Поэтому в качестве неотвратимости наказания и причинения материального ущерба государству, либо нанесения морального вреда менталитету населения, влекущее за собой недоверие общества к государственным служащим, на наш взгляд необходимо повсеместно разработать и внедрить процедуру конфискации и изъятия имущества, полученного в результате преступных деяний государственными служащими.

Отметим, что в международной практике применяется особый вид конфискации имущества, так называемый «in rem», подразумевающий изъятие имущества в случаях, когда его размер явно не соответствует законным источникам доходов и имеются обоснованные прямые, либо косвенные доказательства того, что оно нажито преступным путем. Считаем актуальным имплементацию данной меры в национальное законодательство Российской Федерации, как наиболее эффективной. Вместе с тем, существует определенная закрытость процессов продвижения интересов различных корпоративных объединений, оказывающих значительное давление на исполнительную и законодательную ветви власти. Необходимо разработать ряд мер по достижению открытости, гласности и легитимности принимаемых решений по созданию оправданных и справедливых привилегий, в том числе и «привилегированный лоббизм» для корпоративных структур, что позволит снизить давление на чиновников и проявление коррупции в органах государственной власти [5].

Лоббизм присущ любой политической системе, прописан ли в нормативных актах или нет, поэтому так велика роль государства в формировании цивилизованных инструментов взаимодействия власти и общества. Сложно предположить, каким образом будет развиваться лоббизм в России. Эксперты обсуждают протекционизм в России как элемент лоббизма государственных интересов, а также BigData и профессиональный стандарт - перспективы регулирования рынка лоббизма. Проанализировав принятые в Российской Федерации в 2017 году законопроекты, следует отметить, что наблюдается мощное лобби различных бизнес интересов, так как основные бизнес-лоббисты - это представители крупных корпораций, в том числе и государственных. По мнению специалистов, любая резонансная законодательная кампания имеет свое лобби. Разработан лишь модельный вариант закона «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти», принятый на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в ноябре

2003 года. Очевидно, что при отсутствии системного подхода к регулированию, развитие лоббизма идет по криминальному направлению и усугубляет коррупционную составляющую экономической деятельности бизнеса в России.

Согласно последнему отчету Автономной некоммерческой организации Центра

антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р», для снижения рисков политической коррупции необходимо ввести законодательное понятие лоббистской деятельности, правил лоббизма, а также публичный и доступный реестр лоббистов. Это позволит сделать более прозрачными решения государственных органов власти. Соответствующие нормы неоднократно рассматривались в Национальном плане противодействия коррупции 2014-2015 годов, однако отсутствуют в действующем Национальном плане на 2016-2017 годы. Мы убеждены, что регламентация лоббистской деятельности на территории Российской Федерации, равно как и определение правового статуса лоббиста, крайне необходимо, ввиду актуальности усиления взаимодействий между органами государственной власти с представителями бизнеса, некоммерческих организаций, общественных гражданских организаций через посредников [6].

На наш взгляд, проблема коррупции в сфере государственных закупок невозможно решить изолированно, принятием только законодательных актов. Решение должно быть системным, так, как и сама проблема, зачастую, является составной частью более обширного аспекта коррупционной составляющей, что связано с наличием конфликта интересов всех участников данного процесса. Безусловно, для борьбы с коррупцией необходимо формирование четкой правовой и регулятивной базы, а также адекватной системы ресурсного управления в системе государственных закупок. Проблема не только в коррупции, но и в эффективности управления государственным сектором в процессе закупок. Для решения проблемы коррупции необходима политическая воля, регламентация процедур и ужесточение контроля, а также более глубокий подход, связанный с организационной и личной мотивацией лиц, принимающих решения, основе развития конкурентных отношений, как среди поставщиков, так и среди заказчиков.

Обратим внимание на то, что решение проблем коррупционной направленности через увеличение числа силовых подразделений вызывает лишь дублирование функций и, как следствие, увеличение затрат на антикоррупционную деятельность. Отсутствие чёткости в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции может служить основой для злоупотреблений со стороны сотрудников этих органов. Поэтому, для снижения активности чиновников, включая и лоббирование чьих бы то ни было интересов, с целью осуществления государственной политики по минимизации коррупционных преступлений, необходим надзорный орган с полномочиями по выявлению коррумпированных чиновников, способный разрабатывать и проводить профилактические антикоррупционные мероприятия на всех уровнях государственной власти,

разрабатывать предложения для корректировки законодательства, а также осуществлять контроль деятельности органов государственной власти по выявлению коррупционных схем. Такой орган может стать частью служб специального назначения, либо быть независимым, обособленным и подчиняться напрямую президенту страны. [7].

Таким образом, по результатам проведенного анализа ситуации о коррупционности в органах государственной власти и основных видов их проявления, нами выявлено, для того, чтобы объективно искоренить коррупционную

составляющую в рыночных условиях хозяйствования в России отсутствуют развитые институциональные предпосылки. На наш взгляд, основной задачей, стоящей перед соответствующими органами, занимающимися антикоррупционной деятельностью, является минимизация прецедентов, связанных с коррупционными действиями чиновников

посредством комплексного воздействия на проблему в целом. Необходимо исключить из законодательства нечеткие формулировки, косвенно стимулирующих государственных служащих к противоправным коррупционным деяниям, либо позволяющих манипулировать деятельностью сотрудников органов государственной власти в политических, корыстных и иных целях. Обязательным условием контроля за антикоррупционной деятельностью является наличие надзорного органа, имеющего полномочия на проведение оперативных и стратегических мероприятий по выявлению и предупреждению коррупционных действий в органах государственной власти.

Список литературы

1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Текст.: [заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.]: офиц. перевод на рус. яз. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции Электронный ресурс. URL: Сайт Владивостокского центра исследования организованной преступности, http://www.crime.vl.ru (дата обращения: 12.09.2010).

3. Национальный план противодействия коррупции Текст : Утв. Президентом РФ 1 апреля 2016 г. № Пр-147

4. О противодействии коррупции Текст. : федер. закон : [принят ГД ФС РФ 19 декабря 2008 г. №. 273-ФЗ]. //- Российская газета. 2008. 30 декабря. С. 12.

5. Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов. [Текст]: федер. закон: [принят ГД ФС РФ 3 июля 2009 г. № 172-ФЗ] // Российская газета. 2009. 22 июля. С. 15.

6. Айрапетян Э. С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 68-71.

7. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в органах государственного управления. [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. эконом. наук (08.00.05) / Дронов Роман Владимирович; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, -Санкт-Петербург, 2010. 12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.